Прихожане храма Тихвинской иконы Божией Матери побывали в Новгородской епархии июля 2015 Путешествие началось с посещения Варлаамо-Хутынского женского монастыря, куда паломники прибыли под колокольный звон прямо к началу Божественной литургии. После богослужения духовник монастыря иеромонах Макарий отслужил молебен, и все верующие были помазаны святым елеем. Отец Макарий - харизматичный и яркий священник, он нашел возможность сказать каждому слово утешения или вразумления. После посещения монастыря паломники остановились на обед в одном из гостеприимных кафе Новгорода: эта трапеза, как и вся поездка, была организована при содействии муниципального образования " Гражданка " , на территории которого находится храм Тихвинской иконы Божией Матери. МО " Гражданка " также предоставило в безвозмездное пользование комфортабельный автобус, на котором передвигались паломники. Следующим пунктом программы было посещение Юрьева монастыря и Перынского Рождества Богородицы скита. В этих святых местах была организована экскурсия новгородскими экскурсоводами из краеведческого музея, в ходе которой паломникам рассказали не только об истории монастыря и скита, но и всей Новгородской земли. Экскурсоводы любезно напомнили, что само название " Новгород " означает, что был еще и старый город, и продемонстрировали паломникам предполагаемое место, где он находился. Всем запомнилось и то, что суффикс " ище " означает прошедшее время. В частности, городище - означает место бывшего города. Начальник Перынского скита лично встретил паломников. Каждый получил в подарок брошюру, составленную насельниками скита, в весьма оригинальной форме излагающую историю Руси. В Юрьевом монастыре верующие вместе с экскурсоводами и братией монастыря разделили скорбь о том, что до сих пор не была обретена водная жила, которая раньше наполняла колодезь в центре монастыря водой, тем более что жара в тот день стояла изрядная, и пустой колодезь в центре монастыря настраивал на грустный лад. Поклонившись святыням скита и Юрьева монастыря, паломники вернулись в Новгород Великий, где было запланировано свободное время для знакомства с городом.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

он ездил в Киев, чтобы получить от митрополита Иоанна архиепископский титул для новгородского епископа Ильи . В 1203 г. в Юрьевом монастыре умер и был погребен в соборе посадник Мирошка Нездинич, принявший предварительно здесь пострижение , а затем там же был похоронен его сын, посадник Димитр Мирошкинич, тело которого, привезенное из Владимира, новгородцы хотели было выбросить с моста в Волхов, но им помешал это сделать епископ . Позднее там же был похоронен убитый новгородцами посадник Семен Борисович , а боярин Михалко Степанович, выбранный затем посадником, во время политической схватки в городе в 1255 г. нашел в Юрьевом монастыре убежище . Монастырское село Буйци под Новгородом было использовано в 1231 г. новгородскими боярами как место, где решался вопрос о возвращении в восставший город . В XIII в. монастырь, бывший крупным земельным собственником и хранителем больших ценностей, стал также своеобразной банковской организацией, обслуживавшей новгородское боярство, — местный землевладелец Климент, сохранившаяся духовная которого была составлена при игумене Варлааме (до 1270 г.), взял в свое время в монастыре в долг 20 гривен серебра и теперь, не имея наследников по закону, завещает ему два села с инвентарем и 35 с половиной гривен, которые монастырь должен был получить с должников Климента . Так княжеский монастырь превратился в организацию и усыпальницу высшего новгородского боярства, хотя князей там продолжали хоронить и позднее . При игумене Савватии (1194—1226) Юрьев монастырь стал архимандритией — центром организации черного духовенства республиканского характера. Княжеским был первоначально и Пантелеймонов монастырь, учрежденный князем Изяславом Мстиславичем, братом новгородского князя Всеволода, и названный в честь его святого . Он находился на юг от Новгорода, недалеко от Юрьева монастыря. Как можно считать, основываясь на исследовании В. Л. Янина, связавшего это учреждение с передачей монастырю земель по грамоте Изяслава Мстиславича, он возник в 1134 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/438150/

С конца XII века Георгиевский собор монастыря служил местом последнего упокоения не только настоятелей обители, но русских князей и новгородских посадников. В 1198 году в соборе были похоронены два сына князя Ярослава Владимировича – Изяслав, крестник преподобного Варлаама Хутынского, и его брат Ростислав. В Юрьевом монастыре принял монашеский постриг знаменитый посадник Новгорода Мирошка Нездинич, новый инок был погребен в соборе в 1203 году, вскоре, в 1207 году, здесь же похоронили его сына Дмитра Мирошкинича. В июне 1233 года в соборе был погребен юный князь Феодор Ярославич, старший брат святого благоверного князя Александра Невского. Через одиннадцать лет, 5 мая 1224 года, умерла мать Феодора и Александра княгиня Феодосия Мстиславна, перед смертью она приняла иночество в Юрьевом монастыре под именем Ефросиния, княгиню похоронили у южной стены собора, подле могилы старшего сына. Стены монастыря впервые упоминаются в летописи в 1333 году, когда они «поставлены были на 40 сажень с заборолами, при архимандрите Лаврентии». В 1611–17 годах монастырь претерпел жестокое разорение от шведских интервентов, но в эти страшные годы шведского пленения в обители промыслом Божиим совершилось знаменательное для Новгорода и России явление – обретение мощей святого благоверного князя Феодора Ярославича. В 1614 году охваченные безудержной жаждой наживы шведские солдаты принялись раскапывать могилы в поисках кладов. Вскрыв одно из погребений в Георгиевском соборе, они обнаружили в нем нетленные останки святого князя, вытащив его из могилы, они поставили его к стене, неразрушенное тело стояло, как живой человек. По указу императрицы Екатерины II «О секуляризации церковных земель», Юрьев монастырь теряет значительную часть своих владений, но продолжает значиться третьим среди 15 монастырей России, причисленных к первому классу. В январе 1786 года древний монастырь святого Георгия обрел великую святыню: сюда, по благословению митрополита Гавриила (Петрова), были перенесены мощи святого архиепископа Новгородского Феоктиста из находящегося неподалеку, упраздненного Благовещенского монастыря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Kuib, 1997. С. 148). Вслед за В. Л. Яниным это следует признать недоразумением ( Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора: Церковная традиция и историческая критика. М., 1988. С. 183–184). О перенесении останков Германа в Новгород ничего не известно. Тем не менее в XIX в. существовало мнение, очевидно, базирующееся на почитании собора Новгородских святителей, что его мощи находятся в Софийском соборе ( Леонид (Кавелин ), архим. Святая Русь, или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII в.). СПб., 1891. С. 42–43; Барсуков Н.Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 130; Тихомиров П. И. , прот. Кафедра Новгородских святителей. Т. 1. Новгород, 1891. С. 34). Патерик Киевского Печерского монастыря. С. 90–92; Древнерусские патерики… С. 36–38. Патерик Киевского Печерского монастыря. С. 91–92; ср.: Древнерусские патерики... С. 37–38. Патерик Киевского Печерского монастыря. С. 91; ср.: Древнерусские патерики... С. 37. См.: Печников М. В. Указ. соч. С. 245–246, примеч. 165. Вполне вероятно, что Никита в юности видел Глеба Святославича, который вместе с отцом, Киевским князем Святославом Ярославичем, по крайней мере однажды, в начале мая 1074 г., был в Печерской обители (ПВЛ. С. 80; ср.: НПЛ. С. 201). «В лето 6604. Поставлен архиепископом Новугороду Никита» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 137). Сохранилась печать этого митрополита с греческой надписью: «Печать проедра (синоним слова «архиерей».– М. П.) России Николая» ( Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 1. М., 1970. С. 48). Относительно недавно под Юрьевом-Польским была обнаружена и печать Новгородского епископа Никиты с образом Богоматери Халкопратийской и греческой надписью: «Призри Никиту, новгородского пастыря» ( Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Древнейшая новгородская владычная печать//Византийские очерки. СПб., 2006. С. 230–234). ПВЛ. С. 108; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 237; Т. 2. Стб. 227. Там же. НПЛ. С. 19, 202. Эта битва была памятна в Новгороде не одному поколению. В 1216 г. новгородцы в битве на Липице высказали желание биться пешими, как их предки «на Кулачьскеи»; любопытно, что новгородским князем, возглавлявшим их в битве, тогда тоже был Мстислав (Мстислав Мстиславич Удатный) (Там же.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

Все эти честные мученики чтутся во Владимире местно. Святой же вел, князь Георгий был причислен к лику святых, чтимых всей Российской Церковью. В 1645 г. святые мощи его были обречены нетленными и переложены в драгоценную раку — дар благоговейно чтившего его Патриарха Иосифа. • Мать св. блгв. Георгия — дочь богемского князя Шварна, основанный ею Успенский Княгинин монастырь находился во Владимире, в нем она приняла постриг с наречением ей имени Марфа. В Успенском соборе монастыря почивают мощи мученика Авраамия Болгарского (память его 6 марта) и погребены княгиня Александра, первая супруга св. Александра Невского (память его 30 авг.), княгиня Васса, вторая его супруга, и дочь Евдокия. • Исторически боевые действия русских князей связаны с набегами восточных соседей — камских болгар и мордвы, а после — с татаро-монгольским нашествием; княжеская междоусобица усугубила поражение русских войск на р. Сити от хана Батыя. Благоверная княгиня мученица Евпраксия Псковская (+ 1243) Память ее празднуется 16 окт. в день мученической гибели и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Евпраксия, в миру Евфросиния, была дочерью полоцкого князя Рогвольда и супругой  псковского князя Ярослава — изменника, передавшегося ливонским рыцарям. Она основала в Пскове Иоанно-Предтеченский монастырь, постриглась и была, как думают, его настоятельницей.  В 1243 г. она была убита своим пасынком в городе Оденпе (Медвежья Голова) и была погребена в своей обители. Около ее гроба стоял до наших дней посох и лежало описание ее чудес. •  Муж княгини Евфросинии, в иночестве Евпраксии, бежал в Ливонию и женился вторично там на немке. Вместе с немецкими рыцарями он участвовал в набегах на русские земли. В 1243 г. св. блгв. княгиня приняла постриг в основанном ею монастыре во имя Иоанна Предтечи. Блаженная Великая княганя Феодосия (+ 1244) Память ее празднуется 5 мая в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Блаженная вел. княгиня Феодосия, в иночестве Евфросиния, дочь Мстислава Храброго, супруга вел. князя Ярослава, мать св. Александра Невского (память его 30 авг.) и св. Феодора Новгородского (память его 5 июня), местно чтимая как святая. Преставилась она в 1244 г. и погребена в  Юрьевом монастыре. В первой Новгородской летописи сказано: «Преставилась княгиня Ярославова, постригшаяся у Святого Георгия в монастыре; тут же и положена была, рядом с сыном своим Феодором, наречено было ей имя Евфросиния».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

57. Калугеры -- монахи. 58. Подвойские -- должностные лица, в данном случае, вероятно, телохранители. 59. Кардинал Джулиано Чезарини. 60. " Небо " означает здесь ткань, символизирующую небесный свод. 61. Сообщается о проклятии папою участников заседавшего в Базеле собора католической церкви, стремившегося к ограничению власти папы; проклятие было произнесено родосским епископом Андреем. 62. В этом отрывке " Фара " означает то реку, то город; если правильно второе, то под " Фарой " можно подразумевать Феррару, расстояние от которой до города Кьоджи ( " Кьзы?) близко к указанному в тексте " Хождения... " . 63. " Белое море " здесь и далее означает Адриатическое море; в ряде пунктов на его побережье велась добыча соли путем выпаривания морской воды. 64. Барка -- род судна; в данном случае, может быть гондола. 65. Ис Срачинъ -- из арабских земель. 66. Из немецкой земли, в данном случае из Германии. 67. Начиная с этого места в тексте " Хождения... " перечисляется большое количество населенных пунктов, в которых побывали русские путешественники, проезжая через Хорватию, Венгрию, Польшу, Литву; в подавляющем большинстве эти населенные пункты представляли собою мелкие поселения. В тех случаях, когда нам не удалось произвести идентификацию их названий с существующими в настоящее время или же встречающимися в других древнерусских источниках, мы оставляли в переводе " Хождения... " те формы названий населенных пунктов, которые читаются в его древнерусском оригинале. 68. В Загребе русские путешественники видели сербского деспота Юрия Бранковича (1427-1457), чьи владения были захвачены войсками турецкого султана Мурада II (1421-1451). " Деспот " -- титул правителя Сербии. 69. Венгрия. 70. Смысл этой фразы неясен. 71. На границе с Польшей. 72. Владислав III, король Польши (1434-1444) и Венгрии (с 1440). 73. 30 июня. 74. 19 июля. 75. Текст непонятен, по-видимому, в нем имеются пропуски. Перевод на современный русский язык И встретили митрополита далеко до Новгорода Новгородский владыка Евфимий и посадники с большими почестями. И митрополит ночевал в Юрьевом монастыре. Утром же, 7 октября, въехал в город, и там снова встретил его владыка с крестами, с попами и дьяконами, и весь народ, и от множества народа была большая теснота. И подойдя к городским воротам, - на воротах была церковь, - митрополит облачился в ризы, и вместе с ним облачился и владыка Авраамий. И здесь святили воду и кропили ею народ. И затем митрополит пошел к собору Святой Софии и здесь снял облачение, и в тот же день пировал у архиепископа Евфимия, где ему оказали большие почести. Пробыл же в Новгороде семь дней.

http://sedmitza.ru/lib/text/443997/

Новгородцы в 1102 г. настояли на своем праве выбирать князя по своему усмотрению, отказавшись принять на княжение сына киевского князя Святополка Изяславича и требуя себе только Мстислава, княжившего в Новгороде с детских лет («въскормили есмы собе князь») . Положение старшего Мономашича в Новгороде, тем самым, безусловно укрепилось. Он пользовался поддержкой новгородского общества, что позволяло ему после смерти Никиты выдвинуть угодного ему кандидата на местную архиерейскую кафедру. Стремление князей XII–XIII вв. ставить в епископы близких им игуменов и духовников хорошо известно по летописям . В этом общем контексте, отражающем условия существования Киевской митрополии в древнерусском обществе, характеристика А. Е. Мусина деятельности митрополита Никифора I как якобы по собственной инициативе обновившего «практически весь епископат, который должен был разделять воззрения митрополита», представляется соответствующей каноническим нормам, но никак не известной по источникам исторической реальности того времени . Дальнейшую 20-летнюю деятельность Владыки новгородское летописание обходит молчанием. Несомненно, при Иоанне продолжилась начавшаяся весной 1109 г. роспись собора св. Софии. Но прежде всего период его архиерейства отмечен основанием пригородных монастырейЮрьева и Антониева – и строительством наиболее значимых новгородских каменных церквей, в том числе в указанных обителях. В ряде случаев это строительство было связано с княжеской инициативой. В 1113 г. князь Мстислав заложил на Торговой стороне храм во имя свт. Николая Чудотворца (Николо-Дворищенский собор), 28 апреля 1115 г. знатный новгородец Воигост заложил церковь во имя вмч. Феодора Тирона, в 1119 г. князь Всеволод Мстиславич (сын Мстислава Владимировича, занимал новгородский стол в 1117–1136 гг.) и игумен Кириак начали строительство большого каменного Георгиевского собора в Юрьевом монастыре, в 1127 г. князь Всеволод заложил церковь Иоанна на Петрятине дворе (на Опоках), «въ имя сына своего», законченную в 1130 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

О богослужебной традиции Русской Церкви до II половины XI в. мало что известно. Однако, жития святых Бориса и Глеба, преп. Феодосия Киево-Печерского, а также поучения Новгородского епископа Луки Жидяты свидетельствуют о том, что весь суточный круг богослужений совершался на Руси с самого начала церковной жизни. Причем, во многих храмах богослужения были ежедневными. Богослужебные книги, необходимые для этого: Евангелие, Апостол, Служебник, Часослов, Псалтирь и Октоих – были принесены на Русь из Болгарии в виде переводов, сделанных святыми Кириллом и Мефодием. Древнейшая из дошедших до наших дней рукописная богослужебная книга начала XI в. - Минея за май месяц. Ко II половине XI - началу XII в.в. относятся три древнейших русских Евангелия - Остромирово, Мстиславово и Юрьевское. Сохранился Служебник преп. Варлаама Хутынского (конец XII в.), особенностью которого является отсутствие указания количества просфор, на которых совершается литургия. К началу XII в. относится нотный Кондакарь из нижегородского Благовещенского монастыря. Нотные знаки в нем смешанные - азбучные и крюковые. Кроме того, до нашего времени дошли две Месячные Минеи за октябрь и ноябрь, написанные в 1096-1097 г.г. К XI-XII в.в. также относят Праздничную Минею и Постную Триодь, часть песнопений которых положена на крюковые ноты. О том, что на Руси очень скоро была освоена византийская гимнографическая традиция, свидетельствует дошедшее до нас имя преп. Григория Печерского, творца канонов, который жил в конце XI столетия. Вероятно, первоначально на Руси утвердилась болгарская традиция церковного пения. Около 1051 г. на Русь переселились три греческих певца, которые и положили начало византийской традиции пения в Русской Церкви. От этих певцов на Руси началось " ангелоподобное пение " и " изрядное осмогласие, наипаче же и трисоставное сладкогласование и самое красное домественное пение " , как об этом говорил современник. То есть утвердилось пение по Октоиху на восемь гласов и пение с прибавлением верхних и нижних тонов, или на три голоса. Доместиками тогда называли регентов церковных хоров, из каковых известны в 1074 г. доместик Стефан в Киево-Печерской Лавре, а в 1134 г. - доместик Кирик в новгородском Юрьевом монастыре. Один из греческих доместиков - Мануил - в 1136 г. был даже поставлен епископом на Смоленскую кафедру. Известно, что в русском богослужении XI-XII веков частично употреблялись наряду со славянскими и греческие тексты.

http://sedmitza.ru/lib/text/436242/

Филарета встретили в Петербурге не очень ласково, и не сразу допустили к преподаванию в Академию. Но уже в начале 1812-го года он оказался ректором Академии и архимандритом, с настоятельством в Новгородском Юрьевом монастыре. Он выдвинулся, прежде всего, своим усердием и отличием «в проповедывании Слова Божия», своими «назидательными и красноречивыми поучениями об истинах веры», — как проповедник и стилист, Филарет привлек внимание к себе еще в Троицкой лавре. Действительно, у него был редкий дар и мера слова. Из отечественных проповедников у него чувствуется влияние Платона и еще Анастасия Братановского († 1806), — в Петербурге он читал французских проповедников XVII-ro века, Массильона [ 52 ] и Бурдалу, [ 53 ] Фенелона больше других. Но очень слышится и влияние отеческой проповеди, Златоуста и Григория Богослова, которого Филарет всегда как-то особенно любил и ценил. Темы для своих проповедей Филарет выбирал современные, — говорил о дарах и явлениях Духа, о тайне Креста, «о гласе вопиющего в пустыне»,— излюбленные темы пиетизма и квиетизма. Нередко проповедовал и в домовой церкви князя Голицына, даже в будни. Ученик и друг Филарета, Григорий (Постников), под конец жизни бывший митрополитом Новгородским, довольно сурово отзывался об этих ранних проповедях. Самому Филарету он писал откровенно, что в этих проповедях «часто видна была заботливость об игривости в словах, о замысловатости, о выражении другой мысли обиняками, что подлинно могло быть досадным сердцу, ищущему истины прямой и назидательной». Действительно, в первые годы Филарет говорил слишком напряженным и украшенным стилем; позже он стал спокойнее и строже, но навсегда его язык остался сложным и фразы у него построены всегда точно по контрапункту. Это не умаляет выразительности его проповедей. Даже Герцен признавал за Филаретом этот редкий дар слова: «владел мастерски русским языком, удачно вводя в него церковно-славянский». В этом «мастерстве» языка и первая причина влиятельности его слова, — это было всегда живое слово, и мыслящее слово, вдохновительное размышление вслух. Проповедь у Филарета всегда была благовестием, никогда не бывала только красноречием. И именно к этим ранним Петербургским годам относятся его неподражаемые и образцовые слова в Великий Пяток (1813-го и особенно 1816-го годов)…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Адресат Зиновия Отенского — дьяк Яков Васильевич Шишкин, фигура очень интересная и самобытная, к сожалению не привлекшая к себе до сих пор внимание исследователей занимавшихся изучением русской истории XVI в. Впервые имя Я. В. Шишкина встречается в летописи под 1531 г., когда он во главе двух других дьяков (Афанасия Фуникова и дворцового дьяка Жити Великого) приехал в Новгород с грамотами от великого князя к архиепископу Макарию . К этому времени Шишкин уже занимал крупное место в среде государственной администрации. В связи с eix> посылкой на дьячество в Новгород и Псков было заведено особое дело, которое еще во второй половине XVI в. хранилось в царском архиве. Об этом сообщает Опись царского архива: «Ящик 124. А в нем отпуск в Новгород в Великой и во Псков Якова Шинкина (следует читать Шишкина. — А. К., В. К.) да Фуника Курцова, да Микифора Казакова» . Приезд в Новгород Я. В. Шишкина, снабженного от Василия III специальными инструкциями и полномочиями, ставящими его в особое положение по отношению к другим новгородским властям, конечно, не был простой сменой администрации. В Москве назначению Шишкина придавали важное государственное значение в плане реформы местного управления. Дьяк был призван способствовать укреплению централизации в этом районе, твердой рукой насаждать московские порядки взамен новгородских. Присылке в Новгород Шишкина предшествовала переписка новгородского архиепископа Макария с великим князем. Из дошедшего до нас послания Макария Василию III явствует, что в Новгороде и Пскове в это время обнаружились признаки религиозного брожения, захватившего часть рядового духовенства и посадских людей и направленного своим острием против наиболее крупных и богатых общежительных новгородских монастырей. Сведения о непорядках в Юрьевом, Хутынском, Вяжицком и Отенском монастырях достигли Москвы и стали известны великому князю, который сделал об этом какой-то запрос. Макарий заверил Василия III в том, что непорядки в монастырях частично уже исправлены, а частично исправляются, просил его принять меры против «некоего бесчиния», совершающегося в Новгороде и Пскове .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

  001     002    003