Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУВЕНАЛИЙ (Масловский Евгений Александрович; 15.01.1878, г. Ливны Орловской губ.- 24.10.1937, Томск), сщмч. (пам. 11 окт., в Соборе Курских святых, Соборе Рязанских святых и Соборе Новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Рязанский и Шацкий. Из дворянской чиновной семьи, рано лишился матери. С детства отличался смирением и благочестием. После окончания Гродненской классической гимназии поступил в 1899 г. в КазДА. Во время учебы стал духовным сыном старца иеросхим. прп. Гавриила (Зырянова), поддержавшего его стремление к скорейшему принятию монашеского пострига. 10 февр. 1901 г. ректором КазДА Чистопольским еп. Алексием (Молчановым) пострижен в монашество с именем Иувеналий в честь свт. Иувеналия, патриарха Иерусалимского. 25 февр. того же года рукоположен во диакона, 31 июня 1902 г. Казанским и Свияжским архиеп. Димитрием (Самбикиным) рукоположен во иерея. В 1903 г. окончил КазДА со званием кандидата богословия. Был направлен для служения в Урмийскую духовную миссию среди правосл. ассирийцев на северо-западе Ирана. Сщмч. Иувеналий (Масловский), архиеп. Рязанский и Шацкий. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Сщмч. Иувеналий (Масловский), архиеп. Рязанский и Шацкий. Фотография. 30-е гг. ХХ в. С 1904 г. преподавал гомилетику в Псковской ДС. В апр. 1906 г. назначен временно исполняющим обязанности настоятеля Великопустынского Спасо-Елеазарова муж. мон-ря (см. Елеазаров во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастырь ). В июне был возведен в сан игумена, а 4 окт. того же года указом Синода утвержден настоятелем Елеазаровского монастыря, преобразованного в общежительную пустынь. Старшую братию составили переселившиеся в Елеазаровский мон-рь насельники Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни Духовником обители И. пригласил стать своего духовного отца схиархим. прп. Гавриила (Зырянова), проживавшего в обители с кон. июля 1908 по авг. 1915 г. Для него рядом с монастырским собором был построен деревянный дом с домовым храмом во имя арх. Гавриила. Прп. Гавриила посещали в обители его духовные дети, в том числе вел. кнг. прмч. Елисавета Феодоровна , покровительствовавшая мон-рю. 16 окт. 1910 г. И. был назначен настоятелем Юрьева новгородского мужского монастыря . 14 ноября того же года возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/1237737.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССА [Василисса] (Мария; † 1472 - нач. 1473), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых земли Эстонской). Святая была супругой прп. Ионы (в миру свящ. Иоанна), основателя и строителя Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Краткие сведения о преподобной сообщает «Повесть о Псково-Печерском монастыре» (известны 4 основные редакции: начальная (создана в 1525-1526), 2-я, т. н. Корнилиевская (1531), 3-я (1582-1583) и 4-я (1584-1586), «Повесть» дополнялась заметками хроникального характера вплоть до 1692). Прп. Васса. Икона. Кон. XX в. Прп. Васса. Икона. Кон. XX в. Муж Марии происходил «из московския земли», за что псковичи прозвали его Шестником (пришельцем), служил в храме в Русском конце г. Юрьева (ливонский Дерпт, ныне г. Тарту в Эстонии). В 1470 или 1471 г. Иоанн вместе с семьей перебрался в Псков из-за начавшихся преследований немногочисленных правосл. юрьевских жителей со стороны местного католич. епископа (8 янв. 1472 г. католики бросили под лед р. Омовжи (совр. Эмайыги) юрьевского правосл. сщмч. Исидора вместе с 72 прихожанами). Узнав об открытии неподалеку от ливонской границы, около ручья Каменца, «Богом зданной» пещеры, Иоанн решил посмотреть на нее как на возможное место своих буд. покаянных монашеских трудов и отправился туда вместе с женой и 2 сыновьями. Семья поселилась близ пещеры в деревне на р. Пачковке. Вскоре Мария заболела и была пострижена в иноческий образ с именем Василисса. Именно такое монашеское имя указано в начальной и 2-й редакции «Повести о Псково-Печерском монастыре», а также в главе «О п(е)реложении (в новые гробы) начальных старцев печерских», появившейся в составе «Повести» в нач. XVII в. Однако в совр. святцах указано др. монашеское имя святой - В., так она в наст. время поминается в мон-ре.

http://pravenc.ru/text/149849.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕФРЕМ († 28.01.1053 (?), г. Нов. Торг, ныне Торжок Тверской обл.), прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Новоторжский, основатель новоторжского во имя святых князей Бориса и Глеба мужского монастыря . Источниками Прп. Ефрем Новоторжский. Икона. Посл. треть XVII - нач. XVIII в. (ц. арх. Михаила в Торжке) Прп. Ефрем Новоторжский. Икона. Посл. треть XVII - нач. XVIII в. (ц. арх. Михаила в Торжке) сведений о Е. и его почитании является Житие святого, а также составленные в XVII в. Сказание о мощах, Похвальное слово и Сказание о перенесении мощей Е. в 1690 г. Из этих сочинений наиболее широкое распространение в списках получило Житие. По сообщению редакции Жития, созданной в XVII в., древнейшее жизнеописание святого, хранившееся в Борисоглебском монастыре, было увезено тверичами во время захвата Торжка войсками вел. кн. Михаила (вел. кн. св. Михаила Ярославича , разорившего Торжок в 1315, или его внука вел. кн. св. Михаила Александровича , захватившего город в 1372). Поскольку иноки Борисоглебского мон-ря жили «в велицеи нищете», они не смогли «преподобнаго жития искупити», во время последовавшего за этими событиями пожара в Твери рукопись сгорела. Новая редакция Жития Е. была составлена в посл. трети XVI в., после обретения 11 июня 1572 г. мощей святого, иером. Иоасафом из Юрьева новгородского муж. мон-ря . В данной редакции жизнеописание Е., основанное во многом на повествовании Киево-Печерского патерика , дополнено рассказами о чудотворениях Е., где упомянуты жители Торжка кон. XV - 1-й пол. XVI в., местные вотчинники, новоторжские и новгородские помещики, происходившие преимущественно из Москвы (напр., князья Хованский и Путятин-Друцкий; то обстоятельство, что в записях чудес фигурируют московские по происхождению помещики, связано, по-видимому, с переменами в среде новгородских покровителей мон-ря после присоединения Новгорода к Русскому гос-ву в 1478), известный опричник Деменша Черемисинов и др. Повествование о чудесах содержит ряд уникальных известий о жизни Торжка и России в кон. XV-XVI в., оно также свидетельствует о традиции почитания Е. в Торжке до обретения мощей (ряд описанных в Житии чудес связан с наказанием святым помещиков или царских слуг, жестоко обращавшихся с зависимыми от них людьми).

http://pravenc.ru/text/182089.html

Согласно новгородской владычной летописи, в 1165 г., через некоторое время после хиротонии Илии, игум. Юрьева новгородского муж. монастыря Дионисий ездил «с любовью... в Русь, и повелено бысть владыце архиепископьство митрополитомь» (НПЛ. С. 32). По Никоновскому своду 20-х гг. XVI в., Илия, послав предварительно дары митрополиту, сам ходил в Киев вместе с игум. Дионисием и посадниками и первым среди Новгородских архиереев был удостоен чести именоваться архиепископом (ПСРЛ. Т. 9. С. 233; ср.: С. 241; Т. 11. С. 143). По уникальным сведениям В. Н. Татищева (их источник неизвестен; вероятно, они являются домыслами историка), Новгородский владыка (называемый Лукой) помимо архиепископского титула просил у митрополита подчинения ему Смоленского и Полоцкого епископов, в чем ему было отказано кн. Ростиславом. При поставлении И. получил от митрополита «ризы драгие с крестами, стихарь и мантию со источники», а по возвращении в Новгород горожане «приносили ему дары многие, злато, сребро и от шелка, дабы было ему что послать по обесчанию великому князю, митрополиту и бояром, которые ему в том помогали» ( Татищев. 1964. С. 80). Принятие Илией титула архиепископа отразилось на его печатях. Первая известная его печать имеет надпись: «ИЛИА ЕП(ИСКОПЪ НОВГОРОДСЬКИИ)» (на др. стороне - образ Богоматери «Знамение» в полный рост; см.: Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси. М., 1970. Т. 1. 57) - и потому должна датироваться 1165 г. (менее вероятно, 1163-1165). Вторая печать, большая по размеру, содержит надпись: «ИЛИ(А) АРЬХИЕП(ИСКО)ПЪ НОВГОРОДСКЫИ» (на обороте - поясной образ Богоматери «Оранта»; см.: Там же. 58; Белецкий С. В., Петренко В. П. Печати и пломбы из Старой Ладоги: Свод//Новые источники по археологии Северо-Запада. СПб., 1994. С. 193). Начиная с И., на печатях Новгородских иерархов появляются надписи не на греческом, а на церковнославянском языке. (В. Л. Янин , используя недавно найденную печать Ростовского еп. Леонтия II , считает дарование архиепископского титула ему и Илии взаимообусловленным и одновременным; см.: Янин В. Л. Моливдовул Ростовского еп. Леонтия//ВИД. 1994. Вып. 25. С. 17-18; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси. М., 1998. Т. 3. С. 36. Однако более вероятно, что Леонтий получил свой титул от следующего Киевского митрополита - Константина II - ок. 1169; см.: Н азаренко А. В. Андрей Юрьевич Боголюбский//ПЭ. Т. 2. С. 394.)

http://pravenc.ru/text/468947.html

Осада Полоцка войсками Иоанна Грозного в 1563 г. Гравюра из аугсбургского летучего листка «Правдивые и ужасные известия о жестоком враге московите». 1563 г. Осада Полоцка войсками Иоанна Грозного в 1563 г. Гравюра из аугсбургского летучего листка «Правдивые и ужасные известия о жестоком враге московите». 1563 г. Занятие рус. войсками территорий на северо-востоке совр. Эстонии открыло возможности для развития здесь миссионерской деятельности правосл. духовенства. Важную роль сыграл игумен Псково-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря прмч. Корнилий. Как сообщается в «Повести о начале и основании Печерского монастыря», он «люди Новаго городка ливонскаго, чюдь называемыя, христианской вере научи, и святым крещением просвети, и в них презбитеры и клирики устрои» (Повесть. 1831. С. 8). В деревнях Агеро и Топинна им были построены храмы. В 1560/61 г. Иоанн IV пожаловал мон-рю обширные земли в этом районе. Состав населения на занятых русскими войсками эст. землях (их адм. центром был взятый в 1558 Дерпт (Юрьев)) к нач. 60-х гг. XVI в. заметно изменился. Туда были направлены писцы, производившие раздачу земель рус. помещикам. Кроме того, в занятых городах постоянно «годовали» большие группы новгородских помещиков. В тех же городах находились и крупные отряды стрельцов: в 1577 г. в Юрьеве несли службу 560 чел. Для них была создана сеть храмов и возникла необходимость в церковном центре, к-рый осуществлял бы управление клиром. Вопрос об учреждении на территории Ливонии правосл. епархии, по-видимому, обсуждался уже в нач. 60-х гг. XVI в. В законченной в это время Степенной книге указывалось, что при кн. Ярославе Мудром в Юрьеве были правосл. епископы, подчинявшиеся Киевскому митрополиту, но потом немцы «епископию Юрьевскую от истинного благочестия в латыньское бискупство претворишя» (Степенная книга. 2008. С. 381). В Новгородской II летописи отмечено, что 14 окт. 1571 г. в Новгород приехал еп. Корнилий «новой с города Юрьева Ливонского» (ПСРЛ. Т. 30. С. 160). Наименование епископа «новым» говорит о том, что образование кафедры и поставление епископа произошли сравнительно незадолго до этой даты. Судя по преамбуле решений церковного Собора 1580 г., этот епископ именовался как «Юрьевской и Вильянской» (Вильян, Феллин, ныне Вильянди). В авг. 1572 г. еп. Корнилий снова побывал в Новгороде, когда там находился царь, вероятно дававший ему указания, как руководить епархией. Кафедральным собором нового епископства стал собор католич. кафедры. В городе находились др. правосл. храмы и муж. мон-рь. В преамбуле решений Собора 1580 г. упоминается Корнилий как Юрьевский епископ, но его подписи под текстом нет, а в записи 1578 г. об установлении местного почитания прп. Иосифа (Санина) Волоцкого упоминается Юрьевский еп. Савва. Источники не дают возможности разрешить это противоречие.

http://pravenc.ru/text/2110471.html

Б. Н. Флоря Д. Г. был похоронен в Георгиевском соборе новгородского Юрьева мон-ря (при жизни князь сделал в собор ценный вклад - плащаницу (ныне в НГОМЗ; согласно надписи на ней, она датируется 23 авг. 1449, по мнению В. Л. Янина, ее средник относится к 1444). Погребение в храме отлученного от Церкви князя может свидетельствовать о попытке новгородских властей продемонстрировать независимость от Москвы. В 1454 г. сын Д. Г. кн. Иван уехал из Новгорода в Псков, затем в Литву, где получил в кормление от Казимира IV города Рыльск и Новгород-Северский. Вдова Д. Г. Софья Дмитриевна после смерти мужа жила в Новгороде, 7 февр. 1456 г., во время похода на Новгород Василия II, бежала к сыну. 13 февр. 1456 г. в Новгороде умерла дочь Д. Г. Мария (в возрасте ок. 17-18 лет, А. А. Зимин предполагает, что смерть не была естественной). Марию Дмитриевну похоронили в Георгиевском соборе Юрьева мон-ря, возможно в одной гробнице с отцом. Муж Марии, кн. Чарторыйский, бежал из Новгорода в Псков, затем в Литву. В 20-х числах февр. 1456 г. в Яжелбицах между Новгородом и Василием II был заключен мир. По его условиям новгородцы обязались не принимать к себе родных Д. Г. (лишь в 1500 из Литвы в Россию вернулся как служилый князь внук Д. Г. Василий Иванович Шемячич). В 1616 г. захватившие Новгород во время Смуты швед. солдаты вскрыли гробницу Д. Г., в к-рой обнаружили мумифицированные останки мужчины в княжеских одеждах. Останки были ошибочно приняты за мощи св. кн. Феодора Ярославича, младшего брата св. вел. кн. Александра Ярославича Невского, скончавшегося в 1233 г. в возрасте 13-14 лет и погребенного в этом же соборе. С разрешения швед. ген. Я. Делагарди Новгородский митр. Исидор перенес останки в придел Рождества Богородицы новгородского Софийского собора, где их поместили в каменную гробницу. Останки вновь были вскрыты в 1919 г. в ходе кампании по вскрытию мощей святых. Была подтверждена их принадлежность «мужчине лет сорока» (Каргер М. К. Раскопки и реставрационные работы в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Новгороде (1933-1935 гг.)//Советская археология. М.; Л., 1940. Т. 8. С. 219). В 30-х гг. XX в. их обследовал антрополог В. В. Гинзбург, пришедший к тем же выводам (Гинзбург В. В. О «мощах» из Софийского собора в Новгороде//Новгородский исторический сборник. Вып. 8. Новгород, 1940. С. 86-88). В окт. 1987 г. по инициативе начальника Новгородской археологической экспедиции Янина была проведена судебно-медицинская экспертиза «останков Федора Ярославича», в результате к-рой в них обнаружили следы мышьяка. По заключению Янина, «судебно-медицинское исследование подтверждает и атрибуцию останков Дмитрию Шемяке и достоверность летописного известия о его отравлении» (Янин. С. 111). В наст. время останки Д. Г. пребывают в новгородском Софийском соборе (по-прежнему они отождествлены с останками св. Феодора Ярославича).

http://sedmitza.ru/text/1061706.html

СВЯТО-ЛУКСКИЙ, муж. в Кадниковском уезде, на берегу Кубенского озера. В глубокой древности существовал тут, при деревне Святая Лука, общежительный монастырь, о времени основания которого никаких сведений нет; в конце XIV века оставалась от этой обители одна только запустелая и разрушавшаяся церковь св. Евангелиста Луки. – Преподобный Дионисий Глушицкий поселился тут с братом своим Преп. Пахомием, и возобновя обитель, построил тут, в 1393 году, церковь Николая Чудотворца. Когда же св. Дионисий отошел в пустыню, на реку Глушицу, то настоятелем здешней обители остался помянутый брат его инок Пахомий, которого и гробница находится здесь под спудом. О времени уничтожения этого монастыря неизвестно. НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. существовавший некогда в Грязовецком уезде, среди озера Никольского, на острове. Обитель эта уже давно уничтожена. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. бывший общежительным, в 55 верстах от губернского города Вологды, и в 10 верстах от реки Нурмы, при речке Еде; основан был в XV в. Препод. Иннокентием, собеседником св. Нила Сорского . Ныне здесь одна церковь Благовещения Богородицы, обращенная в приходскую, в которой почивают под спудом мощи основателя, Преподобного Иннокентия. Обитель упразднена в 1764 г. НУРОМСКИЙ, муж. в Грязовецком уезде, при реках Нурме и Обноре. Основан был около 1400 года Преподобным Сергием Обнорским. Бывшая монастырская церковь Всемилостивого Спаса, обращена в приходскую; в ней почивают под спудом мощи основателя, Преподобного Сергия. Обитель упразднена в 1764 году. – Здесь бывает ежегодная ярмарка, продолжающаяся с 1 по 9 Августа. ВОСКРЕСЕНСКИЙ, муж. существовавший в древности в Грязовецком уезде, на берегу реки Обноры. Обитель эта упоминается в XIV веке, а о времени основания ее сведений нет. Здесь был Игуменом ученик св. Сергия Радонежского, Сильвестр, которого память и доныне уважается, как мужа благочестивого; он здесь и погребен. АВНЕЖСКИЙ-НОЗОМСКИЙ, муж. в 60 верстах от губернского города Вологды, близ реки Сухоны и Юрьева потока; основан был около 1370 года Преподобными: Стефаном Махрищским и учениками его, Григорием и Кассианом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

19.  Вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Мф. 19. 27). 20. Аскетические опыты. Т. 1. 21. Архимандрит Пимен (Петр Дмитриевич Мясников; 1810–1880) — известный подвижник и духовный писатель. Его обширные воспоминания изданы еще при жизни автора (М., 1877). Ред. 22. Нанка хлопчато бумажная ткань из толстой пряжи, обычно желтого цвета — Ред. 23. Воспоминания архимандрита Пимена. 24. Ин. 8. 32. 25. Аскетические опыты. Т. I. 26. Графиня Анна Алексеевна Орлова Чесменская (1785–1848) — благотворительница Новгородского Юрьева монастыря и покровительница духовных писателей. —  Ред. 27. Архимандрит Фотий (Петр Никитич Спасский; 1792 1838) — настоятель Юрьева монастыря, инициатор разгона Библейских обществ в России, борец с масонским влиянием на русскую жизнь. Ред. 28. Святитель Филарет, митрополит Московский (Василий Михайлович Дроздов; 1782–1867) крупнейший деятель Русской Православной Церкви XIX столетия, выдающийся богослов. Ред. 29. Аскетические опыты. Т. I. 30. См.: Помяни меня, Господи, когда придешь во Царствие Твое (Лк. 23. 41 42). 31.  …вселюсь в них и буду ходить в них… (2 Кор. 6. 16). 32.  Мне отмщение, Я воздам (Рим. 12. 19). 33. Аскетические опыты. Т. I. 34. Киновия — иначе общежитие, форма монастырского жития — Ред. 35. Аскетические опыты. Т. 1. Эта статья была издана по смерти еп. Игнатия в 1870 году в брошюре: «Три статьи, не бывшие в печати, епископа Игнатия Брянчанинова». Ярославль, 1870. 36. Ниже — даже ни. 37. Приношение современному монашеству. Т. 5. 38. Впоследствии иеромонах Александро-Невской Лавры. 39. Владыка занимал всего две комнаты: приемную, она же и столовая, и кабинет, она же и спальная. 40.  Орлец коврик круглой формы, с вышитым на нем орлом, полагаемый под ноги епископам при богослужении и молитве. 41. Преподобный Кассиан Римлянин. Слово о Скитских Отцах и о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 4. 42. Святой Иоанн Дамаскин, к концу своей жизни уединившись в лавре преподобного Саввы, собрал все написанное им в течение жизни, тщательно пересмотрел и исправил, чтоб доставить сочинениям своим наибольшую отчетливость. Так поступил муж, исполненный Божественной благодати; тем более оказался обязательным этот образ действования для составителя Аскетических опытов. Четьи-Минеи, 4 декабря. Житие святого Иоанна Дамаскина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Б. Н. Флоря Д. Г. был похоронен в Георгиевском соборе новгородского Юрьева мон-ря (при жизни князь сделал в собор ценный вклад - плащаницу (ныне в НГОМЗ); согласно надписи на ней, она датируется 23 авг. 1449, по мнению В. Л. Янина , ее средник относится к 1444). Погребение в храме отлученного от Церкви князя может свидетельствовать о попытке новгородских властей продемонстрировать независимость от Москвы. Кн. Дмитрий Шемяка приезжает в Галич на 8-й день после кончины Димитрия Красного. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 531) Кн. Дмитрий Шемяка приезжает в Галич на 8-й день после кончины Димитрия Красного. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 531) В 1454 г. сын Д. Г. кн. Иван уехал из Новгорода в Псков, затем в Литву, где получил в кормление от Казимира IV города Рыльск и Новгород-Северский. Вдова Д. Г. Софья Дмитриевна после смерти мужа жила в Новгороде, 7 февр. 1456 г., во время похода на Новгород Василия II, бежала к сыну. 13 февр. 1456 г. в Новгороде умерла дочь Д. Г. Мария (в возрасте ок. 17-18 лет, А. А. Зимин предполагает, что смерть не была естественной). Марию Дмитриевну похоронили в Георгиевском соборе Юрьева монастыря, возможно в одной гробнице с отцом. Муж Марии, кн. Чарторыйский, бежал из Новгорода в Псков, затем в Литву. В 20-х числах февр. 1456 г. в Яжелбицах между Новгородом и Василием II был заключен мир. По его условиям новгородцы обязались не принимать к себе родных Д. Г. (лишь в 1500 из Литвы в Россию вернулся как служилый князь внук Д. Г. Василий Иванович Шемячич). В 1616 г. захватившие Новгород швед. солдаты вскрыли гробницу Д. Г., в которой обнаружили мумифицированные останки мужчины в княжеских одеждах. Останки были ошибочно приняты за мощи св. кн. Феодора Ярославича , скончавшегося в 1233 г. в возрасте 13-14 лет и погребенного в этом же соборе. С разрешения швед. ген. Я. Делагарди Новгородский митр. Исидор перенес останки в придел Рождества Богородицы новгородского Софийского собора, где их поместили в каменную гробницу.

http://pravenc.ru/text/178606.html

805 Там же, л. 244. Из 912 церквей было 12 соборных, 38 ружных при девичьих монастырях и безприходных, 830 церквей приходских, 14 цер. домовых, 4 кладбищенских, 5 безприходных, приписанных к другим церквам. 806 Там же, лл. 68–69, 169–172, 304. В Новгородскую епархию из Вологодской поступили г. Белоозеро с 1 собор. храмом и 12 приходскими и безприходными церквами, в уезде один штатный III кл. мужской монастырь и 81 цер., гор. Кириллов – 1 соб. цер., 1 муж. первоклассный монастырь, в уезде – 1 муж. и 1 жен. монастыри III класса и 96 цер., г. Череповец – 1 соб. цер., в уезде одна заштатная пустыня и 50 цер.; в Ростовскую епархию отошло из Ярослав. губ. Пошехонского уез. – 18 цер. 808 Мы не указываем состава городов епархий по губерниям, так как впереди на стр. 531–536 помещен полный список городов по губерниям. Нужно заметить, что при приведении епархиальных территорий в соответствие с губернскими границами даже деревни от старых приходов отписывались в другие епархии и приписывались к новым приходам, соответственно их губернскому и уездному делению. 810 Арх. Св. Син. д. 1788 г. 51, л. 37. Тогда же воронежский епископ Тихон переведен был на Тверскую кафедру, а на его место в Воронеж назначен архимандрит Троице-Сергиевой пустыни С.-Петербургской епархии и ректор Александро-Невской семинарии Иннокентий (Полянский); Феофил, викарий старорусский, переведен в Тамбов, а на его место старорусским викарием назначен архимандрит новгородского Юрьева монастыря Афанасий; в Орловскую и Севскую епархию назначен архимандрит ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Аполлос (Байбаков). 814 Письма митрополита московского Филарета к А.Н. М. (Муравьеву) 1832–1864 г. Киев. 1869 г. стр. 51–52. 817 1. Новгородская епархия, в ней Новгородской губ. – 723 цер., должно поступить из Тверской епархии – 3 цер., всего должно быть – 728 церквей. 2. С.-Петербургская епархия, в ней С.-Петербургской губ. – 170 цер., должно поступить по С.-Петербургской губ. из Новгородской епархии – 90 цер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010