В.В. Зверинский А. Распределение монастырей по штатам (Римские цифры означают выпуска, а арабские – описания монастырей). Лавры Киево-Печерская Киевская Троицкая-Сергиева Московская Кафедральные Борисоглебский-Мученичский Черниговская Ипатиев-Троицкий Костромская Рождественский-Богородицкий Владимирская Спасо-Преображенский-Новгород-Северский Черниговская Троицкая-Александро-Невская Чудов-Алексеевский С.-Петербургская Московская I-ro класса 1764 год. Богородицкий-Успенский-Свияжский Казанская Вознесенский-Московский Воскресенский-Истринский-Новый-Иерусалим Московская Воскресенский-Смольный Московская Донской-Богородицкий-Московский Иверский-Богородицкий-Валдайский С.-Петербургская Кириллов-Белозерский Московская Новодевичий-Богородице-Смоленский Новгородская Новоспасский-Московский Новгородская Пафнутиев-Боровский Московская Печерский-Вознесенский Покровский-Суздальский Московская Саввин-Сторожевский Калужская Симонов-Успенский Нижегородская Соловецкий-Зосимо-Савватиевский Владимирская Спасо-Преображенский-Ярославский Московская Троицкий-Макариевский-Калязинский Московская Успенский-Александровский Архангельская Хутынский-Варлаамиев-Спасо-Преображенский Ярославская Юрьев, Георгиевский или Егорьевский Тверская 1786 год. Елецкий-Успенский Владимирская Златоверхо-Михаиловский Новгородская Пустынно-Николаевский-Киевский Флоровский-или Флоровский-Вознесенский Новгородская 1795 год. Богоявлен.-Братский-Пинский Николаевский-Спасский-Шаргородский Черниговская Спасо-Преображенский-Острожский Киевская Троицкий-Каменецкий Киевская Киевская Минская Подольская Волынская Подольская II-ro класса 1764 год Авраамиев-Богоявленский-Ростовский Ярославская Аграфенинский-Покровский-Пустынный Александро-Свирский Рязанская Алексеевский-Акатов Алоксеевский-Зачатейский Новый за Черторьею Олонецкая Антониев-Николаевский-Краснохолмский Воронежская Антониев-Римлянина Московская Антониев-Сийский-Троицкий Архангельский-Устюжский Тверская Бизюков-Крестовоздвиженский Богородицкий-Казанский Новгородская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Ш Шалацкая Успенская Гурьева пустынь Или Шалацкий мужской упразднённый монастырь находился в Новгородской Епархии в Устюженском уезде на устье реки Шалочи, впадающей в Мологу, расстоянием от города Устюжны к востоку в 35, от Новгорода в 435 вёрстах и именовался: домовой Патриарший Шалаческий монастырь Гурьевой пустыни (см. Гурьева Железнопольская пустынь). Был до Штатов 1764 года приписным к Череповскому монастырю. Настоятельство было Строительское; в 1690 году был Строитель Савватий, а в 1699 году Строитель Иона произведён в Игумена в Воскресенский Устюженский монастырь. Шаргородский Николаевский монастырь Училищный 1 класса мужской, Подольской Епархии, находится в Ямпольском повете в местечке Шаргороде на каменной горе, прилегающей к монастырю с северной стороны, близ речки Мурашки. Здания в монастыре сем каменные все в два этажа. В верхнем этаже живут Настоятель (он же и Ректор Семинарии), монашествующие и Семинарские учители; в нижнем этаже – небольшая церковь во имя Св. Николая Чудотворца, библиотека, классы, трапеза, зала для собрания училищного, жилые комнаты и службы. При конце училищной залы на западной стороне предположено было жившими здесь Базилианами Униатами устроить церковь , но оная не была совершенно окончена, а потому и доныне так остаётся. Ограда каменная же, на которой (вместо колокольни) повешены колокола. Настоятельство Архимандричье учреждено в 1795 году при обращении этого монастыря в православный, и определено быть в нём Подольской Епархиальной Семинарии, а Настоятелю оного – ректором. К этой обители принадлежит село Калиновка, находящееся в том же Ямпольском уезде, данное монастырю в 1719 году, Июля 13 дня, Шаргородским Помещиком Воеводой Сосновским, когда ещё обитель сия занимаема была Униатами. Крестьян по ревизии 1785 года было 201 душа. Шаровкин монастырь Мужской упразднённый, находился в Калужской Епархии в Перемышльском уезде и был приписан к Донскому Ставропигиальному монастырю. Шартомский или Шартоминский Николаевский монастырь Мужской третьеклассный, находится во Владимирской Губернии и Епархии, в Шуйском уезде при селе Никольском, от города Шуи в 13½ вёрстах. В этом монастыре три ЦЕРКВИ каменные:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анатолий, архиепископ Могилевский и Мстиславский (Мартыновский Августин Васильевич) Родился в 1793 году в местечке Мясковке Ольгопольского уезда Каменец-Подольской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Шаргородском духовном училище. В 1801 году переведен в Каменец-Подольскую духовную семинарию, в которой с 1812 года был учителем рисования. В 1813 году окончил семинарию и назначен учителем по классу инфимы (низший класс семинарии). С 15 декабря 1817 года – священник в М. Гранове Гайсинского уезда. В 1819 году, будучи уже вдовым, поступил в число братии Каменец-Подольского монастыря. В 1821 году назначен преподавателем Каменец-Подольского духовного училища, а затем и семинарии, где преподавал польский язык. 5 мая 1822 года пострижен в монашество. 12 октября 1823 года поступил в высшее отделение Киевской духовной академии. 11 декабря 1825 года окончил академию и определен бакалавром Священного Писания и польского языка. 29 ноября 1827 года удостоен степени магистра. С 18 мая 1829 года – ректор Курской духовной семинарии, а 7 июня возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Курского Николаевского монастыря. 14 апреля 1832 года переведен ректором Новгородской духовной семинарии, а с 29 апреля определен настоятелем Новгородского Антониево-Сийского монастыря. С 22 ноября 1844 года – епископ Могилевский и Мстиславский. 19 апреля 1853 года возведен в сан архиепископа. В 1860 году удостоен степени доктора богословия. 17 июля 1860 года уволен на покой в Гербовецкий Успенский монастырь Кишиневской епархии. Скончался 8 августа 1872 года. Архиепископ Анатолий был образованным человеком своего времени, отличался большой любознательностью и всесторонней начитанностью, увлекался живописью и был неплохим художником. Памятником его художественной деятельности остался иконостас в его домовой церкви в Гербовецком монастыре, который, к сожалению, был уничтожен после его смерти невежественными монахами-молдаванами. Преосвященный Анатолий хорошо понимал роль епископа и ясно видел те ближайшие задачи, которые стояли перед ним в епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Шаргород. Николаевский Шаргородский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты НИКОЛАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ, начало XVIII — XIX вв. До 1715 г. монастырь, разрушенный турками, стоял в руинах, позже восстановлен. В 1797 г. в монастыре была открыта семинария, а позднее духовное училище, которое просуществовало до 90-х годов XIX в. Николаевский монастырь представляет собой памятник разновременных сооружений и состоит из Николаевского собора, привратного корпуса с колокольней, братского корпуса с Михайловской церковью, угловой башни и хозяйственного корпуса. Николаевский собор, 1829 г. Архит. Феофан. В стиле классицизма, кирпичный, крестовый в плане, однокупольный, четырехстолпный, с прямоугольными симметричными пристройками к южной ветви креста. Южный (главный) фасад акцентирован дорическим четырех колонным портиком со спаренными колоннами, увенчанным треугольным фронтоном. В интерьере сохранилась настенная роспись. Собор с восточной стороны соединен двухэтажным зданием келий с братским корпусом. Привратныи корпус с колокольней, конец XVIII в.— начало XIX в. Кирпичное, одноэтажное, прямоугольное в плане сооружение с арочным проездом, над которым размещена надвратная двухъярусная с шатровым завершением колокольня. Сооружение оштукатурено. Перекрытия балочные. Братский корпус с Михайловской церковью, XVIII в. Во время перестройки 1833 г. церковь получила новую главу. Кирпичное, прямоугольное в плане сооружение вытянуто с севера на юг, двухэтажное со встроенной церковью. Церковь крестовая в плане, однокупольная, с четырехколонным портиком, увенчанным фронтоном, на западном фасаде. В братском корпусе размещалось духовное училище, в котором учился М. М. Коцюбинский и С. В. Руданский (мемориальные доски и бюсты писателей установлены на восточном фасаде). Планировка коридорная с односторонним расположением помещений. Перекрытия — цилиндрические своды с распалубками. В настоящее время в здании музыкальная школа. Угловая башня со стенами, XVIII в. Расположена на юго-запад от собора. Кирпичная, квадратная в плане, двухъярусная (восьмерик на четверике) с шатровым завершением. С востока к башне примыкают кельи привратного корпуса, а с севера она замыкала часть стены, которая разобрана.

http://sobory.ru/article/?object=26560

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В годовщину интронизации Блаженнейшего митрополита Киевского Онуфрия в Киево-Печерской лавре отслужили Литургию 17 августа отмечалась первая годовщина интронизации предстоятеля Украинской Православной Церкви КИЕВ. 17 августа, когда отмечалась первая годовщина интронизации предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, в Успенском соборе Успенской Киево-Печерской Лавры была совершена торжественная Божественная литургия. Богослужение возглавил Блаженнейший митрополит Онуфрий. Его Блаженству сослужили митрополиты Хустский и Виноградовский Марк, Донецкий и Мариупольский Иларион, Каменец-Подольский и Городокский Феодор, Вышгородский и Чернобыльский Павел, наместник Успенской Киево-Печерской Лавры; Луганский и Алчевский Митрофан, председатель ОВЦС Украинской Православной Церкви; Тернопольский и Кременецкий Сергий, Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний, Черкасский и Каневский Софроний, Николаевский и Очаковский Питирим, Белоцерковский и Богуславский Августин, Винницкий и Барский Симеон, Криворожский и Никопольский Ефрем, Херсонский и Таврический Иоанн, Черниговский и Новгород-Северский Амвросий, Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит, Харьковский и Богодуховский Онуфрий, Святогорский Арсений, наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры; Горловский и Славянский Митрофан, Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр; архиепископы Белогородский Николай, Уманский и Звенигородский Пантелеимон, Запорожский и Мелитопольский Лука, Житомирский и Новоград-Волынский Никодим, Владимир-Волынский и Ковельский Владимир, Яготинский Серафим, Сумской и Ахтырский Евлогий, Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф, Макаровский Иларий, Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон, Городницкий Александр, Роменский и Буринский Иосиф, Днепродзержинский и Царичанский Владимир, Северодонецкий и Старобельский Никодим; епископы Угольский Антоний, Джанкойский и Раздольненский Алипий, Львовский и Галицкий Филарет, Боярский Феодосий, Кременчугский и Лубенский Николай, Обуховский Иона, Банченский Лонгин, Конотопский и Глуховский Роман, Ирпенский Климент, Бородянский Варсонофий, Фастовский Дамиан, Вознесенский и Первомайский Алексей, Александрийский и Светловодский Боголеп, Васильковский Николай, Хотинский Евсевий, Ивано-Франковский и Коломыйский Тихон, Золотоношский Иоанн и Шумский Нафанаил, а также многочисленное духовенство из разных регионов Украины.

http://sedmitza.ru/text/5807289.html

А.А. Половцов Анатолий (Мартыновский), архиепископ Могилевский Анатолий Мартыновский (до пострижения Августин Васильевич) – архиепископ могилевский, сын униатского священника местечка Мясновки, Подольской губ., род. в 1793 г., когда отец его перешел уже в православие, ум. 8-го августа 1872 г. Первоначальное образование получил в Шаргородском духовном училище, куда отдан был 8 лет; в 1801 г. переведен в Каменецкую духовную семинарию, где прошел обычные курсы риторики, философии и богословия, прочно усвоил латинский, греческий и немецкий языки. Своими способностями и трудолюбием он обратил на себя внимание тогдашнего архиепископа подольского Иоанникия, который приблизил его к себе и в конце 1812 г. назначил учителем рисования, а в 1813 г., по окончании Мартыновским курса, – учителем класса инфимы, уговаривая его при этом принять монашество. Но Мартыновский, под влиянием советов своих родителей, в 1817 г. женился и поступил священником в м. Граново, Гайсинского уезда. Чрез год он овдовел и, оставив приход, поселился в Каменец-Подольском монастыре. В 1821 г, Мартыновский был назначен преподавателем каменецкого духовного училища, а затем и семинарии, где преподавал польский язык. В мае 1822 г. Мартыновский принял монашество с именем Анатолия, «решившись, – как говорит он в своей автобиографии, – искреннейше, насколько есть силы, посвятить себя Христу, предать себя Его воле, и с благоговейным целованием и любовью своего духа принять на себя иго Его благое». С целью получить высшее богословское образование, Анатолий оставил училищную службу и поступил в 1823 г. на старший курс Киевской духовной академии, откуда чрез два года выпущен, как лучший студент, бакалавром по Священному Писанию и польскому языку. 4-го мая 1829 г. Анатолий возведен в сан архимандрита, назначен ректором Курской семинарии и настоятелем Николаевского монастыря, а 14-го апреля 1832 г. переведен ректором Новгородской семинарии и настоятелем Антониева монастыря. Здесь произошло его столкновение с известным Никодимом Казанцевым, описанное последним в его воспоминаниях о митрополите московском Филарете («Чтения в общ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Анатолий (Мартыновский), архиепископ Анатолий (Мартыновский), архиепископ. Сын униатского священника Ольгопольского уезда, обратившегося в православие. 1793 г., – год рождения преосвященного, – в мире именовался Августин Васильевич. Образование получил в Шаргородском духовном училище и Каменецкой Подольской семинарии. Еще будучи семинаристом, по желанию Подольского архиепископа Иоанникия, весьма ему покровительствовавшего, был определен сначала учителем рисования в семинарии, как искусный рисовальщик, а потом и учителем инфимы, т. е. низшего класса. Постепенно он дошел до степени учителя синтаксимы. Потом, на 25-м году, женился и был рукоположен во священника к церкви местечка Гранова. На второй году священства он овдовел и поступил в Каменец-Подольский монастырь, где, однако, не постригся в монахи и через два года был назначен учителем, сначала духовного училища, а потом семинарии. В 1822 г. он, наконец, принял монашество, затем в 1828 г. поступил в Киевскую духовную академию, по окончании которой со степенью магистра остался в ней бакалавром, занимая кафедры разных предметов. В 1829 г. назначен ректором Курской духовной семинарии и настоятелем Николаевского монастыря, а также членом консистории, в 1882 г. переведен в Новгородскую семинарию с настоятельством в монастыре св. Антония Римлянина. В 1840 г. Анатолий хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии; в 1841 г. назначен епископом Острожским, викарием Волынской епархии; в 1844 г. назначен епископом Могилевским и Мстиславским. За 15 лет своего служения в Могилеве преосвященный выказал много забот о благоустройстве монастырей и сельских храмов в своей епархии, о нравственном развитии и материальном обеспечении подведомого ему духовенства, о христианско-религиозном развитии паствы; устроил училище для девиц духовного звания, ввел катихизические поучения, способствовал заведению церковных школ, вел собеседования с раскольниками, живущими в пределах Могилевской епархии, принимал всевозможные меры к охранению своей паствы от влияний как со стороны раскольников, так и особенно со стороны римско-католиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

архиепископ Анатолий (Мартыновский) (1793–08.08.1872) архиепископ Анатолий (Мартыновский) Архиепископ Могилевский и Мстиславский, духовный писатель, магистр Киевской духовной академии. Биография В миру Мартыновский Августин Васильевич, родился в 1793 году в м. Мясковке Ольгопольского уезда Каменец-Подольской губернии в семье бывшего униатского священника, присоединившегося к православию в 1788 г. Первоначальное образование получил в Шаргородском духовном училище. В 1801 году переведен в Каменец-Подольскую семинарию, в которой с 1812 года был учителем рисования. В 1813 году окончил семинарию и назначен учителем по классу инфимы. С 15 декабря 1817 года - священник в м. Гранове Гайсинского уезда. В 1819 году, будучи уже вдовым, поступил в число братии Каменец-Подольского монастыря. В 1821 году назначен преподавателем Каменец-Подольского духовного училища, а затем и семинарии, где преподавал польский язык. 5 мая 1822 года пострижен в монашество. 12 октября 1823 года поступил в высшее отделение Киевской духовной академии. 11 декабря 1825 года окончил академию и определен бакалавром Свящ. Писания и польского языка. 29 ноября 1827 года удостоен степени магистра. С 18 мая 1829 года - ректор Курской семинарии, а 7 июня того же года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Рыльского Николаевского монастыря. 14 апреля 1832 года переведен ректором Новгородской семинарии, а с 29 апреля определен настоятелем Новгородского Антониева монастыря. 4 августа 1840 года был хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. С 10 июня 1841 года - епископ Острожский, викарий Волынской епархии. 22 ноября 1844 года назначен епископом Могилевским. 19 апреля 1853 года возведен в сан архиепископа. На Могилёвской кафедре он много внимания уделял повышению духовно-нравственного уровня священнослужителей, заботился об увеличении количества приходов (при нем в епархии насчитывалось 526 церквей), часто проповедовал, в наиболее многолюдных приходах епархии устраивал катехизические беседы, активно содействовал открытию школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Евсевий, архиепископ Могилевский и Мстиславский (Орлинский Евфимий Поликарпович) Родился в 1808 году в селе Черный Верх Белевского уезда Тульской губернии в семье диакона. Первоначальное образование получил в Тульской духовной семинарии. В 1828 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1832 году со степенью магистра. 29 мая 1832 года пострижен в монашество; 1 июля рукоположен во иеродиакона, а 3 июля – во иеромонаха и 29 августа того же года назначен инспектором Вифанской духовной семинарии. С 25 ноября 1834 года – инспектор Московской духовной семинарии. С 21 ноября 1838 года – инспектор и бакалавр Московской духовной академии; 15 октября того же года возведен в сан архимандрита. 17 ноября 1841 года назначен ректором Московской духовной академии. 9 апреля 1842 года определен настоятелем Московского Богоявленского монастыря. 31 августа 1845 года перемещен в Высокопетровский монастырь. 9 марта 1847 года хиротонисан во епископа Винницкого с назначением настоятелем Шаргородского Николаевского монастыря и ректором Санкт-Петербургской духовной академии. 10 декабря 1850 года перемещен на Самарскую кафедру. С 3 ноября 1856 года – епископ Иркутский и Нерченский. В марте 1858 года возведен в сан архиепископа. С 29 августа 1860 года – архиепископ Могилевский и Витебский. До 1876 года состоял почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии. 16 апреля 1878 года избран в члены Святейшего Синода. 6 октября 1882 года уволен на покой с оставлением в звании члена Святейшего Синода. Скончался 21 февраля 1883 года. Погребен в Могилевском Спасском монастыре. Архиепископ Евсевий был мужем учительным, неустанно проповедовавшим слово Божие. Очень важно, что он учитывал нужды своей разнородной паствы, и там, где требовалась национальная речь для понимания слова Божия, не боялся совершать богослужения на национальном языке, как это он сделал в одной из церквей Могилевской епархии, где находилось много переселенцев-латышей. Паства очень любила его за доброту и отеческое отношение к нуждам пастырей и пасомых. Когда, например, преосвященный Евсевий прощался со своей Самарской паствой, то все, кто находился в то время в храме, не могли удержаться от слез. Плакали неподкупно, от сердечной горести, вызванной предстоящей разлукой.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Израиль, епископ Винницкий (Лукин Яков Иванович) Родился около 1801 года в селе Синковце Мало-Архангельского уезда Орловской губернии в семье диакона. Учился в Орловской духовной семинарии, затем поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил кандидатом богословия. С 4 декабря 1825 года – учитель Курской духовной семинарии. 29 ноября 1827 года удостоен степени магистра. С 9 ноября 1828 года – помощник инспектора Курской духовной семинарии. 2 ноября 1831 года пострижен в монашество и 27 декабря рукоположен во иеродиакона. 1 января 1832 года рукоположен во иеромонаха, 8 января назначен библиотекарем, а 6 февраля того же года – инспектором Курской духовной семинарии. По сану причислен к соборным иеромонахам Донского монастыря и исполнял должность цензора проповедей. С 10 февраля 1834 года – ректор Калужской духовной семинарии. 3 ноября 1835 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Покровского Доброго Лихвинского монастыря Калужской епархии. С 3 мая 1843 года – ректор Курской духовной семинарии и настоятель Белгородского Свято-Троицкого монастыря. 3 мая 1845 года переведен в Рыльский Николаевский монастырь, а 25 июля того же года назначен ректором Херсонской духовной семинарии и настоятелем Одесского Успенского монастыря. 22 апреля 1848 года перемещен ректором Харьковской духовной семинарии и настоятелем Харьковского Преображенского монастыря. С 27 июля 1851 года – ректор Тифлисской духовной семинарии и настоятель Тифлисского Преображенского монастыря. 2 мая 1858 года назначен ректором Киевской духовной академии и архимандритом Киевского Братского монастыря. 24 января 1860 года хиротонисан во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии. 25 марта 1861 года в связи с упразднением викариатства оставлен настоятелем Шаргородского Николаевского монастыря Подольской епархии. Скончался 11 октября 1864 года. Труды: Слова и беседы архимандрита Израиля: в 2 т. Беседы о значении и силе внешнего поклонения в христианской Православной Церкви и мысли христианские по случаю страшной грозы и града, бывших в г. Харькове 1 мая 1851 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010