[Овсеп Огоцмеци, Вайоцдзорци] († 25.07.454, Нишапур, Иран), католикос Армянской Апостольской Церкви (ок. 444-451). Род. в с. Огоцимк (Холоцимк, Вайоц-Дзор, обл. Сюник); был одним из учеников Месропа Маштоца , вероятно, участвовал в работе по переводу Свящ. Писания и сочинений греч. отцов Церкви на арм. язык. Возможно, нек-рое время до 425 г. И. был епископом Араратским. После низложения персами католикоса Саака I Партева в 425 г. Церковью управляли ставленники персов Сурмак, Баркишо, Самвел, к-рые не пользовались поддержкой большинства арм. князей и церковного клира. О взаимоотношениях И. с проперсид. католикосами ничего не известно. В этот период И., вероятно, сохранял епископскую кафедру. После смерти Саака I в 439 г. И. стал одним из лидеров арм. сопротивления персид. господству. И. не прошел офиц. интронизации и в течение неск. лет оставался местоблюстителем престола. Время окончательного признания И. католикосом определить сложно; различные источники указывают даты между 437 и 445 гг. Ок. 446 г. состоялся Шахапиванский Собор Армянской Церкви, в к-ром И. участвовал и к-рый принял 20 канонов, осуждавших ереси. Вероятно, на Соборе И. был окончательно признан католикосом. Деятельность И. стала важнейшим фактором в укреплении положения христианства в Армении в условиях возраставшего давления со стороны Ирана, стремившегося в те годы к распространению маздеизма среди армян. Решения Шахапиванского Собора и статус И. как католикоса не были признаны иран. шахом Йездигердом II (438/9-457), к-рый в дальнейшем перешел к политике подавления силой национального и религ. движения в Армении. Стремясь предотвратить конфронтацию с Ираном, в 449 г. И. организовал Собор в Аштишате, на к-ром клир Армянской Церкви и представители арм. знатных фамилий подтвердили свою лояльность к Ирану, но одновременно провозгласили приверженность к христ. вере. Йездигерд вызвал ряд видных арм. князей в Ктесифон и принудил их отречься от христианства и принять маздеизм. Это привело к восстанию в Армении, к-рое И. активно поддержал. В 451 г. он присутствовал в войске предводителя восставших Вардана Мамиконяна и благословил воинов перед Аварайрской битвой с персами. После поражения армян И. был захвачен в плен и отправлен в Нишапур, одну из столиц Иранской державы Сасанидов. В 452 г. Йездигерд поставил во главе Армянской Церкви нового католикоса Мелите I Маназкертци. В 454 г. вместе с неск. пленниками по приказу Йездигерда И. был обезглавлен (см. Гевондиане).

http://pravenc.ru/text/673645.html

Собор был созван при католикосе Аврааме I Албатанеци и кн. Смбате Багратуни по вопросу об отношениях Армянской и Грузинской Церквей, между к-рыми фактически произошел разрыв, несмотря на интенсивную предварительную переписку католикоса Авраама I с Грузинским католикосом Кирионом I и груз. епископами. Собор объявил Кириона и его приверженцев халкидонитами, отколовшимися от своих единоверцев. Постановления Собора нашли отражение в «Окружном послании» Авраама I, где он осудил Кириона, призвал прервать общение с Грузинской Церковью и не входить в груз. храмы. Грузин лишили права причащаться в арм. храмах. Было установлено 9 разрядов духовенства для Армянской, Албанской и Сюнийской Церквей; сан Предстоятеля Армянской Церкви приравнивался к патриарху, Алуанской - к архиепископу, Сюнийской - к митрополиту. 645 г. Собор был созван при католикосе Нерсесе III Таеци из 17 епископов при участии мн. нахараров и азатов. Было выработано 12 правил, вошедших в «Армянскую книгу канонов» как «Правила святого Двинского Собора». Нек-рые из этих правил, подобно правилам Шахапиванского Собора, предусматривают телесные наказания и штрафы за определенные преступления. 4-е правило дает право настоятелям мон-рей и епископам взимать штрафы с преступников в пользу больниц, школ, приютов для нищих, однако строго запрещает применять при этом насилие; 5-е правило запрещает священникам передел приходов, т. е. передачу части имений от одних храмов другим; 8-е правило предписывает передачу священнического сана и церковного имения по наследству (впосл. это правило было отменено как не соответствующее духу Евангелия); 9-12-е правила запрещают ишханам (князьям) и азатам претендовать на доходы церквей и духовенства, облагать их налогами, проживать и останавливаться на ночлег в мон-рях, изменять состав братии; кроме того, предписывают ишханам выделять средства на богадельни и приюты. 648 г. Вскоре после победы визант. имп. Ираклия над Персией (629-630) наметилось церковное сближение между Византией и Арменией, закрепленное на Каринском Соборе (630).

http://pravenc.ru/text/171492.html

Одним из первых изданий является публикация эксцерптов из «К. к.» в известной коллекции А. Маи , выполненная на основе рукописи из Ватиканской б-ки; она включает древнеарм. текст и лат. перевод А. Анчаракяна канонов свт. Григория Просветителя, католикоса Нерсеса II Багревандци и еп. Нершапура Мамиконяна, католикоса Саака Партева, Шахапиванского Собора, католикосов Саака III Дзорапореци (VII-VIII вв.) и Ованнеса III Одзнеци, канонических постановлений Вачагана, царя агванского (албанского), католикоса Сиона (Партавский Собор) и Соборов в Двине и Карине. Наиболее полным на сегодняшний день изданием текста является 2-томное издание В. Акопяна (1964-1971), в к-ром он попытался представить развитие и формирование «К. к.» (в рукописном семействе «А», хотя для сравнительного анализа и комментариев использованы и рукописи семейства «Б») в течение VIII, X и XI вв.: в 1-й т. включено собрание из 24 канонических групп, к-рые, по мнению Акопяна, составляли первоначальную редакцию сборника Ованнеса Одзнеци, во 2-й т.- канонические группы, добавленные к редакции «А» после Ованнеса. Изд. и пер.: Mai A. Scriptorum veterum nova collectio e Vaticanis codicibus edita. R., 1838. T. 10. P. 269-316; Ташчян Я. «Учение Апостолов» - книга неаутентичных канонов. Вена, 1896 (на арм. яз.); Нерсес (Мелик-Тангян), архим. Армянское церковное право. Шуши, 1903. Кн. 1; 1905. Кн. 2 (переизд.: Вагаршапат: Эчмиадзин, 2011) (на арм. яз.); Хлтчян А. Армянская книга канонов. Тифлис, 1914 (на арм. яз.); Акинян Н. Письмо Иерусалимского патриарха Макария II к архиеп. Вртанесу Сюнеци. Вена, 1930 (на арм. яз.); он же. Книга канонов: Тексты и исследования. Вена, 1950. Т. 1: Каноны Шахапиванского Собора (на арм. яз.); Ghegighian II. Collectio Canonum Ecclesiae Armenae. Venezia, 1941. Pt. 1: Canones Apostolici. P. 1-116; Аревшатян С. Шаапиванские каноны - древнейший памятник арм. права//ИФЖ. 1959. Вып. 2/3. С. 334-348; Акопян В., ред. Армянская книга канонов. Ереван, 1964. Т. 1; 1971. Т. 2 (на арм. яз.); Terian A.

http://pravenc.ru/text/1841548.html

Шахапиванский Собор (446/47) принял вошедшие в свод канонического права ААЦ 20 правил против еретиков и сектантов. Всел. IV Собор в Халкидоне (451) состоялся без участия арм. представителей - в это время армяне во главе с Варданом Мамиконяном вели борьбу за само право исповедовать христ. веру. Узнав о его решениях, арм. богословы отказались их признать, увидев в учении о двух природах Христа возрождение несторианства. В неприятии Халкид. Собора сыграло немалую роль и решение о возвышении столицы Византии в церковной иерархической структуре: 28-й канон подчинял К-полю кафедру Кесарии Каппадокийской, в чем в Армении видели угрозу собственной церковной независимости. В 491 г. на Соборе в Валаршапате ААЦ приняла выработанную в Византии компромиссную объединительную формулу - «Энотикон» имп. Зинона, а I Собор в Двине (505/06) в сдержанной форме вынес осуждение догматическим «новшествам». После отмены «Энотикона» в Византии (519) Армянская Церковь вернулась к рассмотрению этого вопроса, и на II Двинском Соборе (554/55) халкидонские определения и «Томос» папы свт. Льва I Великого были отвергнуты и осуждены. В это же время арм. католикос получил титул Патриарха, что было призвано уравнять его статус с предстоятелями 5 главных престолов Византийской империи. Также было принято особое летосчисление - арм. эра, ведущая начало с 11 июля 552 г. от Р. Х. Попытки Византийской империи приобщить армян к Православию не прекращались. В 591 г. произошел 2-й раздел Армении, в результате к-рого большая часть страны оказалась включена в состав империи. При поддержке Византии был образован правосл. (халкидонитский) Католикосат в Аване , противостоявший арм. католикосу, находившемуся в Двине на персид. территории (об арм. общинах, признавших Халкид. Собор, см. ст. « Армяне-халкидониты »). Грузинская и Албанская Церкви, развивавшиеся в тесной связи с ААЦ и издавна находившиеся с ней в братских отношениях, в VI в. придерживались одинаковой позиции по вопросу о Халкид. Соборе. Однако в них возникли различные партии: сторонники халкидонского вероучения, ориентировавшиеся на Византию, и его убежденные противники, поддерживаемые Ираном.

http://pravenc.ru/text/76124.html

Шахапиванский Собор (446/47) принял вошедшие в свод канонического права ААЦ 20 правил против еретиков и сектантов. Вселенский IV Собор в Халкидоне (451) состоялся без участия армянских представителей – в это время армяне во главе с Варданом Мамиконяном вели борьбу за само право исповедовать христианскую веру. Узнав о его решениях, армянскиебогословы отказались их признать, увидев в учении о двух природах Христа возрождение несторианства. В неприятии Халкидонского Собора сыграло немалую роль и решение о возвышении столицы Византии в церковной иерархической структуре: 28-й канон подчинял Константинополю кафедру Кесарии Каппадокийской, в чем в Армении видели угрозу собственной церковной независимости. В 491 г. на Соборе в Валаршапате ААЦ приняла выработанную в Византии компромиссную объединительную формулу – «Энотикон» императора Зинона, а I Собор в Двине (505/06) в сдержанной форме вынес осуждение догматическим «новшествам». После отмены «Энотикона» в Византии (519) Армянская Церковь вернулась к рассмотрению этого вопроса, и на II Двинском Соборе (554/55) халкидонские определения и «Томос» папы свт. Льва I Великого были отвергнуты и осуждены. В это же время армянскийкатоликос получил титул Патриарха, что было призвано уравнять его статус с предстоятелями 5 главных престолов Византийской империи. Также было принято особое летосчисление – армянская эра, ведущая начало с 11 июля 552 г. от Р. Х. Попытки Византийской империи приобщить армян к Православию не прекращались. В 591 г. произошел 2-й раздел Армении, в результате которого большая часть страны оказалась включена в состав империи. При поддержке Византии был образован православный (халкидонитский) Католикосат в Аване, противостоявший армянскому католикосу, находившемуся в Двине на персидские территории (об армянских общинах, признавших Халкидонский Собор, см. ст. «Армяне-халкидониты»). Грузинская и Албанская Церкви, развивавшиеся в тесной связи с ААЦ и издавна находившиеся с ней в братских отношениях, в VI в. придерживались одинаковой позиции по вопросу о Халкидонском Соборе.

http://sedmitza.ru/text/404199.html

IV 4). ААЦ приняла постановления Всел. II (381) и Всел. III (431) Соборов. В V в. правила Никейского и Эфесского Вселенских Соборов были переведены на арм. язык. К ним были добавлены 55 правил католикоса Саака Великого. В VIII в. католикос Ованнес Одзнеци составил 1-й канонический сборник, в к-рый вошли постановления 24 групп правил: 34 из «Didascalia Apostolorum» (Сирия, IV в., арм. пер. до 440); Ап. 1-85; 27 «правил Отцов, последователей Апостолов»; I Всел. 1-20 (с интерполяциями); Анкир. 1-20 (1 новое); т. н. Кесарийского Собора 1-10 (соответствуют Анкир. 20-25 и 4 др.); Неокес. 1-20; Гангр. 1-24; Антиох. 1-25; Лаодик. 1-55; 30 «правил св. Григория Просветителя»; Сардик. 1-21; II Всел. 1-3; III Всел. 1-6; 88 «правил Афанасия»; 51 - Василия Великого; 55 «правил св. патр. Саака»; 20 - Шахапиванского Собора (447); 14 - из «Послания еп. Севантия»; 37 - католикоса Нерсеса и еп. Нершапуха (VI в.); 9 - католикоса Ованнеса I (478-490); 3 «правила еп. Авраама Мамиконяна к царю Вачагану Албанскому» (ок. 500); 15 - католикоса Саака III (677-703); 32 правила католикоса Ованнеса III (Двинский Собор, 719/20). В X в., при католикосе Анании Мокаци, в этот корпус были добавлены еще 16 групп, в т. ч. постановления Соборов в Двине (645, 12 правил) и Партаве (768 или 771, 24 правила). В XI в. корпус был дополнен «постановлениями Каринского Собора» (VII в.; их аутентичность в наст. время считается сомнительной). Претерпев еще ряд переработок, «Книга канонов» ААЦ окончательно оформилась в XVII в., включив ок. 2 тыс. церковных правил. В кон. XII в. арм. ученый Мхитар Гош составил юридический справочник под названием «Книга судебных постановлений» (Судебник). В этом труде, пользовавшемся в ААЦ большим авторитетом, были собраны отдельные канонические правила, сопровожденные толкованием. Ок. 1265 г. появился Судебник Смбата, в к-ром юридические тексты были систематизированы, переведены на разговорный арм. язык и сведены в 177 статей, касающихся церковного, гражданского и гос. права. Совр. законодательство ААЦ, основанное как на канонической традиции средневековья, так и на законоположениях XIX в., развивается со времени легализации Церкви в СССР в 40-х гг.

http://pravenc.ru/text/76124.html

IV 4). ААЦ приняла постановления Всел. II (381) и Всел. III (431) Соборов. В V в. правила Никейского и Эфесского Вселенских Соборов были переведены на армянский язык. К ним были добавлены 55 правил католикоса Саака Великого. В VIII в. католикос Ованнес Одзнеци составил 1-й канонический сборник, в который вошли постановления 24 групп правил: 34 из «Didascalia Apostolorum» (Сирия, IV в., армянский пер. до 440); Ап. 1–85; 27 «правил Отцов, последователей Апостолов»; I Всел. 1–20 (с интерполяциями); Анкир. 1–20 (1 новое); т. н. Кесарийского Собора 1–10 (соответствуют Анкир. 20–25 и 4 др.); Неокес. 1–20; Гангр. 1–24; Антиох. 1–25; Лаодик. 1–55; 30 «правил св. Григория Просветителя»; Сардик. 1–21; II Всел. 1–3; III Всел. 1–6; 88 «правил Афанасия»; 51 – Василия Великого; 55 «правил св. патр. Саака»; 20 – Шахапиванского Собора (447); 14 – из «Послания епископа Севантия»; 37 – католикоса Нерсеса и епископа Нершапуха (VI в.); 9 – католикоса Ованнеса I (478–490); 3 «правила епископа Авраама Мамиконяна к царю Вачагану Албанскому» (ок. 500); 15 – католикоса Саака III (677–703); 32 правила католикоса Ованнеса III (Двинский Собор, 719/20). В X в. при католикосе Анании Мокаци в этот корпус были добавлены еще 16 групп, в т. ч. постановления Соборов в Двине (645, 12 правил) и Партаве (768 или 771, 24 правила). В XI в. корпус был дополнен «постановлениями Каринского Собора» (VII в.; их аутентичность в наст. время считается сомнительной). Претерпев еще ряд переработок, «Книга канонов» ААЦ окончательно оформилась в XVII в., включив ок. 2 тыс. церковных правил. В кон. XII в. армянский ученый Мхитар Гош составил юридический справочник под названием «Книга судебных постановлений» (Судебник). В этом труде, пользовавшемся в ААЦ большим авторитетом, были собраны отдельные канонические правила, сопровожденные толкованием. Ок. 1265 г. появился Судебник Смбата, в котором юридические тексты были систематизированы, переведены на разговорный армянский язык и сведены в 177 статей, касающихся церковного, гражданского и государственного права.

http://sedmitza.ru/text/404202.html

Проф[ессор] П. В. Верховской тоже находит возможным баллотировать И. В. Никонорова в члены Собора, но с условием, что это не должно быть прецедентом для других. Аббати приводит на справку случай из практики Всероссийского Священного Собора, когда Собор отказал в признании членами Собора 50 рекомендуемым на Собор лицам, в том числе и митрополиту Макарию, не желая изменять наказа и создавать прецедента, причем Собор даже не входил в рассмотрение существа сделанных предложений. Основываясь на практике Всероссийского Собора, оратор предлагает не включать г[осподина] Никонорова в число членов Собора, а приглашать его в качестве сведущего лица в необходимых случаях. Гр[аф] Апраксин тоже ссылается на практику Всероссийского Священного Собора, на котором сначала решался общий вопрос об увеличении состава Собора новыми неизбранными членами, причем Собор постановил не увеличивать своего состава неизбранными членами, хотя по наказу и имел это право; в своем решении Собор руководился соображением, что хотя среди рекомендуемых и могут быть лица, превосходящие по своим личным достоинствам избранных членов Собора, но избрание на Собор, протекавшее в храмах при известной религиозной обстановке, служит как бы указанием Промысла Божия. Если же настоящий Собор примет по данному вопросу в руководство для себя наказ Всероссийского Собора, то он сможет пополнять свой состав неизбранными лицами, но такое пополнение непременно станет обязывающим Собор прецедентом. Председатель ставит на голосование вопрос о приемлемости для Собора пополнения его состава неизбранными лицами. Собор единогласно такое пополнение своего состава признает неприемлемым. Таким образом, вопрос о невключении И. В. Никонорова в число членов Собора принимается в редакции комиссии. Доклад комиссии личного состава, при сем прилагаемый, принимается в его целом. Затем от отдела о Высшем церковном управлении с докладом о работах отдела выступает протопресвитер Г. И. Шавельский. Предварительно докладчик знакомит Собор с историей вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В течение первых нескольких лет после Октябрьской революции 1917 года больших изменений в жизни Благовещенского собора не произошло. Он не закрывался, интерьер не пострадал, службы продолжались. Связано это с тем, что собор был поставлен на учёт в отделе по делам музеев Главнауки Наркомата просвещения как памятник истории и архитектуры. Когда в Боровске и окрестных сёлах закрывали один за другим храмы, в Благовещенский собор отдавали на хранение изымаемые в них предметы церковной утвари и облачения. Богослужения в соборном храме проходили только в воскресные и праздничные дни, а в будни службы совершались только в дни похорон и поминовений. Стоит сказать, что главный вход в Благовещенский собор был тогда закрыт со стороны площади и проезжей части и верующие попадали в храм только через боковую дверь, так как, по мнению новых властей, они мешали движению транспорта. Колокольный звон попал тоже под полный запрет. Прихожане в холодное время ездили в городской лес, чтобы привезти для отопления храма дрова. Топилась одна только печь. Хотя Благовещенский собор и получил статус памятника истории и архитектуры, это не уберегло его в 1922 году от изъятия большого количества церковных ценностей в виде золотых, серебряных изделий и драгоценных камней. В 1933 году власти Боровска, заручившись поддержкой работников фабрики " Красный Октябрь " , выступили с инициативой закрыть собор и оборудовать в нём фабричный клуб. По указанию " сверху " на предприятиях города состоялись собрания для сбора голосов тех, кто якобы требовал открыть клуб. Лишь немногие боровчане решились окрыто выступить против закрытия собора. Так, например, на собрании работников " Райлесхоза " сотрудница Щукина оказалась единственной, кто высказался против решения властей. " Зачем закрывать собор?, - высказывалась эта гражданка. Разве нельзя найти другое помещение для культурной работы? Я и мои дети крещены в этом соборе. Я не буду голосовать за закрытие " . В ответ её указали на то, что нужно " изменить свою точку зрения в отношении религии " . В протоколе же собрания коллектива рабочих деревообрабатывающей мастерской, состоявшегося днём ранее, было записано и другое высказывание одного из выступавших: " Собор никого не обслуживает, является дурманом для рабочих Боровска. Туда ходит всего десяток контрреволюционно настроенных старушек " . В конце концов нужное решение " продавили " и вскоре под соборной колокольней ( " для пользы города " ) установили трансформаторную подстанцию. Появился и план переоборудования здания под клуб. На месте главного алтаря предполагалось устроить эстраду для музыкантов и фойе. Проход туда со двора собирались прорубить в апсиде. По середине трапезной планировалась сцена, а в полукружиях придельных престолов - гримёрки для артистов. В главной части собора предполагался зрительный зал на 170 человек, а также дополнительное перекрытие для киноаппаратуры. Горсовет пообещал выделить 10 000 рублей " для приспособления собора под культурный очаг " .

http://sobory.ru/article/?object=00911

На Востоке почитание в смысле общем называлось προσκνησις (adoratio), a почитание, относимое к Богу, называлось λατρεα, к иконам – δουλεα. Такое различие названий почитания в общем смысле – родовом было причиною частых недоразумений между латинянами и греками, а именно: почитание, понимаемое греками в общем смысле – в родовом, латиняне часто понимали в видовом, как относящееся к Богу. Далее, существовало еще различие между восточными и западными христианами и в способе выражения иконопочитания во вне. Восточные выражали свое почитание икон целованием их, поясными и земными поклонами им, т. е. самым естественным выражением чувства почтения и уважения кого-либо. Западные же христиане, вследствие вкоренившегося обычая, не употребляли таких внешних знаков почитания икон. Такие отличия в способе названия и внешнего выражения иконопочитания, между прочим, особенно повели к серьезным недоразумениям на соборах франкфуртском (794 г.) и парижском (825 г.), на которые, также как на калькутский собор и на каролинские книги (libri Carolini), любят ссылаться новейшие отрицатели догматического значения седьмого вселенского собора, как в доказательство своей мысли, что собор этот не был принят всеми частными церквами. 178 Но посмотрим, действительно ли собор калькутский (787 г.), каролинские книги и соборы: франкфуртский (794 г.) и парижский (825 г.) подтверждают приведенную мысль иконоборцев. Калькутский собор составил 20 канонов. В первом из них говорится, что собор принимает вероопределения шести вселенских соборов, 179  и ничего не говорится о седьмом вселенском соборе. На этом основании противники иконопочитания и делают совершенно произвольный вывод, что собор этот будто бы отверг определение VII вселенского собора. Если же мы обратим внимание на время соборных заседаний того и другого собора, то произвол иконоборцев окажется npeдhaмepehhoq ложью. В самом деле, калькутский собор был 787 году, в это же самое время был u VII вселенский собор. Отсюда прямой вывод, что калькутский собор потому не упомянул VII вселенском соборе, что еще совершенно не знал об определении этого собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010