Оставшиеся в Пекине иезуиты во главе с Шаллем фон Беллом приняли сторону маньчжуров, которые основали династию Цин (1644-1912). Шалль фон Белл завоевал доверие имп. Шуньчжи (1644-1661), получил руководящую должность в имп. Ведомстве астрономии, ему также было поручено участвовать в обучении наследника Сюанье (впосл. имп. Канси (1661-1722)). Влияние иезуитов при дворе вызвало антихрист. реакцию в годы регентства Обоя (1661-1669). Т. н. календарное дело началось с выступления мусульм. астронома Ян Гуансяня, который заявил, что причиной смерти имп. Шуньчжи стали ошибки, которые Шалль фон Белл намеренно допустил в календарных расчетах. В сент. 1664 г. иезуита арестовали, ему был вынесен смертный приговор. После землетрясения, в к-ром придворные усмотрели неблагоприятное предзнаменование, Шалль фон Белл получил свободу, но его помощников-китайцев казнили. Остальных иезуитов отправили в Кантон; они провели неск. лет в ожидании высылки из страны. Во время «кантонской ссылки» (1666-1671) миссионеры получили возможность обменяться опытом, обсудить методы христ. проповеди и систему управления общинами. Политика кит. властей изменилась после того, как имп. Канси сместил регента Обоя и стал править единолично. Преемник Шалля фон Белла фламандец Фердинанд Вербист (1623-1688) доказал превосходство иезуитов в астрономии (до 1-й пол. XIX в. христ. миссионеры занимали руководящие должности в Ведомстве астрономии). После того как император принял португ. посольство (1670), миссионерам было позволено вернуться к пастве. Власти терпимо относились к существованию христ. общин в К., но деятельность миссионеров зависела от расположения императора. В награду за верность во время восстания «князей-данников» (1673-1681) имп. Канси оказал иезуитам знаки внимания: посетил резиденцию Наньтан (Юж. храм) в Пекине (12 июля 1675) и велел поместить над входом в церковь надпись: «Чтите Небо» (Цзин Тянь). Необходимость угождать императору и содержать при имп. дворе иезуитов-специалистов, к-рые не занимались проповедью христианства, затрудняла работу миссии. После смерти Вербиста общину придворных иезуитов возглавили музыкант Томаш Перейра (1645-1708) и математик Антуан Тома (1644-1709). Иезуиты преподавали математику, геометрию, астрономию и основы механики, а также европ. музыку и живопись. При поддержке влиятельного маньчжурского сановника Сонготу († 1703), члены семьи к-рого приняли христианство, миссионеры добились от имп. Канси легитимации христ. общин в К. В связи с притеснениями христиан в пров. Чжэцзян были изданы указы о веротерпимости (19 и 22 марта 1692). В них говорилось, что иезуиты отличаются высокой нравственностью и верно служат императору, их религия не угрожает общественному порядку, поэтому жившие в К. христиане могли свободно исповедовать свою веру и проводить молитвенные собрания. Однако разрешение продолжать проповедь и создавать новые христ. общины миссионерам дано не было.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

Один из командующих войсками Юнли - губернатор Гуанси, наместник Лянгуана, а также главный евнух Пан Тяньшоу (Ахилл Пан) приняли христианство. Австрийский иезуит Андреас Вольфганг (Ксаверий) Коффлер крестил членов семьи и наложниц Юнли (мать приняла имя Мария, жена стала Анной, наследный принц был крещен Константином, вдовствующая императрица получила имя Елена). И. оказались главными союзниками имп. семьи в борьбе с маньчжурами. Так, в критической ситуации Елена и Ахилл Пан решили просить помощи у папы Римского Иннокентия X и генерала ордена Франческо Пикколомини: в 1651 г. польск. иезуит Михал Павел Бойм, автор 1-го лат. перевода текста Сианской несторианской стелы (воздвигнута в 781), отправился с письмами в Рим, в к-рых имп. чета просила молиться за дело Минов, а также прислать в Китай еще И. Только в кон. 1655 г. Бойм получил ответ от папы Александра VII; в 1658 г., когда он прибыл в Тонкин, обреченность юж. династии Мин была очевидна. Вскоре после возвращения Бойм умер в Гуанси. У И. в Китае не было к.-л. политических обязательств, что давало возможность католич. миссионерам в зависимости от обстоятельств примыкать к той или иной группировке. Так, Шалль фон Белл остался в захваченном Пекине и вскоре завоевал доверие имп. Шуньчжи (1643-1661, самостоятельное правление с 1650) и его дяди-регента из новой маньчжурской династии Цин. Имп. Шуньчжи выделил средства на строительство Южного храма (Наньтан), освященного в честь Непорочного зачатия Девы Марии (вмещал 2 тыс. чел.). В 1648 г. Шалль фон Белл возглавил Пекинскую миссию ордена. В сент. 1645 г. в Риме был издан запретительный декрет об участии кит. христиан в конфуцианских ритуалах; на основании обвинений в еретическом потакании языческим обрядам деятельность И. в Китае осудила специальная комиссия. Тогда же членам ордена было запрещено заниматься астрономией и исправлением календаря при дворе китайского императора. В 1656 г., после поездки в Рим Мартино Мартини, к-рый объяснил папе ситуацию, запрет был отменен.

http://pravenc.ru/text/293585.html

В 1616 г. по инициативе влиятельного нанкинского чиновника, сотрудника ведомства ритуалов Шэнь Цюэ, начались гонения на христиан, продолжавшиеся неск. лет. В 1622 г., после 1-й волны гонений, в Пекин прибыли нем. И.: Иоганн Адам Шалль фон Белл и Иоганн Теренций Шрек. Императоры Тяньци (1620-1627) и Чунчжэнь (1627-1644) использовали знания и навыки европейцев как для работы над исправлением календаря, так и для модернизации кит. армии. Отлитые под рук. И. пушки, снабженные клеймами с именами святых, использовались для защиты от наступающих маньчжуров. В последнее десятилетие эпохи династии Мин члены Об-ва Иисуса лишились монополии на проповедь в Китае: в 1633 г. папа Римский Урбан VIII объявил Китай открытым для всех миссионеров. В страну прибыли францисканские и доминиканские проповедники; один из них, доминиканец Хуан Батиста Моралес, вернувшись из Китая в Европу, в 1641 г. поставил перед папой Урбаном VIII и Конгрегацией пропаганды веры вопрос о «китайских ритуалах». И. обвинялись в «идолопоклонстве», терпимом отношении к культу Конфуция и языческим формам поклонения предкам, орден критиковали за послабления для новообращенных (освобождение от постов и от работы в воскресенье, упрощенная процедура при крещении женщин и т. д.). Несмотря на то что противникам И. не удалось добиться офиц. осуждения практики «китайских ритуалов» папой Урбаном VIII, вопрос ритуалов в 40-х гг. XVII в. активно обсуждался и грозил стать серьезной проблемой для миссии И. в Китае. М. Риччи, А. Шалль фон Белл и Ф. Вербист. Гравюра. XVIII в. М. Риччи, А. Шалль фон Белл и Ф. Вербист. Гравюра. XVIII в. 25 апр. 1644 г. Пекин был захвачен повстанческой крестьянской армией под командованием Ли Цзычэна. Большинство находившихся в Китае И. отправилось на юг страны, чтобы присоединиться к Гуйвану, принцу из династии Мин,- тот объявил себя регентом и правил в Юж. Китае под именем Юнли (1647-1661). Влияние И. при дворе последнего императора из династии Мин в Пекине и во время правления Юнли способствовало распространению христианства среди представителей высшего чиновничества империи.

http://pravenc.ru/text/293585.html

учеными под влиянием знакомства с европейской наукой (напр., сельскохозяйственная энциклопедия Сюй Гуанци). Выходили и оригинальные научные труды И., написанные на кит. языке. Важным направлением научной деятельности И. в Китае стала картография. Риччи выпустил кит. вариант карты мира Абрахама Ортелия (Юди шаньхай цюаньту), а затем, уже работая при дворе императора,- «Полную карту 10 тысяч государств всей земли» (Гунь-юй ваньго цюаньту, 1602). Разъяснения к последней послужили основой для соч. Алени «Поземельная опись заморских стран» (Чжифан вайцзи, 1623). Сделанные Буве, Жаном Батистом Режи и Домиником Паррененом в военных целях карты подали имп. Канси идею картографировать при помощи И. всю страну (в 1719 изд. большая карта Китайской империи). Последние императоры династии Мин особое внимание уделяли проблеме уточнения кит. календаря. Специальное календарное ведомство возглавлял перешедший в католичество китаец Сюй (Павел) Гуанци (1552-1633), под началом которого работали иезуитские миссионеры Шалль фон Белл и Теренций. В это же время выходит составленный Никола Триго конкорданс кит. и григорианского календарей с текстами на лат. и сир. языках. Позднее Шалль фон Белл возглавил календарное ведомство. Приехавший в 1658 г. в Китай Вербист оснастил европ. оборудованием обсерваторию в Пекине. И. проявили себя как талантливые воспитатели буд. правителей Китая. Шалль фон Белл был одним из наставников юного Канси, который, по воспоминаниям современников, глубоко почитал его и прислушивался к его советам; Буве и Жербийон, после смерти Вербиста возглавивший астрономическое ведомство, преподавали Канси геометрию, анатомию и философию, сочиняли для него и переводили на маньчжурский язык математические трактаты. Учителем имп. Цяньлуна (1736-1795) по вопросам европ. науки стал француз Жан Жозеф Мари Амио, прибывший в Пекин в 1751 г. В области изобразительного искусства И. создали новые стили, соединявшие европ. реализм с кит. традицией. Дж. Кастильоне (1688-1766) пользовался большим авторитетом как художник и у кит.

http://pravenc.ru/text/293585.html

В нач. 1664 г. папа Александр VII разрешил И. в Китае остаться на занимаемых ими постах при условии, что деятельность членов ордена, связанная с исправлением календаря, не будет иметь ничего общего с «суевериями», а напротив, И. будут всячески стараться привести календарь в соответствие с принятым в католич. Церкви. Опасения И. вызвали попытки проникновения в Китай голландцев, к-рые в тот период вытесняли португальцев из Юго-Вост. Азии и Полинезии. В 1656 г. под влиянием Шалля фон Белла император отказал в размещении на территории Китая голландской торговой миссии под предводительством Д. Ньюхофа. В противовес голландцам И. оказывали поддержку рус. посольству Ф. И. Байбакова, хотя оно и не имело успеха. Высокому положению И. при императорском дворе завидовали придворные. В 1664 г. Шалль фон Белл и его соратник фламандец Фердинанд Вербист были арестованы по навету, что положило начало новым гонениям. По всей стране закрывались христ. храмы (к 1664 их насчитывалось 159, ордену И. принадлежал 41), запрещалось исповедание католицизма, миссионеры изгонялись в Кантон (Гуанчжоу) и Макао. Из 38 И., проповедовавших на территории Китая, лишь 4 было позволено остаться в стране. Для И. ситуация изменилась к лучшему лишь после свержения в 1669 г. режима кн. Обоя, регента имп. Канси. Заточенные в тюрьму И. получили помилование, им вернули должности при имп. дворе. Указ 1671 г., хотя и запрещал китайцам принимать христианство, положил конец преследованиям католич. миссионеров. Правление имп. Канси (1661-1722, самостоятельно с 1669) стало наиболее благоприятным для И. По ходатайству Вербиста, быстро ставшего одним из самых доверенных лиц императора, Канси обратился к франц. кор. Людовику XIV с просьбой прислать в Китай образованных И. Выбор пал на получивших почетные титулы «королевских математиков» членов Королевской АН Жана де Фонтане в качестве главы миссии И., Ги Ташара, Жоашена Буве, Жана Франсуа Жербийона, Клода де Видлу и Луи Даниеля Ле Конта. Они хорошо знали кит. и маньчжурский языки (Жербийон был переводчиком имп.

http://pravenc.ru/text/293585.html

Деятельность иезуитов вызвала подозрения кит. властей, к-рые соотнесли успешную проповедь христианства в Японии с вторжением войск правителя Тоётоми Хидэёси в Корею (1592). Подозрительными считались связи христиан с жившими в Макао португальцами, к-рые вели торговлю с Японией (из Макао иезуиты получали денежные средства, оттуда приезжали миссионеры). Доводы против присутствия иезуитов в К. сформулировал Шэнь Цюэ, чиновник Ведомства ритуалов в Нанкине; он стал инициатором гонения на христиан в К., т. н. Нанкинского инцидента (1616-1623). По мнению Шэня, иностранные проповедники расшатывали идеологические устои империи и пропагандировали «варварскую» религию, пытаясь создать вредную секту, опасную для общественного порядка, наподобие об-ва Белого лотоса (Байляньцзяо). Чиновник утверждал, что иезуиты вели шпионскую деятельность и готовили португ. вторжение из Макао (Шэнь указывал на завоевание испанцами Филиппинских о-вов). Ходатайства Шэня о запрете христианства получили поддержку в придворных кругах: был издан указ о высылке иезуитов (20 авг. 1616). В Нанкине и в др. городах схватили нек-рых христиан, часть миссионеров выслали в Макао. Неск. иезуитам удалось заручиться поддержкой высокопоставленных чиновников и избежать ареста. Когда Шэнь был переведен на др. должность, активные преследования христиан прекратились, проповедники получили возможность тайно посещать христ. общины. Через неск. лет иезуитам Николо Лонгобардо (1565-1655) и Мануэлу Диашу (1574-1659) было разрешено вернуться в Пекин. Из-за Нанкинского инцидента и враждебного отношения китайцев иезуиты пришли к выводу, что в Пекине должны постоянно находиться представители миссии, квалифицированные математики, астрономы и инженеры, к-рые могли оказывать услуги имп. двору и защищать проповедников, работавших в провинциях. Порученную иезуитам реформу календаря (1629-1635) начал Иоганн Шрек (Терренций; 1576-1630) и продолжил Иоганн Адам Шалль фон Белл (1592-1666). Укрепляя свою репутацию иностранных эрудитов, они налаживали связи с влиятельными чиновниками и кандидатами на гос. должности, которые посещали столицу во время экзаменов, переводили на кит. язык труды европ. ученых и богословов. Деятельность придворных иезуитов, к-рые служили императору-язычнику и нередко вели роскошный образ жизни, вызывала недовольство мн. миссионеров в К., полагавших, что их основными обязанностями были проповедь христианства и духовное окормление верующих.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

Миссионеры подчеркивали, что между христианством и учением Конфуция было много общего (гл. обр. моральные и этические требования), но отвергали неоконфуцианские учения, т. к. доктрины о Великом пределе (Тай цзи) и о сущностном единстве человека и мироздания противоречили их трактовке конфуцианской классики. Согласно Риччи, учение Конфуция было искажено под влиянием чуждых кит. культуре верований, буддизма и даосизма. Осуждая распространенные в К. религ. и философские учения, иезуиты отвергали кит. традицию религ. синкретизма, подчеркивая уникальность христианства. Эти представления были отражены в написанном Риччи катехизисе «Подлинное значение Небесного Господа» (Тяньчжу шии; 1603). Учение о едином Боге и о сотворении мира было изложено с использованием формальной логики и рациональных аргументов; автор утверждал, что конфуцианская картина мира, основанная на «естественном законе», в основном верна, но ее следовало дополнить христ. монотеизмом. Демонстрируя точки соприкосновения конфуцианской философии и христианства, Риччи указывал на необходимость нравственного совершенствования, к-рое неотделимо от служения единому Богу. Благодаря лит. достоинствам и хорошему знакомству автора с кит. философией сочинение Риччи получило известность среди образованных китайцев. Позднее к апологии христ. учения и критике неоконфуцианства обращались Алени в соч. «Подлинный источник всего сущего» (Ваньу чжэньюань; 1628), Шалль фон Белл в соч. «Множество доказательств божественного управления [миром]» (Чжучжи цюньчжэн; 1636) и другие миссионеры. Ян Тинъюнь в «Книге об устранении сомнений» (Дайи пянь; 1621) и в предисловиях к трудам иезуитов представил концепцию «поэтапного откровения». По его мнению, древние китайцы знали только о «естественном» откровении, дарованном Адаму, языческим мудрецам и праведникам, но не о Законе Моисеевом . После эпохи Цинь (221-206 гг. до Р. Х.) знания о правильном почитании Неба были утрачены, под влиянием буддизма и др. религий появились неоконфуцианские учения; их сторонники исказили смысл древних писаний.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

Сооружения византийской эпохи, зачастую неплохо сохранившиеся, привлекали преимущественное внимание. В 1883 г. научное путешествие в Сирию и Месопотамию совершил берлинский профессор Эдуард Захау (1845–1930) 2078 . В начале XX в. в исследование Сирии включились США, успешные экспедиции в Сирию организовал Принстонский университет. Ховард Кросби Батлер (1872–1922) опубликовал сначала отчеты о работах 1899–1900, 1904–1905 и 1909 гг. 2079 , а позже – монографию о раннехристианских церквах Сирии 2080 . Исследованиями на Востоке прославилась энергичная и решительная Гертруда Маргарет Л. Белл (1868–1926) 2081 , первая в Англии и во всем западном мире женщина – профессиональный археолог, которую можно сравнить только с Прасковьей Сергеевной Уваровой (1840–1924), первой женщиной – профессиональным археологом в России 2082 . Белл, происходя из состоятельной семьи и имея связи в дипломатических кругах, изучила арабский язык и посвятила свою жизнь экспедициям в Месопотамию и Сирию. Свое первое путешествие на Восток она совершила в 1892 г., обследовав районы Хаурана, Дамаска, Алеппо, памятники Амиды (Дийарбекира), Typ Абдина и др. В центре внимания Белл были церкви и монастырские комплексы ранневизантийской эпохи 2083 . Она опубликовала ряд работ, в том числе в сотрудничестве с крупными учеными своей эпохи. Совместно с Рамсеем Белл издала книгу о церквах Анатолийского плато в районе Бинбир-Килисе, использовав в качестве названия современный турецкий топоним, означающий «тысяча и одна церковь » 2084 . Работы Белл ценны полнотой своей документации. Ее книга о Сирии была издана дважды 2085 , книгу о церквах Typ Абдина в недавнее время переиздала Марлия Манделл Манго, дополнив ее неизданными рисунками и фотографиями, с комментариями 2086 . В начале XX в. немецкие ученые Фридрих Зарре (1865–1945) и Эрнст Эмиль Херцфельд (1879–1948) предприняли успешное изучение территории между Тигром и Евфратом, результаты были опубликованы в 3-х томах 2087 . Важным событием археологии Сирии были раскопки в Антиохии (совр. Антакья на юге Турции), проведенные Принстонским университетом с участием французских археологов. Хотя бóльшая часть города раннехристианской эпохи не сохранилась, археологи смогли изучить пригороды и кладбища, в том числе жилые дома с мозаичными полами в Якто, христианский некрополь, термы, стадион и другие гражданские сооружения 2088 . Страсбургский археолог Жан Лассюс (1903–1990) раскопал крестовидный мартирий св. Вавилы, построенный епископом Антиохии св. Мелетием к Константинопольскому собору 381 г. Это большое сооружение типа «свободный крест» состояло из четырех рукавов, каждый длиной 25 и шириной 16 м. В центре помещались могилы св. Вавилы и епископа-строителя. В V в. литургические функции здания изменились и расширились, к нему был пристроен баптистерий с купелью глубиной немногим более 80 см 2089 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1947 г. Зап. Панама, находившаяся в ведомстве еп-ства Брит. Гондураса, была передана в юрисдикцию Епископальной церкви США. В 1957 г. в рамках этой церкви был образован Миссионерский округ Центр. Америки, в юрисдикции миссионерского округа Панамы и ЗПК остались ЗПК, Республика Панама и Колумбия. В 1963 г. Колумбия была отделена от Миссионерского округа ЗПК, который в 1971 г. преобразован в миссионерский диоцез (с 1981 миссионерский диоцез Панамы, с 1985 диоцез Панамы). В 1972 г. панамец Л. Б. Ширли (1916-1999) стал 4-м англикан. епископом Панамы (также 1-й панамец, рукоположенный во священника Англиканской Церкви). В 1978 г. в П. насчитывалось ок. 13 тыс. верующих в 23 общинах Епископальной церкви. В 1961 г. Конференция центральноамер. миссии Методистской епископальной церкви в Америке была разделена на Конференцию Коста-Рики и Временную конференцию Панамы. В 1973 г. обе церкви стали автономными и получили названия Евангельская методическая церковь Коста-Рики и Евангельская методическая церковь Панамы. Еще в 1967 г. автономию обрела брит. методист. орг-ция - Методистская церковь на Карибских островах и в Америках, в рамках к-рой создан дистрикт Панамы. Если до сер. XX в. протестантские миссионеры работали гл. обр. среди англоязычного населения ЗПК, то с 50-х гг.- уже на территории всей страны. В 1941 г. в П. от Южной баптист. конвенции прибыл миссионер П. Белл, к-рый занялся евангелизацией испаноязычных жителей страны, живущих вне зоны канала. Белл использовал П. в качестве базы для начала миссионерской деятельности в других странах Центр. Америки. В 1959 г. была основана Панамская баптист. конвенция. К 1959 г. 12 баптист. миссионеров работали с испаноязычным населением П., примерно 20 миссионеров - с индейцами (гл. обр. в районах расселения куна на карибском побережье на юго-востоке П.). Количество прихожан увеличилось примерно до 3 тыс. чел. В 1962 г. в П. начали миссионерскую деятельность «Баптисты свободной воли» и Зарубежное миссионерское об-во консервативных баптистов (к 1982 в 1-й орг-ции насчитывалось 500 чел.

http://pravenc.ru/text/2578790.html

Чем более ее узнаю, тем более утверждаюсь в своем прежнем, уже высказанном Вам мнении, что в древние времена она была бы христианской мученицей и святой, а в более поздние, чем мы живем, она была бы тем же, чем и теперь, то есть героиней самоотвержения и воплощением бескорыстной любви к ближнему...» Скончалась Мария Михайловна перед войной 1914 года. Отпевал ее в тюремной церкви Литовского замка викарный епископ Кирилл (впоследствии знаменитый исповедник веры, скончавшийся в ссылке). Когда настало во время литургии время петь «Верую», из-за решетки раздалось мощное и стройное пение: исповедание заключенными той веры, которая была у почившей и внесла в человеческие сердца Свет. Елена Келлер В Тускумби, штат Алабама, началась одна из самых замечательных жизней в истории человечества. У жены капитана Артура Х. Келлера 27 июня 1880 года родилась дочь, названная Еленой. До девятнадцати месяцев Елена была вполне нормальным младенцем. Но потом она заболела какой-то таинственной болезнью, которую сочли воспалением мозга. Вследствие этой болезни она стала немой, слепой и глухой. Доктор Джон Д. Чисхольм из Балтимора посоветовал свезти девочку к доктору Александру Г. Беллу, учителю глухих. Это был тот Александр Белл, который изобрел телефон. Знаменитый ученый и слепая и глухонемая девочка встретились в Вашингтоне летом 1886 года. Через двадцать пять лет после этого Елена Келлер написала об этом свидании: «Мне и не снилось тогда, что эта встреча станет той дверью, через которую я выйду из тьмы в свет». Слепоглухонемая девочка, которой доктор Белл открыл жизнь и свет, была предназначена Промыслом Божиим стать примером и вдохновением для множества людей, детей и взрослых. Болезнь ее оказалась, по слову Евангелия, «не к смерти, а к славе Божией». С помощью друзей семьи Елена была отдана на обучение Анне Суливан, прошедшей курс в специальном бостонском учреждении Перкинс. Эта преданная Елене компаньонка осталась с ней до самой своей кончины в 1936 году. Своим бесконечным терпением, умением и любовью Анна Суливан открыла отрезанному от мира ребенку ту истину, что людям дан чудный, связующий их дар слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010