Сортировать по Исключить новости Возвращение домой. Рассказ о чуде и попытке его разоблачения Мы возвращались домой с национального студенческого форума. Надвигался мощный грозовой шторм, который так часто случается в «аллее торнадо» между Техасом и Оклахомой. Как нам разрешили взлет — до сих пор не понимаю. За окнами сверкали молнии, самолет качало, это вселяло некоторую тревогу, и все-таки я не придавала этому значения. Лететь-то всего час… 22 июля, 2011 Мы возвращались домой с национального студенческого форума. Надвигался мощный грозовой шторм, который так часто случается в «аллее торнадо» между Техасом и Оклахомой. Как нам разрешили взлет — до сих пор не понимаю. За окнами сверкали молнии, самолет качало, это вселяло некоторую тревогу, и все-таки я не придавала этому значения. Лететь-то всего час… Журнал «Фома» . Многие православные люди не считают возможным делиться опытом своего прихода к вере . Тема личных взаимоотношений с Богом очень сложна и сокровенна, чтобы впустить в нее кого-то еще. И я разделяю эту точку зрения. Однако волею случая, история, случившаяся со мной почти двадцать лет назад, попала в Интернет, и вызвала много откликов людей со всего света, порой совсем неоднозначных. Может быть, мой личный опыт чем-то поможет и читателям «Фомы». Я хорошо помню себя маленькой девочкой. Как-то я проснулась и сказала маме: «Знаешь, мне кажется, что я пришла в этот мир, чтобы совершить что-то очень-очень важное». Мама снисходительно улыбнулась, обняла меня и печально ответила: «Я когда-то тоже так думала, но ты повзрослеешь, и это чувство пройдет». Я почему-то тогда очень расстроилась и даже обиделась. Я росла в нецерковной семье. В детстве с родителями я много путешествовала, ездила на Валаам, однако Церковь была для меня лишь частью культурного наследия. К моменту окончания школы я ни разу не читала Евангелия и не слышала ни одного разговора о вере. Перестройка открыла перед нами новые экономические возможности, которые дали мне шанс уехать учиться в Америку.

http://pravmir.ru/vozvrashhenie-domoj-ra...

Возвращение домой «Что могло побудить группу из двух тысяч Североамериканских христиан перейти от самой жизнерадостной разновидности евангелического протестантизма к древнейшей, возможно, форме апостольской веры — и притом всего за десятилетие?» — спрашивает Питер Гиллквист, один из этих евангеликов, нашедших Православие. Удивительный путь людей, задавшихся вопросам: какова должна быть Церковь Нового Завета? В долгом поиске они обрели Православие… «Как могли люди, прошедшие школу «Студенческого крестового похода в поисках Христа», «Юности для Христа» и «Молодой жизни», войти в Православную Церковь? По какой причине христиане, получившие образование в Витон колледже, Даллаской семинарии, Фуллеровской семинарии. Юго–западной баптистской семинарии, Сиэтлском университете Пасифик, университете Орал Роберте, Линкольновском христианском колледже и университете Биола, должны были сперва собраться вместе и затем завершить свой путь принятием исторической экклезиологии, литургического богослужения и таинств? С февраля по апрель 1987 года вся эта группа «Евангелическая православная церковь», духовенство и миряне, была введена — приход за приходом — в полное литургическое общение с Православной Церковью Митрополитом Филиппом Салибой — архиепископом Североамериканской епархии Антиохийской православной церкви. Эта книга излагает шаг за шагом хронику пройденного пути, разбирая один за другим сложные и подчас запутанные библейские и богословские вопросы, с которыми нам приходилось сталкиваться в процессе продвижения. Помимо нашей собственной истории, мы рассмотрим начало христианской Церкви, как оно описано в Новом Завете, и от него совершим путешествие через века к Церкви нашего времени. Это моя личная история, но в то же время насколько возможно подробный отчет о том, что происходило с каждым участником нашего «паломничества».» Питер Гиллквист ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ От протестантизма к Православию       ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ПЕРЕВОДУ   Книга американского православного священника о. Питера Гиллквиста замечательна во многих отношениях. Прежде всего, это глубоко искренний рассказ о личных поисках истинной веры, яркий документ возрождения человеческой души, открывшей Православие и вошедшей в Церковь после преодоления многих, иногда очень серьезных препятствий. Но оказывается, что обращение автора книги — одно из тысяч обращений к Православию, совершившихся одновременно. Книга открывает перед нами удивительное чудо бурного роста православных общин в Соединенных Штатах Америки — стране, которую у нас в России многие привыкли считать как бы полностью бездуховной, погрязшей в стяжательстве и погоне за земными благами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Дело одного издательства: возвращение эмигрантов домой 13.05.2008 452 Время на чтение 5 минут Русская эмиграция. Книги. Виктор Москви н - директор издательства эмигрантской литературы " Русский путь " , руководитель библиотеки-фонда " Русское зарубежье " рассказывает о первой выставке запрещенной литературы; о том, почему люди начинали сомневаться, как боролись с бюрократами в СССР , что сегодня происходит на книжном рынке: В сентябре 1990 года была открыта выставка ИМКА-Пресс. Это было значительное событие, мы с размахом его организовали. У нас была не только экспозиция, но и читальный зал, в него стояла длинная очередь, где были и университетские профессора и студенты. Кроме этого, мы устроили книжный магазин по продаже запрещенной литературы. В сентябре 90-го года мы получили эти книги. Это было просто чудо. Как мы потом узнали, в КГБ по этому поводу был страшный скандал, и пострадавшей стороной была советская таможня, которая не досмотрела. СССР и ГУЛАГ - Виктор Александрович, вы возглавляете издательство, которое издает эмигрантскую литературу. Как так получилось, что вы начали этим заниматься? - Началось это очень давно. После окончания университета в 1973 году я начал работать экскурсоводом в отделе пропаганды Останкинского дворца-музея, поистине удивительном месте Москвы. Наш экскурсионный отдел находился в церкви Живоначальной Троицы, которая была превращена в административное здание. Мне посчастливилось работать с Борисом Борисовичем Михайловым - тоже научным сотрудником. Он был выпускником истфака МГУ, успел закончить аспирантуру у Д. Сарабьянова и поработать в одном из московских вузов, откуда был уволен за то, что отказался включить в курс скульптуры одного из тогдашних советских корифеев. Кроме того, Борис Борисович был человеком православным и входил в круг людей, близких к Александру Исаевичу Солженицыну. Мы с ним быстро сдружились, несмотря на разницу в возрасте в 14 лет. Б.Михайлов приносил мне эмигрантскую литературу. Книги он получал во французском посольстве, где у него были друзья. Это был мощный канал получения тамиздата. Я был одним из читателей изданий ИМКА-Пресс, " Посева " , " Ардиса " . В декабре 73-го усилиями Струве в Париже был опубликован " Архипелаг-ГУЛАГ " . С этого момента началась кампания против Солженицына. А Б.Михайлов выступил с открытым письмом в его защиту, которое опубликовали на Западе. Власти решили за это уволить его из музея. Обычная история, сначала увольняли, потом сажали или отправляли в психушку, в лучшем случае высылали заграницу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Сортировать по Исключить новости Рождество Пресвятой Богородицы. В этот день началась история возвращения домой И закончились скитания бездомного человечества 21 сентября, 2019 И закончились скитания бездомного человечества Информацию о детстве и отрочестве Девы Марии мы черпаем исключительно из преданий. Основные источники — апокрифическое «Протоевангелие Иакова» и средневековая «Золотая Легенда». Оба текста исторически недостоверны: первый – потому что местами прямо противоречит Священному Писанию (например, согласно этому тексту, уже после Благовещения Дева не понимает, откуда в Ней Дитя), второй – по причине слишком большого хронологического разрыва.  Но уже полторы тысячи лет Рождество Богородицы отмечается во всем христианском мире – даже главное песнопение праздника используют и в Православных, и в Католической церквах  — редкий случай!  Богослужение говорит о чудесных фактах, связанных с рождением Девы Марии, очень осторожно, ограничиваясь рассказом о разрешении уз бесчадия у благочестивых родителей.  Тропарь: Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.   Основной мотив: Анна долго не могла родить, и, наконец, Господь дал ей и ее мужу Иоакиму благословенное дитя. В одной стихире вскользь упоминается о том, что были отвергнуты дары Иоакима – несостоявшееся жертвоприношение в храме, когда благочестивого мужа выгнали, укоряя за какие-то неизвестные грехи. Все же «понимают» — раз Бог детушек не дает, значит, за грех тяжкий карает. И вот звучит радостная песнь Анны (специально привожу русский текст): «Бесплодная, не рождающая Анна/в сей день радостно да рукоплещет;/все земное да сияет, цари да ликуют,/да веселятся священники в благословениях,/да празднует весь мир./Ибо вот, Царица и непорочная Невеста Отца/произросла из корня Иессеева./Не будут больше жены в муках рождать детей,/ибо радость расцвела/и жизнь людей в свои права вступает в мире./Уже не возвращают Иоакиму дары,/ибо плач Анны изменился в радость./“Радуйтесь со мною, – говорит она, – весь избранный Израиль;/ибо вот, Господь дал мне одушевленный Дворец/Божественной славы Своей/к общему веселию, и радости,/и ко спасению душ наших!”».

http://pravmir.ru/rozhdestvo-presvyatoj-...

Европейские приходы вернулись в Русскую Церковь: как и почему это произошло? сентября 2019 года Священный Синод принял в состав Русской Православной Церкви главу Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции архиепископа Иоанна (Реннето) и все желающие последовать за ним приходы вместе с клириками. Спустя две недели на собрании духовенства в Париже абсолютное большинство клириков Архиепископии решили присоединиться к Московскому Патриархату, и 7 октября Священный Синод постановил принять Архиепископию в состав РПЦ. Архиепископия возникла на базе приходов, образованных русскими, бежавшими в Европу после революции 1917 года. Сперва все они подчинялись Русской Церкви, но в 1931 году влились в состав Константинопольского Патриархата. Нынешнее возвращение в Московский Патриархат спровоцировал сам Константинополь, который в прошлом году отменил «особый статус», гарантировавший сохранение богослужебных и административных особенностей Архиепископии]. Об историческом событии, свидетелями которого мы стали недавно, «Фома» беседует с епископом Зеленоградским Саввой ( Тутуновым ), заместителем управляющего делами Московской Патриархии. [Сегодня владыка живет в России, служит в РПЦ. Но в детстве он и его семья были прихожанами одного из храмов Архиепископии во Франции. Он своими глазами видел, как жили в Европе русские приходы, разделенные с Русской Церковью, и очень хорошо понимает, почему возвращение их домой вызвало столь сильное переживание священства и мирян]. Беседовал Игорь Цуканов . Ил.: На развороте к статье — Собор святого Александра Невского в Париже — кафедральный собор Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции. Фото Владимира Ештокина; Митрополит Евлогий — первый Управляющий русскими православными приходами Московской Патриархии в Западной Европе с паствой — русскими эмигрантами у собора св. Александра Невского. Париж. 1920-е гг.; Из письма митрополита Евлогия Святейшему  Патриарху Московскому Алексию I с благодарностью за возвращение в лоно Русской Православной Церкви, 1945 г.; Молебен в начале строительства часовни Серафима Саровского в Монжероне, Франция. 1930-е гг.; 15 сентября 2019 г. в Александро-Невском соборе в Париже впервые после присоединения Архиепископии экзархата православных русских церквей в Западной Европе к Русской Православной Церкви поют многолетие Патриарху Кириллу; Прапрадедушка епископа Саввы — священник Николай с матушкой. Фото tutunov.org; Патриарх Кирилл и архиепископ Иоанн (Реннето) во время визита Патриарха Кирилла во Францию. Русское кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, 2016. Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - — ноябрь 2019. - С.8-17. - (рубрика « Интервью номера »). Имеется биографическая справка « Епископ Зеленоградский Савва ( Тутунов )» (С.12).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11199-...

Гиллквист Питер Содержание ВВЕДЕНИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ОТ ЭРРОУХЕД СПРИНГС К АНТИОХИИ 2. НА ПУТИ К СОВЕРШЕННОЙ ЦЕРКВИ 3. НЕДЕЛЯ, КОТОРУЮ МЫ НЕ ЗАБУДЕМ 4. В ПОИСКАХ ЦЕРКВИ НОВОГО ЗАВЕТА ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ПРАВОСЛАВИЕ И БИБЛИЯ 6. ПОЧЕМУ НАШЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИТУРГИЧЕСКИМ 7. НЕ НАЗЫВАЙТЕ НИКОГО ОТЦОМ 8. ВОЗДАЯНИЕ ДОЛЖНОГО ПОЧИТАНИЯ ДЕВЕ МАРИИ 9. ЗНАК ДЛЯ ВСЕХ ХРИСТИАН ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ВЕЛИКИЙ ВХОД 11. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ДОМОЙ! 12. НА ПУТИ В ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ Эпилог Информация о первоисточнике ВВЕДЕНИЕ ЧТО могло побудить группу из двух тысяч Северо¬американских христиан перейти от самой жизнерадостной разновидности евангелического протестантизма к древнейшей, возможно, форме апостольской веры — и притом всего за десятилетие? Как могли люди, прошедшие школу " Студенческого крестового похода в поисках Христа " , " Юности для Христа " и " Молодой жизни " , войти в Право¬славную Церковь? По какой причине христиане, получившие образование в Витон колледже, Даллаской семинарии, Фуллеровской семинарии. Юго-западной баптистской семинарии, Сиэтлском университете Пасифик, университете Орал Роберте, Линкольновском христианском колледже и универ-ситете Биола, должны были сперва собраться вместе и затем завершить свой путь принятием исторической экклезиологии, литургического богослужения и таинств? С февраля по апрель 1987 года вся эта группа " Евангелическая православная церковь " , духовенство и миряне, была введена — приход за приходом — в полное литургическое общение с Православной Церковью Митрополитом Филиппом Салибой — архиепископом Североамериканской епархии Антиохийской православной церкви. (Термин митрополит означает здесь — епископ, возглавляющий церковь провинции или страны, а не одной епархии. Архиепископ — это епископ, который обычно осуществляет руководство несколькими епископами. Данные термины часто взаимозаменяются). Эта книга излагает шаг за шагом хронику пройденного пути, разбирая один за другим сложные и подчас запутанные библейские и богословские вопросы, с которыми нам приходилось сталкиваться в процессе продвижения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2325...

Закрыть Кому земля нужнее? От казаков ждут проявления гражданской зрелости 23.01.2014 341 Время на чтение 4 минуты Ставрополье вошло в список приоритетных регионов для переселения соотечественников из-за рубежа. Участие РПЦ в духовной жизни Северного Кавказа растёт. Всемирный Русский Собор, христианские святыни, визиты первых лиц православного духовенства и культуры. Чем живут сегодня верующие? Об этом и многом другом «АиФ-СК» рассказал епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. - Недавно в епархии принимали наместника Сретенского монастыря, писателя, богослова, общественного деятеля архимандрита Тихона (Шевкунова). Владыка, для вас, человека церковного, что-то новое открылось от встречи с ним? - У него невероятный талант общения. В одном из его ответов для себя нашёл подсказку и поддержку: ни в коем случае не надо раньше времени отпевать. То есть - не отчаиваться, не опускать руки, даже в тех случаях, когда ситуация выглядит безвыходной, надо продолжать жить и трудиться. Отец Тихон нашёл верные слова для всех - доходчивым, доступным и убедительным языком монаха и писателя. Вернуться домой - Сегодня активно обсуждают возвращение русских на Кавказ. Ставрополье включено в число территорий, приоритетных для переселения соотечественников из-за рубежа... - Кавказ, как большой дом, открыт для всех. И проблема, которую связывают с русскими, на самом деле гораздо шире. Наша епархия трансграничная, она расположена на территории трёх субъектов. И везде коренное население покидает родные места в поисках лучшей доли. А там, где они традиционно жили, селятся люди совершенно другой культуры, другого языка, других убеждений. Проблема замещения глобальна. А на примере славянского населения она гораздо заметнее. Как я отношусь к инициативам по переселению соотечественников? Они хороши, если люди приезжают жить ДОМОЙ. Очень важно не просто населить земли, а дома собрать своих. Вот что самое главное. - А как в вашу родную Чечню вернуть русскоязычное население, и надо ли? - Мне очень трудно ответить однозначно на этот вопрос. Мы сегодня видим совершенно новую историю республики, в которой большинство страниц написано заново, они кардинально отличаются от того, что было прежде. Если говорить о возвращении славян, в том числе и в ЧР, нужно понимать, что когда мы живём дома, живём большой семьёй, нам есть с чем возвращаться. Взять молодую семью - муж, жена и ребёнок. Наши семьи малочисленны. Люди уверены, что бытовой комфорт первичнее, чем создание большой семьи.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

« И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников ». Нет, это не цитата из доселе неизвестного евангельского текста, описывающая предательство Иуды. Все это было предсказано пророком Захарией еще за 500 лет до Рождества Христова. И слова о тридцати сребрениках, и другие столь же точные предсказания Захарии без труда можно найти в любом издании Ветхого Завета. Но откуда мог знать пророк Захария о готовящемся предательстве, если жил задолго до описываемых в Евангелии событий? Возвращение домой B VI beke до Р. Х. еврейский народ постигло одно из самых тяжких испытаний за всю его историю. Вавилонский царь Навуходоносор II зaboebaл Иудейское царство, разрушил его столицу — Иерусалим и переселил тысячи евреев в Вавилон. Там они вынуждены были жить несколько десятилетий, ожидая царского указа, позволившего бы им вернуться домой, на землю Обетованную. Когда такой указ наконец появился, радости народа не было границ — «мы были как бы видящие во сне», говорит об этом, ликуя, псалмопевец. Евреи начали возвращаться в Иерусалим целыми семьями. Но вся Иудея лежала в руинах и за годы, прошедшие со времен нашествия вавилонян, почти обезлюдела. Иерусалимский Храм был разрушен, а хранившийся в нем ковчег Завета, величайшая святыня еврейского народа — утрачен навсегда. И несмотря на то, что теперь можно было приниматься за восстановление не только города и страны, но и Храма, народ не мог достойно отблагодарить Бога за чудесное спасение из плена. Уныние, охватившее иудеев при виде разоренной страны, было столь велико, что остановило работы по строительству второго Храма. И тогда Бог послал к Своему народу сразу двух пророков, призванных утешить и вдохновить — Аггея и Захарию. По преданию, Захария был родственником Аггея и происходил из весьма знатного рода. Книга его пророчеств полна сложных образов. Она состоит из двух частей. Первая начинается с того, что Захария видит ангелов, которых Бог посылает обойти землю; ангелы возвращаются и говорят о том, что « вся земля населена и спокойна » (Зах.  1 , 11), и лишь один Иерусалим в запустении. Тогда Бог дает обещание утешить Свой народ и явить ему милосердие. Города Иудеи будут восстановлены, и вскоре « Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем » (Зах.  2 , 4). Затем Захария видит, как современный ему священник Иисус, сын Иоседека, предстает пред Богом в запятнанных одеждах, которые означают грех всего народа. Но по воле Бога ангелы переоблачают Иисуса, тем самым очищая весь народ от грехов и открывая новую, чистую страницу его истории. Далее пророк описывает свое видение о светильнике и двух маслинах, соединяющее слово Божие к князю Зоровавелю, современнику Захарии, и пророчество о восстановлении обеих ветвей власти, бывших у иудеев до плена — царской и священнической. Казалось бы, речь идет исключительно о современных Захарии событиях, где же тут пророчества о Мессии? Однако, не все так просто.

http://foma.ru/pripodnyavshij-zavesu-vre...

Матушка Магдалина (Некрасова) подвизается в православном Покровском монастыре в Бюсси-ан-От в Бургундии (Франция). В труднейшие для Церкви 1960-е ее семья жила в Вологде, обосновавшись там после тяжелейших лет испытаний и издевательств – ссылки в Казахстан, куда она была отправлена после возвращения в СССР. Но и в Вологде испытания не прекращались: верующим людям их всегда достается немало. Тем не менее, о Вологодской земле матушка Магдалина всегда хранила самые добрые и светлые воспоминания. Предлагаем читателям рассказ матушки Магдалины об одном из эпизодов вологодской жизни времен хрущевских гонений, имевшем, впрочем, весьма «неожиданное» (неожиданное ли?) продолжение. В то время все силы были брошены на быстрейшее завершение борьбы с « религиозными предрассудками ». Н.С. Хрущев, помнится, обещал показать по телевизору в ближайшие годы последнего то ли священника, то ли вообще верующего человека в нашей стране. В 1962 году я работала бухгалтером в Крестовоздвиженской церкви г. Грязовца. В тот памятный день 21 марта я приехала домой в Вологду, где жила моя семья, и собиралась пойти в наш кафедральный собор на вечернюю службу. Я уже выходила, когда встретилась в дверях с владыкой Мстиславом, управляющим тогда Вологодской епархией . Узнав, что я приехала на два дня домой, он стал усиленно меня уговаривать пойти в Центральный дом культуры, где в тот вечер должен был выступить нашумевший тогда антирелигиозный деятель – бывший священник Чертков. Мне совсем не хотелось туда идти, тем более что мой духовник советовал мне никогда не слушать и не читать всей этой мути, пачкающей душу. Но чем больше я сопротивлялась, тем решительнее владыка настаивал на том, что должен же кто-нибудь из нас слышать подобные выступления и знать, какими методами они орудуют. В конце концов мне пришлось повиноваться. В тот вечер у нас было дома несколько человек молодежи, и одна девушка взялась проводить меня в этот зал. Почему-то мы оказались с ней в директорской ложе, как раз напротив установленного на сцене помоста с микрофоном, к которому вскоре направились три человека.

http://pravoslavie.ru/61221.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Возвращение «Троицы» – исправление неправедного, покаяние за ошибки, вера в возрождение русского народа и России. 18.05.2023 577 Время на чтение 3 минуты Источник: блог автора Настоящими символами России являются не матрешка и балалайка, водка и медведь (при всем уважении к последнему) - настоящий символ России это две наши главные иконы, Владимирская икона Божьей Матери и " Троица " Андрея Рублева. Оба этих образа после революции оказались в музее - в Третьяковской галерее. При всем богоборческом характере советской власти она умела ценить искусство - и в качестве " выдающихся памятников " такового эти иконы (как и множество других, изьятых из разоренных или просто уничтоженных храмов) были " музеефицированы " . Но на этой неделе Владимир Путин принял решение о возвращении " Троицы " домой - в Троице-Сергееву Лавру, для которой этот образ и был написан шесть веков назад. Президентское решение стало неожиданным даже для церкви - которая просила " отпустить " икону на две недели в Храм Христа Спасителя на предстоящий скоро праздник Троицы. Но президент решил передать икону церкви на " долгосрочное ответственное хранение " - более, того кроме нее будут переданы еще некоторые святыни, в частности уже известно о раке для мощей святого Александра Невского, что хранилась в Эрмитаже (она вернется в Александро-Невскую лавру). Долгожданное и очень символически важное решение - но какова же реакция на него? Нет, не церкви и большинства верующих - они благодарят власть за такой шаг - а немалой части нашей интеллигенции. Даже не отъехавшей - с переместившимися за границу " борцами с режимом " все и так понятно, они априори против всего, что делает Путин. Нет, увы - и у нас дома поднимается волна возмущения: как же так, это же общенародное достояние, нельзя его возвращать попам, погубят шедевр, это преступление! Подписываются петиции, даже новый директор Пушкинского музея говорит о том, что икона «никогда не была представлена как чудотворная», и " основное в «Троице» не религиозное, а искусствоведческое значение " .

http://ruskline.ru/opp/2023/05/18/vozvra...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010