Калоферский женский монастырь Введения Пресвятой Богородицы Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Калоферский женский монастырь Введения во храм Пресвятой Богородицы - действующий женский монастырь Болгарской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Монастырь расположен на окраине города, на правом берегу реки Тунджа. Письменных свидетельств основания монастыря не сохранилось. Считается, что он возник в XVII - начале XVIII века. Спустя столетие после основания при обители было открыто 3 или 4 подворья (метохии). В XIX веке обитель была широко известна: в ней после смерти Константинопольского патриарха Евгения II жили его мать Елена и сестра Феофано. В 1839 году русский монах Парфений (Агеев) сообщал, что монастырь известен по всей Турции и в нем проживает «более тысячи монахинь». Около 1860 года, когда число насельниц достигло 90, было принято решение о строительстве каменного храма вместо деревянного. При поддержке руских консулов в Пловдиве Н. Герова и в Константинополе кн. А. Б. Лобанова-Ростовского игумения Евпраксия (Гешова) в начале 1861 года направила монахинь Харитину и Евдокию в Россию для сбора пожертвований. Сестры посетили Кишинёв, Херсон, Киев и Москву и помимо денежных пожертвований привезли 6 сундуков с церковной утварью и облачениями. Среди российских благотворителей были российская императрица Мария Александровна, архиепископ Херсонский и Одесский Димитрий (Муретов). Мраморная плита над западным входом в храм сообщает дату окончания его строительства - 26 июля 1862 года (вероятно, день освящения). В 1870 году калоферские монахини посетили женские обители Киева. 26 июля 1877 года, во время русско-турецкой войны, монастырь был разграблен и подожжен турками, а укрывшиеся в нем монахини и местные жители убиты. После окончания войны обитель восстановили на пожертвования из России, записи о поступлениях которых сохранились в специальной книге за 1879-1900 гг. В 1881 году были завершены основные работы, в 1886 году пристроены нартекс и колокольня. Храм возведен по проекту болгарского архитектора И. Боянина, построившего церковь в Этропольском монастыре (1858), католический собор св. Людовика в Пловдиве (1864) и др.

http://azbyka.ru/palomnik/Калоферский_же...

Рыльский монастырь      В 2010 году весь мир облетела настоящая сенсация: в небольшом болгарском городе Созопол обнаружены святые мощи Иоанна Крестителя. Это открытие сделал профессор Попконстантинов во время раскопок средневекового храма, носящего имя святого. Сегодня мощи хранятся в недавно отреставрированной церкви святых Кирилла и Мефодия, расположенной в старой части города Созопол. Сюда приходят многие паломники, чтобы поклониться святыне. Другой популярный маршрут – на Софийскую Святую гору. Речь идет о четырнадцати монастырях вблизи болгарской столицы. Самые значимые из них – Драгалевский монастырь Пресвятой Богородицы, Кокалянский монастырь святого Архангела Михаила, Черепишкий монастырь Успения Богородицы, Этропольский монастырь Святой Троицы – довольно хорошо сохранились. Безусловно, большой интерес для паломников и туристов представляет скальный монастырь Аладжа, находящийся недалеко от черноморского города Варна и курорта Золотые Пески. Он был высечен в горе десять веков тому назад. В России о нем узнали благодаря русскому археологу Виктору Теплекову, который в 1832 году опубликовал свои «Письма из Болгарии». Сегодня монастырь превращен в музей и объявлен памятником культуры. — А почему главный храм Болгарии носит имя русского святого Александра Невского? — Храм-памятник Александру Невскому в Софии напоминает нам о национально-освободительном движении болгарского народа против османского ига и борьбе за церковную независимость. Под давлением России в 1870 году Турция пошла на уступки и учредила Болгарскую Экзархию, юрисдикция которой распространялась на земли,населенные болгарами. В разработке проекта автономной Болгарской Церкви активное участие принимал русский посол в Константинополе граф Николай Павлович Игнатьев, который понимал, что это первый серьезный шаг к созданию независимого болгарского государства. Однако положение славянских народов, находящихся под османским игом, существенно не изменилось. В апреле 1877 года император Александр объявляет Турции войну, в результате которой Болгария получила независимость. В знак признательности российскому народу за освобождение в Софии был возведен величественный храм, который на сегодняшний день является самой большой православной церковью на Балканах. Храм был освящен во имя святого Александра Невского – небесного покровителя императора Александра II. Таким образом болгары выразили свою благодарность русскому народу и его императору.

http://pravoslavie.ru/80992.html

В конце XV века в Рильском монастыре работали монахи-переписчики и составители сборников Спиридон и Петр Зограф; для хранившихся здесь Сучавского (1529) и Крупнишского (1577) Евангелий в монастырских мастерских были изготовлены уникальные золотые переплеты. Книгописная деятельность велась также в монастырях, расположенных в окрестностях Софии - Драгалевском, Кремиковском, Сеславском, Лозенском, Кокалянском, Куриловском и других. Драгалевский монастырь был возобновлен в 1476 году; инициатором его обновления и украшения стал зажиточный болгарин Радослав Мавр, портрет которого в окружении семьи был помещен среди росписей преддверия монастырского храма. В 1488 году иеромонах Неофит с сыновьями, священником Димитром и Богданом, на собственные средства построили и украсили церковь св. Димитрия в Бобошевском монастыре. В 1493 году Радивой, богатый житель пригорода Софии, возобновил церковь св. Георгия в Кремиковском монастыре; его портрет также был помещен в преддверии храма. В 1499 году была вновь отстроена церковь св. апостола Иоанна Богослова в Поганове, о чем свидетельствуют сохранившиеся ктиторские портреты и надписи. В XVI–XVII веках крупным центром письменности стал Этропольский монастырь Святой Троицы (или Варовитец), основанный первоначально (в XV веке) колонией сербских рудокопов, существовавшей в близлежащем городе Этрополе. В Этропольском монастыре были переписаны десятки богослужебных книг и сборников смешанного содержания, богато украшенных изящно выполненными заглавиями, виньетками и миниатюрами. Известны имена местных книжников: грамматика Бойчо, иеромонаха Данаила, Тахо Грамматика, попа Велчо, даскала (учителя) Койо, грамматика Иоанна, резчика Маврудия и других. В научной литературе даже существует понятие этропольской художественно-каллиграфической школе. Мастер Недялко Зограф из Ловеча в 1598 году создал для монастыря икону Ветхозаветной Троицы, а через 4 года расписал церковь расположенного неподалеку Карлуковского монастыря. В Этропольском и окрестных монастырях были написаны серии икон, в том числе с изображениями болгарских святых; надписи на них были сделаны на славянском языке. Аналогичной была деятельность монастырей на периферии Софийской равнины: неслучайно эта область получила название Софийская малая святая гора.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Ко 2-й пол. XV - нач. XVI в. относятся еще 2 проложных Жития, включенные в качестве синаксарных чтений на 1 июля (в честь перенесения мощей из Тырнова в Рильский мон-рь). В Первом рильском стишном житии 2-й пол. XV в. (Болгария. Б-ка Рильского мон-ря. 2/20) рильский мон. Спиридон, возможно создатель кодекса, скомпилировал рассказы о посмертных чудесах святого, упоминаемые у Димитрия Кантакузина и Владислава Грамматика, сопроводив их эпиграммами в подражание др. текстам стишного Пролога ( Христова. 1981. С. 311-319). Второе рильское стишное житие, сохранившееся в единственном списке в рукописном стишном Прологе 1636 г. из Этропольского мон-ря , по мнению открывшего его Б. Райкова, было составлено в Рильском монастыре ок. 80-х гг. XV в. ( Райков. 1970). Оно кратко рассказывает о перенесениях мощей И. Р. из Средеца в Тырново и в Рильский монастырь и также сопровождается стихами. Гимнография И. Р. представлена службами в дни успения святого (18 авг.), перенесения его мощей в Тырново (19 окт.), их возвращения в Рильский монастырь (1 июля) и несколькими молебными канонами (параклисами). В общей сложности гимнографический цикл И. Р. состоит не менее чем из 11 канонов (включающих свыше 380 тропарей) и более чем из 150 однострофных песней (стихир, тропарей, кондаков, седальнов и светильнов). Многочисленность произведений объясняется неоднократными перенесениями мощей и вызванными ими установлениями новых дат празднований, а также переходом богослужения со Студийского на Иерусалимский устав. Кроме того, повлияло существование неск. центров почитания святого. Состав и датировка древнейших гимнографических текстов, посвященных И. Р. (до XV в.), подверглись в последнее время кардинальному переосмыслению. До нач. XXI в. в исследовательской лит-ре (прежде всего в болгарской) было широко распространено мнение о возникновении гимнографических текстов в честь святого уже вскоре после его смерти, начиная со 2-й пол. X в. (см., напр.: Иванов. 1931. С. 345-368; Кожухаров. 1979. С. 217-234; Он же.

http://pravenc.ru/text/471475.html

На то, что основным центром развития почитания И. Р. было Тырново, указывают независимо от места их создания и изображения святого, самые ранние из к-рых датируются сер. XIII в. В то же время центрами почитания И. Р. продолжали оставаться, по всей видимости, и Рильский монастырь, и храм (монастырь) в Средце, о чем свидетельствует большая степень вариативности служб в честь святого в рукописной традиции. И. Р. упоминается (вместе со св. равноапостольными Кириллом и Мефодием, иногда с ними фигурируют прп. Иоаким Осоговский (Сарандапорский) и Прохор Пшинский ) в тропаре канона в субботу сыропустную, когда отмечается память преподобных и богоносных отцов. Хотя канон принадлежит к преславской редакции Триоди Постной, Г. Попов считает этот тропарь оригинальным ( Попов Г. Прославата на Кирилл и Методий в канона за Събота сиропустна//КМС. 1986. Т. 3. С. 89). Ок. сер. XIII в. имя И. Р. («Иоан от Рилу») было включено вместе с именами др. чтимых в Болгарии святых в перевод молитвы над болящим, сохранившейся в серб. списке 2-й четв. XIV в. (см.: Лосева О. В. Молитва над болящим в составе требника РНБ, Q.n.I. 24, XIV в.//ΚΑΝΙΣΚΙΟΝ: Юбил. сб. в честь 60-летия И. С. Чичурова. М., 2006. С. 286-287, 292, 301). Не позднее 1392 г. память И. Р. была внесена в слав. перевод стихотворного месяцеслова («Стихиры и канон святым всего лета») Христофора Митилинского (Ath. Zogr. 115). После османского завоевания Тырнова почитание И. Р. в столице Болгарии уменьшилось, с возвращением его мощей оно стало поддерживаться в Рильском мон-ре, где в его честь было создано неск. произведений и составлялись сборники, и в др. книжных центрах, напр. в Этропольском монастыре ( Радославова. 2005. С. 258). Сохранению почитания святого в османский период, когда церковная жизнь в Болгарии практически угасла либо испытывала сильное греч. влияние, способствовало то, что болг. отшельник был признан одним из наиболее чтимых святых в Охридской архиепископии , в юрисдикции которой находилась Рильская обитель, а впоследствии и в восстановленной Печской Патриархии (1557), в составе которой находилась западная часть болгарских земель.

http://pravenc.ru/text/471475.html

Патриотическая и просветительская деятельность болгарских монастырей В ходе завоевания турками Балкан во 2-й половине XIV – начале XV века большая часть приходских храмов и процветавших некогда болгарских монастырей была сожжена или разграблена, погибло множество фресок, икон, рукописей, предметов церковной утвари. На десятилетия прекратились преподавание в монастырских и церковных школах и переписка книг, утрачены были многие традиции болгарского искусства. Особенно пострадали тырновские монастыри. Часть представителей образованного духовенства (в основном из числа монашествующих) погибла, другие были вынуждены уйти из болгарских земель. Лишь немногие обители уцелели благодаря либо заступничеству родственников высших сановников Османской империи, либо особым заслугам местного населения перед султаном, либо местоположению в недоступных горных районах. По мнению некоторых исследователей, турки разрушали в основном монастыри, расположенные в областях, наиболее сильно сопротивлявшихся завоевателям, а также обители, оказывавшиеся на маршрутах военных походов. С 70-х годов XIV века до конца XV века система болгарских монастырей не существовала как целостный организм; о многих обителях можно судить лишь по сохранившимся развалинам и данным топонимики. Население — светские и духовные лица — по собственному почину и на собственные средства восстанавливало монастыри и храмы. Среди сохранившихся и восстановленных монастырей — Рильский, Бобошевский, Драгалевский, Куриловский, Карлуковский, Этропольский, Билинский, Роженский, Капиновский, Преображенский, Лясковский, Плаковский, Дряновский, Килифаревский, Присовский, Патриарший Святой Троицы под Тырново и другие, хотя и их существование постоянно находилось под угрозой из-за частых нападений, грабежей и пожаров. Во многих из них жизнь замирала на продолжительные периоды. При подавлении 1-го Тырновского восстания 1598 года большая часть восставших укрылась в Килифаревском монастыре, восстановленном в 1442 году; за это турки вновь разрушили обитель. Пострадали и окрестные монастыри — Лясковский, Присовский и Плаковский. В 1686 году во время 2-го Тырновского восстания также пострадали многие обители. В 1700 году центром, так называемого восстания Марии, стал Лясковский монастырь. При подавлении восстания пострадали эта обитель и соседний Преображенский монастырь.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

К укрепленной этропольской позиции были направлены два отряда: первый – под начальством Его Высочества Принца Ольденбургского, второй – под начальством полковника Рыдзевского, а общее начальство над ними было вверено генерал-майору Дандевилю. Обоим этим отрядам генерал Гурко предписал произвести усиленные рекогносцировки на Этрополь, задержать неприятеля в его позициях, чтобы лишить его возможности подать помощь атакованному Правцу, а в случае движения турецких войск, воспрепятствовать таковому и наконец, если представится возможность, то и взять г. Этрополь. В силу этого назначения, отряд Принца Ольденбургского, в составе лб. гв. Преображенского и одного батальона Псковского полков, четырех орудий 1 батареи лб. гв. 1-й артиллерийской бригады, двух орудий конно-горной батареи и трех сотен Кавказской казачьей бригады, двинулся 10-го ноября из села Осикова двумя колоннами, по обоим берегам Искера. Того же числа отряд этот подошел к сильно укрепленной позиции противника, расположенной к северу от Этрополя. Целый день отряд Его Высочества провел в тяжелой работе: надо было втаскивать орудия на ужасные крутизны. До какой степени был тяжел этот труд, можно будет судить по тому, что еле-еле к четырем часам дня удалось поднять на вершину только два 9-ти фунтовые орудия, – и тогда начался у нас артиллерийский бой. Во все это время облака мешали пехоте заниматься перестрелкой, которая открывалась только изредка, когда раздвигались на несколько минут густые тучи, покрывавшие горные вершины. Второй отряд, в составе Великолуцкого полка, трех сотен кубанцев и роты гв. сапер, вверенный полковнику Рыдзевскому, был двинут на Троицкий монастырь, в обход главной турецкой позиции. Этому отряду довелось идти горами, по тропе, которая даже у местных жителей считается почти недоступною. Он атаковал правый фланг турок, расположенный около Свято-Троицкого монастыря, но был отбит, и, с потерею 26 нижних чинов, отступил по дороге, лежащей между монастырем и Лупеном, где и окопался на избранной позиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

5  Троице-Сергиева лавра (1993 г.); Смольный институт и монастырь, Санкт-Петербург (1994 г.); Свято-Введенский монастырь, Ярославль, монастырь Курской Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Соловецкий монастырь (1997 г.); Нило-Столобенская пустынь, Саввино-Сторожевский монастырь (1998 г.); Юрьев монастырь, Новгород (1999 г.); Николо-Угрешский монастырь (2000 г.); Свято-Иоанновский женский монастырь в Санкт-Петербурге, Иверский монастырь на Валдае (2002 г.); Свято-Данилов монастырь, Москва, Ипатьевский монастырь, Кострома, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь (2003 г.); Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, Спасо-Преображенский монастырь, о. Валаам (2004 г.); Раифский Богородицкий монастырь, Республика Татарстан (2005 г.); Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, Коневский Рождество-Богородичный монастырь (2006 г.); Веркольский Артемиев монастырь, Архангельская обл., Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь, Печоры, Вятский Успенский Трифонов монастырь, Киров (2007 г.); Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, Псков, Владимирский собор Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, Липецкая область (2008 г.); Свято-Троицкий Сканов монастырь, Пензенская обл., Никольский монастырь, с. Старая Ладога, Ленинградская область (2009 г.); Александро-Свирский монастырь, Ленинградская обл., Санаксарский монастырь, Мордовия, Кирилло-Белозерский монастырь, Вологодская обл. (2010 г.); Казанский Богородицкий монастырь, Свято-Введенский монастырь «Оптина пустынь», Калужская обл., Свято-Троицкий монастырь, Муром, Владимирской обл. (2011 г.); Успенский Колоцкий монастырь, Можайский район Московской обл., Ферапонтов Лужецкий монастырь, г. Можайск, Алексеево-Акатов монастырь, Воронеж (2012 г.); Иосифо-Волоцкий монастырь, с. Теряево Московской обл., Свято-Успенский монастырь, г. Старица Тверской обл., Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, г. С.-Петербург (2013 г.); Спасо-Елизаровский монастырь Псковская обл., Старо-Голутвинский монастырь, г. Коломна Московской обл. (2014 г.); Крестовоздвиженский собор Белогорского Свято-Николаевского монастыря, Пермский край, Храм иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радость Свято-Успенского Далматовского монастыря, Курганская обл. (2015 г.); Свято-Иоанно-Богословский монастырь, с. Пощупово Рязанской обл. (2016 г.); Монастырь Сурб Хач, Республика Крым, Новоспасский монастырь, г. Москва, Церковь Спаса Преображения Свенского монастыря, с. Супонево Брянского района Брянской обл., Житенный монастырь, г. Осташков Тверской области (2017 г.); Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь,  с. Макарьево   Нижегородской обл.  (2019 г.); Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, Архангельская обл. (2020 г.); Богородице-рождественский Бобренев мужской монастырь, Московская обл. (2021 г.); Свято-Троицкий Холковский монастырь, Белгородская обл. (2022 г.).

http://pravoslavie.ru/155352.html

Климантовской монастырь в Завеличья, а за ним 20 дворов. Богоявленской Костелников монастырь, а за ним 3 двора. Николской Люботовской монастырь, а за ним 16 дворов, Петра и Павла Сорошинской монастырь, а за ним 32 двора. Да на посаде-ж Савинского Старожевского монастыря приписных: Николской Волковской, да Степановской Луговской два монастыри, а за ними 60 дворов. Да во Псковском уезде: Печерской монастырь, а за ним 1170 дворов. Снятогорской монастырь, а за ним 400 дворов, Елизаровской монастырь, а за ним 150 дворов. Хрынецкой монастырь, а за ним 140 дворов Снятогорской монастырь, а за ним 82 двора. Великопустынской монастырь, а за ним 85 дворов. Толвицкой монастырь, а за ним 23 двора. Пригород Избореск. А вызборском уезде Малской-Рожествин монастырь, а за ним 29 дворов. Пригород Гдов. А во Гдове на посаде Николаевской митрополей приписной монастырь, а за ним 80 дворов. Во Гдовском уезде: Покровской Озерской монастырь, а за ним 52 двора, Николаевской Полской монастырь, а за ним 13 дворов. Пригород Опочка. В Опочке на посаде Николаевской монастырь, а за ним 2 двора крестьянских; а в пригороде-ж в Острове и в Островском уезде мужских монастырей нет. 190-году (1681) сентября в 25 день роспись, сколко в Тферской епархии городов и в них монастырей 375 . Тферь, а в ней монастырь Отроч вотчинной, монастырь Федоровской, приписан к монастырю Воскресенскому, вотчиной, монастырь девич Рожественской вотчинной, монастырь девич Афонасьевской вотчинной. В уезде: монастырь Желтиков вотчинной, монастырь Отминской вотчинной, монастырь Саватьевской вотчинной, монастырь Ванижской (? – Успенской, с. Иванищи) вотчинной, монастырь Дмитреевской вотчинной, монастырь Николаевской безвотчинной; монастыри приписные домовые: монастырь Оршин вотчинной, монастырь Савин вотчинной. Монастыри приписные к Воскресенскому монастырю: монастырь Страганской вотчинной, монастырь Дудин вотчинной, монастырь Видогожской, приписан к монастырю Донские Богородицы, вотчинной, монастырь Тутанской, приписан к Троецкому монастырю, ветчинной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Устюг Великий. (На полях: В Устюжской чети октября 17). Архангелской монастырь. Троецкой Телегов монастырь; Троецкой Гляденов монастырь, Николской Прилутской монастырь, Ивановской монастырь. 190-го (1681) году октября в 28 день преосвященного Симеона, митрополита Смоленского И Дорогобужского, стряпчей Василей Истомин в приказе Болшого Дворца боярину и дворецкому князю Василью Феодоровичю Одоевскому с товарищи сказал, что есть в пастве преосвященного митрополита монастырей. В городе Смоленску: Аврамьевской монастырь, Троецкой монастырь, Вознесенской девич монастырь. В Дорогобужском уезде: Болдин монастырь, Бизюков монастырь, да пустыня Свирсковы Луки. В городе Рословле заводится Спаской монастырь вновь, а в нем живут четыре брата. А в городе Белой и в уезде монастырей нет. А что есть за теми монастыри великого государя жалованья крестьянских и бобылских дворов, того мне неведомо, а отказные книги тех монастырских вотчин в приказе княжества Смоленской, то моя и скаска, а скаску писал митрополья казенного приказу подьячей Родка Стефанов. Роспись Суздальской архиепископии городам и монастырем. В Суздале монастыри с вотчинами: Спаской Еуфимиев монастырь, Покровской девич монастырь. Без вотчин: Васильевской монастырь, Ризположенской девич монастырь, Троецкой девич монастырь, Александровской девич монастырь, Николаевской девич монастырь. В Суздалском уезде монастыри с вотчинами: Спаской-Кункоцкой монастырь, Борисоглебской Кидекоцкой монастырь. Без вотчин: Успенской монастырь, Золотниковская пустыня, Макарьевская пустыня, Богоявленская пустыня на Мстере, Ивановской девич монастырь, Кузмодемьянская пустыня, Николаевской монастырь, Пищикова пустыня, Петропавловской монастырь, Покровская пустыня, что в селе Иванове, Городецкая пустыня – девич монастырь, Покровской девич монастырь, что на Куксе, Богородицкой девич монастырь, что на Котме. Святозерская пустыня, Ламская пустыня, Холуйская пустыня. В Юрьеве: Архангелской монастырь с вотчинами, в уезде Черевской (Георгиевской?) монастырь, Дубовые церкви с вотчиною, Введенской девич монастырь без вотчин. В Шуе: Троицкой монастырь с вотчиною. В уезде: Николаевской Шартомской монастырь с вотчинами, Введенской девич монастырь без вотчин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010