в 3 лат. переложениях, выполненных в XI в. аббатом Эккехардом IV). Понижение уровня лат. словесности в Санкт-Галлене после разорения венграми (926) отражено в простом по стилю и композиции Житии св. Виборады, убитой венграми затворницы, к-рое было составлено поэтом Эккехардом I. Эккехард IV († 1060) продолжил «Casus S. Galli» Ратберта до 972 г., отредактировал Житие св. Галла Ноткера Заики и, возможно, Житие Виборады, которая с учетом этой редакции была причислена к лику святых (1047). Мон. Гериманн составил 2-е Житие Виборады (1072-1076), в текст к-рого введены обширные богословские рассуждения и цитаты из произведений античных авторов. Упадок книжности в мон-ре совпал с одним из следствий григорианской реформы - борьбой за инвеституру на нем. землях. Григорианская реформа 2-й пол. XI - 1-й четв. XII в., борьба с церковными злоупотреблениями и вмешательством светской власти в церковные дела привели к возникновению нового для Запада образа в Ж. л.- монаха-затворника, полностью отрешенного от мирских дел (см., напр., Жития св. Ромуальда и св. Доминика Лориката, составленные Петром Дамиани ). Тогда же получил распространение образ святого - борца против злоупотреблений в духовной и светской сфере (Житие св. Аттона Пистойского), что нашло отражение у Бернарда Клервоского (Житие св. Малахии) и в трудах его ученика Вильгельма из Сен-Тьерри. В серии Житий Фомы Бекета святой представлен как защитник Церкви от посягательств светской власти. C XIII в. в практику Римско-католической Церкви вошли канонизационные процессы, в актах к-рых содержались сведения о жизни святых и совершенных ими чудесах (католич. святые Елизавета Тюрингская , Франциск и Клара Ассизские, Доминик де Гусман). С XV в. материалы процессов нередко заменяют собственно жития, в корпус материалов были включены более ранние агиографические произведения (в актах процесса канонизации св. Эммы Гуркской († 1045), проведенного при папе Евгении IV (1431-1447), сохр. Жития XI-XII вв.). Иногда жития составлялись уже после канонизации на основе материалов канонизационного процесса, зачастую как дань литературной традиции (Жития св.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Польши († 1399), однако в 1450 г. королевский канцлер Польши Ян Длугош объявил о том, что надежд на К. Ядвиги нет. Папа Иоанн Павел II , будучи еще архиепископом Кракова (22 февр. 1974), признал ее публичное почитание законным в духе буллы Урбана VIII (1634), согласно к-рой публичное почитание всех святых и блаженных допускается, если может быть доказано, что оно имело место в 1534 г. или ранее. В 1986 г. Иоанн Павел II, уже будучи папой, беатифицировал Ядвигу, К состоялась в 1997 г. Папа Евгений IV (1431-1447) 1 февр. 1446 г. канонизировал отшельника-августинианца Николая Толентинского († 1305). К. сопровождалась торжественной процессией из собора св. Петра в Риме в ц. св. Августина (Bolla di canonizzazione di San Nicola de Tolentino: 1 febr. 1446// Cecchi D. Storia di Tolentino. Tolentino, 1975. P. 393-395). Папа Николай V (1447-1455) канонизировал Бернардина Сиенского († 1444), главу францисканцев-обсервантов (Bullarium franciscanum. NS/Ed. U. Huntemann. Quaracchi, 1929. Vol. 1. P. 700-703). Папа Калист III (1455-1458) причислил к лику святых Осмунда († 1099), еп. Солсбери ( Malden A. R. The Canonization of St. Osmund: From the Manuscript Records in the Muniment room of Salisbury Cathedral. Salisbury, 1901. P. 224-235), и доминиканца Викентия Феррери († 1419). Булла о его К. была опубликована при Пии II , 1 окт. 1458 г. ( Fages H. D. Notes et documents de l " Histoire se Saint Vincent Ferrier. P.; Louvain, 1905. P. 387). 15 окт. 1457 г. Калист III канонизировал мон.-кармелита Альберта из Трапани (Сицилия, † 1307). Папа Пий II (1458-1464) причислил к лику святых Екатерину Сиенскую († 1380) ( Laurent M.-H. Il processo Castellano. Mil., 1942. P. 521-530). Мистическое обручение св. Екатерины Сиенской. 1421 г. (?) Худож. Дж. делль Понте (Музей изобразительных искусств, Будапешт) Мистическое обручение св. Екатерины Сиенской. 1421 г. (?) Худож. Дж. делль Понте (Музей изобразительных искусств, Будапешт) Процесс К. св. Эммы Гуркской († 1045) был начат папой Павлом II (1464-1471) в 1464 г.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

«Мы были к ней несправедливы. В ней не было ничего ненормального. Всё дело было в марле...». Как замечает Мэссон, фраза о «ненормальности», как и приступ рвоты, выдаёт настроение Фрейда. После нескольких лет лечения нервного расстройства Эммы Экштейн он с раскаянием признавал, что ненормальность надо искать не в ней, а в нём самом и в его «забывчивом» коллеге, едва не отправившем её на тот свет. Однако продержалось у него это покаянное настроение очень недолго. И пока венские врачи пытаются найти средство от угрожающих жизни Эммы внезапных кровотечений, Фрейд озабочен поддержкой своего незадачливого друга. Вполне естественно, что его мысль движется по накатанным психоаналитическим рельсам: «...У неё сказываются невропатологические последствия инцидента: истерические припадки по ночам и т. д., чем мне и предстоит заняться. А тебе уже пора простить себе это мелкое упущение...». Джеффри Мэссон подчёркивает, что к такому же выводу – об «отчаянных попытках Фрейда уклониться от признания потенциально смертельной ошибки Флисса, за которую тот подлежал суду», независимо от него пришёл другой исследователь, Макс Шур, чья работа также осталась неопубликованной, Можно сказать, что раскаяние Фрейда оказалось «вытеснено» у него из сознания, хотя и далеко не самопроизвольно. Уместно привести заключение, сделанное д-ром Мэссоном на основании писем Фрейда за март-апрель 1895 г.: «Фрейд начал представлять дело Флиссу и самому себе таким образом, что источник неприятностей у Эммы Экштейн лежит не во внешнем мире (двое не в меру ретивых докторов), а внутри неё самой. Открытое им мощное оружие объяснение физических болезней душевным состоянием человека он применял теперь для защиты своего сомнительного поведения и ещё более сомнительного поведения своего ближайшего друга. Фрейд взялся сочинять оправдания для своей собственной нечистой совести». В доказательство своего вывода Мэссон обнаружил, что через год, когда опасность для жизни Эммы уже миновала («вопреки усилиям врачей», как бы сказал Лев Толстой), в то самое время, когда доклад Фрейда о происхождении истерии обернулся таким незаслуженным провалом, он снова возвращается к этой истории, Фрейд сообщает Флиссу, что нашёл «...совершенно неожиданное объяснение кровотечений у Экштейн», которое ему «будет весьма приятно». Далее он пишет:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сортировать по Исключить новости Синдром Эммы Бовари, или Разочарование в великодушном муже «Боже мой! Зачем я вышла замуж?» – Узнали себя? Давайте поговорим, что с этим делать 9 декабря, 2015 «Боже мой! Зачем я вышла замуж?» – Узнали себя? Давайте поговорим, что с этим делать После 1–2 лет брака, когда заканчивается стадия влюбленности, в отношениях наступает кризис. У женщин этот кризис выражается во фразе героини романа Гюстава Флобера Эммы Бовари: «Боже мой! Зачем я вышла замуж?» Сомнения звучат примерно так: «Эмма задавала себе вопрос: не могла ли она при ином стечении обстоятельств встретить кого-нибудь другого? Она пыталась представить себе, как бы происходили эти несовершившиеся события, как бы сложилась эта совсем иная жизнь, каков был бы этот неведомый ее супруг. В самом деле, ведь не все же такие, как Шарль. Муж у нее мог быть красив, умен, благовоспитан, обаятелен». Вы узнали в себе Эмму Бовари? Давайте поговорим, что с этим делать. Тем более что Эмму недовольство текущей ситуацией привело к изменам, долгам и самоубийству. Это при том, что муж безумно ее любил, обеспечивал и потакал всем ее прихотям. Вашего мужа ни в чем нельзя упрекнуть. Он порядочный человек. Он не пьет, много работает, все деньги приносит в семью, помогает по домашним делам, любит детей и даже вашу маму. Но вдруг вы понимаете, что он – невыносимо скучен. Вы вышли замуж за прочную каменную стену. Но сейчас до слез хочется эту стену сломать, чтобы увидеть все краски жизни, которые поблекли за этим серым камнем повседневности. Почему мы разочаровываемся в порядочных мужчинах? Именно в это время – после 1-2 лет брака, после первых совместных отпусков и развлечений, порядочные мужчины начинают много, очень много работать. Вдруг вы понимаете, что он равнодушен к романтике: цветам, кафе-ресторанам, подаркам, отпускам. Он отыграл этот ритуал и теперь, как он думает, занялся тем, что ему следует делать – «добычей мамонта». Это его язык любви! Но для женщины – язык любви другой. «Он не умел плавать, не умел фехтовать, не умел стрелять из пистолета и как-то раз не смог объяснить Эмме смысл попавшегося ей в одном романе выражения из области верховой езды. Разве мужчина не должен знать всё, быть всегда на высоте, не должен вызывать в женщине силу страсти, раскрывать перед ней всю сложность жизни, посвящать ее во все тайны бытия? Но он ничему не учил, ничего не знал, ничего не желал. Он думал, что Эмме хорошо. А ее раздражало его безмятежное спокойствие, его несокрушимая самоуверенность, даже то, что он с нею счастлив».

http://pravmir.ru/sindrom-emmyi-bovari-i...

Милый Колюшка! Я рад за твои успехи, – ты уже порядочно пишешь, и я непременно буду высылать тебе деньги на школу. После первого числа получишь. Целую тебя, а ты поцелуй маму за меня. Твой папа " . Протокол осмотра. 21-го октября. – " ...Тело Эммы Герзау лежит на кровати в протянутом положении. Одето в белой холщовой рубахе и полубатистовой кофте и покрыто простынею. Посреди комнаты письменный стол, на нем распечатанные лекарства, записка Герзау и пачка с письмами г-на NNN. В соседней комнате много следов рвоты с зеленого цвета осадком купороса. По наружному осмотру тела оказалось: покойной, по-видимому, 35 лет, телосложения слабого, сильно изнуренная. Волосы на голове распущены, темно-русые, а глаза и рот закрыты, лицо бледно-исхудалое, грудь впалая с выдающимися ребрами, знаков наружного насилия на теле нет " . Помощник пристава. Врач. Двое понятых. Акт дознания полиции. – " ...Около двух лет назад покойная ездила на юг России для свидания с г. NNN и затем, возвратись в Петербург, не имела с ним больше переписки. Она терпела большую нужду. Добывала скудное насущное содержание белошвейною работою. В последние годы содержала также меблированные комнаты. В прошлом году покойная страдала женскою болезнью, от которой пользовалась в Максимильяновской лечебнице, по скорбному листу Э 000. Пользовавший ее врач запретил работу на машине, вследствие чего нужда усилилась. 16-го октября квартировавшая у покойной дочь чиновника Сидорова заявила полиции о пропаже у ней серьги, оцененной в 50 р., обвиняя в краже 15-летнюю дочь Эммы Герзау. Это последнее обстоятельство очень повлияло на моральное состояние покойной, и она, в стесненных своих обстоятельствах, решилась на самоубийство. Свидетелями по делу могут быть бывшие жильцы квартиры Герзау. Дело о похищении бриллиантовой серьги у Сидоровой передано мировому судье N участка " . Помощник пристава. Протокол допроса свидетеля. – " Зовут меня Петр Иванович Высоколоб, 25 лет, дворянин, студент Технологического института. Я жил у Эммы Герзау около десяти месяцев, платя за квартиру по 15 р. в месяц. Хозяйка все время находилась в крайне стесненных материальных обстоятельствах.

http://sedmitza.ru/text/401571.html

Именно в этот момент мне попался роман Флобера. И мне стало страшно. Я стала вспоминать других женщин, которые презирали в общем-то достойных мужчин и шли за иллюзией, в конце концов оставшись у разбитого корыта. А судьба Эммы испугала меня до дрожи. Сначала она мечтала о балах, о Париже и заказывала себе непозволительно роскошные вещи. А как только попался мужчина, который, как ей казалось, всё это «мог оценить», то есть умел говорить на ее языке любви – на языке поэзии, наслаждений, романтики – она мужу изменила. Только вот строить долгие отношения ее любовник был не готов. Ведь он делал карьеру на таких, как Эмма – неудивительно, что он умел говорить на языке женщин. А кто всё это удовольствие обеспечивал? Обеспечивал ее шмотки и катание на лошадях? Порядочный Шарль! Эмма влезла в долги ради других мужчин, которые никогда не ценили ее по-настоящему, в отличие от Шарля. Эмма приняла мышьяк и умерла в страшных муках, разорила семью, испортила судьбу своей единственной дочери и фактически убила Шарля, потому что после ее смерти он медленно умирал. Есть Эмма Бовари и в русской литературе, и это показывает, насколько распространен этот синдром у сперва счастливых в браке. Героиня повести Чехова «Попрыгунья» Ольга Ивановна – талантливая, подающая надежды девушка, которая любила вращаться в богеме и которой одни прочили карьеру художницы, другие – певицы. Она так же, как и Эмма, влюбилась во врача, который лечил ее отца. Ее муж тоже возвращался поздно вечером, рассуждал за ужином о гнойных ранах и его не хватало на пышные вечеринки жены – он не понимал их. Ольга Ивановна же не понимает, чем занимается ее муж Дымов, и влюбляется в «гениального» художника. А муж? А что муж? Ольга Ивановна говорит о нем так: «Для него, простого и обыкновенного человека, достаточно и того счастья, которое он уже получил». Художник оказывается тщеславной посредственностью, гениальным разве что в том, что меняет девушек как перчатки. А муж с горя заразил себя дифтеритом и умер. И только после его смерти Ольга узнает, что Дымов был гениальным врачом, что настоящий гений жил рядом с ней, и что она его так и не узнала по-настоящему.

http://pravmir.ru/sindrom-emmyi-bovari-i...

«...Я могу тебе доказать, что ты был прав: её кровотечения были истерической природы, по причине неудовлетворённой прихоти, возникавшие по всей вероятности в периоды, связанные с половым циклом (из-за сопротивления пациентки мне пока не удалось это выяснить)». Какой же научной истине, открытой ему некогда Флиссом, нашёл теперь подтверждение Фрейд? Что Эмма истекала кровью вовсе не потому, что некий мясник, сделав опасную и абсолютно бессмысленную операцию, забыл у неё в носовой полости полметра хирургической марли: нет, всё дело в её истерических прихотях и половых циклах. В упомянутом опусе Флисса мы находим сходный случай кровотечения после такой же операции, растолкованный с обычным для Флисса математическим блеском в терминах женских периодов. Итак, Эмма сама нафантазировала себе кровотечения из сонной артерии; если год назад Фрейд был ещё не готов принять такую «теорию», то сейчас он созрел. В последующих письмах развивается га же тема, с упором как на идею «перенесения», так и на циклы и даты, до которых Флисс был большой охотник: «Пока могу определённо сказать, что её кровотечения были результатом прихоти... Когда она заметила мою реакцию на её первое кровотечение, для неё это было реализацией давнего желания быть предметом нежной заботы во время болезни... Позже она потеряла сон за счёт подсознательного желания видеть .меня ночью, но по ночам я у неё не появлялся, и тогда она возобновила кровотечения как безотказный способ стимуляции моих нежных чувств. Внезапные кровотечения повторялись трижды и продолжались каждый раз четыре дня; в этом наверняка есть глубокий смысл»... И далее: «Специфические даты её периодов, к сожалению, не были никем зарегистрированы». Проделанная «научная работа» позволила Фрейду прийти к окончательному выводу, с которым он ознакомил Флисса в январе 1897 г.: «Что касается кровотечений, то ты абсолютно ни при чём». Дадим слово д-ру Мэссону для подведения итога: «Фрейд стоял перед выбором: либо признать свою вину за несчастье с операцией, просить прощения у Эммы, изложить ситуацию Флиссу и принять ответственность за последствия либо изобретать оправдания. Он выбрал второе. Но для этого ему пришлось сконструировать теорию, в которой реальные страдания пациента становятся фантазиями. Если болезненные симптомы Эммы Экштейн (кровотечения) не имеют ничего общего с реальными событиями (операцией Флисса), то и сведения о её прежних травмах также естественно превращаются в фантазии. Дружеская услуга Флиссу отозвалась далеко эа пределами одной истории болезни».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Студенты «метафизических» групп, после краткого лекционного курса из десяти-двенадцати лекций, приступали к лечебной практике, обогащали её своими теориями и создавали собственные направления. Популярность ментального исцеления росла, по всей Америке стали создаваться группы Нового Мышления, организационно разрозненные, но спаянные общим ядром «метафизической» идеологии. Рост американских метафизических групп в конце XIX – начале XX вв. напоминает развитие в наши дни пёстрого по своему составу оккультного движения New Age. Ряд диссидентов покинули авторитарную «Христианскую науку» М. Б. Эдди, создав свои «метафизические» направления. Среди них была одарённая Эмма Хопкинс (1853–1925), уволенная с поста редактора журнала «Христианской науки». Учение Э. Хопкинс объединяет все религии, в большей мере удаляясь от христианской почвы, чем «Христианская наука» М. Б. Эдди. В 1887 г. Э. Хопкинс создала в Чикаго собственную «Теологическую Семинарию Христианской Науки» 138 , ковавшую кадры движению Нового Мышления. В 1886 году один из учеников Эммы Хопкинс прочёл лекционный курс в Канзас-Сити, который посетила Миртл Филмор, жена Чарльза Филмора. Она восприняла «метафизическое» учение как откровение и в течение двух лет избавилась от туберкулёза, постоянно повторяя позитивную установку, что она «чадо Божье, и поэтому не наследует болезни». Ч. Филмор (1854–1948), сначала скептически относившийся к увлечениям жены, в конце концов, обратился в новое учение и сам с помощью аффирмаций (позитивных утверждений) избавился от туберкулёза бедра. Вместе с женой он обучался в чикагской семинарии Эммы Хопкинс, а позже создал свою «Школу христианского единства» («Единство»), наиболее масштабную «метафизическую» организацию. «Единство» арендует несколько десятков радиостанций и бесплатно рассылает в год около 60 миллионов экземпляров своей литературы по запросам христианских деноминаций по всему миру. «Единство» известно также своей специальной службой «Безмолвное Единство», которое организует верующих для ежедневной совместной молитвы-медитации об исцелении по частным заявкам 139 . Это напоминает «заздравные» молебны в традиционных христианских конфессиях, но отличается тем, что «молитвы» носят характер реализации божественной природы человека в форме позитивных утверждений, а не просьб. В год «Единство» получает около шестисот тысяч подобных заявок. В учении Ч. Филмора ярко обозначилась идея материального процветания и реализации любого желания средствами «позититивного мышления». Несмотря на видимую приверженность христианству, Ч. Филмор исповедовал переселение душ, он заявлял, что в прошлом воплощении был апостолом Павлом и рождён снова с целью достижения физического бессмертия 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pozitivn...

Чем занималось это учреждение, трудно сказать. Преимущественно бязью. Все комнаты и коридоры были завалены тюками с бязью. Ее никому не выдавали ни под каким видом, но все время то привозили, то увозили на склады, то снова перетаскивали в учреждение и наваливали в коридорах. От этого непонятного круговращения все одних и тех же тюков с бязью сотрудники учреждения впадали в столбняк. Свободного времени у меня было много. Я пытался разыскать своих гимназических товарищей, но почти никого из них не осталось в городе, кроме Эммы Шмуклера. Но и его я видел редко. Он стал молчалив и печален, может быть оттого, что ему пришлось пожертвовать любимой живописью ради родных. Отец Эммы болел, и вся тяжесть защиты семьи легла на Эмму. Защиты от голода, реквизиций, уплотнений, выселений, от погромщиков петлюровцев и от постоев. По вечерам я опять, как в гимназические годы, ходил на концерты в сад бывшего Купеческого собрания. Розы и канны уже не цвели в этом саду. Их заменили мята и полынь. Довольно часто в ткань музыкального произведения врывались посторонние звуки – отдаленные взрывы или ружейная стрельба. Но на это никто не обращал внимания. В те дни в Киеве я начал зачитываться книгами великого мистификатора в литературе и великого француза Стендаля. Но я не задумывался над сущностью его мистификаций. Я считал их вполне законными, как считаю и посейчас. Законными потому, что они свидетельствовали о неисчерпаемом запасе настолько разнообразных идей и образов, что объединить их под одним именем было немыслимо. Никто бы не поверил, что один и тот же человек способен с такой точностью углубляться в противоположные области человеческой жизни – в живопись, способы торговли железом, в быт французской провинции, сумятицу боя под Ватерлоо, в науку обольщения женщин, в отрицание своего буржуазного века, интендантские дела, музыку Чимарозо и Гайдна . Когда же я узнал, что обширные, полные живых событий и мыслей дневники Стендаля были во многом вымышлены, но так, что к ним не мог придраться даже самый великолепный знаток современной Стендалю эпохи, я почувствовал невольное преклонение перед гениальностью и литературной отвагой этого загадочного и одинокого человека.

http://azbyka.ru/fiction/povest-o-zhizni...

Роман Флобера — роман о страшном крахе Эммы Бовари, это история женщины, которая прошла путь от супружеских измен к самоубийству крысиным ядом. Но неудовлетворённость Эммы Бовари написана достоверно и заразительно. Ей »совсем невмочь становилось за обедом в маленькой столовой с вечно дымящейся печкой и скрипучей дверью. Эмме казалось, что ей подают на тарелке всю горечь жизни, и когда от варёной говядины шёл пар, внутри у неё как бы клубами подымалось отвращение». Остаётся уповать на то, что мудрый читатель ужаснётся не тому, что счастливый и не хватающий звёзд с неба муж скучен Эмме, а тому, что Эмма стала «раздражительна, плотоядна, сластолюбива». И рай, и ад человек носит в себе самом. Ничем не лучшая печка и чайник на ней воплощают уют и счастье в повести Диккенса «Сверчок за очагом». Счастье гарантировано только тем, кто умеет удивляться и радоваться тому, что имеет, и за это благодарить. Надо ли говорить об очевидном, о том, что сейчас существует гораздо более, чем во времена Флобера, развитая индустрия для «боваризма», для унылой брезгливости по отношению к реальности и стремлению в гламурный и »стильный» мир глянцевых журналов, светских хроник, телесериального «мыла», дамских романов и тому подобного. Кукла Барби, которую надо не прижимать к сердцу и баюкать, а одевать в вечерние платья и запихивать в пластмассовый особняк, склоняет к »боваризму» с совсем уже нежного возраста. Холодная наглость души Матильде де Ла-Моль из романа Стендаля счастье закрыто по иной причине. Матильда де Ла-Моль — ярчайший пример высокомерия, холодной наглости души. Она считает себя много выше людского суда, она из тех, кто примеряет всё на свете к себе, а не к истине, и поэтому ей страшно скучно на свете. Матильда де Ла-Моль «отвечала своим друзьям поистине оскорбительными шутками», «восторгалась своей решимостью изведать великую страсть». Матильде не только ничего не стоит бросать вызов своему кругу и семье, именно это ей в удовольствие. Попутно нельзя не сказать, что и холодная наглость души становится всё более распространённым явлением жизни. И демократия, понимаемая как уравниловка, и мода на восточные и псевдовосточные религии, и засилье рекламы, и психотерапевты и жуткие «тренинги личностного роста» создают, можно сказать, идеологическое обоснование для того, чтобы каждый считал мерилом всего самого себя. И мы в очередной раз сталкиваемся с насущной потребностью в авторитете абсолютной истины. Ведь «я сам» — очень мелкая мера и в высшей степени случайная. «Так возникает типичная для нашего времени мелочность, особенно свойственная тем, кто кичится широтой взглядов» .

http://pravoslavie.ru/37425.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010