«В лто 6747 Оженися князь Олександръ, сынъ Ярославль в Новгород, поя в Полотьск у Брячьслава дчерь, и внчася в Торопчи; ту кашю чини, а в Новгород другую» . Слова «ту кашю чини» означают первый свадебный пир, который был устроен в Торопце после венчания. С этим событием связано несколько популярных городских легенд. По местному весьма распространенному преданию, молодых благословили иконой Божией Матери «Корсунская». Эта икона имеет несколько наименований и весьма запутанную историю. Самое древнее наименование – «Эфесская». На Русь она попала благодаря Евфросинии Полоцкой. Согласно житию святой, выносная икона Божией Матери «Одигитрия» была доставлена из Эфеса в Константинополь и далее отправлена в Полоцк . По дороге, согласно «Сказанию о Корсунской иконе», икона более года находилась в Корсуне (Херсонес Таврический), откуда получила новое наименование. Далее, согласно «Сказанию», невеста Александра Невского, полоцкая княжна, привезла ее в Торопец в качестве приданого. «Поздние списки рукописи Сказания известны в пересказе местных краеведов» . С тех пор икона постоянно находилась в Торопце и получила еще одно наименование – «Торопецкая» . По другой версии, икона попала в Торопец в 1563 или 1579 году вместе с полоцким духовенством, бежавшим от войск Стефана Батория. Эту версию поддерживает ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея и автор монографического исследования по Торопецкой иконе Ирина Шалина . Корсунская икона стала главной святыней Торопца. В честь нее освящен городской собор Как бы ни было, древняя икона стала главной святыней Торопца. Корсунской иконе посвящен городской собор. «После революции 1917 года торопецкие церкви были закрыты, но духовенство Корсунского собора успело передать Ефесскую икону в Торопецкий краеведческий музей, где находящуюся в аварийном состоянии икону начали реставрировать. В 1936 году икону по просьбе работников музея перевезли в Русский музей Ленинграда» . В 2009 году икону «временно передали» в церковь Александра Невского в Княжьем Озере (Истринский район Московской области). Если ехать из Москвы в Торопец по Новорижскому шоссе – храм хорошо виден с дороги.

http://pravoslavie.ru/159345.html

Иконе дали название Феодоровской. Невеста принесла в приданое Эфесскую (Корсунскую) икону Божией Матери, писанную, по преданию, Евангелистом Лукой, которая была получена ее родственницей, святой Ефросинией Полоцкой, от греческого императора. Помолвка состоялась в Витебске, а венчание в Торопце - удельном городе князя Александра. Список с Чудотворной Эфесской иконы Божией Матери был принесен на Русь в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая. Украсив образ драгоценностями, преподобная Евфросиния в 1173 году поставила его в храме Богоматери, где икона находилась более 60-ти лет. В 1239 году святой благоверный князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой в городе Торопце. Княжна забрала с собой из Полоцка Эфесскую Богородичную икону благословила свою племянницу этой иконой и передала в дар городу Торопцу, поставив ее в соборной Торопецкой церкви. Здесь чудотворный образ стал именоваться Корсунской иконой Богоматери. Помолвка прошла в Витебске, венчание в Торопце. Два грандиозных пира устроили по этому случаю: в Торопце и в Новгороде. Летописец пишет: «...в Торопце ту кашу чини, в Новгороде - другую». Это сейчас «кашей» называют самую простую еду, тогда так назывался роскошный свадебный пир, на который собирался весь город. Оттуда, кстати, пошло выражение «заварить кашу», то есть устроить что-то такое глобальное. Женским православно-патриотическим обществом в рамках проекта «Супружества благословение» была подготовлена выставочная экспозиция «Образ Александра Невского в изобразительном искусстве», которая демонстрировалась 12 июля 2019 года в Художественном музее Витебска в рамках большой культурной программы, специально подготовленной ко Дню Союзного государства Белоруссии и России, который традиционно проходит в дни проведения фестиваля искусств «Славянский базар» и 28 июля 2019 года в г.Торопце Тверской области в рамках Дня города, посвященного 780-летию венчания Святого Благоверного Князя Александра Невского и Полоцкой княжны Александры Брячиславны.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/21/sv...

«Икона в «Княжьем Озере» находится с согласия Русского музея и министерства культуры. Другого варианта и быть не может. Киот, в котором она сейчас временно хранится, наверное, один из лучших в мире. В этом киоте икона стала «выздоравливать». Ей там лучше живется. Поэтому в данном конкретном случае, когда условия хранения иконы даже лучше, чем музейные, мы можем себе позволить подержать ее там подольше. Но от этого ее музейный статус не изменится», — сказал Авдеев. Он отметил, что образ находится в фонде Русского музея, а из музейного фонда не позволяет ничего изымать российское законодательство. Министр напомнил, что в законе о передаче РПЦ религиозного имущества говорится, что нельзя передавать «экспонаты из музейного фонда, из библиотечного фонда и из архивного фонда». Икона Торопецкой Божьей матери, именуемая также «Эфесской», «Полоцкой» и «Корсунской», до 1920-х годов хранилась в Торопце, в Корсунско-Богородицком соборе. Когда храм был закрыт, икону переместили в местный краеведческий музей, а в 1930 году отослали в Русский музей, где она стала одним из древнейших экспонатов. В последние годы община Корсунско-Богородицкого храма, который сейчас восстанавливают, несколько раз обращалась к властям с просьбой о передаче ей иконы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/toropeckaya-ikona-bozh...

Вход в молельню прп. Евфросинии Полоцкой на хорах Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря. Литография по рис. Н. П. Трутнева. 60-е гг. XIX в. (ГИМ) Вход в молельню прп. Евфросинии Полоцкой на хорах Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря. Литография по рис. Н. П. Трутнева. 60-е гг. XIX в. (ГИМ) Княжеские пожалования и вклады горожан укрепили материальное положение Спасского мон-ря, что позволило игумении приступить к его обустройству. Под рук. зодчего Иоанна в обители был возведен каменный храм Спасителя (сохр. до наст. времени). Житие Е. сообщает о происшедшем при строительстве чуде. Для завершения здания не хватало плинфы (широкого плоского кирпича), опечаленная Е. обратилась с молитвой к Богу, и на следующее утро в печи оказалось нужное количество плинфы. В тот же день храм был закончен, на нем был водружен крест. Позднее Е. задумала создать еще одну каменную церковь - во имя Пресв. Богородицы. Когда храм был окончен, его украсили росписью, иконами. При нем был основан муж. мон-рь. Е. решила поместить здесь находившуюся в Эфесе Эфесскую икону Божией Матери , по преданию написанную евангелистом Лукой . Между 1157 и 1169 гг. преподобная послала имп. Мануилу I Комнину и патриарху Луке Хрисовергу «дары многоценные» с просьбой «отпустить» Эфесскую икону в Полоцк. Патриарх и император откликнулись на ее просьбу: посланные ими 700 вооруженных всадников сопровождали икону до К-поля, где она была передана полоцким послам. Е. поставила икону в ц. Пресв. Богородицы, украсив ее «златом и каменьем многоценным». Каждый вторник святыню выносили из храма и обходили с ней все городские церкви. Вероятнее всего, Эфесская икона оказалась в Полоцке ок. 1160 г., поскольку в 1161 г. местный мастер Лазарь Богша выполнил для Е. крест (см. Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест ), в к-рый были вложены реликвии, очевидно привезенные к тому времени из Византии (частица Древа Креста Господня, частицы камней от Гроба Господня и от Гроба Богоматери, кровь вмч. Димитрия Солунского , частицы мощей первомч. Стефана и вмч. Пантелеимона и др.). Эфесская икона Божией Матери, так же как и крест, не сохранилась. (С иконы, как предполагают, в кон. XIII - нач. XIV в., была сделана копия, к-рая хранится в ГРМ (см.: Шалина. 1996). В 1997 белорус. мастер Н. П. Кузьмич воссоздал крест Е., реликвия находится в Спасском монастыре.) По-видимому, успешным контактам Е. с к-польским двором и патриархом способствовали предшествующие связи полоцких князей с визант. аристократией, установившиеся после того, как в 1030 г., в княжение Мстислава Великого, полоцкие князья были высланы из своих владений в К-поль (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 293).

http://pravenc.ru/text/187879.html

Существует еще одно предание о первообразе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде, недалеко от Иерусалима, там был сооружен для новообращенных храм. Придя в Иерусалим, апостолы просили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. И придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов дивной красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Эта икона — Лиддской Божией Матери — почитается до сих пор. Но, по словам Ирины Языковой, ее действительный исторический путь проследить навряд ли возможно. В научном сообществе самыми ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб — сцены Благовещения (катакомбы Прискилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себестьяна III — IV вв.). Но все это скорее протоиконы, первые же иконы в собственном смысле этого слова появляются только после Эфесского собора 431 года, где было утверждено почитание Девы Марии как Богородицы. Следы истории Как из четырех типов иконографии могли возникнуть 700 разных икон, каждая из которых обладает своей индивидуальностью, но при этом все еще подходит под описание своего типа? «С первых греческих икон делались списки, — объясняет Ирина Языкова, — они распространились по всему миру и “зажили” своей жизнью. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть, зафиксировать следующие иконописцы, делая новые списки. Они хотели «привязать» икону к своей местности, рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы на их земле. Например, третья рука у иконы «Троеручица» добавлена святым Иоанном Дамаскиным в память о чуде, которое случилось с ним самим. Во времена иконоборчества ( VIII в.) за свои сочинения в защиту икон св. Иоанн был подвергнут казни по приказу Дамасского халифа — ему отсекли правую руку. Он молился Богородице перед Ее иконой, и Пречистая восстановила отрубленную руку, так что великий святой и далее мог славить Христа и Божию Матерь в своих писаниях.

http://pravmir.ru/carica-neba-i-zemli/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ, ПРЕПОДОБНОЙ, КРЕСТ создан в 1161 г. как ковчег для христ. святынь по благословению прп. Евфросинии Полоцкой золотых дел мастером Лазарем Богшей ; вложен в Спасо-Преображенский собор полоцкого Евфросиниева монастыря . Создание креста связано с такими деяниями прп. Евфросинии, как сооружение 2 каменных храмов: во имя Спасителя и Богородицы. Для 1-го предназначался воздвизальный, напрестольный крест-реликварий. Для 2-го, как следует из Жития святой, она пожелала получить из Византии чудотворный образ Богородицы из Эфеса (см. ст. Эфесская икона Божией Матери ). В XII в. связи полоцких князей и дома Комнинов носили родственный характер, что, вероятно, обусловило возможность прямой просьбы к имп. Мануилу I (1143-1180) и патриарху Луке Хрисовергу (1157-1170) «отпустить» Эфесскую икону. Очевидно, именно при передаче Эфесской иконы в К-поле полоцким послам и были получены святыни для Е. к. В крест были вложены: с лицевой стороны, в верхнем перекрестье,- капля Крови Спасителя, в нижнем перекрестье - частица Древа Креста Господня, с оборотной стороны, в верхнем перекрестье, - частицы камней от Гроба Пресв. Богородицы, в нижнем перекрестье,- частицы камней от Гроба Господня, в стволе креста (сверху вниз) - капля крови вмч. Димитрия Солунского, мощи архидиак. первомч. Стефана и вмч. Пантелеимона. Крест прп. Евфросинии Полоцкой. 1161 г. Мастер Лазарь Богша. Лицевая сторона. Фотография И. В. Чистякова. 1896 г. (архив Ин-та истории материальной культуры РАН) Крест прп. Евфросинии Полоцкой. 1161 г. Мастер Лазарь Богша. Лицевая сторона. Фотография И. В. Чистякова. 1896 г. (архив Ин-та истории материальной культуры РАН) Крест прп. Евфросинии Полоцкой. 1161 г. Мастер Лазарь Богша. Оборотная сторона. Фотография И. В. Чистякова. 1896 г. (архив Ин-та истории материальной культуры РАН) Крест прп. Евфросинии Полоцкой. 1161 г. Мастер Лазарь Богша. Оборотная сторона. Фотография И. В. Чистякова. 1896 г. (архив Ин-та истории материальной культуры РАН)

http://pravenc.ru/text/187870.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Торопецкая " Описания иконы Икона Торопецкая - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Название происходит от города Торопец в Тверской области, где расположен Свято-Тихоновский женский монастырь. По преданию, это именно та КОРСУНСКАЯ, которую в конце XII века в Россию перенесла полоцкая княжна Предислава, в иночестве Евфросиния, получив её в подарок от греческого императора. В 1239 году князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава в городе Торопце. Княжна взяла с собой из Полоцка икону Богородицы и поставила её в Торопецкой церкви. Здесь чудотворный образ находился под именем Корсунского много веков. Летописи сохранили описание помощи Божией Матери защитникам города через Её Корсунскую икону в 1611 году во время нашествия польского войска под предводительством Льва Сапеги. Чудотворный образ не раз спасал город и во время войны с Наполеоном, и от эпидемий 1831, 1853 и 1898 годов. После революции древний образ был изъят в Государственный Русский музей. Празднование Торопецкому образу установлено в тот же день, что и Корсунской иконе Пр[...] Описание иконы Пресвятой Богородицы Торопецкая И.А. Шалина БОГОМАТЕРЬ ЭФЕССКАЯ-ПОЛОЦКАЯ-КОРСУНСКАЯ-ТОРОПЕЦКАЯ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ИМЕНА И АРХЕТИП ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ Хранящаяся ныне в Государственном Русском музее икона «Богоматерь Одигитрия», получившая по месту своего последнего местонахождения название «Торопецкой», несмотря на два столетия упорного труда исследователей, остается и по сей день одним из самых загадочных и непонятных произведений древнерусской живописи. Даже среди знаменитых чудотворных икон, окутанных особой тайной и всегда служивших источником бесчисленных легенд и преданий, образ «Богоматери Торопецкой» заметно выделяется своей неповторимой судьбой и противоречивостью относящихся к нему сви­детельств. Уникальной особенностью образа, отразившей его долгую и непростую жизнь, является великое множество названий, возникших в разные периоды почитания и в разных местах пребывания этой святыни. Известная под именами: «Одигитрия», «Эфесская», «Корсунская», «Полоцкая», «Царь­градская», «Торопецкая», и датируемая в пре[...]

http://pravicon.com/icon-319

Святейший Патриарх Кирилл посетил город Тутаев 11 сентября 2010 г. 20:20 11 сентября 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,  находящийся с Первосвятительским визитом в Ярославской и Ростовской епархии , прибыл из Рыбинска  в город Тутаев. На городской пристани Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали викарий Ярославской епархии епископ Рыбинский Вениамин , председатель Отдела религиозного образования и катехизации Ярославской епархии священник Алексий Кульберг, глава администрации города Тутаева С.Ю. Ершов, представители городских и районных властей, а также учащиеся и преподаватели православных гимназий и школ Ярославской области. С пристани города Святейший Патриарх Кирилл направился в Воскресенский собор. У входа в собор Святейшего Владыку встречали настоятель храма святого Андрея Стратилата архимандрит Сильвестр (Лукашенко), духовенство епархии, жители города, воспитанники детских приютов и православных учебных заведений области. Предстоятель Русской Церкви поклонился святыням Воскресенского храма, после чего обратился к многочисленным детям, собравшимся в соборе: «Очень рад видеть вас, дорогие дети, дорогие юные прихожане. Для меня самая большая радость, когда я вижу такое большое количество детей в храме. Это значит, что все то, что мы делаем с Божией помощью, приносит свои добрые плоды. И когда вы вырастете и станете взрослыми, я надеюсь, вы также будете в сердце своем хранить веру православную, воспитывать в ней уже своих детей, а значит будет укрепляться духовная жизнь нашего народа. Храни вас всех Господь! Помощи Божией вам в вашем учении и в ваших трудах». Затем на ступенях собора Предстоятеля приветствовал архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Священник преподнес Его Святейшеству икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. В память о посещении города и собора Святейший Владыка передал собору икону святого исповедника Марка Эфесского, а всем собравшимся  — иконочки Пресвятой Богородицы с Патриаршим благословением.

http://patriarchia.ru/db/text/1275031.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИРСИНИОТИССА [Греч. Μυρσινιτισσα, Μον Παναγας Μυρσινιωτσσης], действующий женский монастырь, расположен примерно в 2 км к северу от Каллони на о-ве Лесбос, принадлежит Мифимнской митрополии, освящен в честь Успения Пресв. Богородицы. Название монастырь получил по хранящейся там одноименной иконе Божией Матери, обретенной не позднее XII в. в зарослях мирта. История этой иконы древнее, чем предание об обретении иконы Божией Матери Миртидиотиссы на Китире. В патриаршем сигиллии 1311 г. М. назван τς Μυρσνης. Место обретения иконы почитается до сих пор, оно находится левее мон-ря, там мон. Митродора (Барабути) построила маленькую церковь. От находившейся в зарослях мирта иконы исходил столь сильный свет, что он был заметен в Каллони. Когда его увидели митрополит и его приближенные, они немедленно отправились на поиски его источника. Но по мере их приближения к местонахождению иконы свет исчезал. Так продолжалось в течение 2 ночей. В 3-й раз свет не погас, а переместился вправо. Митрополит и его свита последовали за ним. Достигнув соснового леса на горе Драконтици, где ныне построен М., свет перестал двигаться. Митрополит, приблизившись, обнаружил икону Божией Матери и распорядился построить на этом месте мон-рь. От иконы происходили многочисленные чудеса, в т. ч. из того места, где она была обретена, забил источник святой воды (впосл. он иссяк, но из гробницы прп. Игнатия Агаллиана забил новый источник). В 1331 г. Мифимнский митр. Малахия доложил Синоду К-польской Церкви о том, что насельники мон-ря «ту Калеос» захватили 4 принадлежавших ему мон-ря, в т. ч. М., и хрисовулом Андроника III незаконно закрепили за собой владение монастырской собственностью. Впосл. мон-рь пришел в упадок, существовал только собор Успения Пресв. Богородицы с огородами вокруг него, впоследствии и он был заброшен. В письме Эфесского митр. Даниила (1487) говорится, что в 1470 г. вдова эконома Мифимнской митрополии Папаксена купила у османских властей участок с расположенным на нем собором.

http://pravenc.ru/text/2563352.html

29 февраля – 2 июня Мониторинг СМИ Святых распорядились выносить Одну из старейших икон из Русского музея собираются пристроить на время в коттеджном поселке 26.11.2009 12:22 Министерство культуры РФ приняло решение о временной передаче иконы Торопецкой Божией Матери XII-XIV веков из Государственного Русского музея в церковь Александра Невского, только что построенную в коттеджном поселке " Княжье озеро " Истринского района Московской области. Связывает икону из Русского музея с элитной подмосковной недвижимостью лишь то, что президент строительной компании " Сапсан " , реализующей проект " Княжье озеро " , и благотворитель реставрируемого Корсунско-Богородицкого собора в Торопце, где до 20-х годов прошлого века находилась икона, один и тот же человек. Распоряжение начать подготовку к временной передаче иконы из фондов музея в храм в Государственном Русском музее получили вчера. Оно подписано директором департамента культурного наследия и изобразительного искусства Минкульта Рамазаном Колоевым; основанием для такого решения стало письмо патриарха министру культуры Александру Авдееву. Пресс-секретарь Минкульта Наталия Уварова подтвердила это решение, добавив: " О сроках нахождения иконы вне Русского музея говорить пока рано, потому что необходимо соблюсти все условия ее транспортировки, хранения и прочие " . " Богоматерь Одигитрия " , которую называют иногда " Эфесской " , " Полоцкой " , " Корсунской " или " Торопецкой " — одна из самых старых икон в собрании ГРМ. Ее появление относят к XII-XIV векам, иконы такого времени в музеях мира наперечет. Специалисты ГРМ считают, что древний образ XII века был некогда утрачен и в XIV заменен новым, написанным псковским мастером, что не делает икону менее уникальной. В настоящий момент сохранность " Богоматери Одигитрии " критическая, согласно заключению реставраторов, " грунт хрупкий, его связь с красочным слоем и паволокой ослаблена " : это значит, что образ в любой момент может осыпаться. В Русском музее из-за этого икону даже не показывают в экспозиции.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010