Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМИАН († после 1154, Киев?), еп. Юрьевский (Каневский) (см. Юрьевская на реке Рось епархия ). Сведения о Д. сохранились в Галицко-Волынском своде кон. XIII в. в составе Ипатьевской летописи и Московском летописном своде кон. XV в. Очевидно, архиерей был поставлен ранее 1145 г.: в этом году Киевский митр. Михаил уехал в К-поль и рус. епископы, в т. ч. Д., дали ему «рукописание», что не станут без митрополита «в Святей Софьи служити». В 1147 г., выполняя приказ вел. кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича , вместе с др. 6 южнорус. епископами Д. приехал в Киев для участия в Соборе, целью к-рого было поставление на Киевскую митрополию зарубского схимника и книжника Климента Смолятича , состоявшееся 27 июня. Посольство киевлян во главе с еп. Дамианом к кн. Изяславу Давидовичу. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 199 об.) Посольство киевлян во главе с еп. Дамианом к кн. Изяславу Давидовичу. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 199 об.) В 1154 г., после того как в битве под г. Белая Вежа войска правившего в Киеве смоленского св. блгв. кн. Ростислава (Михаила) Мстиславича потерпели поражение от войск черниговского кн. Изяслава Давидовича и кн. Глеба Юрьевича, в союзе с к-рыми выступили половцы, киевляне, опасаясь захвата города половцами, послали Д., находившегося в то время в Киеве, звать на княжение Изяслава Давидовича. Благодаря посредничеству Д., к-рого летописец уже титулует Каневским, передача власти в Киеве прошла мирно. По мнению Я. Н. Щапова , миссия Д. в 1154 г. говорит «об особой, не только епархиальной, но и киевской, компетенции главы пограничной с Полем кафедры» ( Щапов. С. 46). Изменение титула Д. между 1147 и 1154 гг. свидетельствует о переносе епархиального центра в этот период с верховьев Роси в ее низовье, в Канев, что может быть связано с усилением опасности со стороны степи в эти годы. В визант. перечне рус. епархий 60-х гг. XII в. центром епископии назван Канев ( Darrouz è s. Notitiae. P. 367. Note 768).

http://pravenc.ru/text/168776.html

с 26.03.1893 24.08.1893 Антоний (Соколов), епископ бывший епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии с 03.09.1893 20.04.1911 Викарии Черниговской епархии Новгород-Северские епископы С 21 августа 1868 года Имена Сведения Феофилакт (Праведников), епископ рукоположен с 13.10.1868 12.01.1869 Серапион (Маевский), епископ рукоположен с 04.05.1869 по 15.05.1876 епископ Черниговский и Нежинский Афанасий (Пархомович), епископ рукоположен с 09.06.1885 по 04.03.1889 епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии; 05.09.1910 Антоний (Соколов), епископ рукоположен с 24.09.1889 по 19.01.1891 епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии; 20.04.1911 бывший епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии со 2.02.1891 по 26.03.1893 епископ Черниговский и Нежинский; 24.08.1893 Юрьевская (Юрьев под Киевом на реке Рось). Учреждена около 1072 (1036) года Юрьевская (иногда Каневская) Кафедра в Юрьеве Имена Сведения Михаил, епископ упоминается в 1071 и 1073 неизвестно Антоний, епископ упоминается в 1088–1091 неизвестно Карион (Марин), епископ рукоположен После разорения Юрьева половцами кафедра в 1095 году была перенесена временно в Святополч до 1103 года, когда Юрьев был восстановлен Даниил, епископ рукоположен с 06.01.1113 09.09.1122 Кафедра временно перенесена в Канев, и епископы стали называться Каневскими Дамиан (Диодор), епископ (епископ Каневский) упоминается в 1147 по 1154 неизвестно Безымянный епископ упоминается неизвестно Адриан, епископ Белгородский рукоположен с 1190 упоминается в 1196, 1197 в конце XII века (1197) Алексий, епископ упоминается с 1231 епископ Полоцкий, Белгородский и Юрьевский, неизвестно В XIII веке перешла в управление Киевских митрополитов. Юрьевская (в Дерпте Ливонском) и Виленская Учреждена в 1570 году. Кафедра в Юрьеве (Дерпте) Имена Сведения Корнилий, епископ рукоположен 1570 (1575, 1578) Савва, епископ упоминается с 1578 по 24.02.1582 изгнан; неизвестно Кафедра закрылась по случаю завоевания Ливонии шведами. Якутская Учреждена 4 ноября 1869 года

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прп. Игнатий иконник. Симоновский, Московский (20 декабря). † после 1442 г. Прп. Иаков Брылеевский (11 апреля). † 1444, 25 июля Прп. Макарий Унженский. †1445, 11 июня Прп. Варнава Ветлужский. †1445, 12 июня Прп. Арсений Коневский. Сер. XV в. Прп. Афанасий Мурманский, Олонецкий (8 марта). Сер. XV в. Прп. Евмений Мурманский, Олонецкий (4 июня). Сер. XV в. Прп. Елеазар Мурманский, Олонецкий (4 июня). Сер. XV в. Прп. Назарий Мурманский, Олонецкий (4 июня). Сер. XV в. Св. прав. Кирилл Вольский (9 июня; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Вологодских святых). Епархии Русской Православной Церкви (кон. Х – сер. XV в.) 2991 До 997 г., возможно, 988–990 гг. Киевская митрополия Константинопольского патриархата (в 12991300 резиденция фактически переносится во Владимир Суздальский 2992 , с 1325 г.– резиденция в Москве). Одновременно с Киевской митрополичьей кафедрой Белгородская под Киевом епархия (примерно до 1165 г. Белгородский епископ был викарием Киевского митрополита). В XIII в. присоединена к митрополичьей епархии. Одновременно с Киевской митрополичьей кафедрой Новгородская епархия (примерно с 1165 г.– архиепископия). 1005–1006 гг. или, возможно, позднее – ок. 1088 г. Туровская епархия. Одновременно с Киевской митрополичьей кафедрой или в 1024–1036 гг. Черниговская епархия (в 1060–1080-х гг. – титулярная митрополия). В XIV в. кафедра перемещалась в Брянск. До 1050–1060-х гг.; возможно, одновременно с Киевской митрополичьей кафедрой Полоцкая епархия. До 1072 г., возможно, одновременно с Киевской митрополичьей кафедрой Переяславская под Киевом епархия (с 1060– 1070-х гг. и примерно до 1100г.– титулярная митрополия). В 1269 г. объединена с Сарайской епархией. До 1070-х гг. Ростовская епархия (выделена из Переяславской; с 1090-х примерно до 1136 г., вероятно, была вакантна и управлялась из Переяславля). До 1072 г., возможно, в 1036–1054 гг. Юрьевская на реке Рось епархия (в 3-й четв. XII в. кафедра пребывала в Каневе). В XIII в. присоединена к митрополичьей епархии. 1078–1086 гг., не исключено, что одновременно с Киевской митрополичьей кафедрой

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

И потом уже без всякой иронии добавляет: — Мне уже тридцать, а претендентов на роль крепкого мужского плеча, на которое иногда так хочется опереться, не находится… и детей нет. Слушаю девушку, вот, кажется, завидная невеста. Ухожена, хорошо одета, взгляд уверенный и независимый, и в тоже время в нём явно чего-то не хватает, но чего? И вдруг как озарение: света, в её глазах нет света! Подвожу девушку к иконе святых князей Петра и Февронии и говорю ей: — Богам молиться не надо, молись Христу и обращайся вот к этим святым, они знают, что такое любовь, и обязательно помогут. Ты, наверно, думаешь, что настоящий мужик на твою машину клюнет или на квартиру позарится? Может, альфонс и позарится. А настоящему всё это не в счёт, ему подавай свет в твоих глазах. Только без Света в душе, откуда ему взяться в глазах? Так что, если хочешь, начинай трудиться. А как, я тебе подскажу. В зелёном флюоресцирующем жилете, с большой палкой, словно с копьём наперевес, я сам себе нравился и походил на славного рыцаря Дон Кихота . В это время мои враги, сбившись кучкой, молча ожидали моего возвращения. И когда мне оставалось до них не больше десятка метров, с воем бросились в атаку. – Зелё-ё-ё-ный, бр-р-р-ось палку! Б-р-р-рось, б-р-р-рось, б-р-р-рось палку! Я лихо промчался мимо, а вся ватага рванула за мной, хором требуя моего полного разоружения. – Б-р-р-р-рось! Б-р-р-р-рось! Б-р-р-р-рось! Стремглав вылетев за деревню и оставив преследователей далеко позади, я похвалил своего железного Росинанта: — Молодчина, без твоей помощи эти маленькие бандиты наверняка бы разорвали меня на тысячу кусочков. Всё ещё находясь под впечатлением погони и размахивая над собой копьём, неожиданно в голос запел известную итальянскую песенку из одного забавного фильма, в котором когда-то снимался Артист. В фильме они исполняли её дуэтом с другим всеми любимым актёром. Не знаю, как сегодня, но тогда эту песенку дурашливому дуэту подпевала вся страна. Потом представил, как сам выгляжу со стороны, перестал петь и выбросил палку.

http://pravmir.ru/velosiped/

Глаза на лицах цветного народа тоже, что звезды на полуночном небе. Богослужение состояло из гимнов и проповеди. Будучи по преимуществу методистами, негры при богослужении пользуются общими методистскими гимнами; но у них есть и свои, и последние-то особенно энергично подхватываются негритянскими голосами и особенно сладостно отзываются в негритянских сердцах. Они принадлежат негритянским поэтам, которые одни только могли своим поэтическим гением постигнуть всю глубину негритянского сердца и выразить его чувство в дивно-негритянских стихах. Леса и горы кругом трепетали и дивовались, когда цветной народ пел один из своих любимейших гимнов: " Джизос 15 , дай мне вымыться в реке, Дай мне вымыться в реке, В реке, в реке, в реке, в реке, В реке, в реке,реке. Джизос, дай мне любить сестру, – в реке, Дай мне вымыться в реке, В реке, в реке, в реке, в реке, В реке, в реке,реке» и т. д. После нескольких таких гимнов выступил цветной проповедник со словом. Цветной народ здесь говорит английским языком, хотя и с африканским оттенком, напоминающим в выговоре грубую отрывистость наших казанских татар. Проповедник был истинным пастырем своего народа и говорил с таким же акцентом, немало затрудняющим для иностранца понимание английского языка. Я, однако же, внимательно слушал и проникал в тайну негритянского слова. Проповедник между прочим говорил: «Бог создал землю, Он создал солнце, луну и звезды. Он создал только одно солнце, одну луну и одну землю. Почему Он не создал два солнца, две луны и две земли? Это тайна, которой мы не знаем. Она ставила в тупик Платона п Демосфена и всех великих ученых мужей. Этой тайны не знал даже Моисей, а он был величайший историк, когда-либо живший на земле. Он учился в Египте между цветным народом и был их другом, – да, другом, лучшим, какой только был у них когда-нибудь». Перейдя затем к новому завету, проповедник продолжал: «Что такое был Иисус? Он был Сын Божий. Некоторые древних времен хронологисты говорят, что Он был иудей. Мне нет дела до этого, что Он такое был, был ли Он иудей, или индеец, или араб, или цветной человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

Рось, Русская Поляна (южнее Роси), Русский Орчик (у Полтавы), Русское Лазовое (у Харькова), Русская Буйловка, р. Рось (так иногда называлась р. Оскол), р. Русь (на севере этой территории) – приток Сейма, р. Нарусса (у Трубчевска), Русский Брод (у Ливен) и другие. Все это, основательно подкрепленное и другими, самыми разнообразными историческими, этнографическими, археологическими данными, позволило сделать важнейший вывод: в VI – VII веках на указанной территории сформировался племенной союз под главенством племени «рос», включавший в себя часть полян (двуспиральные височные кольца – Русь в самом узком смысле) и северян (односпиральные кольца). «Русский племенной союз был, по всей вероятности, длительным и прочным, так как внутри его создалась своеобразная и устойчивая материальная культура, частично сохраненная и в XI – XII вв. (северянские височные кольца)». Этот союз являлся «одной из обособившихся областей юго-восточной части венедского массива... сохранившей до XII века наименование Русской земли... Ядром Русской земли явилось Среднее Поднепровье от бассейна Роси до Тясмина и часть Левобережья с Переславлем Русским и нижним течением Суды, Пела и Ворсклы... Именно здесь во времена Геродота и несколько позднее существовали земледельческие «царства» сколотов («скифов-пахарей»), являвшихся славянами или точнее праславянами», – заключает Б. А. Рыбаков [II, 12, с. 73, 85]. Фибулы – застежки плаща (VI в., Среднее Поднепровье) Во главе, пусть еще слабой, но все же государственности (!) росов в VI веке встал князь Кий (с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью). По мере подчинения князьям из династии Киевичей в состав Русской земли входили все новые области и племена. В названии русских земель форма «Рос» менялась на «Рус» под влиянием северных славян, для говора которых характерна замена (замещение) «о» на «у». Но очень долго бытовала и начальная форма «Рос». Так, первый свод законов у нас назван «Правда Росьская». Постепенно Русь становилась известной в разных, часто весьма отдаленных уголках тогдашнего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Южные пределы митрополичьей епархии в рассматриваемый нами период не могут быть установлены с точностью, потому что они постоянно изменялись. Вскоре после нашествия монголов, в ведение митрополитов перешла область епископов Юрьевских, и вследствие этого границы Киевской епархии в конце XIII в. отодвинулись до р. Роси. В этих пределах митрополичья епархия заключалась в течении всего XIV в., пока Рось оставалась южной границей заселенной части Киевщины. В XV в., благодаря успешной борьбе Витовта с татарами, область Киевщины расширилась, и русские поселения появились уже вблизи берегов Черного моря 236 . Оттеснивши татар и желая оградить южные границы, Витовт восстановил на Днепре Канев и основал несколько новых поселений и городов, а в том числе Черкасы, Кременчуг и др. Вместе с этим расширением пределов Киевщины в XV в. отодвинулись к югу и границы Киевской епархии. Но так было только до конца XV в. В 1482 г. Крымский хан Менгли-Гирей разрушил построенные Витовтом укрепления, опустошил юго-западные окраины и на северных берегах Черного моря расположил кочевья Подвластной ему ногайской орды. С этого времени заселенная часть Киевского княжества, а вместе с тем и пределы митрополичьей епархии, снова стали ограничиваться на юге р. Росью. За этой рекою начиналось уже обширное, почти пустынное пространство, пролегавшее от берегов Роси до Днепровских порогов. Это обширное пространство служило местом постоянной партизанской войны между татарскими и русскими удальцами. Но под прикрытием последних южно-русская колонизация, по мере оттеснения татар, постепенно выдвигалась в степь. В начале XVI в. область русских поселений перешла уже за р. Рось, а в половине этого века отодвинулась до Днепровских порогов на юг и до Северного Донца на юго-восток. Область новых русских поселений вошла в состав епархии митрополита. Поэтому можно сказать, что южные и восточные границы Киевской епархии совпадали с теми же границами Украины, захватывая нынешние губернии Киевскую и Полтавскую и северные части губерний Екатеринославской и Херсонской.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

de l " Ас. Imp.», VI, 1863, 217–238; «О научных пособиях» и т. д. – в «Журн. Мин. Нар. Пр.» 1863, 1–14; «Ein Beitrag zur Frage» и т. д. – в «Bull. de l " Acad. Imp.», VII, 1864, 148–158; «Das botanische Museum» etc. – в «Zur Geschichte der Museen der К. Akademie der Wissenschaften», прилож. к «Bull. Acad.», VII, 1864; «Очерк истории Ботанического Музея» – в «Зап. Ак. Н.», V, 2, 1864; «Über den Ursprung des Tschornosjom» – в «Bull. Ас.», VII, 1864, 417–425; «Über die... Bedeutung des Tschornosjom» – в «Bull. Ac.», VII, 1864, 425–438; «О происхождении чернозема» – в «Учителе» 1864, 10, 11, 12, 9; «Разбор соч. Борщова» и т. д. – в «XXXIII прис. Дем. нагр.», СПб. 1865, 146–158; «Beiträge zur Geschichte» и т. д. в «Bull. Ас.», VIII, 1865; «Über eine mikroskopische Süsswasser-Alge» etc. – в «Bull. Acad.», IX, 1866, 35–43; «Neuere geobotan. Untersuchungen» etc. – в «Bull. Acad.», IX 1866, 482–569; «Геоботаническое исследование о черноземе», СПб. 1866; «Разбор 1-го вып. соч. Цабеля» и т. д. – «XXXVI прис. Дем. нагр.», СПб. 1866; «Замечания по поводу доклада комиссии» и т. д., СПб. 1866; «Revisio Campanularum Caucasi» – и «Bull. Ac.», XI, 1867, 203–222; «Новые исследования о черноземе» – в «Натуралисте» 1867, 13–20; «Sternbergia Fischeriana» – в «Gartenflora» 1868, 100–102; «Caucasische Zwiebelgewächse» и т. д. – в «Gartenflora» 1868, 130–132, «О сочинении Шперка» и т. д. – в «Зап. Имп. Акад. Наук», XIV, 1869, II, ст. 123–125; «Freicher von der Osten-Sacken u. F. I. Ruprecht: Sertum tianschanicum» etc., СПб. 1869; «Flora Caucasi», ч. 1 – в «Mém. Acad.», VII sér., XV, 2, 1869; «О ботанических названиях» в «Толковом Словаре Даля» и т. д. – в «Зап. Им. Ак. Наук» XVII, 2 ст. 87 и 88, и некот. другие статьи. В «Трудах Ботанического Сада Имп. Юрьевск. Унив.», т. XIV, 1913, напечатаны письма Р. к жене (урожденной Мейнсгаузен) за время его путешествия на Кавказ. «Bullet. de L " Acad. Imp. des scienees de St. Pétersb.», XVI, 1871, приложение; «Allgemeine Deutsche Biographie», т. 29, ст. 748–753; К. Максимович, «Очерк жизни и трудов Ф. И. Рупрехта», СПб. 1871; «Отчет Имп. Русского Географ. Общества» за 1870 г.; «Отчет Имп. Академии Наук» за 1870 г.; «СПб Ведомости» 1870, 201; Б. Л. Модзалевский, Список членов Императорской Академии Наук 1725–1907, СПб. 1908, стр. 50; «Вестник Росс. Общ. Садоводства» 1870 г., 6, стр. 537–538·, Г. Геннади, Словарь писателей, т. III, М. 1908; А. Пыпин, История Русской Этнографии, т. IV, стр. 288, 294; В. И. Липский, Биографии и литературная деятельность ботаников и лиц, соприкасавшихся с Имп. Ботаническим Садом. Вып. III, Пгр. 1915, стр. 424–432 (с портр.); Д. И. Литвинов, Библиография флоры Сибири, СПб. 1909, стр. 243–247; Энциклопед. Словарь Брокгауза-Ефрона, полут. 53, стр. 293. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  Что лодка на реке, то человек в жизни. Видим, что лодка сама собою вниз по реке плывет, а против течения или вверх по реке никак плыть не может. Но, если надо ей идти вверх по реке, нужны сильные гребцы или парус с попутным ветром, двигающий ее. Так и человек. По плоти, по прихотям и страстям и по злой воле своей, как растленный, сам собой и удобно, и легко живет, как судно вниз по реке само собою плывет. Помышление человеческое прилежно склоняется на зло от юности его (Быт. 8:21). Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15:19). Страсти и прихоти наши с нами родятся, и потому им следовать и волю их творить легко нам и угодно, как в судне по реке плыть. Но против злой своей воли жить, и ее побеждать и воле Божией покорять, и против прихотей и страстей стоять и сражаться, и их распинать и умерщвлять, и так благочестиво и по-христиански жить, самим нам так же неудобно и невозможно, как судну самому без гребцов и парусов против течения реки плыть. Отсюда видим, сколько написано книг, которые стремление страстей воспрещают; сколько проповедники трудятся и против страстной плоти словом гремят, и судом Божиим человека устрашают, и страхом временной и вечной казни смущают и удерживают; и сам человек, слыша слово, ужасается, и смущается, и кается часто. Но, однако, по воле страстей и прихотей вниз нисходит, как судно по реке стремится. Такое-то растленное естество имеем мы, христиане, в такую подлость и окаянство впал человек через грех, в такое бесчестие предивная эта красота – Божий образ – хитростью дьявольской пришел! Что же нам делать? По прихотям и страстям жить – христианству, и вере святой, и слову Божию противно, и это явная беда и пагуба. Против стремления страстей стоять и сражаться, их усмирять и побеждать сами по себе не можем. Надо непременно вышеестественной силе нам помогать, и нас, как судно против течения, подвигать, и постоянно возбуждать и укреплять, и против стремления страстей возбуждать, и их побеждать, и сердце наше к воздыханию и сердечной молитве и прочим христианским добродетелям подвигать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

(Описание маршрутов плавания по Черному морю и сухопутных маршрутов по Болгарии) Что касается страны ар-Русиййа, то к этой секции относятся [следующие] ее города: Луниса 498 , Зала 499 , Саклахи 500 , Галисиййа 501 , Синубули 502 , Барамуниса 503 , Арман 504 , Барасаниса 505 , Луджага 506 , Саска 507 , Авсиййа 508 , Кав 509 , Баразула 510 , Баразлав 511 , Канив 512 , Улиски 513 , Мулиса 514 . Что касается города Бармуниса, то он расположен на реке Данабрис 515 ; это красивый город. От него до города Синубули шесть дней [пути]; это большой процветающий город, [стоящий] на реке Дану 516 , с западной стороны. Точно так же от города Бармуниса до города Кав, [стоящего] на реке Данабрис, вниз по реке шесть дней [пути]. От него до города Баразула, [находящегося] к северу от реки (ал-вади 517 ), пятьдесят миль. От него до [города] Авсиййа по суше два дня [пути]; это маленький цветущий город. От города Авсиййа до города Барасаниса два дня [пути]; это многонаселенный красивый город, [расположенный] в стороне от реки 518 . От него до города Луджага два дня [пути] на север. От города Луджага до города Арман три небольших перехода на запад. Точно так же от города Арман на восток до города Барасаниса четыре перехода. От [города] Барасаниса до города Мулиса, [стоящего] в устье реки Данабрис, пять переходов. А Улиски – это город, [расположенный] на восточной стороне устья реки Данабрис. От города Улиски до города Канив три перехода. От вышеупомянутого города Баразула вниз по реке до города Баразлав один день [пути]. От города Баразлав вниз по реке до вышеупомянутого [города] Канив полтора дня [пути]. От города Канив до города Най 519 из земли Куманиййа шесть переходов. (Пер. И. Г. Коноваловой по: Идриси. Р. 909–913) I.9.1.3 Шестой климат, шестая секция (Описание сухопутного маршрута по Восточному Причерноморью от Трапезунда до Тмуторокани) Город Матраха – это большой, цветущий город, имеющий множество областей, обширные земли, благоустроенные селения, посевы, следующие один аз другим. Он стоит на большой реке, именуемой Сакир 520 . Она представляет собой рукав, который подходит к городу от реки Исил 521 , а главное русло последней идет к городу Исил 522 , что на море Табаристана 523 . От города Матраха до города Русиййа 524 двадцать семь миль. Между жителями Матрахи и жителями Русиййа идет постоянная война.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010