Вследствие того он немедленно и заложил каменный храм, который, по свидетельству летописцев, был потом украшен иконами многоценными, златом, каменьем драгим, жемчугом великим бесценным, финифтью, цатами различными и аспидными, всякими узорочьями; от низу до верху по стенам и столпам окована златом; двери и ободверье тоже; сень от верха до деисуса вся украшена золотом; ерусалим золотой, с каменьями дорогими; рипидии многоценные; кадила различные. При этом храме св. Кн. Андрей устроил после и иноческую обитель, а около ее основал город Боголюбов, бывший любимым его местопребыванием: здесь последовала и несчастная его кончина. При нашествии татар, в 1238 году, город и монастырь разорены, сокровища похищены – и теперь существует здесь, вместо города, село Боголюбово; а в монастыре соборная церковь Владимирския Богородицы, без прежнего великолепия, с кельями старинной архитектуры. В этом храме находится древняя Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Боголюбской; она написана по желанию князя Андрея Юрьевича, вследствие бывшего ему в марте 1157 года сонного видения. Празднество этой иконе совершается дважды в год: 25 марта, с 1157 года, и 18 июня, с 1771 года, в память чудесного избавления Владимира и его окрестностей от морового поветрия; последнее празднество сопровождается и крестным ходом из Владимира в Боголюбов монастырь. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Муроме; состоит под управлением архимандрита. Монастырь сей замечателен своей древностью: известно, что в конце XI века он уже существовал; но когда именно основан, сведений нет. Здесь три каменные церкви, из коих соб. Преображения Господня. Сын В. К. Владимира Мономаха , Князь Изяслав, убитый в 1096 году, был сначала погребен в здешней обители; а потом останки его перенесены в Новгородский Софийский Собор. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, муж. 3 класса; в уездном городе Муроме; находится под управлением игумена. На сем месте была церковь Благовещения Богородицы, построенная в XII веке св. князем Константином Святославичем Муромским, где он, по кончине, и погребен с супругой, княгиней Ириной, и детьми Михаилом и Феодором.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Обитель эта прежде называлась Преображенскою-Суздальскою, по главной церкви; а когда случившийся в 1501 году пожар все строения монастыря, бывшие тогда большей частью деревянные, обратил в пепел: то при возобновлении архимандритом Константином, поврежденную пожаром соборную церковь разобрали, и при сем случае, нашли (1511) мощи св. Евфимия нетленным и, тогда и обитель, в честь этого Преподобного, наименована уже Спасо-Евфимиевой. В 1587 году, после второго пожара, оставившего в обители развалины, возобновлена она тщанием усердствующих и приведена опять в цветущее состояние. Здешняя соб. церковь , Преображения Господня, сначала существования обители построена св. Евфимием каменная, и была освящена в 1357 году; в 1507, после пожара, разобрана и воздвигнута вновь; а в 1596 еще перестроена, и сделан к ней придел св. Евфимия, где и мощи его почивают открыто, поставленные на нынешнее место 22 февраля 1615 г.; в новейшее время устроена для них серебряная позлащенная рака, в которую они торжественно и переложены в 1823 г. епископом Владимирским Парфением. Здесь, в обители, погребены: Новгородский наместник князь Иоанн Васильевич Оболенский-Стрига, и знаменитый освободитель России от внутренних и внешних беспокойств, князь Дмитрий Михайловиче Пожарский, с прочими лицами своей фамилии. – В числе иноков был здесь и самозванец, Гришка Отрепьев. БОГОЛЮБОВ, муж. 3 класса, в 11 верстах от губернского города Владимира, между реками Клязьмой и Нерлью; находится под управлением архимандрита. Он основан в 1154 году св. В. К. Андреем Юрьевичем Боголюбским по следующему случаю: В. К. Андрей, отправясь из Киева в Суздальскую область, взял с собой икону Пресвятой Богородицы (известную ныне под именем Владимирской); все путешествие продолжалось беспрепятственно; но на том месте, где ныне Боголюбов мон., лошади, на коих везена была св. Икона, остановились и никак не шли далее; их переменили, думая, что усталость их – причина того, но и новые не тронулись с места до тех пор, пока В. К. не произнес обета создать тут церковь во имя Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Первое прославление святителя Феоктиста совершилось спустя 300 лет после его кончины. Супруга царского дьяка Юлиания долго была больна, так что потеряли всякую надежду на её выздоровление. Раз ночью во сне явился ей муж в священном величии и сказал: «поищи гроб архиепископа сего города Феоктиста и получишь исцеление». Дьяк после справок с летописями о гробе блаженного Феоктиста привёз больную в Благовещенский монастырь; отпел здесь панихиду и роздал щедро милостыню. Больная тога даже почувствовала облегчение и скоро совсем выздоровела. По желанию благодарного дьяка тогда же написана была икона святителя, по явлению, бывшему жене его; а в то же время Софийский пономарь Феодор, занимавшийся иконописанием, написал икону его с того древнего подлинника, который сохранялся на стене Софийской паперти, и изобразил святителя в молитвенном положении перед иконой Благовещения. – Вслед затем в 1644 г. Новгородский наместник царя, князь Василий Ромодановский, по благоговейному усердию к святителю, поставил часовню на месте обрушившегося храма; потом устроил раку над мощами с ликом святителя, а наконец возобновил и каменный храм. В 1707 г. открыто положены были мощи святителя. Исцеления продолжались. Так, в 1710 г. поселянка Мария, 20 лет бывшая больной и 3 года слепой, когда облобызала лик святителя на гробе его, мгновенно получила здоровье. В 1714 г. пономарской вдове Евдокии, лежавшей в расслаблении, явился в ночном видении святой и сказал: «для чего напрасно лечишься у глупых волхвов?» Больная велела сыну вести её к гробу святителя Феоктиста и здесь получила исцеление. В 1786 г. мощи святителя, по разрешению Свят. Синода, перенесены были из упразднённого Благовещенского монастыря в Юрьев монастырь и положены были в храме, подле стены, у иконостаса. Архимандр. Фотий устроил придел в честь святителя Феоктиста 356 . Преп. Павла исповедника, епископа Неокесарийского. В гонение Ликиниево (320 г.) был местным правительством обвинён в противлении власти, заклеймён на руках горячим железом и сослан к реке Евфрату. После гибели Ликиния возвратился на престол и в 325 году был в числе других отцов на первом Вселенском Соборе, в Никее.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Феодосия Мстиславна (в иночестве Евфросиния), мать св. кн. Александра Невского, и его брат св. кн. Феодор Ярославич. В 1900 г. при ремонте пола в храме гробницы были обследованы членами Владимирской архивной комиссии. Гробница кн. Феодора оказалась пустой, в др. гробнице найдены кости жен. скелета и скелета младенца. Захоронения кнг. Феодосии и кн. Феодора найдены археологом М. К. Каргером при раскопках в 1933-1935 гг. в Георгиевском соборе Юрьева новгородского мон-ря . 21 июня 1922 г., в ходе кампании по изъятию церковных ценностей , из Георгиевской ц. были конфискованы богослужебная утварь, оклады богослужебных книг и икон. Постановлением президиума Ивановского облисполкома 24 июня 1930 г. храм был закрыт с целью сохранения его как «ценного архитектурного и исторического памятника». Однако при рассмотрении вопроса о передаче храма Владимирскому музею было указано, что здание «ветхое и не является музейной ценностью». В сент. 1931 г. горсовет предполагал снести церковь, т. к. она «мешает движению...». Несмотря на то что в списке архитектурных памятников высшей категории Владимира и района, составленном ок. 1931 г., Георгиевская ц. считалась закрепленной за Владимирским музеем, храм передали конторе Заготзерно. С марта 1936 г. в церкви размещалась артель «Электрик», после 1945 г.- ансамбль «Вишенка», с кон. 70-х гг. здание занимал Владимирский камерный хор, с 1988 г. Театр хоровой музыки (в 1992 преобразован в Гос. концертно-образовательное учреждение «Центр хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси»). Арх.: ГА Владимирской обл. Ф. 556 [Владимирская духовная консистория]. Р-19, Р-24, Р-36; РГАДА. Ф. 281; Ф. 350. 68; Ф. 1209. Оп. 1. 71. Ист.: ПСРЛ. Т. 3; 4; 7; 9; 16; 20. Ч. 1; 21. Ч. 1-2; 25; 27; 34; 39; АСЭИ. 1964. Т. 3. С. 123. 91; Бакмейстер. Известия. 1772. Т. 1. Ч. 2. С. 118; Новосельский А. А. Роспись крестьянских дворов, находившихся во владении высшего духовенства, мон-рей и думных людей по переписным книгам 1678 г.//ИА. 1949. С. 106. Лит.: [Способин И. И.] Владимирский Георгиевский упраздненный муж.

http://pravenc.ru/text/154979.html

М. Ш. была торжественно похоронена в правой стене у алтаря Благовещенского придела 4-столпного одноглавого Успенского собора Княгинина монастыря, построенного на средства ее семьи в 1198/99-1202 гг. ( Бережков. 1963. С. 86). На ее похоронах присутствовали муж, все сыновья (за исключением св. блгв. вел. кн. Константина Всеволодовича, находившегося в Новгороде), мн. жители Владимира-на-Клязьме, духовенство - Смоленский еп. Игнатий и настоятель тверского Отроча в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря игум. Михаил, гости и послы (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 424-425; Т. 18. С. 41). В связи с последними днями жизни М. Ш. упоминается ее духовный отец - настоятель владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря свт. Симон , постриженик Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ), буд. епископ Владимирский и Суздальский (1214/15-1226) и один из авторов Киево-Печерского патерика . На протяжении многих лет он был духовником не только М. Ш., но и некоторых ее детей (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 424; Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Др. Руси. XI-XIII вв.: Исслед., тексты, пер. СПб., 1992. С. 173, 177). Преставление и погребение блгв. кнг. Марии Владимирской. Миниатюра из Лицевого Летописного свода (РНБ. F.IV.233. Л. 614 об.) Преставление и погребение блгв. кнг. Марии Владимирской. Миниатюра из Лицевого Летописного свода (РНБ. F.IV.233. Л. 614 об.) В Летописную Повесть об убиении св. блгв. вел. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского в виде молитвы была включена похвала семье вел. кн. Всеволода Георгиевича, отомстившего убийцам своего старшего брата: «Богу молися помиловати князя нашего и господина Всеволода, своего же приснаго брата да подасть ему победу на противныя, и многа лета съ княгынею и съ благородными детми и мирну державу ему и царство его ныня и присно в бесконечныя векы аминь» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 371). Объемный текст, прославляющий мудрую и боголюбивую М. Ш., сохранился в составе Симеоновской летописи кон. XV в. (в связи с напутствием ею и мужем в 1205 г. их старшего сына Константина Всеволодовича, ставшего новгородским князем). В этом рассказе М. Ш. уподоблялась визант. имп. св. Елене , блж. Феодоре и Киевской св. равноап. вел. кнг. Ольге (Елене) (Там же. Т. 18. С. 40-41).

http://pravenc.ru/text/2562162.html

По инициативе И. Д. в Москве широко развернулось строительство каменных храмов. В 1326 г. был заложен Успенский собор (вместо прежнего деревянного), через 2 года к нему был пристроен придел, посвященный празднику поклонения веригам ап. Петра. В 1329 г. в Кремле возвели ц. во имя Иоанна Лествичника. В 1330 г. И. Д. перенес в Кремль московский в честь Преображения Господня (Спас на Бору) монастырь , был построен монастырский собор. По просьбе вел. князя в кремлевский Спасский мон-рь митр. Феогност перенес архимандритию из загородного Данилова во имя прп. Даниила Столпника мон-ря . И. Д. обеспечил монастырю содержание, храм «украси иконами, и книгами, и съсуды, и всякыми узорочии», «приведе» настоятеля - архим. Иоанна. В 1333 г. в Кремле был возведен новый собор во имя арх. Михаила. Строительная деятельность князя не ограничилась храмоздательством. В последние месяцы его жизни были построены новые деревянные стены Московского Кремля. Преставление вел. кн. Иоанна Даниловича. Миниатюра из Лицевого летопис-ного свода. 1-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 3812) Преставление вел. кн. Иоанна Даниловича. Миниатюра из Лицевого летопис-ного свода. 1-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 3812) Сохранились 2 духовные грамоты И. Д., составленные перед поездками в Орду. Первая датируется, по обоснованному мнению В. А. Кучкина , 1336 г., 2-я - 1339 г. Это наиболее ранние дошедшие в подлинниках княжеские завещания, содержащие богатый материал по истории экономики и социальных отношений в Московском княжестве. В духовной грамоте И. Д. разделил Московское княжество между 3 сыновьями; наибольший удел был выделен Симеону Гордому, Москва оставалась в совместном владении братьев. Кроме того, был выделен удел их мачехе - 2-й супруге И. Д. Часть имущества вел. князь завещал Церкви: 3 села - «святому Олександру» (скорее всего Александрову мон-рю в Переяславле; см.: Кучкин В. А. Духовные грамоты моск. вел. кн. Ивана Ивановича Красного//Средневек. Русь. М., 2004. Вып. 5. С. 275), «блюдо великое» - Успенскому собору во Владимире, серебряные пояса и «порты» - епископским кафедрам, 100 р. И. Д. повелел раздать храмам. Известны грамоты И. Д. печорским (ходящим на р. Печору) сокольникам об освобождении от дани и жителям вотчины Юрьева новгородского муж. мон-ря на Волоке Ламском об освобождении от всех повинностей по отношению к местным властям. Обе относятся ко времени великого княжения И. Д. (он назван в грамотах «великим князем всея Руси»), 2-я грамота датируется временем не ранее 1337 г.

http://pravenc.ru/text/469776.html

20 июля 1990 г. синодальным постановлением Л. был назначен епископом возобновленной Новгородской и Старорусской епархии. 25 февр. 1995 г. возведен в сан архиепископа. Ко времени прибытия Л. в Новгородскую епархию в ней насчитывалось 38 приходов и Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь , к-рый незадолго до того был передан Церкви. Новый архиерей столкнулся с нехваткой духовенства и тяжелым материальным положением епархии. Лев (Церпицкий), митр. Новгородский и Старорусский. Фотография. 2014 г. Лев (Церпицкий), митр. Новгородский и Старорусский. Фотография. 2014 г. По ходатайству Л. летом 1991 г. новгородский облсовет передал в постоянное безвозмездное пользование Церкви Софии Св. собор в Новгороде Великом, Юрьев новгородский муж. мон-рь с Перынским скитом, руины Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря, Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери муж. мон-рь , а также чудотворную икону Божией Матери «Знамение». 16 авг. освящение Софийского собора возглавил патриарх Алексий II. В том же году по инициативе Л. был организован Консультационный совет при Софийском соборе, состоящий из специалистов в области архитектуры, реставрации, живописи. При соборе на базе церковно-археологического кабинета проводятся практические занятия студентов, осуществляются археологические и архитектурные исследования. В епархии существует должность искусствоведа - хранителя Софийского собора. С 11 июля 1997 г. Л. состоит членом Президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры . В 1992 г. по благословению Л. был учрежден Арсениевский комитет, названный в честь митр. Арсения (Стадницкого) . Его председателем является новгородский архиерей. Задача комитета заключается в осмыслении совр. проблем, стоящих перед Церковью и обществом, с учетом опыта государственно-церковных отношений прошлого столетия. В работе комитета участвуют историки и богословы из разных городов России, духовенство Новгородской епархии, студенты. С 1992 г.

http://pravenc.ru/text/2463247.html

Второй раз он был в Тихвине в 1547 году, когда, уже будучи митрополитом всея Руси, он приехал вместе с молодым Иваном IV незадолго до его венчания на царство. Их прибытие было частью ритуальной программы торжеств, разработанных Митрополитом Макарием. Моление Ивана Грозного «у Пречистой на Тихвине» воспринималось как небесное благословение церемонии, уподобившей его византийскому императору. В 1560 году по указу Ивана Грозного и благословению Митрополита Макария был основан Тихвинский Богородицкий монастырь. Устроение монастыря проходило с большой торжественностью. В Успенском соборе Московского Кремля отслужили божественную литургию, на которой присутствовали царь Иван Грозный с царицей Анастасией Романовной и двумя царевичами. Перед образом Богоматери, писаном с чудотворного Тихвинского, совершили молебное пение, и Митрополит Макарий благословил на святое дело новгородского Архиепископа Пимена. Торжественная служба прошла и в новгородском Софийском соборе. Третьего февраля Архиепископ Пимен прибыл в Тихвин. Вместе с ним из Новгорода «для установления чина и обычаев монастырских» приехали опытные в духовной жизни старцы – настоятели Юрьевой, Хутынской, Кирилловской и Отемской обителей. Исполнителем «самодержавного изволения» был назначен «царев муж» — Федор Сырков. Успенский собор Тихвинского монастыря 2/15 февраля в день Сретения Господня архимандрит Пимен отслужил всенощную в Успенском соборе. На следующий день после молебна с чудотворной иконой он освятил территорию будущей обители. На месте трапезной с церковью Рождества был установлен крест. По окончании в Успенском соборе была отслужена литургия. Строительству монастырских зданий предшествовала большая работа по подготовке территории. Посадские дома, располагавшиеся у стен Успенского собора, были перенесены Федором Сырковым на версту к югу на место бывшей деревни Киселево. Место для строительства было осушено и выровнено. Древние монастырские источники сохранили сведения о первых строениях. Под руководством Ф. Сыркова были возведены деревянная трапеза с церковью Рождества Богородицы, хлебня, просвирня, две поварни с колодцами около них, колокольня. Вокруг собора было выстроено каре из 42 деревянных келий, устроены две кельи для немощных старцев. Духовным и композиционным центром монастыря был Успенский собор: «Посреде же убо Лавры стояще Богоматере церковь, яки некое око, всюду зрящи и благолепием своим вся удивляющи, вокруг же ея, аки четырми стенами от четырех стран келиями зрится ограждена, и всюду преславно всеми видима». Территория монастыря была обнесена деревянной стеной с шатровыми башнями, тремя воротами и рвом. У западных ворот был срублен странноприимный дом и возведены дома монастырских служек, у восточных — дома монастырских работников и службы монастырские. Северные ворота вели к реке, на которой были сделаны две мельницы.

http://sedmitza.ru/text/399963.html

Когда вспомню о тебе и обители нашей, то приходит мне утешительная мысль: «Без воли Божией быть ничего не может». Так и с тобой, и с обителью ничего не может случиться такого, чего не попустит Бог . А Он попускает тем, кого любит, искушения и вслед за искушениями дарует избавление от них. Утешаемые искушением, мы прибегаем молитвою к Богу; а получая избавление от искушения, стяжаваем веру в Бога, веру не мертвую, теоретическую, но живую, практическую. Настоящее твое положение сопряжено с трудностями, но эти трудности крайне тебе полезны, необходимо нужны: они сформируют тебя. «Муж неискушен – неискусен, – говорит Писание, – а искушенный примет венец жизни и стяжит дар помогать искушаемым» ( Иак.1:12 ). Веруй, что власы наши изочтены у Бога, тем более пред очами Его – все случающееся с нами. Плыви и правь рулем правления обители в вере на Бога, в терпении, в страхе Божием. Когда стоит кто высоко – должен глядеть вверх, а не вниз; если будет глядеть вниз, то легко у него закружится голова и он упадет. Итак, верой гляди вверх, на небо, на Промысл Божий, и не закружится у тебя голова, не впадешь в смущение и уныние, которые приходят от того, когда глядишь вниз, т.е. когда вместо молитвы и веры вдадимся в свои рассуждения и захотим всякое дело решить одним собственным разумом. Христос с тобою. Прошу молитв твоих и всего братства. Недостойный арх. Игнатий. 12 июля 1847 года. Новгородский Юрьев монастырь Письмо 2 Истинный друг мой, отец Игнатий! Милосердый Господь, от которого всякое даяние благое, да дарует тебе управлять обителию во страхе Божием, с духовною мудростию, тихо, мирно и благополучно. В Москву прибыл я в среду вечером, часу в десятом, остановился в доме Мальцева, где меня приняли радушно и успокоивают. Спутешественники мои здравствуют, заботятся о том, чтобы услужить мне. Преосвященного митрополита нет в Москве; он путешествует по некоторым местам епархии; мне придется дождаться его и потому, между прочим, что колесо у кареты сломалось, а меня раскачало и нуждаюсь в отдохновении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Согласно новгородской владычной летописи, в 1165 г., через некоторое время после хиротонии Илии, игум. Юрьева новгородского муж. монастыря Дионисий ездил «с любовью... в Русь, и повелено бысть владыце архиепископьство митрополитомь» (НПЛ. С. 32). По Никоновскому своду 20-х гг. XVI в., Илия, послав предварительно дары митрополиту, сам ходил в Киев вместе с игум. Дионисием и посадниками и первым среди Новгородских архиереев был удостоен чести именоваться архиепископом (ПСРЛ. Т. 9. С. 233; ср.: С. 241; Т. 11. С. 143). По уникальным сведениям В. Н. Татищева (их источник неизвестен; вероятно, они являются домыслами историка), Новгородский владыка (называемый Лукой) помимо архиепископского титула просил у митрополита подчинения ему Смоленского и Полоцкого епископов, в чем ему было отказано кн. Ростиславом. При поставлении И. получил от митрополита «ризы драгие с крестами, стихарь и мантию со источники», а по возвращении в Новгород горожане «приносили ему дары многие, злато, сребро и от шелка, дабы было ему что послать по обесчанию великому князю, митрополиту и бояром, которые ему в том помогали» ( Татищев. 1964. С. 80). Принятие Илией титула архиепископа отразилось на его печатях. Первая известная его печать имеет надпись: «ИЛИА ЕП(ИСКОПЪ НОВГОРОДСЬКИИ)» (на др. стороне - образ Богоматери «Знамение» в полный рост; см.: Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси. М., 1970. Т. 1. 57) - и потому должна датироваться 1165 г. (менее вероятно, 1163-1165). Вторая печать, большая по размеру, содержит надпись: «ИЛИ(А) АРЬХИЕП(ИСКО)ПЪ НОВГОРОДСКЫИ» (на обороте - поясной образ Богоматери «Оранта»; см.: Там же. 58; Белецкий С. В., Петренко В. П. Печати и пломбы из Старой Ладоги: Свод//Новые источники по археологии Северо-Запада. СПб., 1994. С. 193). Начиная с И., на печатях Новгородских иерархов появляются надписи не на греческом, а на церковнославянском языке. (В. Л. Янин , используя недавно найденную печать Ростовского еп. Леонтия II , считает дарование архиепископского титула ему и Илии взаимообусловленным и одновременным; см.: Янин В. Л. Моливдовул Ростовского еп. Леонтия//ВИД. 1994. Вып. 25. С. 17-18; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси. М., 1998. Т. 3. С. 36. Однако более вероятно, что Леонтий получил свой титул от следующего Киевского митрополита - Константина II - ок. 1169; см.: Н азаренко А. В. Андрей Юрьевич Боголюбский//ПЭ. Т. 2. С. 394.)

http://pravenc.ru/text/468947.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010