Препятствием для деятельности иезуитов в Кёльне было негативное отношение к новому ордену католич. архиеп. Кёльнского Германа фон Вида (1477-1552), к-рый к нач. 40-х гг. XVI в. стал сторонником Реформации. Он поддерживал переписку и лично встречался с Мартином Буцером (1491-1551) и Филиппом Меланхтоном (1497-1560), при участии которых стремился реформировать в протестант. духе церковную жизнь в архиеп-стве. Желая воспрепятствовать деятельности иезуитов, архиепископ убедил городской совет ликвидировать организованный К. общинный дом; иезуитам было разрешено присоединиться к картузианцам, к-рые приняли их в своем мон-ре и оказывали им покровительство (см.: PCEA. Vol. 1. P. 103-113). Столкновение с архиеп. Г. фон Видом принесло К. известность среди противников Реформации; постепенно о К. как о защитнике католицизма стали узнавать церковные и светские власти за пределами Кёльна. По поручению местного духовенства он ездил на заседание рейхстага в Вормсе (1545), где вручил имп. Карлу V петицию с просьбой защитить католич. веру в Кёльне от посягательств Г. фон Вида. Впосл. К. еще неск. раз встречался с императором и обращался к нему и к влиятельным князьям (в т. ч. к Георгу Австрийскому, кн. и архиеп. Льежа) с ходатайствами о низложении Г. фон Вида. С началом Шмалькальденской войны (1546-1547) Карл V смог открыто выступить против архиепископа и обратился к папе Римскому Павлу III с требованием положить конец его протестант. деятельности. 3 июля 1546 г. папа Павел III низложил Г. фон Вида с кафедры и отлучил его от католич. Церкви, однако тот еще почти год управлял архиепископством; лишь 25 февр. 1547 г. Карл V вынудил его отказаться от княжеской власти. Кёльнскую кафедру занял ревностный католик Адольф фон Шаумбург, запретивший протестант. проповедникам появляться в пределах архиеп-ства. Осенью 1544 г. К. читал в коллегии Монтанум курс лекций по Евангелию от Матфея. В 1546 г. он подготовил и издал в Кёльне 2 собрания святоотеческих творений: 3-томное собрание сочинений и писем свт.

http://pravenc.ru/text/1470217.html

Болонский мир (1530) между Карлом V и папой Климентом VII и последовавшая за ним имп. коронация Карла не привели к примирению сторон. Император требовал созыва Собора для проведения церковной реформы, полагая, что решить проблему религ. раскола в Германии император может только вместе с Римским папой, сохранив при этом руководящую роль за собой. По его указанию при подготовке Аугсбургского рейхстага (1530) теологи с обеих сторон сформулировали основные положения лютеран. и католич. вероучений (соответственно Аугсбургское исповедание и «Конфутация» (см. ст. Аугсбургского исповедания апология )). Лютеране отвергли требование подчиниться папе до решений буд. Собора и заключили Шмалькальденский союз германских протестантов (1531). В 1532 г. на ведение войны против турок потребовались деньги и войска, поэтому император снова пошел на уступки протестантам и временно разрешил следовать Аугсбургскому исповеданию, к-рое, однако, распространялось только на лютеран. Г. воспринимали улаживание религ. разногласий в первую очередь как способ решения политических проблем. В инструкциях брату Фердинанду от 1536 г. Карл V отмечал, что углубление религ. раскола создает серьезную угрозу политическому положению императора в Германии. В письме от 1538 г. к младшей сестре Маргарите, наместнице Нидерландов, он подчеркивал необходимость идти на компромисс в религ. вопросе, чтобы предотвратить окончательный раскол Германии, где уже началась секуляризация церковных княжеств, возникла опасность отпадения от католич. веры даже Кёльнского архиеп-ства. Переход в лютеранство одного из 3 церковных курфюрстов изменил бы расстановку сил в коллегии, избиравшей императора, в пользу протестантов (к этому времени уже 3 светских курфюрста - Саксонский, Бранденбургский и Пфальцский - перешли в лютеранство). В 1541 г. султан Сулейман I захватил столицу Венгерского королевства Буду, что на короткое время объединило Г. с нем. протестант. князьями, обещавшими поддержать поход против турок и освободить Буду. На Регенсбургском рейхстаге (1541) император вновь вынужден был пойти на уступки лютеранам, к-рым он обещал прекратить судебные преследования и разрешил владеть церковным имуществом. Собор, созванный в 1545 г. в Тренто (см. Тридентский Собор ), на территории, подвластной Г., не решил вопроса о примирении католиков и протестантов. Стараясь избавиться от давления со стороны императора, папа в 1547 г. временно перенес Собор в Болонью. Отсутствие единства с Папским престолом делало положение императора в Германии еще более неустойчивым. Поэтому даже после победы над протестантами в Шмалькальденской войне (1546-1548) в религ. вопросе он снова вынужден был пойти на компромисс. Окончательное поражение императора в религ. вопросе зафиксировал Аугсбургский религиозный мир (1555).

http://pravenc.ru/text/161215.html

Всю эту грязь, замешенную на нескольких правдивых фактах и клевете, светские либеральные СМИ разносят, как вентилятором, во все стороны. Возмущаясь коварной тактикой советских спецслужб, поставивших в 1970-х годах цель разрушить Церковь изнутри, нынешние диссиденты гораздо более успешно решают эту дьявольскую задачу. Средневековое церковное диссидентство, после продолжительных войн с официальным Римом, вылилось в итоге в Реформацию, разделившую Запад на католицизм и протестантство. Любопытно, что протестантизм, поначалу декларировавший строгие моральные принципы в своей доктрине, в современном мире выродился в издевательскую насмешку над первоначальным самим собой. Если бы Лютер восстал из гроба, то непременно предал бы анафеме нынешних геев-священников, лесбиянок-епископов, однополые браки и прочую либеральную мерзость, стремительно проникающую именно в протестантские деноминации. За что, собственно, так яростно в течение ста лет (считая от начала шмалькальденской войны в 1546 г. до вестфальского мира в 1648 г.) боролись «чистые» протестанты с «падшими» католиками, чтобы через 350 лет ввести доктринально в свое вероучение все те соблазны и нравственные пороки, которые католики все-таки старались совершать тайно (если не считать совсем уж одиозных личностей типа папы Александра VI Борджия)? Давно известно, что для воинствующей Церкви гораздо большим испытанием является продолжительный мир, чем времена гонений. Именно в мирное время, о котором в церквах молятся за каждым богослужением и которое милосердный Господь дарует просящим, превращает христиан в расслабленных и теплохладных. Еще древнегреческий философ Платон в своей «Республике» высказал верную мысль, ставшую афоризмом: «Сильные люди создают хорошие времена. Хорошие времена рождают слабых людей. Слабые люди создают трудные времена». Мы сейчас живем в мирное время, и только безумец может желать войны и гонений, чтобы очистить церковный организм от нравственной проказы, наиболее заразной и опасной в тепличных условиях.

http://pravoslavie.ru/120728.html

Георг Саксонский, герц. Генрих II Брауншвейгский, Альбрехт II, архиеп. Майнцский, и Матеус Ланг фон Велленбург, архиеп. Зальцбургский), ее внутренней непрочности (противоречия между Габсбургами и баварскими Виттельсбахами), так и из-за того, что, ведя войны с Францией и с Османской империей, император был остро заинтересован в поддержке немецких, в т. ч. протестантских, князей и городов. Члены Шмалькальденского союза соглашались предоставить императору военную помощь в борьбе с турками только при условии свободного распространения протестантизма на нем. территориях, входивших в состав Свящ. Римской империи. К. был вынужден принять это условие и подписать компромиссный Нюрнбергский религ. мир (23 июля 1532). По условиям мира преследования за веру прекращались, а рассмотрение в имперском камеральном суде дел против протестантов приостанавливалось. Император получил значительную субсидию; в окт. 1532 г. было собрано войско ок. 80 тыс. чел., к-рое выступило против подошедшей к Вене тур. армии. На Шпайерском рейхстаге 1544 г. императору удалось вновь получить финансовую помощь нем. князей в войне с Францией после обещания выполнить требования протестантов: прекратить религ. тяжбы и юридически признать равноправие лютеран и католиков; был оговорен характер соглашения, правда временного,- до созыва вселенского или национального Собора или до нового соглашения между представителями различных конфессий. На рейхстаге в Шпайере в июне 1544 г. К. заявил о намерении созвать общеимперский Собор. Папа Римский Павел III выразил недовольство действиями императора, написав ему, что без согласия Римской Церкви такой Собор не будет иметь статус легитимного и что соглашение с протестантами противозаконно. Ж. Кальвин по этому поводу составил «Отеческое увещание римского понтифика Павла III, направленное непобедимейшему цезарю Карлу V, со схолиями» (Admonitio paterna Pauli III Romani pontificis ad invictissimum Caesarem Carolum V cum scholiis// Ioannis Calvini Opera quae supersunt omnia/Ed.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

Несмотря на это, Римско-католическая Церковь в Германии неудержимо шла к упадку. Все новые и новые правители, светские и духовные, вступали на путь реформы. Протестантизм все более и более упрочивал свои позиции. С одной стороны, права, данные Нюрнбергским миром, продолжали действовать, с другой — Шмалькальденский союз превратился в могущественную протестантскую организацию. В первой половине сороковых годов протестанты постоянно шли от победы к победе. Они даже нашли возможным в 1542 г. выгнать из страны старого противника протестантизма Генриха Брауншвейгского и распространить свое влияние на города Гослар и Брауншвейг. Император Карл V из-за своего тяжелого политического положения вынужден был считаться с таким победоносным распространением протестантизма в его империи. Он придерживался внутри империи миролюбивой политики, а на сейме в Шпейере в 1544 г. предоставил протестантам такие широкие гарантии, что вызвал даже резкое осуждение своей уступчивости папой Павлом III. Однако именно с этого года император начинает готовиться к решительной войне с протестантизмом. В это время он победоносно закончил четвертую войну с Францией, заключил с ней умеренный мир, но поставил непременным его условием совместную борьбу с вероотступниками. Таким образом, успокаивая в Германии подозрения протестантов обещанием общих реформ если не на Соборе, то непременно на национальном сейме, за что протестанты помогли ему против Франции, он во Франции обеспечил себе союзника против немецких еретиков. Уже в 1544 г. война с Шмалькальденским союзом была для императора вопросом решенным, и только начало ее было вопросом времени. 1545 г. прошел в бесплодных попытках прийти к полюбовному примирению. Несогласия обеих сторон усилились, однако не до того, что война стала неизбежной. Кроме многих опасных признаков и тревожных случаев, знаменательно было и то, что на новом сейме в Вормсе в мае 1545 г. больше не было и речи об исполнении шпейерских обещаний. Между тем 18 февраля 1546 г. умер Лютер. 20 июля 1546 г. в виде объявления войны император Карл V послал в Германию декрет, которым объявлялась опала немецким протестантским князьям. Одновременно из Италии и Нидерландов двинулись войска императора. Весной 1547 г. император одержал полную победу над Шмалькальденским союзом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Резкие взаимные оценки встречаются лишь в частной переписке, вслед. чего они были известны только узкому кругу лиц, принадлежавших к ближайшему окружению Лютера и М. (см.: Scheible. 1992. S. 380-381; подробнее см.: Neuser. 1961; Scheible. 1996. S. 139-170). Хотя после смерти Лютера М. стал считаться неформальным лидером лютеран Саксонии, его авторитет среди протестант. князей и теологов Германии не мог сравниться с авторитетом Лютера, вслед. чего его возможности влиять на политическую и религ. ситуацию были весьма ограниченны. В 1-й пол. 1546 г. М. с беспокойством наблюдал за усилением политического влияния в Германии имп. Карла V, консолидировавшего вокруг себя противников реформационного движения, а также за многочисленными разногласиями и раздорами среди членов Шмалькальденского союза, к-рые относились друг к другу с возрастающим недоверием. В переписке М. высказывал в адрес вождей Шмалькальденского союза упреки в том, что в проводимой ими политике они руководствуются собственными политическими и экономическими интересами, а вовсе не заботой о поддержании и распространении евангельской проповеди. Несмотря на это, М., как и большинство лютеран, летом 1546 г. с воодушевлением воспринял начало Шмалькальденской войны, которая первоначально разворачивалась успешно для протестант. сил. Вместе с др. виттенбергскими теологами он отправил неск. посланий курфюрсту Иоганну Фридриху, в к-рых уверял его, что члены Шмалькальденского союза сражаются за правое дело, призывал к молитвам и выражал надежду на то, что Бог не допустит победы врагов евангельского учения (см.: CR. Vol. 6. Col. 122-124. N 3453; ср: Melanchthon Ph. BW: Reg. N 4276, 4365). Переход герц. Морица Саксонского (1521-1553) на сторону имп. Карла V, обещавшего даровать ему титул курфюрста Саксонского, стал для М. неожиданностью. После того как войска герц. Морица вторглись во владения курфюрста Иоганна Фридриха, занятия в Виттенбергском ун-те прекратились. В нач. нояб. 1546 г. М. с семьей покинул Виттенберг. Первоначально он остановился в находившемся на нейтральной территории Цербсте, после поражения лютеран. войск в битве при Мюльберге (24 апр. 1547) переехал в Магдебург, а затем - в свободный имперский г. Нордхаузен, где он мог чувствовать себя в относительной безопасности (см.: Melanchthon Ph. BW: Reg. N 4437, 4441, 4740, 4752). Поражения лютеран. князей в войне М. рассматривал как наказания Божии за их личные грехи и недостаточно ревностную поддержку евангельской проповеди, однако после пленения лидеров Шмалькальденского союза имперскими войсками М. сменил критический тон и неоднократно обращался к ним со словами утешения, призывая к терпению и надежде на то, что Бог не оставит верных Ему христиан (см.: Scheible. 2016. S. 211-215).

http://pravenc.ru/text/2562808.html

в г. Шмалькальдене военно-политический союз (т. н. Шмалькальденский союз германских протестантов ) с целью защиты и поддержки дела Реформации. В союзе не было полного единства, были представлены и лютеране, и те, кто тяготели к цвинглианству. Итал. войны и противостояние тур. угрозе надолго отвлекли Карла V от внутренних проблем империи. Лишь в 1546 г., после подписания мира с франц. кор. Франциском I , император смог начать войну против Шмалькальденского союза, объявив, однако, что должен покарать его членов за нарушение законов империи (а не за религ. взгляды). Из Италии в Г. были переброшены 40 тыс. испан. солдат. Союзником императора выступил герцог-лютеранин Мориц Саксонский, получивший от протестантов прозвище Иуда. Имперские войска одержали победу в битве при Мюльберге (24 апр. 1547). Шмалькальденский союз был распущен, г. Виттенберг занят войсками Карла V. Мн. протестант. проповедники были вынуждены бежать из страны. Попытки лютеран. князей начать новые переговоры о религ. компромиссе провалились. Однако католич. князья, одобрявшие политику наступления на протестантов, начали опасаться явного усиления мощи императора. Ситуацией снова решил воспользоваться герц. Мориц Саксонский. Он резко изменил свою позицию и возглавил антигабсбургские силы, заручившись поддержкой и получив денежную субсидию от Франции. Титульный лист Библии Мартина Лютера (Аугсбург, 1535) Титульный лист Библии Мартина Лютера (Аугсбург, 1535) В 1552 г. князья неожиданно напали на императора, к-рому пришлось бежать из резиденции в Инсбруке, а французы по соглашению с герц. Морицем оккупировали Лотарингию. После переговоров, к-рые велись с участием Фердинанда, брата Карла V, на рейхстаге 1555 г. был заключен Аугсбургский религиозный мир , согласно к-рому устанавливалось равноправие католиков и лютеран. По-прежнему не были признаны права ни сторонников Цвингли, ни кальвинистов, ни тем более анабаптистов. За князьями закреплялось право определять офиц. религию подданных на своих землях. Впосл. этот принцип был кратко выражен в формуле: «Чья власть, того и вера». В Г. на время была заложена основа для мирного противостояния 2 групп княжеств с разными исповеданиями - католич. (австр. наследственные земли Габсбургов, Бавария, Франкония, Эльзас, духовные княжества на Рейне и в Сев.-Зап. Германии) и протестант. (Саксония, Бранденбург, княжества Сев. Германии, Брауншвейг, Вюртемберг, Гессен, В. и Н. Пфальц).

http://pravenc.ru/text/529064.html

Но для осуществления этих широких замыслов нужно было сначала победить враждебные кантоны, и в 1529 г. Цвингли настоял на объявлении им войны. С отрядом в 400 человек он сам лично отправился в поход. До вооруженного столкновения на этот раз дело не дошло и кончилось миром в Каппеле, признавшим в общих владениях свободу вероисповедания, но запрещавшим пропаганду нового учения в католических кантонах. Недовольный такой развязкой, Цвингли всячески старался довести дело до войны, хотя сам также не допускал католической пропаганды в Цюрихе. Берн, однако, был против войны, а он являлся важнейшим союзником Цюриха. Цвингли утратил значительную часть своего влияния. В 1531 г. по отношению к католическим кантонам была применена блокада — не пропускали подвоз припасов. Они объявили войну. Цюрихский отряд в 700 человек, в числе которых находился и Цвингли, 11 октября 1531 г. спешно выступил против войск кантона Цуг. В сражении при Каппеле протестанты были разбиты, а сам Цвингли убит. Его труп четвертовали и сожгли вместе с нечистотами, но Цюрих остался верен его учению. Но в других кантонах вопрос о вере должен был быть решен большинством. Протестантизм не одержал победы, но и не был уничтожен. По второму Каппельскому миру они должны были существовать в мире рядом. Это событие способствовало усилению Реформации в Германии в том отношении, что северогерманские города, потеряв опору в Швейцарии, без колебаний присоединились к Шмалькальденскому союзу. Таким образом, и здесь, как в Германии, недостает одной объединяющей силы, которая, действуя в определенном направлении, могла бы окончательно решить религиозный вопрос и даровать единство или реформе, или Церкви. Из спорящих сторон ни одна не сильна настолько, чтобы уничтожить другую, и, таким образом, результатом здесь и там остается дуализм Церквей и исповеданий. С деятельностью Цвингли был связан новый принцип церковного устройства — полномочие общины. Решительнее, чем Лютер, Цвингли отвергнул всю внешность Древней Церкви, но зато этим принципом он дал миру толчок, оказавший, как мы еще увидим, неизмеримо плодотворное действие не только на церковную, но и общественногосударственную жизнь. РЕФОРМАЦИЯ ЖАНА КАЛЬВИНА

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

В марте 1526 г. Франциск I был освобожден из плена и приступил к созданию антигабсбургской коалиции. Образованную в том же году Коньякскую лигу, в которую помимо Франции вошли Венеция, Генуя, Флоренция и Милан, поддержал папа Римский Климент VII. Итал. члены лиги начали военные действия против императора, стремясь изгнать его из Милана. 6-8 мая 1527 г. нем. наемники на службе у императора самовольно захватили и разграбили Рим. Папа спасся, укрывшись в замке Св. ангела. На сближение с К. он пошел только после поражения в авг. 1528 г. французов, осаждавших Неаполь. Договоры, заключенные в 1529 г., подвели итоги войны с Коньякской лигой: Франциск I отказался от притязаний на Италию, сохранив только Пьемонт, и на Фландрию и Артуа, фактически принадлежавшие К., и обещал императору помощь в борьбе с турками, итал. гос-ва утратили возможность вести самостоятельную политику в борьбе между Францией и Свящ. Римской империей - Генуя вошла в зону габсбургского влияния, Венеция перешла к политике нейтралитета. Результатом войны стала и имп. коронация К. В 30-х гг. XVI в. значительную роль стали играть новые факторы, ослаблявшие позиции К. в противостоянии с франц. королем: в Германии оформился протестант. Шмалькальденский союз, а Франциск I вел переговоры о создании антигабсбургского военного союза как с турецким султаном Сулейманом I Великолепным, желавшим ослабления власти императора для захвата турками Венгрии, так и с немецкими князьями (напр., он способствовал браку герц. Вильгельма Юлих-Клевского, конфликтовавшего с К. из-за герц-ства Гелдерн, на своей 13-летней племяннице Иоанне (см. Жанна д " Альбре ), впоследствии брак был аннулирован). Поводом к новому военному столкновению стала смерть миланского герц. Франческо II Сфорца (1535). К. захватил Милан и объявил Ломбардию владением Испании. Франциск I предъявил претензии на Савойю (его мать, Луиза Савойская, была старшей сводной сестрой герцога) и захватил ее и большую часть Пьемонта с Турином. К. вторгся в Прованс и дошел до Экс-ан-Прованса, но решил не осаждать хорошо укрепленный Авиньон, а вернуться в Испанию. В кон. 1536 г. по негласному договору с французами турецкий флот встал в Марселе, угрожая Генуе. В 1537 г. командующий турецким флотом пират Хайр-ад-Дин (Хайруддин) Барбаросса совершил ряд набегов на итал. побережье и осадил Корфу (Керкиру). К. пришлось начать мирные переговоры, 18 июня 1538 г. было заключено Ниццкое перемирие, по условиям которого Франция удержала за собой Савойю и значительную часть Пьемонта.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

По просьбе Ретика О. взял на себя руководство подготовкой 1-го издания наиболее важного сочинения Коперника - «О вращениях небесных сфер» (De revolutionibus orbium coelestium), к-рое вышло в Нюрнберге в 1543 г. Этому изданию О. предпослал опубликованное без указания автора предисловие (текст и комментарий см.: Osiander. GA. Bd. 7. S. 556-568. N 292). В нем подчеркивалось, что учение Коперника является лишь математической «гипотезой», поэтому читателям не следует относиться к нему как к претендующему на физическую или философскую истину. Согласно рассуждениям О., такую истину в области астрономии ученые вообще не могут найти, «если только им это не будет открыто от Бога». Подобные оговорки, сделанные О. с целью предупредить обвинения со стороны теологов, прямо противоречили отраженным в предисловии к сочинению взглядам самого Коперника, к-рый считал полученные им результаты не просто вероятными гипотезами, но достоверными научными истинами. Из-за анонимности предисловия его подлинный автор долгое время не был известен широкому кругу читателей сочинения. Тем самым О. невольно бросил тень на научную репутацию Коперника; лишь в XVII в. последователи Коперника смогли доказать, что ученый не принимал к.-л. участия в написании предисловия и никогда не одобрял его (подробнее см.: Wrightsman. 1970). В начавшейся в 1546 г. Шмалькальденской войне Нюрнберг по решению городского совета придерживался нейтралитета. О. не был согласен с такой умеренной позицией. Как и др. лютеран. теологи, в проповедях периода войны он оправдывал неповиновение протестант. князей императору, подчеркивая, что христианин обязан повиноваться светской власти лишь до тех пор, пока она не принуждает к поступкам, противоречащим Слову Божию (см.: Osiander. GA. Bd. 8. S. 477-484. N 335). После завершения войны весной 1547 г. разгромом протестант. войск городской совет Нюрнберга в условиях полного военного превосходства имп. Карла V, под контролем к-рого находились почти все южногерм. города и области, принял решение пойти на уступки императору и принять Аугсбургский интерим (промежуточное постановление; см.

http://pravenc.ru/text/2578231.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010