Свети Сремац, други Архиепископ српски Радован Био други Архиепископ српски, подвижник у жичком братству и ученик Светог Саве. О духовном оснивач аутокефалне Српске Цркве се нарочито бринуо. Успешно понео бреме управе младе српске толико важне за српски државни и народни живот века. У прворазредном хагиографском и историографском документу, кога написао Архиепископ Данило II, наводи се да био родом „од сремске Српска да Срем обухватао и Посавине, Мачву, долину Колубаре и све „до Ужица“. Заиста угарска политичка Овострани и Онострани Срем (Syrmia Citerior et Ulterior), Срем и „Срем“ од Саве ка Колубари. У намери да се са угарском реши првог наследника Св. Саве, и смести не на север од истоимене реке, тумачима Даниловог зборника измицало из вида да се Св. Сава два пута за придошлице у Жичу, бригу и нарочито за ако млади „од младости волео монашки живот, могао да има узор у православном Манастиру у Срему, а то био Св. у Митровици, се у изворима римске означава као „пун монаха Грка“ и „легло шизматичких заблуда“. У сваком вести и место другог српског Архиепископа смешта северно од Саве и Дунава, поменутих река, да ли то Бингула или Дабар код Старог Сланкамена. Други архиепископ Српске Цркве У зборнику и архиепископа српских налази се обимна Св. написао Архиепископ Данило II. Како писац имао за да покаже молитвени и подвижнички лик другог српског Архиепископа, у тексту се налази ипак сразмерно мало позитивних би говориле о управи над Црквом и црквено-политичком Наследио „престо архиепископа српских и поморских 1233. године, на лично Светог Саве, пошто се повукао и отишао на друго у Свету Архиепископ подигао Цркву Св. Апостола у одредивши уместо Жиче да буде седиште Српске Цркве, Жича била сувише изложена нападима са Владиславом старао се око преноса Св. Саве из Трнова у и учествовао у преносу столице епископа стонских из Манастира Пресвете Богородице у Стону у Манастир Св. Петра и Павла на Лиму. Због болести се повукао са чела Српске Цркве 1263, а три године у жичком метоху Црнча, на Лиму. у задужбини, Цркви Св. Апостола у

http://pravoslavie.ru/75036.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИСЛАВ (Митрович Воислав; 26.05.1913, дер. Старо-Село близ г. Гламоч, Босния - 13.09.1992, г. Валево, Сербия), митр. Дабро-Босанский Сербской Православной Церкви (СПЦ). Начальное образование получил в Гламоче, затем окончил гимназию в Приедоре, семинарию в Сараеве и Богословский фак-т Белградского ун-та. С 1932 по 1935 г. служил в церковном суде в Баня-Луке. С 1940 по 1946 г. законоучитель в школах Боснии и Сербии. С 1950 г. профессор богословия в семинарии при мон-ре Раковица. В этом же мон-ре 15 мая 1952 г. митр. Дабро-Босанским Нектарием (Крулем) пострижен в монашество, 28 июня рукоположен во диакона, 27 янв. 1953 г.- во иерея. В 1953 г. возведен в чин синкелла, с 1955 г. протосинкелл. 31 июля 1955 г. в соборной церкви Белграда хиротонисан во епископа Захумско-Герцеговинского. Восстановил мн. храмы и неск. мон-рей, пострадавших во время второй мировой войны, рукоположил значительное число священнослужителей. В 1966 г., после смерти митр. Нектария, назначен администратором Дабро-Босанской епархии. В 1967 г. был переведен на Сараевскую кафедру с сохранением управления Захумско-Герцеговинской епархией. Особое внимание уделял увеличению числа и повышению уровня образования священнослужителей. Организовывал в епархиях проведение празднований в честь св. Саввы Сербского и важных дат истории Сербии. Был с офиц. визитами в Женеве, Москве, Бухаресте и др. Председательствовал на Соборе СПЦ 1990 г. по избранию нового Патриарха Сербского. В 1991 г., несмотря на начало гражданской войны, не покинул епархию и проживал в мон-ре Житомислич, подвергавшемся в этот период обстрелу усташских бригад. В 1992 г. из-за болезни был перевезен в Белград, в мае 1992 г. почислен на покой с определением проживания в мон-ре Докмир под г. Уб (Сербия). Там же был похоронен. В сент. 2002 г., согласно завещанию В., его останки были перенесены и захоронены в соборной церкви Сараева. Лит.: J. Н. Светосавске свечаности у 1975. 206. С. 15; С. , прота. Велико у Capajeby//Там же. 1977. 236. С. 8; Српски jepapcu. С. 91-92; Пр. Владислав (1913-1992): Српска православна enapxuja дабро-босанска - шематизм. 2004. С. 151-187. Пр. Пузович, А. В. Шестаков Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/154997.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОКМИР жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шабацко-Валевской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в с. Докмир близ Валева (Сербия). Основан, вероятно, в XV в. По архитектурным особенностям церковь относится к XV-XVI вв. Ранних письменных свидетельств по истории мон-ря не сохранилось. По легенде, основан Докой, одной из 4 сестер, каждая из к-рых основала по мон-рю. В 1734 г. с разрешения тур. властей свящ. Тимофей отремонтировал церковь за 344 форинта. Через 5 лет церковь пострадала при землетрясении, но вскоре была восстановлена. С 1780 г. при мон-ре действовала школа, которой руководил иером. Иоаким (Суботич). Помимо письма в этой школе изучали иконописание, резьбу по дереву и камню. В ходе столкновений с австр. войсками в 1788 г. турки сожгли обитель и полностью уничтожили школу. В 1796-1799 гг. и в 1828 г., при игум. Иоасафе, мон-рь был обновлен, но из-за тяжелого материального положения в 1837 г. преобразован в приходскую церковь. В 1973-1976 гг. были проведены ремонтные работы. В 1992 г. монахиня, бежавшая из мон-ря Житомислич , разоренного в ходе межнационального военного конфликта, возобновила при церкви жен. мон-рь. В сент. 1992 г. в Д. скончался и был похоронен митр. Дабро-Босанский Владислав (Митрович) , в 2002 г., согласно завещанию, его останки были перезахоронены в Сараеве. Церковь является небольшим однонефным строением с куполом на пристенных опорах. Обрамление 2 окон на юж. стене близко к серб. декоративной скульптуре кон. XIV-XV в. В храме хранится неск. написанных местным мастером икон кон. XVIII в. и деревянный крест 1807 г. В алтаре находится средневек. надгробный памятник с рельефной резьбой, служивший престолом. Лит.: Nymeшecmbuje по Cepбuju. Београд, 1902. 2. С. 65-66; П. Надгробни споменик код цркве Докмирске//NKJUФ. 1930. Год 10. 2. С. 232; В. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950. С. 104; М. , Р. цркве и манастири у зanaдhoj Cpбuju//Археолошки споменици и налазишта у Cpбuju. Београд, 1953. 9/2. C. 93-95; Б. Уметност Cpбuje, 1791-1848. Београд, 1986. С. 82, 203-204, 212; Д. Црква у Докмиру: Истраживачки радови у 1988. г.//Гласник Друштва конзерватора Cpбuje. Београд, 1989. 13. C. 108-109; М. Докмир. Уб, 1991; он же. Манастири enapxuje. Шабац, 1998. С. 113-126; С. Манастири Cpбuje. Нови Сад, 2002. 1. С. 344-345. С. Петкович Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178747.html

Вот училище, которое могло бы принести истинную пользу! Народ, окружающий Дужи, правда, самый бедный, но за то самый добрый, самый крепкий, самый деятельный во всей Герцеговине. Он жаждет образования и богато одарен способностями: замечательно, что из христиан, которые отличились, в Боснии и Герцеговине, особенною смышленостью в торговом деле или склонностью к трудам умственным, большая часть вышли из Требиньскаго края. Какое бы тут было зерно деятельности, если бы только дали этому народу какое-нибудь средство приобрести начатки образования!» Александр Гильфердинг , «Босния, Герцеговина и старая Сербия» В годы Первой мировой войны игумен Герасим (Йованович) и иеромонах Леонтий (Попович) были взяты в заложники, иеромонах Гедеон (Биберич) интернирован, а сербские жители из окрестных сел выселены. В 1924 г. в Дужи проживали 3 монаха, в т. ч. 2 архимандрита. В 1928 г. к ним присоединились эмигрировавшие из России иеромонах Николай (Ружнецов) и о. Петр (Семеновых), по приглашению которых худож. М. М. Хрисогонов расписал церковь «в русском стиле» (его фрески, в т. ч. образы свт. Николая Чудотворца, вмч. Пантелеимона, св. Саввы и евангелистов, в 90-х гг. были записаны), были увеличены размеры врат и окон и в церкви положен деревянный пол. Перед второй мировой войной обитель считалась богатой: имела земли, несколько сот ульев, автомобиль. В 1941 г. рус. монахи Евгений (Черневский), Михаил (Соколов) приняли мученическую смерть от партизан Тито. Их могилы находятся на кладбище близ монастыря. Иеродиакон Дамиан (Зотович) отказался исполнить приказание коммунистов и убить иеромонаха Николая (Ружнецова) и мусульманина из Требине, за что был убит. Пришедший в обитель по окончании войны сербский иеромонах (имя неизвестно) также был убит. Монастырь был разграблен и запущен, во дворе и в храме паслись овцы, богатая библиотека была сожжена, монастырский лес вырублен. С 1954 по 1958 г. в Дужи размещалась часть Югославской Народной Армии. В монастыре к тому времени сохранились лишь 3 колокола и Октоих. С 1958 г. трудами монахинь Варвары (Божич; настоятельница в 1958-1962), Анастасии (1962-1968) и наместницы Феодоры (Делич) велось восстановление обители как женского монастыря. В 1962 г. обновленный храм и иконостас работы архимандрита Никодима (Бркича) освятил епископ Захумско-Герцеговинский Владислав (Митрович). В 90-х гг. иконостас был заменен новым, подаренным Грецией. В 1998-2000 гг. Гаврила Маркович заново расписал храм. Во время вооруженного конфликта 1992-1995 гг. в 2 км от Дужи проходила линия сербско-хорватского фронта, снаряды часто падали рядом со стенами обители. Много сел монастырского прихода было уничтожено. Монастырь чудом не пострадал. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

П. Смирнов , тяжко болевший тифом, отправился искать свободного прихода в Киевский уезд, ибо семья буквально умирает с голоду. Страшно, что ожидает нас в будущем... С. Т. Голубев до того исхудал, что прямо стал неузнаваем и еле передвигает ноги... Академия наша существует и кое-что делает. Произведен выпуск студентов IV курса в количестве 8 человек; подвергаются испытанию и некоторые из студентов первых курсов, живущие в Киеве. Читают кандидатские сочинения, один из студентов представил даже сочинение на степень магистра богословия (в рукописи). Но вообще наше существование крайне бедственно». А уже 14 октября епископ Василий писал Глубоковскому: «Академия, к великому прискорбию, почти умерла, и никак нельзя ее восстановить, потому что студентов нет и профессора многие отсутствуют. Что дальше будет, неизвестно, но утешительных перспектив не предвидится. Открыты пастырские курсы, и они «оттянули» важнейшие профессорские силы. Предложил я читать лекции «по домам»... но ничего пока из этого не выходит» 874 . В 20-х гг. наиболее серьезный и успешный опыт создания высшей духовной школы нового типа, совместимого с советским законодательством, предпринят был в Петрограде. Еще в 1918 г. преподаватель Петроградской духовной семинарии Иван Павлович Щербов († 1925) организовал пастырское училище, которое существовало на местные епархиальные средства. В 1919 г. он поставил вопрос о создании Богословского института – высшей духовной школы. Предложение И. П. Щербова поддержал митрополит Петербургский Вениамин, и в апреле 1920 г. Богословский институт был открыт. Его ректором по избрании стал настоятель Казанского собора протоиерей Николай Чуков (впоследствии митрополит Григорий), опытный пастырь и педагог, в прошлом ректор Петрозаводской семинарии. Среди преподавателей института были профессора Петроградской Академии – протоиереи Василий Верюжский , А. В. Петровский, А. И. Бриллиантов , Н. Н. Глубоковский , С. М. Зарин, И. А. Карабинов , Н. В. Малицкий, Д. П. Митров, И. П. Соколов и профессора Петроградского университета – академик Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

После оккупации Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией (1878) Герцеговинская епархия в 1880 г. перешла из-под юрисдикции К-поля в состав подконтрольной австр. властям Карловацкой митрополии . Против этого безуспешно протестовал митр. Игнатий. В 1888 г. он был отправлен на покой. Епархия объединяла следующие срезы (уезды): Мостар, Любушки, Столац, Любине, Требине, Билеча, Гацко, Невесине, Кониц, Фоча, Чайниче и Жупаняц. После ухода митр. Игнатия кафедру возглавляли епископы-сербы: Леонтий (Радулович ; 1888), Серафим (Перович ; 1889-1903) и Петр (Зимонич ; 1903-1920). Власти разрешали сербам занимать высокие церковные должности, но стремились обратить правосл. население империи в католичество. Серб. иерархи активно выступали против церковной политики властей и в 1905 г. добились предоставления сербам церковно-образовательной автономии. После окончания первой мировой войны и образования Королевства сербов, хорватов и словенцев З.-Г. и П. е. в 1920 г. вошла в состав СПЦ. В 1931 г. кафедра занимала 3-е место в списке епархий СПЦ и охватывала следующие области: Мостар, Билеча, Гацко, Невесине, Столац и Требине, Меткович, Дубровник и о-в Корчула. Епархией управляли: Иоанн Илич ; 1926-1931), Симеон (Станкович ; 1932-1934), Тихон (Радованович ; 1934-1939). Во время второй мировой войны 1 церковь была разрушена (18 пострадали), 5 приходских домов было уничтожено (4 пострадало), 12 церковных б-к и 21 архив были уничтожены, еп. Николай Йоканович ; 1940-1943) был изгнан из епархии усташами. После митр. Лонгина (Томича) (1951-1955) епархией почти 40 лет управлял митр. Владислав Митрович ; 1955-1992), при к-ром церковная жизнь была обновлена, восстановлены мн. церкви. В ходе вооруженного конфликта 1991-1995 гг. на территории епархии было уничтожено 36 и повреждено 28 церквей, мон-рь Житомислич был взорван, мон-рь Завала сильно пострадал от обстрелов. В 1992 г. в Мостаре был разрушен кафедральный собор Св. Троицы и кафедра была перенесена в мон-рь Тврдош. В Дубровнике епископский двор был взорван, а в сент. 1996 г. в соборный храм была брошена бомба. В 1992 г. на кафедру был избран еп. Афанасий (Евтич) , к-рый занимался восстановление церковной жизни в епархии до 1999 г., когда главой З.-Г. и П. е. стал еп. Григорий. При нем были полностью обновлены мон-ри Житомислич, Завала и мн. храмы, а также построены новые церкви и мон-рь Грачаница.

http://pravenc.ru/text/182725.html

В послевоенные годы адм. управление епархией осуществлял еп. Зворникско-Тузланский Нектарий (Круль ; 1947-1966). Власти не позволили возобновить занятия в семинарии, передав ее здание техническому и экономическому фактам Сараевского ун-та на условиях аренды на 20 лет, но в 1960 г. здание было национализировано. В 70-80-х гг. Римско-католической Церкви и Исламскому объединению верующих были возвращены неск. ранее им принадлежавших объектов в Сараеве. Но Д.-Б. е. не получила ни одного. 16 мая 1977 г. Архиерейский Собор СПЦ объявил об обновлении семинарии в ранге Духовной Академии и потребовал от властей возвращения бывш. здания семинарии либо предоставления другого. Но только в 1992 г. экономический фак-т согласился передать часть помещений в здании бывш. Сараевской семинарии для нужд правосл. Церкви, но из-за начала гражданской войны этого не произошло. В 1951 г. митр. Нектарий был переведен на Дабро-Босанскую кафедру. Он пытался нормализовать церковную жизнь епархии в условиях атеистической пропаганды, восстановить разрушенные церкви и восполнить кадровый состав. Благодаря его ходатайствам в преддверии визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия I , к-рый в 1957 г. посетил Боснию и Герцеговину, власти разрешили ремонт церкви в Чайниче, известного места паломничества к чудотворной Чайничской иконе Божией Матери. Преемник митр. Нектария митр. Владислав (Митрович ; 1967-1992) освятил ок. 30 обновленных церквей и 6 новых. В ходе военных действий 1991-1995 гг. в епархии были разрушены монастырь Возуча (XIV в.), 23 храма и 13 приходских домов, 13 церквей, 3 приходских дома и неск. кладбищ осквернены. В 1992 г. из-за обстрела частично сгорела резиденция правосл. митрополита в Сараеве, пострадали б-ка и архив. Одна из древнейших в епархии, Старая церковь во имя св. Архангелов, 7 раз была обстреляна, но уничтожить ее не смогли. После заключения Дейтонских соглашений в 1995 г. и разделения Боснии и Герцеговины на Республику Сербскую и мусульмано-хорват. Федерацию Боснии и Герцеговины неск. церквей, входивших ранее в состав Д.-Б. е., оказались в мусульм. районах (Блажуй, Прача, Релево, Устиколина и др.), что привело к их запустению, частичному повреждению или разрушению.

http://pravenc.ru/text/168468.html

376 ...святаго Николы... – Николай, архиепископ города Мир в Ликии (области на юге полуострова Малая Азия) в IV в., один из наиболее чтимых христианской православной церковью святых (Никола Мирликийский). 377 ...Душмана нарицаемъ, другий же Душана Стефанъ. – Стефан Душан был преемником Стефана Дечанского на сербском престоле (1331–1355, с 1345 г. – царь). 379 ...патриархъ Афанасие дивный соборъ състави... иже Ариева мысляща и Македониева... – Афанасий – константинопольский патриарх в 1289–1293 и 1303–1309 гг. Церковные соборы, осудившие Варлаама и его ученика Григория Акиндина (ум. в 1349 г.), происходили, однако, не при нем, а значительно позднее – в 1341 и 1351 гг. Варлаам – греческий монах из Калабрии, примыкавший к кругам итальянских гуманистов (у него учился греческому языку Петрарка), в 1328 г. приехал в Византию. Он выступил против учения исихастов, утверждавших, что познание Бога и единение с ним не требует богословских знаний. Осужденный иа соборе 1341 г., он вернулся в Италию и умер там в 1348 г. Арий и Македоний – основоположники еретических, с точки зрения ортодоксальной церкви, учений (IV в.). 381 ...зряше якоже и преже. – Прозрение ослепленного Стефана вызывало недоумение уже у современников событий. Предполагали, что палач был подкуплен, ослепление было мнимым, но Стефан скрывал это от окружаюших. 382 ...втормъ Иов... – Иов – библейский персонаж, праведник, подвергшийся тяжким испытаниям судьбы. 383 …Баньско убо мсто именуемо... – Баньский монастырь, упоминаемый в источниках со второй половины XIII в. В 1313–1318 гг. Милутин построил в нем церковь святого Стефана. Расположен севернее г. Косовска-Митровица (Югославия). 384 Коньстянтинъ же, иже того брат ото иныя матери... – Константин был сыном Анны, а не Симониды. В союзе с Константином против Стефана выступил его племянник Владислав. 385 ...не бо азъ есмь Каинъ-братоубица, но Иосифу другъ-братолюбець... – Имеются в виду библейские легенды: о Каине, убившем своего брата Авеля, и о Иосифе, которого хотели убить, а затем продали в рабство родные братья. Впоследствии, когда Иосиф достиг могушества и власти, он не стал, однако, мстить братьям, а обратился к ним со словами ( Быт. 40, 19–20 ), которые почти дословно повторяет Стефан: «Не бойся, Божий бо есмь азъ! ...а мн благая...»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 6 в. юрисдикция Рима распространялась на большую часть Иллирика, не только латиноязычного, но и грекоязычного – к Константинопольскому Патриархату, в соответствии с 28-м правилом Халкидонского Собора, на Балканах относилась лишь Фракия с такими ее городами, как Ираклий, Адрианополь (Эдирне), Филиппополь (Пловдив), но Сардика, а также Фессалоники, Афины и вся вообще полуостровная Эллада входили в область Римского престола. В правление Юстиниана в центре Балкан была образована новая автокефальная архиепископия с кафедрой в городе, выстроенном вблизи родной деревни императора и названном в его честь Юстинианой Первой (Justiniana Prima). Учреждению этой кафедры предшествовала региональная административная реформа. Первоначально резиденция префекта Иллирика находилась в Сирмии (современной Сремской Митровице), но в связи с вторжениями варваров на Балканы и их поселением там центр префектуры был перенесен в Фессалоники; когда же стратегическая ситуация в Иллирике улучшилась и имперский контроль там укрепился, Юстиниан перенес административный центр Иллирикской префектуры из Фессалоник в пределы самого Иллирика, но не на старое место в Сирмий, который к тому времени пришел в упадок, а в новый город – Юстиниану. За этим в 535 г., последовало издание акта о выведении епископии Юстинианы Примы из юрисдикции Фессалоникийской кафедры, которая в свою очередь зависела от Римского престола. Так была учреждена новая автокефальная Церковь с епископом Кателлианом во главе. В Риме протестовали против содеянной императором реорганизации, но папу Вигилия удалось убедить в необходимости признать совершённый акт. Позже, когда Вигилий вступил в спор с императором по христологической теме, преемник Кателлиана Бенент встал на сторону папы и был отлучен собором епископов своей архиепископии. Его преемник Иоанн уже после 5 Вселенского Собора принял паллиум от папы, что символизировало его вхождение в юрисдикцию Рима. На этом, собственно, и прекратилась краткая история автокефальной церкви Юстинианы Примы. Но четыре века спустя, когда соседний с Юстинианой город Охрид стал центром уже славяноязычной церкви, его право на автокефальный статус подкреплялось преемством с кафедрой Юстинианы, располагавшейся поблизости от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В сборнике помещена также компиляция из Эклоги Льва Исавра и Константина Копронима под названием «Закон судный людем». В некоторых поздних рукописях «Закон судный» именуется «Судебником царя Константина». Этот Номоканон употреблялся в славянских Церквах, в том числе и на Руси, до 13 в. Одновременно с ним пользовались и славянским переводом «Номоканона в 14 титулах» в первой редакции. По мнению профессора А. С. Павлова , «перевод этого Номоканона и Синтагмы сделан был у нас в России при великом князе Ярославе – «книголюбце», о котором замечено в «Начальной Летописи», что он собрал писцов многих и преложил с греческого языка на русский много книг, необходимых для просвещения Руси» 159 . Однако тщательное изучение языка, которым написана так называемая «Ефремовская Кормчая», дало основание профессору А. И. Соболевскому датировать ее перевод концом 10 в., а местом появления считать восточную Болгарию 160 . Профессор С. В. Троицкий , соглашаясь с Соболевским по поводу географической атрибуции перевода, относит его, однако, к эпохе более ранней. «По новым исследованиям, – отмечает он, – этот Номоканон был переведен в восточной Болгарии в эпоху болгарского царя Симеона (892–927) в конце 9 или в начале 10 в. одним из литературных кружков» 161 . 13.2.Кормчая книга святого Саввы Сербского. Исключительно важное значение для права славянских Церквей имела Кормчая книга святого Саввы Сербского . На происхождение этого сборника в науке существуют разные точки зрения. Русские ученые А. С. Павлов , академик Е. Е. Голубинский считали, что святой Савва сам подобрал греческие источники для своего сборника и перевел их на славянский язык 162 . Однако еще в 19 в. хорватский ученый Б. Ягич высказал предположение о том, что Кормчую перевели русские монахи на Афоне, а святой Савва дал уже готовому славянскому переводу сербскую редакцию 163 . С этой точкой зрения согласились русские ученые – М. Н. Сперанский, А. И. Соболевский, А. В. Соловьев и сербские – Ф. Миклошич, А. Белич 164 . Другие сербские авторы – епископ Никодим (Милаш) , Ч. Митрович – считают, что святой Савва только возглавил работу по составлению и переводу Кормчей, но сам в ней не участвовал 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010