Скачать epub pdf Где внимание – там и весь человек 188 Сегодня я хочу поговорить о внимании. Известно изречение пророка Моисея: Внемли себе, да не будет слово тайно в сердцы твоем беззакония ( Втор. 15, 9 ). У Василия Великого есть беседа на это изречение, святые отцы тоже часто касались этой стороны духовной жизни, рассуждая о внутреннем внимании как об особом делании ума – умном делании. В Новом Завете Спаситель также говорит о внимании. Известны несколько Его изречений, в которых есть слова «внемлите себе» (по крайней мере, в славянском переводе Евангелия). Все они находятся в Евангелии от Луки. Мы видим, что учение о внимании – очень древнее. Пророк Моисей положил ему начало, а Господь Иисус Христос возродил и более точно изложил его, так же как и другие ветхозаветные заповеди. Таким образом, внимание имеет чрезвычайно важное, кардинальное значение в жизни человека. Мы сейчас говорим о духовной жизни, но вообще-то, в широком смысле, жизни не духовной быть не может. Человек – существо духовное. Даже если он не осознаёт или вовсе отрицает существование души, его дух живет, изменяется, воспринимает действительность, будь то внешняя реальность или так называемый внутренний мир. В связи с этим внимание приобретает решающее значение. Куда человек направляет внимание, туда устремляется и весь его ум, вся душа. Как мы знаем, всякая деятельность человека начинается с мысли, даже если человек и не исполняет на деле того, к чему влечется его внимание. Простые примеры: если на занятии в школе или институте человек отвлекается, то он уже не воспринимает преподаваемый материал. Если шофер задумался, пусть даже об очень важном предмете, и не смотрит на дорогу, не следит за сигналами светофоров, не обращает внимания на пешеходов и другие автомобили, то может произойти (и часто в таких случаях происходит) автокатастрофа, иногда с человеческими жертвами. Внимание имеет огромное значение в любом деле. Любую деятельность человека внимание делает более плодотворной, отсутствие же внимания, наоборот, обессиливает ее и делает формальной, иногда и вовсе отвращает человека от этой деятельности. Неслучайно, когда Спаситель говорит о кончине мира, Он вновь уточняет: Внемлите же себе ( Лк. 21, 34 ), то есть обращайте внимание не столько на внешнюю сторону событий, сколько на свое внутреннее состояние. Не так важно, чтобы вы увидели признаки кончины мира. Гораздо важнее, чтобы вы наблюдали за собой, потому что от этого зависит ваше правильное восприятие действительности и, что самое главное, ваша готовность к этому событию.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

О внимании В духовной практике – при молитве, чтении духовной литературы, исполнении какого-либо церковного обряда – сосредоточенность внимания имеет особое значение. Но часто во время этих действий не удается добиться максимальной концентрации внимания – важнейшей составляющей психической деятельности, и потому плоды наших усилий оказываются малыми и недостаточными. Ибо благодать в полной мере снисходит на нас после горячей молитвы и при участии в церковных службах всем сердцем и умом. Для того чтобы достичь усиления концентрации внимания в нужное время и на должном уровне, необходимо понимать, что такое внимание и от чего оно зависит. Психология учит, что внимание является основой восприятия и понимания какого-либо явления или предмета. Чт о мы в первую очередь выделяем из внешнего мира, на чем останавливаем свой взор, на чем делаем акцент, именно это и воспринимается нами более ясно и четко по сравнению с другим, именно это занимает доминирующее положение в нашем сознании. Вместе с тем, как считают психологи, внимание является залогом успешного завершения любой деятельности или действия, особенно в тех случаях, когда деятельность эта трудноосуществима. Если не удается сконцентрировать внимание, то это отражается на степени успешности выполнения того или иного действия. В каких конкретных случаях духовной практики вниманию придается особая значимость? Огромна роль внимания при молитве. Святые отцы учат: весьма важно, чтобы мы ясно понимали слова молитв, сосредотачивали наше внимание на смысле молитвы. А достичь этого, к сожалению, удается не так уж часто. В большинстве случаев при начале молитвы наше внимание рассеивается, и мысль тут же направляется к совершенно посторонним, обыденным, повседневным житейским темам. Это может быть обусловлено разными причинами: такое рассеяние может быть следствием воздействия злых сил или же обстоятельств, связанных с самим человеком, его бытовой жизнью. Обратимся, прежде всего, к первой причине. Один из монахов-пустынников говорил: «Когда диавол видит, что мы молимся и стараемся полностью отдаться молитве, он пытается всячески отвлечь наше внимание. Он очень изворотлив и хитер и для достижения своих коварных целей использует те мысли, темы и переживания, которые особенно беспокоят нас. Он бьет нас по особенно чувствительным, слабым местам, зарождает порочные мысли, всячески разжигает их в нашем сознании… По тем мыслям, которые обычно приходят к нам при молитве, мы можем узнать наши слабые места, действующие внутри нас страсти, и против них должны мы направить наши усилия».

http://pravoslavie.ru/45357.html

Сортировать по Исключить новости Внешние сношения Церкви: итоги и планы Я пригласил вас для того, чтобы рассказать вам о работе ОВЦС. Очень кратко я опишу то, что было сделано за прошедший год, а основное внимание уделю планам на предстоящий год, чтобы у вас была четкая информация, что и когда будет происходить и на что следует обратить внимание 13 января, 2010 Я пригласил вас для того, чтобы рассказать вам о работе ОВЦС. Очень кратко я опишу то, что было сделано за прошедший год, а основное внимание уделю планам на предстоящий год, чтобы у вас была четкая информация, что и когда будет происходить и на что следует обратить внимание 12 января 2010 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась встреча председателя ОВЦС архиепископа Волоколамского Илариона с журналистами. В мероприятии участвовали около 30 представителей российских и зарубежных средств массовой информации, в том числе телеканалов «Вести 24», «Рустави 2» (Грузия), информационных агентств ИТАР-ТАСС, «РИА-Новости», «Интерфакс», «BBC» (Великобритания), «Рейтер» (Великобритания), радио АРД (Германия), газет «Фигаро» (Франция), «Файненшнл Таймс» (Великобритания), «НГ-Религии» и других. Встреча была посвящена внешней деятельности Русской Православной Церкви в 2010 году. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25 декабря 2009 года архиепископ Иларион представил план работы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата на утверждение Святейшему Патриарху и членам Священного Синода (журнал 129). «Приветствую всех представителей средств массовой информации, которые по моему приглашению собрались сегодня в Отделе внешних церковных связей, – сказал архиепископ Иларион, открывая встречу. – Я пригласил вас для того, чтобы рассказать вам о работе ОВЦС. Очень кратко я опишу то, что было сделано за прошедший год, а основное внимание уделю планам на предстоящий год, чтобы у вас была четкая информация, что и когда будет происходить и на что следует обратить внимание».

http://pravmir.ru/vneshnie-snosheniya-ce...

Сортировать по Исключить новости «Не улыбается в ответ на улыбку». Как не пропустить аутизм у ребенка: важные признаки Необычно двигается, взмахивает руками, не переносит музыку – на что еще обратить внимание 2 апреля, 2019 Необычно двигается, взмахивает руками, не переносит музыку – на что еще обратить внимание Проявления аутизма могут быть заметны у грудных детей и ярче проявляются после года. Очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам. В этом возрасте, как правило, можно диагностировать аутизм достаточно уверенно. Когда ребенок становится старше, симптомы аутизма могут исчезать или становиться менее выраженными, однако в большинстве случаев они остаются заметными. На что обратить внимание и как не пропустить аутизм у своего ребенка? Нарушения социального взаимодействия Это самые важные симптомы аутизма. Часто маленький ребенок с аутизмом ведет себя так, будто он настроен «на свою волну», может не проявлять интереса к играм других детей, отказываться от участия в общих играх, не интересуется тем, что ему предлагает взрослый, не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми. Обратите внимание, если ребенок 1. Не замечает, что родители ушли 2. Расстраивается и сопротивляется, если взрослый присоединяется к игре и поддерживает ее 3. Сидя в одиночестве, громко, монотонно кричит, вместо того, чтобы позвать маму 4. Невозможно привлечь его внимание к игрушкам или книгам 5. Не улыбается в ответ на улыбку 6. Не реагирует на свое имя 7. Не дает обнимать себя, брать на руки даже родителям Нарушения в сфере коммуникации Нарушения коммуникации – также ведущий симптом аутизма. Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут не использовать жесты. Вместо этого они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят, чтобы взрослые что-то делали. Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться. Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других. Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь. Они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова.

http://pravmir.ru/ne-ulybaetsya-v-otvet-...

УЧЕНИЕ ВАЛААМСКИХ СТАРЦЕВ О МОЛИТВЕ I. 1. «Об устной молитве. В сокращенном слове она говорится так: «Господи помилуй!»; «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного!»; а в полном – так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!» В начале она произносится большею частью принужденно и неохотно, и, по мере упражнения и себя в ней принуждения, если только есть решительное намерение посредством молитвы, с помощью Божией благодати, умалить всесторонние страсти, она от частого в ней упражнения, по мере умаления страстей, время от времени будет делаться легче, приятнее и желательнее. При устной молитве всевозможно должно стараться держать разум в словах молитвы, говорить неспешно, все внимание сосредоточивая в мыслях, выражаемых словами, а когда ум будет увлекаться в посторонние помыслы, без смущения опять вводить его в слова молитвы (Лествица, слово 28, глава 17). Нерассеянность уму дается не скоро и не тогда, как захотим, а когда смиримся и когда Бог благословит. Сей Божий дар временем не определяется, ниже количеством молитв, а сердечным смирением и Христовою благодатию и всегдашним себя в ней принуждением. Из устной внимательной молитвы бывает переход к молитве умной, которая называется так тогда, когда одним умом к Богу устремляемся или зрим Бога... 2 . Об умной молитве. При умной молитве необходимо должно держать внимание в сердце пред Господом. По мере нашего усердия и смиренного тщания в молитве дарует Бог первое дарование уму нашему – собранность и сосредоточенность в молитве. Когда внимание ко Господу делается неотходным, то оно есть внимание благодатное; а наше собственное внимание всегда бывает принужденное. От такой умной молитвы бывает переход к сердечной внутренней молитве, если только есть опытный учитель, очень удобный и свободный. Когда чувствами сердца с Богом бываем, а любовь к Богу сердце исполняет, тогда такая молитва носит название сердечной. 3 . О молитве внутренней сердечной. В Евангелии изречено: «аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой».

http://azbyka.ru/otechnik/Hariton_Dunaev...

Что значит быть внимательным к себе, и почему это так важно? Как не рассеиваться в молитве? И как в обыденной жизни сохранить чувство присутствия Божия? Отвечает протоиерей Олег Стеняев . В Священном Писании сказано: «Вникай в себя и в учение (то есть в Писание и Предание. – прот. О.С. ); занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4: 16). Очень важные слова записал святитель Игнатий (Брянчанинов) : «Душа всех упражнений о Господе – внимание. Без внимания все эти упражнения бесплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтобы он мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами. Страх Божий пусть превозможет на весах сердца все прочие ощущения, тогда удобно будет сохранять внимание к себе и в безмолвии келейном, и среди окружающего со всех сторон шума» . И отец Павел Флоренский писал, что «главное место церковной разрухи – невнимание, не размышление над культом». Действительно, мы можем быть внимательными к другим людям. Например, когда мы общаемся с очень уважаемыми, значимыми людьми, мы со всяческим вниманием вслушиваемся во все их слова. Мы можем быть внимательными к нашим родным, близким, к тем людям, которые обратились к нам за помощью. Но, увы, недостаточно внимательно человек относится к самому себе. Прежде всего надо сконцентрировать наше внимание на тех чувствах, которые наполняют наше сердце. Святые отцы учат нас, чтобы мы погрузили свой ум в собственное сердце и, рассматривая, контролировали бы движения чувств. Как известно, в результате грехопадения чувственный аппарат человека пострадал наиболее ужасным образом. И Христос говорил, что «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15: 19). Блаженный Иероним Стридонский: « Из сердца , – сказал Он, – исходят злые помыслы . Душа, или начало, поступка – не в мозге, как у Платона, а, согласно Христу, – в сердце. Нужно отвергать людей, считающих, что мысли навевает диавол и что будто бы они не исходят из нашей собственной воли. Диавол может способствовать и разогревать злые помыслы, но он не может их рождать» .

http://pravoslavie.ru/put/92670.htm

Большею популярностью в древней аскетической письменности пользовалось «аскетическое слово» бл. Диадоха, разделенное на сто глав, с присоединением к нему в начале десяти определений (ροι). Слово это, говорит проф. Попов, «уже существует в печатных изданиях» (стр. VIII). Не выяснив, однако, хорошо темный довольно вопрос о первом печатном издании аскетического слова бл. Диадоха, сделанном якобы ученым иезуитом Франциском Туррианом во Флоренции в 1578 году, проф. Попов сосредоточивает все свое внимание на издании его известным афонским ученым иноком Никодимом Святогорцем в «Филокалии», напечатанной в Венеции в 1782 году, при материальной поддержке просвещенного мецената Иоанна Маврокордато. В этом издании он обращает внимание 1) на то, что в основание текста Никодима Святогорца положены рукописи позднейшего времени XV-XVI в. (стр. XVII, XIV), в которых и текст аскетических глав, и состав аскетического слова якобы подверглись «значительному изменению» и «позднейшим поправкам» (стр. и 2) на то, что не сделано указаний «на рукописный материал, принимавшийся во внимание, при исправлении текста» (стр. XVII), в силу чего проф. Попов заподозривает высокую научную ценность печатного текста и желает ему противопоставить свой текст, «исправленный по возможности и очищенный от позднейших наслоений» (стр. XVIII). В оправдание себя, издатель высказывает такого рода соображения. «Как всякая новая редакция текста творений какого-либо древнего церковного писателя, стремящаяся к возможно точному воспроизведению первоначального текста их, никогда не признавалась бесполезною, так и новая редакция текста творений бл. Диадоха, произведенная по многим (на счет 9 или 10 рукописей) и не принимавшимся прежде во внимание древнегреческим рукописям, пишет он, не может быть объявляема излишнею и тем более, что все, что сделано было в прежних изданиях (?) по исправлению текста творений бл. Диадоха, не только не исключает новой редакции их, но, напротив, указывает на необходимость ее. В справедливости сказанного каждый может убедиться так называемыми разночтениями, отмеченными в настоящей книге под греческим текстом творений бл. Диадоха. Для русской же богословской литературы предлагаемое издание творений сего епископа в новой редакции греческого текста их ни в каком случае не будет излишнею роскошью» (стр. VIII).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Внимание Нам необходимо внимать себе, стараться сколько возможно уклоняться от пороков и прилежать добродетели, на всяк день стремиться положить начало благое (15, с.256). Сколько можно, не давайте даже входа в сердце скверным мыслям, – «от сих бо исходища живота» ( Притч.4,23 ). (То есть от них исходит, или на­чинается, жизнь. При худых мыслях, если примем их, совершим словом и делом, – жизнь злая в погибель вечную, при хороших мыслях и действии по ним – жизнь добрая в жизнь блаженную, небесную). Соблюдая чистоту сердечную, можем сохранить и телесную. Тогда сподобимся «пети песнь нову, еяже никтоже может навикнути, токмо тии иже с женами не осквернишася, зане девственницы суть» ( Апок.14, 3–4 ) (13, с.41). Многие козни враг душ наших простирает на подвижников Христовых, и десными, и шуими тщася уловить во всех путях трудолюбия, молитвы и богомыслия, посему хранение ума – важнее дел (Там же, с.42). Истинно хотящий спастися, – внимай себе. Подобает тебе стараться о внимании и молиться о устроении души своей, чтобы душевная храмина твоя созидалась на камне веры, а не на песке колебания и неустройства. Посему сначала приучи ум различать греховные мысли, всеваемые врагом спасения, и прогоняй их молитвою (Там же). Наблюдать, в каком духовном состоянии находится душа. Необходимо следить, имеется ли внутри благодатная ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ. Со вниманием обращаться в мире сем. Помня, что Бог все видит и слышит, контролировать все свои СЛОВА, и дела, и ПОМЫШЛЕНИЯ. Иметь внимание, так как Бог все видит. Бог видит и слышит все слова, дела и помышления. Бог все видит и испытывает. Бог вездесущ и всеведущ, поэтому строго контролировать все свои дела, слова и мысли. Чтобы избежать ГРЕХА, иметь постоянную память о Вездесущем Боге. Бог вездесущ, от Него нигде не скроешься. Памятование о вездеприсутствии Божием отводит от греха. Помнить о вездеприсутствии Божием. Внимание рождается от познания всеведения Божьего. Не делать ничего противного Богу. Беречься всего, что оскорбляет Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Глава девятнадцатая. Способность человеческого духа воспринимать внушения Направление внимания определяется двумя группами причин; с одной стороны, внешними впечатлениями, передаваемыми органами чувств, с другой – внутренним содержанием сознания, представлениями, проникнутыми сильными чувствами. В первом случае говорят, что внимание привлекается невольно, во втором – что оно направляется на данные представления по произволу самого лица. При обыкновенных условиях, а, следовательно, в обыденной жизни, оба фактора всегда действуют попеременно. Иногда внимание наше помимо воли привлекается внешними раздражениями, иногда же мы по произволу направляем его на свои собственные мысли или наблюдения и углубляемся в них. Опыт доказывает нам, что в этом отношении существует большая индивидуальная разница. Одни очень мало владеют своим вниманием, и потому оно у них привлекается внешними раздражениями, – так бывает у детей, у дикарей. Произвольное направление внимания всегда зависит от содержимого сознания индивидуума, т. е. от состава мыслей и чувств, которые дают вниманию то или иное желательное направление. Чем менее данных для этого в содержании сознания, тем менее может быть речи и о произвольном управлении вниманием. У ребёнка вся деятельность внимания непроизвольна; если ребёнок заплачет о чём-нибудь, то не перестаёт до полного утомления, или пока его внимание не перейдёт на другие предметы. В содержании своего собственного сознания ребёнок не находит материала для подавления аффекта. Если же извне явится представление противоположного характера, то он не может сохранить существующего настроения, и плач сейчас же перейдёт в смех. По мере развития ребёнка и обогащения его сознания, способность произвольного управления вниманием увеличивается. Наибольшую противоположность ребёнку мы имеем в зрелом, образованном и рассудительном человеке, внимание которого только изредка поглощается внешними раздражениями и то только в тех случаях, когда эти последние слишком сильны, или когда он допускает это по своему желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Если не заботиться о душе, то мы превратим детей в свиней О психологическом сопровождении ребёнка и важности духовного компонента в воспитании 29.09.2022 546 Время на чтение 5 минут Фото: Из личного архива автора С 28 по 30 сентября в Уральском федеральном университете (УрФУ) проходит Форум психологов и съезд Российского психологического общества, сообщает ТАСС . На съезде собрались более 700 ведущих психологов России и представителей региональных отделений Российского психологического общества. Президент Российского психологического общества, декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко сообщил ТАСС, что «в связи с трагическим случаем, который произошел в Ижевске, вопрос все больше выходит именно в сторону профилактики и предупреждения подобного рода трагических ситуаций». По его словам, не только в школе нужна психологическая помощь, психологическое сопровождение надо начинать еще с рождения, а еще эффективнее – с психологического просвещения родителей, потому что они являются главными проводниками этого маленького человека в будущую непростую жизнь». Он отметил, что необходимо выстраивать непрерывную систему психологического сопровождения, а также повышать психологическую культуру в обществе и психологические компетенции родителей и педагогов. «Это не значит, что каждый родитель должен закончить факультет психологии. Речь о психологическом просвещении и уровне " психологической вооруженности " родителей. Важно, чтобы у родителей был необходимый минимальный запас знаний о развитии психики ребенка, возрастной физиологии и психологии подрастающей личности», - пояснил эксперт. Такая подготовка – это вопрос не только счастливого родительства, но и возможности, при необходимости, своевременно сформировать, скорректировать, направить и просто поддержать своего ребенка, который только начинает приобретать жизненный опыт, пояснил Зинченко. «Либо ребенок сам это делает методом проб и ошибок, либо близкий взрослый с учетом возрастно-психологических особенностей ребенка помогает развиваться психически и физически. Мы, в первую очередь, обращаем внимание на индивидуальное когнитивное – память, внимание, мышление, письмо, счет - развитие ребенка, часто не хватает времени обратить внимание на развитие эмоционально-волевой сферы, забываем о важности развития привязанности ребенка, особенно в раннем возрасте, к родителям, установлению эмоционального контакта, выстраиванию им социальных контактов и коммуникаций, умению эффективно разрешать конфликтные ситуации, конструктивно преодолевать возникающие трудности. Именно недостаточное внимание к этой сфере ребенка таит в себе опасности возникновения не только психологических, но и, возможно, психических расстройств, а в отдельных ситуациях может привести к трагическим сценариям, как, например, в Ижевске», - сказал Зинченко.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/29/es...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010