Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГИНКМАР Гинкмар [лат. Hincmarus; франц. Hincmar; нем. Hinkmar] (ок. 806, Сев. Галлия - 21 или 23.12.882, Эперне, близ Реймса), архиеп. Реймсский, канонист, богослов, церковный и политический деятель Франкской империи. Происходил из знатного франк. рода, с детства был предназначен к духовной карьере, воспитывался в мон-ре Сен-Дени под Парижем, его наставником был Гилдуин (с 815 настоятель Сен-Дени), ученик Алкуина и первый переводчик на лат. язык сб. «Ареопагитики» . В 822 г. вместе с Гилдуином Г. прибыл ко двору имп. Людовика Благочестивого , но в 830 г., после удаления наставника от двора, Г. также покинул придворную капеллу. В 834 г. Г. вернулся, стал советником императора. В 845 г. по указанию западнофранк. кор. Карла II Лысого Г. поставлен архиепископом Реймсским и примасом франк. Церкви вместо низложенного в 835 г. архиеп. Эбона , к-рый продолжил борьбу за Реймсскую кафедру и в 840-841 гг. на короткий срок добился от папы Римского восстановления в сане. Став архиепископом, Г. стремился поправить имущественное положение архиеп-ства, ухудшившееся в период вакации и борьбы за кафедру. Ему удалось подчинить своему влиянию поставленный Эбоном клир (по нормам церковного права из-за низложения Эбона проведенные им рукоположения являлись недействительными). Несмотря на возражения Римского престола, Г. как примас Галлии короновал Карла Лысого. При Г. было закончено строительство кафедрального собора в Реймсе. Он провел реорганизацию архиеп-ства, что впосл. стало причиной для обвинений Г. со стороны имп. Лотаря I в превышении полномочий; однако на Соборе в Суасоне в 853 г. действия Г. были одобрены, в 855 г. это подтвердил папа Бенедикт III . С 852 г. Г. издал ряд постановлений, направленных на укрепление власти архиепископа в провинции и упорядочение местного церковного законодательства (Capitula episcoporum 856, 874, 877 гг.]// Mansi. T. 15. Col. 475-499; PL. 125. Col. 74-804). Проводил политику укрепления церковной дисциплины, искоренения симонии, активно использовал местные Соборы западнофранк. духовенства для проведения реформ. На Соборах Г. приобрел ведущее положение, чему способствовала его активная позиция в споре о предопределении с Готшальком из Орбе. В 858 г. ему удалось объединить западнофранк. прелатов и добиться осуждения захватнической политики Людовика II Немецкого (843-876).

http://pravenc.ru/text/165017.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНСГАР [Анскарий, Ансгарий; лат. Ansgar, Anskarius, Ansgarius] (8.09.801, ок. Амьена, Пикардия - 3.02.865, Бремен), св. (пам. зап. 3 и 4 февр.), архиеп. Гамбургский и Бременский, миссионер и церковный деятель. Получил образование и принял монашество в мон-ре Корби , затем преподавал в школе мон-ря Новый Корвей . По поручению франк. имп. Людовика Благочестивого и папы Пасхалия I А. совершил миссионерские поездки в Скандинавию. Сначала он посетил Данию (827-828), к-рая рассматривалась миссионерами как плацдарм для христианизации язычников европ. Севера, жил там при дворе кор. Харальда, уже принявшего христианство (в Майнце, 826), и основал христ. миссию. Затем, испросив разрешение у франк. императора, А. направился в Швецию (829-830), где также основал христ. миссию в г. Бирка, одном из крупнейших торговых центров Севера. В 831 г. А., вызванный имп. Людовиком в Германию, был рукоположен и занял кафедру Гамбургского архиеп-ства (831-858), созданного специально для миссионерской деятельности. Тогда же А. отправился в Рим, где папа Григорий IV назначил его (вместе с архиеп. Эбоном Реймсским ) своим легатом в сканд. странах. Впосл. А. возглавлял объединенное Гамбургское и Бременское архиеп-ство (858-865). В 852 или 853 г. А. снова поехал в Швецию, посетил Бирку, где обнаружил провал своей первой миссии и торжество язычества (как было и в Дании). Успехи второго визита А. в Швецию также были непрочными. Массовая и устойчивая христианизация Севера началась только с образованием там объединенных гос-в, при активной поддержке королевской власти. Тем не менее А. нередко называют «апостолом Севера» - скорее всего потому, что о его миссиях известно более, чем о к.-л. других вплоть до 2-й пол. XI в. Памятником его подвижничества стало «Житие Ансгария» (Vita sancti Anskarii), написанное его учеником, спутником и преемником архиеп. Римбертом († 888). Ист.: Vita Anskarii auctore Rimberto//MGH. Script. Rer. Germ. Lpz., 19253. T. 2. P. 683-725; Ansgaris levnad/Översätt av G. Rudberg. Stockholm, 1965; Quellen des 9. und 11. Jh. zur Geschichte der hamburgischen Kirche und des Reiches. Darmstadt, 19902; Ansgar und Rimbert: Die beiden ersten Erzbischöfe von Hamburg-Bremen und Nordalbingen//Die frühmittelalterlichen Lebensbeschreibungen in deutscher Übersetzung/Hrsg. v. H. Rieper. Hamburg, 1995. S. 26-95; Житие Святого Ансгария, написанное Римбертом и еще одним учеником Ансгария/Пер. с лат., предисл. и примеч. В. В. Рыбакова//Из ранней истории шведского народа и государства: первые описания и законы. М., 1999. С. 21-55.

http://pravenc.ru/text/115678.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОНАТИАН [лат. Donatianus; нидерланд. Donaas] (кон. IV в.), свт. (пам. зап. 14 окт.), еп. г. Ремы (совр. Реймс, Франция). Почитается как покровитель города и еп-ства Брюгге (Бельгия). Сведения о жизни Д. не сохранились. Историк Флодоард Реймсский (894-966) в соч. «История Ремской Церкви» сообщал, что Д. был 7-м епископом г. Ремы. В поздних мартирологах и бревиариях (Реймсский бревиарий, 1630, и Галльский Мартиролог А. дю Соссея, 1637) изложены сведения о Д., достоверность к-рых сомнительна. Д. род. в Риме, впосл. был послан в Галлию и стал преемником епископа Рем свт. Матерниана, занимал кафедру в 360-390 гг. По одним сведениям, мощи святителя были перенесены свт. Ремигием в ц. св. Никазия, по другим - покоились в ц. св. Агриколы. Архиеп. Эбон (816-835, 840-841) передал мощи наместнику Фландрии Балдуину, к-рый перенес святыню в мон-рь Турхольт (Торхаут, совр. Бельгия), затем в построенную им крепость Брюгге, где мощи были положены в часовне Пресв. Богородицы и Д. Нек-рые исследователи связывали перенесение мощей Д. во Фландрию с дарением различных святынь архиеп. Эбоном свт. Ансгару (ActaSS. Oct. T. 6. Col. 493). Гр. Фландрии Арнульф I (918-965) превратил часовню в коллегиальную церковь, основав при ней капитул из 12 секулярных каноников. Он также направил Реймсскому архиеп. Гугону (925-931, 940-946) послание с просьбой прислать Житие Д. В ответном послании архиепископ сообщал, что нашел лишь краткий рассказ о святителе, составленный Ратгером, еп. Льежа, затем Вероны. По просьбе архиеп. Гервасия (1055-1067) гр. Фландрии Балдуин V (1037-1067) выслал в Реймс сведения о чудесах Д., на основании к-рых архиепископ составил проповедь о святителе. В Брюгге были составлены также 6 описаний чудес от мощей Д. В 1096 г. мощи святителя переложены в новую раку и установлено празднование 6 янв., впосл. перенесенное на 30 авг. После основания в Брюгге епископской кафедры (1559) ц. Д. стала кафедральным собором. В 1565 г. еп. Петр Курций поместил мощи святителя в серебряную раку, в к-рой они почивали до разрушения собора в 1799 г., во время революционных войн во Франции. Мощи Д. были спасены и в 1834 г. помещены в ц. Спасителя, к-рая ныне является кафедральным собором.

http://pravenc.ru/text/178925.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ IV Григорий IV, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Saachi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий IV, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Saachi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) († 25.01.844, Рим), папа Римский (с сент. или окт. 827). Род. в Риме. Происходил из знатной семьи, был монахом в мон-ре Фоссанова близ г. Террачина. В 797 г. папой Римским Львом III возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Марка; по др. данным (согласно Liber Pontificalis ), стал кардиналом при папе Пасхалии I (817-824). После смерти папы Римского Валентина (сент. 827) избран на Папский престол, однако интронизация Г. и его рукоположение во епископа (29 марта 828) состоялись после утверждения его кандидатуры имп. Людовиком Благочестивым . Понтификат Г. совпал с новым всплеском иконоборчества в Византии при имп. Феофиле (829-842). Препятствуя распространению иконоборчества на Западе, Г. распорядился украшать рим. церкви священными изображениями, из к-рых сохранилась сделанная по указу папы мозаика в ц. св. Марка. В Liber Pontificalis описываются многочисленные драгоценные завесы с изображениями евангельских сюжетов, к-рые Г. пожертвовал в нек-рые храмы и мон-ри. При Г. в соборе св. Петра в Риме была сооружена богато украшенная часовня с мозаичным полом, в нее были перенесены мощи папы св. Григория I Великого . Г. участвовал в разрешении конфликта между Людовиком Благочестивым и его сыновьями. В 831 г. Людовик пересмотрел условия принятого в 817 г. «Ordinatio imperii», чтобы ввести в долю наследства сына от 2-го брака Карла (буд. кор. зап. франков и имп. Карл Лысый). Еще в 829 г. последний получил от отца герц-ство Швабия, а в 831 г. ему был выделен удел, состоявший из Алеманнии, Эльзаса, Реции и части Бургундии. Это ущемляло интересы не только старшего сына Лотаря (к тому времени соправителя императора), но также и его братьев - Людовика Немецкого и Пипина Аквитанского. В 833 г. скрытое противостояние между отцом и сыновьями сменилось вооруженным мятежом, возглавленным Лотарем, поддержанным мн. епископами (в т. ч. Агобардом Лионским и Эбоном Реймсским).

http://pravenc.ru/text/166749.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРНАРД [древневерхненем. Barnard, Bernart - «крепкий медведь»] (ок. 778 - 22.01.842), свт. (пам. зап. 23 янв.), архиеп. Вьеннский. Принадлежал к знатному роду. Служил в войсках Карла Великого . После смерти отца, оставив жену и детей, Б. заново отстроил полуразрушенный мон-рь в мест. Амброне (Вост. Франция), где стал монахом-бенедиктинцем, а с 805 г. настоятелем мон-ря. С 810 г. преемник Вульферия на кафедре г. Вьенна. В 814-816 гг. Б. восстановил против себя часть франц. епископата, поскольку принимал участие в возведении на кафедру г. Лиона св. Агобарда при еще живом его предшественнике Ледраде, к-рый к тому времени удалился от дел. Обвиненный в нарушении канонов, Б. был оправдан в ходе судебного разбирательства в Арле. Б. встречался с имп. Людовиком Благочестивым в Ахене, где получил от него различные привилегии и, возможно, присутствовал на Ахенском Соборе 817 г. Участвовал в Лионском Соборе 829 г. В период войны между Людовиком и его сыновьями вместе с архиепископами Агобардом и Эбоном Реймсским перешел на сторону Лотаря (старшего из сыновей), однако после поражения последнего был вынужден скрываться в Италии. Вернувшись по окончании войны во Францию, Б. нек-рое время оставался в немилости у Людовика, но вскоре был прощен монархом и восстановлен на своей кафедре в 837 г. Последние годы жизни провел в основанном им мон-ре Роман (Вост. Франция). Перенесение мощей Б. состоялось 23 апр. 944 г. Ист.: ActaSS. Ian. T. 3. P. 157-158. Лит.: Zimmermann A. Bd. 1. S. 118 ff.; Mari é G. Barnard//DHGE. Vol. 6. Col. 858-859. А. С. Небольсин Рубрики: Ключевые слова: ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж) ДУНСТАН (ок. 909 - 988), архиеп. Кентерберийский (960-988), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 19 мая) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.),

http://pravenc.ru/text/77564.html

1-м епископом Бремена на соборе в Вормсе (13 июля 787) стал св. Виллехад . 1 нояб. 789 г. в Бремене им был заложен деревянный кафедральный собор св. Петра. Окончательно еп-ство Бремен оформилось при еп. Виллерихе († 837), когда город был подчинен Кёльнскому архиеп-ству. Виллерих укреплял положение бременского капитула, привлекая новых клириков и собирая богатые пожертвования. Согласно «Ксантенским анналам», в 823 г. Виллерих совместно с архиеп. Эбоном Реймсским проповедовал в Дании. По сообщению Адама Бременского , епископ возвел в Бремене 2 новые церкви и отстроил в камне собор св. Петра ( Magistri Adam Bremensis . Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum/Ed. B. Schmeidler. Hannover; Lpz., 1917. Lib. 1. Cap. 18). Он перенес мощи св. Виллехада из собора в некую капеллу на юге Бремена. Преемником еп. Виллериха стал еп. Леудерик († 845). В 831/32 г. Г. стал центром еп-ства для «нордальбингов, а также шведов, датчан, славян и остальных народов северных стран, все еще придерживающихся языческого обычая» (Vita Anskarii... P. 18), в 834 г. Г. получил статус архиеп-ства. 1-м епископом в 831-834 гг., а в 834-858 гг. его архиепископом и папским легатом в «северных странах» был монах из мон-ря Корвея Нового св. Ансгар , «апостол Скандинавии» и небесный покровитель Г. Все архиепископы Г. до сер. XII в. сохраняли за собой права легатов, подтверждаемые папой Римским. После набега викингов (845), полностью разрушивших Г., в 847-848 гг. произошло фактическое объединение Гамбургского архиеп-ства и Бременского еп-ства. Синод в Майнце актом от 1 окт. 847 г. объединил Бремен с Гамбургским архиеп-ством; центр нового архиеп-ства был перенесен св. Ансгаром из разрушенного пограничного Г. в более спокойный Бремен. В 858-865 гг. св. Ансгар одновременно возглавлял архиеп-ства Г. и Бремен. Соперничество между городами за то, чтобы быть центром архиеп-ства, продолжалось до 1223 г., когда Бремен стал постоянным местом пребывания архиепископа. До XI в. правомерность объединения Г. и Бремена оспаривалась архиепископами Кёльна. Противостояние Г. и Кёльна из-за Бременского еп-ства началось в 864 г. В 906/8 г. папа Римский Сергий III подтвердил объединение Г. и Бремена. История основания архиеп-ства Г.-Бремен до конца не прояснена из-за состояния источников, т. н. гамбургских фальсификатов - подложных папских и имп. привилегий архиепископству, сфабрикованных, вероятно, в разные периоды.

http://pravenc.ru/text/161614.html

Г. был одним из первых, кто высказали сомнения в подлинности Исидоровых декреталий (см. Лжеисидоровы декреталии ), утверждавших неограниченную власть папы в назначении и смещении епископов и созыве Соборов. Нем. ученый Ф. В. Вассершлебен в сер. XIX в. выдвинул версию о создании Лжеисидоровых декреталий в Реймсе, к-рая в наст. время считается устаревшей. По мнению исследователя, поводом к созданию этого свода послужил конфликт вокруг рукоположений и назначений на церковные должности Вульфада (впосл. еп. Буржского) и др. клириков, проведенных архиеп. Эбоном. После низложения Эбона и назначения на Реймсскую кафедру Г. встал вопрос о действительности рукоположений, совершенных низложенным архиеп. Эбоном. Дела этих клириков разбирались на неск. Соборах под рук. Г. Лжеисидоровы декреталии, как предположил Вассершлебен, были составлены сторонниками Эбона (в документах большое внимание уделялось усложнению процесса обвинения епископов и ограничению власти архиепископа), но умело использованы Г. и обращены против низложенного архиепископа и его ставленников. По др. версии, Г. сам содействовал распространению декреталий в Западнофранкском королевстве, сославшись на них в трактате 852 г. и подтвердив нек-рые их положения на Соборе в Кьерзи (857). В 866 г. недовольство папы вызвали действия Г. против назначенного Эбоном еп. Вульфада Буржского, пользовавшегося влиянием при дворе. В 868 г. спор о полномочиях архиепископа и положениях Лжеисидоровых декреталий возник между Г. и его племянником Гинкмаром, еп. Ланским. В 869 г. Г. поддержал попытку Карла Лысого захватить Лотарингию, однако впосл. неоднократно выступал против его имперской политики и Итальянских походов (875, 877). В 876 г. Г. возражал против создания папского вик-ства для Галлии и Германии, во главе к-рого был поставлен Ансегиз Сансский, видя в этом угрозу своему положению примаса Галлии. После смерти Карла Лысого (877) Г. стал фактически регентом Западнофранкского королевства, содействовал переходу короны к Людовику II Заике, провел его коронацию. В 879 г. вмешался в борьбу за трон между сыновьями Людовика - Людовиком III и Карломаном. После вторжения норманнов Г. вынужден был бежать из Реймса в Эперне, где скончался.

http://pravenc.ru/text/165017.html

Реймсским Эбоном в сан пресвитеров. Б. признал статус примаса за архиепископом Реймсским при условии соблюдения им прав папского престола. При Б. в Рим для совершения паломничества к могилам апостолов Петра и Павла из Англии прибыл кор. Уэссекса Этельвульф с сыном Альфредом (см. Альфред Великий ) и большой свитой. Этельвульф способствовал восстановлению после пожара 847 г. т. н. школы саксов в Риме (Schola Saxonum), странноприимного дома и церкви общины выходцев из Британии при ней, преподнес богатые дары базилике св. Петра, а также добавил к денарию св. Петра , выплачиваемому с кон. VII в. англами папе Римскому, значительную сумму из королевской казны. Б. принял в Риме посольство от визант. имп. Михаила III и Патриарха К-польского Игнатия во главе с иконописцем иером. Лазарем , к-рый привез папе дары, в т. ч. богато декорированное и украшенное миниатюрами Евангелие (PL. 115. Col. 689В). Посольство должно было заручиться поддержкой папы в процессе против архиеп. Сиракузского Григория Асвесты . Б. отказался одобрить смещение Григория, претендуя на юрисдикцию над Сиракузским архиеп-ством и соответственно на то, чтобы самому судить его. Б. одарил богатыми дарами и отреставрировал много рим. церквей, в т. ч. восстановил разрушенную арабами в 846 г. гробницу ап. Павла. Из сочинений Б. сохранились 4 послания: к Гинкмару Реймсскому об утверждении канонов II Собора в Суассоне (PL. 115. Col. 689C - 692D), к епископам западнофранк. королевства об осуждении клирика Хуберта (PL. 115. Col. 691D - 693B), к епископам Галлии с подтверждением привилегий мон-ря Корби (PL. 115. Col. 693C - 701C) и к Людовику, аббату мон-ря Сен-Дени во Франции, с подтверждением привилегий мон-ря (PL. 115. Col. 701C - 702C), и жалованная грамота с привилегиями мон-рю Фульда (PL. 115. Col. 702D - 704B). Б. приписывается утверждение положения о проведении церемонии похорон пап Римских, епископов, пресвитеров и диаконов в присутствии всего рим. клира. Могила Б., к-рый согласно Liber pontificalis отличался добротой, кротостью, благочестием, милосердием, строгим соблюдением постов, заботой о бедных, находится в соборе св. Петра в Риме. Согласно легенде, в промежутке между правлением Льва IV и Б. в течение 2 лет папский престол занимала папесса Иоанна, первое упоминание о ней относится к 1083 г. Но поскольку папа Лев IV умер 17 июля 855 г., а его преемник Б. правил с 29 сент. 855 г., возможность понтификата папессы исключена. Соч.: PL. 115. Col. 683-704; 129. Col. 1001-1012. Ист.: LP. Vol. 2. P. 140-150; Jaff é. RPR. Vol. 1. P. 339-341; Vol. 2. P. 703, 744. Лит.: Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века: В 5 т. СПб., 1903-1912. Т. 3. С. 103-107; Kelly J. N. D. The Oxford Dictionary of Popes. Oxf., 1986. P. 105-106. В. Л. Задворный Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/78030.html

Собор св. Стефана Собор св. Стефана При Меровингах в Б. велось активное церковное строительство, особенно в предместье города - церкви св. Утрилла (на юго-востоке от городских стен), св. Юлиана, св. Симфориана, св. Урсина (хранящиеся там в наст. время мощи святого были обретены св. Германом , еп. Парижским, в VI в.), мон-ри Св. Креста и св. Сульпиция. Мон-рь св. Амвросия, хотя и упоминается впервые в источниках под 1021 г., однако также был основан еще до нач. IX в. В IX в. мн. архиепископы Б. были ставленниками каролингских королей и проводниками их политики в Аквитании. В 840 г. кор. Карл Лысый назначил на кафедру Б. св. Рудольфа, полностью поддержавшего Карла в его борьбе с племянником Пипином II за Аквитанию. В 855 г. архиеп. Рудольф помазал сына Карла Лысого Карла королем Аквитании. Преемником Рудольфа стал советник Карла Лысого и воспитатель его младшего сына Вульфад. Несмотря на то что он был поставлен во пресвитера низложенным архиеп. Реймсским Эбоном , все рукоположения к-рого были признаны недействительными, король добился, чтобы для Вульфада было сделано исключение. В 876 г., также по инициативе Карла Лысого, на кафедру Б. был переведен из Бордо сторонник короля Фротарий, к-рому, впрочем, удалось занять кафедру только после вмешательства Собора и папы Иоанна VIII , т. к. аквитанский маркграф Бернард Готский выступил против нового архиепископа и отказался впустить его в город, закрыв перед ним ворота. В кон. X в. архиепископы Б. полностью поддержали королей династии Капетингов. В 991 г. архиеп. Дагберт выступил против Арнульфа, архиеп. Реймсского, защищавшего права последнего представителя династии Каролингов Карла Лотарингского. В 998 г. Дагберт также оказал поддержку кор. Роберту II Благочестивому, брак к-рого с Бертой Бургундской был оспорен папой Григорием V . Опираясь на королевскую поддержку, архиепископы Б. вели себя независимо по отношению к Риму: в 1077 г. архиеп. Рихард II открыто выступил на Соборе в Отёне против папского легата Гуго из Ди, за что ненадолго был лишен архиепископского сана. С именем Рихарда II, к-рый проявил себя ревностным защитником интересов Церкви и добился возвращения ее имущества, захваченного прежде светскими сеньорами, связано начало борьбы архиепископов Б. за первенство во всей Аквитании. Он стал первым архиепископом, официально провозгласившим себя примасом (первенствующим епископом) Аквитании и потребовавшим подчинения со стороны архиепископов Бордо и Оша. Папа Римский Пасхалий II в 1112 г. признал за архиеп. Леодегарием право первенства над митрополитами Оша (Гасконь) и, вероятно, Бордо. Это положение неоднократно подтверждалось папами Евгением III , Иннокентием II , Иннокентием III , Гонорием III и Григорием IX , но архиепископы Бордо, опираясь на поддержку англ. королей, не признавали его и игнорировали все призывы явиться на Соборы, созывавшиеся архиепископами в Б.

http://pravenc.ru/text/153657.html

6. Время и место составления. – По общепринятому в настоящее время мнению, Лжеисидоровский сборник составлен в девятом столетии 1044 , вероятно, не раньше 847 г., ибо, как известно, в нем есть заимствования из сборника капитулярий Бенедикта Левиты, оконченного в 847 году. На отдельные декреталии указывает уже капитулярия Карла II, составленная в 857 году на собрании оптиматов (placitum) в Карязиаке (Epistola synodalis Caroli post synodum Carisiacum) 1045 . Первый след декреталий встречается еще в 553 году, в защите (Narratio) клириков, посвященных Эбоном, против Гинкмара и собора Суассонского 853 года, не призвавших этого посвящения 1046 . Несомненно, что Лжеисидоровским сборником в краткой редакции пользовались уже в 865 году и в полной редакции в 869 году 1047 . На основании формы, языка, источников, какими пользовался составитель, и по соображении с современными возникновению сборника церковными и политическими обстоятельствами полагают, что сборник составлен во франкском королевстве именно в Реймсской провинции 1048 . 7. Догадки об авторе. – Составление сборника различными исследователями приписывалось разным лицам, именно: Бенедикту Левите 1049 , Рикульфу архиепископу Майнцскому (787–813) 1050 , Отгару архиепископу Майнцскому (826–847) 1051 , Венилону (Wenilo) архиепископу Сенскому 1052 , Ротаду епископу Суассонскому 1053 , Эбону (Ево) Реймсскому 1054 , Вульфаду канонику 1055 , Альдриху епископу Манскому 1056 , Сервату Люпу (Lupus) аббату Ферриерскому 1057 и другим. Несомненно одно, что к капитуляриям Бенедикта и к партии Эбона и Ротада Лжеисидоровские декреталии имеют ближайшее отношение. Несомненно также, что подделка произведена по одному плану и, вероятно, в один прием, хотя может быть и не одним лицом 1058 . 8. Очевидность подлога. – Подложность декреталий всего очевиднее обнаруживается в массе анахронизмов. Так, папы первых веков рассуждают с лицами, жившими спустя долгое время после их смерти, например, Виктор (ум. 202 г.), с Феофилом Александрийским (ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...