Нав.15:33 .  На низменных местах: Ештаол, Цора и Ашна, Нав.15:34 .  Заноах, Ен-Ганним, Таппуах и Гаенам, Нав.15:35 .  Иармуф, Одоллам, [Немра,] Сохо и Азека, Нав.15:36 .  Шаараим, Адифаим, Гедера или Гедерофаим: четырнадцать городов с их селами. Под «низменными местами» разумеется определенная местность в уделе Иудина колена, лежащая между горной возвышенностью и морским берегом. В еврейском тексте она носит название Шефела («низменность»), принимаемая и греческими переводчиками за собственное имя в других местах, например, Иер.32:44 , по-гречески Σεφηλα, в славянской Библии «во градех польных»; в русском переводе в значении собственного имени это название передано в 1Мак.12:38 : «в Сефиле». Обширная равнина Шефела, продолжавшая носить это название во времена Евсевия, простирается от Газы к северу до Лидды и отличается и в настоящее время замечательным плодородием. Перечисление находившихся в ней городов библейский писатель начинает с северной ее части. Из названных им городов известны по своему географическому положению «Ештаол... и Цора», которые называются обыкновенно вместе ( Нав.19:41 , Суд.13:25 и др.) и находились недалеко один от другого на запад от Иерусалима. Местом Цоры признается нынешняя деревня Цара; местом Ештаола – деревня Ашуа, верстах в 4-х к северо-востоку от Цары. Между Царой и Ашуа указывается Кабр Шамшун – «гробница Самсона», согласно со сказанным в Суд.16:31 , что Самсона похоронили братья его между Царою и Естаолом. Заноах, в настоящее время Зануа, в небольшом расстоянии на юго-восток от Цары. Иармуф см. Нав.10:3 ; Одоллам см. Нав.12:15 . Название Немра привнесено из славянской Библии, следующей спискам перевода Семидесяти, из которых в древнем Ватиканском и других списках читается после Одоллама Μεμβρα, в Александрийском и других Νεμρα. Положение Немры неизвестно; сходные с нею по имени Нимра ( Чис.32:3 ) и Нимрим ( Ис.15:6 ) находились: первый в уделе Гадова колена, второй – в Моавитской земле. Сохо, как назывались два города этого имени при спуске с Иудейских гор в равнину, находился, согласно с указанием Евсевия, на месте нынешних развалин Еш-Шувейка в 3 1/2 часах пути на юго-запад от Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1 . Колено Иудино (76500 ч.) получило южную часть земли Ханаанской, от Кадес-Варни и потока Египетского до Иерусалима, и от Мертвого моря до Средиземного моря ( Чис.26:22 ; Нав.15 ). Города, данные, при разделении земли Ханаанской, колену Иудину: Кавцеил, Едер, Иагур, Кина, Димона, Адада, Кедес, Асор, Ифнан, Зиф, Телем, Валоф, Гацор-Хадафа, Кириаф-Хецрон, иначе Гацор, Амам, Шема, Молада, Хацар-Гадда, Хешмон, Веф-Палет, Хацар-Шуал, Вирсавия, Визиофея, Ваала, Иим, Ацем, Елфолад, Кесил, Хорма, Циклаг, Мадмана, Сансана, Леваоф, Шелихим, Аин, Риммон, Ештаол, Цора, Ашна, Заноах, Ен-Ганним, Таппуах, Гафнам, Иармуф, Одоллам, Сохо, Азека, Шаараим, Кириаф-Арбы, иначе Хеврон, Цигор, Маон, Кармил, Зиф, Юта, Изреель, Иокдам, Заноах, Каин, Гива, Фимна, Халхул, Адифаим, Гедера или Гедерофаим, Ценан, Хадаша, Мигдал-Гад, Дилеан, Мицфе, Иокфеил, Лахис, Воцкаф, Еглон, Хаббон, Лахмас, Хифлис, Гедероф, Беф-Дагон, Наема, Макед, Ливна, Ефер, Ашан, Иффах, Ашна, Нецив, Кеила, Ахзив, Мареша, Екрон, Азот, Газа, Шамир, Иаттир, Сохо, Дамна, Кириаф-Санна, иначе Давир, Анаф, Ештемо, Аним, Гошен, Холон, Гило, Арав, Дума, Ешан, Ианум, Беф-Таппуах, Афека, Хумта, Беф-Цур, Г едор, Маараф, Беф-Аноф, Елтекон, Кариаф-Ваал, иначе Кириаф-Иарим, Аравва, Беф-Арава, Миддин, Секаха, Нившан, Ир-Мелах, Ен-Геди ( Нав.15:21–63 ). Примеч. Многие из этих городов были отчислены от удела колена Иудина и переданы колену Симеонову. 2 . Колено Симеоново (22200 ч.) не получило отдельного участка. «От участка сынов Иудиных выделен удел колену сынов Симеоновых. Так как участок сынов Иудиных был слишком велик для них, то сыны Симеоновы и получили удел среди их удела» ( Чис.26:14 ; Нав.19:9 ). Города, данные, при разделении земли Ханаанской, колену Симеонову: Вирсавия или Шева, Молада, Хацар-Шуал, Вала, Ацем, Елтолад, Вефул или Кесил, Хорма, Циклаг, Беф-Маркавоф, Хацар-Суса, Беф-Леваоф, Шарухен, Аин, Риммон. Ефер, Ашан, Ваалаф-Беер ( Нав.19:2–8 ). 3 . Колено Вениаминово (45600 ч.) получило удел на северо-востоке колена Иудина. На востоке оно граничило Иорданом, а на западе, простираясь до Кириаф-Иарима, – коленом Дановым; на севере оно захватывало Вефиль ( Чис.26:41 ; Нав.18:11–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Об Азеке см. Нав.10:10 . Шаараим ( Σακαρειμ по Ватиканскому списку, по другим спискам Σαγαρειμ, слав. Сагарим) указывается в Телль Закарийэ, на запад от Сохо. Гедера указывается на месте нынешней деревни Катра или Гадра, находящейся недалеко от Иамнии. Гедерофаим в еврейском тексте соединен с предшествующей ему Гедерой союзом «ве» («и») и выступает, следовательно, в значении названия особого города; но у Семидесяти этому названию соответствует κα παλεις ατς – «и села ея» (славянская Библия), т.е. греческие переводчики поняли название Гедерофаим как слово нарицательное (еврейское «гедерот» означает «загороди, загоны для скота», а «гедерофаим» – «две загороди»). Ввиду этого значения слова гедерот и перевода его у Семидесяти Гедерофаим принимается у комментаторов не за название особого города, а за другое, синонимическое, название Гедеры. Согласно с этим, в нашем отечественном переводе читается «или Гедерофаим». Таким образом, если Гедеру и Гедерофаим принимать за название одного города, то по-еврейскому тексту в равнине Шефеле оказывается 14 городов, как показано в Нав.15:36 ; привносимая греко-славянским переводом Немра является 15-м городом. Нав.15:37 .  Ценан, Хадаша, Мигдал-Гад, Нав.15:38 .  Дилеан, Мицфе и Иокфеил, Нав.15:39 .  Лахис, Воцкаф и Еглон, Нав.15:40 .  Хаббон, Лахмас и Хифлис, Нав.15:41 .  Гедероф, Беф-Дагон, Наема и Макед: шестнадцать городов с их селами. Из перечисленных здесь 16 городов, кроме названных прежде (Лахиса, Еглона и Македа, о которых см. Нав.10:3,10 ), более, сравнительно, известно положение города Мицфе или Масора, по греко-славянскому переводу, который находился на месте Телль-ес-Сафие, как называется высокий холм в 2 часах пути на север от Елевферополиса ( Нав.10:29 ), с которого открывается обильный вид на окрестности и который мог поэтому служить хорошим сторожевым пунктом или – по-еврейски – Мицпа. Нав.15:42 .  Ливна, Ефер и Ашан, Нав.15:43 .  Иффах, Ашна и Нецив, Нав.15:44 .  Кеила, Ахзив и Мареша [и Едом]: девять городов с их селами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как рассказала на церемонии открытия куратор выставки, ученый секретарь Эрмитажа Мариям Дандамаева, в этой модели явно находился какой-то предмет, но он не сохранился. Назначение таких моделей не до конца понятно. Возможно, это переносное святилище — например, для войск на марше, — или миниатюрные храмы находились в Святая святых большого храма. Что касается каменной модели — скорее, последнее, поскольку она слишком тяжелая, чтобы возить ее с собой. Невозможно сказать с точностью, какому народу принадлежат эти святилища — в те времена в этих местах обитали хананеи, израильтяне, филистимляне, — однако археологи предполагают, что это были израильтяне: не найдено свиных костей, фигуративных изображений божеств. Найден фрагмент сосуда с надписями протохананейским письмом, но, скорее всего, на древнееврейском языке. Существует также гипотеза, что это модель Первого храма. Макет изначально был окрашен в красный цвет, на нем сохранились следы краски. Семь групп кровельных балок по три доски в каждой напоминают греческий триглиф, использованный, в частности, в афинском Парфеноне. Его появление в Хирбет-Кейафе — самое раннее использование в мировой архитектуре, известное науке. Вполне возможно, что греки заимствовали этот элемент. Кроме того, в Хирбет Кейафе были найдены оливковые косточки, и по результатам радиоуглеродного анализа можно сделать вывод, что они принадлежат ко времени не позднее 980 года до н.э. Эта датировка соответствует данным экспертизы керамики, найденной в Хирбет Кейафе. Выходит, иудеи жили здесь около 40 лет, с 1020-го по 980 год до н.э., после чего бежали. Эти даты соответствуют времени царя Давида (около 1000-965 годов до н.э.), но являются слишком ранними для царя Соломона (около 965-930 годов до н.э.). По-видимому, Шаараим в спешке был оставлен жителями, а потом разграблен врагами, скорее всего филистимлянами. Находка каменной модели храма в Шаараиме помогает прояснить значение давно забытых технических терминов в описании дворца Соломона (3 Цар 7:1-6). В тексте используется слово «слаот», которое переведено как «столбы», а на самом деле это триглифы, а «секуфим», как оказалось, не «три окна в ряд», а «тройная утопленная дверь». Триглифы и утопленные двери можно найти также в описании храма Соломона (3 Цар. 6:5, 31-33; Иез. 41:6).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Как рассказала на церемонии открытия куратор выставки, ученый секретарь Эрмитажа Мариям Дандамаева, в этой модели явно находился какой-то предмет, но он не сохранился. Назначение таких моделей не до конца понятно. Возможно, это переносное святилище — например, для войск на марше, — или миниатюрные храмы находились в Святая святых большого храма. Что касается каменной модели — скорее, последнее, поскольку она слишком тяжелая, чтобы возить ее с собой. Невозможно сказать с точностью, какому народу принадлежат эти святилища — в те времена в этих местах обитали хананеи, израильтяне, филистимляне, — однако археологи предполагают, что это были израильтяне: не найдено свиных костей, фигуративных изображений божеств. Найдет фрагмент сосуда с надписями протохананейским письмом, но, скорее всего, на древнееврейском языке. Существует также гипотеза, что это модель Первого храма. Макет изначально был окрашен в красный цвет, на нем сохранились следы краски. Семь групп кровельных балок по три доски в каждой напоминают греческий триглиф, использованный, в частности, в афинском Парфеноне. Его появление в Хирбет-Кейафе — самое раннее использование в мировой архитектуре, известное науке. Вполне возможно, что греки заимствовали этот элемент. Кроме того, в Хирбет Кейафе были найдены оливковые косточки, и по результатам радиоуглеродного анализа можно сделать вывод, что они принадлежат ко времени не позднее 980 года до н. э. Эта датировка соответствует данным экспертизы керамики, найденной в Хирбет Кейафе. Выходит, иудеи жили здесь около сорока лет, с 1020-го по 980 год до н. э., после чего бежали. Эти даты соответствуют времени царя Давида (около 1000–965 годов до н.э.), но являются слишком ранними для царя Соломона (около 965–930 годов до н.э.). По-видимому, Шаараим в спешке был оставлен жителями, а потом разграблен врагами, скорее всего филистимлянами. Находка каменной модели храма в Шаараиме помогает прояснить значение давно забытых технических терминов в описании дворца Соломона ( 3 Цар 7:1-6 ). В тексте используется слово “слаот”, которое переведено как “столбы”, а на самом деле это триглифы, а “секуфим”, как оказалось, — не “три окна в ряд”, а “тройная утопленная дверь”. Триглифы и утопленные двери можно найти также в описании храма Соломона ( 3 Цар 6:5, 31-33 ; Иез 41:6 ).

http://azbyka.ru/news/otkrylas-vystavka-...

В Санкт-Петербурге открылась выставка, посвященная библейской археологии 30 июня 2023 г. 14:39 28 июня 2023 года в Аполлоновом зале Зимнего дворца Санкт-Петербурга открылась выставка «Загадка святилища из Хирбет Кейафа». На ней представлен уникальный памятник — миниатюрная модель святилища, найденная в 2011 году при раскопках в местности Хирбет Кейафа, расположенной в долине Эла; по преданию, именно там произошла битва между филистимлянским богатырем Голиафом и юным пастухом Давидом, будущим основателем династии царей Иудеи. Среди археологических коллекций Эрмитажа нет памятников библейской археологии. Выставка позволяет заполнить эту лакуну и дает возможность посетителям музея заглянуть в тайны библейской истории и культуры. В ходе археологических раскопок 2007-2013 годов в Хирбет Кейафа был обнаружен укрепленный город, окруженный высокой стеной, сложенной из массивных камней. По гипотезе археологов, это библейский город Шаараим, в переводе с иврита «Двое ворот». Отождествить местоположение древнего поселения удалось с помощью Священного Писания. В книге Царств повествуется о том, как филистимляне расположились станом между Сохо (Сокхоф) и Азекой, а царь Саул и израильтяне — в долине Эла (1 Цар. 17:1-2). Воодушевленные победой Давида над Голиафом, мужи Израиля и Иудеи пошли в атаку и стали преследовать филистимлян по дороге в Шаараим до Гата (Гефа) (1 Цар. 17:52). Наличие двух ворот — уникальная деталь, не имеющая аналогов в данной местности. Первые, западные ворота были найдены в 2008 году. В 2009 году были раскопаны вторые, южные ворота, что стало подтверждением гипотезы. В ходе раскопок были обнаружены помещения культового назначения. Три большие священные комнаты на 30-40 лет предшествуют храму Соломона. На данный момент это первые материальные свидетельства древнего иудейского культа. Святилища Шаараима, в отличие от ханаанских и филистимских традиций того времени, находились в частных домах, а не в отдельных храмовых комплексах. Этот факт в точности соответствует библейским описаниям. В числе обнаруженных предметов культа Шаараима — пять столбов, два базальтовых алтаря, два керамических сосуда для возлияний и две модели храма: одна — из глины (около 20 см высотой), вторая — из камня (35 см). О керамической модели можно судить по фотографии, а в Эрмитаже представлена каменная. Подобная находка была обнаружена в Ашкелоне (Израиль). Внутри ашкелонского миниатюрного храма находился литой телец.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Разделы портала «Азбука веры» 30 Июн 2023 Фото: Марина Куракина, mitropolia.spb.ru Выставка “Загадка святилища из Хирбет Кейафа” открылась 28 июня в Аполлоновом зале Зимнего дворца. На ней представлен уникальный памятник — миниатюрная модель святилища, найденная в 2011 году при раскопках в местности Хирбет Кейафа, расположенной в долине Эла; по преданию, именно там произошла битва между филистимлянским богатырем Голиафом и юным пастухом Давидом, будущим основателем династии царей Иудеи. Среди археологических коллекций Эрмитажа нет памятников библейской археологии. Выставка позволяет заполнить эту лакуну и дает возможность посетителям музея заглянуть в тайны библейской истории и культуры. В ходе археологических раскопок 2007–2013 годов в Хирбет Кейафа был обнаружен укрепленный город, окруженный высокой стеной, сложенной из массивных камней. По гипотезе археологов, это библейский город Шаараим, в переводе с иврита “Двое ворот”. Отождествить местоположение древнего поселения удалось с помощью Священного Писания. В книге Царств повествуется о том, как филистимляне расположились станом между Сохо (Сокхоф) и Азекой, а царь Саул и израильтяне — в долине Эла ( 1 Цар. 17:1-2 ). Воодушевленные победой Давида над Голиафом, мужи Израиля и Иудеи пошли в атаку и стали преследовать филистимлян по дороге в Шаараим до Гата (Гефа) ( 1 Цар. 17:52 ). Наличие двух ворот — уникальная деталь, не имеющая аналогов в данной местности. Первые, западные ворота были найдены в 2008. В 2009 году были раскопаны вторые, южные ворота, что стало подтверждением гипотезы. В ходе раскопок были обнаружены помещения культового назначения. Три большие священные комнаты на 30–40 лет предшествуют храму Соломона. На данный момент это первые материальные свидетельства древнего иудейского культа. Святилища Шаараима, в отличие от ханаанских и филистимских традиций того времени, находились в частных домах, а не в отдельных храмовых комплексах. Этот факт в точности соответствует библейским описаниям. В числе обнаруженных предметов культа Шаараима — пять столбов, два базальтовых алтаря, два керамических сосуда для возлияний и две модели храма: одна — из глины (около 20 см высотой), вторая — из камня (35 см). О керамической модели можно судить по фотографии, а в Эрмитаже представлена каменная. Подобная находка была обнаружена в Ашкелоне (Израиль). Внутри ашкелонского миниатюрного храма находился литой телец.

http://azbyka.ru/news/otkrylas-vystavka-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Общий вид поселения (Хирбет-Кейяфа), небольшой телль в западном предгорье Иудейских гор (в Шефеле), в 2,5 км к юго-западу от Тель-Ярмут (Хирбет-эль-Ярмук), в 2,5 км к северо-западу от Тель-Сохо (Хирбет-Шувайка) и в 2 км к востоку от Тель-Азека. Обнаруженное здесь укрепленное поселение начала эпохи железа II (в библейской терминологии - эпоха Единого царства) остается на сегодняшний день одним из наиболее перспективных памятников археологии библейской , результаты исследования которого вызвали ожесточенные дискуссии о характере древнего Израильского царства. Раскопки К. проводятся экспедицией Иерусалимского ун-та (руководители Й. Гарфинкель, С. Ганор) с участием множества зарубежных специалистов. На западной границе Иудейского царства, напротив филистимского г. Геф , исследователями обнаружено однослойное укрепленное городское поселение общей площадью 2,3 га, существовавшее с кон. XI по нач. X в. до Р. Х., Пограничная «долина дуба», где расположен памятник, упоминается в Свящ. Писании как место сражений с филистимлянами (1 Цар 17. 1; 2 Цар 21. 20; 1 Пар 11. 13). С 2007 по 2012 г. проведено 6 археологических сезонов и раскрыто ок. 20% территории поселения. Исследователи предлагают отождествлять К. с библейским г. Шаараим, располагавшимся в уделе колена Иуды, в долине Эла («долине дуба», 1 Цар 17. 19), неподалеку от Азека и Сокхофа (Нав 15. 36; 1 Цар 17. 52). Казематная стена Казематная стена Небольшое городское поселение было построено на новом, прежде не заселенном месте и включало мощные фортификационные сооружения, расположенные прямо на материковой скале. Видимо, ранее на этом холме было небольшое поселение эпохи средней бронзы IIA (кон. II тыс.- сер. XVIII в. до Р. Х.), но от него сохранилась лишь немногочисленная керамика, в т. ч. периода позднего халколита. Архитектурных деталей, относящихся к этим периодам, найти не удалось. Десять образцов радиоуглеродного анализа позволяют датировать памятник периодом 1020-980 гг. до Р. Х. По периметру стен обнаружена плотная городская застройка, при этом центральная часть холма, похоже, осталась неосвоенной: здесь почти не было зданий. Вероятно, это объясняется небольшим сроком существования поселения. В 2012 г. на вершине холма был обнаружен фрагмент массивной стены, возможно части верхней цитадели города.

http://pravenc.ru/text/1684107.html

30 Елфолад, Кесил и Хорма, 31 Циклаг, Мадмана и Сансана, 32 Леваоф, Шелихим, Аин и Риммон: всех двадцать девять городов с их селами. 33 На низменных местах: Ештаол, Цора и Ашна, 34 Заноах, Ен-Ганним, Таппуах и Гаенам, 35 Иармуф, Одоллам, [Немра,] Сохо и Азека, 36 Шаараим, Адифаим, Гедера или Гедерофаим: четырнадцать городов с их селами. 37 Ценан, Хадаша, Мигдал-Гад, 38 Дилеан, Мицфе и Иокфеил, 39 Лахис, Воцкаф и Еглон, 40 Хаббон, Лахмас и Хифлис, 41 Гедероф, Беф-Дагон, Наема и Макед: шестнадцать городов с их селами. 42 Ливна, Ефер и Ашан, 43 Иффах, Ашна и Нецив, 44 Кеила, Ахзив и Мареша [и Едом]: девять городов с их селами. 45 Екрон с зависящими от него городами и селами его, 46 и от Екрона к морю все, что находится около Азота, с селами их, 47 Азот, зависящие от него города и села его, Газа, зависящие от нее города и села ее, до самого потока Египетского и великого моря, которое есть предел. 48 На горах: Шамир, Иаттир и Сохо, 49 Данна, Кириаф-Санна, иначе Давир, 50 Анаф, Ештемо и Аним, 51 Гошен, Холон и Гило: одиннадцать городов с их селами. 52 Арав, Дума и Ешан, 53 Ианум, Беф-Таппуах и Афека, 54 Хумта, Кириаф-Арбы, иначе Хеврон, и Цигор: девять городов с их селами. 55 Маон, Кармил, Зиф и Юта, 56 Изреель, Иокдам и Заноах, 57 Каин, Гива и Фимна: десять городов с их селами. 58 Халхул, Беф-Цур и Гедор, 59 Маараф, Беф-Аноф и Елтекон: шесть городов с их селами. [Феко, Ефрафа, иначе Вифлеем, Фагор, Етам, Кулон, Татами, Сорес, Карем, Галлим, Вефир и Манохо: одиннадцать городов с их селами.] 60 Кириаф-Ваал, иначе Кириаф-Иарим, и Аравва: два города с их селами [и предместьями]. 61 В пустыне: Беф-Арава, Миддин и Секаха, 62 Нившан, Ир-Мелах и Ен-Геди: шесть городов с их селами. 63 Но Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому Иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня. 16 1 Потом выпал жребий сынам Иосифа: от Иордана подле Иерихона, у вод Иерихонских на восток, пустыня, простирающаяся от Иерихона к горе Вефильской; 2 от Вефиля идет предел к Лузу и переходит к пределу Архи до Атарофа,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/448/...

17:49. Поражение Голиафа. Текст не предоставляет сведений о расстоянии между Давидом и Голиафом в момент метания из пращи. Камень, пущенный из пращи, может нанести смертельное ранение только в том случае, если попадет в определенные участки головы (которая была защищена шлемом). Своим броском Давид попал в один из уязвимых участков, в результате чего его противник потерял сознание. Это позволило Давиду подбежать, вынуть из ножен меч Голиафа и поразить пребывающего в бессознательном состоянии врага. 17:51. Обезглавливание врага. Поражение врага его собственным оружием не было беспрецедентным подвигом. Ванея отнял копье у одного египтянина, и убил его собственным копьем ( 2Цар. 23:21 ). В египетской «Истории Синухета» главный герой убил богатыря из Речену его собственным боевым топором. Вероятно, голова Голиафа была трофеем, который предполагалось выставить на всеобщее обозрение. Об ассирийском царе Ашшурбанипале рассказывали, что он обедал со своею царицей в саду, а на ближайшем дереве была выставлена голова царя Элама. 17:52. Геф, Аккарон (Экрон) и Шаарим. Аккарон, как и Геф, был одним из главных городов филистимлян. Он находился примерно в 5 милях к северу от Гефа. Шаарим – город близ Сокхофа и Азека (см.: Нав. 15:36 ). Вероятно, это современный Khirbet esh-Sharia, в миле к северо-востоку от Азека. Следовательно, Шаарим находился примерно в 6 милях к востоку от Гефа и в 7 милях к юго-востоку от Аккарона. По ведущей на запад дороге из Шаарима можно было попасть как в Геф, так и в Экрон. 17:58. Небиблейская информация о Давиде. Давид не упоминается ни в древних израильских надписях, ни в источниках за пределами Израиля, ни в относящихся к его эпохе археологических материалах, найденных в Иерусалиме. Однако обнаруженный недавно в Tel Dan фрагмент арамейской надписи IX в. до н. э. содержит слова «дом Давида», которые обозначают царскую династию Иудейского царства – государства, образовавшегося в результате распада единого царства Израиля. Таким образом, мы располагаем свидетельством враждебного государства, что иудеи возводили свою царствующую династию к некоему Давиду, который, по всей вероятности, и был прославленным библейским Давидом. 18:1–30 Давид вступает в семью Саула

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...