А.А. Половцов Бельский, Семен Федорович Бельский , князь Семен Федорович, боярин; младший сын князя Федора Ивановича, пожалован в бояре одновременно с братом своим князем Иваном, и в том же 1522 г. находился в ополчении, высланном против крымцев. В 1533 г. он был воеводой в Коломне. Далее, встречаем его у постели умирающего Василия III. В 1534 г. князь Семен и окольничий Иван Лятцкий готовили в Серпухове полки на случай войны с Литвой, ибо было известно, что крымцы намеревались в союзе с Литвой напасть на Украйну. Будучи недоволен правительством, особенно же казнью Юрия Иоанновича Дмитровского, Бельский тайно снесся с польским королем Сигизмундом. Между прочим, он писал, что если король хорошо его примет, то многие Московские князья и знатные дети боярские последуют его примеру. В августе Бельский вместе с Лятцким бежал в Литву; король весьма милостиво принял знатного беглеца и наградил богатыми поместьями. Бельский получил Зизморы, Стоклиски и Кормялово; он рассказал королю о слабостях Елены, о тиранстве вельмож, неудовольствии народа, и, желая побудить короля к войне с Москвою, уверял его в совершенной беззащитности Украйны. Тот придал веру его словам и даже задумал вернуть все Иоанновы и Васильевы приобретения в Литве. В 1535 г. литовское войско под начальством гетмана Юрия Радзивила, Андрея Немировича, Тарновского и князя Сем. Фед. Бельского вторглось в Северскую область, взяло без сопротивления Гомель и осадило Стародуб. Только благодаря подкопам, которые употреблены были в России впервые, удалось взять этот город. (Однако, по некоторым источникам, в 1535 г. люди Бельского прибегают к Московскому вел. кн. с известием о намерении короля послать рать к Смоленску). Дальнейшие действия польских войск были неудачны (1536 г.). Король негодовал на Бельского, считая его обманщиком, и столь немилостиво стал с ним обходиться, что тот, пылая ненавистью, с досады решил ехать в Константинополь и у султана искать защиты и покровительства. Он отпросился у короля в Иерусалим, будто бы для исполнения данного им обета.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАССИАН (САНИН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Вассиан (Санин), архиепископ Ростовский Вассиан II (Санин) (+ 1515 ), архиепископ Ростовский , святитель Память 25 января (Ростово-Ярослав., Греч. ) и в Соборе Ростово-Ярославских святых Родился в семье мелкого волоцкого землевладельца И. Г. Санина (+ 1475-1479), младший брат прп. Иосифа Волоцкого . Вассиан от " юности сопребывал " с прп. Иосифом. Монашеский постриг принял от руки прп. Пафнутия Боровского (+ 1477), после пострига для духовного руководства был вручен, очевидно, прп. Иосифу, впоследствии вспоминавшему об этом. Вассиан поддержал брата в его намерении ввести общежительный устав в Пафнутиев-Боровском монастыре . Поскольку планы прп. Иосифа встретили сопротивление со стороны братии, преподобный вместе с несколькими иноками, среди которых был Вассиан, покинул обитель. Вместе с прп. Иосифом Вассиан подвизался в Иосифовом Волоколамском монастыре , где произошло разлучение братьев; позднее Вассиан несколько раз посещал волоцкого игумена в его обители. О расставании прп. Иосифа и Вассиана известно из письма Иосифа брату, написанного в период пребывания на первосвятительской кафедре митр. Зосимы , " осквернивъшаго святительский великий престол " , т. е. в 1491-1494 гг. Прп. Иосиф призывал брата к совместной борьбе против ереси жидовствующих . Из послания становится известно, что Вассиан в Москве говорил о еретиках с Суздальским еп. Нифонтом и вел. кн. Иоанном III Васильевичем . В столице Вассиан узнал о чудесной помощи мч. Никиты «некоему человеку-поселянину», свидетельство об этом сохранил Иосифо-Волоколамский Патерик. Не позднее 1502 года, когда влияние покровителей еретиков (снохи вел. князя Елены Волошанки и внука Димитрия Иоанновича) при дворе вел. князя стало ослабевать, Вассиан был поставлен игуменом Симонова Нового Успенского монастыря . В июле того года Вассиан получил новую жалованную грамоту от Иоанна III на владения обители. Вассиан настоятельствовал в Симоновом монастыре 4 года и за это время получил также жалованные грамоты на земли, находившиеся в уделах близких к прп. Иосифу князей - Юрия Иоанновича Дмитровского и Иоанна Борисовича Рузского. При Вассиане в монастыре подвизался его племянник, духовный писатель и книгописец инок Досифей (Топорков) .

http://drevo-info.ru/articles/13674007.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН II (Санин; † 28.08.1515, Москва), архиеп. Ростовский и Ярославский. Сын мелкого волоцкого землевладельца И. Г. Санина († между 1475-1479), младший брат прп. Иосифа Волоцкого . В. от «юности сопребывал» с прп. Иосифом. Монашеский постриг принял от руки прп. Пафнутия Боровского († 1477), после пострига для духовного руководства был вручен, очевидно, прп. Иосифу, впосл. вспоминавшему об этом. В. поддержал брата в его намерении ввести общежительный устав в Пафнутиевом боровском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре . Поскольку планы прп. Иосифа встретили сопротивление со стороны братии, преподобный вместе с неск. иноками, среди к-рых был В., покинул обитель. Вместе с прп. Иосифом В. подвизался в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре , где произошло разлучение братьев; позднее В. неск. раз посещал волоцкого игумена в его обители. О расставании прп. Иосифа и В. известно из письма Иосифа брату, написанного в период пребывания на первосвятительской кафедре митр. Зосимы , «осквернивъшаго святительский великий престол», т. е. в 1491-1494 гг. Прп. Иосиф призывал брата к совместной борьбе против ереси жидовствующих . Из послания становится известно, что В. в Москве говорил о еретиках с Суздальским еп. Нифонтом и вел. кн. Иоанном III Васильевичем . (Будучи в столице, В. узнал о чудесной помощи мч. Никиты «некоему человеку-поселянину», свидетельство об этом сохранил Иосифо-Волоколамский Патерик .) Не позднее 1502 г., когда влияние покровителей еретиков (снохи вел. князя Елены Волошанки и внука Димитрия Иоанновича ) при дворе вел. князя стало ослабевать, В. был поставлен игуменом Симонова Нового в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . В июле того года В. получил новую жалованную грамоту от Иоанна III на владения обители. В. настоятельствовал в Симоновом мон-ре 4 года и за это время получил также жалованные грамоты на земли, находившиеся в уделах близких к прп. Иосифу князей - Юрия Иоанновича Дмитровского и Иоанна Борисовича Рузского. При В. в мон-ре подвизался его племянник, духовный писатель и книгописец инок Досифей (Топорков) .

http://pravenc.ru/text/149889.html

Свое начало и особую известность Телепнево получило при князе и воеводе, члене Боярской думы Иване Федоровиче Овчине Телепневе-Оболенском, который " имел в Вязьме богатый дом, а недалеко от города владел обширными поместьями,...куда этот вельможа приезжал для житья в свое удовольствие " . В тридцатые годы XVI века Телепнев-Оболенский пользовался широким покровительством великой княгини Елены Васильевны, дочери литовского вельможи князя Василия Львовича Глинского и княгини Анны Глинской (урожденной Якшич). В 1526 г оду она стала второй женой великого князя Московского Василия III Иоанновича, прожившего двадцать лет в бездетном браке с Соломией Сабуровой. От этого брака у нее родились два сына - Иоанн (Грозный) и Юрий. После кончины Василия III она стала регентшей при малолетнем сыне Иоанне, фактически управляя государством в 1533-1538 годах. Через свою родную сестру Агриппину Федоровну Челяднину, " мамку " - воспитательницу великого князя Иоанна, Телепнев быстро смог приобрести исключительное влияние на великую княгиню. С первых дней своего пребывания на Московском престоле, Елена Васильевна, пользуясь поддержкой Телепнева-Оболенского и митрополита Даниила (Рязанца), решительно поддерживала самодержавную власть и отличалась твердостью. Она выбрала путь жесткого подавления всяческих притязаний Боярской думы. Так от управления сразу был оттеснен сын боярский Иван Юрьевич Шигона-Поджогин. Дмитровского князя Юрия Ивановича, начавшего " вборзе всякия неправды делати великому князю " , посадили в темницу, где он умер от голода. Вскоре и князь Андрей Иванович Шуйский, обвиненный в подстрекательстве помещиков против центральной власти, и перезывании к себе на службу детей боярских, был арестован. В тюрьме скончался и наиболее близкий родственник Елены Васильевны - Михаил Глинский. В августе 1534 г ода были посажены в тюрьму князья Иван Федорович Бельский и Иван Михайлович Воротынский. Князья Симеон Бельский и Иван Лятский, бежали в Литву, пытаясь оттуда добиваться возвращения своих вотчин. Существует разное мнение о правлении великой княгини Елены Васильевны. Часто суровые меры, к которым прибегала великая княгиня Елена Васильевна, объяснялись обстоятельствами того времени. Они применялись только после тщательного расследования, а не под влиянием раздражения или гнева. Необходимо отметить, что многие решения Елены Васильевны были направлены исключительно на благо государства и во всем согласовывались с заветами предшественников ее сына - Иоанна IV. По свидетельствам современников, великая княгиня отличалась большой набожностью и благотворительностью. Она часто посещала монастыри и храмы, горячо молилась и раздавала щедрые милостыни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙ (Черлёного Заболоцкий Григорий Петрович; † после 1556), еп. Смоленский и Брянский. Был 2-м сыном дмитровского боярского сына Петра Федоровича Тонкого Черлёного Заболоцкого, представителем младшей ветви старомосковского боярского рода, известного со 2-й пол. XIV в. В источниках впервые упоминается ок. 1504 г., когда вместе со старшим братом Иваном был отмечен как владелец с. Нового и деревень Починки, Ильково и Лаптево в Дмитровском у. (ДДГ. 94. С. 376). Г. Заболоцкий принял постриг с именем Гурий в Иосифовом волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре (Рязанский еп. Леонид называет Г. среди пострижеников Иосифова мон-ря в челобитной царю Феодору Иоанновичу - АИ. Т. 1. С. 411. 216). Выбор обители мог быть обусловлен тем, что в 1-й трети XVI в. неск. ближайших родственников Г. служили при дворе дмитровского кн. Юрия Ивановича, во владениях к-рого располагались вотчины Иосифова волоколамского мон-ря. Возможно, ок. 1526-1528 гг. Г. стал настоятелем Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , сменив в этой должности архим. Герасима (Замыцкого) . В кон. 20-х гг. XVI в. Г. стал игуменом Мефодиева Пешношского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря . Во время его настоятельства, 6 февр. 1539 г., обитель получила от вел. князя ружную грамоту. 16 марта 1539 г. Г. был хиротонисан во епископа Смоленского и Брянского, хиротонию возглавил митр. Иоасаф (Скрипицын) . (Митр. Иоасаф, незадолго до этого - 6 февр. того же года - возведенный на митрополичий престол после низложения митр. Даниила, в марте заместил сразу 3 вакантные епископские кафедры: Ростовскую, Суздальскую и Смоленскую.) 16 марта 1542 г. Г. участвовал в Соборе по избранию и поставлению в митрополита Московского и всея Руси свт. Макария . 19 марта 1542 г. на переговорах с литов. послами в Москве рус. сторона подняла вопрос о праве Г. на дань с церковных сел на территории Литовского великого княжества - под Оршей, к-рыми владели Смоленские епископы. Рус. дипломаты отметили, что оршанский наместник кн. В. Ю. Толочинский-Друцкий писал Г. о том, что, «которые села Пречистые Смоленские в королеве стороне, а доход с них идет владыке, и владыка бы на те села крепостей доискался да прислал к нему, а велел дани брати с тех сел». По-видимому, Г. предоставил акты на церковные села под Оршей, и во время переговоров московские бояре просили литов. послов, чтобы кор. Сигизмунд I «велел с тех сел доходы давати владыке по старине». Литов. сторона ушла от ответа, заявив, что не имеет по данному вопросу указаний от короля (СбРИО. 1887. Т. 59. 9. С. 164). Со спорами о доходах Смоленского архиерея связано изготовление в XVI в. списков учредительной грамоты Смоленской епископии (2-я четв.- сер. XII в.).

http://pravenc.ru/text/168386.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА Венчание вел. кн. Василия III Иоанновича и Елены Глинской. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 863) Венчание вел. кн. Василия III Иоанновича и Елены Глинской. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 863) (ок. 1508-1510 - 3.04.1538, Москва), вел. кнг., 2-я жена Московского вел. кн. Василия III Иоанновича , мать царя и вел. кн. Иоанна IV Васильевича , дочь служилого кн. Василия Львовича Слепого Глинского и Анны Якшич (из рода последних сербских деспотов). Время рождения Е. В. установлено в результате изучения ее останков. Отец буд. вел. княгини, участвовавший в мятеже, поднятом ее дядей кн. М. Л. Глинским против кор. польск. и вел. кн. Литовского Сигизмунда I Старого, в 1508 г. переселился в Россию из Литовского великого княжества . Е. В. упоминается в источниках с нач. 1526 г. Летописи отмечают, что после развода с 1-й женой, бездетной вел. кнг. Соломонией (см. София , прп., Суздальская), и ее ссылки 21 янв. 1526 г. вел. кн. Василий III женился на Е. В. Зимой 1528/29 г. великокняжеская чета совершила паломничество в почитаемые обители севера России, где просила молиться о «чадородии». 25 авг. 1530 г. у Е. В. родился сын Иоанн, а 30 окт. 1532 г.- Юрий (Георгий) Васильевич . Сохранившиеся письма Василия III Е. В. говорят о его привязанности к жене и детям. Во время поездок по стране он неоднократно брал их с собой. Нет никаких сведений об участии Е. В. в решении гос. дел при жизни супруга. Из Повести о болезни и смерти вел. кн. Василия III, первоначальный текст к-рой сохранился в составе Новгородского свода 1539 г., видно, что Е. В. не участвовала ни в подготовке нового завещания вел. князя, ни в совещании, на к-ром 3 дек. 1533 г. Василий III говорил с боярами «о устроенье земском, како бы правити после его государьства». Правда, 3 из своих ближайших думных советников - кн. М. Л. Глинскому, М. Ю. Захарьину и И. Ю. Шигоне Поджогину - вел. князь «приказав о своеи великои княгине, како еи без него быти и како к неи бояром ходити» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 559). Позднее в ответ на вопрос Е. В., как ей жить после его смерти, Василий III ответил, что в завещании он предоставил ей такие же права, какие принадлежали ранее вдовым вел. княгиням. Круг бояр, к-рым Василий III поручил управление гос-вом, исследователи определяют по-разному, но они единодушны в том, что сразу после смерти вел. князя Е. В. не стала правительницей гос-ва. Характерно, что главное событие, происшедшее после смерти Василия III,- арест 11 дек. 1533 г. брата правителя дмитровского кн. Юрия (Георгия) Иоанновича и людей его двора большая часть источников связывает с инициативой бояр. В известиях Новгородского свода 1539 г. говорится о решениях, к-рые принимал вел. кн. Иоанн IV, «помысля» с матерью, митр. Даниилом и боярами.

http://pravenc.ru/text/189751.html

Первым действием нового правления было торжественное собрание Духовенства, Вельмож и народа в храме Успенском, где Митрополит благословил державного младенца властвовать над Россиею и давать отчет единому Богу. Вельможи поднесли Иоанну дары, послали чиновников во все пределы Государства известить граждан о кончине Василия и клятвенным обетом утвердить их в верности к Иоанну. Едва минула неделя в страхе и надежде, вселяемых в умы государственными переменами, когда столица была поражена несчастною судьбою Князя Юрия Иоанновича Дмитровского, старшего дяди Государева, или оклеветанного, или действительно уличенного в тайных видах беззаконного властолюбия: ибо сказания Летописцев несогласны. Пишут, что Князь Андрей Шуйский, сидев прежде в темнице за побег от Государя в Дмитров, был милостиво освобожден вдовствующею Великою Княгинею, но вздумал изменить ей, возвести Юрия на престол и в сем намерении открылся Князю Борису Горбатому, усердному Вельможе, который с гневом изобразил ему всю гнусность такой измены. Шуйский увидел свою неосторожность и, боясь доноса, решился прибегнуть к бесстыдной лжи: объявил Елене, что Юрий тайно подговаривает к себе знатных чиновников, его самого и Князя Бориса, готового немедленно уехать в Дмитров. Князь Борис доказал клевету и замысл Шуйского возмутить спокойствие Государства: первому изъявили благодарность, а второго посадили в башню. Но Бояре, излишне осторожные, представили Великой Княгине, что если она хочет мирно царствовать с сыном, то должна заключить и Юрия, властолюбивого, приветливого, любимого многими людьми и весьма опасного для Государя-младенца. Елена, непрестанно оплакивая супруга, сказала им: «Вы видите мою горесть: делайте, что надобно для пользы Государства». Между тем некоторые из верных слуг Юриевых, сведав о намерении Бояр Московских; убеждали Князя своего, совершенно невинного и спокойного, удалиться в Дмитров. «Там, – говорили они, – никто не посмеет косо взглянуть на тебя; а здесь не минуешь беды». Юрий с твердостию ответствовал: «Я приехал в Москву закрыть глаза Государю брату и клялся в верности к моему племяннику; не преступлю целования крестного и готов умереть в своей правде».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Место собора в истории Теперь Успенский кафедральный собор г. Дмитрова имеет возможность осуществлять свою великую духовную миссию, как это было в предыдущие века русской истории. Собор - одно из уникальных сооружений Московской области. Но он уникален не только по размерам, архитектуре и убранству, но и по своему месту в истории России. На страницах русской истории, связанной с городом Дмитровом, мы можем прочесть имена князей Юрия Долгорукого, Александра Невского, Михаила Тверского, Дмитрия Донского, князя Дмитровского Юрия Иоанновича и многих других народных героев. Нынешний храм был сооружен между 1509 и 1533 гг. на средства дмитровского князя Юрия Иоанновича, который был фактическим претендентом на царский престол. Он реально мог стать царем Руси до 1530 года, пока не родился Иоанн Грозный. Судьба дмитровского князя сложилась трагически: сразу же после смерти Василия Третьего, его схватили, посадили в тюрьму, и в 1536 году он умер, уморенный голодом. Погребен в Архангельском соборе Московского Кремля. Он был яркой личностью: активно занимался церковным строительством, был известным военачальником, полководцем, политиком. Расцвет города Дмитрова и строительство Успенского собора – это его заслуга. Наше счастье, что собор хорошо сохранился. В соборе были и есть уникальные святыни. Многие иконы, составляющие иконостас, относятся к XV-XVI векам. В советское время иконостас сохранялся, но был закрыт от посетителей музея по идеологическим соображениям. В алтарях не было никаких экспозиций. Самая главная святыня собора – икона XII века святого великомученика Димитрия Солунского – в данное время находится в Третьяковской галерее. Энергия молодости Дмитровский кремль окружен древним земляным валом, покрытым изумрудной травой. В этом центре энергией церковного возрождения кипит жизнь. И как отрадно, что это - энергия молодости. Рядом с собором в красивом кирпичном здании расположились муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Русский Дом» и воскресная православная школа. Я беседую с радушной хозяйкой «Русского Дома» Анной Федоровной Садовой. Она говорит: «Цель создания нашего учреждения дополнительного образования - духовное воспитание и образование с широким спектром направлений. Прикладное искусство - вышивка, шитье, вязание, резьба по дереву, роспись по дереву, живопись, создание русских национальных костюмов. Уже сделаны первые шаги: наши ученицы своими руками сшили наряды к сегодняшнему празднику. Это современные костюмы со стилизацией под народные. В нарядах отражен индивидуальный характер девочек. Материалы дали нам наши попечители. Мы начали заниматься здесь с ребятами, когда не было такой красоты, в голых стенах. Сейчас мы создаем фольклорную певческую группу под условным названием «Русские песни». История нашей страны - это ведь не только глубокая древность. Сколько хороших песен было создано в ушедшем веке, мелодичных, красивых.

http://sedmitza.ru/text/397581.html

Партия В. И. и вел. кнг. Софии не отказалась от борьбы. В нач. 1499 г. последовали новые казни и опалы виднейших представителей московской знати, как предполагают исследователи - сторонников Димитрия внука. С В. И. опала была снята, в марте 1499 г. он был провозглашен «государем великим князем», т. е. соправителем, ему были даны «Великий Новгород и Псков, великое княженье». В 1502 г. позиция Иоанна III по отношению к семье своего покойного старшего сына стала еще более жесткой: 11 апр. были арестованы вел. кн. Димитрий и его мать Елена, 14 апр. В. И. был посажен «на великое княжение Володимирское и Московское и всея Руси самодеръжцем» (неизвестно, происходила ли при этом к.-л. процедура поставления, подобная акту 1498 г.). этому предшествовала новая попытка В. И. «отъехать» в Литву, вероятно с целью воздействия на вел. князя (А. А. Зимин ставил под сомнение эту 2-ю попытку отъезда в Литву и объяснял ее неверным прочтением соответствующего летописного сообщения, однако аргументы исследователя неубедительны). Димитрий Иоаннович умер в заточении в 1509 г., т. е. уже в княжение В. И. (по-видимому, насильственной смертью), ранее, в янв. 1505 г., скончалась «в нятстве» его мать, обвиненная в ереси и связях с жидовствующими . В. И. в качестве соправителя принимал участие в Соборе 1503 г., в Соборе против еретиков 1504 г., в др. церковных и гос. мероприятиях. Став правителем страны после смерти Иоанна III в окт. 1505 г., он продолжал внутреннюю и внешнюю политику отца. Первые 2 десятилетия его правления отличались относительной стабильностью, политическим и экономическим подъемом, последние годы были осложнены проблемой престолонаследия. Большие успехи были достигнуты в процессе собирания и объединения земель, в расширении территории Русского гос-ва, в централизации и гос. строительстве, во внешней политике. Внутренняя политика. Формирование территории государства По завещанию Иоанна III власть над основной территорией гос-ва была сосредоточена в руках В. И., но количество и размеры уделов его братьев и др. родственников были еще достаточно велики. Волоцкий удел был ликвидирован в 1513 г., после смерти бездетного кн. Федора Борисовича. Братья В. И.- князья Семен Калужский и Дмитрий Угличский скончались в 1518 и 1521 гг., оба бездетными, ибо вел. князь, не имея наследника, фактически запрещал своим братьям вступать в брак. Их владения перешли к вел. князю, то же произошло позднее и с уделом кн. Юрия Дмитровского (также бездетного), к-рый был «поиман» в дек. 1533 г., почти сразу после смерти В. И. Лишь самому младшему брату В. И. кн. Андрею Старицкому было разрешено жениться в 1533 г., когда у В. И. уже родились 2 сына. Последним крупным полусамостоятельным центром в Вост. Руси оставалось вел. княжество Рязанское, потерявшее независимость ок. 1521 г., когда последний рязанский вел. кн. Иоанн Иоаннович бежал в Литву.

http://pravenc.ru/text/150787.html

И., но количество и размеры уделов его братьев и др. родственников были еще достаточно велики. Волоцкий удел был ликвидирован в 1513 г., после смерти бездетного князя Федора Борисовича. Братья В. И.– князья Семен Калужский и Дмитрий Угличский скончались в 1518 и 1521 гг., оба бездетными, ибо великий князь, не имея наследника, фактически запрещал своим братьям вступать в брак. Их владения перешли к великому князю, то же произошло позднее и с уделом князя Юрия Дмитровского (также бездетного), который был «поиман» в дек. 1533 г., почти сразу после смерти Василия III Иоанновича Лишь самому младшему брату Василия III Иоанновича князю Андрею Старицкому было разрешено жениться в 1533 г., когда у Василия III Иоанновича уже родились 2 сына. Последним крупным полусамостоятельным центром в Вост. Руси оставалось великое княжество Рязанское, потерявшее независимость ок. 1521 г., когда последний рязанский великий князь Иоанн Иоаннович бежал в Литву. В 1510 г. произошло полное подчинение Пскова, решившее важные полит. и военно-стратегические проблемы на зап. рубежах. Город уже давно находился в орбите великокняжеской политики, промосковская ориентация псковичей была обусловлена их желанием видеть в Москве защитника от притязаний Великого Новгорода и союзника во внешней политике. Псков еще сохранял некоторые городские вольности (вече, вечевой колокол и др.), хотя власть великокняжеского наместника усиливалась, особенно после назначения на эту должность весной 1509 г. князя И. М. Репни–Оболенского, отличавшегося особой жестокостью по отношению к псковичам. Во время пребывания Василия III Иоанновича в Великом Новгороде осенью–зимой 1509/10 г. жители Пскова (в делегацию входили посадники и бояре) подали жалобу на наместника. По др. источникам, первым жалобу великому князю. подал наместник, обвинивший псковичей в нарушении своих обязанностей по отношению к правителю («дела государские делают не по прежнему и в суды, и в пошлины, и в оброки, и во всякие доходы у него вступаются»). Челобитные и жалобы продолжались как со стороны князя Репни–Оболенского, так и со стороны псковичей, не только посадников, но и черных людей, которые жаловались и на наместника, и новгородских помещиков, и «на свою братью на пскович».

http://sedmitza.ru/text/955087.html

  001     002    003    004    005    006    007