Будучи ежедневно занятой на богослужениях, мать Евпраксия не могла выполнять все заказы самостоятельно, поэтому ей помогали другие сестры. «Батюшка очень любил это свое горнее гнездышко — скит, хотя по болезни ему было трудно часто туда подниматься, — писала позднее духовная дочь отца Игнатия монахиня Игнатия (Пузик). — Комнатка скита помещалась на чердачной клетке большого семиэтажного дома, стоящего к тому же на порядочной горке. Широкое окно комнаты открывало прекрасный вид на Москву. Среди множества высоких зданий виден был и купол колокольни Петровского монастыря, и главы его церквей. Множество огоньков зажигалось в городе вечером; особо далекой и захватывающей дух становилась тогда перспектива, а сам скит, его тихая комнатка, озаренная светлым образом Знамения Матери Божией, жила совсем иной, тихой и странной жизнью, отделенной от всех этих мерцающих огоньков». Еще одно потрясающее по своей лаконичной выразительности материальное свидетельство — так называемое подобыскное Евангелие, написанное чернилами при помощи пялец на тонкой льняной ткани и предназначенное для нелегальной передачи за решетку. Обернутое вокруг тела, Евангелие было успешно пронесено в лагерь, а затем вернулось на волю после освобождения заключенного. В экспозицию оно попало из частного собрания. Образы. Русь уходящая К 1923 году в Высоко-Петровском монастыре остались всего трое прежних насельников. Но именно в эти годы обитель становится одним из духовных центров столицы. Происходит это с прибытием сюда старцев Смоленской Зосимовой пустыни во Владимирской губернии. Одна из славнейших и старейших обителей русского иночества, пустынь была воссоздана на станции Арсаки в конце XIX века. Ее игумен преподобный Герман (Гомзин) выстраивал монастырь на общежитийных началах. Зосимовское богослужение славилось своей возвышенностью. Но подлинной духовной «визитной карточкой» Зосимовой пустыни стало старчество, воспитание опытными подвижниками новоначальных монахов. Эту практику зосимовские старцы и принесли с собой в Высоко-Петровский монастырь в 1923 году, после того как их родной дом оказался разорен.

http://e-vestnik.ru/history/podpolnye_mo...

На молитвенную память Предстоятель Украинской Православной Церкви преподнес в дар Патриарху Варфоломею панагии и крест. В ответном слове Предстоятель Константинопольского Патриархата рассказал о миссионерских трудах константинопольских священнослужителей по просвещению Руси в начале X века, о том, как приняла крещение святая равноапостольная княгиня Ольга – бабушка равноапостольного князя Владимира, просветителя Руси. Патриарх Константинопольский Варфоломей I высоко оценил деятельность Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по сохранению плодов Крещения в трудную пору гонений на веру и те усилия, которые сегодня предпринимает Предстоятель Русской Православной Церкви для сохранения православного единства. Кроем того, Предстоятель Константинопольской Православной Церкви выразил глубокое сожаление в связи с тем, что в наши дни на украинской земле существует церковное разделение. В качестве памятного дара Патриарх Варфоломей вручил Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II архиерейский посох, а митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру – образ святого равноапостольного великого князя Владимира, небесного покровителя Предстоятеля Украинской Православной Церкви. «Усердием и подвигом святого равноапостольного князя Владимира водою и Духом была просвещена Русская земля. Со временем свет этого Крещения распространился от Балтики до Дальнего Востока, от северных морей до пустынь Средней Азии. Это стало возможно, потому что из множества племен в Киевской купели родился один благочестивый и сильный христианский народ», – подчеркнул Патриарх Алексий в своем поздравлении после совершения Божественной литургии на Владимирской горке. По словам Предстоятеля Русской Православной Церкви, и до сего дня первопрестольный Киев является «матерью городов русских»; здесь находится южная столица русского православия. Ныне как никогда необходимо дорожить историей, ведь в противном случае «мы подвергаем опасности наше общее будущее», отметил Патриарх Алексий. «И сегодня мы благодарим Ваше Святейшество за выраженную приверженность каноническим устоям Церкви. Именно на этом незыблемом основании должно созидаться благополучие Поместных Церквей и стройное здание православного единства», – сказал Патриарх Алексий, напомнив, что на протяжении всей своей истории Русская Православная Церковь «деятельно трудится для процветания всего православного мира», а ее верные чада не раз проливали кровь «за свободу и благополучие своих собратьев в Греции, на Балканах, на Ближнем Востоке».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Чебоксарский Спасо-Преображенский женский монастырь на Владимирской горке Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Чебоксарский Спасо-Преображенский женский монастырь находится на месте, называемой Владимирской горкой. В 1716 году берет начало история будущей святой обители, неоднократно разрушавшейся, но снова восстанавливающейся. Именно в это время на Владимирскую горку приезжает святитель Казанский Гурий с Владимирской иконой Божией Матери, чтобы благословить место для строительства крепости — Чебоксары. В честь встречи был заложен Сретенский монастырь с храмом Владимирской иконы, а люди с той поры так и прозвали место Владимирской горкой. Монастырь предоставляет паломникам места в гостинице и питание. Содержание История [ править править код ] Чебоксарский Спасо-Преображенский женский монастырь находится на месте, называемой Владимирской горкой. В 1716 году берет начало история будущей святой обители, неоднократно разрушавшейся, но снова восстанавливающейся. Именно в это время на Владимирскую горку приезжает святитель Казанский Гурий с Владимирской иконой Божией Матери, чтобы благословить место для строительства крепости — Чебоксары. В честь встречи был заложен Сретенский монастырь с храмом Владимирской иконы, а люди с той поры так и прозвали место Владимирской горкой. Городские пожары, крестьянские бунты, а также тяжбы за монастырскую землю привели в упадок Сретенскую обитель. Вскоре ее закрыли. Так на этом месте остается один лишь Владимирский храм. Владимирская пустынь долгое время находится почти в развалинах. Но, в 1899 году возвращается монашеская жизнь. Покровительство над монастырем взяла настоятельница Космодемьянского женского монастыря игуменья Варвара. Статус монастыря Спасо-Преображенская Чебоксарская обитель так и не получила, наступил 1917 год. Решением советской власти монастырь был закрыт, но и после разрушения монастыря многие чебоксарцы хранили память о нем. Свою новую страницу Спасо-Преображенский монастырь открыл в 1989 году. В 1990г. Высокопреосвященнейший архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава благословил восстановить монашескую жизнь в монастыре. Церковь Иконы Божией Матери Владимирская увенчивает святую обитель до сего дня.

http://azbyka.ru/palomnik/Чебоксарский_С...

Чебоксары. Спасо-Преображенский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Чебоксарский Спасо-Преображенский женский монастырь находится на месте, называемой Владимирской горкой. В 1716 году берет начало история будущей святой обители, неоднократно разрушавшейся, но снова восстанавливающейся. Именно в это время на Владимирскую горку приезжает святитель Казанский Гурий с Владимирской иконой Божией Матери, чтобы благословить место для строительства крепости - Чебоксары. В честь встречи был заложен Сретенский монастырь с храмом Владимирской иконы, а люди с той поры так и прозвали место Владимирской горкой. Городские пожары, крестьянские бунты, а также тяжбы за монастырскую землю привели в упадок Сретенскую обитель. Вскоре ее закрыли. Так на этом месте остается один лишь Владимирский храм. Владимирская пустынь долгое время находится почти в развалинах. Но в 1899 году возвращается монашеская жизнь. Покровительство над монастырем взяла настоятельница Космодемьянского женского монастыря игуменья Варвара. Статус монастыря Спасо-Преображенская Чебоксарская обитель так и не получила, наступил 1917 год. Решением советской власти монастырь был закрыт, но и после разрушения монастыря многие чебоксарцы хранили память о нем. Свою новую страницу Спасо-Преображенский монастырь открыл в 1989 году. В 1990 году Высокопреосвященнейший архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава благословил восстановить монашескую жизнь в монастыре. 21 сентября 1990 г. в праздник Рождества Пресвятой Богородицы состоялось торжественное открытие монастыря, обитель получила статус Спасо-Преображенского монастыря. http://www.wix.com/cheboksarymon/ru#!history Чебоксарский Спасо-Преображенский женский монастырь находится на месте, называемой Владимирской горкой. Первое упоминание о Владимирской горке находится в летописи 16 века по Казанско-Свияжской епархии. В 1555 г. по указу Иоанна Грозного из Москвы в новоучрежденную Казанскую епархию с целью миссионерства отправился архиепископ Гурий. Вскоре он прибыл в Чебоксары и благословил город иконой Владимирской Божией Матери. Здесь первым его архипастырским распоряжением было утверждено место для соборной церкви Введения Богоматери в Чебоксарах. Место встречи знаменитой иконы было названо Владимирской горкой. В честь встречи городской святыни в 1716 г. была основана Сретенская мужская пустынь с храмом, посвященным иконе Владимирской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=05007

Слово Святейшего Патриарха Алексия после Божественной литургии на Владимирской горке в Киеве 27 июля 2008 г. 15:23 В воскресенье 27 июля после Божественной литургии на Владимирской горке в Киеве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к верующим с Первосвятительским словом . Ваше Святейшество, возлюбленный о Господе Предстоятель Константинопольской Православной Церкви, Ваши Блаженства, Блаженнейший и возлюбленный Владыка Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, дорогие собратья архиереи, всечестные отцы, братья и сестры! С особым чувством мы совершили ныне Святое Таинство Евхаристии — Благодарения. Проникая мыслью сквозь столетия и обращаясь к событиям Крещения древних русичей, мы как их прямые потомки и наследники всем сердцем, всей душой и всем помышлением благодарим Всемогущего Бога за излиянную некогда на них, а через них и на нас — благодать Святого Духа. Усердием и подвигом святого равноапостольного князя Владимира водою и духом была просвещена Русская земля. Со временем свет этого Крещения распространился от Балтики до Дальнего Востока, от северных морей до пустынь Средней Азии. Это стало возможно, потому что из множества племен в Киевской купели родился один благочестивый и сильный христианский народ. Опираясь на помощь Божию, наш народ смог не только выстоять, пройти через различные исторические невзгоды, испытания, но разрастись и построить свою собственную христианскую цивилизацию. Под действием исторических обстоятельств церковный центр Святой Руси не раз перемещался. После Киева был Владимир, затем Москва, Санкт-Петербург и вновь Москва. Но первопрестольный Киев, матерь городов русских, не только не утерял своего значения, но более того, исполнился сил и является ныне одним из важнейших центров, южной столицей Русского Православия. Мы хорошо знаем и помним, что у истоков Православия на Руси стояла Святая Константинопольская Церковь, пастыри которой крестили киевлян в днепровской купели. Воспоминание об этом великом событии крепко и навсегда соединяет нас с Церковью-Матерью, как и вся последующая история, исполненная многими и славными деяниями. Мы с благодарностью вспоминаем патриарха Константинопольского Дионисия, который благословил в далеком уже от нас XVII веке воссоединение некогда единой, но затем по стечению исторических обстоятельств разделенной Русской Церкви. Этого соединения чаял епископат, клир, благочестивый народ и власти Украины, так же как и епископат Патриархата Московского, значительная часть которого состояла из украинцев, выпускников Киево-Могилянской академии.

http://patriarchia.ru/db/text/441185.htm...

Святейший Патриарх Алексий: «Сегодня перед памятником святому князю Владимиру мы почувствовали единство Вселенского Православия» 27 июля 2008 г. 14:31 На Владимирской горке завершилась Божественная литургия , служение которой возглавили Предстоятели Поместных Православных Церквей. По окончании Литургии к верующим обратился Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир , который подчеркнул значимость празднуемого события — 1020-летия Крещения Руси, и выразил уверенность, что «по молитвам святого князя Владимира в нашей Церкви возобновится мир, понимание и единство». К собравшимся также обратился Патриарх Константинопольский Варфоломей , который зачитал свое обращение по-гречески. Перевод обращения зачитал председатель ОВЦС Украинской Православной Церкви архимандрит Кирилл (Говорун). В своем обращении Патриарх Варфоломей рассказал об истории взаимоотношений Константинопольского Патриархата и украинского Православия и высказал большую радость о том, что «здесь сегодня вместе с нами служит Святейший Патриарх Алексий — наш возлюбленный брат». Свое выступление Константинопольский Патриарх завершил фразой на русском языке: «Пусть Бог благословит украинский народ». В память о совместном служении Патриарх Варфоломей вручил Святейшему Патриарху Алексию архиерейский посох, а Блаженнейшему митрополиту Владимиру — икону святого равноапостольного князя Владимира. Затем к пастве обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , отметивший, что «свет события, которое произошло здесь 1020 лет назад, распространился со временем от Балтики до Дальнего Востока, от северных морей до пустынь Средней Азии». Предстоятель Русской Церкви поблагодарил Константинопольского Патриарха за подарки и за теплые слова в свой адрес. В своем слове Святейший Патриарх Алексий также выразил благодарность Патриарху Варфоломею за приверженность каноническим устоям Церкви и отметил, что «сегодня мы почувствовали единство Святого Православия здесь, перед памятником святому князю Владимиру». После этого Святейший Патриарх Алексий благословил начало многотысячного крестного хода, который проходит от Владимирской горки к Киево-Печерской лавре. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/440680.htm...

215 Ивановский 2-го класса общежительный женский монастырь на Ивановской горке – основан в XV в.; в современном виде весь выстроен в 1861–1878 гг. К 1917 г. в обители было два храма: собор Усекновения главы Иоанна Предтечи (с приделами Казанской иконы Божией Матери и Свт.Николая) и церковь прав.Елисаветы. При монастыре была иконописная школа для сестер и ясли для детей. На 1907 г. при одной игумении насчитывалось 20 монахинь и 260 рясофорных послушниц и проживающих на испытании. Монастырь был закрыт в 1918 г. и превращен в концлагерь. 216 Смоленская Зосимова пустынь в Александровском уезде Владимирской губернии – основана в конце XVII в., несколько раз упразднялась и вновь восстанавливалась, с 1867 г. приписана к Троице-Сергиевой Лавре, но окончательное и устойчивое существование получила в конце XIX в. В 1920 г. Зосимову пустынь превратили в сельхозартель, а в 1923 г. – закрыли (последняя Литургия была отслужена 5.5.1923 – на след. день после Вознесения). Начало возрождению обители положило письмо иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Филадельфа (Боголюбова), в схиме Моисея, епископу Владимирскому Евлогию с просьбой об открытии пустыни, написанное 15.3.1992, в день чествования Державной иконы Божией Матери. Летом 1992 г. в обитель приехали первые монахи; 20.6.1993, в день памяти Всех Русских Святых был освящен придел во имя Прпп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, храма Смоленской иконы Божией Матери. 26.7.1994 в пустыни состоялось торжество прославления святого угодника Владимирской земли преп.Зосимы, как местночтимого святого. 217 Иеросхимонах Алексий (Феодор Алексеевич Соловьев, 17.1.1846 – 19.9.1928) – родился в Москве в приходе Симеона Столпника в семье священника. После окончания Московской духовной семинарии (1866) и женитьбы (12.2.1867) на Анне Павловне Смирновой (†27.1.1872) рукоположен во диакона (19.2.1867) и назначен в храм Свт.Николая в Толмачах. Рукоположен во иереи (4.6.1895) и определен пресвитером в Большой Успенский Собор Кремля. Переехал в Зосимову пустынь (24.10.1898), пострижен игуменом Германом (30.11.1898) с именем Алексий, в честь святителя Алексия, митрополита Московского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Зодчего храма Василия на Горке отнюдь нельзя было признать продолжателем самых древних традиций архитектуры Пскова. Совсем другое обращало на себя внимание: то, что при сопоставлении Василия на Горке с памятниками 60-х годов XV в. последние оказались гораздо более архаичными. Это прослеживалось и в технических приемах, более совершенных у Василия на Горке, и в общей компоновке и ее основных принципах, в частности, в построении плана здания, в деталях, в системе декора. Однако для того, чтобы объявить неверной датировку одного из наиболее известных памятников древнерусской архитектуры, не менее ста лет не вызывавшую никаких подозрений, одних сомнений было мало, нужны были какие-то положительные основания. Они обнаружились через некоторое время. Давно уже автор этих строк присматривался к храму Василия на Горке, стараясь приметить следы его первоначальной архитектуры. В первые годы после Великой Отечественной войны, когда храм был поврежден и стоял в запущенном состоянии, с разрушенной северной пристройкой XVII в., с отпавшей кое-где штукатуркой, стали заметными признаки некоторых из его утраченных первоначальных частей и их особенностей. Внизу северной стены придела можно было видеть следы примыкания часовни-усыпальницы, аналогичной той, которую только что тогда открыли из-под позднейшей постройки у южной апсиды церкви Николы на Усохе. Следы эти свидетельствовали и о том, что часовня была одновременна всему храму, а не пристроена позднее. А на западной стене того же придела, вверху, там, где к приделу подходила стена второго яруса галереи, обнаружилась, тоже первоначальная, пята арки большого пролета — свидетельство того, что верхний ярус галереи в свое время открывался наружу большими проемами. Уже тогда показалось странным, что здание, датируемое 1413 г., имело такую же часовню, как и храм Николы на Усохе, построенный в 1535 г. А вывод, что галерея Василия на Горке представляла собой аркаду, был совершенно неожиданным — ведь остатки такой галереи пока что известны в Пскове только при церкви Ильи на Запсковье — памятнике XVII в.

http://sobory.ru/article/?object=00261

Псковские летописи, служащие для нас основным источником письменных данных о памятниках древнепсковской архитектуры, сообщают о том, что в 1377 г. Василий на Горке был расписан. А под 1413 г. в них внесена запись о «свершении» храма, т. е. об окончании его постройки, начатой тогда же. Кроме того, в руках самых первых исследователей псковской старины было еще какое-то, неизвестное нам свидетельство, вероятно письменное, о постройке храма Василия на Горке в 1337 г. Ученые без колебания приняли эти данные за полное отражение всех перепитий жизни храма. Ее течение представлялось ясным и простым: в 1337 г. был построен первый храм Василия на Горке, который в 1377 г. расписали, он существовал 75 лет до 1413 г., когда построили новое здание, дошедшее до нас и немного измененное в конце XVII и в XVIII в. А первый храм, решили ученые, так мало простоял потому, что был деревянным. Все это казалось вполне убедительным, и Василий на Горке и теперь еще слывет как памятник, имеющий точную дату постройки — 1413 г. Он входит в число тех немногих памятников древнепсковской архитектуры, которые, благодаря их определенной датировке, служат как бы опорными вехами в построении важнейших выводов, относящихся к истории архитектуры древнего Пскова. Однако такая датировка казалось надежной лишь до тех пор, пока в результате трудов советских исследователей Пскова не начал выяснятся путь развития псковской церковной архитектуры. По мере того как изучение памятников позволило все более определенно различать некоторые из главных контуров истории архитектуры Пскова, все яснее становилось, что храм Василия на Горке не принадлежит XV в. Сперва пришло сомнение в правильности его датировки 1413 г., а потом полная уверенность, что этот памятник - создание середины XVI в. До недавних пор исследователи архитектуры древней Руси могли сказать про тот или иной псковский храм, что формы его «типичны для Псковской церковной архитектуры XIV-XVI веков». Даже К. К. Романов, отдавший себя изучению древнепсковского зодчества и поставивший задачу найти те черты, которые позволили бы различать по архитектурным особенностям памятники древнепсковского зодчества разного времени, писал в одной из самых последних своих статей, в 1939 г., что «основным типом церковного сооружения XIV — XVI столетий была в Пскове четырехстолпная церковь, с тремя апсидами и одной главой», и находил лишь, что восьмискатные покрытия и соответствующая им обработка фасадов отличали памятники XV-XVI вв. от более древних.

http://sobory.ru/article/?object=00261

Мчатся тройки, мчатся сани, кто кого обгонит , да с маху через костры огненные. Тут и удаль, и веселье, тут и радость, и любовь, и поцелуй горячий в сугробе снежном. Знать, свадеб будет много на Красной горке, после поста Великого! Знать, катать ей яйца красные уже не в девках. А на Красной горке яйца катала вся деревня: игра эта очень азартная и увлекательная. Фомина неделя, следующая после Пасхальной, звалась Красной горкой. На Красной горке начинались свадьбы деревенские. По церковному уставу жил народ крестьянский до тех пор, пока не снял с себя крест: С Крещения Руси православный русский народ жил по церковному кругу: сеял, пахал, выгонял скот на пастбище, и весь труд его и жизнь органично были связаны с верой и жизнью Церкви, в том числе и свадьбы. Им было свое установленное церковное время. Ни Великим постом, ни Рождественским, ни Петровским, ни Успенским свадеб не было. Не было их и под двунадесятые праздники, а также по вторникам под среду, по четвергам под пятницу и по субботам под воскресенье. Благодаря такому уставу, обойти который православный народ и не стремился, к свадьбам готовились как к Тшнству непреложному как к событию, должному быть один раз и на всю жизнь, так как разводов не было. У жениха и невесты было достаточно времени, чтоб проверить себя, и свою привязанность, и любовь друг к друг;. Вот почему браки были прочными. Каждый знал, на что идет и ради чего. Самое большое количество свадеб всегда было после Святок и на Красной горке, потому что им предшествовали шесть недель Рождественского поста и еще 12 дней до Крещения, а с пятницы на Масленой — семь недель Великого поста и вся Пасхальная неделя. Все свадебные коляски и сани с женихами и невестами в церковь и обратно мчались мимо нашего дома. На масленичные гулянья мы ходили с мамой в Вертьяново — деревню чуть ли не в тысячу дворов, вытянувшуюся в одну улицу по другому берегу Вучкинзы километров на пять. Там было достаточно места для скачек и на тройках, и на санях, и на розвальнях. Возвращаясь к Красной горке с катанием яиц, расскажу подробно об этой игре. Из длинной строганой доски делается горка, под которую подставляются сколоченные козла. Играющих чем больше, тем интересней. Яйца катают все: и парни, и девчата, и стар, и млад. Катя с горки свое яйцо, ты должен его так нацелить, чтоб ударить им любое яйцо играющих, каждый знает свое яйцо. Если ты своим яйцом задел чье-либо, то оно твое. Вот и вся игра, но крику, визгу, радости и огорчению — нет конца. Мы с мамой всегда ходили на такие игрища. Веселья много, и без всякого мата, поверьте мне. Хоть и под колпаком мы, дети, росли, но словечки некие все же знали, не понимая их житейского смысла. Все пришло потом, когда вдребезги был разбит колпак и патриархальный наш дом был растащен по бревнышкам теми самыми гегемонами, но без всякой цели и пользы для них самих, людей и общества. Как всегда, разрушали «до основания» — ничего построить не сумели и не смогли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010