Англия I. Обращение в христианство и история до реформации. История христианства в Англии до реформации имеет три вполне определенных периода, – британский, саксонский и норманнский. Летописи британского периода скудны и неудовлетворительны. Свидетельство предания об основании Христовой церкви среди бриттов Иосифом Аримафейским, ап. Павлом и другими апостолами, равно как и история обращения короля Луция, принятая Ушером, не выдерживают исторической критики. Первое достоверное известие мы находим у Тертуллиана , который в начале III в. писал, что христианство проникло в страны Британии, недоступные для римлян. История британской церкви, поэтому, есть история древнего христианства вообще. Она имела свои жертвы во время гонений, из которых Альбан (в 303 г.) считается первомучеником британской церкви. Своих представителей она посылала на соборы, как, например, на собор Арелатский (в 314 г, на котором присутствовали три ее епископа, – Эборий, Реституд и Адельфий. Были в ней и ереси. Пелагий был британец, и хотя он отправился на Восток с Целестием Ирландским, однако семя своих заблуждений оставил и после себя. Англосаксонский период идет от прибытия, в 597 г., монаха Августина, отправленного в Англию Григорием I. Англо-саксоны были еще язычники, когда он высадился на острове Танете. Августин немедленно отправился ко двору Этельберта Кентского, королева которого, Бергта, дочь франского короля Шарпберта, была христианка. Он сделан был епископом английской церкви, и впоследствии митрополитом. Августин пришел в столкновение с епископами старой британской церкви, но римский тип христианства одержал верх над кельтским и искоренил его. Христианство быстро распространилось по Южной Англии и было введено в Нортумбрии Павлином, и, благодаря трудам св. Айдана Ирландского, сделалось постоянной религией страны. При Феодоре Тарсийском (посвященном в архиепископа Кентерберийского в 668 г.) английский епископат был уже вполне организован, и диоцезы группировались около Кентербери, как центральной и верховной кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Память святителя Августина, архиепископа Кентерберийского 356 В 595 г. папа св. Григорий Великий мар.] решил осуществить давно задуманную миссию к англосаксам в Великобританию. Доверенным лицом и руководителем группы из сорока монахов-миссионеров он избрал св. Августина. В то время Августин был настоятелем монастыря Святого Андрея, основанного св. Григорием на холме Целий. Новые апостолы отправились в путь по суше и прибыли сначала в Прованс, в Леринский монастырь – средоточие аскетической традиции, унаследованной с Востока. Эту обитель в предыдущем веке посетил св. Патрик по пути в Ирландию мар.]. Там, узнав о диких обычаях англосаксов, миссионеры испугались и малодушно решили вернуться обратно, но прежде, чтобы сообщить о таком решении папе, отправили в Рим Августина. Вскоре тот вернулся, принеся с собой строгие настояния св. Григория продолжить миссию с помощью Божией, а также рекомендательные письма к Арльскому архиепископу и франкским правителям. Отправившись далее, миссионеры перезимовали в Галлии, после чего пересекли Ла-Манш и высадились на о. Танет, на востоке графства Кент. Эта местность была наиболее благоприятной для благовестия, ибо кентский король Этельберт, будущий святой который правил южными англосаксонскими государствами, был женат на христианке Берте, дочери франкского короля. Августин отправил посланников к правителю, дабы сообщить, что принес ему Благую Весть и залог вечного царствования рядом с истинным Богом. Через несколько дней Этельберт прибыл на остров и попросил монахов объяснить это учение. Он был глубоко потрясен изложенным и позволил им проповедовать в своем королевстве, а также предложил резиденцию в своей столице Кентербери. Римские монахи вошли в город крестным ходом, во главе которого несли крест и икону Христа, с пением литании по уставу, введенному в Риме св. Григорием. Они поселились в церкви, построенной до варварского нашествия, где обычно молилась королева. Там они установили монашескую жизнь, во всем подражая братскому образу жизни апостолов и первохристиан. Их проповедь была настолько успешной, что вскоре сам король Этельберт попросил окрестить его, призывая народ следовать за ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Англии обнаруженные в конце XIX века останки идентифицировали как мощи святой VII века Останки, вероятно, принадлежат святой Эансвит, принцессе из Кентского королевского дома ЛОНДОН. Ученые объявили, что кости, обнаруженные в конце XIX века, вероятно, принадлежат английской святой VII века, сообщает издание британских католиков Camholic Herald. Углеродные датировки подтвердили, что человеческие останки, обнаруженные в церковной стене в 1885 году, датируются седьмым веком и почти наверняка являются костями святой Эансвит ( St Eanswythe), одной из первых английских святых. Д-р Эндрю Ричардсон ( Andrew Richardson) из Кентерберийского археологического треста ( Canterbury Archaeological Trust) высоко оценил работу «местного общинного партнерства», в котором кости были датированы с помощью углеродного анализа, и назвал это открытие «ошеломляющим результатом национального значения». Иссследование останков проводилось в рамках проекта «Открывая Эансвит» (Finding Eanswythe) и музея Фолкстон ( Folkestone Museum). Проект Finding Eanswythe описывается как «общественный проект о национально значимом наследии». По словам Ричардсона, если кости действительно принадлежат святой Эансвит, они являются единственными известными сохранившимися останками представителя Кентского королевского дома ( Kentish royal house). Королевство Кент существовало с середины V века до 871 года. Святая Эансвит была внучкой короля Этельберта (Ethelbert), первого христианского короля в Англии, и дочерью Кентского короля Эдбалда ( Eadbald). Она родилась примерно в 614 году. Примерно в 630 году она основала бенедиктинский монастырь в городе Фолкстон, на юго-востоке Кента. Считается, что она была настоятельницей этого сообщества и умерла от неизвестных причин в возрасте от 17 до 22 лет. Ее почитание быстро распространилось в окрестностях монастыря, а ее жизнеописание было написано монахом и агиографом Госленом Кентерберийским (Goscelin of Canterbury).

http://sedmitza.ru/text/9635868.html

(† между 627 и 631), св. (пам. зап. 10 нояб.), архиеп. Дуроверна (ныне Кентербери). Основным источником сведений об И. является «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного (составлена ок. 732). В 601 г. И. прибыл в Британию из Италии в составе группы миссионеров, направленной Римским папой свт. Григорием I Великим в помощь Августину , архиеп. Дуроверна. По сведениям Беды Достопочтенного, И. вместе с Меллитом, Павлином и Руфинианом руководил миссией. О жизни И. до приезда в Британию ничего не известно, однако, Беда Достопочтенный нигде не называет его монахом, следов., можно предположить, что И. принадлежал к белому духовенству. В 604 г. он был рукоположен во епископа и назначен на кафедру г. Дуробривы (Хрофес-Кестер, ныне Рочестер, Англия), важного стратегического пункта на пересечении рим. дороги (т. н. Уотлинг-Стрит), к-рая вела из Лондиния (ныне Лондон) на север, и водного пути через устье р. Медуэй. В составе рукописи 1-й пол. XII в. (т. н. Textus Roffensis) сохранился текст грамоты кентского кор. Этельберта от 28 апр. 604 г. о пожаловании земель ц. св. Андрея в Дуробривах. Мн. совр. исследователи признают грамоту подлинной. Беда Достопочтенный приводит текст послания, к-рое И. вместе с Дуровернским архиеп. Лаврентием (604-619) и Меллитом, еп. Лондиния, отправил ирл. епископам, призывая их принять обычаи Римской Церкви; аналогичное письмо ранее было послано бриттским епископам ( Beda. Hist. eccl. II 4). В 614 г. И. вместе с Петром, аббатом мон-ря святых Петра и Павла (позднее мон-рь св. Августина) в Дуроверне, присутствовал на Соборе в Паризиях (ныне Париж), созванном франк. кор. Хлотарем II. В период т. н. языческой реакции, последовавшей за смертью кор. Этельберта (616), И. покинул Британию и провел год в королевстве франков, вновь занял кафедру после возвращения кор. Кента Эадбальда к христ. вере (Ibid. II 5-6). В 624 г. И. стал архиепископом Дуроверна. Беда Достопочтенный привел текст послания по этому поводу Римского папы Бонифация V (619-625), адресованного И. (Ibid. II 8). Святой отправил миссию под рук. еп. Павлина на север Британии (в Нортумбрию). Сведения о епископском рукоположении И., его назначении на Дуровернскую кафедру и его кончине (10 нояб.) содержатся в Англосаксонской хронике (погодная статья 604 рукописей А и E; 616 (A); 625 (A, B, C, E); 627 (E)). Вероятно, эти данные взяты из сочинений Беды Достопочтенного.

http://pravenc.ru/text/1237897.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Англии обнаруженные в конце XIX века останки идентифицировали как мощи святой VII века 12.03.2020 Ученые объявили, что кости, обнаруженные в конце XIX века, вероятно, принадлежат английской святой VII века, сообщает издание британских католиков Camholic Herald. Углеродные датировки подтвердили, что человеческие останки, обнаруженные в церковной стене в 1885 году, датируются седьмым веком и почти наверняка являются костями святой Энсвиты (St Eanswythe), одной из первых английских святых. Д-р Эндрю Ричардсон (Andrew Richardson) из Кентерберийского археологического треста (Canterbury Archaeological Trust) высоко оценил работу «местного общинного партнерства», в котором кости были датированы с помощью углеродного анализа, и назвал это открытие «ошеломляющим результатом национального значения». Иссследование останков проводилось в рамках проекта «Открывая Энсвиту» (Finding Eanswythe) и музея Фолкстон (Folkestone Museum). Проект Finding Eanswythe описывается как «общественный проект о национально значимом наследии». По словам Ричардсона, если кости действительно принадлежат святой Энсвиты, они являются единственными известными сохранившимися останками представителя Кентского королевского дома (Kentish royal house). Королевство Кент существовало с середины V века до 871 года. Святая Энсвита была внучкой короля Этельберта (Ethelbert), первого христианского короля в Англии, и дочерью Кентского короля Эдбалда (Eadbald). Она родилась примерно в 614 году. Примерно в 630 году она основала бенедиктинский монастырь в городе Фолкстон, на юго-востоке Кента. Считается, что она была настоятельницей этого сообщества и умерла от неизвестных причин в возрасте от 17 до 22 лет. Ее почитание быстро распространилось в окрестностях монастыря, а ее жизнеописание было написано монахом и агиографом Госленом Кентерберийским (Goscelin of Canterbury). После ее смерти монастырь продолжал существовать некоторое время, прежде чем закрылся, согласно некоторым источникам, после того, как был разграблен викингами, а место, где он стоял обрушилось в море. В 1138 году останки святой Энсвиты были перенесены в новопостроенный монастырь в Фолкстоне, который был назван в ее честь.

http://drevo-info.ru/news/25683.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АВГУСТИН КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Августин, архиепископ Кентерберийский Августин (лат. Augustinus, англ. Augustin, Austin; + 604/5), архиепископ Кентерберийский , святитель Память 26 мая (Кельт. и Брит.) и в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших В июне 596 года Августин был возведен в сан аббата папой Григорием в Риме. Будучи приором монастыря св. Андрея в Риме , в сопровождении 40 человек Августин был направлен папой Григорием Великим с миссией в Англию с целью восстановления христианства после англосаксонского завоевания (595/нач. 596). Не исключено, что к отправке миссионеров св. Григория Великого побудили сами англосаксы, которые, по словам папы, " охотно желают обратиться с Божией помощью в христианскую веру " . По распоряжению папы Григория Августин был поставлен во епископа уже галльскими прелатами непосредственно накануне отъезда в Англию, что должно было подчеркнуть зависимость новой Церкви от Церкви франкской Галлии. Хотя Августин стал архиепископом Лондонским и получил от папы паллий в соответствии с планом св. Григория Великого по организации Англосаксонской Церкви (601 год ), подчинялся он не Риму, а архиепископу Арльскому (Южная Галлия), являвшемуся викарием папы в Галлии. По прибытии в Кент (Юго-Вост. Англия) архиеп. Августин был благосклонно принят при дворе кентского кор. Этельберта I (565-616). Жена его Берта, дочь франкского короля, была христианкой, среди ее приближенных был епископ из Галлии Лиудхард. Этельберт I, не спешивший принимать христианство от галльского епископа, крестился по прибытии миссионера, присланного из Рима, надеясь, по-видимому, избежать зависимости от Меровингов и одновременно укрепить собственное положение. О скором успехе Августина папа Григорий Великий сообщал в 598 году патриарху Евлогию Александрийскому . После переноса в первой половине VII века кафедры из Лондона в Кентербери , столицу королевства Кент, архиеп.

http://drevo-info.ru/articles/13680477.h...

[лат. Augustinus, англ. Augustin, Austin] († 27.05.604 или 605), свт. католич. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич.. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая), архиеп. Кентерберийский. Будучи приором мон-ря св. Андрея в Риме, в сопровождении 40 чел. был направлен св. папой Григорием Великим с миссией в Англию с целью восстановления христианства после англосаксонского завоевания (595/нач. 596). Не исключено, что к отправке миссионеров св. Григория Великого побудили сами англосаксы, к-рые, по словам папы, «охотно желают обратиться с Божией помощью в христианскую веру» (MGH, Epp. Greg. I. VI 49). По прибытии в Кент (Юго-Вост. Англия) А. был благосклонно принят при дворе кентского кор. Этельберта I (565-616). Жена его Берта, дочь франк. короля, была христианкой, среди ее приближенных был еп. из Галлии Лиудхард. Этельберт I, не спешивший принимать христианство от галльского епископа, крестился по прибытии миссионера, присланного из Рима, надеясь, по-видимому, избежать зависимости от Меровингов и одновременно укрепить собственное положение. О скором успехе А. св. Григорий Великий сообщал в 598 г. св. Евлогию , Патриарху Александрийскому (MGH, Ерр. Greg. I. VI 7, 29). А. был возведен Григорием еще в Риме в сан аббата (июнь 596); по распоряжению папы он был поставлен во епископа уже галльскими прелатами непосредственно накануне отъезда в Англию, что должно было подчеркнуть зависимость новой Церкви от Церкви франк. Галлии. Хотя А. стал архиепископом Лондонским и получил от папы паллий в соответствии с планом св. Григория Великого по организации Англосаксонской Церкви (601 г.- MGH, Epp. Greg. I. XI 39), подчинялся он не Риму, а архиепископу Арльскому (Юж. Галлия), являвшемуся викарием папы в Галлии. После переноса в 1-й пол. VII в. кафедры из Лондона в Кентербери, столицу королевства Кент, А. именуется архиеп. Кентерберийским. Кентерберийское архиеп-ство стало практически единственным оплотом христианства в Англии: запланированное папой второе архиеп-ство (Йорк) так и не было создано А., из 12 предполагавшихся для каждой провинции еп-ств были основаны лишь 2 - в Рочестере (Сев. Кент) и Лондоне (Эссекс). Тем не менее миссия А. имела принципиальное значение для укрепления позиций христианства в Зап. Европе, поскольку она заложила основание первой Церкви к северу от Альп, подчинявшейся папе Римскому, следовавшей рим. каноническому праву и богослужению. Именно выходцы из Англии, святые Виллиброрд и Бонифаций , в VIII в. сыграли ведущую роль в утверждении авторитета папства во Франкском королевстве. О деятельности А. как миссионера сообщают «Книжица ответов» (Libellus responsionum) - руководство по миссионерской работе, составленное св. Григорием Великим в ответ на запросы А., письма св. Григория и «Церковная история народа англов» св. Беды Достопочтенного .

http://pravenc.ru/text/Августина ...

Святитель Августин, архиепископ Кентерберийский Аудио Память 26 мая / 8 июня Читает иеромонах Игнатий (Шестаков) Святители Григорий Двоеслов и Августин Кентерберийский В 595 году папа святой Григорий Великий (память 12 марта) решил осуществить давно задуманную миссию к англосаксам в Великобританию. Доверенным лицом и руководителем группы из 40 монахов-миссионеров он избрал святого Августина . В то время Августин был настоятелем монастыря святого Андрея, основанного святым Григорием на холме Целий. Новые апостолы отправились в путь по суше и прибыли сначала в Прованс, в Леринский монастырь – средоточие аскетической традиции, унаследованной с Востока. Эту обитель в предыдущем веке посетил святой Патрик (память 17 марта) по пути в Ирландию. Там, узнав о диких обычаях англосаксов, миссионеры испугались и малодушно решили вернуться обратно, но прежде, чтобы сообщить о таком решении папе, отправили в Рим Августина. Вскоре тот вернулся, принеся с собой строгие настояния святого Григория продолжить миссию с помощью Божией, а также рекомендательные письма к Арльскому архиепископу и франкским правителям. Отправившись далее, миссионеры перезимовали в Галлии, после чего пересекли Ла Манш и высадились на острове Танет, на востоке графства Кент . Эта местность была наиболее благоприятной для благовестия, ибо кентский король Этельберт, будущий святой (память 24 февраля), который правил южными англосаксонскими государствами, был женат на христианке Берте, дочери франкского короля. Августин отправил посланников к правителю, дабы сообщить, что принес ему Благую Весть и залог вечного царствования рядом с истинным Богом. Через несколько дней Этельберт прибыл на остров и попросил монахов объяснить это учение. Он был глубоко потрясен изложенным и позволил им проповедовать в своем королевстве, а также предложил резиденцию в своей столице Кентербери. Римские монахи вошли в город крестным ходом, во главе которого несли крест и икону Христа, с пением литании по уставу, введенному в Риме святым Григорием. Они поселились в церкви, построенной до варварского нашествия, где обычно молилась королева. Там они установили монашескую жизнь, во всем подражая братскому образу жизни апостолов и первохристиан. Их проповедь была настолько успешной, что вскоре сам король Этельберт попросил окрестить его, призывая народ следовать за ним.

http://pravoslavie.ru/54116.html

Святые Домнева, Мильдреда и Эдбурга      Преподобная Домнева О святой Домневе (известна также как Домна Эбба или Эрменбурга) мы знаем по большей части из сборника, составленного в XI веке, под названием «Легенда королевства Кент». Она была родной правнучкой святого Этельберта Кентского (560–616) – первого раннеанглийского короля, принявшего Православие, обращенного в веру святителем Августином Кентерберийским, апостолом англов. Домнева, скорее всего, была дочерью Эрменреда, который правил королевством Кент (одним из семи основных раннеанглийских королевств, территория которого совпадает с территорией нынешнего графства Кент, что на юго-востоке Англии ) с 640 по 664 год. Некоторое время Эрменред правил совместно со своим братом – благочестивым королем Эрконбертом, который, как и он, умер в 664 году. Их преемником стал сын Эрконберта по имени Эгберт, который оставался королем Кента до 673 года. Домнева была богобоязненной христианкой и всегда стремилась к аскетической жизни. Ее мужем был правитель по имени Меревалд (также Меревалх), которому подчинялась западная часть королевства Мерсия (территориально совпадает с нынешними графствами Херефордшир и Шропшир на западе Англии). Под влиянием своей супруги Меревалд сам стал преданным христианином и основал несколько монастырей в своем королевстве. Эта королевская чета имела одного сына, который умер в юном возрасте, и трех дочерей: их звали Мильбурга, Мильдреда и Мильгита – каждая из них достигла святости и была прославлена. Преподобная Мильдреда Минстерская По преданию, около 670 года (некоторые источники указывают на 669 год) в королевстве Кент произошла трагедия: один из советников короля Эгберта жестоко убил двух благочестивых и юных братьев Этельберта и Этельреда (они были младшими братьями Домневы и, следовательно, двоюродными братьями Эгберта). Точно неизвестно, были ли братья-мученики убиты по приказу Эгберта, пожелавшего избавиться от любых претендентов на престол, либо по личной инициативе королевского советника. Как бы то ни было, в то время в королевстве Кент имели место сильные политические разногласия, а юные Этельберт и Этельред стали их невинными жертвами .

http://pravoslavie.ru/put/80859.htm

Святые Энсвита Фолкстонская и Фридесвида Оксфордская Преподобная Энсвита Фолкстонская Кто была та первая англичанка, решившая всецело посвятить себя святой жизни в монашеском подвиге? Что за дева стала, таким образом, духовной матерью всей Англии? Ответ на этот вопрос звучит так: это была святая Энсвита Фолкстонская. Кем же она была? Святая Энсвита была дочерью короля Эдбальда Кентского и его супруги Эммы Галльской. Она приходилась внучкой святому королю Этельберту (Альберту) Кентскому († 616; память 25 февраля), которого обратил ко Христу сам святой Августин, апостол англов. Святая не помнила своего деда, ибо родилась примерно в 614 году. В юности на Энсвиту сильное влияние оказали английские миссионеры святитель Лаврентий Кентерберийский, святитель Меллитий Лондонский, святитель Иуст Рочестерский и, несомненно, ее тетка святая королева Этельбурга. Житие святой Энсвиты рассказывает, что она всегда стремилась служить Богу, «в ничто вменила богатства этого мира и, постигая сердцем Священное Писание, всей душой жаждала Царствия Небесного». Она решительно отказалась от брака с языческим королем Нортумбрии, предложенного ее отцом. Вместо этого Энсвита уехала в Галлию, в монастырь Фармутье, с целью обучиться монашескому деланию. Скорее всего, в 630 году она вернулась домой и на белых утесах городка Фолкстон нынешнего графства Кент основала женский монастырь по благословению святителя Онория Кентерберийского. Церковь в этом монастыре была освящена во имя апостолов Петра и Павла, что было обычным для ранней Англии. Это был первый женский монастырь на английской земле, святая мать Энсвита стала его первой настоятельницей. Возможно, советом и поддержкой ей помогали галльские монахини. Как было записано, любимым занятием монахинь было непрестанно благодарить и славословить Бога, особенно за Его благословение и веру, принесенную на английскую землю ее апостолом святителем Августином. Святая Энсвита, будучи настоятельницей, по-матерински заботилась о монахинях. Она совершила несколько чудес. Так, однажды она слегка ударила по скале, и на этом месте сразу забил источник. В другой раз она исцелила слепую женщину, изгнала беса из одержимого. В монастыре святая Энсвита жила в чистоте, непрестанном покаянии и молитве; она преставилась, еще будучи сравнительно молодой, в последний день августа 640 года. Память ей совершается 31 августа/13 сентября и местно 12/25 сентября. Святой составлены служба и канон.

http://pravoslavie.ru/put/31890.htm

  001     002    003    004