Шенкурск. Троицкий Шенкурский женский монастырь. Храмы монастыря: Собор Троицы Живоначальной Церковь Зосимы и Савватия Соловецких Карта и ближайшие объекты В 1637 г. здесь был учрежден Свято-Троицкий женский монастырь, упраздненный в 1764 г. Он был возобновлен как мужской в 1778 г. (с 1865 г. – женский). На территории монастыря в 1853 г. был выстроен каменный Троицкий Собор. Первая христианская церковь была основана в Шенкурске, по всей вероятности, в XIII веке. В XV в., когда христианство в наших краях утвердилось, близ Смотроковки был основан Богословский-Важский монастырь, в XVI в. – Кодемская пустынь, в XVII в. – Никольско-Вехопаденьгская, Верхошереньгско-Вознесенская и Введегско-Уздринская (в Липовской волости), а также Троицкий монастырь в Шенкурске. Монастырь был расположен на возвышенном месте восточной оконечности города, на берегу Екатерининского ручья; прежде на этом месте была приходская Екатерининская церковь, рядом – деревянная церковь во имя св. Троицы. При упомянутых церквях жили престарелые бедные женщины, называвшиеся екатерининскими старицами, питаясь подаянием молящихся. Из этих церквей – Троицкой и Екатерининской – и общины стариц при них и основался в 1664 г. Свято-Троицкий женский монастырь. Разрешение на открытие монастыря исходатайствовала у царя Алексея Михайловича инокиня Марфа, которая и стала первой игуменьей. За бедностью монастыря, она уже на следующий год вторично отправилась в Москву и просила царя о вспоможении на строительство обители. Алексей Михайлович повелел из государственных доходов построить вокруг монастыря деревянную ограду, затем были выстроены 22 кельи для монахинь и причетников. Грамотой (1672 г.) Алексей Михайлович повелевал из государственных доходов выдавать ежегодно жалованья игуменье 1 рубль, 44 старицам – по 8 алтын и 2 деньги. Также царь прислал в дар монастырю тафтяные ризы с бархатными зелеными оплечьями для священников и 7 печатных книг. В 1717 г. Указом императора Петра I монастырь из дворцовых земель был вновь наделен землею – Новоприсадным островом, что в Федорогорской волости, где находилось свыше 27 десятин (29 га) покосу. В 1719 г. на колокольне монастыря были установлены часы с боем, ход которых заводился, по древнему обычаю, на два отделения: дневное и ночное. В следующем году граждане города построили около монастыря новую рубленную ограду, крытую на два ската.

http://sobory.ru/article/?object=21352

Пянда. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь на Пяндском погосте Карта и ближайшие объекты Приход располагался на левом берегу Северной Двины, рядом с местом впадения в нее реки Пянды, вдоль Московского тракта. Троицкий храм был построен вместо сгоревшего в 1726 г. храма, по благословляющей грамоте архиепископа Варнавы на имя священника Пяндской волости Саввы от 1726 г., освящен 27.11.1728 десятским священником из Березницкой волости Гавриилом. Храм с двумя престолами - Георгиевским и Крестовоздвиженским, построенный в 1709-1710 г.г. вместо одноименного храма, сгорел от удара молнии 3.6.1886. Часовня: во имя свт. Николая в с. Васильевском (8 верст от прих. храмов), построена в 1829 г. Священники: Савва 1726 г.; Осия Щеколдин 1810 г., был благочинным. Библиография: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2 - Архангельск, 1895. - С. 157-159. Пяндский Троицкий погост располагался в Шенкурском уезде Архангельской губернии на левом берегу Северной Двины и правом - р. Пянды, близ её устья, при Московско-Архангельском тракте, упоминающийся ещё в XVI веке. В древних исторических источниках есть упоминание о двух каменных крестах, приплывших в XIII веке в Пянду по Северной Двине. Они выплыли на песчаный берег, и когда конь подошёл в этом месте попить воды и наступил на один из крестов, то сразу же упал замертво. Вблизи места обретения этих крестов, по преданию, был впоследствии основан Пяндский погост. Первое письменное упоминание о Пяндском погосте относится к 1617 году. К тому времени это был уже крупный административный центр Архангельского Подвинья. В XVII веке Пянда служила крупной почтовой станцией и внутренним таможенным постом на самом главном торговом пути России того времени. Здесь взималась пошлина за провозимый товар со всех судов, плывших по Северной Двине. Здесь же жители Подвинской четверти Важского уезда платили налоги на ямщиков. Троицкий храм был построен по благословляющей грамоте архиепископа Варнавы на имя священника Пяндской волости Саввы от 1726 года, вместо сгоревшего в 1726 году одноимённого храма. Построенный деревянный храм был освящён десятским священником из Березницкой волости Гавриилом 27 ноября 1728 года. Троицкая церковь построена по типу «восьмерик на четверике», с относительно невысоким шатровым завершением. К основному объёму примыкали алтарный прируб и трапезная с притвором. Позднее, видимо уже при его ремонте в 1893 году, храм был обшит тёсом и заново освящён 28 ноября 1893 года.

http://sobory.ru/article/?object=57491

Грамотою царевичей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны монастырь «ради скудности и нищенства» был наделен землей и несколькими душами крестьян для обработки той земли. Земля эта (26 га) находилась подле деревень Ягодина и Палкина, на правой стороне р. Ваги, что на Перевозе, в полуторых верстах от монастыря. В это время ценные дары и пожертвования монастырю присылали бояре Нарышкины, Милославские, Морозовы, Хитровы, Голицыны, вклады делали важские воеводы и коменданты Козловский, Мышецкий, Вяземский, Соловьев. Последний построил на собственные средства церковь во имя Святой Троицы и снабдил ее церковной утварью. В 1717 г. Указом императора Петра I монастырь из дворцовых земель был вновь наделен землею – Новоприсадным островом, что в Федорогорсой волости, где находилось свыше 27 десятин (29 га) покосу. В 1719 г. на колокольне монастыря были установлены часы с боем, ход которых заводился, по древнему обычаю, на два отделения: дневное и ночное. В следующем году граждане города построили около монастыря новую рубленную ограду, крытую на два ската. В начале царствования Екатерины II была проведена секуляризация – перераспределение церковной и монастырской собственности в пользу государства. В 1764 году последовало Высочайшее повеление – все бедные монастыри и пустыни упразднить, вследствии которого Шенкурский Свято-Троицкий девичий монастырь, признанный бедным, вместе с Богословским монастырем и всеми вышеуказанными пустынями, был упразднен, а 4 монахини его были переведены в Холмогорский Успенский женский монастырь. Монастырь был переименован в Свято-Троицкую белохрамную церковь, а через 15 лет состоялся обратный процесс: был образован заштатный мужской монастырь с тем же названием и настоятелем его определен игумен Макарьевской пустыми Ириней. Таким образом, это был единственный монастырь, возродившийся в Шенкурских краях. В 1800 г. Монахи получили для рыбной ловли озеро Лум (Святое). В 1857 г. земельные владения монастыря пополнились лесным участком в 150 десятин (163 га) в Уздринской лесной даче.

http://sobory.ru/article/?object=21350

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ (Павловский Петр Андреевич; 7.01.1865, Архангельск (по др. сведениям, Шенкурский у. Архангельской губ.) - 24.11.1937, Иркутск), архиеп. Иркутский. Сын псаломщика. В 1885 г. окончил Архангельскую ДС. 10 окт. того же года рукоположен во иерея к храму Нерукотворного Спаса Спасо-Прилуцкого прихода Холмогорского у. Архангельской губ. (на месте упраздненного в XVIII в. Спасского Козьеручьевского мон-ря). Приход относился к Спасо-Прилуцкому Коскогорскому миссионерскому комитету 1-го разряда (в этот разряд включались приходы, в к-рых было сильно влияние старообрядческого раскола). С 1891 г. свящ. Петр Павловский также являлся наставником и законоучителем открытой им Спасо-Прилуцкой школы грамоты. 26 февр. 1896 г. назначен епархиальным противораскольническим миссионером. Кроме того, был членом и секретарем Архангельского миссионерского совета, членом Епархиального духовно-археологического комитета (с 1900), сверхштатным членом Епархиального училищного комитета (с 1902), членом Епархиального проповеднического комитета (с 1903). В 1915 г. принял монашеский постриг с именем Павел; 17 июля того же года возведен в сан игумена, 2 авг.- в сан архимандрита, назначен настоятелем архангельского во имя архангела Михаила мужского монастыря и благочинным монастырских подворий в Архангельске. 19 марта 1917 г. хиротонисан в Петрограде во епископа Пинежского, викария Архангельской епархии. Во время пребывания Архангельского и Холмогорского еп. Нафанаила (Троицкого ; с 1919 архиепископ, впосл. митрополит) на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. замещал его в управлении Архангельской епархией. Продолжил временное управление епархией после окончания Поместного Собора, т. к. в ходе начавшейся гражданской войны территория Архангельской губ. оказалась занята военными контингентами стран Антанты (до сент. 1919) и белогвардейскими войсками (до февр. 1920), из-за чего архиеп. Нафанаил не мог вернуться в Архангельск. В дек. 1918 г. вместо Архангельской духовной консистории был образован Архангельский епархиальный совет во главе с П.

http://pravenc.ru/text/2578497.html

Олюшинская Николаевская церковь Вельского уезда Вологодской епархии. Нынешнее состояние церквей. В настоящее время Олюшинских церквей две: одна - Воскресенская, другая - Преображенская. Первая - Воскресенская церковь - деревянная, одноэтажная, холодная, с теплым приделом - Успенским. Она строена еще в то время, когда существовала первоначальная деревянная Николаевская церковь. Главным деятелем по постройке ее и по украшению иконами и утварью был местный священник Антоний Петров Петропавловский. Постройкою она была начата в 1791 году и окончена к 1800 году, когда была освящена 24 июня протоиереем Вельского Троицкого собора Стефаном Левицким, по благословению и грамоте Епископа Вологодского Иринея, но уже по смерти епископа. Украшение храма иконным письмом продолжалось в 1805 и 1806 годах; иконописцем был диакон Петр Малевицкий (едва ли не из Шенкурска). Длина этой церкви с трапезою до алтаря - 8 сажен, с притвором - 11, а с главным алтарем - 14 сажен, ширина - 4 1/2 сажени, а высота внутри главного храма до креста - 12 сажен, придельного - 5 сажен. Антиминс Воскресенской церкви был до 1845 года полотняный; ныне же атласный, священнодействован Вологодским епископом Евлампием 28 января 1845 г. В теплом Успенском приделе, освященном ранее главного храма, в 1796 г., антиминс был до 1872 г. - холщовый, а с этого г. - атласный, священнодействованный в этом году бывшим епископом Вологодским, ныне Митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Палладием 2 апреля. Снаружи церковь была вновь опушена тесом в 1830 году и перекрыта; в 1894 году опушка и крыша были основательно ремонтированы. Иконостас в главном храме - четырехъярусный, столярной работы, посеребренный, местами золоченный. Местные иконы нижнего яруса иконостаса имеют в вышину 2 аршина, в ширину 1 1/4 аршин. Царские врата - резные золоченые; над царскими вратами находится изображение Св. Духа в виде голубя в сиянии, с резными позолоченными херувимами. При сравнении нынешней описи церкви с описью церкви 1809 года видно, что расположение икон в иконостасе осталось тоже до сих пор, как было и в 1809 году. Кроме храмовой иконы Воскресения Христова, украшенной медной посеребренной ризой в 50 руб., в иконостасе есть еще икона " Черниговская " Божией Матери, украшенная такою же ризой в рублей 60 усердием прихожан.Из икон этой церкви почитается чудотворною находящаяся за левым клиросом в киоте " Смоленская " икона Божией Матери (Одигитрии), весьма древнего письма " в углублении дски " , высотою 33 1/2 вершка и шириною 27 вершков. На ней медная посеребренная риза ценою 65 рублей. Получившие исцеления обыкновенно украшают икону серебряными привесками, изображающими исцелевшие части тела. В приделе Успенском также есть " Черниговская " икона Божией Матери, украшенная фольговой ризой. Над входом в Воскресенскую ц. поставлена икона Успения Божией Матери, высотою 26 вершков и шириною 20 вершков, перенесенная, по преданию, из древней, упраздненной деревянной часовни, бывшей в приходской деревне Доровской.

http://sobory.ru/article/?object=27962

Беломорск. Церковь Троицы Живоначальной в Сороке. Свято-Троицкая церковь Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1892 и 1894. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Республика Карелия, г. Беломорск Координаты: 64.530664, 34.76149 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты О закрытии и уничтожении храмов мы знаем из рассказов наших отцов, мам, дедушек ибабушек. Мы не можем себе вполне представить, что чувствовали верующие во время закрытия и попрания святынь. До нас дошли малые свидетельства о тех событиях. Изучая различные материалы о Свято-Троицкой церкви села Сорока (ныне – город БеломорскРеспублики Карелия), удалось обнаружить сведения о том, что в XIX в. в Сорокском приходе Кемского уезда Архангельской губернии действовали две церкви – Зосимо-Савватиевская и Свято-Троицкая (ныне не существуют). Древняя Зосимо-Савватиевская церковь была разобрана в середине XIX в. по ветхости. При учреждении прихода на средства Соловецкого монастыря в 1852 г. была построена новая церковь, которая сгорела в 1862 г., тогда на добровольные пожертвования построили третью церковь. Поскольку население села Сороки составляло в конце XIX в. более 600 человек, и, кроме того, в нем ежегодно проживали не менее 200 крестьян из Шенкурского и Онежского уездов, работавших наместном лесопильном заводе, то храм не мог вместить всех желавших участвовать в богослужениях. Некоторым из них приходилось посещать церковь, располагавшуюся в Шиженском селении, а это за 3 версты, и поэтому владельцы завода Николай Павлович и Митрофан Петрович Беляевы построили новый храм в честь Пресвятой Троицы. Он строился с 1892 г., освящен 10 июля 1894 г. “Храм этот великолепной архитектуры, имеет форму восьмиконечного креста и стоит не менее 17 000 рублей со всею утварью и внутренним убранством”.

http://sobory.ru/article/?object=57206

Все храмы Лазаря Четверодневного (57 всего, 57 на карте) Архангельская область Виноградовский район. Антоново (Пянда). Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Лазаря Четверодневного) Шенкурский район. Медлеша. Лазаря Четверодневного, церковь Онежский район. Онега. Лазаря Четверодневного, церковь Владимирская область Муромский район и г. Муром. Лазарево. Лазаревское подворье Спасо-Преображенского монастыря. Церковь Михаила Архангела (с приделом Лазаря Четверодневного) Суздальский район. Суздаль. Лазаря Четверодневного, церковь Вологодская область Вологда, город. Вологда. Лазаря Праведного, церковь Воронежская область Калачеевский район. Хрещатое. Лазаря Четверодневного, церковь Греция Центральная Македония. Салоники (Θεσσαλονκη). Лазаря Четверодневного, церковь Ивановская область Южский район. Южа. Лазаря Четверодневного, часовня Калужская область Калуга, город. Калуга. Лазаря Четверодневного, домовая часовня Людиновский район. Людиново. Лазаря Четверодневного, церковь Кипр Ларнака. Ларнака. Святого Лазаря, церковь Костромская область Кострома, город. Кострома. Троицкий Ипатьевский монастырь. Собор Троицы Живоначальной (с приделом Лазаря Четверодневного) Кострома, город. Кострома. Рождества Пресвятой Богородицы на Лазаревском кладбище, церковь (с приделом Лазаря Четверодневного) Краснодарский край Сочи, город. Лазаревское. Часовня Лазаря Четверодневного в Казачьем хуторе Курская область Курск, город. Курск. Лазаря Четверодневного на новой территории Северного кладбища, часовня Курск, город. Курск. Лазаря Четверодневного на старой территории Северного кладбища, церковь Ленинградская область Волховский район. Новая Ладога. Николая Чудотворца быв. Николо-Медведского монастыря, собор (с приделом Лазаря Четверодневного) Сосновый Бор, город. Сосновый Бор. Лазаря Четверодневного, церковь Молдова Слободзейский район (Приднестровье). Парканы. Лазаря Четверодневного, часовня Московская область Дмитровский городской округ. Шелепино. перенесения мощей Лазаря Четверодневного, часовня

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=177

Лабазное (Олюшино). Церковь Воскресения Христова. Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Воскресения Христова , Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:приблизительно 1800 - 1808. Год утраты:1989 (сгорела от молнии) Адрес: Вологодская область, Верховажский район, д. Лабазное Координаты: 60.673712, 41.524405 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В настоящее время Олюшинских церквей две: одна - Воскресенская, другая - Преображенская. Первая - Воскресенская церковь - деревянная, одноэтажная, холодная, с теплым приделом - Успенским. Она строена еще в то время, когда существовала первоначальная деревянная Николаевская церковь. Главным деятелем по постройке ее и по украшению иконами и утварью был местный священник Антоний Петров Петропавловский. Постройкою она была начата в 1791 году и окончена к 1800 году, когда была освящена 24 июня протоиереем Вельского Троицкого собора Стефаном Левицким, по благословению и грамоте Епископа Вологодского Иринея, но уже по смерти епископа. Украшение храма иконным письмом продолжалось в 1805 и 1806 годах; иконописцем был диакон Петр Малевицкий (едва ли не из Шенкурска). Длина этой церкви с трапезою до алтаря - 8 сажен, с притвором - 11, а с главным алтарем - 14 сажен, ширина - 4 1/2 сажени, а высота внутри главного храма до креста - 12 сажен, придельного - 5 сажен. Антиминс Воскресенской церкви был до 1845 года полотняный2; ныне же атласный, священнодействован Вологодским епископом Евлампием 28 января 1845 г. В теплом Успенском приделе, освященном ранее главного храма, в 1796 г., антиминс был до 1872 г. - холщовый, а с этого г. - атласный, священнодействованный в этом году бывшим епископом Вологодским, ныне Митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Палладием 2 апреля. Снаружи церковь была вновь опушена тесом в 1830 году и перекрыта; в 1894 году опушка и крыша были основательно ремонтированы.

http://sobory.ru/article/?object=58988

Макарьевская пустынь, урочище. Макарьевская пустынь. Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1671. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Архангельская область, Шенкурский район, берег оз. Юмгозеро Координаты: 62.165765, 42.724691 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Макарьевская пустынь — ныне не существующая небольшая женская пустынь находившаяся, в 15 верстах (16 км) к западу от города Шенкурска, при озере Ума, иначе называемом Юмзенское, из которого вытекает река Юмзеньга, левый приток реки Ваги. Пустынь была приписана к Шенкурскому Троицкому монастырю. В 1671 году в эти места прибыл из Квалгорской общежительной пустыни старец Герман, принеся с собою образ преподобного Макария Унженского. Местность была весьма живописна. По берегу озера шла долина, защищённая со всех сторон горами; зеленеющие склоны гор покрыты хвойными лесами, которые красивой рамкой окружают всю долину с озером. Этот старец, по грамоте патриарха Московского и всея Руси Иоасафа, построил здесь деревянную церковь во имя Воскресения Христа Спасителя с приделом во имя преподобного Макария Унженского, по имени которого и пустынь стала называться Макарьевскою. За сто лет существования обитель ею управляло пять настоятелей: старец Герман (1671—1681), старец Давид (1681—1740), иеромонах Макарий (1740—1765), игумен Стефан (1765—1770), и игумен Ириней (1770—1779). Вскоре после учреждения монастырских штатов, Макарьевская пустынь, как обедневшая, была обращена в 1779 году в приходскую церковь. Настоятель Ириней с иноками был переведен в Шенкурский монастырь, который на сто лет стал мужским. 22 мая 1787 году церковь сгорела от молнии, и сам Макарьевский приход, по недостатку средств к существованию и малочисленности прихожан, был упразднен и снова обращён в пустынь, с причислением к Шенкурскому монастырю.

http://sobory.ru/article/?object=57291

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Петр Остроумов, свящ. Фотография. Нач. ХХ в. Петрович Остроумов (1.07. 1875, с. Троицкое Клинского у. Московской губ. (ныне деревня городского окр. Клин) - 10.07.1939, Амурский железнодорожный ИТЛ), сщмч. (пам. 27 июня - в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи диакона, впосл. священника. В 1896 г. П. окончил учительскую семинарию в с. Поливанове Подольского у. Московской губ. и в сент. того же года назначен учителем в земскую школу в Звенигородском у. 8 мая 1899 г. определен и 13 июня рукоположен во диакона к ц. Рождества Христова в с. Петровском Клинского у. (ныне городского окр. Клин). С 9 февр. 1900 г. состоял законоучителем в земской школе дер. Кузнечикова. 22 мая 1909 г. определен и 29 мая рукоположен во иерея к Троицкой ц. в родном селе. С сент. того же года состоял законоучителем в местной земской школе. С 15 нояб. по 15 дек. 1910 г. слушатель Московских епархиальных миссионерских курсов. С 1918 по 1920 г. вновь служил в ц. Рождества Христова, с 1920 г.- в с. Троицком. Награжден набедренником (1913). 18 окт. 1929 г. арестован в Троицком и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве по обвинению в том, что, «являясь священником, использовал религиозные настроения верующих в целях антисоветской агитации, собирал подписи против закрытия церкви... провоцируя верующих на массовое выступление». На допросе на обвинения следователя он сказал: «Антисоветской агитации ни в частных разговорах и нигде я не вел. Проповеди, которые я произношу очень редко, носят чисто религиозный характер, и ничего антисоветского в них нет». Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 23 нояб. 1929 г. приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. Ссылку отбывал в г. Шенкурске Северного края. Вернувшись из ссылки, поселился в Волоколамском р-не. В 1937 г. служил в Покровской ц. с. Покровского Волоколамского р-на. 2 дек. 1937 г. вновь арестован по обвинению в антисоветской агитации и заключен в одну из тюрем в Волоколамского р-не.

http://pravenc.ru/text/2580196.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010