[Овсеп Огоцмеци, Вайоцдзорци] († 25.07.454, Нишапур, Иран), католикос Армянской Апостольской Церкви (ок. 444-451). Род. в с. Огоцимк (Холоцимк, Вайоц-Дзор, обл. Сюник); был одним из учеников Месропа Маштоца , вероятно, участвовал в работе по переводу Свящ. Писания и сочинений греч. отцов Церкви на арм. язык. Возможно, нек-рое время до 425 г. И. был епископом Араратским. После низложения персами католикоса Саака I Партева в 425 г. Церковью управляли ставленники персов Сурмак, Баркишо, Самвел, к-рые не пользовались поддержкой большинства арм. князей и церковного клира. О взаимоотношениях И. с проперсид. католикосами ничего не известно. В этот период И., вероятно, сохранял епископскую кафедру. После смерти Саака I в 439 г. И. стал одним из лидеров арм. сопротивления персид. господству. И. не прошел офиц. интронизации и в течение неск. лет оставался местоблюстителем престола. Время окончательного признания И. католикосом определить сложно; различные источники указывают даты между 437 и 445 гг. Ок. 446 г. состоялся Шахапиванский Собор Армянской Церкви, в к-ром И. участвовал и к-рый принял 20 канонов, осуждавших ереси. Вероятно, на Соборе И. был окончательно признан католикосом. Деятельность И. стала важнейшим фактором в укреплении положения христианства в Армении в условиях возраставшего давления со стороны Ирана, стремившегося в те годы к распространению маздеизма среди армян. Решения Шахапиванского Собора и статус И. как католикоса не были признаны иран. шахом Йездигердом II (438/9-457), к-рый в дальнейшем перешел к политике подавления силой национального и религ. движения в Армении. Стремясь предотвратить конфронтацию с Ираном, в 449 г. И. организовал Собор в Аштишате, на к-ром клир Армянской Церкви и представители арм. знатных фамилий подтвердили свою лояльность к Ирану, но одновременно провозгласили приверженность к христ. вере. Йездигерд вызвал ряд видных арм. князей в Ктесифон и принудил их отречься от христианства и принять маздеизм. Это привело к восстанию в Армении, к-рое И. активно поддержал. В 451 г. он присутствовал в войске предводителя восставших Вардана Мамиконяна и благословил воинов перед Аварайрской битвой с персами. После поражения армян И. был захвачен в плен и отправлен в Нишапур, одну из столиц Иранской державы Сасанидов. В 452 г. Йездигерд поставил во главе Армянской Церкви нового католикоса Мелите I Маназкертци. В 454 г. вместе с неск. пленниками по приказу Йездигерда И. был обезглавлен (см. Гевондиане).

http://pravenc.ru/text/673645.html

Собор был созван при католикосе Аврааме I Албатанеци и кн. Смбате Багратуни по вопросу об отношениях Армянской и Грузинской Церквей, между к-рыми фактически произошел разрыв, несмотря на интенсивную предварительную переписку католикоса Авраама I с Грузинским католикосом Кирионом I и груз. епископами. Собор объявил Кириона и его приверженцев халкидонитами, отколовшимися от своих единоверцев. Постановления Собора нашли отражение в «Окружном послании» Авраама I, где он осудил Кириона, призвал прервать общение с Грузинской Церковью и не входить в груз. храмы. Грузин лишили права причащаться в арм. храмах. Было установлено 9 разрядов духовенства для Армянской, Албанской и Сюнийской Церквей; сан Предстоятеля Армянской Церкви приравнивался к патриарху, Алуанской - к архиепископу, Сюнийской - к митрополиту. 645 г. Собор был созван при католикосе Нерсесе III Таеци из 17 епископов при участии мн. нахараров и азатов. Было выработано 12 правил, вошедших в «Армянскую книгу канонов» как «Правила святого Двинского Собора». Нек-рые из этих правил, подобно правилам Шахапиванского Собора, предусматривают телесные наказания и штрафы за определенные преступления. 4-е правило дает право настоятелям мон-рей и епископам взимать штрафы с преступников в пользу больниц, школ, приютов для нищих, однако строго запрещает применять при этом насилие; 5-е правило запрещает священникам передел приходов, т. е. передачу части имений от одних храмов другим; 8-е правило предписывает передачу священнического сана и церковного имения по наследству (впосл. это правило было отменено как не соответствующее духу Евангелия); 9-12-е правила запрещают ишханам (князьям) и азатам претендовать на доходы церквей и духовенства, облагать их налогами, проживать и останавливаться на ночлег в мон-рях, изменять состав братии; кроме того, предписывают ишханам выделять средства на богадельни и приюты. 648 г. Вскоре после победы визант. имп. Ираклия над Персией (629-630) наметилось церковное сближение между Византией и Арменией, закрепленное на Каринском Соборе (630).

http://pravenc.ru/text/171492.html

Григорием ( Агатангелос. История Армении/Пер., вступ. ст., коммент.: К. С. Тер-Давтян, С. С. Аревшатян. Ереван, 2004. С. 254; Мовсес Хоренаци . История Армении/Пер., введ., примеч.: Г. Саркисян. Ереван, 1990. С. 138-139; Соперк (Мелкие армянские сочинения). Венеция, 1853. Т. 10. С. 48 (на арм. яз.)). Мовсес Хоренаци и анонимный автор текста «О Соборах, которые состоялись в Армении» (Книга посланий. Иерусалим, 1994. С. 473 (на арм. яз.)) указывают, что было привезено 20 канонов. Исследователи считают, что упомянутые историками дополнения свт. Григория Просветителя идентичны 30 канонам, включенным под его именем в «К. к.» (содержат нормы религ. и светского характера, в частности уголовного и семейного права). Относительно 6 канонов III Вселенского Собора сохранились сведения, что они были привезены в Армению переводчиками Гевондом, Корюном и Езником Колбаци в 436-437 гг. Помимо этого, Корюн в Житии Маштоца сообщает, что они привезли с собой и «Никейские каноны», под ними, очевидно, следует понимать не только каноны, к-рые уже доставил еп. Аристакес, но и собрание, куда также входили каноны 6 вост. Поместных Соборов. Наконец, заглавие к канонам Шахапиванского Собора (446/7), показывает, что к этому времени в Армении были известны и апостольские каноны ( Акопян. 1964. Т. 1. С. 424). Предполагается, что в кон. V в. «К. к.» состояла из следующих канонических групп: Апостольские постановления (Климента), каноны первых 3 Вселенских Соборов (Никейские, Константинопольские, Эфесские) и 7 вост. Поместных Соборов (Анкирского, Неокесарийского, [Кесарийского], Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Сардикийского), каноны свт. Афанасия Александрийского (в действительности переведенная и отредактированная версия канонических текстов архиеп. Тимофея Александрийского), правила свт. Василия Великого, а также каноны свт. Григория Просветителя, католикосов Саака I Партева и Ованнеса I Мандакуни (ок. 478-490). Впосл. были переведены и др. канонические группы, к VIII в. на арм. языке существовали все каноны, составляющие как греческий, так и антиохийский свод.

http://pravenc.ru/text/1841548.html

Одним из первых изданий является публикация эксцерптов из «К. к.» в известной коллекции А. Маи , выполненная на основе рукописи из Ватиканской б-ки; она включает древнеарм. текст и лат. перевод А. Анчаракяна канонов свт. Григория Просветителя, католикоса Нерсеса II Багревандци и еп. Нершапура Мамиконяна, католикоса Саака Партева, Шахапиванского Собора, католикосов Саака III Дзорапореци (VII-VIII вв.) и Ованнеса III Одзнеци, канонических постановлений Вачагана, царя агванского (албанского), католикоса Сиона (Партавский Собор) и Соборов в Двине и Карине. Наиболее полным на сегодняшний день изданием текста является 2-томное издание В. Акопяна (1964-1971), в к-ром он попытался представить развитие и формирование «К. к.» (в рукописном семействе «А», хотя для сравнительного анализа и комментариев использованы и рукописи семейства «Б») в течение VIII, X и XI вв.: в 1-й т. включено собрание из 24 канонических групп, к-рые, по мнению Акопяна, составляли первоначальную редакцию сборника Ованнеса Одзнеци, во 2-й т.- канонические группы, добавленные к редакции «А» после Ованнеса. Изд. и пер.: Mai A. Scriptorum veterum nova collectio e Vaticanis codicibus edita. R., 1838. T. 10. P. 269-316; Ташчян Я. «Учение Апостолов» - книга неаутентичных канонов. Вена, 1896 (на арм. яз.); Нерсес (Мелик-Тангян), архим. Армянское церковное право. Шуши, 1903. Кн. 1; 1905. Кн. 2 (переизд.: Вагаршапат: Эчмиадзин, 2011) (на арм. яз.); Хлтчян А. Армянская книга канонов. Тифлис, 1914 (на арм. яз.); Акинян Н. Письмо Иерусалимского патриарха Макария II к архиеп. Вртанесу Сюнеци. Вена, 1930 (на арм. яз.); он же. Книга канонов: Тексты и исследования. Вена, 1950. Т. 1: Каноны Шахапиванского Собора (на арм. яз.); Ghegighian II. Collectio Canonum Ecclesiae Armenae. Venezia, 1941. Pt. 1: Canones Apostolici. P. 1-116; Аревшатян С. Шаапиванские каноны - древнейший памятник арм. права//ИФЖ. 1959. Вып. 2/3. С. 334-348; Акопян В., ред. Армянская книга канонов. Ереван, 1964. Т. 1; 1971. Т. 2 (на арм. яз.); Terian A.

http://pravenc.ru/text/1841548.html

Проблематика формирования и развития «К. к.», а также происхождения вошедших в ее состав канонических групп долгое время находится в центре внимания исследователей (Я. Гатрджян, Я. Ташян, Г. Гельцер, А. Тер-Микелян, Э. Шварц, С. Тигранян, В. Акопян, Г. Кауфхольд и др.). В наст. время выдвигаются новые гипотезы, в т. ч. о разных редакциях «К. к.». Так, Варданян считает, что до VIII в. сборник подвергся 3 редакциям: 1-ю осуществил католикос Саак Партев до 428 г., 2-ю - католикос Гют I Арахезаци в 464-467 гг. (переведены и отредактированы каноны 3 Вселенских и 7 вост. Поместных Соборов), 3-ю - католикос Нерсес II Багревандци и еп. Нершапур Мамиконян в 547 г. (перевод с сир. языка кн. «Учение апостолов»). По мнению А. Мартиросяна, сборник канонов был составлен в ходе Шахапиванского Собора и окончательно отредактирован Ованнесом Майраванеци (ок. 572-650); впосл. именно эта редакция легла в основу сборника Ованнеса Одзнеци. А. Акопян уверен, что наиболее близкой к сборнику Ованнеса Одзнеци следует считать рукопись Матен. 659, о чем свидетельствует и совпадение с этой рукописью цитат, приведенных в посланиях католикоса Анании Мокаци (946-965). «К. к.» не только активно использовалась ААЦ, но и легла в основу мн. последующих трудов по каноническому праву, таких как «Каноническое право» Давида Гандзакеци (1060?-1131), Судебники Мхитара Гоша (1120?-1213) и Смбата Спарапета (Гундстабля; 1208-1276). Поскольку большинство канонов имели не только церковно-обрядовую, моральную и правовую значимость, но и несли догматическую нагрузку, «К. к.» также является важным источником по догматическому богословию ААЦ. Многочисленные выдержки из «К. к.» приводятся в разных произведениях арм. авторов: Себеоса (VII в.), Анании Мокаци (X в.), Ованнеса Ерзнкаци Плуза (1220/30-1293), Григора Татеваци (1346-1409) и др. «К. к.» продолжала использоваться в Армении и в арм. диаспорах до 20-х гг. XX в. «К. к.» была издана неск. раз и на разных языках: латинском, итальянском, частично на английском (только каноны, переведенные с греческого) и др.

http://pravenc.ru/text/1841548.html

Ряд дисциплинарных правил был принят на осудившем арианство соборе в Аштишате (354 г.) при католикосе Нерсесе I (364–383); они касались статуса различных церковных учреждений (монастырей, больниц, школ) и положения мирян (по вопросам заключения браков, запрета кровавых жертвоприношений и языческих погребальных обычаев). В 5 в. на армянский язык были переведены правила Никейского и Эфесского Вселенских соборов; к ним были добавлены 55 правил (в 6–ти разделах) католикоса Саака Партева (384–385), в которых устанавливаются обязанности служителей Церкви, рамки их правомочий, а также регламентируются их взаимоотношения с паствой, доходы и т.д. Некоторые из канонов Саака составлены не как императивные запреты, а как объяснения, поучения, которые часто подкреплены историческими примерами. В них находят яркое отражение некоторые стороны внутренней жизни эпохи, обычаи и нравы и т.п. Шахапиванский собор 446/447 г. принял 20 правил против еретиков и сектантов. Католикос Ованес III Одзнеци (717–728), который, в стремлении к окончательному отделению от византийской обрядовой и богословской традиции, принимал меры по утверждению независимой армянской национальной церкви в условиях арабской оккупации, составил первый канонический сборник – «Армянскую книгу канонов», ставшую основой церковно–канонической традиции Армянской Апостольской церкви. В корпус вошли 34 правила из Didascalia Apostolorum (армянский перевод этого памятника был выполнен до 440 г.), 85 Апостольских правил, 27 «правил Отцов, последователей Апостолов»; 20 правил 1 Вселенского собора (с интерполяциями); 20 правил Анкирского (1 новое), 10 – т.н. Кесарийского (из них 6 соответствуют Анкир. 20–25, а 4 – новые), 20 – Неокесарийского, 24 – Гангрского, 25 – Антиохийского, 55 – Лаодикийского соборов; 30 «правил св. Григория Просветителя»; 21 правило Сардикийского собора, 3 – 2 Вселенского и 6 – 3 Вселенского соборов, 88 «правил Афанасия», 51 – Василия Великого , 55 «правил св. патриарха Саака», 20 – Шахапиванского собора (447 г.), 14 – из «Послания епископа Севантия», 37 – католикоса Нерсеса и епископа Нершапуха (6 в.), 9 – католикоса Ованеса I (478–490), 3 «правила епископа Авраама Мамиконяна к царю Вачагану Албанскому» (ок. 500 г.), 15 – католикоса Саака III (677–703), 32 – католикоса Ованеса III. Свод канонов Ованеса III был утвержден на соборе в Двине в 719/720 г. При католикосе Анании Мокаци (949–968) в этот корпус были добавлены 12 правил Двинского собора 645 г., 24 – собора в Партаве (768 или 771 г.) и ряд других правил, а в 11 в. – «постановления Каринского собора» (7 в.; их аутентичность ныне считается сомнительной).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В полном объеме сохранились и подлинные протоколы пленарных заседаний Собора и выборов в ВВЦУ. В документальный массив входят пять протоколов пленарных заседаний Собора от 19–23 мая 1919 г. 113 , то есть постановления всех пяти дней заседаний Собора были запротоколированы. Протоколы 1–4 напечатаны на машинке, протокол 5 – рукописный. Протоколы оформлены на бумаге одного типа, имеющей штемпель производителя. Протоколы заверены председателем Собора архиепископом Митрофаном (Симашкевичем), товарищем председателя протопресвитером Г. Шавельским , секретарем Собора П. В. Верховским. Только один протокол четвертого заседания заверен членом президиума архиепископом Димитрием (Абашидзе). Кроме того, под протоколами стоят подписи архиепископа Агапита, епископов Арсения, Гавриила, Гермогена, Иоанна, Макария, Михаила. Всего под протоколами пленарных заседаний Собора стоит от 7 до 10 подписей. То есть все протоколы Собора подписаны епископатом, а также протопресвитером Г. Шавельским и секретарем Собора П. В. Верховским. Других подписей духовенства или мирян под протоколами нет. Церемониал Собора, протокол 2 заседания Собора, приложение к протоколу 2 Собора (протокол комиссии личного состава), Положение о Временном высшем церковном управлении, списки членов церковного Собора напечатаны на одной машинке и имеют общие черты в оформлении. Протоколы 3 и 4 также имеют общие черты в оформлении. Протоколы 1 и 2 напечатаны на бумаге одного типа. Протоколы Совета Собора и особого Совещания Епископов сохранились, вероятнее всего, также в полном объеме. В архиве отложились два протокола Совета Собора от 20 и 21 мая соответственно, а также постановление Совета Собора от 24 мая по вопросам его материального обеспечения 114 . Они заверены членами Совета Собора. В протоколе 2 Совета Собора от 21 мая указано, что в заседании приняли участие все епископы Собора. Это значит, что Совет Собора заседал одновременно с Епископским Совещанием. И возможно, не случайно на третьем заседании Собора (21 мая) профессор П. В. Верховской сделал оговорку о «совете епископов», не существующем в структуре Собора, который назначил на 23 мая крестный ход 115 . Возникает вопрос, что имел в виду профессор – Совет Собора или Совещание Епископов? Решение о проведении крестного хода содержится в протоколе Совета Собора. Вместе с тем самый первый протокол Совещания Епископов датирован более поздним числом, 22 мая 116 . Очевидно, эти органы Собора во многом дублировали друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   6-е правило Халкидонского собора.    В этой связи см. 18-е правило Анкирского собора, 17-е и 18-е правила Антиохийского собора.    Isidorus. De ecclesiasticis ofiiciis, II, 3. PL., 83, 779.    См. выше, стр. 55, текст 6-го правила.    90-е правило Василия Великого.    Ср. Властарь, Алфавитная синтагма «К», 19. Русский перевод, стр. 258.    См. также 18-е правило Анкирского собора и 36-е Апостольское правило.    Правила поместных соборов. Русский перевод, стр. 185.    Там же.    Мы находим у Евсевия один случай перехода епископов с одной кафедры на другую. Епископ Александр Каппадокийский был избран на Иерусалимскую кафедру (начало III века). Евсевий указывает, что этот переход был совершен по особому откровению воли Божией. Это замечание указывает на необычайность перехода для доникейского времени. Евсевий Кесарийский, Церковная история, VI, 11. Русский перевод, стр. 309—310.    В греческом тексте стоит существительное «κατασκεασμα», что означает «выдумка, кознь, хитрость». Русский перевод значительно смягчил значение этого слова.    15-е правило 1-го Никейского собора.    21-е правило Антиохийского собора.    1-е правило Сардикийского собора.    Там же.    14-е Апостольское правило.    См. Правила поместных соборов, русский перевод, стр. 23—25.    Там же.    См. Никодим Милаш. Правила с толкованиями, т. I, стр. 75.    3-е правило Сардикийского собора.    21-е правило Ельвирского собора. См. также 80-е правило Трулльского собора.    12-е правило Сардикийского собора.    16-е правило Двукратного собора.    17-е Правило Сардикийского собора.    20-е правило Халкидонского собора.    18-е правило Трулльского собора.    См. предыдущую главу.    11-е правило Сардикийского собора.    12-е правило того же собора.    11-е правило того же собора.    20-е правило Трулльского собора.    См. Апостольские правила, русский перевод, стр. 24—25.    16-е правило 1-го Никейского собора.    16-е правило Сардикийского собора.    20-е правило Халкидонского собора.    10-е правило того же собора.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

пострижен в монашество, а по окончании академии рукоположен в иеромонаха. Занимался административно-педагогической деятельностью, не всегда успешно из-за крайне тяжелого характера и экстравагантного поведения. С 1903 г. – епископ Нарвский. Проявил себя сторонником крайне левых сил во время революционных событий 1905–1907 гг. В январе 1917 г. уволен на покой по болезни, проживал в Москве в Заиконоспасском монастыре, где стал вводить в богослужение произвольные изменения, основываясь на древнейших примерах, не принятых последствии Вселенской Церковью: совершал литургию посреди храма, читал евхаристические молитвы вслух, вводил элементы древней Сирской литургии, причащал не со лжицы, а в руки и т.п. В мае 1922 г. принял предложение возглавить обновленческое ВЦУ, но постоянно входил в конфликт с другими лидерами обновленчества, особенно по вопросу о женатом епископате. Перед собором 1923 г. создал группу «Церковное возрождение» из небольшого количества своих сторонников. Осенью 1923 г. отстранен от должности председателя обновленческого Высшего Церковного Совета. Скончался 1/14 января 1927 г., не примирившись с Церковью. – Примеч. публ. См. определение Собора от 20 сентября 1918 г.: «Предоставить Святейшему Патриарху созвать будущий очередной Собор весной 1921 года». См.: Никодим (Милош). Толкование 17-го и 18-го апостольских правил. Вопреки 12-му и 48-му правилам [VI] Вселенского Собора. Вопреки правилам: Апостольским 17, 18; [VI] Вселенского Собора 3; Василия Великого 12; 1 Тим. 3: 2–13; Тит. 1: 5–6; Апостольским постановлениям 6, 17. Правила: Апостольское 34; I Вселенского Собора 4, 6, 7; III Вселенского Собора 8; IV Вселенского Собора 28; VI Вселенского Собора 36, 39; Антиохийского Собора 9. Правила: Апостольское 34; I Вселенского Собора 4, 6, 7; [II] Вселенского Собора 3, 2; [IV] Вселенского Собора 28; Трулльского Собора 36, 39; Антиохийского Собора 9. Правила: Апостольское 33; I Вселенского Собора 15; II Вселенского Собора 2; III Вселенского Собора 8; IV Вселенского Собора 5; Трулльского Собора 17; Анкирского Собора 13; Антиохийского Собора 13, 22; Сардикийского Собора 3, 15. Хотя Мелетий был в свое время присужден к извержению и в этом состоянии наставил до 20 епископов. Результатом было 4-е правило I Вселенского Собора. Но Максим Киник не был принят (см.: II Вселенского Собора правило 4), хотя был хиротонисан православными архиереями. (Продолжение следует.) скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/32634.html

«Мы видели, что первые организаторы обновленчества, священники: Крас- ницкий, Белков, Калиновский, Введенский и псаломщик Стадник “презрели собственных епископов» и самочинно делали собрания против всего существующего канонического порядка Православной Церкви, за что осуждаются апостольскими правилами 31-м и 39-м, IV Вселенского Собора правилами 8-м и 18-м, VI Вселенского Собора правилом 34; видели, что епископы Антонин [Грановский] и Леонид [Скобеев], последовавшие за группой священников, “похитителей» церковной власти, и возглавившие эту группу, стали продолжать беззаконное дело разделения Православной Церкви, за что осуждаются Апостольским правилом 34-м, III Вселенского Собора правилом 8-м, Антиохийского Собора 9-м и 19-м; видели, что все таинства и распоряжения этих отделившихся от единства православной Иерархии епископов являются недействительными по правилам: I Вселенского Собора правилам 6, 15; II Вселенского Собора правилу 4; Василия Великого правилу 1 и Антиохийского Собора правилу 19; Апостольским правилам 10, 11, 12, 35; III Вселенского Собора правилу 8, VI Вселенского Собора правилу 17; Антиохийского Собора правилам 13, 22; Сардикийского Собора правилам 3, 15; Двукратного Собора правилу 16; видели, что обновленцы, презревшие Святейшего Патриарха Тихона, не стали возносить его имя за богослужением, за что осуждаются Двукратного Собора правилом 15-м; видели, что обновленцы беззаконно созвали свой раскольнический Собор, за что осуждаются Антиохийского Собора правилом 20-м; видели, что обновленческие “прокуроры в рясах» беззаконно осудили Патриарха, за что сами подлежат осуждению по Апостольскому правилу 74-му и II Вселенского Собора правилу 6; видели, что обновленцы, вопреки Священному Преданию Вселенской Церкви, разрешили брачный епископат, за что осуждаются VI Вселенского Собора правилами 12-м и 48-м; видели, что обновленцы хотя и “прикровенно», но разрешили второбрачие священнослужителей, вопреки богооткровенному установлению св. апостолов (Тим. 3, 2; Тит. 1, 5–6 ), за что осуждаются Апостольскими правилами 17 и 26, VI Вселенского Собора правилом 3, Василия Великого 12, Апостольскими Постановлениями 6, 17; видели, что главари обновленчества намереваются “развить» свое учение в области догматики и этики (христианской нравственности), вопреки богооткровенному учению Вселенской Церкви, за что подлежат по 1-му правилу VI Вселенского Собора и 1-му правилу VII Вселенского Собора анафеме, т. е. отлучению от Церкви; наконец, мы видели, что главари и вдохновители обновленчества Введенский, Титлинов, Калиновский и др. кощунственно относятся к Святейшему Таинству Евхаристии (Введенский), отрицают божественность веры Христовой (Титлинов) и даже объявили себя открытыми богоборцами (Попов, Калиновский и др.), за что на всех обновленцах лежит печать богохульников и клевретов антихристовых – страшная вина хулы на Святого Духа, вина, которая “не простится ни в сем веке, ни в будущем « ( Мф. 12, 31–32 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010