Е.Н. Погожев Икона Пресвятой Богородицы Владимирская Эта икона, благословение московского дворянства Наследнику Цесаревичу Алексею Николаевичу по случаю первого пребывания Его в древней столице, представляет собою Собор Московских чудотворцев, окружающих величайшую святыню Москвы, Владимирскую икону Богоматери. Москва называется часто в древних летописях «Домом Богоматери». Рост Москвы и ее значение таинственно связаны с собором Успения Богоматери. Этот собор заложен собирателем Земли Русской, великим князем Иоанном Даниловичем Калитой, по совету московского первосвятителя Петра. Прозорливый святитель предрек князю, что великая судьба ожидает Москву, если князь поставит в юном городе храм, достойный Богоматери. Царица небес, покрывающая всесильными покровом Своими все православное Русское царство, особенно взыскала милостями Своими царствующий град Москву. Не раз заступлением Богоматери Москва была чудесно спасаема от гибели. И орудием чудес Своих над Москвой Богоматерь избрала Свою икону Владимирскую. Сколько событий, сколько воспоминаний из русского прошлого! Евангелист Лука, по преданию, писал эту икону и, окончив труд свой, показал его Богоматери. Пречистая произнесла тогда: «Отныне ублажат Мя вси роди» и прибавила: «Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет». И эта всесильная благодать Богоматери обращала в бегство могущественные полки, умилостивляла грозный гнев Божий, хранила Москву от бед или из бед возносила ее к высшей славе. Икона Владимирская из Иерусалима перешла в Царьград, оттуда в двенадцатом веке перенесена в Россию. Благоверный великий князь Андрей Боголюбский перевез икону в свою столицу, Владимир на Клязьме, и в два года воздвиг для нее великолепный собор. Икона ходила в поход Андрея против Камских Болгар, и пред решительной битвой князь, молясь пред иконой, воскликнул: «Всяк уповаяй на Тя, Владычице, не погибнет...» Болгары были разбиты, и, когда на поле битвы стали петь молебствие, совершилось великое знамение: в виду всего войска от иконы заблистал свет, озаривший всю местность.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Владимирская Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Владимирская икона Божией Матери. Праздники из ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери в Вологде. 1549 г. (ВГИАХМЗ). Часто в интернете эту икону неверно называют Флорищевской иконой. Файл 362.jpg:   Размер: 1241x1754, 2.18 MPix, 658 Kb. Дата: 2009-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (697) , (35) . Описание: Владимирская «Оптинская-Новодивеевская» икона Божией Матери. Иером. Даниил (Болотов)? 50-70-е гг. XIX в. (Новодивеевский мон-рь, Спринг-Валли. США) Файл 12254.jpg:   Размер: 323x400, 0.13 MPix, 48 Kb. Дата: 2011-04-13, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (261) , (8) . Описание: Икона Божией Матери «Владимирская» с предстоящими ювелир: Ахапкина Светлана художник: Соколова Елена скань, расписная эмаль, роспись по эмали. Файл 12647.jpg:   Размер: 450x555, 0.25 MPix, 458 Kb. Дата: 2011-05-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (267) , (11) . Описание: Икона в окладе " Богоматерь Владимирская " . Дерево, масло; оклад - серебро. Россия, Москва, мастер Тихонов Афанасий, пробирный мастер Дубровин Н.Д., 1838г. Файл 13558.jpg:   Размер: 525x700, 0.37 MPix, 165 Kb. Дата: 2011-09-22, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (217) , (8) . Описание: Икона «Богоматерь Умиление Владимирская». Первая треть XV века (1410-е) Из Успенского собора Московского Кремля. ГММК (Успенский собор) Файл 18002.jpg:   Размер: 900x1373, 1.24 MPix, 171 Kb. Дата: 2012-06-13, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (228) , (9) . Описание: Богоматерь Владимирская «Насаждение древа...» Ушаков Симон Федорович (1626–1686) 1668 г. 104 × 61 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Файл 19031.jpg:   Размер: 2415x3990, 9.64 MPix, 2291 Kb. Дата: 2012-08-13, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (208) , (4) . Описание: Была загружена кем-то как " Межетская чудотворная икона Божией Матери " , не соответствует общепринятой иконографии Мещетской иконы.

http://pravicon.com/icon-58-photo

I. Вечными памятниками чудесной помощи Царицы небесной страждущим христианам служат многочисленные чудотворные Ея иконы, украшающия землю русскую. Между ними издревле благоговейно чтится на святой Руси образ Боголюбской Божией Матери, празднество в честь коего ныне совершается. Эта чудотворная икона написана была в двенадцатом веке, по повелению св. благоверного великого князя Андрея Георгиевича Боголюбского. Отправляясь в 1157 году из Вышгорода на свою родину, в землю Суздальскую, благочестивый князь, по совету своих бояр, взял с собою бывшую там в Девичьем монастыре Владимирскую икону Богоматери. Во время своего путешествия из Вышгорода в Ростов он не переставал совершать молебные пения пред иконою Богоматери. Когда подъезжали к городу Владимиру, то в одном месте вблизи реки Клязьмы лошади, запряженные в сани, в которых везли св. икону, остановились. Несколько раз переменяли лошадей, но ни одна из них не могла сдвинуть с места тех саней. Великий князь велел тогда раскинуть палатки и затем вместе с сопровождавшими его лицами долго молился пред иконою Богоматери. Ему явилась тогда Божия Матерь с хартиею в руке и повелела остаться навсегда во Владимире, а на том месте (в десяти верстах от города) построить монастырь и храм во имя Рождества Богородицы. Благочестивый и богобоязненный князь не замедлил исполнить повеление Царицы небесной и воздвиг на месте явления Ея монастырь, назвав его Боголюбовым. В то же время для прославления этого чудесного события он повелел иконописцам изобразить пресветлый лик Богоматери в том виде, в каком Она явилась ему. Ново-написанную икону назвали Боголюбивою и положили праздновать ей ежегодно 18 июня. Окрестные жители вскоре стали почитать ее, как чудотворную. В 1771–72 году во многих местах России, особенно в Москве и Владимире, свирепствовала страшная и губительная моровая язва. Народ целыми сотнями умирал от страшной заразы, и никакие врачебные средства не могли спасать заболевавших от мучительной смерти. Тогда некоторые благочестивые жители г. Владимира испросили себе позволение принести в город из Боголюбова монастыря чудотворную икону Боголюбской Божией Матери для совершения ей всенародных молебствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > История византийской Владимирской иконы Богоматери И ее влияние на русскую иконографию 07.09.2023 1252 Время на чтение 11 минут Согласно легенде икона Владимирской Богоматери попала в Константинополь из Иерусалима в V в. н. э. при Императоре Феодосии. На Руси икона привезена из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от патриарха Луки Хризоверха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Князь Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году. При нашествии полчищ татарского хана Батыя, когда 7 февраля 1237 года Владимир подвергся страшному разорению, икона осталась совершенно целой и невредимой, как верный залог спасения русского народа в будущем. История Боголюбской иконы Божией Матери прямо взаимосвязана с Владимирской и является одной из древнейших чудотворных икон Древней Руси, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о Ее явлении ему. Св. блг. кн. Андрей Боголюбский увозит Владимирскую икону Божией Матери из Вышгорода во Владимир. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI в. Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому Возрождению (1057 – 1185). Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение. Владимировская икона. XII в. Константинополь (?). По церковному преданию икону написал евангелист Лука Изображение относится к типу Елеуса (греч. милующая от λεος – сострадание, сочувствие), Элеуса, Умиление – один из основных типов изображения Божьей Матери в византийской и древнерусской иконописи. Среди чтимых константинопольских икон базилики Богородицы во Влахернах мог быть образ Богородицы «Ласкающая», возможным его списком некоторые исследователи (О.Е. Этингоф. «Образ Богоматери», М., 2000г., С.,149) признают Владимирскую икону Божьей Матери. Одним из аргументов в пользу этой версии выступает близость форм почитания обеих икон в Византии и на Руси. Они обе были выносными, связанными с традицией пятничных крестных ходов из Влахерн в Халкопратию.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/07/...

"/> "/> Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Праздник Боголюбской иконы Божией Матери 1 июля Русская Православная Церковь отмечает праздник Боголюбской иконы Божией Матери. Боголюбская икона Божией Матери. Список XVII в. Боголюбская икона Божией Матери Статья из т. V «Православной Энциклопедии» Боголюбская [Боголюбовская] икона Божией Матери (празд. 18 июня ст. ст, (1 июля), чудотворный образ 3-й четв. XII в. Первоначально икона находилась в соборе в честь Рождества Богородицы Боголюбского монастыря близ Владимира, после его разрушения в 1-й четв. XVIII в. была помещена в соборе с престолом того же посвящения, возведенном в 1751-1756 гг. на месте древнего. Во 2-й пол. XIX в. Боголюбскую икону Божией Матери перенесли в новый монастырский собор (1866), названный в ее честь. После закрытия монастыря в 20-х гг. XX в. икону поместили в приходскую ц. во имя святых Иоакима и Анны в Боголюбове, а позднее - в Успенский собор во Владимире. В 1946 г. Боголюбская икона Божией Матери поступила во Владимирский областной краеведческий музей, а в 1992 г. была передана в Успенский собор Княгинина в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря во Владимире. Иконография. Боголюбской иконы Божией Матери принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы, распространенному в визант. искусстве XI-XII вв.: Богоматерь представлена в рост с молитвенно воздетыми руками, Ее фигура обращена вправо, взор направлен вверх к благословляющему Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте. Свиток в руке Богоматери, дописанный позднее, сближает Боголюбскую икону Божией Матери с иконографией Богоматери Параклисис (Заступница). Некоторые аналогии средневизант. времени (изображения на печатях, эмалевая пластина на Хахульской иконе Божией Матери), гравированное изображение Богоматери на русском серебряном ковчеге XV в. (СПГИАХМЗ)) позволяют предположить, что первоначально Богоматерь была представлена в молении перед благословляющей десницей Иисуса Христа в небесном сегменте. На Боголюбской иконе Божией Матери в отличие от др. изображений молящейся Богоматери, сопоставленных с отдельным образом Иисуса Христа, голова Богоматери чаще всего опущена и взгляд не устремлен на Христа. Изображения кн. Андрея Боголюбского на иконе, вопреки мнению Н. Н. Воронина (Из истории русско-византийской церковной борьбы. С. 217), никогда не существовало.

http://sedmitza.ru/text/415130.html

Сказание об иконе Богоматери Владимирской Текст приводится по изданию: Книга Степенная царского родословия — ПСРЛ Т. XXI. СПб., 1908. С 424—440. Повесть на стретение чюдотворьнаго образа Пречистыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария, его же написа богогласный евангелистъ Лука, самовидно зря на истинную Богородицу при животе Ея; и како божественная та икона бысть въ Росийстей земьли: первое во граде Киеве и въ Вышеграде, въ церкви преславно на воздусе являяся; и како прииде во градъ Владимеръ и отнеле же нарицашеся икона Владимерская; и Ея же ради вины прииде въ боголюбивый царьствующий градъ Москву и паче надежда сугубо чюдесно шбавление намъ содея отъ нахождения безбожьнаго и зловернаго царя Темирь Аксака; и о составлении монастыря, идеже сретоша той пречестный Богоматери образъ. Благослови отьче. Титла 1 Аще и всякому языку непостижно есть и недоуменно, еже по достоиньству похвалита Пресвятую Чистую и Преблагословенную Владычицу нашу, сущую Богородицу, честнейшую всехъ небесныхъ воиньствъ, Юже и те сами анггели не возмогутъ доумети еже достодолжьно воспети Ея, но обаче мы землении отъ усердия и веры, елико возмогающе и елико сама Богомати изволение подастъ достойно, яко во истинну и въ лепоту воспоминати и, божествене торжествующе, праздновати преславная и неизглаголанная предивная Тоя чюдесная благодеяния и великое милосердие, яже къ роду християнскому. Яко же и настоящий сий праздникъ Богоматери, преславное стретение чюдотворнаго Ея древняго образа, ныне же обыче нарицатися икона Владимерская, юже при животе Ея написалъ богогласный евангелию Христову списатель, премудрый апостолъ Лука и зряше невидение тоя и прочая подобия тоя начерта въ образъ возраста средние меры, святое же и благодатное лице Ея мало окружия продолжайши, носъ доброгласне лежащь на десно приблизъ пречистаго лица Превечнаго Ея Младеньца Господа нашего Исуса Христа, персты же богоприемныхъ Ея рукъ тонкостию истоньчени. И всю святую икону сию преукрашенно совершивъ, и къ самой Богородицы принесе. Она же, милостивнейшии Свои очи на икону возложьши, радостно глаголаше: «Благодать Моя съ тобою.» И древнее Свое пророчество прирече: «Се бо отныне блажатъ Мя вси роди.» И таковымъ непременнымъ обещаниемъ неизреченная милость Богоматери и до нашего Росийскаго рода достиже.

http://sedmitza.ru/text/443493.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Владимирская икона Божией Матери. Икона не позд. XII в., Константинополь (?). Московский Никольский храм в Толмачах при ГТГ Владимирская икона Божией Матери , одна из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы , по преданию, была написана Евангелистом Лукой . Празднование 21 мая , 23 июня , 26 августа По желанию благочестивых современников апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Младенцем на руках. Когда иконописец принес эту и две другие иконы Богородице, Она повторила пророческие слова, сказанные праведной Елизавете: " Отныне ублажат Мя вси роди " , – присовокупив, – " …благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами " . Владимирская икона Божией Матери писана, как гласит предание, на доске того стола, за которым в юности Спасителя трапезовали Иисус Христос , Дева Мария и Иосиф Обручник . Она единственная икона в России, которая дошла до наших дней в первозданности. Это не список, не копия, а подлинная святыня, прошедшая сквозь два тысячелетия. На правой руке Божией Матери сидящий, прильнувший к ней Младенец. Богомладенец тесно прижался щекой к лицу Пресвятой Богородицы и обнимает ее за шею. Из-под покрова на голове Богородицы (мафория, или омофора) видна Его ручка. Левая ножка Спасителя чуть согнута и видна ступня (говорят " пяточка " ), по которой и узнают Владимирскую икону. Левая рука на уровне груди чуть касается одеяния Спасителя. Образ Богоматери почти лишен движения: голова наклонена к Младенцу, руками Она поддерживает Иисуса Христа. Головы Богоматери и Младенца обращены друг к другу. До 450 г. икона пребывала в Иерусалиме , до XII века – в Царьграде (Константинополе), а далее ее судьба связана с Россией . Цареградский патриарх отправил святыню в Киев Юрию Владимировичу Долгорукому . Это было свидетельством признания утвердившегося на Руси христианства.

http://drevo-info.ru/articles/3589.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «О благоукрасителях святых Божиих церквей...» (Телепрограмма, 01.10.05) (комментарий в русле истории) Феодоровская икона Божией Матери Из истории чудотворного образа Список Федоровской иконы Божией Матери, конец XVII в. Во время опустошения Русской земли татарами, под предводительством Батыя, был ими также разорен и Городец Волжский, где в храме находилась запрестольная икона Богородицы. По преданию, написан был образ св. апостолом и евангелистом Лукой. На этой иконе Богоматерь была изображена с Предвечным Младенцем на правой руке; правая нога Младенца была простерта и покрыта ризою Богоматери; левая согбена и обнажена по колено. На другой стороне образа изображена святая мученица Параскева-Пятница. В 1239 году 16-го августа брат св. великого князя Александра Невского Костромской князь Василий Ярославич, по прозванию Квашня (впоследствии – великий князь Владимирский), отправился на охоту в густой лес, находившийся в версте от Костромы. Во время охоты недалеко от князя пробежал какой-то зверь. Князь бросился преследовать его, заехал в чащу леса и, потеряв след зверя, остановился. Вдруг он увидел пред собою на дереве образ Богоматери. Пораженный этим видением, князь сошел с коня. Поняв, что эта икона явилась чудесно, хотел взять ее; но едва прикоснулся к ней, как икона поднялась на воздух. Князь, пав на колени, долго молился пред образом. Икона спустилась на прежнее место. Но едва князь опять протянул руку, как икона снова поднялась на воздух. Подлинник чудотворной Феодоровской иконы Боогородицы Князь Василий тотчас отправился в Кострому и известил о явлении иконы священнослужителей. Духовенство, облачась, с крестным ходом, в сопровождении множества народа торжественно отправились к месту явления иконы. Придя на указанное князем место, все увидели икону на сосновом дереве. После молитвы, священники с благоговением подошли к иконе, беспрепятственно взяли ее и отправились в город. Все жители города, оставшиеся дома, вышли на сретение Богоматери и с умилением припадали пред Нею. Икону поставили в соборном Успенском храме Костромы, в приделе Феодора Стратилата. На другой день к литургии в собор пришел князь Василий с боярами и вельможами. Жители, подойдя к князю, сказали ему: «Вчера, до отбытия твоего на охоту, мы видели, что эту самую икону нес по городу какой-то человек в богатой воинской одежде: он очень сходен со святым великомучеником Феодором Стратилатом, как изображается он на иконе». Вследствие чудесного видения, бывшего гражданам Костромы и еще потому, что икону поставили в приделе собора, выстроенном в честь святого великомученика Феодора Стратилата, святую икону, найденную князем, назвали Феодоровскою. Празднование ей было установлено в день чудесного обретения – 16 (29 н.ст.) августа.

http://sedmitza.ru/text/403371.html

В царствование Бориса Феодоровича Годунова, в 1603 году, при храме Воскресения Христова, в Кевроле, на реке Пинеге, жил игумен Варлаам. Он имел список с Владимирской иконы Богоматери, к которому питал большое уважение и с которым никогда не расставался. На старости лет, чувствуя, что время кончины его приближается, он задумал передать эту икону некоему юродивому Харитону, человеку праведной и богочестной жизни. Однако Бог устроил иначе. Однажды, придя в свою келью, Варлаам задремал; и вот он видит во сне, что двери кельи отворились, и некая Жена говорит ему: «Зачем ты, старец, хочешь отдать икону Пресвятой Богородицы мужу неискусному? Лучше отдай ее вдовому попу Мирону. Бог хочет прославить иконой этой место Черной горы». Пробудившись от сна, Варлаам недоумевал, кто бы это был вдовый поп Мирон, ибо такого священника он не знал. Но по Божьему соизволению поп Мирон сам пришел к Варлааму. Он священствовал в деревне Юролы, версты за две от Черной горы, и в Кевролу пришел для сбора святительской дани. Когда он явился к игумену Варлааму, то последний стал расспрашивать его о Черной горе. Мирон отвечал: «Есть такая гора, но она необитаема. Думаю, что она удобна для монашеской жизни, и верую, что Господь не оставит сего места». Выслушав ответ Мирона, Варлаам в свою очередь поведал о видении, бывшем ему, и о том, что он по Божьему соизволению вручит ему Владимирскую икону. Сказав это, игумен повел Мирона в церковь, где находилась сия икона Богоматери, облачился в священные ризы и отслужил перед ней молебен. Горячо молился он перед образом Богоматери и затем отдал его Мирону, сделав на задней доске ее следующую надпись: «Божией милостью и молитвами Пресвятой Богородицы, Ее явлением, Воскресенской игумен Варлаам, Кеврольския десятины, благословил вдового попа Мирона образом Пречистыя Богородицы сея иконы, и по Ея явлению велел строити пустыню на Черной горе, где Она произволила». Взяв икону, Мирон отправился домой и поставил ее в церкви села Юролы; идти же на Черную гору он не мог вследствие зимнего времени и глубоких снегов.

http://pravicon.com/info-1500

На месте, где в настоящее время находится Сретенский монастырь, в древности было Кучково поле, служившее местом казни преступников. Так, в летописи имеется запись, что здесь в 1378 году был казнен тысяцкий Иван Васильевич Вельяминов со своим сообщником купцом Некоматом, противившиеся великому князю Дмитрию Иоанновичу Донскому. В 1385 году здесь была построена небольшая церковь во имя преподобной Марии Египетской. Спустя десять лет грозный ордынский царь Темур-Аксак с несметными силами вторгся в пределы России, сжег город Елец, избил массу народа и устремился к Москве. Великий князь московский Василий Дмитриевич выступил навстречу врагу с войсками в г. Коломну, а управлять Москвою поручил своему дяде князю Владимиру Андреевичу Храброму, герою Куликовской битвы. Великий князь Василий Дмитриевич, глубоко веруя в заступление Царицы Небесной, написал к Московскому митрополиту Киприану, чтобы из Владимира была принесена с подобающей честью чудотворная икона Владимирской Божией Матери, написанная, по преданию, святым евангелистом Лукою. Желание великого князя было исполнено, и 26 августа 1395 года чудотворная икона Владимирской Божией Матери была принесена в Москву. Навстречу этой святой иконе из Кремля направился крестный ход, и на Кучковом поле чудотворная икона была встречена москвичами; с крестным ходом икону понесли в Успенский собор; народ падал ниц пред святыней, восклицая: «Мати Божия, спаси землю русскую», и совершилось чудо: завоеватель Темур-Аксак в самый день 26 августа поспешно оставил русскую землю. Летописцы сообщают, что в тот самый день и час, когда москвичи на Кучковом поле встречали икону Владимирской Божией Матери, татарский хан дремал в шатре, и ему представилось видение: с вершины высокой горы сходили к нему святители с жезлами, а над ними в лучезарном сиянии Божия Матерь, окруженная множеством воинов, вид которых был как молния и которые устремились на Темура. Проснувшись, хан страшно испугался и поспешно оставил пределы русской земли. Великий князь Василий Дмитриевич в благодарность Господу Богу за избавление России от разорения татарами заложил на Кучковом поле храм во имя Владимирской Божией Матери и в нем поставил точный снимок с чудотворной иконы Владимирской Божией матери, а при этом был основан Сретенский монастырь. Сама чудотворная икона была поставлена в Кремле, в соборном храме Успения Богоматери, где находится и в настоящее время. В память избавления России от нашествия татар 26 августа установлен в 1395 году в Сретенский монастырь крестный ход.

http://pravoslavie.ru/32868.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010