Глава 9 Саул, сын вениамитянина Киса. 1Цар.9:1 .  Был некто из сынов Вениамина, имя его Кис, сын Авиила, сына Церона, сына Бехорафа, сына Афия, сына некоего вениамитянина, человек знатный. «Из сынов Вениамина», т.е. из колена Вениаминова. 1Цар.9:2 .  У него был сын, имя его Саул, молодой и красивый; и не было никого из израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа. «От плеч своих был выше всего народа», т.е. головою выше других. 1Цар.9:4 .  И прошел он гору Ефремову и прошел землю Шалишу, но не нашли; и прошли землю Шаалим, и там их нет; и прошел он землю Вениаминову, и не нашли. 1Цар.9:5 .  Когда они пришли в землю Цуф, Саул сказал слуге своему, который был с ним: пойдем назад, чтобы отец мой, оставив ослиц, не стал беспокоиться о нас. Ведя свое начало от равнины Ездрилонской, горы Ефремовы простираются по южной границе удела Ефремова до Иерусалима и здесь соединяются с горами Иудиными. Шалиша, Шаалим, Цуф – местности вблизи г. Рамы Самуиловой (см. примеч. к 1Цар.1:1 ). 1Цар.9:6 .  Но слуга сказал ему: вот в этом городе есть человек Божий, человек уважаемый; все, что он ни скажет, сбывается; сходим теперь туда; может быть, он укажет нам путь наш, по которому нам идти. «В этом городе», т.е. Раме Самуиловой. «Человек Божий» – пророк Самуил. «Может быть, он укажет нам путь наш, по которому нам идти», чтобы найти потерянное ( 1Цар.9:3 ). 1Цар.9:7 .  И сказал Саул слуге своему: вот мы пойдем, а что мы принесем тому человеку? ибо хлеба не стало в сумах наших, и подарка нет, чтобы поднести человеку Божию; что у нас? 1Цар.9:8 .  И опять отвечал слуга Саулу и сказал: вот в руке моей четверть сикля серебра; я отдам человеку Божию, и он укажет нам путь наш. Иные говорят (замечает блаж. Феодорит), что Самуил пророчествовал за деньги, заключая сие из сказанного Саулом: «Вот мы пойдем, а что принесем тому человеку?», но это только указание на Саулово предположение, а не на мздоимство пророка. Саул думал, что надобно принести что-либо Самуилу, как начальнику и пророку, однако же ничего не принес; между тем принят им был с великой благосклонностью. Немздоимство пророка показывают и слова его, сказанные (впоследствии) всему народу: «Вот я; свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником Его, у кого взял я вола, у кого взял осла, кого обидел и кого притеснил, у кого взял дар и закрыл в деле его глаза мои, и я возвращу вам. И отвечал народ: ты не обижал нас, и не притеснял нас, и ничего ни у кого не взял» ( 1Цар.12:3–4 ) (Толк. на 1 Цар., вопр. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Говоря о Провидении Божием, нельзя не вспомнить истории израильского царя Саула. Не было в племени израильском в то время мужа столь доброго и мужественного, который бы превзошел его; но он не сохранил своей доблести до конца жизни и впоследствии был отвергнут Богом. Саул, посланный своим отцом отыскивать пропавших ослиц, нашел себе царство. Рассмотрим здесь Провидение Божие об этом муже. Бог сказал пророку Самуилу: «Завтра в это время (это было в полдень) Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой; и ты помажь его на царство народу Моему – Израилю». Прислание Богом Саула к Самуилу было таково: у отца Саулова потерялись ослицы, и он послал своего сына искать их. Саул, взявши с собой одного из слуг, отправился на поиски. Прошли они гору Ефремову и землю Шалишу; но ослиц не нашли; и прошли через землю Шаалим и через землю Вениаминову, и не нашли, и когда они пришли в землю Цуф, Саул сказал слуге, своему спутнику: «Пойдем назад, чтобы отец, забыв об ослицах, не стал беспокоиться о нас и не был бы принужден искать нас самих». При этом слуга сказал: «Здесь, в этом городе, есть человек Божий, человек уважаемый, что он ни скажет, то сбывается: не расспросить ли нам у него об ослицах?» Этот совет слуги Саул нашел разумным и полезным. Вот каким путем послал Бог Саула к Самуилу (ср.: 1Цар 9,1–7 ). Но прежде чем они увидели один другого и начали вести разговор, Господь открыл Самуилу, что пришедший к нему Саул и есть тот, которого должно миропомазать на царство для управления еврейским народом. Все произошло, по непостижимому распоряжению Божию, обыкновенным, по-видимому, порядком: Саул и ослиц нашел, и царство получил, о котором никогда не думал. О какая непостижимая бездна Провидения Божия! Какая величайшая тайна! Как различны судьбы Божии от мыслей человеческих. Саул нисколько не думал о венце и скипетре царском, но благоволением Божиим возведен на престол. Итак, не случайно сбежали ослицы, не случайно послан был Саул для поиска их, не случайно также долго не находил их, и не случайно слуга дал совет господину сходить к прозорливцу Самуилу: все это произошло по Божию Провидению и тайному внушению исполнителям Его воли для того, чтобы поставить Саула царем Израильским.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Говоря о Провидении Божием, нельзя не вспомнить истории израильского царя Саула, который, быв послан своим отцом отыскивать пропавших ослиц, нашел себе царство. Рассмотрим здесь Провидение Божие об этом муже. Бог сказал пророку Самуилу: «завтра в это время (это было в полдень) Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его на царство народу Моему – Израилю» ( 1Цap. IX, 16 ). Прислал же Бог Саула к Самуилу таким образом: у отца Саулова забежали куда-то ослицы, и он послал своего сына искать их. Саул, взявши с собою одного из слуг, отправился разыскивать ослиц. Прошли они гору Ефремову и землю Шалишу, но ослиц не нашли; и прошли чрез землю Шаалим, и чрез землю Вениаминову, и не нашли. И когда они пришли в землю Цуф, Саул сказал слуге, своему спутнику: «пойдем назад, чтобы отец, забыв об ослицах, не стал беспокоиться о нас и не был бы принужден искать нас самих». На это слуга сказал: «Здесь, в этом городе есть человек Божий, человек уважаемый; все, что он ни скажет, сбывается; не расспросить ли нам у него об ослицах?» Этот совет слуги нашел Саул разумным и полезным. Вот, каким путем послал Бог Саула к Самуилу ( 1Цap. IX, 1–7 ). Но прежде, чем они увидели один другого и начали вести разговор, Господь открыл Самуилу, что пришедший к нему Саул и есть тот, которого должно миропомазать на царство для управления еврейским народом. Все произошло по непостижимому распоряжению Божию, обыкновенным, по-видимому, порядком: Саул и ослиц нашел, и вместе получил и царство, о котором никогда не думал. О, какая непостижимая бездна Провидения Божия! Какая величайшая тайна! Как отличны судьбы Божии от мыслей человеческих: Саул нисколько не думал о венце и скипетре царском, но благоволением Божиим возведен на престол. Итак, не случайно забежали ослицы, не случайно послан был Саул для отыскания их, не случайно также долго не находил их, и не случайно дал слуга совет господину сходить к прозорливцу Самуилу: все это произошло по Божию Провидению и тайному внушению исполнителям Его воли для того, чтобы поставить Саула царем израильским. Недоумение о Сауле

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Говоря о провидении Божьем нельзя не вспомнить истории Израильского царя Саула. Не было в племени Израильском в то время мужа, столь доброго и мужественного, который бы превзошел его; но он не сохранил своей доблести до конца жизни, и в последствии был отвергнут Богом. Саул, быв послан своим отцом отыскивать пропавших ослиц, нашел себе царство. Рассмотрим здесь провидение Божье об этом муже. Бог сказал пророку Самуилу: " завтра в это время (это было в полдень) Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему — Израилю " (1 Царст. 9:16). Как же прислал Бог Саула к Самуилу? У отца Саулова потерялись (забежали куда-то) ослицы, и он послал своего сына искать их. Саул, взяв с собой одного из слуг, отправился на розыски ослиц. Прошли они гору Ефремову и землю Шалишу (в подлиннике Селка), но ослиц не нашли. И прошли через землю Шаалим (Сегалимлю), и через землю Вениаминову, и не нашли, и когда они пришли в землю Цуф (Сифанову), Саул сказал слуге, своему спутнику: пойдем назад, чтобы отец, забыв об ослицах, не стал беспокоиться о нас и не был бы вынужден искать нас самих. При этом слуга сказал: здесь в этом городе есть человек Божий, человек уважаемый, что он ни скажет, то сбывается: не распросить ли нам у него об ослицах? Этот совет слуги нашел Саул разумным и полезным. Вот каким путем послал Бог Саула к Самуилу (1 Царст. 9:1–7). Но прежде, чем они увидели один другого и начали вести разговор, Господь открыл Самуилу, что придшедший к нему Саул и есть тот, которого должно миропомазать на царство для управления Еврейским народом. Все произошло по непостижимому распоряжению Божьему обыкновенным, по видимому, порядком: Саул и ослиц нашел, а вместе получил и царство, о котором никогда не думал. О, какая непостижимая бездна провидения Божьего! Какая величайшая тайна! Как различны судьбы Божьи от мыслей человеческих! Саул нисколько не думал о венце и скипетре царском, но благоволением Божьим возведен на престол. Итак не случайно забежали ослицы, не случайно послан был Саул для отыскания их, не случайно также долго не находил их, и не случайно дал слуга совет господину сходить к прозорливцу Самуилу: все это произошло по Божьему провидению и тайному внушению исполнителям Его воли для того, чтобы поставить Саула царем Израильским.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

4 И прошел он гору Ефремову и прошел землю Шалишу, но не нашли; и прошли землю Шаалим, и там их нет; и прошел он землю Вениаминову, и не нашли. 5 Когда они пришли в землю Цуф, Саул сказал слуге своему, который был с ним: пойдем назад, чтобы отец мой, оставив ослиц, не стал беспокоиться о нас. 6 Но слуга сказал ему: вот в этом городе есть человек Божий, человек уважаемый; все, что он ни скажет, сбывается; сходим теперь туда; может быть, он укажет нам путь наш, по которому нам идти. 7 И сказал Саул слуге своему: вот мы пойдем, а что мы принесем тому человеку? ибо хлеба не стало в сумах наших, и подарка нет, чтобы поднести человеку Божию; что у нас? 8 И опять отвечал слуга Саулу и сказал: вот в руке моей четверть сикля серебра; я отдам человеку Божию, и он укажет нам путь наш. 9 Прежде у Израиля, когда кто–нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: «пойдем к прозорливцу " ; ибо тот, кого называют ныне пророком, прежде назывался прозорливцем. 10 И сказал Саул слуге своему: хорошо ты говоришь; пойдем. И пошли в город, где человек Божий. 11 Когда они поднимались вверх в город, то встретили девиц, вышедших черпать воду, и сказали им: есть ли здесь прозорливец? 12 Те отвечали им и сказали: есть; вот, он впереди тебя; только поспешай, ибо он сегодня пришел в город, потому что сегодня у народа жертвоприношение на высоте; 13 когда придете в город, застанете его, пока он еще не пошел на ту высоту, на обед; ибо народ не начнет есть, доколе он не придет; потому что он благословит жертву, и после того станут есть званые; итак ступайте, теперь еще застанете его. 14 И пошли они в город. Когда же вошли в средину города, то вот и Самуил выходит навстречу им, чтоб идти на высоту. 15 А Господь открыл Самуилу за день до прихода Саулова и сказал: 16 завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему — Израилю, и он спасет народ Мой от руки Филистимлян; ибо Я призрел на народ Мой, так как вопль его достиг до Меня. 17 Когда Самуил увидел Саула, то Господь сказал ему: вот человек, о котором Я говорил тебе; он будет управлять народом Моим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Конечно, не мука сама по себе могла быть противоядием вредным последствиям ядовитого растения, а молитва человека Божия, который всыпает муку в котел, призывая святое имя всеисцеляющего Господа. Пятое чудо, IV, 42–44 Богобоязненные, верные Господу Израильтяне после удаления из царства Израильского законных священников из колена Левитина 930 считали однако долгом своим, – как мы упоминали уже выше, – отдавать Господу через пророков часть своих доходов, которая бы но закону Моисееву причиталась священникам и левитам 931 . Пример этому мы видим в сказании 4 Ц. IV, 42–44; а именно, один человек из Ваал Шалиша 932 приносит, – по-видимому тоже в Галгал, – человеку Божию хлебный начаток – двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе. «И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят». «И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай людям, пусть едят. Ибо так говорить Господь: насытятся и останется. Он подал им, и они насытились, и еще осталось по слову Господню». Кого не поразит мысль, что это чудо есть древнее пророчество и прообразование грядущего события умножения хлебов и рыб Господом, насытившим многие тысячи народа. Но если мы правильно понимаем чудо Елисеево, – то малое количество пищи разделено было между сотнею людей и насытило каждого из них, между тем, как в чуде евангельском куски хлеба и рыбы таинственно множились в руках учеников по мере того, как они отдавали их каждому из лиц, составлявших многотысячную толпу. Но в новозаветном чуде есть более важное указание. И в ветхозаветном чуде конечно главная цель – есть прославление святейшего имени Бога Творца и Промыслителя, но в нем мы видим только телесное насыщение. Не так в Евангельском чуде: из сближения текстов евангелий Mapka VI, 34 и сл.; Mamф. XIV, 14 и сл.; Uoah. VI, 5 и сл. видно, что Господь наш Иисус Христос прежде всего учил народ и преподал людям благодатное учение о царствии Божием и потом только по милосердию Своему, соболезнуя немощной природе человеческой и предвидя, что они ослабнуть от голода на обратном пути, совершил чудо напитания нескольких тысяч народа немногими хлебами и рыбами. «Тогда, – говорит св. Иоанн Богослов, – люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали 933 : это истинно тот пророк, которому должно прийти в мир» ( Uoah. VI, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ведь тот же закон, где поставлено это выражение, устанавливал систему жертвоприношений; по нашему мнению здесь дана лишь идея отделения, обособления от других народов, а святость в моральном смысле – понятие привходящее. Равно наш автор колеблется в толковании самого имени «Израиль», давая конечному эль то значение субъекта при глагольном элементе слова, то объекта при этом элементе, а потому переводит то «владычествует Господь», то «Богоборец» (40 стр.). При речи о способе избрания царя автор недостаточно осведомлен об урим и туммим (97 стр.), а потому его изложение – сбивчиво, равно не точна речь об урим и туммим в Израильском царстве (161 стр.). Замечание о значении монархии для централизации Богослужения также нуждается в детальном обосновании, в виду принесения даже благочестивыми царями жертв на высотах (130 стр.). уверенностью, от выводов, осужденных на проблематичность, наприм., об елее помазания царей, о книге «царского» закона и т.п. Интересным представляется вопрос о совмещении царского служения с священническим (в домаккавейскую эпоху), на что открываются как бы намеки в тексте священных книг. Например, цари приносят жертвы (по некоторым не как жертводатели, но как жертвосовершители), благословляют народ именем Господним, сыновья Давида называются священниками «коганим», Давид при перенесении ковчега завета надевает на себя ефод, – все эти данные удачно разъяснены о. Сергием, рецензент добавил бы только, что и отрок Самуил получил от своей матери ефод, верхнюю малую одежду ( 1Сам.2:18–19 ) 708 . Вопрос об еврейских чиновниках (должностных лицах) разработан детально, хотя δυσνητα остаются, – так неопределимо, почему известные лица названы: коген ледавид – священник Давидов ( 2Сам.20:26 , обратим внимание на параллельное хозе Давид, пророк Давидов, о пророке Гаде в 2Сам.24:11 ), или коген мишне – второй священник ( 2Цар.25:18 ), мишне гаммелех – второй по царе (буквально второй царя) или гашталиш – тристат (третьестепенный?). Впрочем у автора на стр. 294 какое-то недоуменное различение тристата от шалиша. Точно неизвестно, кто Крети и Плети при Давиде, критские и филистимские кондотьеры, в роде швейцарской гвардии и лейбвахты французских королей, или что другое, по части воинских отделов. При речи об евнухах в царских гаремах автор напрасно отрицает, что они были кастратами, ссылаясь на известный закон Пятокнижия, по которому оскопленные не могли быть в обществе Израиля, но закон и жизнь расходились у евреев, а у пророка Исаии читаем, что Господь дает обетования евнухам, сухим древам, если они хранят Его субботы, избирают угодное Ему и крепко держат завет Его (56:4). Аммонитян также нельзя было присоединять к Израилю, а в кн. Иудифь выступает аммонитянин Ахиор с речью в апологию иудейства, что заставляет видеть в нем прозелита. Об обычном полигамическом строе царской семьи сказано хорошо, бесспорно полигамия тесно связана с вопросами экономическими, и самое слово

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Б   Баана и Рихав • Багряница • Баит • Бальзамирование • Бальзам • Бараны • Барс • Басня • Бахурим • Башни • Башня стада • Башня Силоамская • Бдолах • Бегемот или гиппопотам • Бедный • Беероф • Беер-Шива • Бездна • Бела • Бене-Яакан • Бера • Берот • Бес • Бессмертие • Бесплодие • Бет-Арбел • Алмон-Дивлафаим, Бет-Дивлафаим • Беф • Беф-Авен • Беф-Гарам, Беф-Гаран • Беф-Дагон • Беф-Иешимоф • Бефкарем • Беф-Левеоф • Беф-Нимра • Беф-Орон,:Бефорон Бефорон • Беф-Сан, Бефсан • Беф-Таппуах • Беф-Фегор • Беф-Хогла • Беф-Цур • Беф-Шемеш • Бефсамис • Бецер • Беэр • Библия • Бидекар • Бич • Бифья • Благовонное дерево • Благословение, Благословлять • Блуд • Блудницы и блудники • Блюститель • Бог • Бог крепостей • Болезни • Борода • Бохим • Боцец и Сена • Брак • Брат • Братья Иисуса • Бритва, Брить • Бубаст • Буйвол • Бук • Бытие В   Ваал • Ваалаф • Ваалис • Ваал-Гад • Ваал-Гамон • Ваал-Гацор • Ваал-Ермон • Ваал-Иудин • Ваал-Меон • Ваал Цефон • Ваал-Шалиша • Ваала • Ваалаф-Беер • Вааса, Ваеса • Вавилон • Вавилонская земля • Валак • Валаам • Валла • Валтасар • Вамоф • Ванея • Варавва • Варак • Варахий • Варвар • Варнава • Варсава • Вартимей • Варух • Варфоломей • Васан • Васемафа • Вафуил • Вдова • Вдохновение • Веельзевул • Везек • Веелиада • Велиар • Венадад • Венец дома Иоава • Вениамин • Вениаминово колено • Вено • Веон • Верблюд • Вервь • Вереи • Вереника • Веретено • Верзелий • Верия • Веселиил • Ветер и вихрь • Ветоним • Вечер • Вечный и вечность • Веф-Дагон • Вефиль • Вефхором • Вилдад • Вино • Виноградная лоза • Виноградник • Виноград • Вирсавия • Виффагия • Вифавара • Вифания • Вифезда • Вифлеем • Вифиния • Вифсаида • Власт • Власть • Власяница • Внутренности • Воанергес • Вода • Вода города • Водяные ворота • Возложение рук • Вознесение • Возношение • Возрождение • Броня, Война • Волк • Волосы • Волхвы • Волчцы и тернии • Вол • Вооз • Воровство • Вороны • Ворота • Ворота Источника • Ворота Долины • Ворота Ефремовы • Ворота Навозные • Воскресение • Восор • Восток • Восьмиструнная • Врач • Времена года • Время • Вретище • Всадники и скороходы • Вселенная • Второзаконие • Вугеянин • Вуз • Вульгата • Высоты • Высоты Исааковы

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...