В 1817 г. Н. поступил в Тринити-колледж в Оксфорде, в мае следующего года получил там стипендию на 9 лет. В Оксфорде Н. обратился к лит. творчеству, в 1818 г. опубликовал написанный совместно с университетским другом Дж. У. Боуденом антикатолич. роман в стихах «Канун дня св. Варфоломея» (St. Bartholomew " s Eve). Несмотря на скромные результаты выпускных экзаменов по математике и древним языкам (1820), Н. был избран членом оксфордского Ориел-колледжа (1822). Там он испытал влияние историка и богослова (впосл. англикан. пастора) Т. Арнолда (1795-1842) и философа-логика Р. Уотли (1787-1863). Н. принял решение стать священнослужителем и в 1824 г. был рукоположен во диакона Англиканской Церкви, в следующем году - во пресвитера и назначен настоятелем (куратом) прихода св. Климента в рабочем районе на востоке Оксфорда. В 1824-1826 гг. при помощи Уотли Н. написал статьи о Цицероне, об Аполлонии Тианском, а также о чудесах в Библии для Столичной энциклопедии (Encyclopaedia metropolitana; выходила с 1817 при поддержке англикан. Лондонского еп. У. Хоули (1813-1828; архиепископ Кентерберийский в 1828-1848), к-рый задумал это издание как альтернативу Британской энциклопедии, по его мнению чрезмерно светской по содержанию). В 1826 г. Н. был назначен преподавателем (тьютором) Ориел-колледжа и ушел с прихода. В 1827-1828 гг. продолжавшиеся финансовые трудности в семье вызвали у него новый духовный кризис, усугубившийся после скоропостижной кончины младшей сестры. В этот период Н. обратился к углубленному изучению творений отцов Церкви. В 1828 г. он был назначен викарием университетской ц. Пресв. Девы Марии. Резко отрицательно отнесся к решению брит. правительства об эмансипации католиков (предоставлению им политических прав; 1829). В 1830 г. из-за разногласий с университетским начальством относительно функций тьюторов Н. был фактически освобожден от преподавания, что позволило ему полностью посвятить себя научным занятиям. В 1833 г. он опубликовал свое 1-е исследование по церковной истории - «Ариане IV в.» (The Arians of the Fourth Century), в к-ром выступил с критикой современного ему церковного либерализма. В дек. 1832 - июле 1833 г. совершил поездку по Средиземноморью: посетил Корфу (Керкиру) (где заинтересовался историей и совр. состоянием правосл. Церкви), Милан, Рим, Неаполь и Сицилию (там он вновь тяжело заболел). Во время трудного плавания из Палермо в Марсель Н. написал проникнутое верой в благость божественных установлений стихотворение «Веди, благостный свет» (Lead, Kindly Light; в 1834 опубл. в сб. «Lyra Apostolica»), впоследствии ставшее популярным религ. гимном.

http://pravenc.ru/text/2578009.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КАТОЛИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ» [англ. Catholic Action; итал. Azione Cattolica; испан. Acción Católica; нем. Katholische Aktion; франц. Action Catholique], общее название католич. орг-ций и объединений мирян, к-рые, руководствуясь принципами социального учения католич. Церкви, участвуют в различных сферах общественной жизни. Орг-ции «К. д.» существуют во многих странах мира, взаимодействуя с Папским престолом, католич. епископатом и клиром, и являются одной из форм апостольства мирян в католич. Церкви. Католич. объединения мирян стали появляться в XIX в. в европ. странах для защиты интересов католич. Церкви, в т. ч. для противостояния антиклерикальной политике либеральных правительств и секуляризации общества. Одно из первых социально-политических объединений мирян - «Католическая ассоциация» - было создано в 1823 г. в Ирландии Д. О " Коннеллом для борьбы за эмансипацию католиков . Во время революции 1848-1849 гг. в Германии стали появляться объединения мирян, требовавших расширения политических прав католиков. Наиболее крупным был союз «Piusverein», созданный в марте 1848 г. в Майнце пресв. А. Ф. Леннигом. В окт. того же года пресв. А. Ф. Ленниг организовал в Майнце I Всегерманский католический конгресс (Katholikentag), на котором собрались представители различных нем. католич. орг-ций и ассоциаций мирян. С кон. 40-х гг. XIX в. в странах Зап. Европы возникали рабочие и молодежные католич. союзы, благотворительные ассоциации, католич. партии, которые осуществляли различное социальное служение, а также участвовали в политической борьбе католиков с антиклерикализмом. В 1863 г. в Мехелене (Бельгия) состоялся конгресс католич. орг-ций, в работе к-рого приняли участие как католики-консерваторы (см. статьи Интегризм , Ультрамонтанство ), так и сторонники католич. либерализма . В 1868 г. была создана бельг. Федерация католических кругов и консервативных ассоциаций (Fédération des cercles catholiques et des associations conservatrices), на основе к-рой в 1869 г.

http://pravenc.ru/text/1683915.html

Сортировать по Исключить новости Конфликт между Великобританией и Римским престолом в 1850-1851 г. Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 22 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 «Папская агрессия» Весьма немногие в нашей стране имеют представление об истории неправославных церквей XIX столетия. Однако именно в это время в европейских странах закладывались основы современного мировоззрения, в том числе и в отношении религиозных вопросов. Это был период, когда общение между представителями различных конфессий стало более интенсивным, что коренным образом меняло привычные представления людей и иногда приводило к серьезным конфликтам. Подобные проблемы близки сейчас и нашей стране, где религиозные вопросы, находившиеся долгое время под запретом, приобрели необычайную остроту. К середине XIX века в европейских государствах наметилась явная тенденция к установлению большей терпимости между представителями различных религиозных конфессий. Во взаимоотношениях людей религиозный фактор отходит на все более дальний план. Религиозная терпимость оформляется законодательно. Особый толчок этому процессу дали революции 1848–49 годов. К середине XIX в. в странах, где господствовал католицизм, усилилось стремление сократить влияние папской власти. Под контроль государства попали имущество и деятельность священнослужителей в итальянских государствах Савойе и Пьемонте[ 1 ]; Австрия предложила венгерским протестантам организовать свою церковь[ 2 ]. Одновременно в некатолических странах были сделаны определенные послабления в отношении католиков. В германских государствах Пруссии, Баварии и ряде других католическая церковь стала практически независимой от протестантских властей[ 3 ]. Россия в 1846 году заключила договор с папой о положении польских католиков[ 4 ]. Со временем в большинстве государств был законодательно разрешен и вопрос о положении иудеев. Сходные тенденции наблюдались и в Англии. Еще в 1828–29 годах здесь были восстановлены гражданские права диссентеров и католиков, проведена их так называемая эмансипация, что внесло коренные изменения в конституционную систему “старого порядка” — систему, существовавшую со времен “славной революции” 1688 г. Вместе с парламентской реформой 1832 г. религиозные изменения 1828–29 гг. заложили основы развития Англии по новому пути[ 5 ]. В середине XIX века государство стало даже финансировать католический колледж.

http://pravmir.ru/konflikt-mezhdu-veliko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла О " КОННЕЛЛ [англ. O " Connell] Даниел (6.08.1775, Кэрсивин, графство Керри - 15.05.1847, Генуя), ирл. политический и религ. деятель, основатель Католической ассоциации Ирландии. Происходил из знатного, но обедневшего ирл. рода из графства Керри в Мунстере (считались потомками древнеирландской династии И Фидгенти). Отец О., Морган О " Коннелл (1739-1809), был небогатым землевладельцем. Младший брат Моргана, Даниел Чарльз О " Коннелл (1745-1833), с 60-х гг. XVIII в. состоял на военной службе во Франции, получил от франц. кор. Людовика XVI (1774-1792) титул графа (1783), после Французской революции (1789-1799) переехал в Англию, сражался в брит. армии против Наполеона Бонапарта. Один из младших братьев О., Джеймс О " Коннелл (1786-1872), был активным деятелем Либеральной партии в Ирландии, в 1869 г. по протекции премьер-министра У. Гладстона получил титул баронета. В 1790-1791 гг. О. учился в католич. школе в Корке, с 1791 г.- в иезуитских коллегиях в Сент-Омере и Дуэ в Австрийских Нидерландах. В янв. 1793 г., после интервенции в Австрийские Нидерланды французской революционной армии, уехал в Лондон, где изучал право в Линкольнс-инне (1794-1796), затем - в Кингс-инне в Дублине (1796-1798). В 1798 г. не поддержал восстание, организованное республиканским Об-вом объединенных ирландцев. С 1799 г. занимался юридической практикой, в т. ч. защищал обвиняемых в политических процессах, стал одним из наиболее известных ирл. адвокатов. Был членом дублинской масонской ложи (с 1799; к 20-м гг. XIX в. отошел от масонского движения, в т. ч. из-за осуждения масонства Римско-католической Церковью). В 1802 г. женился на дальней родственнице - Мэри О " Коннелл, в браке родились 4 дочери и 4 сына; двое из сыновей впосл. стали членами палаты общин брит. парламента. Сохранилась переписка О. с женой (ок. 600 писем). О. отрицательно отнесся к Акту об унии Великобритании и Ирландии (1800), стал активным членом Ирландского католич. комитета, выступавшего за эмансипацию католиков (отмену существовавших в их отношении имущественных и политических ограничений), а после его запрета властями (1812) - Ирландского католич. совета. О. выступал против компромиссных вариантов эмансипации, при к-рых за брит. властями сохранялось бы право вето при назначении католич. епископов в Великобритании и Ирландии. Вел полемику с ирл. протестантами, в 1815 г. смертельно ранил на дуэли одного из главных своих оппонентов - Дж. Д " Эстерра, в чем впосл. глубоко раскаивался.

http://pravenc.ru/text/2578251.html

Протестанты и иудеи будут изучать Библию по единому учебнику. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 3 апреля Заседание литературно-философских собраний «Отражения»: «История одной дружбы. Переписка епископа Афанасия (Сахарова) с П.Н. Савицким». Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 6 апреля Лекция Левона Нерсесяна: «Мир, озаренный светом рая: надежда в русской иконе эпохи преп. Сергия Радонежского». Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Мониторинг СМИ Протестанты и иудеи будут изучать Библию по единому учебнику 23.09.2005 17:05 Версия для печати Американский частный фонд разработал школьный учебник о Библии и ее значении, который должен устроить всех. В его создании приняли участие представители протестантов, католиков, православных, иудеев. Большинство школьных ассоциаций США одобрило новое, политически корректное учебное пособие, сообщает Associated Press. Новый учебник называется «Библия и ее роль» (The Bible and Its Influence). Его задача - показать, какие отражения получили библейские сюжеты в литературе, музыке, театре, обыденной речи. Специальные главы отведены для детального освещения таких вопросов, как «Шекспир и Библия», «Библия и эмансипация», «Мессия» Генделя», «Авраам Линкольн и Библия».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛАДСТОН [англ. Gladstone] Уильям Юарт (29.12.1809, Ливерпуль - 19.05.1898, Харден, Уэльс), англ. гос. деятель, премьер-министр в 1868-1874, 1880-1885, 1886, 1892-1894 гг. У. Ю. Гладстон. Фотография. Ок. 1859 г. У. Ю. Гладстон. Фотография. Ок. 1859 г. Г. род. в семье богатого шотл. предпринимателя. На формирование личности Уильяма большое влияние оказали родители, сумевшие воспитать в сыне глубокую веру в Бога, любовь к лит-ре и интерес к общественным делам. Окончил школу в Итоне (1821-1828), затем обучался в Оксфорде (Крайст-Черч-колледж), где обнаружил интерес к теологии и был одним из лучших студентов. Г. мечтал посвятить себя служению Богу, однако отец видел будущее сына в политической области и запретил принимать сан. Завершив образование, в 1832 г. Г. отправился в путешествие в Италию, после посещения к-рой изменил отношение к католикам. В Риме, по его словам, он особо ощутил потерю христ. миром единства и нек-рое время после возвращения, оставаясь евангеликом, был увлечен идеями Оксфордского движения . Политическую карьеру Г. начинал как тори, разделяя консервативные взгляды по основным вопросам внутренней и внешней политики. Он был сторонником репрессивных мер в отношении Ирландии, выступал против допуска евреев в парламент, диссентеров в ун-ты Оксфорда и Кембриджа, а также против отмены телесных наказаний в армии. Он был противником парламентской реформы 1832 г. и запрета на рабовладение. В 23 года одержал победу на парламентских выборах. Программа Г. включала сохранение союза англиканской Церкви и гос-ва. Впосл. он считал, что англикан. Церковь, являясь одной из ветвей единой кафолической Церкви (т. н. Теория ветвей ), сохранила собственные доктрины и организацию. С 1832 г. и на протяжении 63 лет Г. неизменно занимал активную позицию и выступал в парламенте по всем наиболее важным вопросам. В 1834-1835 гг. он был членом 1-го консервативного правительства Р. Пиля. В 1838 г. Г. опубликовал кн. «Государство и Церковь» (The State in Its Relations with the Church), к-рая представляла собой защиту статуса гос. Церкви. Г. доказывал, что цель гос-ва заключена в служении религии, а Церковь в этом союзе нуждалась в гос. поддержке. Книга явилась реакцией молодого человека на предоставление политических и гражданских прав католикам в 1829 г. (т. н. эмансипация католиков) и требования нонконформистов ликвидировать гос. статус англикан. Церкви и вызвала бурные споры в обществе. В последующие годы книги и статьи Г. были посвящены церковной истории и богословию. Он написал очерки по истории Реформации, работы о подлинности и об авторитете Свящ. Писания и др.

http://pravenc.ru/text/165075.html

«Я очень рад приветствовать Тони Блэра в католической церкви, – заявил кардинал по окончании церемонии. – Долгое время он являлся прихожанином вместе со своей семьей, и в последние месяцы он прошел образовательную программу по подготовке к причастию». О том, что Тони Блэр намерен перейти из англиканства (оно является одним из направлений протестантизма, глава англиканской церкви – британский монарх) в католичество, британские СМИ сообщали еще летом – незадолго до того, как Блэр покинул пост премьер-министра Великобритании. В частности, газета The Independent, ссылаясь на друзей Блэра, рассказывала, что уйдя из премьеров, он тут же уйдет и из англиканской церкви. Впрочем, слухи о том, что Блэр готовится стать католиком, возникали и раньше. Например, The Guardian напоминала, что Блэр проявлял интерес к католичеству еще будучи студентом Оксфорда, а до того как занять пост премьер-министра, он регулярно посещал и один, и с семьей (его жена Чери – католичка, как и все их четверо детей) католические храмы: сначала – в Ислингтоне в северной части Лондона, а после вмешательства кардинала Хьюма, указавшего на недопустимость присутствия на мессе некатолика, он стал ходить в храм Непорочного сердца девы Марии в Грейт-Миссендене. Однако позволить себе уйти из англиканства, будучи премьер-министром, Блэр не мог – по соображениям как политического, так и юридического толка. Дело в том, что премьер-министром Великобритании никогда не был ни один католик. Некоторые британские эксперты в области права утверждают: запрет на то, чтобы кабинет министров возглавлял католик, содержится в акте 1829 года «Об эмансипации», где прямо указано, что «католики не могут занимать руководящих должностей среди советников монарха как по гражданским, так и по военным вопросам», сообщала The Independent. Как указывали эксперты, перемена вероисповедания премьера могла привести к нарушению баланса, сложившегося в отношениях между церковью и государством – ведь до сих пор в Британии именно премьер-министр дает королеве рекомендации по назначению епископов англиканской церкви. Католик-премьер исполнять эти обязанности уже не смог бы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

После затяжной и изнурительной холодной войны Восток и Запад в конце концов договорились – несмотря на глубокие мировоззренческие различия – о минимальных условиях сосуществования. Можем ли мы ожидать того же от великих религий, между которыми так много общего, начиная с монотеизма? Этого требует глобализация, поскольку она делает абсолютно невозможным то, о чем мечтают исламисты-экстремисты – полную закрытость дар аль-ислам (мусульманской земли) для тех, кого они называют «иудеями и крестоносцами». Ухудшение имиджа Запада Впрочем, грандиозные миграционные потоки современной эпохи привели к известному взаимопроникновению, что снизило значение религиозной практики. Десятки миллионов людей называют себя верующими, но не практикующими, не усматривая здесь никакого противоречия. Об этом свидетельствует и стремительное падение рождаемости в латиноязычных странах, и рост числа католиков, разделяющих столь близкий сердцу протестантов принцип свободы совести. Кто-то скажет, что среди мусульман интегристов гораздо больше. Но они далеко не составляют большинства в своей диаспоре: достаточно вспомнить о том, как было урегулировано – если можно так сказать – «дело о платке». Как и многие христиане, многие мусульмане не очень строго относятся к велениям Писания, например, к запрету на употребление алкоголя. Так обстоит дело даже в высших слоях общества, и даже в странах Залива... Действительно, ношение хиджаба, который в прошлом веке стал гораздо менее популярен на Среднем Востоке и в Магрибе, вновь вошло в обиход в Турции, в Египте и даже в Ираке (неожиданный эффект американской интервенции!). Наверное, Ататюрк переворачивается в могиле оттого, что у власти в Анкаре стоит исламистская партия – пусть и умеренная. Многие арабские националистические движения тоже далеко ушли от светских концепций своих отцов-основателей, многие из которых были христианами. Типично империалистическое поведение Великобритании и Франции в регионе в период между двумя мировыми войнами, создание Израиля, алжирская война, а также эмансипация нравов, которая шокирует многих последователей Пророка – все это привело к ухудшению имиджа западных стран.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Храм в Д. являлся кафедральным собором с деканом и капитулом. В 1662 г. кор. Карл II приказал перенести кафедру в Лисберн. Она была возвращена в Д. в 1872 г., когда в связи с отделением англикан. церкви от гос-ва возникли сложности с содержанием бесприходного храма. В 1945 г. Даунско-Дроморское и Коннорское еп-ства были разделены. В наст. время англикан. (Church of Ireland) объединенное еп-ство Даунское и Дроморское охватывает окр. Даун и часть окр. Арма (общее число прихожан - 91 тыс. чел.). Резиденция епископа находится в Белфасте, кафедральные соборы - в Д., Дроморе и Белфасте (совместно с Коннорским еп-ством). Католическое епископство После смещения Маграта на кафедру был назначен Корнелий О " Девени (ок. 1532-1612), находившийся под защитой Ш. О " Нейла и 2 раза подвергавшийся аресту (казнен в Дублине). В 1641-1643 гг. кафедрой управлял Гебер Макмагон (1600-1650), участник войны Конфедерации с О. Кромвелем. В ходе колонизации Ольстера в XVI-XVII вв. и массового притока поселенцев из Англии и Шотландии население Дауна стало преимущественно протестантским. К 1670 г. в Даунско-Коннорском еп-стве насчитывалось не более 2,5 тыс. католич. семейств. В течение неск. десятилетий епархия управлялась викариями. После эмансипации католиков (1829) началось массовое строительство церквей. С бурным ростом в XIX в. столицы Сев. Ирландии, крупного промышленного г. Белфаста, численность католич. населения увеличилась. Еп-ство охватывает окр. Антрим и часть окр. Даун; население составляет 1 млн чел., из них католиков - 317 622 чел. (An. Pont. 2005. P. 218). Кафедральный собор и резиденция епископа находятся в Белфасте. Кафедральный собор Основание храма в Д. приписывается св. Патрику. В VII в. над могилой Патрика была построена церковь (видимо, деревянная). От раннесредневек. поселения остался вал, к-рый окружает вершину соборного холма, а также обломки резных каменных крестов. По сообщениям анналов можно восстановить облик церковного поселения в XI-XII вв. На вершине холма находился каменный соборный храм («великая церковь») и, возможно, др. храмы, окруженные кладбищем; тут же стояла высокая башня-колокольня (разобрана в 1790). Эта часть поселения именовалась «кремль» (ráth). На склонах холма и у подножия его находился посад, разделенный на трети (trían). Здесь стояли жилые постройки и, вероятно, нек-рые церкви; тут же были установлены каменные кресты.

http://pravenc.ru/text/171432.html

Бернанос всегда немало гордился своим демократическим происхождением, что, впрочем, не мешало ему одновременно заботливо культивировать основанное на иностранном звучании фамилии предание о благородном происхождении семьи от испанских дворян, переселившихся во Францию предположительно в XVII веке. Мать Жоржа, в девичестве Эрманс Моро, была женщиной весьма набожной, правда, без видимых признаков ханжества — в доме нередко звучали суровые суждения о церкви и о священниках. Именно от нее унаследовал будущий писатель глубокую религиозность. Что касается отца, то тот сумел передать сыну, помимо благотворной любви к Бальзаку, еще и любовь к публицистике реакционных журналистов того времени. Таким образом, с самого начала своего жизненного пути Бернанос оказался в такой обстановке — мелкобуржуазное семейное окружение, церковь, антидемократическая атмосфера привилегированных учебных заведений, — которая формировала его как ревностного католика, человека консервативных взглядов, монархиста. Все это привело его в лагерь реакции, в националистическую организацию «Аксьон Франсез», руководимую реакционным писателем и политическим деятелем Шарлем Моррасом. Впоследствии Бернанос вспоминал о вступлении в «Аксьон Франсез» как об ошибке, совершенной по молодости лет, в том возрасте, «когда абстрактная идея в сочетании с чувством образуют взрывчатую смесь». Юношеский максимализм и горячий, вспыльчивый характер, несомненно, сыграли свою роль, но главные причины как этого, так и многих других его поступков лежали гораздо глубже и не могут быть поняты без анализа тех идеологических процессов, которые начали развиваться в последней трети XIX века. Дело в том, что мировоззрение Бернаноса формировалось под непосредственным влиянием так называемого «католического возрождения». Начиная с Возрождения в литературе и искусстве, ранее тесно связанных с религией и церковью, все больше и больше обнаруживала себя тенденция к «эмансипации». Прогрессирующая дехристианизация литературы соответствовала периоду подъема буржуазии как класса и достигла своего апогея в XVIII веке, в эпоху Просвещения. Буржуазная идеология, которая до поры до времени пряталась под маской различных протестантских ересей, получила тогда возможность назвать свое истинное имя. Религией поднимающейся буржуазии, отмечал Ф. Энгельс, стал рационализм. «Насильственные меры Людовика XIV, писал он, — только облегчили французской буржуазии возможность осуществить свою революцию в нерелигиозной, исключительно политической форме, которая одна лишь и соответствовала развитому состоянию буржуазии»  . Подобный идеологический климат, естественно, не способствовал распространению религиозных идей в среде литераторов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010