Суд.1:33 .  И Неффалим не изгнал жителей Вефсамиса и жителей Бефанафа и жил среди хананеев, жителей земли той; жители же Вефсамиса и Бефанафа были его данниками. Называются города, входившие в уделы разных колен, в которых оставались неизгнанные хананеи: Газер (Тель-Джезерз), ср. Нав.16:10 , Китрон, отождествляемый с упоминаемым в Нав.19:15 , Каттаф, Наглол, отождествляемый с упоминаемым в Нав.19:15, 21:35 , Нагалал (вероятно, современный Малул к западу от Назарета), Акко – город с пристанью, при впадении ручья Бела в Средиземное море, впоследствии Птолемаида, ныне Сен Жан-д " Акр, Сидон – лежавший на берегу моря (ср. Нав.19:28 ), Ахлав – называемый в Талмуде Гуш-Халаво, у И. Флавия – Гискала, ныне Эл-Гис; Ахзив, ср. Нав.19:29 , Хелва, упоминаемый в Нав.19:29 под именем Хевела (ср. русско-венский перевод кн. Иисуса Навина, а также оксфордский ревизованный перевод Библии ), отождествляется с упоминаемым в надписи Сеннахерима (поход против Езекия) местечком Макхаллиба, Афик и Рехов, ср. Нав.19:30 , Чис.13:22 , Вефсамис и Бефанаф, ср. Нав.19:38 . Обилие оставшихся в этих городах хананеев послужило причиной названия этой части израильской страны «языческой Галилеей» ( Мф. 4:15 ). Суд.1:34 .  И стеснили аморреи сынов Дановых в горах, ибо не давали им сходить на долину. Суд.1:35 .  И остались аморреи жить на горе Херес [где медведи и лисицы], в Аиалоне и Шаалвиме; но рука сынов Иосифовых одолела [аморреев], и сделались они данниками им. Суд.1:36 .  Пределы аморреев от возвышенности Акравим и от Селы простирались и далее. Если в северных коленах пассивность израильтян относительно прежних владельцев завоеванной местности обнаружилась только в оскудении ревности относительно изгнания их, то в колене Дановом она приняла характер даже некоторой стесненности самих израильтян. Жившие там прежде аморреи оставались жить в этой местности после поселения колена Данова, занимая гору Херес, отождествляемую с Ир-Шемеш ( Нав. 19:41 ), Аиалон, Шаалвим (ср. Нав.19:42 ) и вообще территорию, лежащую между Идумеей и коленом Дановым, от возвышенности Акравим, на юг от Мертвого моря (ср. Чис.34:4 ) до Селы, т.е. Петры (ср. Нав.19:47–48 ), и стесняя данитян. И лишь впоследствии аморреи стали данниками колена Ефремова.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1:30. Наглол. Хотя местонахождение этого города из удела Завулона точно неизвестно, иногда его отождествляют с Tell en-Nahl, в 5 милях от Средиземного моря близ Хайфы. Сходство названий и остатки материальной культуры начиная с периода ранней бронзы свидетельствуют в пользу такой идентификации, но расположение города на территории Асира порождает географическую проблему, которая пока не решена. 1:31,32. Территория Асира. См. коммент. к Нав. 19:24–31 . 1:33. Вефсамис. См. коммент. к Нав. 21:16 . 1:33. Бефанаф. Местонахождение этого города точно неизвестно. Наиболее вероятный претендент – Safed el-Battikh в Верхней Галилее. Если Бефанаф лежал на пути из Асора в Тир, то, возможно, он упоминается в египетских анналах Тутмоса III, Сети I и Рамсеса II. 1:34–36. Аморреи. См. информацию об этом народе в Чис. 21:21 . Аморреи, создавшие высокую цивилизацию Вавилона Хаммурапи и сохранившие свою национальную идентичность (по меньшей мере, в некоторых регионах) до начала железного века, пожалуй, оказали наиболее значительное влияние на культуру и язык Месопотамии, Сирии и Палестины. 1:35. Гора Херес. «Гора солнца» часто отождествляется с Беф-Шемешем (см.: Нав. 21:16 ) или Ир-Шемешем ( Нав. 19:41 ). Полной определенности, однако, нет, и с этим местом можно отождествить несколько селений к юго-востоку от Аиалона. Будучи частью Данова удела, Херес, вероятно, находился в юго-восточной части Аиалонской долины. 1:35. Аиалон. Город, предназначенный Дану ( Нав. 19:42 ), вероятно, можно отождествить с Yalo, расположенным в 5 милях к востоку от Газера в западной части Аиалонской долины. Важность стратегического положения Аиалона на главном пути в горную местность подтверждается его упоминанием в амарнских текстах и в рассказе о войне Саула с филистимлянами ( 1Цар. 14:31 ). 1:35. Шаалвим. Город на территории Дана ( Нав. 19:42 ) отождествляют с Селбитом, в 3 милях к северо-западу от Аиалона. Позднее он вошел в состав второго административного округа Соломона ( 3Цар. 4:9 ) и, возможно, как и Аиалон, служил крепостью, охранявшей проход через Аиалонскую долину.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Но где находился Миннит, это неизвестно. Предполагают, что это могла быть Менья, местечко, находившееся в 7 милях на восток от Есбона. Мы не могли найти следов этого местечка, хотя и сохранилось название долины виноградников» 253 . В то время, как с востока притесняли евреев аммонитяне, с юго-востока оказывали на них давление филистимляне. Иеффай вел войну с аммонитянами, на борьбу же с филистимлянами выступил Самсон. Он был сын Маноя, из колена Данова, которому наиболее приходилось терпеть от филистимлян, и с детства был назореем. Подвиги Самсона многочисленны, деятельность его продолжалась 20 лет. Но район, в пределах которого совершались эти подвиги, был очень невелик, и обнимал собой только несколько пограничных местечек между филистимлянами и данитами. На границе между ними находились горы вефсамиские. К югу от них находилась Цора (Сараа), отечество Самсона. Между Цорой и Вефсамисом простирается долина, на которой когда-то росли виноградники. К западу от Вефсамиса, на расстоянии часа пути, находилась Фамнафа, где жила первая жена Самсона. Здесь, по дороге из Вефсамиса в Фамнафу, есть узкое ущелье, где протекает ручей, и здесь то вероятно Самсон встретил и растерзал львенка. Здесь же среди высоких холмов он наловил 800 шакалов, которыми пожег посевы филистимлян. В этом месте в обилии водились хищные звери, почему его и называли Лебаот (львы, Нав. 15:32; 19:6 ) или Шаалвим ( Суд. 1:35 ; Нав. 19:42 ), и доселе здесь на горах можно встретить львов, и водится очень много шакалов 254 . Цора или Сараа, где родился Самсон, существует и до настоящего времени под именем Сара, и представляет деревушку с 300 жителей. Она расположена на холме, который имеет конусообразную форму, и находится при входе в долину. По сторонам этого холма находятся погребальные пещеры. На недалеком расстоянии около деревни находится источник. Робинзон так описывает этот источник. «Здесь находится прекрасный источник, окруженный по сторонам большими камнями. Когда мы подходили к нему, нам встретились 12 женщин, которые шли в деревню, и каждая несла на голове кувшин с водою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...