3 [О Половцах и Печенегах см. Пл. Бурачков, Опыт исследования о Куманах иди Половцах. Записки Одесск. Общ. ист. и древн. X (1877), стр. 111 сл. Аристов, О земле Половецкой (историко-географический очерк). Изв. Ист.-Филол. Инст. Князя Безбородко 1877, стр. 207 сл. П. Голубовский, Об Узах и Торках. Журн. М. Н. Пр. 1884. Июль, стр. 1 сл.]. 4 Из речи Феофидакта к императору Алексею Комнину: Αγος ες τν ατοκρτορα κριον " Aλξιον τν Κομνηνν. Migne, Patrol, graeca t.126, col. 287–306. 5 Из речи Евстафия к Исааку Ангелу: Eustathii opuscula, ed. Tafel, p. 44. Евстафий, кажется, имел под рукою речь Феофидакта: некоторые выражения Феофилакта повторяются буквально в дальнейшем описании Куманов, соединившихся с Болгарами 2) Петра и Асеня. [Ср. Pselli hist., Sathas Bibl. IV, p. 247.] 7 Pecenati et hii qui Falones dicuntur, crudis et immundis carnibus, utpote equinis, catinis, usque hodie vescuntur: Otton Frising. Chron., MG. SS. XX, 233 sq. [Cf. Gesta Frider. ibid. p. 368.] Chumani, gens immundissima, que carnibus utebatur fere crudis pro cibo et lacte equarum et sanguine pro potu: Annales Mellicenses, MG. SS. IX, 640. 8 Benisch, Travels of Rabbi Petachia of Ratisbon. London 1856. [См. П. Марголин, Три еврейские путешественника XI и XII ст.: Эльдад Данит, Р. Вениамин Тудельский и Р. Петахий Регенсбургский. Санкт-Петербург 1881.] 12 [В Русской летописи за это время неоднократно говорится о Печенегах. Последнее большое нашествие их было в 1036 г. Лавр. лет. П. С. Р. Л. I, 65: Весть приде ему (Ярославу), яко Печенези остоять Кыев; Ярослав сбра вой мног, Варягы и Словени, приде Кыеву и вниде в город свой. И бе Печенег без числа. ... И побегоша Печенези разно. ... а прок их пробегоша и до сего дне. См. под 1060 г. (стр. 70): Изяслав, и Святослав, и Всеволод, и Всеслав, совокупивше вои безчислены, поидоша на коних и в лодьях, безчислено множьство, на Торкы. Се слышавше Торци, убояшася, пробегоша и до сего дне, и помроша бегаючи, Божьим гневом гоними. ... Тако Бог избави хрестьяны от поганых.]

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Левицкий 1961 – Левицкий Т. Важнейшие арабские источники о славянских странах и народах, относящиеся к раннему средневековью//Сообщения польских ориенталистов. М., 1961. Вып. 2. С. 45–60. Ловмяньский 1985 – Ловмяньский X. Русь и норманны. М., 1985. Магомедов 1983 – Магомедов М. Г. Образование Хазарского каганата. М., 1983. Макдиси – Le Livre de la Création et de l’histoire de Motahhar b. Tahir el-Maqdisi attribué à Abou-Zéïd Ahmed b. Sahl el-Balkhi/Publié et traduit d’après le manuscript de Constantinople par Cl. Huart. Paris, 1919. T. I–VI. Мар‘аши – Sehir-eddin’s Geschichte von Tabaristan, Rujan und Masanderan, persischer Text/Hrsg. von B. Dorn. SPb., 1850. Марвази – Sharaf al-Zaman Tahir Marvazi on China, the Turks and India/Arabic text (circa A. D. 1120) with an English translation and commentary by V. Minorsky. London, 1942. Марголин 1881 – Три еврейские путешественники XI и XII ст. (Эльдад Данит, р. Вениамин Тудельский, р. Петахий)/Пер. и примеч. П. В. Марголина. СПб., 1881. Марко Поло – История монгалов/Дж. дель Плано Карпини. – 3-е изд. – Путешествие в восточные страны/Г. де Рубрук. – 3-е изд. – Книга Марко Поло. – 4-е изд./Вступ. ст., коммент. М. Б. Горнунга. М., 1997. Мас‘уди/Мурудж – Maçoudi. Les Prairies d’or/Texte et trad, par C. Barbier de Meynard et Pavet de Courteille. Paris, 1861–1877. T. I–IX. Мас‘уди/Танбих – Kitab at-tanbih wa’l-ischraf auctore al-Masûdi.../M. J. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1894 (BGA. T. VIII). Мас‘уди 1897 – Maçoudi. Le Livre de l’Avertissement et de la Revision/Trad. par B. Carra de Vaux. Paris, 1897. Мас‘уди 1966–1989 – Masudi. Murudj al-dhahab/Ed. and tr. Ch. Pella. Beirut, 1966–1989. T. 1–2. Мас‘уди 1989 – The Meadows of Gold. The Abbasids. By Masudi/Transl. and ed. by P. Lunde and C. Stone. London and New York, 1989. Мас‘уди 2002 – Абу-л-Хасан ‘Али ибн ал-Хусайн ибн ‘Али ал-Мас‘уди. Золотые копи и россыпи самоцветов (История Аббасидской династии: 749–947)/Сост., пер. с араб., примеч., коммент. и указ. Д. В. Микульского. М., 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К. Указ. соч. – С. 67, прим. 1). 1698 Не исключено, что в этом предании слилось название библейской Сеир и исторической страны Серир (Дагестана) (Коковцов П. К. Указ. соч. – с.67, прим. 6). 1700 Тут, очевидно, имелась в виду часть Кавказа, в непосредственном соседстве с Хазарией, носящая у арабских географов название Серир, что испанские евреи смешали с библейским названием Сеир (Идумея). 1704 Известие о том, что для исполнения обрядов своей веры евреи должны были скрываться в пещере, повторяется также в ответе царя Иосифа и у рабби Иехуды (Иуды) Галеви в «Хазарской книге» (Sefer hakuzari) второй половины – конца X в. 1706 В пер. П. К. Коковцова: «Так рассказывали нам наши предки, как (это) слышали прежние люди из уст другого, и это (все) старые вещи» (с.68). 1710 Примечательно, что в ответном письме Иосифа не оказалось информации именно о войске и доходах царя, опущенных, видимо из соображений секретности такого рода сведений. 1711 Этим вопросом Хасдаи деликатным образом хотел выяснить, вышли ли хазары из кочевого состояния и стали оседлым народом. Видимо, ему было известно, что у хагана есть зимняя резиденция в дельте большой реки, где находятся некие «острова», и что летом он со своим семейством и слугами совершает перекочевки. 1714 То есть разрешается ли вести войну вопреки иудейскому требованию соблюдения субботнего отдыха. 1715 Бардаа (Б-р-д-‘а) – известный тогда город в Прикаспии, к югу от Хазарии, уже упоминавшийся в связи с возможным маршрутом лоставки письма Ибн Шапрута (см. выше). 1716 По арабски значит «Врата врат», так назывался тогда город Дербент (Дербенд) на Каспийском море. 1719 Автор письма, очевидно, имел в виду известного странника и авантюриста конца IX в., североафриканского еврея Эльдада га Дана (Данита), добравшегося до Испании, где евреи оказали ему большие почести (подр. см. Гретц Г. История евреев от древнейших времен до настоящего. – Одесса, 1905. – Т. 6. – С. 217–221; Коковцов П. К. Указ. соч. – С. 70, прим. 1). 1720 В действительности Эльдад передавал неискушенным в Талмуде испанским евреям сплетни с выдуманными ссылками на законопостановления Гофониила, сына Кеназа. 1721 Или же: «Еще одна удивительная просьба моя у царя моего государя – уведомить о неизвестном (у нас, а именно)» и т.д. (ср.: Коковцов П. К. Указ. соч. – С. 70). 1722 «Конец чудес» – известное выражение из книги Даниила (12, 6), под которым понималось время окончательного избавления еврейского народа. 1726 В пер. П. К. Коковцова: «(оправданием), чтобы раскрывать (смело) уста» – выражение из Иезек. 16, 63 и 29, 21 (Коковцов П. К. Указ. соч. – С. 71, прим. 2). 1727 В еврейском тексте здесь стоит «глаз» (в единственном числе) (Коковцов П. К. Указ. соч. – С. 71, прим. 4). Читать далее Источник: С. Б. Сорочан. Византийский Херсон (вторая половина VI – первая половина X вв.) Очерки истории и культуры. Часть III. Университет Дмитрия Пожарского. Москва. 2013

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

798 Рассказы о потомках потерянных колен Израилевых были популярны в средневековую эпоху и связаны с эсхатологическими ожиданиями; к потомкам Дана относил себя Эльдад га-Дани. 799 Здесь и далее речь идет об эсхатологических ожиданиях (Даниил: 12:6), избавлении от изгнания из земли обетованной. 801 Тогарма – библейский потомок Иафета, ассоциировавшийся в еврейской традиции с населением исторической области Армения, у Вениамина Тудельского – с тюрками (сельджуками). Существенно, что Иосиф, иудей по вероисповеданию, признавал свое несемитское происхождение. 803 В краткой редакции посланец именуется Иаковом; название страны Н-м-ц передает славянское наименование немцев. В письме Хасдая упоминаются цари Ашкеназа и Аламанов – Германии, через земли которых было отправлено его письмо. 804 В пространной и краткой редакциях перечисляются 10 имен (что напоминает мотив 10 потерянных колен), но Иосиф еще раз подчеркивает свое происхождение от Иафета (Тогармы). 10 сыновей приписывает Тогарме и «Книга Иосиппон» (см.: II.1). Определенно идентифицируются имена тюркоязычных племенных объединений – Угуз (гузы), Хазар, Болгар и Савир (савиры – гуннский союз племен на Северном Кавказе). Иосифу важно было демонстрировать свое родство с тюркоязычными подданными – это придавало легитимный характер его власти. 806 Дунай, правильное чтение вместо «Руна» краткой редакции. Рассказ Иосифа соответствует событиям начальной истории Дунайской Болгарии, когда преследуемая хазарами причерноморская болгарская орда Аспаруха пересекла Дунай (681 г.), но последующее изложение обнаруживает относительность хронологии письма хазарского царя. 807 Характерный для средневековой историографии мотив благочестивого царя, готового принять истинную веру. Хазарский царь носит «языческое» имя Булан с «тотемическим» значением «олень» или «лось». Интерес к монотеистическому культу «боящихся Бога» был характерен для населения Северного Причерноморья с античной эпохи. 808 В краткой редакции – «к великому главе» (ха-сар ха-гадол). По А. Я. Гаркави – свидетельство традиционного для тюркских народов «двоевластия» у хазар: каган должен был делить власть с полководцем беком (шадом). А. П. Новосельцев (Новосельцев 1990. С. 135–137) считал Булана «шадом», который вынудил не названного по имени кагана принять иудаизм: произошедший после обращения хазар «переворот» способствовал оттеснению кагана на второе место «царем» и «замалчиванию» роли кагана в еврейско-хазарской переписке. В интерпретации Л. Н. Гумилева переворот совершил иудей, упомянутый в Кембриджском документе (см.: II.З), но потомок Булана Иосиф настаивает на своем несемитском происхождении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Путешествие по региону Средиземноморья считалось кругосветным (сивув га-олам). Полагают, что Петахия выехал из Регенсбурга после смерти Вениамина (1173 г.). Он добрался до Иерусалима до взятия города Саладином в 1187 г. Рассказ о путешествии Петахии записан с его слов р. Иудой Хасидом, затем сокращен. Сочинение р. Петахии было издано в Праге в 1595 г. и неоднократно переиздавалось. Еврейский текст с русским переводом и комментарием был издан П. В. Марголиным в 1881 г. (перевод и комментарии в новой редакции были переизданы издательством «Гешарим» в 2004 г.). Издания и переводы: Три еврейские путешественники XI и XII ст. (Эльдад Данит, р. Вениамин Тудельский, р. Петахий)/Пер. и примеч. П. В. Марголина. СПб., 1881; Три еврейских путешественника. М.; Иерусалим, 2004. Литература: Райт 1988; Вихнович 1996. Кругосветное путешествие Вот рассказ раби Петахии, сына Ионы, о его странствии по разным странам света: Сначала он вышел из Регенсбурга, своей родины, пошел оттуда в Прагу, главный город Богемии; из Праги отправился в Польшу; из Польши в Киев, что в Руси; оттуда шел он шесть дней до реки Днепра, а переправившись через реку, начал странствовать по земле кедаров 843 . У обитателей этой земли нет судов, но они сшивают вместе по десяти лошадиных растянутых шкур, обшивают их кругом по краям одним ремнем, садятся на эти шкуры с телегами и кладью; затем привязывают концы шкур ремнями к хвостам лошадей, которых пускают вплавь, и таким способом переправляются через реку. Хлеба не едят в этой земле, а только рис и просо, сваренные в молоке, а также молоко и сыр. Что касается мяса, то куски его кедары кладут под седло лошади, гоняют ее до пота, и когда мясо согреется, они его так и едят. В этой земле не ходят иначе, как с провожатым. Вот каким образом каждый из сынов Кедара связывает себя клятвою со своим спутником. Он втыкает иголку в свой палец и дает тому, кто должен с ним идти, высосать выступившую кровь, и с той минуты он становится как бы его плотью и кровью. Есть у них еще и другой род клятвы: наполняют медный или железный сосуд, в форме человеческого лица, и пьют из него оба, странник и провожатый; после чего провожатый никогда не изменит своему спутнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Под этим, разумеется, следует понимать сущность израильско-палестинского конфликта, но не только. Ряд других стран и религиозных институтов могут повести себя подобно России (для начала: Греческой православной церкви фактически принадлежит земля, на которой стоят Кнессет и резиденция премьер-министра). Передача участка площадью в 9 акров, известного как Сергиево подворье, прошла без каких-либо комментариев со стороны Палестинской автономии, которая, похоже, рассматривает свои территориальные претензии в Иерусалиме как отдельный вопрос. Между тем президент Палестинской автономии Махмуд Аббас недавно подарил России небольшой участок земли в Вифлееме для строительства школы. Тем не менее, по словам некоторых израильских политиков, имеет место опасный прецедент. Консервативный парламентарий Арье Эльдад говорит, что правительство Иордана, контролировавшее Восточный Иерусалим до войны 1967 года, может предъявить подобное требование. «В чем тут разница между русскими беженцами и арабскими?» – вопрошает он. Передача вступила в силу немедленно, но все же есть несколько препятствий с израильской стороны. Группа лиц подала в суд протест. Они утверждают, что Ольмерт, технически находящийся в отставке и являющийся и.о. премьер-министра до формирования нового правительства, не уполномочен совершать подобные действия. Подарок Ольмерта России по существу является выполнением обещания, данного его предшественником Ариэлем Шароном бывшему президенту России Владимиру Путину. Однако решение передать подворье именно сейчас вызвало подозрения у критиков в том, что Ольмерт пытается добиться геополитических уступок со стороны России. Недавно Израиль и Россия схлестнулись из-за намерения Москвы поставлять вооружения Сирии и Ирану и ее нежелания усиливать международные санкции против Ирана. По словам российской стороны, она против развития Ираном собственного ядерного потенциала. Россия заверяет, что не будет поставлять наступательные вооружения ни той, ни другой стране, однако израильтяне опасаются, что Россия обеспечит их системами ПВО, которые будут в состоянии свести на нет региональное господство Израиля в воздушном пространстве.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

не понести мне его одному! 15Если Ты хочешь и впредь так со мной поступать, тогда убей меня поскорее! Сделай это, коли обрел я благоволение Твое, дабы мне избавиться от горя, меня терзающего». Ответ Бога 16Господь сказал Моисею: «Собери семьдесят человек из числа старейшин Израиля, о которых знаешь, что они зрелого возраста и мудрые старейшины и приставники народа; призови их к Шатру Откровения, пусть станут они там вместе с тобой. 17Тогда сойду Я к вам и буду говорить там с тобою. Возьму от того Духа , Который на тебе, и ниспошлю Его на этих семьдесят человек. Они помогут тебе нести бремя народа сего, чтобы ты не один это делал. 18А народу скажи: «Освятитесь, чтобы быть вам готовыми к завтрашнему дню, – будете есть мясо. Вы же хотели, чтобы услышал вас Господь, когда вопили: «Если бы только было у нас мясо! И точно – в Египте жилось нам лучше!“ Вот и даст вам Господь мясо, накормит вас. 19И не один день будете есть это мясо, не два, не пять, не десять, не двадцать дней, 20а целый месяц, до тех пор, пока не пойдет оно из ноздрей ваших, пока тошнить вас не станет. Это будет вам за то, что пренебрегли вы Господом, живущим среди вас, и плакались пред Ним, говоря: «Ради чего мы вышли из Египта?“» 21«Как? – удивился Моисей. – Только взрослых мужчин вокруг меня шестьсот тысяч, а Ты говоришь: «Дам им мяса на целый месяц“. 22Даже если всех быков и овец заколоть, достанет ли этого для них? Или если выловить всю рыбу морскую, будет ли для них ее вдоволь?» 23А Господь сказал Моисею: «Разве коротка рука Господня? Ныне же увидишь, сбудется слово Мое или нет». 24 Моисей вышел к народу и пересказал ему то, что услышал от Господа. Затем созвал он семьдесят человек из старейшин народа и поставил их вокруг Шатра Откровения. 25Там явился им Господь в облаке и говорил с Моисеем. Взял Господь от того Духа, что был на Моисее, и наделил им всех собравшихся здесь старейшин. И когда низошел а на них Дух, стали они пророчествовать, однако не делали этого вновь б. 26 В то время двое из старейшин, Эльдад и Мейдад, оставались в стане. Но и на них низошел Дух, ибо они тоже были записаны, к семидесяти причислены. Потому и эти двое, хоть и не вышли к Шатру, стали пророчествовать в стане. 27Некий юноша прибежал к Моисею и сказал ему: «Эльдад и Мейдад пророчествуют в стане!» 28Тогда Иисус Навин, служитель Моисея, один из самых близких ему молодых людей, вмешался: «Моисей, повелитель мой, останови их!» 29Но Моисей сказал ему: «Не ревнуешь ли ты из–за меня? Пусть бы все в народе Господнем становились пророками и Господь мог бы ниспослать Дух Свой на каждого из них!» 30И тогда возвратился Моисей вместе с избранными старейшинами Израиля в стан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Господь сотворил дванадесять Апостолов. Но Иуда после предания ниспал от сана Апостольского. Посему когда Христос из мертвых воскрес, одиннадцать токмо было Апостолов. Евангелист же написал: «един от обоюнадесяте», а не от единонадесяте, упомянув первое Апостолов число, которое последи Матфием Апостолы дополнили. Речение же «глаголемый», вместо толкуемый, сказал Он, ибо имя Фома есть халдейское, происходящее от Еврейского Феом, гречески же толкуется δδυμος, то есть, близнец. Правильно Божественный учитель так истолковал речение, да изъявит, что и самое название сего Апостола, то есть, Фома, изображает, что он был двоемнителен и недоверчив. Для чего ж Фома тогда не был, когда пришел ко ученикам Богочеловек? Сие было смотрительне, то есть, для вящего уверения о воскресении Христовом. Правда, Евангелист умалчивает о том, где тогда Фома находился: но поелику во время спасительного страдания все ученицы разбежались и рассеялись; то очень вероятно кажется, что и он, разлучившись тогда от Апостолов, находился еще в том месте, где скрылся. Но другое недоумение рождается из небытия тамо Фомы, то есть: каким образом он соделался причастников благодати Всесвятого Духа, не быв с другими учениками тогда, когда Господь дунул и сказал: «приимите Дух Свят»? Недоумение сие решит образ сего дела. Избирает Моисей по повелению Божию седмьдесять старейшин, и вписывает их имена, да приимут благодать от Бога. Все сии ожидают благодати, стоя окрест Скинии. Два точию мужа, Елдад и Модад, ко Скинии не пришли, а остались в полце. Снисходит Бог во облаце в Скинию – и дает благодать не токмо предстоящим в Скинии шестидесят осмь старцем, но и двум отсутствовавшим, то есть, Елдаду и Модаду: приемлют равно благодать и присутствующие, и отсутствующие. Препочивает Дух и на шестидесяти осми сущих в Скинии, и на тех двух, находившихся в полку. И те, кои были в Скинии, и те, кои оставались в полку, равно пророчествуют. Первые, поелику предстояли; а вторые, поелику были избраны и вписаны. «Осташася два мужа», говорит Божественное Писание, «в полце: имя единому Елдад, и имя второму Модад, и препочи на них Дух: и сии беша от вписанных и не приидоша ко Скинии, и пророчествоваша в полце» ( Чис.11:26 ). Ветхий Завет есть прообразование Нового; посему благодать, тогда данная старцам, знаменовала духовное дарование, которое последи прияли святые Апостолы, якоже сам великий Моисей свидетельствует, говоря: «и кто даст всем людям Господним быти пророки, егда даст Господь Духа Своего на них»? ( Чис.11:29 ) Убо якоже древле Елдад и Модад, отсутствуя, сподобились пророческого дара: тако и зде Фома, отсутствуя, приял власть вязати и решити. Елдад и Модад потому прияли дар, что Моисей вписал их в число седмидесяти старцев: и Фоме потому дана благодать Всесвятого Духа, что был Христом сопричислен в число двунадесяти Апостолов. Поелику же Фома, когда пришел Иисус, не обретался, то

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

   Сказанного теперь почитаю достаточным для точного изложения смысла толкуемых слов. Но так как нам подлежит всячески заботиться о том, чтобы благодаря наветам некоторых не возник у братьев какой-либо соблазн, присоединим к сказанному и нижеследующее и постараемся предотвратить возможные со стороны кого-либо нарекания по поводу дальнейших слов (Евангелия), что «Фома, называемый Близнецом, не был с учениками, когда пришел Иисус» (Ин.20:24). Как же он, весьма справедливо спросит кто-либо, хотя и отсутствовал, но оказался истинным причастником Святаго Духа, когда Спаситель воссиял святым ученикам и «вдунул» со словами «приимите Духа Святаго»? Ответим, что сила Духа простиралась на всех приявших благодать и выполняла цель Дававшего. А дал Христос не некоторым отдельно каждому, но всем вместе ученикам. Поэтому принимают (все), хотя бы кто и не присутствовал, как скоро щедрость Дававшего не ограничивалась одними только присутствовавшими, но простиралась на весь круг святых Апостолов. А что в настоящем случае мы не придумываем ничего насильственного и такое рассуждение не кажется нам смелым, в этом могу удостоверить из самих Священных Писаний, предложив в доказательство одно место из книг Моисеевых. Некогда Господь Бог повелел премудрому Моисею избрать из общества иудеев мужей старейших, числом семьдесят, и ясное дал обещание, что «отниму от Духа, что на тебе, и сообщу им» (Чис.11:17). И вот Моисей собрал и исполнил Божественное повеление. Однако ж двое оказались отсутствовавшими в назначенном числе семидесяти старейшин и остались в обществе (иудейском) — Елдад и Модад. Потом, когда Бог, согласно уже данному обещанию, сообщил всем Божественного Духа, то собранные Моисеем, тотчас получив благодать, начали пророчествовать. И тем не менее, пророчествовали также и те двое в обществе (иудейском), так как вышняя благодать достигла и до них. Тогда Иисус, называемый сыном Нави, всегда находясь при Моисее и не уразумев тотчас же значение тайны, но подумав, что по примеру Дафана и Авирона и эти (двое) пророчествуют против избранных Моисеем, сказал ему: «Елдад и Модад пророчествуют в стане; господин мой Моисей, останови их» (Чис.11:27-28). Что же говорит на это тот истинно премудрый и великий, уразумев как мудрец действие данной им благодати и силу Духа? «Не ревнуй ты обо мне; ибо кто дал бы народу Господню пророков, когда дает Господь Духа Своего на них?» (Чис.11:29). Видишь, как порицает речь Иисуса, не знавшего тайны? О если бы, говорит, дан был Дух всему народу, но это будет в свое время, когда Владыка всего, то есть Христос, дарует им Своего Духа, как бы в начатке долженствующим принять (Духа), дунув на святых Апостолов со словами: «приимите Духа Святаго». Поэтому, если и отсутствовал Фома, он не лишился приятия (Духа), так как Дух сходил на всякого, долженствовавшего Его принять и находившегося в числе удостоенных этой чести.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  “Пророчествовать” здесь – почти синоним “бредить”. “Сделаться иным человеком”, видимо, означает потерять над собой контроль. Нетрудно понять, что к такому “духовному” опыту следовало относиться с рассуждением, было необходимо подчинить его какому-то институциональному контролю. Моисей, по всей видимости, не был таким nabi’ . Как уже было сказано, этот “энтузиастический” профетизм – одно из следствий поселения евреев в Ханаане. И все же Библия, прежде всего Второзаконие, считает Моисея самым великим пророком:   Не было более у Израиля пророка такого, как Моисей (Втор 34:10).   Это не исторические данные, это богословская оценка. Богословы Второзакония стояли перед проблемой существования злых духов и лжепророчеств. Их заботила необходимость дать критерии, весьма эмпирические, для различения истинного пророчества . Поэтому они установили Моисея как совершенный образец профетизма. Все пророчество было соотнесено с моисеевой матрицей и в определенном смысле приведено в соответствие со второзаконнической ортодоксией. Однако в то же время и другие формы профетизма, более маргинальные, получили одобрительное или, по крайней мере, терпимое отношение, в том числе и те, которые трудней всего укладываются в богословские схемы:   Моисей… собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии. И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали. Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад (они были из числа записанных, только не выходили к скинии), и они пророчествовали в стане. И прибежал отрок, и донес Моисею, и сказал: Елдад и Модад пророчествуют в стане. И ответил на это Иисус, сын Навин, служитель Моисея, один из избранных его, сказал: господин мой Моисей! запрети им. Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них! (Числ 11:24-29).

http://bogoslov.ru/article/4252498

  001     002    003    004    005