О приходе Христа в дом мы читаем: «Пришел Иисус, когда двери были заперты , стал посреди них и сказал: мир вам!» ( Ин.20:26 ). Вот как здесь Христос вошёл чрез двери, не отворяя и не разрушая их , так вошёл Он и в этот мир через ложесна Девы, которые оставались закрытыми и не разрушенными. В обоих случаях (и при рождении и при входе в дом) Христос прошёл, не открывая и не разрушая ни того, ни другого. Двери дома открылись и впустили Христа, но в другом – метафизическом смысле, оставаясь в то же самое время закрытыми. Вот так же произошло и при рождении Христа: врата святилища (ложесна Девы), конечно же, в некотором метафизическом смысле отворились перед Христом и впустили Его в этот мир, но в то же самое время, они, как и двери дома, остались закрытыми и не повреждёнными. 2) В Ветхом Завете есть ещё одно замечательное пророчество о том, что Христос будет единственным Сыном Своей Матери: «ибо я был сын у отца моего, нежно любимый, и единственный у матери моей » ( Притч.4:3 ). Эти слова произнес царь Соломон. Но как же Соломон мог такое сказать, если он на самом деле не был единственным сыном у своей матери Вирсавии: «и сии родились у него (Давида) в Иерусалиме: Шима, Шовав, Нафан и Соломон, четверо от Вирсавии » ( 1Пар.3:5 )? Это, казалось бы, очевидное противоречие между двумя вышеприведенными отрывками Св. Писания наилучшим образом разрешается тем толкованием, что Притч.4:3 есть один из ветхозаветных мессианских стихов, который пророчествовал о Христе, а именно о том, что Мессия будет единственный Сыном у Своей Матери ! И если даже эти слова Соломона можно истолковать и по-другому 205 , то эти толкования будут только второстепенными, которые никоим образом не отменяют первейшего и важнейшего значения Притч.4:3 . Посему, протестанты противоречат Библии, когда утверждают, что у Девы Марии были и другие дети, кроме Христа. 3) Лк.1:34 . Здесь Дева Мария в ответ Ангелу, благовестившему Ей о рождении Сына, вопрошает: « как будет это , когда Я мужа не знаю ?». Ведь если думать (как думают протестанты), что Дева Мария не давала Богу никакого обета девства, и собиралась вскоре вступить в обычный брак с Иосифом, то какой смысл имел бы Её вопрос? Ведь если Ангел, пророк или прозорливец скажет обрученной невесте, что она родит сына, которому нужно наречь такое-то имя, то разве она станет спрашивать: «как будет это, когда я мужа не знаю?» Такого вопроса даже возникнуть не может, и он вызвал бы у собеседника только недоумение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

1Пар.2:13 .  Иессей родил первенца своего Елиава, второго – Аминадава, третьего – Самму, 1Пар.2:14 .  четвертого – Нафанаила, пятого – Раддая, 1Пар.2:15 .  шестого – Оцема, седьмого – Давида. В параллельном данным стихам месте ( 1Цар.16:8–12 ) упоминаются только три старшие сына Иессея, следующие же три в Священных книгах более не встречаются. Кроме того, как по данному месту, так и по ( 1Цар.17:12 ) Иессей имел восемь сыновей, но не семь, как значится в 15 стихе, восьмым, младшим считается Давид. Пропуск одного в кн. Паралипоменон объясняют тем, что он не оставил потомства. Впрочем, сирский и арабский перевод данного места держатся счисления книг Царств; «Елигу седьмой, Давид восьмой». 1Пар.2:16 .  Сестры их: Саруия и Авигея. Сыновья Саруии: Авесса, Иоав и Азаил, трое. 1Пар.2:17 .  Авигея родила Амессу; отец же Амессы – Иефер, Измаильтянин. Две сестры Давида – Саруя и Авигея известны по своим сыновьям-героям. Саруя, как мать Авессы, Иоива и Азаила ( 1Цар.26:6 ; 2Цар.2:18 ), которые и называются по имени своей матери ( «сыновья Саруи» – ( 2Цар.3:39 )), но не по имени менее знаменитого отца. Авигея – как мать принимавшего участие в возмущении Авессалома Амессая ( 2Цар.17:25 ). Отец этого последнего называется в ( 2Цар.17:25 ) «Ифра израильтянин», а в настоящем стихе 17 «Иетер измаильтянин». Которое чтение вернее, сказать невозможно. Но если бы Иетер был израильтянином, то это не стоило бы замечания; наоборот, заслуживает упоминания, что он измаильтянин: даже во времена Давида евреи не чуждались браков с иноплеменниками, не были исключительным народом. Ввиду подобного соображения чтение кн. Паралипоменон представляется более правдоподобным. Наконец, последнее различие и даже противоречие между ( 1Пар.2:16–17 ) и ( 2Цар.17:25 ) заключается в том, что во втором месте Саруя и Авигея называются «дочерями Нааса», но не Иессея, как в первом. Но это разногласие уничтожается тем предположением, что они были одной матери, но разных отцов, приходились Иессею падчерицами. 1Пар.2:18 .  Халев, сын Есрома, родил от Азувы, жены своей, и от Иериофы, и вот сыновья его: Иешер, Шовав и Ардон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Понятно, что финикийские зодчие должны были строить дом Давида именно в своей национальной традиции, и таким образом, у Э. Мазар не осталось почти никаких сомнений в том, что она обнаружила тот самый дворец царя Давида, который до нее искали многие археологи. Обосновавшись в Иерусалиме, Давид, подобно другим восточным владыкам, значительно расширил свой гарем и, видимо, продолжал пополнять его едва ли не до последних лет своей жизни: “И взял Давид еще наложниц и жен из Иерушалаима после того, как пришел из Хеврона. И вот имена родившихся у него в Иерушалаиме: Шаммуа, и Шовав, и Натан, и Шеломо, и Йивхар, и Элишуа, и Нэфэг, и Йафийа, и Эишама, и Элийада, и Элифэлет” ( 2Цар. 5:14-16 ). Это, видимо, далеко не полный список сыновей, которых родили Давиду его восемнадцать жен и множество наложниц. Устное предание утверждает, что всего у Давида было четыреста сыновей, и хотя эта цифра не вызывает особого доверия, она, очевидно, отражает восхищение народа перед тем множеством детей, которых породил царь. А ведь помимо сыновей были еще и дочери! Вся эта огромная толпа домочадцев, даже если она размещалась не в одном, а в нескольких домах, попросту не могла не сталкиваться друг с другом, не вести борьбу за внимание и любовь Давида, не вступать между собой в те или иные взаимоотношения, и потому в царском дворце постоянно бурлили страсти и интриги. В число домочадцев Давида вошел и калека Мемфивосфей — сын Ионафана и внук Саула. Специальным указом Давид закрепил право Мемфивосфея на все имущество его деда Саула, поручил старому слуге Саула Сиве (Циве) управлять всем хозяйством, а сам поселил Мемфивосфея с женой и маленьким сыном в своем дворце, удостоив потомка Ионафана чести есть с ним за одним столом. Авторы Библии, а вслед за ними и Иосиф Флавий чрезвычайно комплиментарно описывают этот поступок царя, видя в нем проявление подлинного благородства. Однако если задуматься, то, проявив заботу о Мемфивосфее, Давид лишь выполнял клятву, данную в свое время лучшему другу. Такая верность слову заслуживает уважения, но никак не восхищения. Да и сам Давид, очевидно, относился к своей “милости” по отношению к Мемфивосфею именно как к исполнению клятвы, к желанию быть чистым перед Богом, а не как к велению души:

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/?ful...

41 Саллум родил Иекамию, Иекамия родил Елишаму. 42 Сыновья Халева, брата Иерахмеилова: Меша, первенец его, - он отец Зифа; и сыновья Мареши, отца Хеврона. 43 Сыновья Хеврона: Корей и Таппуах, и Рекем и Шема. 44 Шема родил Рахама, отца Иоркеамова, а Рекем родил Шаммая. 45 Сын Шаммая Маон, а Маон - отец Беф-Цура. 46 И Ефа, наложница Халевова, родила Харана, Моцу и Газеза. И Харан родил Газеза. 47 Сыновья Иегдая: Регем, Иофам, Гешан, Пелет, Ефа и Шааф. 48 Наложница Халевова, Мааха, родила Шевера и Фирхану; 49 она же родила Шаафа, отца Мадманны, Шеву, отца Махбены и отца Гивеи. Дочь же Халева - Ахса. 50 Вот сыновья Халева: сын Хур, первенец Ефрафы; Шовал, отец Кириаф-Иарима; 51 Салма, отец Вифлеема; Хареф, отец Бефгадера. 52 У Шовала, отца Кириаф-Иарима, были сыновья: Гарое, Хаци, Галменюхот. 53 Племена Кириаф-Иарима: Ифрияне, Футияне, Шумафане и Мидраитяне. От сих произошли Цоряне и Ештаоляне. 54 Сыновья Салмы: Вифлеемляне и Нетофафяне, венец дома Иоавова и половина Менухотян - Цоряне, 55 и племена Соферийцев, живших в Иабеце, Тирейцы, Шимейцы, Сухайцы: это Кинеяне, происшедшие от Хамафа, отца Бетрехава. 3 1 Сыновья Давида, родившиеся у него в Хевроне, были: первенец Амнон, от Ахиноамы Изреелитянки; второй - Далуия, от Авигеи Кармилитянки; 2 третий - Авессалом, сын Маахи, дочери Фалмая, царя Гессурского; четвертый - Адония, сын Аггифы; 3 пятый - Сафатия, от Авиталы; шестой - Ифреам, от Аглаи, жены его, -- 4 шесть родившихся у него в Хевроне; царствовал же он там семь лет и шесть месяцев; а тридцать три года царствовал в Иерусалиме. 5 А сии родились у него в Иерусалиме: Шима, Шовав, Нафан и Соломон, четверо от Вирсавии, дочери Аммииловой; 6 Ивхар, Елишама, Елифелет, 7 Ногаг, Нефег, Иафиа, 8 Елишама, Елиада и Елифелет - девятеро. 9 Вот все сыновья Давида, кроме сыновей от наложниц. Сестра их Фамарь. 10 Сын Соломона Ровоам; его сын Авия, его сын Аса, его сын Иосафат, 11 его сын Иорам, его сын Охозия, его сын Иоас, 12 его сын Амасия, его сын Азария, его сын Иофам, 13 его сын Ахаз, его сын Езекия, его сын Манассия,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/456/...

1Пар.2:19 .  И умерла Азува; и взял себе Халев [жену] Ефрафу, и она родила ему Хура. 1Пар.2:20 .  Хур родил Урия, Урий родил Веселиила. 1Пар.2:21 .  После Есром вошел к дочери Махира, отца Галаадова, и взял ее, будучи шестидесяти лет, и она родила ему Сегува. 1Пар.2:22 .  Сегув родил Иаира, и было у него двадцать три города в земле Галаадской. 1Пар.2:23 .  Но Гессуряне и Сирияне взяли у них селения Иаира, Кенаф и зависящие от него города, – шестьдесят городов. Все эти города сыновей Махира, отца Галаадова. 1Пар.2:24 .  По смерти Есрома в Халев-Ефрафе, жена Есромова, Авия, родила ему Ашхура, отца Фекои. Потомство Халева, – вторая из трех Есрамовских линий. 1Пар.2:18 .  Халев, сын Есрома, родил от Азувы, жены своей, и от Иериофы, и вот сыновья его: Иешер, Шовав и Ардон. Халев – то же, что Хелувай в ( 1Пар.2:9 ), но не Халев, современник Иисуса Навина, знаменитый соглядатай, последний называется «сыном Иефоннииным» ( Чис.13:6 ; Нав.15:13 ). Дальнейшее еврейское чтение стиха 18 очень неясно и дает повод к различному пониманию. В тексте LXX, к которому склоняется раввин Кимхи, Иериоф представляется женою или наложницею Халева. Но далее не говорится ни об одном ее сыне, а слово «банейа» («сыны ее») указывает на то, что ранее названа одна жена Халева. Блаж. Иероним, не выдерживая буквального смысла еврейского текста, переводит: «родил Иериоф», считая ее, таким образом, дочерью Халева, от которой произошли перечисляемые затем потомки. К такому переводу, как наиболее правдоподобному, склоняется Кейль, Цоклер. Имена трех, сыновей Иериоф нигде более не встречаются. 1Пар.2:20 .  Хур родил Урия, Урий родил Веселиила. Хур – дед известного строителя скинии Веселиила ( Исх.31:2 ). 1Пар.2:21 .  После Есром вошел к дочери Махира, отца Галаадова, и взял ее, будучи шестидесяти лет, и она родила ему Сегува. «После " , т.е. после рождения трех упомянутых в ( 1Пар.2:9 ) сыновей, Есром рождает Сегува от дочери Нахира – Авии ( 1Пар.2:24 ). Замечание как данного стиха, так и последующих до ( 1Пар.2:25 ) представляет маловяжущуюся с предшествующим вставку: она нарушает последовательное изложение родословия сыновей Есрома. Но ее существование в данном месте объясняется, как думают, самым близким родством потомства Есрома от Авии с поколением Халева и его братьев Арама и Иерахмеила.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

см. ( 2Цар.2:11,5:5 ). 1Пар.3:5 .  А сии родились у него в Иерусалиме: Шима, Шовав, Нафан и Соломон, четверо от Вирсавии, дочери Аммииловой; 1Пар.3:6 .  Ивхар, Елишама, Елифелет, 1Пар.3:7 .  Ногаг, Нефег, Иафиа, 1Пар.3:8 .  Елишама, Елиада и Елифелет – девятеро. 1Пар.3:9 .  Вот все сыновья Давида, кроме сыновей от наложниц. Сестра их Фамарь. Тринадцать сыновей Давида, из них четыре от Вирсавии, родившихся в Иерусалиме, перечисляются еще в ( 1Пар.14:7–11 ) при изложении истории его правления, а равно во ( 2Цар.5:14–16 ). В последнем месте показано только 11 сыновей; два последние опущены, как думают, потому, что очень рано умерли. Мать первых четырех сыновей называется в еврейском тексте данного стиха Bat-Schua, а в параллельном месте ( 2Цар.11:3 ) Bat-Scheba; ее отец – Гамиэл, а там Элигам, и, наконец, старший у нас – Шимга, а во ( 2Цар.5:14 ) и ( 1Пар.14:4 ) – Шамуа. Что касается имен отца, то смысл их один и тот же: оба составлены из двух слов: «ам» – «народ» и «Эл» – «Бог», только эти составные части расположены в именах в обратном порядке. Форму Bat-Scheba считают более древнею по сравнению с Bat-Schua; имя Шамуа более верным, так как оно встречается дважды. Особенность чтения кн. Паралипоменон произошла вследствие пропуска одной буквы – «э». 1Пар.3:6 .  Ивхар, Елишама, Елифелет, 1Пар.3:7 .  Ногаг, Нефег, Иафиа, Имя Елишама, замененное во ( 2Цар.5:15 ) и ( 1Пар.14:5 ) – Елишуа, считают ошибочным. Среди имен сыновей Давида оно повторяется в 3 главе дважды ( 1Пар.3:8 ), тогда как в ней совершенно опущено имя кн. Царств. Елифелет и Ногах опущены во ( 2Цар.5:14–16 ), или потому, что эти дети Давида, как сказано выше, рано умерли, или потому, что созвучные им имена – Нефег и Елифелет встречаются несколько ниже. 1Пар.3:8 .  Елишама, Елиада и Елифелет – девятеро. Вместо имени Ел-ядай настоящего стиха и ( 2Цар.5:16 ) в ( 1Пар.14:7 ) стоит другая форма – Вегел-ядай; но она едва ли правильна, так как александрийский и сирийский переводы ( 1Пар.14:4 ) читают Ел-ядай. 1Пар.3:9 .  Вот все сыновья Давида, кроме сыновей от наложниц. Сестра их Фамарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

11 Наассон родил Салмона, Салмон родил Вооза; 12 Вооз родил Овида, Овид родил Иессея; 13 Иессей родил первенца своего Елиава, второго - Аминадава, третьего - Самму, 14 четвертого - Нафанаила, пятого - Раддая, 15 шестого - Оцема, седьмого - Давида. 16 Сестры их: Саруия и Авигея. Сыновья Саруии: Авесса, Иоав и Азаил, трое. 17 Авигея родила Амессу; отец же Амессы - Иефер, Измаильтянин. 18 Халев, сын Есрома, родил от Азувы, жены своей, и от Иериофы, и вот сыновья его: Иешер, Шовав и Ардон. 19 И умерла Азува; и взял себе Халев [жену] Ефрафу, и она родила ему Хура. 20 Хур родил Урия, Урий родил Веселиила. 21 После Есром вошел к дочери Махира, отца Галаадова, и взял ее, будучи шестидесяти лет, и она родила ему Сегува. 22 Сегув родил Иаира, и было у него двадцать три города в земле Галаадской. 23 Но Гессуряне и Сирияне взяли у них селения Иаира, Кенаф и зависящие от него города, - шестьдесят городов. Все эти города сыновей Махира, отца Галаадова. 24 По смерти Есрома в Халев-Ефрафе, жена Есромова, Авия, родила ему Ашхура, отца Фекои. 25 Сыновья Иерахмеила, первенца Есромова, были: первенец Рам, за ним Вуна, Орен, Оцем и Ахия. 26 Была у Иерахмеила и другая жена, имя ее Афара; она мать Онама. 27 Сыновья Рама, первенца Иерахмеилова, были: Маац, Иамин и Екер. 28 Сыновья Онама были: Шаммай и Иада. Сыновья Шаммая: Надав и Авишур. 29 Имя жене Авишуровой Авихаиль, и она родила ему Ахбана и Молида. 30 Сыновья Надава: Селед и Афаим. И умер Селед бездетным. 31 Сын Афаима: Иший. Сын Ишия: Шешан. Сын Шешана: Ахлай. 32 Сыновья Иады, брата Шаммаева: Иефер и Ионафан. Иефер умер бездетным. 33 Сыновья Ионафана: Пелеф и Заза. Это сыновья Иерахмеила. 34 У Шешана не было сыновей, а только дочери. У Шешана был раб, Египтянин, имя его Иарха; 35 Шешан отдал дочь свою Иархе [рабу своему] в жену: и она родила ему Аттая. 36 Аттай родил Нафана, Нафан родил Завада; 37 Завад родил Ефлала, Ефлал родил Овида; 38 Овид родил Иеуя, Иеуй родил Азарию; 39 Азария родил Хелеца, Хелец родил Елеасу; 40 Елеаса родил Сисмая, Сисмай родил Саллума;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/456/...

В исчислении и поименовании детей Давида Иосиф очень своеобразен и не дает также никаких критериев для обсуждения законности и приемлемости этого своеобразия, тем более, что – как известно – и сама Библия в данном случае не устанавливает чего-либо неизменного – общего. Мы имеем несколько мест, приводящих число и имена сынов Давида, которые, очень небезлюбопытны в одной параллели между собою и с датой Иосифа. Дети Давида, родившиеся в Хевроне: 2Цар.3:2–5 ρχ.VII, 3, 3 Амнон (от Ахиноамы) Амнон (от Ахиноамы) Амнон (от Ахины) Далуия (от Авигеи) Далуия (от Авигеи) Даниил (от Авигеи) Авессалом (от Маахи) Авессалом (от Маахи) Авессалом(от Маханы) Адония (от Аггифы) Адония (от Аггифы) Адония (от Аггиты) Сафатия (от Авиталы) Сафатия (от Авиталы) Герфеса Иефераам (от Эглы) Ифреам (от Аглаи) ib. ст. 16 по LXX ibidem, по LXX ρχ. VII, 3, 3 Самаа (от Вир- Совав (са- Нафан (ви Соломон Соломон Соломон Соломон (и Ивехар Иеваар Ивехар Иеваар Соломон Елисуа Елисама Елисама Елфалет Елифалет Елифалеф Елисама Елиада Иннафив Елифалет Елисама Елисуе Елисама Елисама Елифале Елидае Елидае Елиада Фамарь (дочь) Елифалеф Елифелет Елифалат Фамарь (дочь) Фамарь (дочь) Из приведенной таблицы наглядно видна прежде всего крайняя неодноименность 339 и даже неравночисленность семьи Давида по различным датам. Затем, принимая во внимание, что в ( 1Пар.3:9 ) писатель, приведя имена сначала Хевронских – 6, а затем остальных 13 детей Давида, заключает все следующим образом: «вот все сыновья Давида, кроме сыновей от наложниц»; – мы должны констатировать, что все упомянутые дети Давида были «законны», и что кроме них были у него еще и «незаконные» дети (отсюда следует также, что законных жен у Давида было несколько (срв. 2Цар.5:18 ) ибо все из Хевронских 6 детей его родились ему от 6 разных матерей, и сама Библия, называя этих детей законными, не включает, очевидно, их матерей в число Давидовых наложниц. Что касается Иосифа, то – при крайней своеобразности – он, вероятно, и менее достоверен, чем Библия. Его Иерусалимская Давидова семья представляет из себя какую-то выборку из общего числа детей Давидовых, коих, набрав числом 11, он 9 называет законными и 2 приписывает наложницам.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Содержание Глава 1    Содержание книги Паралипоменон показывает наименование. Ибо чего не внес в историю писавший книги Царств, то, собрав из многих книг пророческих, совокупил воедино принявший на себя этот труд. Но многое и из написанного там привел в один порядок с описываемым здесь, чтобы сохранить связь в бытописании. Начал же со времен древнейших родословием, чтобы вкратце показать, как все племена человеческие произникли от единого человека. А поелику делает упоминание об одном иудейском царстве, то дает знать, какие были города и села у иудеев и от кого получили наименования. Главы 2—3    Из сей книги дознаем, что Нафан, от которого чудный Лука производит родословие Спасителя и Господа нашего, был сын Давидов и единоутробный брат Соломонов. Ибо сказано: «И сии родишася Давиду во Иерусалиме: Самаа и Совав, и Нафан и Соломон, четыри сына от Вирсавии дщере Иловы» (1 Пар. 3:5). И о Рихаве, часто восхваляемом в Писании, книга сия показывает, что он был от колена Иудина. (1 Пар. 2:55) Глава 5    Яснее также открывает она причину, почему Рувим лишен первородства, получил же оное Иосиф, и почему колено Иудино воспользовалось большею честию. Сказано: «сынове Рувима, первенца Израилева, яко той первенец; и внегда ему осквернити ложе отца своего, даде первенство его сынам Иосифовым, и не бысть вменен Рувим в первенство, яко Иуда силен крепостию в братии своей, и в вожда из него, и первенство Иосифу» (1 Пар. 5:1—2). Слова же сии дают разуметь, что Иосиф получил преимущества первородных, а правительственную власть приял Иуда ради Господа, происшедшего от него по плоти. Ибо сию мысль подают слова «в вожда из него». Они означают не одних бывших от Иуды царей, но и того вечного Царя, Который не имел начала дней и конца не приимет. Книга сия повествует также, как заиорданские колена — Рувимово, Гадово и половина колена Манассиина — сразились с агарянами, итуреями, пафисеями и другими, вместе с ними ополчившимися, и как после упорного сражения победили и прогнали агарян. Указывает же и причину победы, ибо сказано: «зане к Богу воззваша во брани, и услыша их, зане уповаша на Него» (1 Пар. 5:20). Описывает и количество военной добычи, ибо говорит: «взяли вельблюдов пятьдесят тысящ, и овец двести пятьдесят тысящ, и ослов две тысящи, и душ человеческих сто тысящ; ранении бо мнози быша, зане бысть от Бога брань; и вселишася вместо их даже до преселения» (1 Пар. 5:21—22).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2889...

«Посему и говорится...» Пословица, образовавшаяся впоследствии, когда на Сионе был выстроен дом Господень, т. е. Скиния и Храм Господень. 2Цар.5:9 .  И поселился Давид в крепости, и назвал ее городом Давидовым, и обстроил кругом от Милло и внутри. «Хеврон, составлявший средоточие колена Иудина и бывший его естественной столицей, не мог уже служить резиденцией царя, господствовавшего над всем Израилем, так как приходился на южной окраине царства. Давид не желал также утвердить свою резиденцию и в Сихеме, главном городе колена Ефремова и центральном во всей земле евреев, потому что не находил надежным свое положение среди искони мятежных ефремлян. Он избрал для этого нейтральный пункт, не принадлежавший до сих пор ни одному колену, тоже лежавший почти в средине земли евреев, опиравшийся с юга на могущественное и родственное Давиду колено Иудино и господствовавший по своему крепкому положению над северной половиной земли» ( Я. Богородский , «Еврейские цари», с. 151). Милло – один из холмов Сионской возвышенности. 2Цар.5:13 .  И взял Давид еще наложниц и жен из Иерусалима, после того, как пришел из Хеврона. По понятиям того времени, величие монарха измерялось, между прочим, и количеством его жен и наложниц. 2Цар.5:14 .  И родились еще у Давида сыновья и дочери. И вот имена родившихся у него в Иерусалиме: Самус, и Совав, и Нафан, и Соломон, 2Цар.5:15 .  и Евеар, и Елисуа, и Нафек, и Иафиа, 2Цар.5:16 .  и Елисама, и Елидае, и Елифалеф, [Самае, Иосиваф, Нафан, Галамаан, Иеваар, Феисус, Елифалаф, Нагев, Нафек, Ионафан, Леасамис, Ваалимаф и Елифааф]. Ср. ( 2Цар.3:2–5 ). 2Цар.5:17 .  Когда филистимляне услышали, что Давида помазали на царство над Израилем, то поднялись все филистимляне искать Давида. И услышал Давид и пошел в крепость. «Поднялись все (см. пр. к ( 1Цар.6:17 ) ) филистимляне искать Давида». Пока Давид оставался царем одного Иуды, он был не опасен для филистимлянского протектората в Ханаане; сделавшись же царем объединенного Израиля, мог легко положить конец этому протекторату.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002