- В день празднования Влахернской иконы и иконы Божией Матери «Благодатное небо», находящейся в Архангельском соборе, благословляется прикладываться к ним. Празднование Влахернской иконы - 20 июля по новому стилю, а иконы «Благодатное небо» выпадает на 19 марта. «...И только перед гробом / Я тихую молитву сотворил, / Глаза мои прозрели; я увидел / И божий свет, и внука, и могилку» - так в пушкинском «Борисе Годунове» звучит рассказ о чуде, свершившемся у могилы сына Ивана Грозного, царевича Димитрия, убитого в 1591 году. По версии поэта, князь Шуйский тогда воспротивился переносу мощей царевича из Углича в Кремль. Но после гибели Лжедмитрия I, когда Шуйский сам стал царем, мнение он свое переменил. 15 июля 1606 года останки царевича были торжественно перенесены и поставлены в царской усыпальнице - Архангельском соборе Московского Кремля. У его мощей происходило множество исцелений, особенно больных глазами. Димитрий был причислен к лику святых. Он был прославлен как мученик - точнее, страстотерпец. Так что святой благоверный царевич Димитрий считается заступником от междоусобиц. Раку с его мощами открывают раз в год - на день памяти 28 мая (15 мая по старому стилю), и к мощам можно приложиться. В Архангельском соборе находятся мощи князя Михаила Черниговского. Он известен тем, что пытался уговорить европейские державы дать коллективный отпор татаро-монгольскому нашествию. К его словам не прислушались. Разгромлена была не только Русь. Пострадали Польша и Венгрия. Ковчег с его мощами ежегодно 3 октября выносят для поклонения верующим. Мощи большинства московских первосвятителей покоятся в Успенском соборе. Вход - по приглашениям Увидеть иконы в кремлевских соборах можно во время экскурсий. Но приложиться к ним и поклониться другим святыням кремлевских соборов могут только участники богослужений. Проводятся они не часто. Например, в 2008 году запланировано 19 служб в Успенском соборе, 6 - в Архангельском и по одной - в соборе Двенадцати апостолов, Благовещенском и в храме Ризоположения. Вход - только по пригласительным билетам. Как сообщил «Известиям» пресс-секретарь Московской патриархии священник Владимир Вигилянский, билеты эти ни на улицах, ни в кассах не продаются. Они распространяются через отцов благочинных Московской епархии по приходам. Жителям других епархий, представителям организаций отец Владимир рекомендует обращаться за билетами в канцелярию Московской патриархии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

П. Кондаков . Рассматривая развитие иконографии Одигитрии , он отнес В. и. к числу 3 икон, вернее всего передающих этот древний тип. Две другие, Цилканская икона Божией Матери из Грузии (IX-XIII вв., ГМИГ) и резной стеатитовый образок из Ватопедского мон-ря на Афоне, вероятно к-польского происхождения (Кондаковым датирован XII в.; в совр. публикациях - XIV в.). В целом В. и. близка к классическому типу визант. Одигитрии XIII-XIV вв., известному на Руси как Смоленская икона Божией Матери в том его варианте, где Богоматерь изображена почти фронтально, не склоняясь к Младенцу. К иконографическим особенностям, к-рые отличают изображение Одигитрии на В. и. от классического типа, можно отнести высокий, почти погрудный обрез фигуры, ее массивность, заходящие на поля крупные нимбы. Все эти приемы рассчитаны на приближение образа к молящимся, акцентируя внимание на ликах. Богоматерь высоко держит Младенца, ножки Которого почти касаются полей иконы. Данные черты сближают В. и. с образом Богоматери Одигитрии из Охрида (кон. XIII в., Народный музей. Охрид), живопись к-рой связывают с к-польскими традициями, однако лик Богоматери на ней подчеркнуто экспрессивен. Наименование иконы «Влахернская» восходит к тексту грамоты Патриарха Паисия и на иконе появилось в результате позднейших поновлений. Этот эпитет принято относить к изображению в рост Богоматери Оранты , поскольку такая мозаика, по мнению Кондакова, могла украшать апсиду Влахернского храма. Будучи связан с топонимом, он мог прилагаться к разным типам икон, почитаемых во Влахернах, указывая на местонахождение их древних оригиналов. Известны примеры употребления этого эпитета в связи с иконографическими типами Богоматери Агиосоритиссы , Умиления и Оранты (с Младенцем Христом у груди). Подлинная греч. надпись на иконе, открытая в результате последней реставрации,- Η ΘΕΟΣΚΕΠΑ[Σ]ΤΟΣ. Переводимый как «Богохранимая» или «Богом Хранимая», этот редкий эпитет известен лишь по 2 примерам: свинцовой печати Трапезундского мон-ря XIII в.

http://pravenc.ru/text/155029.html

Файл 32116.jpg:   Размер: 800x749, 0.6 MPix, 57 Kb. Дата: 2018-06-18, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (54) , (0) . Описание: Чудотворная икона Божией Матери «Знамение», почитаемая на Кубани и далеко за ее пределами, находится в храме святого Архистратига Михаила ст. Нововеличковской Динского района. Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Знамение в течение нескольких лет использовалась нерадивой хозяйкой как поддон для зерна при кормлении кур. По промыслу Господню брошенную икону обнаружил житель станицы Нововеличковской и, очистив ее, в 1993 году принес в храм святого Архистратига Михаила. Удивительно, что к[...] Файл 32171.jpg:   Размер: 489x480, 0.23 MPix, 102 Kb. Дата: 2018-07-05, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (77) , (1) . Описание: " Знамение " в Соловецком монастыре. (Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон/Под редакцией [и с предисловием] Е.Поселянина. СПб: книгоиздательство П.П.Сойкина, Кн.4. С.747: «Знамение» в Соловецком монастыре. В этой обители на наружной стороне западной стены Преображенского собора, над входными в паперть воротами, помещена чудотворная икона «Знамение» Пресвятой Богородицы. Этот образ замечателен по связанным с ним историческим [...] Файл 32284.jpg:   Размер: 595x763, 0.45 MPix, 204 Kb. Дата: 2018-07-23, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (66) , (0) . Описание: Московского Златоустовского монастыря. Написана и другая икона «Знамение»: рядом с Пресвятой Богородицей изображены ктиторы обители – ее Небесный покровитель святитель Иоанн Златоуст и названный при рождении в честь него первый Государь всея Руси Иоанн III, при котором Русь стала Россией. В руках Иоанн III держит изображение первого каменного храма, построенного им в Златоустовском монастыре. Файл 32596.jpg:   Размер: 928x1042, 0.97 MPix, 119 Kb. Дата: 2018-09-05, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (64) , (0) . Описание: Городнянская икона Божьей матери –Влахернская. Бесследно утраченная во время войны. Во время войны пропала также и Городнянская икона Божьей материВлахернская,название которой происходит от местности Влахерны, недалеко от Константинополя, где в стенах храма в те давние, средневековые времена произошло явление верующим Божьей Матери. Городнянская икона Богородицы имела корону, что, по мнению А.Ф.Вечорко, свидетельствует о её особом признании, почитании за её целебную и чудотворную силу. [...]

http://pravicon.com/icon-117-photo

В 2022 году Церковь получила от Управления по поддержке религиозных общин Швеции 198 951 крону. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Храму Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках г. Москвы передано здание 03.03.2024 Распоряжением Департамента городского имущества в городе Москве 21019 от 28 февраля 2024 года в собственность прихода храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках передано здание по адресу: г. Москва, ул. Кузьминская, д. 7, стр. 3. Здание входит в состав имущественного комплекса прихода, построено в 1995 года и предназначено для совершения таинства Крещения. Ранее в собственность прихода были переданы из собственности города Москвы здания: храма (ул. Кузьминская, д. 7, стр. 1), ризницы (ул. Кузьминская, д. 7, стр. 2), дома причта (Тополева аллея, д. 4) и воскресной школы (ул. Кузьминская, д. 7, стр. 4). Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Новые издания В Издательстве Троице-Сергиевой лавры вышла книга, посвященная патриарху Никону 02.03.2024 В Издательстве Свято-Троицкой Сергиевой лавры вышла книга «Патриарх-схимник», посвященная трудам и подвигам выдающегося исторического деятеля XVII века патриарха Никона . Автор книги — насельник обители, профессор Московской духовной академии архимандрит Макарий (Веретенников) . Во время своего служения на Московском первосвятительском престоле патриарх Никон начал беспрецедентные богослужебные реформы Русской Православной Церкви. Он также основал несколько широко прославившихся монастырей, в том числе знаменитый Ново-Иерусалимский монастырь. Патриарх Никон был единственным патриархом Русской Церкви, который десятилетия провел в заключении и ссылке и впоследствии принял схиму. Служение патриарха Никона связано с важнейшим периодом в истории Русской Церкви, поэтому на протяжении веков его личность и деятельность неоднократно становилась предметом исследований и исторического анализа. Новая книга будет интересна широкому кругу читателей, интересующихся историей Российского государства и Русской Православной Церкви.

http://drevo-info.ru/list/1134.html

Матрена упала на землю и долго лежала так. Затем, придя в себя, позвала мать и со слезами просила ее передать о видении архиепископу и воеводам. Та сначала не хотела, но дочь сказала: «Если ты хочешь, чтобы я умерла, то не ходи». Тогда мать пошла с дочерью к воеводам. Они только рассмеялись. Пошли к архиепископу – тот тоже не внял словам девочки. А она плакала и просила мать. Тогда мать решила рыть землю на месте сгоревшего дома. Копали долго и безуспешно. Узнав о явлении, многие люди пришли помогать. Перекопали весь двор, но иконы не нашли. Тогда девочка взяла заступ и начала копать в том месте, где была печь в сгоревшем доме. И скоро к великой радости своей обнаружила Матрена что-то завернутое в кусок сукна. Когда сукно развернули, увидели икону Божией Матери с Младенцем. Таких икон раньше никто не видел. Она была совершенно новая, будто только что написана, и вся сияла. Весть об этом облетела весь город, и множество народа пришло к месту явления. Архиепископ Иеремия, узнав о явлении, тотчас поспешил с крестным ходом во главе собора духовенства, сопровождаемого огромным стечением народа. Архиепископ и воеводы с плачем падали перед чудотворным образом и молились Богоматери о прощении в своем неверии. Икона была перенесена в ближайшую церковь Святителя Николая. Священником этого храма и очевидцем всех событий был будущий святейший патриарх Ермоген. Список с иконы отправили царю Иоанну Грозному. Узнав о явлении, царь повелел устроить на месте явления храм и основать женский монастырь. Во время шествия иконы во вновь построенный Благовещенский собор получили исцеление два слепца – Иосиф и Никита. Чудеса от иконы начались исцелением слепых. И впоследствии особенно часто исцелялись от иконы слепые. Это было знамением того, что икона явилась для просвещения духовным светом, для прозрения людей, омраченных неверием. Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы, написанной евангелистом Лукой, и относится иконографически к образам Богоматери-Одигитрии, то есть Путеводительницы. И впоследствии много раз указывала Казанская икона путь к победе православному воинству в исполнении священного долга перед Богом и Отчизной. То, что икона была явлена на только что присоединенной окраине Руси, было знамением Небесного Покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви и России.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

В 2004 г. во В. м. жили 22 насельницы, настоятельница - мон. София (Колосова). Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-33328, Д. П-75419; Метрические книги Спасской ц. Влахернского мон-ря (1909)//ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 780. Д. 3262. Л. 332; Д. 3922. Л. 76 об.; Арх. ЦНЦ. Ист.: [Письма игум. Леониды прп. Илариону (Пономарёву)]//РГБ ОР. Ф. 213-64-11; [Письма мон. Магдалины и мон. Антонии прп. Илариону (Пономарёву)]//Там же. Ф. 213-64-2, 213-64-3, 213-64-12; [Письма прп. Амвросия Оптинского игум. Леониде]//Там же. Ф. 213-55-4; [Письма прп. Иосифа (Литовкина) игум. Леониде]//Там же. Ф. 213-65-23; Извлеч. из отчета обер-прокурора Св. Синода за 1851 г. СПб., 1852. С. 10; Григорович Н. Обзор учреждения в России правосл. мон-рей со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1869). СПб., 1869. С. 150; Пимен [Мясников], архим. Воспоминания//ЧОИДР. 1877. Кн. 1. Отд. 2. С. 299-301; Филарет (Дроздов), свт. Письма к игум. Спасо-Влахернского мон-ря Серафиме и 2 письма к [графам] Головиным/Предисл. прот. И. Г. Виноградова. М., 1900; Амвросий [Гренков], иеросхим. Собр. писем. М., 1997. Ч. 3. С. 102-128; Иларион [Пономарёв], иеросхим. Письма/Изд. Введенской Оптиной пуст. [Козельск], 1998. С. 63-107; Житие преподобноисп. Параскевы (Матиешиной), 1890-1953/Спасо-Влахернский жен. мон-рь. [М.], 2001; Жизнеописание схим. Серафимы и схим. Марии/Спасо-Влахернский мон-рь. [М.], 2002. Лит.: Казанский П. Село Новоспасское, Деденёво тож, и родословная Головиных, владельцев оного. М., 1847; [Посещение митр. Филаретом с. Новоспасского]//Моск. ГВ. 1850. 31. С. 327-330; Освящение храма в с. Новоспасском, Деденево тож...//Там же. 1854. 6. С. 60-63; 7. С. 72-75; 8. С. 84-86; 9. С. 88-95; 10. С. 100-105; 21. С. 213-215; Спасо-Влахернский общежительный жен. мон-рь. М., 1894; Фёдоров С. И. Схим. Серафима и Мария//Мир Божий. 1997. 1. С. 22-29; Соколова И. Икона Богоматерь Влахернская//Там же. 1999. 1(4). С. 20-23; Памятники архитектуры Моск. обл. М., 1999. Вып. 1. С. 164-166; Соловьёв М. В. Дворяне Головины: Новоспасско-Деденёвская, Спасо-Влахернская ветвь. М., 2000; Дмитров: Храмы Дмитровского р-на. М., 2001. С. 73-82; Кириченко О. В. Почитание святынь рус. дворянами (XVIII век)//Правосл. вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX вв.: Этногр. исслед. и мат-лы. М., 2002. С. 12, 13, 26, 27.

http://pravenc.ru/text/155033.html

Особым праздником считается Положение ризы Пресв. Богородицы во Влахерне (Влахерноба; 2 июля), он посвящен также хранящимся в Грузии ризе и части пояса Божией Матери, а также чудотворному списку Влахернской иконы Божией Матери , согласно груз. исторической традиции ( Иоселиани. Описание древностей. 1866) подаренным в VII в. визант. имп. Ираклием груз. царю. Согласно др. сведениям (посольство Иевлева и Толочанова, 1650-1652 - Цинцадзе. 1969), Влахернскую икону и ризу привезли в Грузию в иконоборческий период, а часть пояса Богоматери и Оконскую икону - племянница визант. имп. Романа III Аргира, Елена, первая супруга груз. царя Баграта IV (1027-1072). Паломники, побывавшие на Св. земле, с XV в. называли грузин «христианами пояса» ( Хазарадзе. К истории одной реликвии. 1999; Григорий (Перадзе), сщмч. Сведения иностр. пилигримов. 1995). В XVIII в. одишский кн. Григол Дадиани передал Влахернскую икону, ризу и часть пояса последнему царю Грузии Георгию XII. После кончины царя его сын Давид перевез икону в Россию, затем она снова вернулась в Грузию. В наст. время Влахернская икона хранится в Гос. музее груз. искусства, риза Пресв. Богородицы - в Зугдидском гос. краеведческом музее. На Влахерноба икона переносится в ц. Влахернской иконы Божией Матери в Зугдиди. Существует обычай жертвовать иконе отрезы пестрой материи (Гвтисмшоблис Перанги - риза Богоматери), употребление к-рых даже с благими намерениями (напр., раздача неимущим) запрещено. Вторник Светлой седмицы - день празднования Оконской (Оконоба) и Иверской (Ивероба) икон Божией Матери. Оконоба связан с почитанием иконы из церкви в Окони (с. Чихареши, Квемо-Сванети), выстроенной князьями Кипиани (Ивероба отмечают еще и 12 февр.). Праздник Зачатия Пресв. Богородицы прав. Анной (9 дек.) особо отмечается в Зап. Грузии (Рача, Лечхуми, Сванети), где прав. Анну в народе называют «бабушка Рождества» и считают покровительницей девушек, брака, женщин, особенно рожениц. Этот день празднуют и особо отмечают женщины: старшая в семье печет ритуальные хлебцы из пшеничной муки в форме креста, звезды, солнца. Прав. Анну просят о благоденствии семьи, о благополучном исходе родов (если в доме находится роженица), о сохранении света очей, об обильном урожае проса.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Ведь с таким диагнозом люди в основном лежат на стационаре, а не дома. Дивны дела Твои, Господи! Матерь Божия нас не оставляет нас своей материнской поддержкой, утешает нас и исцеляет наши болезни и немощи, особенно немощи наших сердец. Пресвятая Богородице, спаси нас! Икона Пресвятой Богородицы «Иерусалимская» доступна для поклонения и паломничества верующих в Кафедральном Соборе в честь Рождества Христова г. Бердянск, Запорожской области. Икона Божией Матери " Иерусалимская " была написана святым евангелистом Лукой в 15-й год после Вознесения Господа в Гефсимании (48). В 463 году образ был перенесен греческим царем Львом Великим в Константинополь. Во Влахернской церкви икона пребывала почти три сотни лет. Заступничеством Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы византийские войска отразили нападение скифов. В 988 году икона была принесена в Корсунь и подарена святому равноапостольному князю Владимиру. Когда новгородцы приняли христианство, святой Владимир отправил им этот образ. Иоанн Грозный в 1571 году перенес икону в Московский Успенский собор. После отечественной войны 1812 года древний Иерусалимский образ Богоматери исчез из Московского Кремля. Существовала легенда о том, что французские солдаты похитили святыню, увезли ее во Францию и установили в соборе Парижской Богоматери. Однако в 1977 году главный инспектор по памятникам истории Франции на запрос о судьбе Иерусалимского образа Пресвятой Богородицы ответил, что такая икона в инвентаре собора не значится. В Успенском соборе за патриаршим местом вместо подлинника был помещен старинный список чудотворной иконы, находившийся до этого в дворцовой церкви Рождества Богородицы, «что на Сенях». И сегодня в главном соборе Московского Кремля находится точный список с чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери. Древние списки с чудотворной, очень почитаемой в среде русского православного народа иконы находятся в церкви Воскресения на Староиерусалимском подворье, церкви Троицы в Вешняках (г. Москва), в Новом Иерусалиме, г. Бронницах (Московская епархия) и других местах. На святой горе Афон, в Русике, над царскими вратами соборного Покровского храма также есть чтимый Иерусалимский образ Божией Матери, перед которым накануне Богородичных праздников и в воскресные дни, после вечерни, читается акафист. (См. паломничество к святым местам Украины) http://berdyansk-sob.church.ua/svyatyni-sobora/

http://elitsy.ru/holy/temple/27010/

Москвы; иерей Виктор Сухов, клирик храма прп. Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москвы; иерей Олег Тогобецкий, настоятель храма Живоначальной Троицы в Кожевниках г. Москвы; иерей Иоанн Трохин, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове г. Москвы; иерей Андрей Филонов, клирик храма мц. Татианы, Патриаршего подворья при МГУ г. Москвы; иерей Георгий Фирсов, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы; иерей Сергий Чураков, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Московской духовной академии; права ношения набедренника иерей Сергий Брегеда, клирик храма Введения во храм Пресвятой Богородицы, Патриаршего подворья в Вешняках г. Москвы; иерей Михаил Енуков, клирик храма прп. Сергия Радонежского в Бибиреве г. Москвы; иерей Михаил Захаров, клирик храма Преображения Господня, Патриаршего подворья в г. Балашихе Московской области; иерей Михаил Климов, клирик храма Преображения Господня в Тушине г. Москвы; иерей Иоанн Коханов, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве г. Москвы; иерей Сергий Крюков, и.о. настоятеля храма иконы Божией Матери «Спарительница хлебов» в Бирюлеве Восточном г. Москвы; иерей Алексий Ляхов, клирик храма Архангела Михаила в Летове г. Москвы; иерей Андрей Матвеев, клирик храма Живоначальной Троицы в Карачарове г. Москвы; иерей Сергий Петров, клирик Покровского ставропигиального женского монастыря; иерей Алексий Сафонов, клирик храма свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, в Московском г. Москвы; иерей Георгий Свирин, клирик храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках г. Москвы; иерей Павел Усачев, клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами г. Москвы; иерей Александр Фиалковский, клирик храма прп. Сергия Радонежского в Плескове г. Москвы; иерей Илия Шелаев, клирик храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгине г. Москвы; иерей Виктор Янкаускас, клирик храма Собора новомучеников и исповедников Российских, Патриаршего подворья в Новокосине г. Москвы; иерей Алексий Денисов, клирик храма вмц. Параскевы Пятницы в Качалове г. Москвы; иерей Евгений Зыков, клирик храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове г. Москвы; иерей Димитрий Кельманов, клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; иерей Александр Макаров, клирик храма равноап. кн. Владимира, Патриаршего подворья в Новогирееве г. Москвы; иерей Артемий Попов, клирик храма вмц. Варвары и прп. Илии Муромца, Патриаршего подворья в пос. Власиха Московской области; иерей Геннадий Савельев, клирик храма Живоначальной Троицы в пос. Мосрентген г. Москвы; иеромонах Спиридон (Дорош), насельник Сретенского ставропигиального мужского монастыря; иерей Сергий Тарасов, клирик храма прп. Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москвы; иерей Антоний Фукс, клирик храма Всех преподобных отцев Киево-Печерских, Патриаршего подворья в Старых Черемушках г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/5803047.ht...

Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в 3/4 повороте. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в ц. вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 76, IX в.); икона XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса, а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика ц. вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина мон-ря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского мон-ря во Пскове, XII в.; мозаика ц. Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.). Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в рус. традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов. Упоминавшаяся икона типа Елеусы из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XII в.) сопровождается надписью «Blahernitissa», что связано с существованием почитаемого образа такого типа во Влахернском храме К-поля. На мозаической иконе такого же типа из Византийского музея (XII в.) написано «Episkepsis» (Поручительница, Ходатаица или Покровительница); образы Одигитрии могут иметь надписи «Eleousa» (мон-рь Хиландар, Афон, XIV в.), «Peribleptos» (Прекрасная) и «Psuhosostria» (Душеспасительница) (обе — XIV в., музей в Охриде (Македония)); «Keharitomene» (Преблагодатная) и «Pantabasilissa» (Всецарица) (обе — XVI в., СЦАМ) и др.; на иконе Богородицы Оранты с образом Младенца перед грудью надписано «Odigitria» (Путеводительница) (XV в?, ЦАК МДА). Символические эпитеты Богородицы могут являться наименованием определенного иконографического типа. К таким иконам относится, напр., образ Богородицы «Живоносный Источник» («Zouodoxos Pege»), находившийся в одноименном храме вблизи К-поля. Богородица изображается по пояс в фиале (чаша с фонтаном), без Младенца, с воздетыми в молении руками (мозаика мон-ря Хора в К-поле; ц. св. Архангелов в Леснове (Македония), 1347–1348) или с Младенцем, Которого Она придерживает обеими руками (фреска мон-ря св. Павла на Афоне, 1423; рус. икона 1675, ЦМиАР). Особенно широко в рус. среде были распространены иконы, основанные на лит. эпитетах Богородицы, такие как «Неувядаемый Цвет», «Блаженное Чрево», «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Неопалимая Купина», «Гора Нерукосечная», «Непроходимая Дверь» и др.

http://sedmitza.ru/text/398320.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010