Значение непонятных слов, встречающихся в тропарях и кондаках Адамант – крепкий, тверже всех камней – алмаз. Амалик – могущественный кочевой народ в Аравии. Аркуд – медведь. Бдети – бодрствовать, не спать. Безменство – безмерно, без перемены. Безответные – не способные оправдаться, защищаться (букв, не могущие дать ответ в свое оправдание на суде). Бесерменский – неверный; татарский или турецкий; мусульманский. Блато – грязь, болото, тина, ил; блатней – заболоченной. Богатно – обильно, изобильно. Брати, братися – воевать, сражаться. Брашно – снедь, пища. Валсам – бальзам. Валя – цена, стоимость (др.-русск.). Варить – двигать, приводить в движение. Ведати – знать. Велегласно – в полный голос, громко. Велелепие – великолепие, величие. Вельми – весьма. Вемы – знаем, ведаем. Вено – выкуп за невесту. Вепрь – дикий кабан. Вериги – узы (оковы). Вертеп – пещера. Взбранный – храбрый, сильный в сражении. Вина – причина. Вития – оратор. Витийствовати – красноречиво и убедительно говорить. Вожделеть – сильно желать, любить, стремиться. Возгнещающий – зажигающийся, распаляющийся. Возмездитися – получить награду. Возследствовать – последовать. Воньже – в который. Воня – благовоние, благоухание. Восписуем – благодарение возсылаем. Восхитити – похитить, отнять. Выну – всегда, непрестанно, во всякое время. Выспрь – вверх. Выяшея. Вящше – более, лучше. Годе – угодно. Грезн – виноградная лоза. Дароносить – приносить дары. Двизание – побуждения. Деля – ради. Деспот – правитель, царь (греч.). Дерзновение – иметь смелость, отваживаться, смело устремляться. Дерзость – злодейство, наглость. Дея – деятельно, самим делом учил. Диадима – царский венец. Долги – грехи. Дольняя – внизу, на земле находящееся, земное. Дондеже – доколе, пока; до тех пор, как. Достодолжно – по достоинству, по справедливости. Доящая – кормящая грудью младенца. Дручашеся – томиться, истаивать. Душетлительный – растлевающий душу. Е – то, оное, его. Егда – когда. Жестость – суровость. Животный – имеющий в себе жизнь, подающий жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вопреки - в ширину, поперек, против, напротив. Воскрилие - край одежды, бахрома. Восперяти - возносить мысли, ум, возноситься мыслями, умом. Вотще - напрасно, всуе, втуне, попусту, даром. Воцерковление - включение в число членов Церкви. Вперяти - устремлять, обращать внимание. Враждовати - иметь вражду, негодовать, сердиться. Вратаадова - под этим образом подразумеваются силы диавола. Вратник - стражник у ворот. Вращатися - обращаться, оборачиваться, возвращаться назад. Вредоносный - приносящий вред. Вресноту - подлинно, поистине, действительно. Вретище - одежда из грубого холста, покаянное одеяние, худая одежда, мешок, грубая ткань, рубище. Всевидец - Бог, видящий ,и знающий все, даже самое сокровенное. Всегубитель - тот, который все погубляет, т.е. диавол. Вседержитель - Бог, содержащий все сотворенное в Своей власти и всем управляющий. Вседушно - всей душой. Всезлобный - исполненный всякого зла, крайне пагубный. Всепетый - всеми и повсюду воспеваемый, прославляемый. Всеплодие - плоды всякого рода, урожай всего. Всесожжение - еврейская жертва, в которой животное сжигалось целиком. Всехвальный - достойный всякой похвалы. Всеядец - все пожирающий, т. е. ад или смерть. Вскую - зачем, для чего, почему, почто, ради чего. Вспять - назад, обратно. Всуе - напрасно, попусту, тщетно. Вся - все; всяческая - все, всех. Всяко - отнюдь, вовсе. Второпервый - первый после второго. Выну - всегда, во всякое время. Высоковыйный - высоко поднявший голову, гордый. Вышний - верхний; горний, свыше являемый. Выя - шея. Вящше - более. Вящший - больший, лучший. - Г- Гаввафа - каменный помост перед главным судебным местом, бывшем в Иерусалиме. Гад - пресмыкающееся животное и ползающее насекомое. Гаждение - порицание, " хулСбрань, ругательство, злоречие, поношение. Газофилакия - казнохранилище, общественная сокровищница. Ганание или гадание - загадка, гадание, намек, узнавание будущего по какими-либо признакам; загадочное сказание. Гвоздиные язвы - раны, пробитые гвоздями. Геенна огненная - место вечных мучений в огне и сами мучения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2088...

Поэтому мы шли в переводе за греческим текстом; сирийский извод однозначно фиксирует ортодоксальную интерпретацию образа, заменяя слово «Невеста» формулой « Церковь моя». Царь на темени ее явлен… – Бог Отец, верховное, непостижимое начало, описывается в литературе сирийско-гностического круга как «глава» Ахамот. В одном фрагменте Вардесана Ахамот восклицает: «Бог мой, глава моя, зачем Ты меня оставил!» Двунадесять апостолов. – Евангелия говорят о 12 апостолах ( Мф. 10:2–4 и др.) и «других 70 учениках» ( Лк.10:1 ); в церковной традиции число «70» было заменено на 72­12х12/2 (ср. число старейшин в Исх. 24:1 : Моисей † Аарон † 70 старейшин ­­ 72). В греческом изводе более загадочное число 32, без упоминания апостолов. Язык ее подобен завесе во Храме… – Имеется в виду двойная завеса, отделявшая в Иерусалимском храме помещение, которое называлось Святая Святых; туда имел право входит только первосвященник один раз в году для молитвы за весь народ. Здесь первосвященнику уподобляется звук сакральной речи, «подвигающий» завесу языка. Ее выя подобна башне… – Ср. экзотическую образность ветхозаветного текста: «Шея твоя, как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем» ( Песн. 4:4 ). Место чистых Эонов. – Перевод по греческой версии; в сирийской версии – «страну жизни». …перстов ее десятерица… – Число пальцев уподоблено Десяти эонам (Декаде), образующим вместе с начальной Осьмерицей (см. примеч. к тексту «Гностическая хороводная песнь») и замыкающей Дюжиной (Двунадесятое Число, там же) Тридцать эонов – Полноту, или Плерому. В системе гностика Птолемея состав Декады таков: эоны Глубинный, Смешение, Нестареющий, Единение, Самородный, Наслаждение, Недвижный, Растворение, Единородный, Блаженство. Возможно, было эзотерическое учение, соотносившее каждый палец обеих рук с одни из эонов Декады. Град – Имеется в виду райский град, т.е. Небесный Иерусалим из гл. 21 Апокалипсиса. Интересно, что число этого града – 12 (12 ворот и 12 ангелов ворот, 12 оснований стены, 12 драгоценных камней, украшающих эти основания, 12000 стадий в длину, ширину и высоту, 144­12х12 локтей как мера стены); между тем все в той же гностической системе Десятерица «отмыкает» именно Двунадесятое Число.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

87 - прекрасное - соразмерность души и тела; то же и 88с о прекрасном и хорошем; Phaedr. 279b - Сократ молится Пану, чтобы стать прекрасным в своем внутреннем мире и выявить это вовне; Criton 52c, Prot. 317c, 333d, Phaedr. 236d, 252a, R.P. III 405d, X 605d, Theaet. 195d, Legg. VI 762e - " скромничать " , " рисоваться " , " красоваться " , " хвалиться " , " тщеславиться " , " быть самодовольным " , " благоденствовать " ). К этой же последней категории можно отнести calocagathia - " состояние, способное выбирать наилучшее " (Def. 312a), a также " противоестественные ухищрения " (Gorg. 492с). Если не считать таких более стертых выражений, как о внутренней и внешней красоте языка или речи (Crat. 408b, 409c, Phileb. 43; более ярко в Conv. 198b), то очень яркая эстетика, выражающая благородное мужество души во внешнем образе красивого коня и безобразие неблагородной части души тоже в виде коня, находится (как мы уже знаем) в следующих словах: " Итак, один из коней более прекрасный, с виду прям, строен, шея у него высокая, нос орлиный, масти белой, глаза черные, он - поклонник чести, здравомыслия и стыдливости, друг истинный славы, в понукании этот конь не нуждается, управляется лишь словесным приказом возничего. Другой конь - сгорбленный, тучный, кое-как сложенный, выя у него крепкая, шея короткая, нос тупой, масти черной, глаза светлые, крови преизобилие; он друг наглости и хвастовства; у ушей косматый, глухой, еле-еле бичу и стрекалам поддающийся " (Phaedr. 235). При этом правитель души - ум уподобляется здесь возничему, а вся душа - колеснице. Прекрасное и другие области. Но когда Платон дошел до прекрасного как синтеза внутреннего и внешнего, он все еще и здесь не прекращал то сближать прекрасное с какими-нибудь соседними областями, то противопоставлять его этим областям, не входя в анализ того, что такое само прекрасное. Прекрасное близко к доблести духа (Critias 112е), мудрости (Prot. 309с), мудрости и Эросу (Conv. 204b), благому вообще (Tim. 87с), похвальному и благому (Prot.

http://predanie.ru/book/219661-iae-ii-so...

Воздвижение – возвышение, поднятие. Воздух – под этим словом разумеют покров, которым покрывают во время литургии и потир и дискос вместе. Воня – благовоние, благоухание. Воплощение – принятие на себя плоти, вочеловечение. Воскресение – возстание из мертвых, оживотворение. Вочеловечитися – человечестно воспринять, человеком стать. Вседержитель – всемогущий Бог. Вульгата, слово латин., значит общенародный, ославленный, оглашенный. Под этим именем разумеют латинскую Библию , которую исправил Иероним по сличении ея с подлинником еврейским и греческим. Эта вульгата употребляется в римской церкви. Выну – всегда. Выяшея. Вечная память – вечное блаженство. Виссон – тонкая пряжа, употреблявшаяся на полотно, желтого или пурпурового цвета. Гефсимания – долина при горе Елеонской, где молился Христос пред Своим страданием. Глаголати – говорить, сказывать. Глагол – слово, речь. Голгофа, слово еврейское, значит лобное место находящееся близ Иерусалима, на западной стороне. Горе – вверх, вверху, высоко. Град Иудов есть Хеврон, который был дан колену Иудину. Гроб – в Св. Писании иногда означает пещеру, в которой погребались умершие. Диптихи – две таблицы при жертвеннике в алтаре, из коих на одной изображены имена живых, а на другой – умерших; эти таблицы читаются диаконом при проскомидии. Теперь их называют синодики, поминанья или помянники. Дискос, греч. слово, от  δσκος – блюдо, на котором полагается святый хлеб во время литургии. Дискос на литургии означает одр, на который, по снятии с креста, было положено тело Христово, при чем священник и диакон знаменуют Иосифа и Никодима. Доброподобный – славный победами. Довлеет – довольно, полно. Дориносимый – состоит из греческ. слова  δρυ – копье, и русского «носимый», т.е. окруженный, носимый стражами и телохранителями. Достояние – наследие, наследство, имение. Еврей – есть общее название иудеев, кои происходят от Евера, правнука Симова. Единоборец – μονομχος – который борется с другим, один на один. Елей – деревянное масло, выжатое из оливковых ягод.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вретище – плохая, грубая одежда; дерюга; скорбное одеяние. Вреяти – кипеть; пениться; разгорячаться; бить ключом; выкипать. Вреяти – ввергать; вметать; вталкивать. Всеблаголепный – великолепный. Всевидно – всенародно. Вседетельный – все создавший. Всеконечне – совершенно. Всекрасный – самый красивый. Вселукавый – самый коварный, т. е. диавол. Всеоружие – полное вооружение. Всепетый – препрославленный; всеми или всюду восхваляемый. Всесожжение – жертвоприношение, при котором жертва сжигалась целиком. Всечреждение – богатое угощение. Всеядец – тот, кто всех поедает, т. е. ад, или смерть. Всеяти – посеять. Вскрай – по краю; близ; около. Вскую – почему? из-за чего? за что? Вспять – назад. Всуе – напрасно. Всяко – совершенно; совсем; вовсе. Вторицею – вторично; усиленно. Вчиняти – учреждать; узаконять. Выну – всегда. Выспренний – высокий; гордый. Выспрь – вверх. Высоковыйный – гордый; надменный; кичливый. Высокомудрствовати – высокоумствовать; гордиться. Вышелетный – предвечный. Выяшея. Вящший – больший. Вящше – больше. Г Гаггрена (читается «гангрена») – гангрена; антонов огонь; рак. Гадание – загадка; неясность. Гади (мн. ч.) – пресмыкающиеся. Гаждение – поношение; бесчестие; ругань. Газофилакия – казнохранилище во храме Иерусалимском. Ганание – загадка; притча. Гастримаргия – чревобесие; обжорство. Гащи – штаны; нижнее мужское белье. Геенна – долина Гинном около Иерусалима, где идолопоклонствующие иудеи при царе Ахазе сжигали своих детей в честь идола Молоха. Иносказательно: место будущих мучений, загробных наказаний. Генварь – январь. Гибель – трата; расход. Главизна – глава; начало; причина. Главотяж – головная повязка у иудеев. Глагол – слово; речь. Глаголати – говорить; рассказывать. Глаголемый – называемый; так называемый. Глас – голос; напев. Глезна – голень; ступня. Глоба – казнь; наказание. Глумец – кощун; пересмешник. Глумилище – место для скачек, плясок, маскарадов и т. п. Глумитися – забавляться; тешиться; получать удовольствие. Глумы (мн. ч.) – шутки; смех; игры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

Гордость не всегда легко распознать в ребенке. Это страсть, глубоко коренящаяся в сердце. Обычно ее можно распознать по некоторым внешним проявлениям в поступках ребенка. Вот некоторые признаки, по которым родители могут узнать, что в ребенке есть гордость. – Непослушание, упрямство, непокорность. Гордое дитя «начальникам и родителям своим не покоряется, ибо у гордых выя (шея) жестока и непреклонна» 542 . Они всегда хотят настоять на своем, на своих желаниях, все сделать по своей воле. Гордый не способен к отречению от своей воли и подчинению другим. Гордое дитя почти невозможно заставить попросить прощения. – Гордый ребенок не почитает старших, дерзок с ними и непочтителен, груб и презрителен с младшими. – Гордое дитя не любит увещаний и наставлений, считает себя всегда правым, не сознается в проступках. Гордый вразумлением раздражается, крайне не любит обличений. – Гордый обидчив, спорлив, задирист, гневлив. – Гордому свойственно честолюбие, искание похвал и отличий в школе и среди сверстников. Гордый во всем хочет преимущества пред другими, любит выказывать себя в словах и делах, быть везде первым и на виду, желает, чтобы все его хвалили, на него обращали внимание – на его одежду, наружность, способности, успехи и т.п. Тщеславный человек все делает напоказ, чтобы видели другие и хвалили. Честолюбивое дитя страшно переживает неудачи в учении, ропщет, злобствует на наставников и учителей, злословит их и порочит, винит во всем других, соперничает и завидует успевающим, во всем стремится к первенству. Гордый не терпит над собой превосходства, поэтому обычными спутниками гордости бывают гневливость, соперничество и зависть. – У гордого много самохвальства. Он высоко превозносит себя и свои дела, любит много говорить о себе. – Гордость нередко проявляется в надменности, высокомерии и спеси в обращении с другими. – Гордый сверх меры и безрассудно самонадеян и самоуверен, в нем много своеумия и зазнайства. – Гордый, чтобы скрыть свои недостатки или свои проступки, лжет и лицемерит.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Ее же сложил Творец из многих костей, чтобы и удобно сгибалась, когда человек хочет нагнуться, и при сгибе не могла ломаться. Питает ее хребтовый мозжечок, имеющий источником головной мозг. Что же должно сказать о руках, пользу которых провозглашают разнородные искусства? Но о них сделаем упоминание в следующем за сим слове. Посему для него соблюдем и повествование о пользе рук. Итак, взойди до выи и рассмотри ее устройство. Приведи себе на память столбы, снизу вверх просверленные, в которых много продольных скважин и в средине - самая большая, чрез которую водопроводы поднимают вверх большое количество воды и, распределяя оную, заставляют течь вниз, в другие скважины; и одну часть воды препровождают в южную часть города, другую - в восточную, третью - в западную, и четвертую - в северную. Такую же пользу и выя доставляет человеческому телу. Ибо, как говорил уже я, искусство подражает природе и в своих изобретениях уподобляется ее произведениям. Поэтому шея имеет у себя уста желудка и чреву препровождает пищу и питие; имеет также дыхательное горло, простирающееся от легких до гортани; имеет и кровеносные жилы, и жилы бьющиеся, чрез которые мозг принимает в себя кровь и воздух; питаясь же и возрастая сам, посредством соединенных с ним костей, препровождает хребтовый мозжечок в хребтовую кость, от которой питается весь костяной состав, а также идут нервы самые крепкие, толстые и тонкие, плоские и круглые, служащие к тому, что ими связываются суставы и мышцы получают движущую силу. Поелику же приходим к самой голове, то смотри, как она, подобно некоей крепости, стоит на виду в граде тела и. как некое богатство и сокровище, за самою крепкою оградою хранит головной мозг, потому что череп, подобно ограде и шлему (у греков подобоименны и череп, и шлем, как устрояемый по подобию черепа), окружая головной мозг, предотвращает, по возможности, угрожающий ему совне вред. Но чтобы мозг, будучи крайне нежен и весьма мягок, при ударении не терпел какого-либо повреждения от костей, которые жестки и упорны, Творец обложил его двумя покровами, которые у врачей называются мозговыми оболочками.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/547/...

К одеждам диакона принадлежат: Поручи (πιμανkια). – Поручи, иначе «нарукавники» (Чиновн., Лит. Преждеосвящ. даров), употребляются для того, чтобы стянуть края рукавов нижней одежды, как бы укрепить руки, сделать их более способными при священнодействовании. Поручи напоминают облачающемуся в них, что он должен уповать не на свои силы, а на десницу Господа, всемогущего и всеблагого Бога, на Его силу и помощь. При надевании поручей на правую руку иерей произносит (на литургии): «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости: десная рука Твоя, Господи, сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты». Надевая на левую руку произносит: «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя: вразуми мя и научуся заповедем Твоим». Когда архиерею надевают поручи на левую руку, тогда диакон произносит слова молитвы во 2-м лице: «Руце Господни сотвориста тя и создаста тя; вразуми тя и научишися заповедем Его». Поручи иереев и архиереев, изображающих собою Христа Спасителя, напоминают о тех узах, которыми были связаны пречистые руки Господа. иерей надевает поручи при полном облачении. Только при совершении крещения устав повелевает облачаться в епитрахиль, фелонь и поручи (См. Требник). К одеждам иерея принадлежат: Епитрахилий (πιτραχλων, πετραχλιον) Епитрахилий (от π – на и τρχηλος – шея, выя). «навыйник», есть одежда, объемлющая шею (выю) сзади и через грудь, простирающаяся донизу. Епитрахиль есть тот же диаконский орарь, только обернутый около шеи. В древности, при посвящении диакона в иереи, епископ, вместо того, чтобы возлагать на него епитрахиль, как это делается ныне, переносил только задний конец ораря на правое плечо так, чтобы оба конца висели спереди (Нов. Скр., ч. III, гл. 3, § 19). На это указывает и форма древних епитрахилей; они были складные, с пуговицами посредине. Потому и ныне употребляются епитрахили с крестами, нашитыми по два в ряд, и таким образом изображающие вдвое сложенный орарь. Епитрахиль означает освящающую благодать священства. Сходство епитрахили с орарем показывает, что иерей облечен саном диакона, и что дарованная ему, как диакону, благодать неотъемлема и по посвящении в иерея. Возложение епитрахили на оба плеча означает преимущество священника пред диаконом, – сугубую благодать священства. При облачении (на литургии) иерей произносит слова псалма: «Благословен Бог , изливаяй благодать Свою на священники Своя, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его» ( Пс.132:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Посему, если весь состав дельты простирается в бесконечность, так как от одних букв нарождаются другие, и одни непрерывно следуют за другими, то во сколько больше той стихии такое море букв? И если так беспредельна одна буква, то смотри, какая бездна букв всего имени, из которых состоит Первоотец, по учению Маркова Молчания. Посему–то и Отец, ведая Свою непостижимость, каждой из стихий, называемых также эонами, дал произносить свое собственное изречение, потому что одной нельзя изречь целого. 3.  Объяснив это Марку, Четверица сказала: «хочу показать тебе и самую Истину, ибо я низвела ее из вышних жилищ, чтобы ты увидел ее нагую и узнал красоту ее, даже услышал ее речь и подивился мудрости ее. Итак смотри: вверху голова, это — буквы: a и w, выя (шея) - b и y, плечи с руками g и c, перси (руки) - d и f, чресла — e и u, чpebo–z и t, тайные уды — h и s, бедра — q и r, koлeha–i и p, голени — c и o, глаза — l и x, ноги — m и n. Таково тело Истины, по учению этого чародее; таков вид стихии; таково очертание буквы. И сию самую стихию Марк называет Человеком и говорит, что она есть источник всякого слова, начало всякого звука, изречение всего неизреченного и уста безмолвствующего Молчания. И это — ее тело; а ты, возвысившись мыслию ума, услышь из уст Истины о Самородителе и Отцедателе — Слове». 4.  Когда Четверица сказала это, Истина, взглянув на Марка, открыла уста, и сказала слово; это слово было имя, а это имя есть известное нам и употребляемого нами имя: Христос Иисус. Сказав это имя, — Истина тотчас умолкла. А когда Марк ожидал, что она будет, говорить что–нибудь еще, Четверица опять вышла на средину и сказала: «маловажным почел ты слово, которое слышал из уст Истины. То имя, которое ты знаешь и которым думаешь владеть, не есть древнее имя, ибо ты владеешь только звуком его, а силы не знаешь. Имя — Иисус есть имя знаменательное, состоящее из шести букв, известное всем чадам призвания. Но у эонов Плиромы оно многочастно и имеет другой образ и другой вид и оно знаемо тем, которые сродни Ему и величества которых всегда пред Ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010