Сведения об О. С. сохранились в многочисленных источниках (их обзор см.: Bagge. 2010; Джаксон. 2012. С. 229-236). Древнейшими являются стихи, созданные скальдами Сигватом Тордарсоном († 1045), Тораринном Славословом (1-я пол. XI в.) и др. (см.: Goeres. 2015). Считается, что вскоре после смерти О. С. было написано несохранившееся сказание о перенесении его мощей в Нидарос (ныне Тронхейм) (Translatio sancti Olavi). Предположительно в сер. XII в. была осуществлена запись чудес, совершённых по молитве к О. С., его Жития и нек-рых проповедей (вошли в Древненорвежскую книгу проповедей (Gamal norsk homiliebok; ок. 1200)). Важнейший агиографический текст на лат. языке - «Страсти блаженного Олава, короля и мученика» (BHL, N 6322-6323) - известен в 3 основных редакциях (изд.: Jirou š kov á . 2014. Bd. 2. S. 13-173). Старейшая краткая редакция была составлена, вероятно, в 50-х гг. XII в. католич. св. Эйстейном Эрлендссоном (архиепископ Нидароса в 1157-1188). О деятельности О. С. повествуется в анонимной «Истории Норвегии» (Historia Norwegiæ; ок. 1170) и в «Истории о древних норвежских королях» (Historia de antiquitate regum Norwagiensium; 1177-1180) мон. Теодорика, а также в составленном на норвеж. языке «Обзоре саг о норвежских конунгах» (Ágrip af Nóregs konungasögum; ок. 1190) и в исл. сагах. Ок. 1200 г. была записана «Древнейшая сага об Олаве Святом» (Óláfs saga helga in elzta), сохранившаяся не полностью; после 1210 г.- «Легендарная сага об Олаве Святом» (Helgisaga Óláfs konungs Haraldssonar) и «Жизнеописание Олава Святого» Стюрмира Карасона (сохр. фрагментарно). К 20-30-м гг. XIII в. относится жизнеописание О. С. в своде саг «Красивая кожа» (Fagrskinna). Автором «Отдельной саги об Олаве Святом» (Óláfs saga helga in sérstaka) обычно считается Снорри Стурлусон, который составил и сагу об О. С. в своде «Круг земной» (Heimskringla; ок. 1230). Все эти произведения опирались на поэзию скальдов, устную традицию, а также на несохранившиеся сочинения исландцев Сэмунда Мудрого Сигфуссона и Ари Торгильссона (1-я пол. XII в.); они тесно переплетались как между собой, так и с обширной житийной литературой . Сведения сканд. саг о ключевых моментах жизни и деятельности О. С. дополняет и верифицирует информация из хроник «Деяния епископов гамбургской церкви» (Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum; 70-е гг. XI в.) нем. хрониста Адама Бременского и «Хроники» (Chronicon ex chronicis; 1-я пол. XII в.) Иоанна Вустерского и др. Жизнь

http://pravenc.ru/text/2578275.html

Опираясь на сообщения о знамениях у места захоронения О. С. (сияние, звуки колокольного звона), еп. Гримкель получил от Свейна, сына и наместника Кнуда Великого, разрешение на эксгумацию тела. Останки О. С. были перенесены в Нидарос и погребены у ц. св. Климента (3 авг. 1031). О святости и о чудесах О. С., а также о паломничестве к его гробнице сообщали Сигват Тордарсон в «Поминальной драпе об Олаве Святом» (Erfidrápa Óláfs helga) и Торарин Славослов в «Песни о тиши на море» (Glælognskvia) (30-е гг. XI в.). Вскоре почитание О. С. укрепилось благодаря нетленности его останков и многочисленным чудесам (гл. обр. исцелениям); еп. Гримкель установил гроб короля на алтаре церкви. Большую роль в распространении почитания О. С. сыграли возвращение власти в Норвегии его сыну - Магнусу I Доброму (1035-1047), к-рого после смерти Кнуда Великого пригласили на правление норвеж. лендерманны, и последующее правление сводного брата О. С.- Харальда III Сурового (1046-1066). Кор. Магнус I Добрый построил в Нидаросе ц. О. С. и велел поместить в ней мощи отца; впосл. святыня была перенесена в ц. Пресв. Девы Марии, при кор. Олаве III Тихом (1067-1093) - в построенный этим королем каменный собор Св. Троицы. Вероятно, почитание О. С. было одной из причин возведения еп-ства Нидарос в статус архиеп-ства (1152/53). Считается, что для празднования этого события скальд Эйнар Скуласон составил стихотворный панегирик святому (Geisl). С сер. XII в. по 1-ю пол. XIV в. продолжалось строительство нового кафедрального собора в Нидаросе. Предположительно при архиеп. Эйстейне Эрлендссоне была возведена капелла-октагон, пристроенная с вост. стороны к алтарной части собора; в капелле хранилась покрытая серебром рака с мощами святого. Мощи О. С., к к-рым приходили на поклонение многочисленные паломники, считались главной норвеж. святыней. Начиная со 2-й пол. XII в. О. С. почитался не только как св. покровитель, но и как «вечный король» Норвегии (rex perpetuus Norvegiae). Нидарос оставался центром почитания О. С. до Реформации в Норвегии (1536-1537), когда католич. архиеп. Олав Энгельбректссон (1523-1537) покинул страну и собор перешел к протестантам. Ценности, в т. ч. рака О. С., были вывезены в Данию и уничтожены; мощи святого остались в Норвегии и в 1568 г. по распоряжению королевской комиссии были скрыты в безымянной могиле в нидаросском соборе, чтобы т. о. прекратилось их почитание ( Ekroll. 2007). В 1684 г. для Королевского музея в Копенгагене был приобретен реликварий с частью мощей (малой берцовой костью) святого; с 1862 г. реликвия хранится в католич. ц. О. С. (ныне католич. кафедральный собор) в Осло. Проведенное в 2012 г. исследование подтвердило, что кость могла принадлежать О. С. В Стокгольме хранятся шлем и шпоры (XV в.), к-рые якобы принадлежали норвеж. королю и были вывезены в 1564 г. из Тронхейма; до 1866 г. они находились в лютеран. ц. св. Николая (Стурчюрка), впосл.- в Гос. историческом музее.

http://pravenc.ru/text/2578275.html

Самая ранняя редакция «Страстей и чудес блаженного Олава» («Passio et Miracula Beati Olavi»), скорее всего, включала в себя краткую редакцию жития и краткую редакцию (состоящую из десяти «базовых») чудес. Число чудес постепенно увеличивалось, и, примерно, к 1180 г. Эйстейн Эрлендссон (нидаросский архиепископ в 1161–1188 гг.) довел их число до сорока десяти. В настоящее время известно девять рукописей, включающих в себя житие и собрание чудес св. Олава, причем, каждая рукопись уникальна по составу. И житие, и собрание чудес известны как в краткой, так и в пространной редакциях. Чудеса Олава, общие для краткой (ранней) и пространной (поздней, включающей примерно на тридцать чудес больше) редакций, совпадают также с чудесами в «Древненорвежской книге проповедей» (здесь отразилась краткая редакция собрания чудес) и в «Легендарной саге об Олаве Святом». Среди них – два «русских» чуда (см.: и Интересующие нас фрагменты в обеих редакциях жития практически совпадают. Речь в них идет о бегстве Олава Харальдссона на Русь (IV.3.1) и о том, как его принял Ярослав Мудрый Чудеса Олава, во избежание повторов, приводятся в разделе Издание: Passio et Miracula Beati Olaui/Edited from a twelfth-century manuscript in the library of Corpus Christi College, Oxford. With an introduction and notes by F. Metkalfe. Oxford, 1881. Литература: Ellehøj 1965; Holtsmark 1937. S. 121–133; Simek, Hermann Pálsson 1987. S. 1; Джаксон 1994в. С. 126; Phelpstead 2001; Mortensen 2006. IV.3.1 [Олав был прекрасным правителем и христианином, но ему часто приходилось претерпевать зло.] Будучи не в состоянии противостоять множеству [врагов], он ушел в Русцию, считая разумным уступить на время, пока Господь не соблаговолит назначить подходящий срок для исполнения его воли и цели 227 . (Перевод А. В. Подосинова по Passio. 71) И вот, достославнейший мученик Христа прибыл в Русцию и был со славой принят Ярцеллавом, великим королем этой страны, и жил там в большом почете так долго, сколько сам пожелал. Пробыв там немалое время, он оставил [местным] жителям образец достойной жизни и замечательный памятник своей набожности, милости, добродетели и терпения. Наконец, его, опаленного огнем преследований и изгнания, [провидение] сочло подходящим для свершения гораздо больших подвигов, и, вдохновляемый божественным внушением, он двинулся через земли Свеции в собственные [пределы] 228 . (Перевод А. В. Подосинова по Passio. 71–72) IV.4. «Древненорвежская книга проповедей» «Древненорвежская книга проповедей» – древнейшая, из сохранившихся книг на норвежском языке. Рукопись была создана ок. 1200 г. в Бергене, но некоторые проповеди существовали в записи уже к 1150 г. Книга включает в себя, собственно, проповеди, т. е. толкования Евангелий, а также полный перевод «De virtutibus et vitiis» Алкуина (VIII в.), и ряд других сочинений. Здесь также содержатся пространная версия жития и краткая редакция собрания чудес св. Олава (cp. IV.3).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Археологические раскопки мон-ря регулярных каноников Скридуклаустур. Кон. XV в. Фотография. Нач. XXI в. С образованием в 1152 или в 1153 г. церковной провинции с центром в Нидаросе (ныне Тронхейм, Норвегия) И. перешла в юрисдикцию норвеж. архиепископов (до Реформации в XVI в.). При архиеп. Эйстейне Эрлендссоне (1161-1188), поборнике григорианской реформы и принципов «свободы Церкви» (libertas Ecclesiae), высшая церковная власть впервые стала проявлять интерес к положению дел в И. К этому времени относится первая в исл. истории и не увенчавшаяся тогда успехом попытка поставить церковную собственность и назначение священников под контроль епископов. Действуя по поручению архиепископа, Торлак Торхалльссон, еп. Скаульхольта (1178-1193), смог добиться формального признания своих прав на мн. церкви в Восточной четверти. При этом прежние владельцы церквей продолжали распоряжаться ими, но уже на новых основаниях, более соответствовавших каноническим нормам григорианской реформы. Поменялся ли в результате порядок назначения духовенства в И., неизвестно. Однако вскоре еп. Торлак столкнулся с могущественным годи Йоном Лофтссоном, который вынудил епископа освятить построенную им церковь, сохранив за собой все права на храм. По примеру Йона Лофтссона др. исл. землевладельцы стали категорически отказывать епископу в его требованиях, и он счел за лучшее отступить (ÍF. 2002. T. 16. P. 164-168). Примерно в это же время норвежские архиепископы принимают ряд мер, направленных на обособление клириков от мирян. В 70-х гг. XII в. было издано неск. распоряжений, согласно к-рым никому из клириков, начиная с самых низших степеней, не разрешалось участвовать в судебных процессах в роли обвинителя и носить оружие, а совершившие убийство навсегда запрещались в служении (Diplomatarium Islandicum. Kaupmannahöfn, 1857. T. 1. P. 222, 263). В 1190 г. последовал запрет рукополагать людей, имеющих титул годи (Ibid. P. 288-289). И хотя примеры совмещения низших степеней клира с мирской властью встречались и в XIII в., о годи-священниках в источниках более не упоминается.

http://pravenc.ru/text/674979.html

Оно представляло собой отдельный от земского законодательства свод норм, выработанный и принятый без участия королевской власти, но с учетом принципов Тёнсбергского конкордата. В основу нового церковного законодательства была положена редакция церковного права «Золотое перо» архиеп. Эйстейна Эрлендссона. Но Магнус VI скончался 8 мая 1280 г., еще до начала работы обоих съездов. Регентский совет при малолетнем короле включил новые положения о церковной юрисдикции, во многом расходившиеся с положениями Тёнсбергского конкордата, в состав земского законодательства. Архиеп. Йон выдвинул условием проведения коронации Эйрика II (1280-1299) принесение новым монархом коронационной присяги, в к-рой король брал на себя обязательства отменить нововведения, наносившие урон Церкви, и придерживаться договоренностей, достигнутых Церковью с его отцом, согласившись на уступки. Но Регентский совет сразу после коронации еще больше сузил церковные свободы и привилегии. В результате вспыхнул конфликт, в котором обе стороны апеллировали к папе Римскому. Последняя попытка примирения была предпринята летом 1281 г., когда архиеп. Йон II в обмен на соблюдение Регентским советом церковных свобод согласился обвенчать в Бергене кор. Эйрика II с дочерью кор. Шотландии Александра III Маргаритой и короновать ее как норвеж. королеву. После совершения обоих актов архиепископу было отказано в его требованиях и канцлер Бьярни Эрлингссон объявил о ликвидации архиепископской монетной регалии. Это привело к добровольному изгнанию архиеп. Йона II в Швецию вместе с еп. Осло Андресом и еп. Хамарским Торфинном. В Н. под лозунгом возвращения к «старому христианскому праву» было запрещено действие всех постановлений, принятых архиеп. Йоном II, а «новое христианское право» фактически запрещалось. После смерти архиеп. Йона II в швед. Скаре (21 дек. 1282) против Регентского совета продолжали бороться епископы Андрес и Торфинн, отправившиеся в Рим и получившие папскую буллу, к-рая гарантировала Церкви все ее имущественные права.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Сигурда Крестоносца. После смерти архиеп. Йона I паллий получил капеллан кор. Инги I Эйстейн Эрлендссон (1157-1188), который, вернувшись в Н. после рукоположения папой, стал на сторону Эрлинга. Церковь видела в нем союзника в достижении своих целей. В лице архиеп. Эйстейна Церковь обрела активного борца за свои свободы. Ярл также вступил в союз с дат. кор. Вальдемаром I Великим (1157-1182), пообещав передать Дании Юго-Восточную Н. в обмен на военную поддержку, которая была оказана. В решающем сражении в Румсдале победу одержал флот Эрлинга (1162), Хакон Широкоплечий пал в бою, а Нидарос сдался победителю. Для Церкви Магнус, рожденный в законном церковном браке, был приемлемым и законным кандидатом, хотя и не являлся сыном короля, как этого требовала традиция. Ярл Эрлинг сделал ставку на союз с Церковью, добиваясь с ее помощью легитимации власти своего сына как законного короля Н. Осенью 1163 или 1164 г. Магнус V Эрлингссон (1164-1184) коронован архиеп. Эйстейном: это был 1-й документально подтвержденный акт церковного коронования монарха в Скандинавских странах. На Гос. собрании при представителях всех сословий норвеж. общества новый король принес присягу, в к-рой содержалось обещание хранить верность Римской Церкви. Др. основой союза стало обещание светских властей не вмешиваться во внутреннюю жизнь Церкви, к-рая должна была решать доктринальные вопросы на основе мнения собственных авторитетов и канонического права. Влияние Церкви проявилось в создании нового закона «О престолонаследии», в к-ром проводились принципы единодержавия, наследования трона по муж. линии в соответствии с первородством и необходимости рождения наследника в освященном Церковью браке. В случае династического кризиса выбор короля осуществлялся с согласия архиепископа Нидаросского на Гос. собрании, к к-рому переходила отнятая у местных тингов законодательная функция. В обмен на оказанную поддержку Церковь получала привилегию, согласно которой короли не могли более вмешиваться в инвеституру епископов.

http://pravenc.ru/text/2577957.html