Д. можно атрибутировать 2 повествования, помещенные в Волоколамском сборнике перед Житием преподобных Зосимы и Савватия: «Пророчество отца нашего Зосимы, начальника монастырю нашему» и «Чудо Зосимы о иноци диакони», в к-рых излагается история нестроений в обители. Для стиля этих сочинений характерны отсутствие лит. украшений, внезапные переходы от повествования от 3-го лица к повествованию от 1-го лица. В рассказе «Пророчество отца нашего Зосимы...» сообщается, что он был написан 32 года спустя после смерти святого, т. е. в 1510 г. Этим же временем можно датировать всю работу Д. по редактированию Жития преподобных Зосимы и Савватия. Согласно братскому синодику Анзерского Елеазарова во имя Св. Троицы скита (известен в рукописи 2-й пол. XIX - нач. ХХ в.), первые поминальные записи в нем были сделаны Д.: «...начало с 1449 г. ...писано учеником его (Зосимы) игуменом Досифеем» (КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 137). Д.- основатель библиотеки Соловецкого монастыря Д. вложил в Соловецкий мон-рь ок. 50 либо принадлежавших ему, либо специально переписанных, либо переплетенных по его заказу рукописей. Большинство книг было изготовлено по заказу Д. в Вел. Новгороде в 90-х гг. XV - нач. XVI в. (очевидно, Д. был состоятельным человеком, способным осуществить такое дорогостоящее предприятие). В значительной степени благодаря Д. Соловецкий мон-рь в кон. XV - нач. XVI в. стал обладателем одного из самых богатых книжных собраний. 32 сохранившиеся рукописи, связанные с Д., составляют ок. половины всех дошедших соловецких манускриптов XV в. Известно 3 перечня книг, заказанных Д. для Соловецкого мон-ря. 2 перечня помещены в приписках к рукописям из Соловецкого собрания РНБ: 868/968. Л. 609 об., 1493 г., и 1128/1237. Л. 440 об.- 441, 1494 г.; 3-й - в составе описи Соловецкого мон-ря 1514 г. с заглавием «А се Досефеева данья книг, игумена бывшаго». Экслибрис «священноинока Дософея» Экслибрис «священноинока Дософея» В перечне 1493 г. названы 17 книг, посланных Д. «в дом Спасу на Соловкы», из к-рых 10 сохранились в составе Соловецкого собрания и имеют экслибрис книжника: Маргарит, 1490/91 г. (РНБ. Солов. 491/510, наиболее ранняя известная рукопись, переписанная по заказу Д.); Ареопагитики с толкованиями св. Максима Исповедника, 1492 г. 115/115); 16 пророков с толкованиями, 1492 г. 694/802); Кормчая, 1493 г. 858/968); Апокалипсис с толкованиями еп. Андрея Кесарийского, 1493 г. 1049/1158); Шестоднев Иоанна, экзарха Болгарского, не позднее 1493 г. 318/338); Поучения свт. Кирилла Иерусалимского, не позднее 1493 г. 478/497); сборник полемических сочинений и житий, не позднее 1493 г. 856/966); Шестоднев Севериана Габальского, не позднее 1493 г. 873/983); Торжественник постный, четий, 1493 г. (РНБ. Солов. Анз. 62/1428). В перечне 1493 г. также упомянуты «Селивестр», «Пчела», «Федор Студит», «Иван Дамаскин», «Палея», «Василий Кесарийский», «Анастасий», не отождествленные с известными рукописями.

http://pravenc.ru/text/180327.html

В конце ркп. приложены три стихиры на всемирное Воздвижение честнаго и животворящаго Креста. На первых листах внизу: Троецкаа Сергиева монастыря в маковце. 411. (1326.) Стихирарь крюковый, полууст., нач. XVI века, в большую четверть, 517 листов. Изображение Индикта (Лк:4:10–22) и заглавная заставка с красками и золотом, Симеон Столпник на столпе, нарисованы превосходно. Жаль, чшо верхний угол первого листа, на обор. коего написано изображение Индикта, оторван. Заглавие золотом: Стихераль месячный о Бозе починаем, благослови отче. л. 160. Стихираль постной. После стихир в неделю всех Святых следуют в связи на гласы: Господи возвах. Свят Господь Бог наш. Бог Господь и явися нам. Аллилуия. л. 295 об. Указ знамению (Оп. Рум. Муз. стр. 652) и трепеснец в великий четверг на умовение ног. л. 299. Книга глаголема Ирмолой, творение препод. отца нашего Иоанна Дамаскына. Сверху заставка с красками искусна. В конце приложены стихиры избранным Святым, без крюков. л. 377. Чин Охтаика, начало створяем на 8 гласов, по уставу иже в святых отца нашего Савы, писание створяем, якоже и в Охтаиках новых положено. л. 446. Указание ирмосов по гласам Октоиха, Триодей и по месяцеслову. На первых листах внизу: Сиа книга глаголемаа Стихараль Владыки Дософея сарьскаго и подоньскаго, († 1544 г. Истор. росс. Иерар. ч. 1. л. 235). 412. (1324.) Стихирарь крюковый, полууст., нач. XVI века, в большую четверть, 468 листов. л. 4. Октаих, сиречь осмогласник, о Бозе починаем по уставу иже во святых отца нашего Савы. л. 76. Стихараль постный. л. 198. Стихиры евангельскыа и светилны, творение Леона премудраго. л. 205. Стихеларь месячный. л. 346. Припелы на Господскыа праздникы, без крюков. л. 351. Ермолой, Иоанна Дамаскына. л. 424. Степенна 8 гласов. л. 431. Ирмосы предпразднственные Р. Хр. и Крещению. л. 435. Богородичникы на 8 гласов. Указание ирмосов по гласам Октоиха, Триоди постной и цветной и по месяцеслову. Впереди на белом листе: Стихераль дал игумен Серапион Курцов. См. 86. 413. (1327.) Стихирарь крюковый с прибавлениями, полууст., нач.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

222 ...повда игумену Исайи... – Исайя был четвертым игуменом после преп. Зосимы; его игуменство длилось около 20 лет. 223 Муромский монастырь – один из древнейших в Обонежье; по преданию, был основан иноком Лазарем в XIV в. 226 ...по тридесятих лт преставлений их, и не имуще образа преподобных у себе... – В более позднее время в Соловецком монастыре возникло предание о том, что первая икона преподобных Зосимы и Савватия была написана учеником преп. Зосимы игуменом Досифеем в 1478 г. (т. е. в первый год после кончины преп. Зосимы) (см.: Досифей, архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального Соловецкого монастыря. М., 1836. Ч. 1. С. 295). Это предание зафиксировано в ряде описаний этой иконы, сохранившихся в монастырских дokyмehmaxXVII в.: «Да образ „Соловецкие чюдотворцы», обложен серебром чеканным, позолочен, и венцы чеканные позолочены, в венцах и в цатах вставки жемчюжные. А тот образ – письмо Дософея игумена, ученика преподобнаго отца нашего игумена Зосимы чюдотворца» (см.: Опись Соловецкого монастыря 1632 г.//Архив СПбИИ РАН. Колл. 2. 137. Л. 23). После закрытия монастыря икона была вывезена в Москву и сейчас находится в музее «Московский Кремль» (инв. Ж–798/1–2; 33,5 X 28 см). Исследователи датируют ее XVI в., относя время ее создания к игуменству Филиппа Колычева. На оборотной стороне иконы прикреплена серебряная пластинка с резной надписью, сделанной в XIX в.: «Икона первописанная по преставлении преподобнаго отца Зосимы въ 5 (так! – О. П.) лето ученикомъ его бывшимъ игуменомъ Досифеомъ 3-мъ. 1478 года». Икона была опубликована в кн.: 1) Щенникова Л. А., Клевцова Р. И., Соколова И. М. Святые иконы в Соловецком монастыре//Соловецкий монастырь. М.; СПб., 2000. С. 220, 243. Ил. 20; 2) Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: Каталог выставки. М., 2001. С. 56–57. Ил. 1. 227 ...у острова нкоего, рекомый Кузова... – Острова, называемые Кузова, или Немецкие, находятся к западу от Соловецких островов, отделенные от них большим проливом шириною в 30 км.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

644 См.: Георгиевский В.Т. Фрески Ферапонтова монастыря... С. 12; Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. ... С. 28. 646 Кадлубовский А.П, Очерки... С. 238. Ср.: Хрущов И.П. Исследование о сочинениях Иосифа Санина. СПб., 1868. С. 94; Миллер О.Ф. Вопрос о направлении Иосифа Волоколамского//ЖМНП. 1868. 2. С. 527–545. 648 См.: Ключевский В.О. Древнерусские жития святых... С. 294–295. По предположению Р.П. Дмитриевой, в 10-х годах XVI в., после смерти Иосифа (1515), Досифей проживал в Пафнутьево-Боровском монастыре, а в 20-х годах – в московском Симоновом монастыре. 650 Рыбаков Б.А. Воинствующие церковники XVI века//Антирелигиозник. 1934. 4. С. 26–31. В дальнейшем Досифей Топорков отождествляется с другим иосифлянином Досифеем Забеллой, епископом Крутицким (1508–1544). Оба присутствовали на соборе 1531 г. и свидетельствовали против Вассиана; «владыко» Досифей отказался подтвердить благословение, полученное Вассианом от митрополита Варлаама на «правку» Кормчей. См.: Казакова Н.А. Вассиан Патрикеев... Прилож. С. 286–287, 296–297. 652 Это подтверждает мысль Н. А. Казаковой о том, что Вассиан Патрикеев как публицист больше тяготел к литературной школе иосифлян, чем нестяжателей. См.: Казакова Н.А. Вассиан Патрикеев... С. 116–124. 653 Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. ... С. 28, 29, 31, 33, 37, 41. Р.П. Дмитриева относит к книгам Досифея также следующие: «Два октаика в десть, на соборе канархают, перваго гласа писмо Дософея Вощечникова», «Псалмы в восьмую дести, Дософеево писмо Вощечниково», «Да списание Иосифово на еретики в полдесть, писмо Дософево Вощечниково», «Да Ермолой в полдесть, Дософеево писмо Вощечниково» (см. с. 27, 30, 33, 36). Это, в частности, подтверждают пометы в ркп. ГИМ. Епархиальное собр. 174 (Волоколамское собр. 246) кон. XV в.: «Стихираль полнай Досифея Топоркова» (л. 17об.); «Книга, глаголемая Ермолой, а писал сию многогрешны инок Досифей по благословению отца своего игумена Иосифа» (л. 405), в описи 1545 г. эта книга значится как «Дософеево писмо Вощечниково».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ответ. Михаил отвечал: Мне, господне, Максим велел загладите, и аз, господине, стал гладити, да загладил две строки, а вперед гладити усумнелся еси. И аз говорил Максиму, что не могу заглаживати, дрожь мя великая поимала и ужас на меня напал. Максим, господине, взав книгу, да сам загладил все то и до конца. Вопрос. Митрополита спросил Максима: Так ли то было, как Медоварцов на тебя сказывает? Ответ. Максим отвечал: Мне, господине, то велел заглидити Варлам митрополит, да Семион, владыка суздальской, да Досифей, владыка крутицкой, да князь Васьян княж Иванов сын Юрьевича. А коли мне приказывали так чинити, тогда быль тут Михайло Медоварцов. И Михаил отвечал: Аз, господине, того ничего не слыхал от Варлама митрополита и от Семиона, и от Дософея. А велел, господине, мне слушати во всем и заглаживати Максима Грека князь Васьян старец, как Максим велит. И аз, господине по их велению так и чинил, а блюлся есми, господине, преслушать князя Васьяна старца, потому что он был, великой временной человек у великого князя ближний, и яз так и государя не блюлся, как его блюлся и слушал. Митрополит на том же соборе спросил Досифея, владыки Крутицкого, Варлама митрополита и владыка Семиона суздальский, и вы приказывали есте Максиму книги наши здешние заглаживати о вере Господа нашего Иисуса Христа, и о пресвятой Троице, и о Святем духе и о пречистой Богородицы и о святых апостолах, и о всех святых? И владыка Досифей реке: Аз, господине, с Варламом митрополитом и Семионом владыкою сузадальским в том совете не бывал, ни со князем Васьяном старцом, ни приказывал есми того никому, ни Максиму, ни Васьяну, ныне то и слышу. И Максим говорил: Господине, душа ваша подимет! Вопрос. Митрополит велел спросить князя Васьяна старца: Кто тебе велел заглаживати с Максимом троицке вечерни и великий отпуст? Ответ. Васьян отвечал: Велел нам то загладит Варлам митрополит, да Досифей, владыка Крутицкой, и мы, господине, по их слову и велели Михаилу Медоварцову заглаживати. Митрополит спросил у Досифея владыки: Васьян старец, князь Иванов сын Юрьевича, говорила нам так: Варлам деи митрополит нам с Максимом, да Досифей, владыка Крутицкой, велел загладити отпуст троецкие вечерни.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/prenie-d...

19 марта 1542 г. Д. участвовал в поставлении свт. Макария, архиеп. Новгородского, в митрополита Всероссийского (ПСРЛ. Т. 13. С. 142). (Как викарный архиерей Д., пребывая в Москве, мог участвовать в архиерейской хиротонии свт. Макария в 1526.) Последний по времени известный документ, связанный с Д.,- отпускная грамота, к-рую архиерей дал 29 дек. 1543 г. свящ. Косме, «Фотееву сыну», с правом перехода в др. епархию ( Антонов А. В., Маштафаров А. В. Об архиве Суздальского Покровского девичьего мон-ря XV - нач. XVII в.//РД. 2004. Вып. 10. С. 280). О вкладах Д. в храмы и мон-ри прямых сведений нет. Возможно, вкладом архиерея в Троице-Сергиев мон-рь является крюковой Стихирарь нач. XVI в. из собрания Троице-Сергиевой лавры с записью: «Сия книга, глаголемая Стихираль, владыки Дософея Сарьскаго и Подоньскаго» ( Арсений, иером., Иларий, иером. Описание славянских рукописей Б-ки ТСЛ. М., 1879. Ч. 2. С. 137). Во вкладной книге Троице-Сергиева мон-ря отмечены вклады рода Забелиных, датируемые 1533, 1537 и 1564 гг. (ВКТСМ. С. 67); возможно, это были родственники архиерея. Д. был погребен на Крутицах в крипте под храмом Воскресения Христова, в приделе Николая Чудотворца, как гласила об этом надпись на его несохранившейся надгробной плите ( [Леонид (Кавелин), иером.] Церковно-историческое исследование о древней области вятичей//ЧОИДР. 1862. Кн. 2. Отд. 1. С. 68; Ратшин А. Полн. собр. ист. сведений о всех бывших в древности и ныне существующих мон-рях и примечательных церквах в России. М., 1852. С. 267). Изображения Д. имеются в миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в., в частности в Шумиловском томе, Царственной книге (РНБ, ГИМ, см.: Лицевой летописный свод XVI в.: Методика опис. и изуч. разрозненного летописного комплекса. М., 2003. С. 169). Ист.: АИ. Т. 1. С. 201, 530. 290; ПСРЛ. Т. 8; Т. 13; Т. 30. С. 142; Т. 43 (по указ.); Дружинин В. Г. Несколько неизвестных лит. памятников из сб. XVI в.//ЛЗАК за 1908 г. СПб., 1909. Вып. 21. С. 66-67; Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 286-287 [Судный список Вассиана (Патрикеева)]; Судные списки Максима Грека и Исаака Собаки/Изд. подгот.: Н. Н. Покровский. М., 1971. С. 90, 106-114.

http://pravenc.ru/text/180333.html

И Васьян отвечал: Варлаам меня Митрополит на то понудил со священным Собором, а был на том соборе Васьян, Архиепископ Ростовской, и Семион Суздальский, Дософей, Епископ Крутицкий. А Митрополит вопросил Дософея, Владыку Крутицкого: Преосвященному Варламу Митрополиту, и Архиепископам, и Епископам, и тебе, Дософею, Епископу Сарскому и Подонскому, и всему священному Собору, бывал ли совет о разрушении Божественных правил и заповедей святых Апостол и святых Вселенских Собор, Поместных и особь сущих, Святых Отец правил древнее изложение и устав отложить, а новое сотворить не приличное, что от века не бывало, еще же и возбранено зело, и кому есть велели так причинить, или Васьяну старцу? И Владыко Досифей Митрополиту Даниле и священному Собору сказал: Я, Господин, на том Соборе не бывал, но и не слыхал его, и Митрополит Варлам того старцу Васьяну не приказывал; как Васьян святые правила Апостольские и Отеческие разрушил, а новые свои правила написал тому 14 лет. А как, Господин, Васьян, Архиепископ Ростовской, и Семион, Владыко Суздальский, преставились, до туда за два годы, а тому, Господине, 16 лет, и тот, Господин, Васьян на меня возвел ложь: я тому всему неповинен, а перебивает, Господин, что хочет, и на нас, Господине, такие вины возлагает, и мы ему не советники ни в чем же; а советники у него свои; Максим Грек , Михайло Медоварцев, старец Селиван, Васьян, старец Митрополичь, и иные.– И Васьян молвил: Ино, Господин, волен Бог , да ты.– И Митрополит Васьяну рече: Писано есть во Святых Писаниях и в Божественных правилах, яко в некая времена бываше, скудости ради, неких сущих несвященных понуждали на церковное служение некое, премудрых и блаженных святых мужей, а не стропотных и развращенных, яко же ты стропотная и развращенная глаголешь, и учишь, и пишешь. И Васьан рече: Что мое, Господине, стропотство и развращение?– И Митрополит ему молвил: Развратил еси на свой разум святую великую книгу правильную Святых Апостол и Святых Отец, на нее же никто ж не смел тако дерзнуть или помыслить а ты во своих сотворениях свое написал и развращенно так: есть во святых правилах супротивное Евангелию и Апостолу, и Святых Отец жительству.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В это же самое время, если обратимся к биографии До- —175— сифея Топоркова, – «братанича» препод. Иосифа Волоцкого , – то сохранившиеся черты его жизни и деятельности не да­дут такого благодарного материала, каким располагает его противник. Прежде всего мы не можем не считаться с фактом позднего его литературного выступления, которое (предполагается) могло бы создать ему известность и тем самым привлечь на него взоры Архиепископа Макария. Оно произошло уже после 1546 года 901 , когда Макарий перешел в Москву, и работа по исправлению Патерика была уже за­кончена. Правда, Досифей Топорков в области книжного дела был тоже своего рода знаменитостью. Сохранившиеся при­писки к некоторым рукописям библиотеки Волоколам­ского монастыря не только эту деятельность представляют достаточно разнообразной: Так, одни из приписок говорят нам, что иногда он сам лично занимался перепискою книг. В ркп. 246 (по нынешней описи), хранящейся в Москов. Епарх. Библиотеке – «Стихиры на весь год и Ирмологий», XVI в., 40, 476 л., на об. 1 л. имеется надпись: «стихираль полной Досифея Топоркова»; а на 405 л. внизу – другая: «книга глаголемая Ермолой, а писал сию многогрешны инок Досифей по благословению отца игумена Иосифа» 902 . По опи­си 1545 г. л. 51 значится Ермолой в полдесть, Дософеево писмо Вощечниково (– в прозвании, вероятно, ошибка 903 ). – По Описи кни­гам Степенных монастырей, среди книг Волоколамского Иоси­фова монастыря 904 , значится: – «Псалтырь, писмо инока Досифея, Иоси­фова братанича». – В других случаях эти книги изготовлялись по заказу: – По Описи 1545 г. л. 34 указана Псалтирь в полдесть, —176— Дософеевская Топоркова, писмо Венедиктово 905 · Вообще же с име­нем Досифея Топоркова среди книг Волоколамского монастыря (по древним Описям) существовало еще несколько рукописей: – По Описи 1545 г. (л. 35 о.) числятся: Псалтирь в четверть, кажут Дософея Топоркова: л. 40 Лествица, в полдесть Дософеевская, и писана с Святогорской; по описи 1591 г. л. 208 об. – Ермолой пол­ной с стихиларем Досифея Топоркова, Иосифова братанича; Мо­сковской Епархиальной библиотеки 172 Псалтирь с восследова­нием XV – XVI вв., 4 д., на об. 571 л, коей подпись: Псалтиря Досифея Топоркова 906 . У Строева в Описании рукописей Царского (Москва 1848 г.) есть Сборник 435, в средине которого (на л. 29–35) находится сочинение без начала богословского содержа­ния, писанное полууставом начала XVI в. На конце его приписка такого сорта: «Досифей старец Иосифов отдал есми в Савватьев монастырь, по родителех своих две книги Бытейския в десть» 907 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1539 г. произошла смена Предстоятелей Русской Церкви. В связи с этим 6 февраля епископ Досифей участвовал в наречении игумена Троице-Сергиева монастыря Иоасафа (1529–1539) в митрополита, что проходило в приделе Похвалы Богородицы в Успенском соборе, а затем в его интронизации в воскресенье 9 февраля в Успенском соборе. Митрополит Иоасаф (Скрипицын; † 1555; пам. 27 июля) был поставлен на место сосланного в Иосифов монастырь митрополита Даниила († 1547) 915 . В год интронизации святителя Иоасафа в Оковецкой волости около Ржева было явление чудотворной иконы Богоматери Одигитрии, о чём доложено было главе Церкви. «И пособорова о том Митрополит со двема владыкома: с Коломнским и с Крутицким и с тремя архимандриты: из Ярославля от Спаса с Ионою и из Симонова с Филофеем и с Спасским и Новаго (Феодосием)» 916 . Затем икона была принесена для поклонения в Москву, на месте —286— её встречи позднее был построен храм, куда 29 ноября совершался крестный ход 917 . Во вкладной книге Троице-Сергиева монастыря отмечены вклады рода Забелиных, датируемые 1533, 1537 и 1564 годами 918 . Возможно, это были родственники Крутицкого иерарха, что же касается вкладов самого владыки, то они вполне могли быть, но сведений о них нет. Подтверждение этому можно найти в крюковом Стихираре начала XVI в. из собрания рукописей Троице-Сергиевой лавры, в котором имеется следующая запись: «Сия книга глаголемая Стихираль владыки Дософея Сарьскаго и Подоньскаго» 919 . Первосвятительство митрополита Иоасафа продолжалось недолго, и 19 марта 1542 г. епископ Досифей был на поставлении Макария, архиепископа Новгородского, в митрополита Всероссийского, вместо митрополита Иоасафа, сосланного в заточение в Кириллов Белоозерский монастырь 920 . Как викарный архиерей, пребывающий в стольном граде Москве, он мог ранее участвовать в архиерейской хиротонии Новгородского архиепископа Макария в 1526 г. 921 Первым иерархом, поставленным святителем Макарием, был Новгородский архиепископ Феодосий. Его хиротония была совершена 18 июля 1542 г., в ней, несомненно, участвовал и епископ Досифей. Последнее известное деяние воспоминаемого нами иерарха – это отпускная грамота от 29 декабря 1543 г., которую епископ Досифей дал священнику Косьме, «Фотееву сыну», с правом перехода в другую епархию 922 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

но и совершенно ясно свидетельствуют о высоком авто­ритете его в данной специальности. Досифей настолько вы­делялся среди современных ему начетчиков и вообще книжных деятелей, что его книги применялись в ка­честве оригиналов для копирования другими. Так, в Описи 1545 г. той же Волоколамской библиотеки мы встречаемся с таким техническим термином, кань «перевод». Л. 45 «Бытья в десть, новый перевод, Дософея Топоркова, да дру­гая книга в полдесть, его же перевода; л. 55 об. да Бытья в десть Дософеева переводу» 908 По объяснению же К. И. Невоструева 909 , «слово «перевод» здесь означает оригинал, с которого списы­вается или переводится писмо на другой экземпляр или копию». Но все эти данные в применении к разбираемому слу­чаю лишены всякой ценности. Мы, оказывается, решительно —177— не имеем никакой возможности установить связь Досифея Топоркова с Новгородом ни со стороны его литературно-книжных занятий, ни вообще по обстоятельствам его жизни. В своем «Сказании о русских пустынножителях» Досиф­ей заявляет, что (удалившись из Иосифовой обители) 910 он жил в Пафнутьевом и в других монастырях 911 . Какие именно здесь нужно разуметь монастыри, – это объяснить довольно затруднительно, за отсутствием об этом положительных сведений; одно только можно сказать, что менее всего под собою почвы имеют монастыри Новгород­ские. Так, из «Прения Данила, митрополита Московского и всея Руси, с старцем Васьяном» 912 выясняется, что Досифей некоторое время прожил в Симоновом монастыре 913 . Ставя в связь время этого пребывания в Симонове с делом Вассиана 914 , естественно склоняемся к мысли, что больше оснований за собою имеет конец двадцатых го­дов XVI века. (Синайский Патерик, заметим, исправлялся в 1528–9 годах). Именно, Д. не мог прийти туда по­сле 1531 года (год суда над Вассианом), ибо тогда Вассиана в Симонове уже не было, а из «Прения» видно, что Д. жил там одно время вместе с Вассианом 915 . С —178— другой стороны, ведь и не накануне, так сказать, удаления Вассиана из Симонова Досифей явился туда. В короткий срок своего пребывания в Симонове он едва ли бы при­обрел возможность сойтись довольно близко с Вассианом 916 , человеком, в высшей степени враждебно настро­енным как лично к самому Иосифу Волоцкому 917 , так и в отношении к монахам его монастыря 918 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002