Однако расстановка сил кардинально поменялась в 681 г. после VI Вселенского собора в Константинополе, когда монофелитство было предано анафеме и вероисповедное единство Византии и сиро-египетских православных восстановлено. Побежденное монофелитское вероучение неожиданно обрело новую жизнь в землях халифата. Значительная часть ближневосточных мелькитов-арамеев продолжала придерживаться этого вероисповедания; оно стало для них средством сохранения этнокультурной самобытности, позволявшим избежать поглощения как греческим православием , так и сирийским монофизитством. Община сиро-ливанских монофелитов сложилась в субэтнос маронитов, получивших это название, по одной из версий, по имени своего первого духовного центра – монастыря св. Маруна на Оронте или, по другой версии, в честь Юханны Маруна, легендарного основателя маронитской церковной организации на рубеже VII–VIII веков. В этот период происходили неоднократные столкновения православных с маронитами в различных местностях Сирии и Ливана. Полемика с маронитской доктриной стала одним из направлений мелькитского богословия VIII–IX вв. Благодаря византийско-арабскому мирному договору 685 году, православные сумели привлечь на свою сторону власти халифата и использовать их в борьбе с монофелитством. Серджун ибн Мансур, опираясь на арабскую военную силу, приводил к покорности сирийских еретиков. 29 Такую силовую акцию еще раз попытался повторить в 745 году антиохийский патриарх Феофилакт Бар Канбара, пользовавшийся поддержкой халифа Мервана. По мнению некоторых авторов, именно после волны мелькитско-маронитских конфликтов 745 года, произошедших в монастыре св. Маруна, Халебе и Манбидже, марониты создали автономную церковь во главе с патриархом. И только поздняя мифологизированная историография этой общины приписала лавры «отца-основателя» Юханне Маруну. 30 Христиане различных исповеданий активно боролись за доступ к административным должностям, за влияние на халифов. Известно, например, о диспуте маронитов и яковитов в 660 году в присутствии Муавии, выступавшего в качестве третейского судьи. 31 В правление халифа Абд аль-Малика (685–705 гг.) видную роль в государстве играла монофизитская группировка во главе с Афанасием Бар Гумойе из Эдессы. Халиф сделал Афанасия наставником и секретарем своего младшего брата Абд аль-Азиза, наместника Египта. Два десятилетия Афанасий управлял от его имени богатейшей провинцией, собирал налоги и нажил огромное состояние. По понятным причинам, Серджун ибн Мансур не смог ужиться с соперником такого масштаба. Когда, после смерти Абд аль-Азиза около 704 года, Афанасий с огромным караваном своего имущества возвращался на родину, Серджун обратил на это внимание халифа: «Бар Гумойе выгреб все подвалы Египта». 32 Абд аль-Малик ограничился тем, что изъял половину богатств Афанасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Марона , либо в честь Юханны Маруна , основавшего самостоятельную маронитскую церковную орг-цию (ок. 685). В кон. VII-VIII в. отмечены неоднократные столкновения православных с маронитами в различных местностях Сирии и Ливана; полемика с маронитской доктриной стала одним из направлений мелькитского богословия VIII-IX вв. Крест. Антиохия (?). VI в. (Метрополитен-музей. Нью-Йорк) Крест. Антиохия (?). VI в. (Метрополитен-музей. Нью-Йорк) До нач. VIII в. правосл. предстоятели Антиохийской кафедры продолжали жить в К-поле. Источники не сохранили сведений не только о годах правления, но и об именах нек-рых из них. После кончины Георгия II (ок. 702) прервалась и эта линия Антиохийских Патриархов в изгнании. Патриаршее преемство было восстановлено 40 лет спустя в самой Антиохии, когда халиф Хишам разрешил христианам избрать на Антиохийскую кафедру сирийца Стефана III . Обращает на себя внимание тот факт, что в VIII-X вв. араб. власти часто открыто вмешивались в избрание Патриархов, добиваясь рукоположения своих ставленников, к-рыми иной раз оказывались чиновники-христиане из администрации халифа, не носившие ранее духовного сана. Мусульмане были озабочены в первую очередь лояльностью мелькитских Патриархов; именно поэтому арабы предпочитали видеть на Патриаршем престоле арамеев, не владевших греч. языком и ничем не связанных с Византией. Со своей стороны многие Антиохийские Патриархи сотрудничали с мусульм. властью, насколько это не вынуждало их изменять своим религ. убеждениям. Дальше всех по этому пути пошел Иов , сопровождавший араб. армию в походе на Аморий (838) и уговаривавший сдаваться гарнизоны осажденных арабами визант. крепостей. В то же время нек-рые Патриархи (напр., Феодор I ) подверглись преследованиям мусульман по подозрению в связях с Византией. В целом для большинства мелькитов, даже совершенно лояльных к мусульманам, долгое время было характерно восприятие араб. владычества как временного попущения Божия; они ощущали свою причастность к христ. миру, относясь к визант.

http://pravenc.ru/text/115764.html

Сейчас в Ливане проживает около 2 млн христиан (40 % населения), и это единственная страна арабского мира, где количество мусульман незначительно больше, чем христиан. Но, как пишет в своей книге иорданский принц Аль Хасан Бин Талал, «намного более значимым показателем, чем численность христиан в современном арабском мире, является их общественная, экономическая, культурная и в некоторых случаях политическая значимость. На протяжении XIX века христиане Оттоманской Сирии (нынешние Ливан, Сирия, Палестина, Израиль и Иордания) — в особенности протестанты и католики — униаты — играли ведущую роль в арабском возрождении в тот период. В это время из их числа выходит плеяда великих учёных и мыслителей, оказавших значительное влияние на возрождение арабского гуманизма и заложивших интеллектуальные основы национальной арабской идеи». Рассмотрим крупнейшие из существующих в Ливане христианских конфессиональных общин. Марониты [ править править код ] Марониты — сторонники маронитской церкви, отделившейся от ортодоксального христианства во времена Византийской империи, и состоят в унии с Римской католической церковью. Марониты этнически являются сирийцами-христианами, принадлежащими к секте св. Маруна, отшельника и проповедника, жившего в Сирии в III веке нашей эры. Как пишет М. А. Родионов в своей работе «Марониты. Из этноконфессиональной истории Восточного Средиземноморья», о раннем периоде развития этой общины известно мало и сведения о жизни самого монаха Маруна следует считать полулегендарными. «О самом Маруне известно только со слов Феодорита, епископа города Кирра. Феодорит сообщает, что на вершине горы близ Кирра, прямо под открытым небом поселился отшельник Марун, изнурявший себя постами, лечивший страждущих, сажавший деревья и освятивший церковь на месте языческого храма.» После смерти почитаемого подвижника его скит превратился в огромный монастырь, вмещавший не менее 800 человек. Известно также расположение этого скита, превратившегося в конце IV в. в монастырь неподалёку от Антиохии, между Апамеей (Фамийа) и Эмессой (Хомс), где халкидонит миафелит Феодорит Кирский основал богословскую школу.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Лива...

Среди других (далеко не многочисленных и часто недостоверных) ранних исторических документов о монастыре преподобного Марона есть два, на которые следует обратить внимание. Это свидетельства сиро-яковитского Патриарха Антиохийского Дионисия (†845) и Патриарха Александрийского Евтихия (†941). И хотя их упоминания об обители Марона достаточно разноречивы, но их объединяет то, что все они связывают монастырь с монофелитской ересью, широко распространившейся в Сирии во времена императора Ираклия (†641) 26 . Патриарх Дионисий сообщает, что после изгнания персов из Сирии император Ираклий посетил в 628 году город Орхои(древняя Эдесса, ныне г. Урфа в Турции) — центр сирийского христианства, жители которого в большинстве своем исповедовали монофизитство. Попытка правителя убедить церковные власти принять решения Халкидонского Собора и томос папы Льва I Великого осталась безуспешной. В 629 году император посещает Мабуг(совр. Манбай в Сирии), где встречается с Сирийским Патриархом Антиохийским Афанасием (Гаммала, †631) и двенадцатью епископами для обсуждения вопросов веры. Он надеялся убедить их, что новая формула вероисповедания (две природы и одна воля во Христе) вполне согласуется с доктриной святителя Кирилла Александрийского. После двенадцатидневного обсуждения Патриарх с епископами отверг императорские предложения на основании того, что они не отличались, по их мнению, от позиции Нестория (две различные природы и Личности во Христе) или папы Льва I (две природы в одной Личности). Реакция императора на отказ была резкой. Результатом серьезных преследований стало, по словам Патриарха Дионисия, то, что “многие монахи приняли Халкидонский Собор, включая монахов Бейт-Маруна [Монастыря Марона] вместе с жителями Мабуга, Хомса и большинством людей в Южной Сирии, которые, защищаясь от жестокости, приняли Халкидонский Собор и захватили несколько наших церквей и монастырей” 27 . Второй документ, проливающий свет на историю монастыря Марона, был написан в Хвеке восточным летописцем Патриархом Александрийским Евтихием (933–940).

http://pravmir.ru/o-maronitskoy-tserkvi/

Наблюдался даже переход мелькитов-униатов в маронитскую общину, на что жаловался Кирилл Танос римскому престолу. В то же время сближение мелькитов с маронитами порождало и некоторые трения между ними, в частности в вопросе об отношении к почитаемому маронитами родоначальнику их общины Юханне Маруну, которого мелькиты воспринимали как еретика-монофелита. Когда патриарху Кириллу Таносу прислали печатную парсуну св. Маруна, Кирилл демонстративно порвал ее в клочья. Юханна аль-‘Уджайми посвятил целый трактат обличению еретического происхождения маронитской общины. 1974 Этническое самосознание униатов первоначально оставалось в рамках привычной им системы координат. Они называли себя ромеями – ар-рум, аррум аль-касулик, а своих православных оппонентов именовали «румы-еретики», или «схизматики» (ар-рум аль-аратыка ва-ль-машакин). 1975 К середине XIX в. униатские иерархи и книжники сумели утвердить за своей общиной традиционное самоназвание православных – «мелькиты», претендуя тем самым на древнее наследие ближневосточного христианства и противопоставляя себя православным на субэтническом уровне. 1976 Этническая составляющая униатско-православного противостояния со временем играла все большую роль в развитии мелькитского «национального мифа». В XIX в., в эпоху повсеместного пробуждения националистических движений и идеологий, множество историков и публицистов трактовало раскол 1724 г. и возникновение Мелькитской церкви как выражение арабо-греческого национального противостояния, борьбу греческой (православной) и национальной (католической) партий. 1977 В главе VI мы попытались показать неправомерность подобной трактовки. Суммируем еще раз соображения по поводу этнической природы унии. Первое. Никакого фанариотского засилья в Антиохийской церкви XVI – начала XVIII столетия не было. Она сохраняла полностью арабский характер. Архиереев-греков было немного и эллинизировать сирийскую церковь они не пытались. Вмешательство Константинополя в дела Антиохийского патриархата как правило оканчивалось неудачей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

71 Имеются в виду пять или шесть главных должностных лиц, помогавших патриарху – великий иконом, великий сакелларий, великий скевофикакс, хартофилакс, глава сокровищницы Великой Церкви, и позднее протэкдик, которые с XI в. стали обозначаться титулом «эксокатакил» (ξωκατκοιλος, досл. «находящийся вне опочивальни», т. е. в непосредственном распоряжении патриарха). См.: ODB 2. P. 771. 73 Византийский канонист Димитрий Хоматин в связи с вопросами ставропигии писал, что «каноны» «подчинили пяти патриархам и следующим за ними двум автокефальным архиепископиям, Болгарской и Кипрской, приходы четырех стран света» (Dem.Chom. Opusc. var. 80, 8:119–121). 75 См. сочинение против папского примата, приписываемое Льву Охридскому: Leo Ochr. Ad dicentes Romam primam cathedram (Ρλλης, Ποτλς. 1854. Σ. 409–415). 76 Так и патриарх Михаил Керулларий недоумевал и печалился о разделении Тела Христова учением о главенстве папы, ничего не говоря о пентархии: «Вы зажгли такое пламя и столь потрясли вселенную, разделив тело Христово и члены Его далеко рассеяв. Вы, говорит [ап. Павел], Тело Христово, а порознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, и т. д. ( 1Кор. 12, 27.28 ), но нигде не упомянул о царе (οδαμο βασιλως μνημνευσεν)». Mich. Cel. Panopl. (Michel A. Humbert und Kerullarios, Quellen und Studien zum Schisma des XI. Jahrhunderts. Bd. 2. Padeborn, 1930. S. 255). 78 Brock 2006. P. 174. C. Брок в начале своей статьи приводит выразительный пример: в 727 г. в соборе в Алеппо (ныне Великая Мечеть) произошло настоящее сражение между последователями прп. Максима Исповедника [sic!], отказывавшимися от прибавки к Трисвятому, и сторонниками монахов из Бет Маруна. Разнимать христиан взялся мусульманский эмир, не удержавшийся от насилий и разрушений. 79 Theoph. Conf. Chronogr. (ed. C. de Boor. Leipzig, 1883 (Hildesheim, r 1963) (BSGRT). P. 422:17. TLG 4046/1): Μχρι το νν κα ν τ τρισαγ τν Τριδα σταυροντες. 82 Наиболее значимые памятники: «Повествование о делах армянских» (Narratio de rebus Armeniae 17–19, 71–73. Арутюнова-Фиданян 2004. С. 154–157, 170–171 (греч. текст и рус. пер.)), «Хронография» монаха Феофана (Theoph.Conf. Chronogr. P. 93:5–20), «Хроника» Марцеллина (Marcell. Chron. PL 51, 937–938) и др. Подробнее см.: Janeras 2001; Brock 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

— Сестры уж вышли, плывут, веют ненастьем, — провещал вихорь-Олень. — Я непременно хочу увидеть Маруна! — Увидим, увидим, Лейла. — И альбатроса, и бесстрашного викинга Сталло! — Увидим, увидим, Лейла. Куталось мглистое утро тихим дождем. Падали желтые листья. Мглисто и тихо. Боже, как тихо! Рожаница Укатилось солнце за горы. Зажглись на облаках звезды — ясные и тусклые по числу людей, рожденных от века. А от Косарей по Становищу души усопших — из звезд светлее светлых, охраняя пути солнца, повели Денницу к восходу. И сама Обида-Недоля, не смыкая слезящихся глаз, усталая, день исходив от дома к дому, грохнулась на землю и под терновым кустом спит. Родимая звезда, блеснув, украсила ночное небо. «Мать Пресвятая, позволь положить тебе требу, вот хлебы и сыры и мед, — не за себя, мы просим за нашу Русскую землю. Мать Пресвятая, принеси в колыбель ребятам хорошие сны, — они с колыбели хиреют, кожа да кости, галчата, и кому они нужны, уродцы? А ты постели им дорогу золотыми камнями, сделай так, чтобы век была с ними да не с кудластой рваной Обидой, а с красавицей Долей, измени наш жалкий удел в счастливый, нареки наново участь бесталанной Руси. Посмотри, вон растерзанный лежень лежит, — это наша бездольная, наша убогая Русь, ее повзыскала Судина, добралась до голов: там, отчаявшись, на разбой идут, там много граблено, там хочешь жить, как тебе любо, а сам лезешь в петлю. Или благословение твое нас миновало, или родились мы в бедную ночь и век останемся бедняками, так ли нам на роду написано: быть несуразными, дурнями — у моря быть и воды не найти? Огонь охватил нашу жатву, пылают нивы, на море бурей разбило корабль, разорены до последней нитки. Смилуйся, Мать, посмотри, вон твой сын с куском хлеба и палкой бросил дом и идет по катучим камням — куда глаза глядят, а злыдни — спутники горя, обвиваясь вкруг шеи, шепчут на уши: «Мы от тебя не отстанем!» Вещая, лебедь, плещущая крыльями у синего моря, мать земли — матерь земля! Ты читаешь волховную книгу, попроси творца мира, сидящего на облаках Солнце-Всеведа, он мечет семена на землю, и земля зачинает, и мир весь родится, — попроси за нас, за нашу Русскую землю, чтобы Русь не погибла!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

— Сестры уж вышли, плывут, веют ненастьем, — провещал вихорь-Олень. — Я непременно хочу увидеть Маруна! — Увидим, увидим, Лейла. — И альбатроса, и бесстрашного викинга Сталло! — Увидим, увидим, Лейла. Куталось мглистое утро тихим дождем. Падали желтые листья. Мглисто и тихо. Боже, как тихо! Рожаница Укатилось солнце за горы. Зажглись на облаках звезды — ясные и тусклые по числу людей, рожденных от века. А от Косарей по Становищу души усопших — из звезд светлее светлых, охраняя пути солнца, повели Денницу к восходу. И сама Обида-Недоля, не смыкая слезящихся глаз, усталая, день исходив от дома к дому, грохнулась на землю и под терновым кустом спит. Родимая звезда, блеснув, украсила ночное небо. «Мать Пресвятая, позволь положить тебе требу, вот хлебы и сыры и мед, — не за себя, мы просим за нашу Русскую землю. Мать Пресвятая, принеси в колыбель ребятам хорошие сны, — они с колыбели хиреют, кожа да кости, галчата, и кому они нужны, уродцы? А ты постели им дорогу золотыми камнями, сделай так, чтобы век была с ними да не с кудластой рваной Обидой, а с красавицей Долей, измени наш жалкий удел в счастливый, нареки наново участь бесталанной Руси. Посмотри, вон растерзанный лежень лежит, — это наша бездольная, наша убогая Русь, ее повзыскала Судина, добралась до голов: там, отчаявшись, на разбой идут, там много граблено, там хочешь жить, как тебе любо, а сам лезешь в петлю. Или благословение твое нас миновало, или родились мы в бедную ночь и век останемся бедняками, так ли нам на роду написано: быть несуразными, дурнями — у моря быть и воды не найти? Огонь охватил нашу жатву, пылают нивы, на море бурей разбило корабль, разорены до последней нитки. Смилуйся, Мать, посмотри, вон твой сын с куском хлеба и палкой бросил дом и идет по катучим камням — куда глаза глядят, а злыдни — спутники горя, обвиваясь вкруг шеи, шепчут на уши: «Мы от тебя не отстанем!» Вещая, лебедь, плещущая крыльями у синего моря, мать земли — матерь земля! Ты читаешь волховную книгу, попроси творца мира, сидящего на облаках Солнце-Всеведа, он мечет семена на землю, и земля зачинает, и мир весь родится, — попроси за нас, за нашу Русскую землю, чтобы Русь не погибла!

http://azbyka.ru/fiction/posolon-remizov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРОНИТЫ [Сир.  ; араб.  ,  ], приверженцы вост. христианства, выделившиеся в особую этноконфессиональную группу среди населения Сев.-Зап. Сирии и Сев. Ливана ; в наст. время - арабы-христиане , члены Маронитской католической Церкви . По наиболее распространенной версии, название «марониты» - производное от имени сир. отшельника IV - 1-й пол. V в. прп. Марона (Маруна); основанный в его честь мон-рь близ Апамеи на р. Оронт был в VI в. религ. центром Сев. Сирии. Зарождение общины М. стало следствием церковной политики имп. имп. Ираклия , связанной с насаждением монофелитства . Значительная часть сирийских христиан приняла это исповедание. Первоначально в социальном и этническом плане они не отличались от православных ( мелькитов ) и монофизитов (яковитов) в Центр. и Сев. Сирии. После араб. завоевания сир. монофелиты, группировавшиеся вокруг мон-ря св. Марона, выступали как одна из христ. общин региона, соперничая с яковитами за влияние на халифов. Осуждение монофелитства на Вселенском VI Соборе (681) и конфликтные отношения с мелькитами стимулировали обособление М. в отдельную церковную организацию и этноконфессиональную группу. Утверждения позднейших маронитских историков о создании Маронитской Церкви на рубеже VII и VIII вв. полулегендарным «отцом нации» Иоанном Мароном не имеют научного основания. Оформление особых маронитских церковных структур произошло после серии конфликтов приверженцев этого исповедания с новопоставленным православным Антиохийским патриархом Феофилактом бар Канбарой в 40-х гг. VIII в. Столкновения мелькитов с М. имели место не только в мон-ре св. Марона, но и в больших городах Сев. Сирии - Халебе, Эдессе, Манбидже. Из Эдессы происходил единственный известный нам крупный маронитский ученый эпохи халифата Феофил бар Тума (Феофил Эдесский; † 785), астролог халифа аль-Махди. Постепенно в маронитской среде усиливалась миграция в Горный Ливан, естественное убежище гетеродоксальных религ. групп. Подробности и датировки этого процесса неясны из-за скудости источников по средневек. истории М. (бóльшая часть маронитского лит. наследия была уничтожена в XVI в. католич. миссионерами). Но даже к кон. XI в. не все М. жили в Горном Ливане; их ареал расселения тянулся от побережья у Триполи через Ливанский хребет на восток в долину Оронта. Духовный лидер общины богослов Тума аль-Кафртаби был епископом селения в среднем течении Оронта. Возможно, последние М. покинули внутреннюю Сирию в период противоборства мусульман с крестоносцами за эти территории в сер. XII в. или в ходе монгольско-мамлюкских войн 2-й пол. XIII в.

http://pravenc.ru/text/2562392.html

Следует сказать несколько слов о культурном влиянии, которое мог испытывать на себе автор Жития. Учитывая преимущественно переводческий характер писательской деятельности Ибрахима ибн Юханны, его начитанность в греческой церковной литературе не подлежит сомнению. Можно говорить и о его знакомстве с агиографическим творчеством византийцев в частности. Два сборника гомилий, переведенные Ибрахимом ибн Юханной, – преподобного Ефрема Сирина и святителя Григория Назианзина – содержат энкомии их авторам. Кроме того, на время литературной активности Ибрахима ибн Юханны и возможное время написания им Жития приходится правление в Антиохии Никифора Урана, замечательного византийского дипломата, военачальника и писателя 26 . Многочисленные официальные поручения не мешали ему вести обширную литературную деятельность. В числе его сочинений – помимо известной «Тактики», писем и стихов – два жития: преподобного Симеона Столпника Младшего († 596) и преподобного Феодора Начертанного († ок. 840) 27 . В высшей степени вероятно, что Ибрахим лично знал Никифора Урана или по крайней мере был знаком с его произведениями. О том, что Ибрахим ибн Юханна опирался в своем творчестве на византийскую традицию, свидетельствует и тот факт, что Житие написано в целом согласно классической схеме византийского похвального жития 28 . Однако в эту форму агиограф облек жизнеописание мученика – так патриарх назван уже в первой фразе. В дальнейшем Ибрахим ибн Юханна не злоупотребляет этим наименованием – оно появляется всего несколько раз, но с поразительной закономерностью именно в ключевые для мученичества моменты: сцена убийства («Когда же мученик пал на землю, его голова была отрублена...») 29 , наказание убийц («горняя справедливость не могла не воздать за кровь мученика...») 30 , , обретение мощей («[новый патриарх] навел справки об истории мученика и разыскал останки его непорочного тела... его досточтимый прах явился уже спустя восемь дней после его мученичества») 31 , небесная слава («он поселился на горних небесах, водворяясь... в лике святых мучеников») 32 . Кроме того, есть еще одна фраза, в которой автор прямо называет убийство патриарха мученичеством 33 . Даже если эта закономерность не является продуманным стилистическим приемом, она все же свидетельствует о следовании автора, хотя бы и подсознательном, композиции мученичества, которая таким образом прочитывается сквозь более очевидную композицию похвального жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005