Глава V. Влахерны Никифорово Ж. Феофана Сигрианского. – Ж. царицы Феофании. Знаменитейшим, после св. Софии, храмом в Константинополе был Влахернский, в северо-западном углу столицы, воздвигнутый в V веке и прославленный своею чудотворною иконою Богоматери. Уже в VII в. Влахернский храм соперничал по богатству украшений со св. Софией. В иконоборческий период он был лишен благолепия, иконы были или убраны, или заштукатурены и вместо их появились изображения птиц, растений и т. д. С половины IX в. храм снова приведен был в прежний вид и установлена ежегодная церковная процессия из св. Софии во Влахерны в воспоминание торжества православия. Надобно думать, что и здесь находилась хорошая школа для образования духовенства, ибо из неё вышло несколько литературно образованных лиц, известных своею агиографическою деятельностью. «Житие с похвалою Феофана-Исаакия» Сигрианского, написанное Никифором, скевофилаксом Влахернской церкви, 321 составляет следующий пересказ Мефодиева сочинения. Биограф, по-видимому, не имел ничего общего ни со святым, ни с его монастырем, но вот его постигло какое-то несчастие, и Никифор по чьему-то поручению решился написать житие с похвалою этому скорому помощнику в бедах, о чем он говорит в начале и в конце своего труда. Архиеп. Сергий полагал, что до сего времени не существовало еще житий Феофана, что Никифор первый взялся за его биографию, но уже Крумбахер отверг это заключение. 322 Блестящий язык с несколькими излюбленными оборотами, риторическая, описательная речь, доходящая иногда до темноты, и сравнительная скудость биографических данных, – таковы особенности разбираемого жития. Крумбахер, довольно строго отнесшийся к этому сочинению, замечает, что Никифор пишет как юноша, обрабатывающий школьную тему по определенным правилам. Но ученик не мог бы быть скевофилаксом знаменитейшего после св. Софии храма (не дворца, как полагает немецкий ученый); ясно, что здесь мы имеем дело с хорошо образованным человеком, к которому люди более высокого положения обращаются с литературным заказом. Отожествлять его с тем философом и монахом Никифором, с которым до 867 года переписывался патр. Фотий по вопросам литературным, однако нет достаточно оснований. Подобно Анне Комниной и Киннаму, Никифор не охотно вносить в сочинение имена прозаические, как бы боясь, что появление этих имен внесет разлад в его поэтическую прозу. Болландисты восстают против двуименности автора, полагая, что вместо το κα σαακου следует почему-то читать υο σαακου. В общем, этот пересказ все-таки прибавляет кое-что такое, чего мы не находим в текстах Мефодиевской группы. 323

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

С.Б. Сорочан Мартирий св. Мартина (полное название – «Воспоминание о том, что жестоко и без почтения к Богу, делали противники истины со святым и апостолическим новым исповедником мучеником Мартином Римским папой» 267 . Памятник житийного типа, был написан по-гречески кем-то из близко знавших папу, очевидно, незадолго до его кончины в сентябре 655 г., и описывает тяготы, перенесенные ссыльным в Крыму (для этого в качестве первоисточника автором были использованы июньское письмо XVI и еще одно, недошедшее до нас послание папы). Приписка в конце мартирия о смерти Мартина в Херсоне и его погребении в загородном монастыре Богоматери Влахернской сделана позже, после поступления известий об этом в Константинополь, очевидно, не ранее октября 655 г. Памятник сохранился в латинском переводе, в полном и кратком вариантах, причем в обоих версиях упоминается о месте погребения папы. Эти данные были увязаны Д. В. Айналовым с христианской топографией Херсона и изложены в 1915 г. в специальной работе, ставшей ныне библиографической редкостью. В ней место погребения Мартина весьма убедительно локализуется рядом с так называемым Южным загородным крестовидным храмом, открытом во время раскопок Κ. К. Косцюшко-Валюжинича в 1902 г. на некрополе около Карантинной бухты, и дается историческая интерпретация этого уникального археологического памятника. Ниже с некоторыми сокращениями приводится отрывок из этого исследования, который можно рассматривать в качестве наилучшего комментария к соответствующим латинским текстам мартирия. В квадратных скобках С. Б. Сорочаном дан перевод текста или добавлены примечания). В подробном житии св. Мартина, известном мне по редакции, приведенной Манси в вариантах и по редакции, изданной Сурием, написанной анонимным автором, по-видимому, спутником св. Мартина, находится довольно точное указание на место погребения этого святого. Редакция, приведенная Сурием, дает послесловие, значительно разнящееся от редакции Манси. Вот оно: «Positus est autem in tumulis sanctirum Chersonitarum civitatis extra murum quasi stadio uno, carus et dignus Deo, et pretiosissmis odoramentis sepultus est, angelicis canentibus choras... Est autem gloriosum ejus sepulcrum, ubi pro sanctitatis ejus magnitudine tumulatus est, in monasterio perpetuae Virginis Mariae Matris Domini Jesu Christi, quod magnifico constat decore ornatum. Ibi quippe ejus inclyta merita et tune, et nunc, et quamdiu coelum volvetur, coelestium beneficiorum evidentissima declarant indicia. Quia ut verum fatear, omnia humanorum corporum incommoda ibi frequenter inveniunt optatae salutis certissima medicamenta... nullusque miser invenitur quem de suo mausoleo moestam redire patiatur» 268 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С.Б. Сорочан Список общественных сооржений Херсона в вв. 1427 Культовые памятники Церковь св. муч. Луппа-воина (V–VI вв.) Церковь св. Лонгина (V–VI вв.) Храм и птохион св. Фоки Навта (V–VI вв.; возможно, с ними связана постройка с кладкой opus mixtum, раскопанная в 1902–1904 гг. в восточной оконечности портового района) Церковь св. великомуч. Феодора (VI в.) «Базилика на холме» – (вторая половина – конец VI в.) Базилика Крузе – (вторая половина VI – начало VII вв.) «Базилика в базилике» – (вторая половина VI – начало VII вв.) Баптистерий в северной галерее «базилики в базилике» (вторая половина VI – начало VII вв.) «Базилика в квартале L (вторая половина VI – начала VII вв.) «Базилика на агоре с пристроенной к ней с севера крещальней (вторая половина VI – начало VII вв.) Одноапсидный и однонефный храм, открытый в 1958 г. на месте античного театра (VI в.) Загородный ранний одноапсидный храм на Девичьей горе, открытый в 1902 г. (VI–VII вв.) Южный загородный крестовидный храм Богоматери Влахернской (середина – вторая половина VI в.) Баптистерий в южном пастофории храма Богоматери Влахернской (конец VI – начало VII вв.) Церковный комплекс жилых и хозяственных помещений, возможно, птохион с северной стороны храма Богоматери Влахернской (конец VI – начало VII вв.) Молельня с сиденьями в стенах и ограда-перивол с кладкой opus mixtum монастыря Богоматери Влахернской (конец VI – начало VII вв.) Тетраконхиальный теофанический мартирий – посвященный чуду епископа Капитона (третья четверть VI в.) Гробничный мартирий с криптой в квартале III (третья четверть VI – начало VII вв.) Гробничный мартирий св. Василия – «часовня рядом с Западной базиликой (вторая половина – конец VI в.) Западная базилика – – церковь св. Леонтия Киликийского с южной галереей, вероятно, носокомионом (конец VI в.) Баптистерий Западной базилики (конец VI – начало VII вв.) Восточная базилика – она же – храм апостола Петра (конец VI – начало VII вв.) Одноапсидная молельня – открытая в 1908 г. рядом с Восточной базиликой (вторая половина VI – начало VII вв.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. Девятова Скачать epub pdf Прозорливые старицы Спасо-Влахернского монастыря Схимонахиня Серафима (Кочеткова) и схимонахиния Мария (Буторова) Схимонахиня Серафима (в миру Мавра Кочеткова) родилась в 1858 году. О жизни схимонахини Серафимы известно мало, лишь то, что в юности она решила посвятить себя служению Господу, тайно была пострижена в монашество, в число послушниц Спасо-Влахернского монастыря была определена в декабре 1908 года, а 7 августа 1909 года состоялся постриг в схиму. В монастырской книге отмечено, что матушка Серафима была неусыпная молитвенница и великая постница. Двадцать лет пролежала парализованная. Была прозорлива. К прозорливой старице за духовным советом приезжали страждущие со всей округи, случалось, что схимонахиня давала ответ пришедшим еще до того, как они успевали поведать свое горе или обратиться с вопросом. Глубоко почитал и часто посещал схимонахиню Серафиму епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) 17 . Прозорливая старица со смирением несла крест болезни. Она предсказала день своей кончины, и предупредила, что в день ее похорон монастырь постигнет большая беда. Так и произошло – вспыхнул большой пожар, пришло известие об окончательном закрытии обители. Многие верующие почитавшие матушку приходили после её блаженной кончины, на её могилу и получали благодатное утешение. (И в наши дни, страждущие получают облегчение в скорбях.) После кончины схимонахини Серафимы слепая старица схимонахиня Мария окормляла её духовных чад. Она имела особый дар духовного зрения, так что приходившие к ней не замечали того, что она слепа. Прозорливой старице были открыты мысли приходящих к ней людей, часто она отвечала на вопрос, прежде чем посетители успевали вымолвить и слово. Схимонахиня Мария (в миру Мария Семеновна Буторова) родилась в крестьянской семье. В 4 года ослепла, родители отдали девочку в монастырь. По свидетельству современников матушка Мария всегда творила умную молитву, пребывая в радости о Духе Святом. Многих верующих людей старица утешала в скорбях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Состоялась Первосвятительская поездка в город Дмитров (комментарий в русле истории) Спасо-Влахернский монастырь «Господь дает по сердцу. Устрояйте сердца ваши, елико можно, в обитель Ему, дабы устроение и сей видимой обители достигло совершения, которого вы желаете. Которого и мы вам желаем, да будет и прибудет на вас и на обители сей благословение Отца и Сына и Святаго Духа, предстателъством Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы. Аминь». Слово Митрополита Московского и Коломенского Филарета, сказанное при освящении главного храма Спасо-Влахернского общежития во имя Нерукотворного Образа Спасова (21 сентября 1858 года) История Спасо-Влахернского монастыря Своим возникновением Спасо-Влахернский женский монастырь обязан благочестивейшим представителям прославленного рода Головиных. На протяжении столетия (1798-1890г.г.) строили Головины в своем родовом имении – селе Деденево храм во имя Спаса Нерукотворного, который, первоначально имея три придела, вырос в конечном итоге в десятипридельный собор. В сей храм была внесена вся родовая святыня Головиных, множество древних досточтимых икон, более трехсот частей святых мощей и богатейшая церковная утварь. С 1836 года забота об окончательной отделке храма пала на Гавриила Павловича Головина, наследовавшего от отца и деда любовь к церковному благолепию. Знаток и чтитель церковного устава, Гавриил Павлович старался все время и все достояние употребить на постройку храма. Здесь заведено было почти ежедневное служение с древним столповым пением. Но нельзя было надеяться с уверенностью, что многочисленная драгоценная святыня будет тщательно сохраняться в сельском приходском храме, посему мать владельца села Анна Гавриловна, урожденная княжна Гагарина, движимая чувством сострадательности к бедным, изъявила желание устроить женское общежитие по примеру первоначального заведения Спасо-Бородинского монастыря, по правилам существующего постановления о Троицкой Одигитриевой (Зосимовой) пустыни, с тем, чтобы впоследствии можно было обратить общежитие в монастырь.

http://sedmitza.ru/text/397575.html

Глава XXV. Женские монастыри: 1) Аносин; 2) Бородинский; 3) Зосимова пустынь; 4) Влахернский монастырь; 5)Крестовоздвиженская Лукинская община I. Аносино-Борисо-Глебский монастырь Основательница и первоначальница Аносино-Борисо-Глебского монастыря игумения Евгения, в миру Евдокия Николаевна, урожденная Тютчева, родная тетка известного русского стихотворца Ф.И. Тютчева, родилась в 1774 году; в 1796 вышла замуж за князя Мещерского Бориса Ивановича и через три месяца после брака овдовела. Княгиня, оставшаяся по смерти мужа непраздной, родила дочь, которую она назвала Анастасией. В имении своем, в сельце Аносине, купленном ею в Звенигородском уезде, княгиня заложила каменный храм во имя Живоначальной Троицы с двумя приделами: во имя Тихвинской Божией Матери (в память избавления княгини от потопления на Ладожском озере во время плавания в Тихвин в 1798 году) и во имя благоверных князей Бориса и Глеба. В 1821 году княгиня Мещерская устроила при церкви богадельню, которая и послужила основанием общине в 1823 году, 1 сентября переименованной в общежительный Аносино-Борисо-Глебский монастырь, а княгиня пострижена в Москве в Вознесенском монастыре Московским архиепископом Филаретом на 14 сентября, поставлена игуменией и наречена Евгенией. Оставивши мир и изменивши прежнее имя, бывшая княгиня оставила и все мирские прихоти и, проникнутая духом смирения, на самом деле старалась быть служительницей Христа Спасителя, и делом и словом поучая добродетели малое свое стадо. Все предметы роскоши были изгнаны из деревянной необширной келии старицы Евгении; ложе ее было жесткое, пища простая, скудная, а сравнительно с прежними брашнами ее княжеской трапезы, даже и весьма грубая; одежда из толстого мухояра. От природы одаренная живым умом, пылким воображением, она была так красноречива, что, несмотря на весьма ощутительное косноязычие, не дозволявшее ей произносить некоторые звуки, беседа ее была, говорят, так сладостна, что, слушая ее, забывали ее косноязычие и внимали только увлекательности самой речи. Смирение старицы не ограничивалось ее отношениями к монашествующим: она и в общении с мирянами была той же убогой и смиренной инокиней, каковой была в монастыре. Рассказывают, что однажды, возвращаясь от Троицы Сергия, она по пути заехала в село, где жила одна ее родственница, молодая вдова (А. Д. Б.); это было в летнее время, и уже совершенно наступила ночь, когда старица приехала в село своей племянницы. Узнавши, что все уже легли спать, игумения не дозволила никого будить, но спросила сена, расположилась на открытой галерее, соединяющей дом с поварней, и так провела остаток ночи. Поутру, когда хозяйка проснулась, ей говорят, что приехала ночью гостья, игумения Аносинская. Та, обрадованная, поспешила к ней и стала упрекать ее, что она не велела разбудить, но старица кротко отвечала: «Кстати ли было бы тревожить и хозяйку и весь дом; я и так прекрасно провела ночь – погода теплая».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: [email protected] play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Образ жизни - авторская программа протоиерея А. Бачурина, клирика Спасо-Влахернского монастыря Подмосковья 12.05.2020 20:24 Протоиерей Алексий Бачурин Эти размышления впору назвать " Непраздничные мысли " . Нынешний день Победы и впрямь словно призывает отстраниться от эмоций и взглянуть на него, возможно, под непривычным углом зрения. Осознавая причастность к своему народу, все же будем честны: это не наша Победа. Ее одержали деды и прадеды, которые теперь уже в небесном воинстве, многим из них мы так и не воздали должного. Но и они одержали Победу лишь по милости Божией, а на параде Победы вражеские знамена повергли к подножию мавзолея, а не храма. Мы не вынесли духовного урока из этой страшной войны и еще не всех ее солдат предали земле, но с каждым годом праздновали все громче и грандиознее. А ныне Господь отнял у нас эту возможность. Может быть, как раз для того, чтобы задуматься в тишине, почему мы все время живем лишь прошлым? Даже если оно героическое. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 13.05.2020 - 13:21 Виктор Астафьев: " Нет мне : Виктор Астафьев: " Нет мне ответа...Эпистолярный дневник 1952-2001 " ; Николай Никулин. " Воспоминания о войне " . ответить 13.05.2020 - 14:17 Здавствовать всей редакции : Здавствовать всей редакции программы Радонеж! Я выражаю категоричное несогласие со словами ведушей ( простите, даже имя ее не нашла) и всенародном впрыскивании идеи " проплаченного пафоса " памяти и уничижении " ЭТОГО Безсмертного Полка " . Пафасом нельзя называть, мероприятия поддерживающие ПАМЯТЬ у потомков, особенно у молодежи, которой со школы уже промывают мозги ложью о ходе и цели войны. А Безсмертный полк- это ЖИВАЯ река текущая из сегодняшнего дня в недалекое прошлое. впервые пишу комент, потому, что недопустимо в миллионы душ впрыскивать субьективное понимание одног человека!! С уважением Ольга

http://radonezh.ru/radio/2020/05/12/20-2...

     Предисловие Праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется 1 октября по старому стилю (14 октября н. ст.). По церковному Уставу он хоть и не входит в число двунадесятых, но является великим праздником, отмечающимся очень торжественно и благоговейно. Кроме того – это один из любимейших церковных праздников нашего народа. Потому что славяне всегда очень почитали Божью Матерь как самую главную свою Молитвенницу и Заступницу пред Господом. Тому свидетельством является факт существования на Украине трех центральных крупнейших монастырей-лавр, основанных в честь Девы Марии. Это Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Свято-Успенская Почаевская Лавра и Свято-Успенская Святогорская Лавра. Но не только монахи, но и воины-казаки почитали своею Покровительницею Пресвятую Богородицу. Православный храм в Запорожской Сечи был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник всегда считался также и Днем казачества. Кто, как не монахи, ведущие духовную брань с невидимыми силами зла, и кто, как не воины, слишком часто смотрящие в глаза смерти, могли ощутить этот Покров Пресвятой Богородицы, который Пречистая Дева распростерла над людьми, молясь за их грешные души, ежедневно совершая дивные и милосердные чудеса? В церковном предании часто высказывается мысль о том, что Божья Матерь умолила Своего Божественного Сына, чтобы Он разрешил Ей невидимо пребывать на земле, помогая всем страждущим и жаждущим утешения. Однако мало кто знает житие блаженного Андрея Юродивого, которому, собственно говоря, и было Господом даровано увидеть во Влахернском храме Пресвятую Богородицу, раскрывающую свой омофор над молящимися людьми… Ведь именно в сочинении «Жизнь и деяния святого отца нашего Андрея, юродивого ради Христа», созданном неким священником храма Святой Софии Никифором предположительно в X веке, описано видение блаженным Андреем во Влахернском храме Девы Марии, окруженной сонмом святых. Именно это житие послужило основанием для установления праздника в честь Покрова Пресвятой Богородицы на святой Руси…

http://pravoslavie.ru/97822.html

Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 23 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Приостановлена деятельность афонского подворья в Киеве Священный Синод УПЦ: приостановлена деятельность афонского подворья в Киеве     Синод принял к сведению сообщение архимандрита Евлогия, игумена Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, поступившее 27 января на имя Блаженнейшего Митрополита Онуфрия. Синод принял к сведению сообщение архимандрита Евлогия, игумена Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, поступившее 27 января на имя Блаженнейшего Митрополита Онуфрия. Как сказано в письме, Собор Старцев святогорской обители принял решение о временном прекращении деятельности подворья монастыря в городе Киеве. 27 января 2017 года на имя Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия поступило письмо игумена Свято-Пантелеимоновского на Афоне монастыря архимандрита Евлогия относительно решения Собора Старцев обители о временном прекращении деятельности в г. Киеве подворья Свято-Пантелеимоновского на Афоне монастыря. Подворье русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в Киеве действовало при храме святителя Михаила, первого Митрополита Киевского и всея Руси. Подворье расположено на месте, где в XI в. располагалась одна из древнейших православных обителей Киевской Руси – монастырь Влахернской Ризы Божией Матери на Клове, заложенный в честь чуда с Влахернской Ризой Богородицы под стенами Константинополя во время его осады войском киевского князя Оскольда (Аскольда) в 860 году.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2543

Сергий (Королев Аркадий Дмитриевич), архп. Казанский и Чистопольский Родился 18 января ст/ст.1881 года в Москве в религиозной семье. Детство провел он с матерью в селе около Влахернского монастыря Дмитровского уезда, Московской губернии. Там он учился в сельской школе, принимал участие в полевых работах. По окончании начальной школы был отвезен матерью в духовное училище в гор. Дмитров, так как другой средней школы в городе не было. В виду хороших успехов Аркадий Королев по окончании училища был принят в Вифанскую семинарию (около Троице-Сергиевой Лавры), по окончании которой поступил в Московскую духовную академию. Так Божиим Промыслом устроялось образование будущего архипастыря. В 1905 году А.Д.Королев окончил академию, но не предполагал принимать сан священника, думая, что будет преподавателем где – либо в семинарии. Но, Господь решил иначе. Один знакомый Королева пригласил его погостить в Яблочинском монастыре Холмской епархии. Там он был представлен епископу Холмскому Евлогию и под его влиянием решился вступить на путь монашеский. 7 июня 1907 года Королев был пострижен в монашество с именем Сергия, а в 1908 году рукоположен во иеромонаха. Яблочинский монастырь вел тогда большую миссионерскую работу среди населения, недавно перешедшего из унии в Православие. При монастыре была школа псаломщиков и сельскохозяйственное училище. Кроме того, в монастыре собирали из разных церквей старинные церковные напевы и чрез своих питомцев-псаломщиков распространяли по приходам. Бывали случаи, что жители Прикарпатской Руси переходили границу Австро-Венгрии, получали в монастыре первоначальное духовное образование, достойные рукополагались в сан священника и возвращались на родину как подготовленные борцы за православие. Во всем этом молодой иеромонах Сергий принимал горячее участие; его также интересовали особенности местной жизни, крестные ходы, «отпусты”, пение богогласников (народные духовные песни) и проч. В 1914 году о. Сергий был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем монастыря, но в следующем году, ввиду приближения военного фронта, пришлось эвакуировать монастырь во внутренние губернии. Только в 1920 году архимандрит Сергий вернулся в Яблочное, которое уже находилось в пределах новообразовавшейся Польской республики. Монастырь был сильно разорен и пришлось все восстанавливать.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010