30 марта 1887 г. священник Архангельской церкви села Федосьино о.Алексий Бардинский составил метрику на храм, где содержалось описание деревянной церкви 1762 года. В метрике приводятся следующие сведения о состоянии Михаило-Архангельской церкви с.Федосьино: «1. Во имя Архистратига Божия Михаила, состоящая в Московской губернии, Коломенском уезде, в селе Федосьино. 3. Церковь построена в 1762 году. 4. Деревянная. 6. Церковь основана на ровном месте. 9. Церковь построена столпообразно, верх из 8 граней, одноэтажная. 10. Алтарь состоит из 5 граней. 11. Размеры церкви: вышина - 45 аршин, длина - 30 аршин, ширина - 10 аршин. 13. Церковь обшита тёсом, резьбы нет. 16. Карнизы из тёса, в виде поясков. 18. Кровля на сводах храма дуговая на все скаты, железная, окрашена масляною краскою. 19. Фонарь устроен прямо над сводом храма, на фонаре имеется шея. 20. На церкви глава одна, покрыта железом и окрашена масляной краской. 21. Крест на главе деревянный, обит железом, восьмиконечный, цепей нет. На вершине креста ничего нет. 22. Окна в храме четырехугольные, в 4 просвета, обшиты изнутри и снаружи наличниками. Решётки в окнах железные, в 4 столбика. 23. Дверей в храме двое - деревянных, обиты листовым железом. Петли простые. 25. Паперть устроена с одной стороны. 26. Церковь внутри устроена в виде квадратной палаты. Алтарь отделяется деревянным иконостасом. Приделов нет. 27. Своды храма устроены без опоры на столбах. 30. Пол деревянный одинаковый. 31. Алтарь без разделений. Окон в нем три. Помост возвышается на две ступени. 32. Престол деревянный, длина и ширина его - 1 аршин 2 вершка, высота - 1 аршин 6,5 вершков. 36. На левой стороне святого престола находится жертвенник деревянный, вышина его - 1 аршин 6,5 вершков, длина и ширина - по 14 вершков. 37. Иконостас столярной работы, о трёх ярусах, окрашен голубой краской. Царские двери состоят из двух створов, резные. Над Царскими вратами в резном сиянии резной позлащенный наподобие потира сосуд. 38. Солея пред алтарем деревянная, на 2 ступени выше помоста храма, решёткой не отделена. 39. Амвон полукруглый. 40. Клиросы устроены угольником, приставлены к стенам. 50. Колокольня построена в 1824 году, столпообразная, изображений и надписей нет. 51. Колоколов пять, слиты в царствование в бозе почившего государя императора Александра». 7 декабря 1893 г. скончался заштатный священник с.Федосьино Николай Бухарев.

http://sobory.ru/article/?object=38375

     Кто в доме главный? Если верить популярной песенке «папа в доме, конечно, главный, если мамы, конечно, нет», если верить глазам и ушам своим, оглядывая просторы многих знакомых домов, – то глава дома, пожалуй, чаще всего жена. И нередко муж совсем не против такого расклада. Меньше власти – меньше ответственности. Жена бывает главой семьи и тогда, когда декларируется, будто глава – муж. Это когда «жена – шея», куда захочу, туда голова и повернется. Можно встретить такие семьи, в которых глава – действительно муж. Настоящий глава, мудрый руководитель, которого все домочадцы действительно уважают, которого любят, советам которого действительно хотят следовать. И еще бывают сказочные, драконьи, многоголовые семьи. В них головами пытаются быть одновременно бабушки , и жена, и дети. У бабушек опыта больше, а детям – все самое лучшее. Трудно определить, кто при таком раскладе важнее и громче. Кто главный в доме? Почему, с какой стати – главный? Это вопрос не праздный. Это вопрос о том, зачем мы вместе. Почему, ради чего мы – семья. Главный тот, кто денег больше зарабатывает? Логично. Это когда мы живем ради денег. Главный тот, «на ком весь дом держится»? Тоже логично. Это когда чистый пол, горячий борщ и выглаженные рубашки, то есть «быт» и «комфорт» – то, ради чего мы живем. Дом возглавляет система ценностей семьи. Дом возглавляет система ценностей семьи, и эта система ценностей определяет все И эта система ценностей определяет все. Все. Как мы разговариваем друг с другом. С чего начинается наше утро. Как мы садимся за стол. Какая планировка комнат в нашем доме. Куда дети едут на лето. Как мы встречаем известие о беременности. Как мы встречаем смерть того, кого мы любили… Каждая семья с момента знакомства будущих супругов, с первых произнесенных слов о браке определяет для себя эту главную ценность. Эта ценность – то самое, что соединяет две души в один дом – или эта ценность постепенно вырастает вместе с устроением дома. Так или иначе, но именно эта ценность становится в основание дома и завершает, возглавляет его. Сначала это могла быть одна ценность – а постепенно ее подменит другая. А еще мы можем специально, сознательно отречься от одной ценности и посвятить свой дом совсем другой. Как на разрушенном капище вырастает монастырь, как языческий храм превращается в место служения Истинному Богу.

http://pravoslavie.ru/96881.html

     Ночью отец Борис спал плохо. Часто просыпался: в вагоне было душно, а от окна сильно дуло, в соседнем купе долго не ложились – смеялись, разговаривали, выпивали. Крепко уснул уже под утро и, разбуженный громким голосом проводницы, сначала не мог понять, где он вообще находится. Слезая с полки, почувствовал, как сильно болит шея: продуло. Глянул на часы: шесть утра. Веселая, бойкая проводница пошла дальше, громким голосом поднимая спящий народ: туалеты в старом вагоне были такими же старыми и закрывались задолго до каждой остановки. Соседи по купе уже встали. Рыженькая беременная Елена копалась в дамской сумочке, Геннадий уткнулся в ноутбук, Иван Николаевич читал книгу и выглядел, несмотря на свои 80 лет, свежим и бодрым. Улыбнулся отцу Борису: – Ехать еще порядочно – часа полтора… Вас ждем – позавтракаем вместе? И они, как и вечером, быстро накрыли стол и доели вчерашние припасы, в том числе вкуснейший капустный пирог тещи отца Бориса, Анастасии Кирилловны. Попили чаю, и даже Геннадий не отказался от совместного чаепития. Дорога сближает людей, и им уже казалось, что они давно знают друг друга. В окно светило весеннее солнышко, солнечные зайчики отражались от стекла, в соседнем купе царила полная тишина – утомились, бедные, ночью. Сдали постельное белье, переоделись, а времени всё еще оставалось много. Завязался разговор, и Елена спросила: – Батюшка, вот у меня бабушка – верующая. Я и сама в Бога верю – только в церковь редко хожу: знаете, времени не хватает. А родители у меня – совсем неверующие. Бывшие комсомольцы-добровольцы, коммунисты. Папа в райкоме когда-то даже атеистической пропагандой заведовал. Но они очень хорошие, добрые, порядочные люди. Им так трудно перестроиться… Ведь в детстве и молодости они слышали совсем другое… Геннадий, оторвавшись от ноутбука, хмыкнул: – Не обижайтесь, есть такая поговорка: «Горбатого могила исправит». Отец Борис улыбнулся: – А еще есть: «Господь Бог – старый Чудотворец». Мы даже не представляем, как и когда Он может привести к вере. Могу рассказать вам об одном своем знакомом.

http://pravoslavie.ru/78198.html

  разделы   рассылка  распечатать Сергей Чапнин Урок взаимопонимания и любви Источник:  Известия Год назад состоялось воссоединение Русской православной церкви Год назад 17 мая с утра шел дождь. И под ним безнадежно мокли все те, кто шел в храм Христа Спасителя на праздник Вознесения Господня. Мокли рясы, пиджаки и кофточки. Рамки системы безопасности тормозили всех: и тех, кто шея в храм через основной вход, и гостей, которые шли через нижний храм, и журналистов, которые шли отдельно. Казалось, даже погода хочет испытать наши намерения, проверить, сколько в нас простого любопытства и сколько – евангельской веры, надежды и любви... Акт о каноническом общении подписан. Единство Церкви восстановлено. Но как понять, что стоит за этими словами – формальная декларация или новая реальность? Чем запомнился прошедший год? Во-первых, ярким, памятным событием стал день подписания акта. Все участники единодушны: день 17 мая 2007 года запомнился как радостный праздник, как день торжества Церкви. Ни капли горечи, что мы – участники неудачного компромисса. Ни тени сомнения в том, что на это воссоединение действительно есть воля Божия. Пришел конец болезненному обособлению людей, не только исповедующих единую веру, но и открыто говорящих о своей верности Русской православной церкви. Порой кажется, что опыт примирения и воссоединения уходит из жизни современного человека. Как возможно найти силы для примирения, если мы снова и снова слышим о разделениях и кричащих, непреодолимых противоречиях? Наша человеческая слабость очевиднее всего проявляется именно в конфликтах. И сила Церкви тоже проявляется в конфликтах, точнее – в особом умении их преодолеть, покрыть любовью. Чаще всего эта сила Церкви проявляется в личной жизни человека, помогая преодолеть его собственные, не церковные и не общественные трудности. С этой точки зрения 17 мая 2007 года – удивительный, редкий день, когда упраздняется конфликт, который тянулся десятилетия и в который были вовлечены тысячи людей.

http://religare.ru/2_54162.html

Гридинская (Григорово). Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Никольская церковь 1790 – 1792 гг. в деревне Гридинская (Григорово) отдалена от Вельска примерно на 60 км. Деревня находится в стороне от основных дорог на берегу маленькой речки Елюги. Общее архитектурное решение памятника по существу такое же, как и церкви в Никифорове, но вся постройка поднята на подклет. В связи с этим было устроено высокое крыльцо, расположенное по продольной оси с западной стороны. От него сохранились только выпуски бревен, поддерживавшие верхнюю площадку, один резной столб, а на стене – следы от двухскатного покрытия. Широкий вход в церковь обрамлен пятью массивными колодами. Стены здания имеют обшивку; кровли алтаря, трапезной, полиц – металлические, но на луковицеобразном завершении сохранилось старое покрытие лемехом со следами окраски в зеленоватый цвет. Имеются старые фотографии, сделанные во второй половине ХХ в., где церковь запечатлена с утраченными ныне деталями крыльца. В тех местах, где утрачена обшивка стен, видно, что высокие окна имеют косящатое обрамление с выразительными крутыми затесками. Похоже, что окна не растесывались. При обследовании чердака трапезной выяснилось, что на верхних венцах имеются следы куриц, и в качестве основы для металлической кровли использовано много кровельных дороженых досок, окрашенных суриком. Несомненно, близко к первоначальному покрытие основного объема. Видно, что оно ремонтировалось, т.к. в верхней части лемех более поздний с гладкими краями, а в нижней части, защищенной от прямого попадания осадков, более старый – с городковой порезкой. Обращает на себя внимание решение завершающей части церкви в Гридинской. На большинстве деревянных храмов шея под главкой является обязательным элементом. Здесь же под главкой шеи как таковой нет, луковицеобразная восьмигранная пучина плавно подходит к основанию главки. Примерно так же, но с чуть более выраженной шеей был устроен верх церкви в Никифорове. Эту особенность мы в дальнейшем отметим и на некоторых других объектах.

http://sobory.ru/article/?object=16265

За окном мужской общей палаты петербургской больницы N было пасмурно, и, похоже, шел несильный дождь. Александр лежал и смотрел в серую мглу окна – окна в суетный и беспокойный мир, туманный клочок которого он мог наблюдать со своей койки. Кто-то сейчас так же, как и он, смотрит из своего скворечника на небо, затянутое осенними тучами, закрывшими своей пеленой радость тепла и солнца. Надолго ли?.. Александру казалось, что дождь будет идти вечно, и даже если он когда-нибудь поднимется с этой койки и выйдет на улицу, то на улице мельтешащей стеной преградит ему дорогу все тот же дождь, усталый и приторный. «Хоть бы уже сильнее пошел, – сквозь слабость подумал Александр. – Все веселее…» Ему представился просторный зал Академии художеств, благолепно отделанный и увешанный полотнами художников прошлых столетий. Через высокие окна зал заливали лучи августовского послеполуденного солнца. В здании этом ясно чувствовалась близость Невы, несущей свои воды неподалеку, близость чего-то торжественного и значительного, праздничного, не доведенного до своего апогея, но загадочно обитавшего под сводами здания. Воздух зала был пропитан мягким запахом, напомнившим Александру запах советских книг, которые в детстве он каждое лето брал из библиотеки по выписанному в школьную тетрадь списку. В углу зала на мягком, обитом узорчатым гобеленом стуле сидела пожилая женщина – старушка в тонком однотонном платье ярко-бордового цвета, подхваченном в талии таким же бордовым поясом. Она сидела бездвижно, слегка подавшись вперед и опустив голову настолько, что ее худая жилистая шея нависала параллельно полу. Против нее на стене зала висело большое полотно с евангельским эпизодом, где Христос дома у начальника синагоги воскрешает его дочь . Александр подошел ближе и начал разглядывать картину… У входа в дом остановились и осторожно наблюдают за происходящим трое апостолов, подле них развел руки отец девочки, а мать ее с надеждой тянется навстречу воскрешающему движению Христа… Взгляды всех выведенных художником на полотне людей прикованы к открывшей глаза хрупкой девочке. Свершилось?.. Подступив еще ближе, Александр пристально посмотрел на ее лик, ярко освещенный художником.

http://pravoslavie.ru/105223.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Заметки о русском: еще о доброте 05.12.2008 495 Время на чтение 7 минут Дурак русских сказок добрый, а следовательно, поступает по-умному и свое в жизни получит. Дурачок русских сказок уродливого коня-горбунка приласкает и жар-птицу, прилетевшую пшеницу воровать, отпустит. Мне не кажутся правильными банальные характеристики новгородских и псковских церквей как преисполненных только силы и мощи, как грубых и лаконичных в своей простоте. Для этого они прежде всего слишком невелики. Руки строителей словно вылепили их, а не " вытягивали " кирпичом и не вытесывали их стены. Поставили их на пригорках - где виднее, позволили им заглянуть в глубину рек и озер, приветливо встречать " плавающих и путешествующих " . Их строили в единении с природой, не чертили предварительно планы на пергамене или бумаге, а делали чертеж прямо на земле и потом уж вносили поправки и уточнения при самом строительстве, присматриваясь к окружающему пейзажу. И вовсе не противоположны этим простым и веселым строениям, побеленным и по-своему " приневестившимся " , московские церкви. Пестрые и асимметричные, как цветущие кусты, золотоглавые и приветливые, они поставлены точно шутя, с улыбкой, а иногда и с кротким озорством бабушки, дарящей своим внукам радостную игрушку. Недаром в древних памятниках, хваля церкви, говорили: " Храмы веселуются " . И это замечательно: все русские церкви - это веселые подарки людям, любимой улочке, любимому селу, любимой речке или озеру. И как всякие подарки, сделанные с любовью, они неожиданны: неожиданно возникают среди лесов и полей, на изгибе реки или дороги. Московские церкви XVI и XVII вв. не случайно напоминают игрушку. Недаром у церкви есть глаза, шея, плечи, подошва и " очи " - окна с бровками или без них. Церковь - микрокосм, как микромир - игрушечное царство ребенка, а в игрушечном царстве ребенка человек занимает главное место. Среди многоверстных лесов, в конце длинной дороги возникают северные деревянные церкви - украшение окружающей природы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Приходские заботы Рассказ священника 24.02.2021 988 Время на чтение 8 минут «ПП-по-дайте бб-больноому на лекааарства», - прозвучал за спиной тоскливый и жалостный призыв. Отец Серафим Розанов обернулся и увидел плохо одетого пожилого человека с протянутой правой рукой, судя по всему, явного инвалида. Он весь был какой-то перекошенный, шея скособочена, отчего голова занимала не то место, где ей положено быть, то есть над плечами по центру, а съехала набок, ближе к левому плечу. На протянутой длани не хватало двух пальцев. Через плечо нищего висела видавшая виды сумка из кожзаменителя, очевидно для подаяний. «Миша! Ты ли?» – узнал просителя священник. «Ой, да это ни-кк-ак о-от-ец Се-ра-ффим!» - обрадовался проситель. Двадцать пять лет назад отец Серафим служил на приходе в этом районном центре. Михаил был тогда его прихожанином. Только в те времена у него была работа, и он не побирался. Калека имел семью и даже родил дочь, которую иногда приводил причащаться. Потом священника перевели в отдалённое село настоятелем местного храма, и он потерял Михаила из виду. «Что с тобой случилось?» Паралитик попытался объяснить, но от волнения его и без того мало вразумительная речь превратилась в сбивчивое невнятное бормотание, так, что понять его стало совершенно невозможно. «А супруга твоя жива?» Михаил кивнул. «Ну, веди меня к ней». За четыре часа до этой встречи священник прибыл в районный центр по приходским и личным делам. Сделав всё задуманное и намеченное, решил зайти в Н-ский монастырь, который, подобно многим русским обителям использовался не по предназначению в советское время, но возродился в 90-е годы и сейчас переживал свой ренессанс. На выходе из главного собора обители, где почивали мощи местных старцев-подвижников, отец Серафим и встретил своего прежнего прихожанина. Они вышли из обители и сели в машину священника, припаркованную у ворот монастыря. Отец Серафим однажды давно был в гостях у Михаила, но уже не помнил адреса, и калека указывал дорогу. Ехать оказалось недалеко, всего с километр. Крошечный домишко о двух комнатах с терраской покосился и врос в землю. Небольшой обработанный участок сотки в четыре с грядками моркови, чеснока, лука и зелени и кустом мелких красных роз, тянущихся к подоконнику – всё убогое хозяйство. Услышав стук открываемой калитки, на порог вышла Вера - супруга Михаила, которую отец Серафим помнил крепкой молодой женщиной, тащившей на себе все заботы о ребёнке и муже-инвалиде. Он ещё удивлялся, отчего такая здоровая и довольно пригожая особа выбрала ущербного мужа и несёт столь тяжкий добровольный крест. На то могли быть свои причины. Возможно, предыдущие неудачи в личной жизни, когда человек решается на жертву из стремления хоть кому-то быть нужным в расчёте хотя бы на благодарность. Во всяком случае, Вера никогда не жаловалась. Впрочем, и в церкви появлялась редко, куда реже, чем её муж.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/24/...

Игумен Игнатий (Бакаев) В Рождество Иоанна Предтечи после литургии я служил молебен в профилактории, где поправляют здоровье социально ослабленные люди. Они были напряжены, глядели подозрительно. Даже молебен их не успокоил. Особенно воинственна была одна из женщин, лет 37, в футболке с короткими рукавами и с короткой стрижкой. Когда сели побеседовать, она расположилась напротив меня. Ноги закинула одну на другую, руки заложила за голову. «А можно вопрос?» – говорит. «Нет», – отвечаю я, потому что по поведению было ясно, что вопрос будет провокационным, из тех, на которые бессмысленно отвечать: тебя всё равно не услышат. «Он вор! – завопила женщина, тыча в меня указательным пальцем. – Он лжец, он баламутит вас, он хочет от вас денег, а сам даже имя Бога не знает! Ну, скажи, скажи, как имя Бога?» Стало ясно, что передо мной иеговистка. И ещё шестеро из присутствовавших, как я понял, подверглись обработке сектантов. Вместе с моей яростной недоброжелательницей они приехали в профилакторий из одного и того же интерната, где вовсю действуют иеговисты. А потом нас спрашивают, почему мы так настроены против сект, почему нам не хватает толерантности. Практически все они настроены против православия, и осуждение нашей веры – краеугольный камень их пропаганды. Так дробится наш народ, без того уже разделённый. Это не разномыслие, это война. Но хватает и богоборцев, доставшихся в наследство от прошлого. В Петров день отслужил литургию в Свято-Вознесенском храме села Озёл. Окрестил нескольких ребятишек. Пробыл на ногах более шести часов и очень устал. Выхожу на улицу и слышу обращённое ко мне: «Эй ты, дармоедище!» – и прочее, и прочее. Ругается пожилой мужчина, держится при этом на безопасном расстоянии. Не зная, что ответить, ухожу в квартиру Александры Васильевны – самой активной озёльской прихожанки. Когда вышел от неё, смотрю, мой оскорбитель стоит у калитки, закрывая мне проход. Спрашиваю: «Чем я тебя обидел? Что тебе сделал плохого?» Он опустил голову. Молчит. Я отстранил его, а человек, споткнувшись вдруг, начал падать и, схватив меня за цепочку священнического креста, буквально повис на ней. (Весу в нём было, наверно, около 90 кг, слава Богу, не повредил шейные позвонки, хотя шея потом болела несколько недель.)

http://pravoslavie.ru/48777.html

Малая Ламна. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты МАЛАЯ ЛАМНА. ЦЕРКОВЬ ВЛАДИМИРСКАЯ, 1-я треть 19 в. Расположена на погосте, вне села, в окружении деревьев. Кирпичная оштукатуренная церковь построена в 1823 г. на месте старой деревянной, известной с 1628 г. Небольшой сельский храм в стиле раннего классицизма, отличающийся провинциальной упрощенностью форм. Основной объем в виде приземистого двухъярусного четверика с более узким и низким пятигранным алтарем завершен пологой четырехгранной купольной кровлей с луковичной главой на тонкой восьмигранной шейке. К квадратной трапезной, равной по ширине четверику, с запада примыкает невысокая, несколько архаизированная колокольня (два четвериковых яруса с промежуточным полуярусом). Верхний ярус звона с крупными арками венчает на манер 17 в. восьмигранный шатер со слухами и главкой (сохр. лишь шея). Перед западным и боковым входами во 2-й пол. 19 в. устроены крыльца с фигурной кровлей бочкообразного профиля на двух массивных кирпичных опорах (укороченные колонны у западного крыльца и квадратные столбы с филенчатыми гранями - у боковых). Скромный декор фасадов состоит из лопаток на углах объемов, простых антаблементов с заметным выносом карниза и рамочных профилированных наличников с прямоугольными подоконными нишками. Края граней нижнего четверика колокольни рустованы (с выпуском угла), стены полуяруса прорезаны крупными проемами, парные пилястры фланкируют арки звона. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, алтарь - коробовым с граненой конхой, трапезная - коробовым с лотком с запада и распалубками над окнами. Проход из трапезной в собственно храм смещен к северу от основной оси. Переход от звона колокольни к шатру осуществлен через тромпы; лестница к звону устроена в толще западной стены трапезной - в ее южной части, со входом снаружи. Клеевая роспись выполнена во 2-й трети 19 в. Имеет значительные утраты. В кон. 19 в. поновлялась маслом в нижнем ярусе четверика, были добавлены композиции в алтаре и трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=07764

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010