О поражении сынов Ефрема писатель кн. Паралип. говорит: и убили их мужи Гефские ( – o νδρες Γθ= мужи Гефесии), уроженцы той земли, потому что (=οτι=зане) сошли (=κατβησαν) захватить стада их. Во второй половине этих слов, не заключающей определенного указания на то, о ком именно здесь говорится, одни из библеистов подразумевают тоже подлежащее, какое – и в первой, и виновниками нападения признают граждан Гефа, которые, по этому пониманию, сами сделали нападение на стада ефремлян, а местом нападения, сообразно с библейским употреблением гл. =«сходить» (напр. Быт.12:10, 26:2 446 ) считают землю Гесем в то время, когда в ней жили евреи 447 ; между тем другие за подлежащее при сошли принимают сынов Ефрема, как служащих главным предметом библейского рассказа, вследствие чего этот факт получает другой смысл: виновниками нападения должны быть в таком случае сыновья Ефрема, как сделавшие набег на стада гефян и вышедшие при этом из Египта или сошедшие с Ханаанских гор, где был и построенный их родственницею Беф-Орон. Соглашаясь в понимании виновников и отчасти места нападения на стада гефян, библеисты, держащиеся второго понимания, значительно расходятся, однако, в определении времени этого события; так одни из них относят это событие ко времени до переселения в Египет, усматривая в словах кн. Паралипоменон остаток древнего сказания о борьбе племен, образовавших Ефремово колено, с первобытными жителями Ханаана 448 ; но так как библейское повествование ничего не говорит о жизни в Палестине родоначальника Ефремова колена в доегипетское время, то поэтому другие из экзегетов относят рассматриваемое столкновение с гражданами Гефа или ко времени пребывания израильтян в Египте 449 на том основании, что поражение сынов Ефрема, случилось при жизни отца их, плакавшего об них много дней ( 1Пар.7:22–23 ), или, наконец, – ко времени после завоевания Ханаана, потому, во-первых, что другие библейские книги ничего не говорят о каких-либо столкновениях израильтян с ханаанитянами во время нахождения первых в Египте, и потому, во-вторых, что писатель кн. Паралипоменон, говоря о сынах Ефрема: и сошли, представляет их живущими в горах Ефремова колена, следовательно, во времена после Моисея, к которым относится и указанное в 1Парал.8:13) изгнание потомками Вениамина жителей Гефа 450 ; что же касается явного разногласия между этим позднейшим временем и изображенным в кн. Паралипоменон Ефремом, оплакивающим своих убитых сыновей, то одни объясняют это тем, что под Ефремом нужно разуметь здесь колено Ефремово, оплакивавшее утрату своих членов 451 , другие 452 – тем, что Ефремом назван здесь один из потомков этого родоначальника колена, носивший то же имя, подобно тому, как другой ефремлянин носил имя Шутелах, принадлежавшее внуку Ефрема (20:21).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

1Пар.7:16 .  Мааха, жена Махирова, родила сына и нарекла ему имя Кереш, а имя брату его Шереш. Сыновья его: Улам и Рекем. Имена сыновей Маахи нигде более не встречаются. 1Пар.7:18 .  Сестра его Молехеф родила Ишгода, Авиезера и Махлу. Имя сестры Махира «Молехеф " и первого ее сына в других местах Ветхого Завета не встречаются, но имя второго «Авиезер» тожественно с упоминаемым в ( Нав.17:3 ) именем главы того поколения Манассии, из которого происходил Гедеон ( Суд.6:11,15 ). Отожествлению мешает лишь то обстоятельство, что в данном месте кн. Иисуса Навина «Авиезер " – сын самого Манассии, но не его сестры, как здесь. 1Пар.7:19 .  Сыновья Шемиды были: Ахиан, Шехем, Ликхи и Аниам. Шемда – сын Манассии ( Нав.17:2 ), точнее Галаада ( Чис.26:30,32 ). Имена его сыновей, кроме Шехема, сына Галаада ( Чис.26:31 ) ни где более не встречается. 1Пар.7:20 .  Сыновья Ефрема: Шутелах, и Беред, сын его, и Фахаф, сын его, и Елеада, сын его, и Фахаф, сын его, 1Пар.7:21 .  и Завад, сын его, и Шутелах, сын его, и Езер и Елеад. И убили их жители Гефа, уроженцы той земли, за то, что они пошли захватить стада их. 1Пар.7:22 .  И плакал о них Ефрем, отец их, много дней, и приходили братья его утешать его. 1Пар.7:23 .  Потом он вошел к жене своей, и она зачала и родила сына, и он нарек ему имя: Берия, потому что несчастье постигло дом его. 1Пар.7:24 .  И дочь у него была Шеера. Она построила Беф-Орон нижний и верхний и Уззен-Шееру. 1Пар.7:25 .  И Рефай, сын его, и Решеф, и Фелах, сын его, и Фахан, сын его, 1Пар.7:26 .  Лаедан, сын его, Аммиуд, сын его, Елишама, сын его, 1Пар.7:27 .  Нон, сын его, Иисус, сын его. 1Пар.7:28 .  Владения их и места жительства их были: Вефиль и зависящие от него города; к востоку Нааран, к западу Гезер и зависящие от него города; Сихем и зависящие от него города до Газы и зависящих от нее городов. 1Пар.7:29 .  А со стороны сыновей Манассииных: Беф-Сан и зависящие от него города, Фаанах и зависящие от него города, Мегиддо и зависящие от него города, Дор и зависящие от него города. В них жили сыновья Иосифа, сына Израилева.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

9 В родословных списках записано их по родам их, по главам поколений, людей воинственных - двадцать тысяч и двести. 10 Сын Иедиаила: Билган. Сыновья Билгана: Иеус, Вениамин, Егуд, Хенаана, Зефан, Фарсис и Ахишахар. 11 Все эти сыновья Иедиаила были главами поколений, люди воинственные; семнадцать тысяч и двести было выходящих на войну. 12 И Шупим и Хупим, сыновья Ира; Хушим, сын Ахера; 13 сыновья Неффалима: Иахцеил, Гуни, Иецер и Шиллем, дети Валлы. 14 Сыновья Манассии: Асриил, которого родила наложница его Арамеянка; она же родила Махира, отца Галаадова. 15 Махир взял в жену сестру Хупима и Шупима, - имя сестры их Мааха; имя второму Салпаад. У Салпаада были только дочери. 16 Мааха, жена Махирова, родила сына и нарекла ему имя Кереш, а имя брату его Шереш. Сыновья его: Улам и Рекем. 17 Сын Улама: Бедан. Вот сыновья Галаада, сына Махира, сына Манассиина. 18 Сестра его Молехеф родила Ишгода, Авиезера и Махлу. 19 Сыновья Шемиды были: Ахиан, Шехем, Ликхи и Аниам. 20 Сыновья Ефрема: Шутелах, и Беред, сын его, и Фахаф, сын его, и Елеада, сын его, и Фахаф, сын его, 21 и Завад, сын его, и Шутелах, сын его, и Езер и Елеад. И убили их жители Гефа, уроженцы той земли, за то, что они пошли захватить стада их. 22 И плакал о них Ефрем, отец их, много дней, и приходили братья его утешать его. 23 Потом он вошел к жене своей, и она зачала и родила сына, и он нарек ему имя: Берия, потому что несчастье постигло дом его. 24 И дочь у него была Шеера. Она построила Беф-Орон нижний и верхний и Уззен-Шееру. 25 И Рефай, сын его, и Решеф, и Фелах, сын его, и Фахан, сын его, 26 Лаедан, сын его, Аммиуд, сын его, Елишама, сын его, 27 Нон, сын его, Иисус, сын его. 28 Владения их и места жительства их были: Вефиль и зависящие от него города; к востоку Нааран, к западу Гезер и зависящие от него города; Сихем и зависящие от него города до Газы и зависящих от нее городов. 29 А со стороны сыновей Манассииных: Беф-Сан и зависящие от него города, Фаанах и зависящие от него города, Мегиддо и зависящие от него города, Дор и зависящие от него города. В них жили сыновья Иосифа, сына Израилева.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/456/...

Поколение Ефрема от сына его Шутелаха, представителя главного, по ( Чис.26:35–36 ), рода ефремлян, проводится через шесть генераций, кончая Шутелахом (21 стих), к которому присоединяются еще его братья Езер и Елиад. 1Пар.7:21 .  и Завад, сын его, и Шутелах, сын его, и Езер и Елеад. И убили их жители Гефа, уроженцы той земли, за то, что они пошли захватить стада их. Замечание стиха 22, что убитых в Гефе оплакивал отец их Ефрем, дает понять, что набег ефремлян на Геф имел место во время жизни евреев в Египте (см. комментарий к ( Исх.1:9–10 ), но не ранее, так как по ( Быт.46:20 )) сам Ефрем родился в Египте. С другой стороны, ввиду того, что по 23 ст. Ефрем – имя личности, но не собирательное имя всего колена, нельзя относить это событие и к более позднему времени, как делает, напр., Бертольд, разумеющий под Ефремом все колено, а не личность. 1Пар.7:24 .  И дочь у него была Шеера. Она построила Беф-Орон нижний и верхний и Уззен-Шееру. Шеера – дочь или внучка Ефрема, но не случайно упомянутого в ( 1Пар.7:23 ) Берия. Верхний и нижний Бефорон лежат на южной границе колена Ефремова, на дороге из Иерусалима в Яффу. 1Пар.7:25 .  И Рефай, сын его, и Решеф, и Фелах, сын его, и Фахан, сын его, 1Пар.7:26 .  Лаедан, сын его, Аммиуд, сын его, Елишама, сын его, 1Пар.7:27 .  Нон, сын его, Иисус, сын его. Предки Иисуса Навина. Судя по ( Чис.26:35 ) и др., Рефая и Решефа едва ли можно считать сыновьями Ефрема. В ( Чис.26:35 ) имя Фахан усвояется сыну Ефрема, но Фахан настоящего стиха, очевидно, его дальнейший потомок. 1Пар.7:26 .  Лаедан, сын его, Аммиуд, сын его, Елишама, сын его, Как имя ефремлянина Лаедан встречается только здесь. В ( 1Пар.23:7 ) и ( 1Пар.26:21 ) оно является именем одного из левитов. Сын Аммиуда Елишама был во времена Моисея вождем колена Ефремова ( Чис.7:48,10:22 ), а его внуком, сыном Нуна, или, по чтению Пятикнижия, Нуна является известный Иисус Навин. 1Пар.7:28 .  Владения их и места жительства их были: Вефиль и зависящие от него города; к востоку Нааран, к западу Гезер и зависящие от него города; Сихем и зависящие от него города до Газы и зависящих от нее городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но дело в том, что они и не рассчитывали победить. Отряд Шутелы был (как, впрочем, и полки Саула) отрядом смертников, призванным отвлечь на себя внимание филистимлян, выиграть время и дать остальным под командованием Авенира уйти за Иордан. Пока Шутела с горсткой своих храбрецов сдерживал натиск противника, другой отряд пробрался к лошадиным стойлам и поджег их. Обезумевшие от огня лошади начали метаться по стану, топча воинов, и тем не оставалось ничего другого, как закалывать их мечами. Но это означало, что филистимляне уже не могли использовать многие свои боевые колесницы. Наконец, лошадей удалось успокоить, пожар потушить, и тут Анхус разгадал, наконец, маневр противника — он понял, что еврейская армия уходит в сторону Иордана, причем решил, что возглавляет это бегство сам прославленный Саул. Анхус попытался было пуститься в погоню за уходящими израильтянами, но в этот момент у него на пути встал Саул со своими воинами. Численное превосходство филистимлян было настолько велико, что ни о какой битве на равных не могло быть и речи, — задачей Саула было опять-таки лишь удержать вокруг себя филистимлян как можно дольше и нанести им максимальный урон. Поэтому он с сыновьями, как пишет Флавий, ринулся в самый центр схватки, прикрываемый сзади своим верным оруженосцем. Наконец, случилось неминуемое — израильтяне дрогнули и стали отступать к поросшему лесом отрогу горы Гелвуи, где филистимляне уже не могли использовать конницу и колесницы. Во время этого отступления один за другим геройски пали в бою три сына Саула — Ионафан, Авинадав и Мелхисуа (Малкишуа). Увидев, что в схватке на мечах они несут неоправданно большие потери, филистимляне начали осыпать противника дротиками и стрелами, под градом которых один за другим падали те, кто сумел дойти до горы. По всей видимости, одной (а возможно, и не одной) из этих стрел был тяжело ранен и Саул, испугавшийся, что, потеряв силы, он может попасть в плен к филистимлянам и подвергнуться нечеловеческим пыткам: “И война против Саула стала жестокой; и разили его воины, стреляющие излука; и он весьма устрашился стрельцов” ( 1Цар.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/?ful...