Видит водяной царь, что ничто не берет, приказал истопить для молодых баню чугунную жарко-нажарко; истопили баню чугунную, двадцать сажон дров сожгли, докрасна печь и стены раскалили – за пять верст подойти нельзя. «Батюшка, – говорит царевич, – дозволь наперед нашему старичку попариться, баню опробовать». – «Пускай попарится!» Пришел в баню Мороз-Трескун: в один угол дунул, в другой дунул – уж сосульки висят. Вслед за ним и молодые в баню сходили, помылись-попарились и домой воротились. «Уйдем от батюшки водяного царя, – говорит царевичу Василиса Премудрая, – он на тебя больно сердит, не причинил бы зла какого!» – «Уйдем», – говорит царевич. Сейчас оседлали коней и поскакали в чистое поле. Ехали-ехали; много прошло времени. «Слезь-ка, царевич, с коня да припади ухом к сырой земле, – сказала Василиса Премудрая, – не слыхать ли за нами погони?» Царевич припал ухом к сырой земле: ничего не слышно! Василиса Премудрая сошла сама с доброго коня, прилегла к сырой земле и говорит: «Ах, царевич! Слышу сильную за нами погоню». Оборотила она коней колодезем, себя – ковшиком, а царевича – старым старичком. Наехала погоня: «Эй, старик! Не видал ли добра молодца с красной девицей?» – «Видал, родимые! Только давно: они еще в те поры проехали, как я молод был». Погоня воротилась к водяному царю. «Нет, – говорит, – ни следов, ни вести, только и видели, что старика возле колодезя, по воде ковшик плавает». – «Что ж вы их не брали?» – закричал водяной царь и тут же предал гонцов лютой смерти, а за царевичем и Василисой Премудрой послал другую смену. А тем временем они далеко-далеко уехали. Услыхала Василиса Премудрая новую погоню; оборотила царевича старым попом, а сама сделалась ветхой церковью: еле стены держатся, кругом мохом обросли. Наехала погоня: «Эй, старичок! Не видал ли добра молодца с красной девицей?» – «Видел, родимые! Только давным-давно; они еще в те поры проехали, как я молод был, эту церковь строил». И вторая погоня воротилась к водяному царю: «Нет, ваше царское величество, ни следов, ни вести; только и видели, что старца-попа да церковь ветхую». – «Что ж вы их не брали?» – закричал пуще прежнего водяной царь; предал гонцов лютой смерти, а за царевичем и Василисою Премудрою сам поскакал. На этот раз Василиса Премудрая оборотила коней рекою медовою, берегами кисельными, царевича – селезнем, себя – серой утицею. Водяной царь бросился на кисель и сыту, ел-ел, пил-пил – до того, что лопнул! Тут и дух испустил.

http://azbyka.ru/fiction/narodnye-russki...

Со времени поселения Василия, как можно полагать, в качестве пресвитера, и фельдшера Калькаса начали посещать ту местность разносчики товаров, носящие общее название «венгерцы». И в то время начали появляться там брошюры «Поучение баптистов», которые Ле-ко и Вебех раздавали преимущественно молодым грамотным крестьянам православного вероисповедания. Тогда в дер. Мало-Водяной секта штундистов стала возрастать, так что в настоящее время заключает в себе 118 душ обоего пола. Каждый, вновь обратившийся в секту, получал от кузнеца Василия по 3 руб. на приобретение книги духовного содержания в духе штунды (евангелия и псалтыри). Сам Василий не имел средств и откуда брал деньги, которых выдано им свыше 300 руб., неизвестно. Присутствие немца Василия в д. Мало-Водяной ободрило пропагандистов Ле-ку и Бебеха настолько, что они повели пропаганду открыто и начали вступать в диспуты с местным приходским священником. А в 1883 г., в день Светлого Христова Воскресения, даже нанесли священнику К. Левицкому обиду на словах. Ле-ко ж Бебех часто посещали сс. Петрово, Чечелеевку и Николаевку и проповедовали там совращение из православия. И хотя никого не успели совратить, но внесли религиозную смуту в умы крестьян. Развитие штундистской пропаганды парализовалось некоторым образом с одной стороны священником села Петрова, Иг. Зубовым, к которому некоторые крестьяне, поколебленные в своих религиозных убеждениях, обращались за советом и вразумлением и всегда выходили от него укреплёнными в истинах христианской православной церкви. К сожалению, сначала священник о. Зубов лишён был возможности вести религиозную борьбу с пггундизмом путём увещания, потому, что средоточие штундизма, откуда распространялась ересь по окрестным селам, поселок Мало-Водяной, находился не в его приходе. С другой стороны, парализовался успех штундистской пропаганды противодействием, хотя пассивным, лучшей части крестьянского общества, как самого посёлка Мало-Водяного, так и окружающих его селений Петрова, Николаевки (Водяной) и Чечелеевки, которые, выведенные из терпения, обратились, наконец, к активному действию, выразившемуся в составлении общественных приговоров о выселении из Александрийского уезда всех штундистов, живущих в поселке Мало-Водяном.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иоанна взяла [оттуда] главу Крестителя и с честью похоронила ее на Елеонской горе, в имении Ирода. Лишь в правление Константина Великого эта глава была [снова] обретена. Св[ятая] Иоанна упоминается и в числе присутствующих при страданиях и Воскресении Господа. Упокоилась в мире. Рассуждение Никто не глуп, кроме того, кто не может видеть собственных грехов и чужих добродетелей. Никто не просвещен, кроме того, кто может видеть и признавать как свои грехи, так и чужие добродетели. Тех, кто доискивается лишь чужих недостатков и обличает их, святой Златоуст сравнивает с мухами, садящимися на чужие раны (не для того, чтобы их залечить, а напротив – чтобы их еще больше разбередить и напитать ядом). «Бог послал нас сюда на епитимию», – это слова блаженного Феофила Киевского († 1853). Тот, кто осознает и ощущает себя на епитимии, погружается в молчание и размышление о собственном грехе, который и привел его к [этой] епитимии. Еще тот же блаженный сказал: «Оплакивать и грехи своих ближних – без этого ни одно людское создание не спасется». Оплакивать или объявлять – как написано, чадо мое? У блаженного Феофила написано: «оплакивать», а у сатаны – «объявлять». А о себе сей Феофил оставил в смертный час такой наказ братии: «Вспоминайте смрадного Феофила!» Это завещание самого святого человеческого существа в Киеве в 1853 году. Созерцание Да созерцаю чудесное исцеление человека от водяной болезни ( Лк. 14:2–4 ), а именно: 1) как Господь прикоснулся к человеку, страдавшему водяной болезнью, – и тот, выздоровев, ушел домой; 2) как и моя душа – угнетаемая привязанностью к плоти – пребывает под бременем [такой же] водяной болезни; 3) как Господь силен одним прикосновением исцелить дебелость моей души и освободить ее от чрезмерного бремени страстной влаги. Проповедь о высоком укрытии Надеющийся на Господа будет безопасен 86 . Притч. 29:25 Праведник – в Господнем укрытии, в укрытии высоком: ни вода до него не достанет, ни наводнение не потопит. Ведь и Ноя потоп не поглотил, ибо Господь был для него высоким укрытием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Разночтения при публикации Основной редакции памятника даны по следующим спискам: 1. Список Р – РГБ. Собр. Рогожского кладб. (Ф. 247) Киево-Печерский патерик и сборник поучений, составная (?) ркп. кон. XV – нач. XVI в. (л. 1–91, водяной знак: Брике 11421, 11423 – 1483–1498, 1493–1501 гг.), нач. XVI в. (л. 146–174, водяной знак: Лихачев 1340–1504 г.) и втор. четв. XVI в. (л. 94–145, водяной знак типа: Брике 1817 – 1524–1526 гг.), л. 92–93, 175 позднейшие). Формат ркп. 4° (19,5 х 13,5); имеет 178 л. (III 175; л. III, 92–93, 175 – чистые); писана полууставом нескольких почерков. В заглавиях киноварь, на л. 1 – вязь. Инициалы тонкие киноварные с небольшими орнаментальными украшениями. Переплет (поздний) – доски в коже с золотым тиснением; в тиснении преобладает растительный орнамент. Застежки кожаные с металлическими замками. На форзаце сохранились старые номера ркп. «602» и «77». На л. об. – «Выписка из описаний Печерских патериков, и в особенности, Берсеневскаго харатейнаго, помещенных в журнале министерства народного просвещения 1838 и 1840 в окт.: л. 6-й» и «Оглавление сего паторика», возможно, выполненные А.А. Рахмановым. Киево-Печерский патерик занимает л. 1–91 об. Список редакции О , полный, кроме основных текстов, включает Похвалу Феодосию и начало Послания Фотия в Печерский монастырь (до слов: «...и раа лишену и сего ради человеколюбие Христос Боже...»), которые завершают Патерик. В состав сборника, помимо Патерика, входят послания и поучения киевских митрополитов Илариона и Фотия. Подробное палеографическое описание рукописи и постатейную роспись Патерика содержит машинописная опись собрания Рогожского кладбища, составленная И.М. Кудрявцевым, Ю.А. Неволиным, Н.Б. Тихомировым, Я.Н. Щаповым, Е.П. Маматовой (М., 1968. С. 311–312). До этого собрание Рогожского кладбища описывалось И. Власовым в 1890 г. и Е.И. Усовым в начале 1920-х годов. 2. Список О – РГБ. Собр. ОИДР (Ф. 205) 157. Ркп. перв. трети XVI в. (водяные знаки типа: Брике 11424 – 1502–1512 гг., 10756 – 1526 г., 10793 – 1531 г., 12661 – 1537 г.); в 4° (20,3 х 14,5); на 226 л. (24 л. – чистые); полуустав и четкая мелкая скоропись нескольких почерков. Заглавия писаны киноварью, инициалы тонкие киноварные с небольшими орнаментальными украшениями и без них. Переплет – доски в коже с тиснением – поврежден: кожа на крышках во многих местах протерта до досок, на корешке зашита нитками; застежки оборваны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Восьмигранная шестиярусная Пятницкая башня с ее 77 бойницами – одна из самых мощных боевых башен монастыря. Низкая шатровая кровля, покрывающая ныне башню, была сделана после пожара в 1923 году. Луковая башня Прямоугольная Луковая башня находится в южной монастырской стене, между Пятницкой и Водяной угловыми башнями. Она была возведена вместе с крепостными стенами в середине XVI века. Высота этой четырехъярусной башни до карниза составляет 19 м, размеры в плане – 10х11 м. В башне было сделано 50 бойниц. Свое название она получила от лукового огорода, находившегося возле нее за стеной. Современный вид с верхом в виде беседки башня приобрела в XVIII веке. В настоящее время в башне располагается монастырская мастерская по реставрации икон. Водяные ворота Водяные ворота расположены в южной монастырской стене, вблизи угловой юго-западной башни. Ворота были сооружены в XVI веке и существенно перестроены в XVII веке, после осады Лавры. Свое название ворота получили по своему хозяйственному назначению: через них в монастырь доставляли воду из близлежащего пруда. Водяная башня Водяной башней называется сейчас юго-западная угловая башня монастырской стены. Сооружение этой восьмигранной башни относится к первой половине XVII века. Высота башни до карниза – 25 м, размер по диагонали – 18 м. В башне 6 ярусов, в ее стенах были сделаны 77 бойниц. Свое название башня получила по расположенным вблизи нее Водяным воротам. В настоящее время в башне располагается Издательский отдел Троице-Сергиевой Лавры. Пивная башня Пивная башня расположена в западной стене монастыря, между угловой Водяной и Келарской башнями. Высота башни до карниза 26 м, размеры в плане – 19х16,5 м. В башне 7 ярусов, в ее стенах была сделана 181 бойница. Сильно пострадавшая во время польско-литовской осады 1608–1610 годов, башня была капитально перестроена до 1641 года. Свое название башня получила по находившейся в ней пивной монастырской палате. Келарская башня Келарская башня расположена на западной стороне монастыря, между Пивной и угловой Плотничьей башнями. Башня построена после осады Лавры, в 1643 году, и имеет высоту до карниза 20 м, размеры в плане – 20х19 м. В башне 4 яруса, в ее западной стене было сделано 60 бойниц. В 1846 году над башней был надстроен еще один этаж, бойницы были частично растесаны в окна, частично заложены, что изменило внешний вид башни. Гостиные (Келарские) палаты

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Причём, сектанты делают всё то весьма хитро. Боясь противодействия со стороны родителей, они пропагандируют своё лжеучение в их отсутствии, тогда, когда дети остаются дома сами. Один глубокий знаток сектантства (архиепископ Никанор) говорит об этом так: „В отсутствие взрослых членов семейства из дому, за чем штундисты следят, они тотчас являются в дома и уговаривают детей не ходить в церковь , не признавать святых икон, не уважать и не верить учению священника, а переходить в штунду, обещая в будущем всего хорошего” 72 . Если ласка, гостинцы и различного рода обещания не помогают, тогда сектанты прибегают к угрозам. Уполномоченные посёлка Мало-Водяной (Ново-стародубской волости Александрийского уезда) писали Херсонскому Губернатору; „Левченко, Бебех и другие с ними, извратившие христианскую веру, желая совратить в штундистскую секту и остальные семейства посёлка Мало-Водяной, употребляют все силы и средства, даже угрожая опасностью до такой степени детям нашим, что нет возможности выходить из домов, обзывая как старых, так и молодых неприличными словами, укоряя нас идолопоклонниками, что будто бы наша православная вера, в которой мы и наши праотцы рождены, есть что-то противное Богу, и что святые иконы, а равно и христианские церкви есть болваны или бочки, наполненный серебряными и золотыми идолами” 73 . Бывали случаи, когда сектанты совращали детей почти насильственно. Исправник Елисаветградского уезда доносил Херсонскому Губернатору: „Совращение жён и детей производится крестьянами штундами почти насильственно, самым невежественным образом” 74 . Свою ревность в совращении православных детей сектанты простирают иногда до того, что наши крестьяне в недоумении останавливаются пред упорным натиском своих религиозных врагов и не знают, что делать, к кому обратиться, как горю пособить. „Страшное время настало для православных нашего посёлка, – писали крестьяне деревни Малой-Водяной, – проходу нет от штундистов, особенно много достаётся от них и детей их, нашим православным детям-подросткам, пред которыми они безбоязненно хулят и клевещут на нашу веру и Церковь , и которые часто возвращаются от них с рыданиями к своим родителям, а последние обращаются с жалобами в сельское управление. Но что же? – Они дети, им веры нет, – и конец суду. Да, страшное время настало: кто не желает сделаться изменником св. отеческой веры и Церкви, тому остаётся одно средство – просить правительство о содействии в искоренении сего зла” 75 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

А v / 1 Рукопись «Толковое Евангелие» на южнорусском языке Колембродской Крестовоздвиженской церкви. Начинается со дня св. Пасхи и по Крещение Господне включительно. Написана в 1599 г. полууставом четким и довольно красивым с киноварью в заглавиях in folio. Всех полулистов 282, при чем полулисты 27 / 2 и 28 / 3 и 126 / 2 вставлены. Начала нет. Переплет делан из старого пергаменного с тиснением; на последней крышке письмом сравнительно новейшим написано евангелие о Закхее зачало уд. Водяной знак на бумаге в роде свиньи. А v / 2 Сборник поучений Дорогиченской Преображенской церкви XV-XVI вв., написанный четким полууставом (хронологические даты Сборника позднее его написания). Разделяется на две части, первая часть стр. 1–360 полулистов начинается с «памяти о умерших», конца которой нет; цельные слова в этой части начинаются с поучения в неделю «о блудном сыне» и до поучения в 32 неделю. Выбиты из переплета листы 6–9, 304–308 и 314–320. Вторая часть сборника начинается с «поучения на владычнии празники и на памети святых избранных. Слово а. В начале нового лета. Месяца Сентеврия в а», кончается поучением в память Иоанна Предтечи 29 августа; все – слова цельные кроме в а нед. Великого поста и о кресте отрывков=3 полулиста. С 320–446 полулисты несколько повреждены огнем, а с 446–448 сильно повреждены. Первый —297— и 456 листы хранятся в особом листе бумаги в предотвращение от совершенного разрушения. Нижней крышки в переплете нет, верхней – только половина. Водяной знак на бумаге в роде весов. III. А v / 3 . Сборник поучений XVII и XVIII веков. Хронологической и топографической даты в сборнике нет, хотя на крышках находится много пометок. Водяного знака на бумаге тоже нет. Сборник XVII века начинается словом в неделю всех святых, которое не имеет начала, кончается словом в неделю пред Рождеством Христовым; всех полулистов 1–141. – Сборник XVIII века начинается словом на Благовещение Пресвятой Богородицы и оканчивается поучением «Наука на матерь и Рождества Христова». Киноварь в заглавиях чередуется с чернилами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дети водяного, которых севернорусские называли шиликуны, после водосвятия 6 янв. выпрыгивают из прорубей и пытаются через окна и двери проникнуть в дома. Чтобы уберечься от них, севернорусские углем рисовали кресты на дверях и окнах. Водяной вовсе не является олицетворением вод и отдельных рек и озер. Он – хозяин реки или озера, и ему подвластны все живущие там рыбы. Бурю на море также часто приписывали водяному. Рассказывали, что во время шторма, чтобы умилостивить водяного, бросали в воду моряка, которому выпадал жребий. По обычаю, пересчитывали всех лысых на борту, отмечая каждого зарубкой на палке, и бросали в воду эту палку. Очевидно, именно отсюда берет начало известное поверье, что, если пересчитать в мороз лысых, сразу потеплеет. Считалось, что живет водяной в глубоких местах, опасных для пловцов и плотогонов. Существовало обыкновение строить около таких мест церкви. Лит.: Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991. Вожжи Часть конской упряжки, использовавшаяся для управления лошадью, запряженной в повозку. В русских деревнях в праздничные дни применяли переборные или браные вожжи, т. е. вытканные из цветной шерсти или окрашенной льняной пряжи. Возчик, управляя лошадью, натягивал правую или левую вожжу, заставляя лошадь идти вправо или влево. При пароконной запряжке лошадь, шедшая в оглоблях, – коренник, управлялась вожжами, пристяжная – с помощью привожжека. Если в повозку были запряжены три лошади, то в руках возницы были вожжи и два привожжека. В некоторых деревнях был распространен обычай, по которому девушка дарила красивые вышитые или переборные вожжи жениху для свадебных выездов. При этом на них было принято ткать имя девушки и короткое посвящение: «Кого люблю – того дарю». И. Ш. Воз В XIX в. любой гужевой транспорт с кладью. В Древней Руси синоним слова сани. Воздвиженье (Ставров день) Праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, установленный Церковью в воспоминание обретения св. царицей Еленой Креста, на котором был распят

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Южная часть площади монастыря представляет собою косогор. Так как дождевая вода должна сбегать с этого косогора под южную монастырскую стену, то в предохранение стены от размыва водою неизвестно когда вдоль нее с внутренней стороны, от Пятницкой башни и до Водяных ворот, был выкопан ров, из которого вода так или иначе, вероятно, была спускаема потом за монастырь. Ров этот был засорен при починке южной стены, в 1777 году был чищен (дело о чищении рва надписывается: «Рва вырытие около ограды с полуденной стороны», заставляя ошибочно предполагать, будто ров вновь вырыт). В 1832 году, после принятия других соответственных мер против воды, он был засыпан. Ворота в стене По описи 1641 года, ворот в стене монастырской было четверо: Святые – под надворотной, или Красной, башней и под надворотной церковью; Конюшенные – под Конюшенной, или Каличьей, башней; Водяные – под Водяной башней, или, когда башня над самыми воротами была уничтожена и вместо нее была поставлена новая рядом с ними, на углу подле Водяной башни, и Пивные, а может быть, и никак не называвшиеся, – под Пивной башней, ведшие на Пивной двор, который находился за монастырем подле нашей башни. В описи не упоминаются нынешние въездные на монастырь ворота, находящиеся в восточной стене, в расстоянии от святых ворот на 8 или сажени к северу, против Успенского собора и потому называемые Успенскими. Неупоминание описью о воротах нужно понимать не так, чтобы она почему-нибудь опустила сказать о них, но так, что их еще не было, – это видно из речей ее о рве, который находился перед восточной стеной монастыря и о котором сейчас ниже. После описи ясно говорит о воротах Павел Алеппский, бывший в монастыре с Антиохийским патриархом Макарием в 1655 году. Следовательно, их пролом в стене, или их устроение, должно относить к пространству времени между 1641–1655 годами. О святых воротах Павел Алеппский говорит, что они назначены были только для входа патриарха и царя. Если бы предположить, что так было и до устроения нынешних въездных, или Успенских, ворот, то нужно было бы предполагать, что для входа и для въезда в монастырь всех служили Конюшенные и Водяные ворота.

http://sedmitza.ru/lib/text/438570/

— Завтра с тобой и голубков, может, погоняем… первый им выгон сделаем. Завтра и голубиный праздничек, Дух-Свят в голубке сошел. То на Крещенье, а то на Благовещенье. Богородица голубков в церковь носила, по Ее так и повелось. И ни одной-то не видно звездочки! Отец зовет Горкина в кабинет. Тут Василь-Василич и «водяной» десятник. Говорят о воде: большая вода, беречься надо. — По-нятно надо, опасливо… — поокивает Горкин, трясет бородкой. — Нонче будет из вод вода, кока весна-то! Под Ильинским барочки наши с матерьяльцем, с балочками. Упаси Бог, льдом по-режет… да под Роздорами как разгонит на заверти да в поленовские, с кирпичом, долбанет… — тогда и Краснохолмские наши, и под Симоновом, — все побьет-покорежит!.. Интересно, до страху, слушать. — В ночь чтобы якорей добавить, дать депешу ильинскому старшине, он на воду пошлет, и якоря у него найдутся… — озабоченно говорит отец. — Самому бы надо скакать, да праздник такой, Благовещенье… Как, Василь-Василич, скажешь? Не попридержит?.. — Сорвать — ране трех день, не должно бы никак сорвать, глядя по воде. Будь-п-койныс, морозцем прихватит ночью, посдержитс, пообождет для праздника. Уж отдохните. Как говорится, завтра птица гнезда не вьет, красна девка косы не плетет! Наказал Павлуше-десятнику там, в случае угрожать станет, — скакал чтобы во всю мочь, днем ли, ночью, чтобы нас вовремя упредил. А мы тут переймем тогда, с мостов забросными якорьками схватим… нам не впервойс. — Не должно бы сорватьс… — говорит и водяной десятник, поглядывая на Василь-Василича. — Канаты свежие, причалы крепкие… Горкин задумчив что-то, седенькую бородку перебирает-тянет. Отец спрашивает его: а? как?.. — Снега, большие. Будет напор — сорвет. Барочки наши свежие… коль на бык у Крымского не потрафят — тогда заметными якорьками можно поперенять, ежели как задастся. Силу надо страшенную, в разгоне… Без сноровки никакие канаты не удержат, порвет, как гнилую нитку! Надо ее до мосту захватить, да поворот на быка, потерлась чтобы, а тут и перехватить на причал. Дениса бы надо, ловчей его нет… на воду шибко дерзкий.

http://azbyka.ru/fiction/leto-gospodne/?...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010