1941 г. жившим здесь подпольно архим. Леонтием (Филипповичем) . 26 нояб. того же года архиереями автономной Украинской Церкви архим. Леонтий был хиротонисан во епископа Бердичевского, викария Волынской епархии, с поручением ему временного управления Волынско-Житомирской епархией. Летом 1943 г. на территории Житомирщины действовали 300 приходов автономной Церкви и ок. 100 приходов УАПЦ, были возобновлены житомирский Богоявленский муж. мон-рь, овручский во имя свт. Василия Великого жен. мон-рь , Свято-Георгиевский мон-рь в пос. Любаре, создана жен. обитель при Успенской ц. на Подоле в Житомире, в городе открылись краткие богословские курсы. В 1943 г. в крещенском крестном ходе в Житомире, где действовало 6 храмов, участвовали до 20 тыс. православных. В 1943-1944 гг. все епископы УАПЦ и часть епископов автономной Церкви бежали вместе с нем. войсками. После освобождения Украины было проведено новое административно-территориальное деление республики, что повлияло и на границы епархий. Так, на территории бывш. Волынской епархии в 1944 г. были созданы 2 кафедры: Волынско-Луцкая (см. Луцкая и Волынская епархия ) и Житомирско-Овручская, часть территории вместе с Почаевской лаврой вошла во Львовско-Тернопольскую епархию. Границы Житомирско-Овручской епархии совпадали с границами Житомирской обл. УССР. В 1945 г. в епархии насчитывалось 300 приходов, в 1961 г.- 221, в 1970 г.- 174, в 1988 г.- 142 прихода. В 1945-1947 гг. 13 клириков епархии были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1944-1949 гг. было репрессировано 29 священнослужителей. К 1947 г. был закрыт возобновленный во время войны Богоявленский мужской мон-рь в Житомире, в 1958 г.- Свято-Василиевский жен. мон-рь в Овруче, только что отремонтированный епархией. В 1-й пол. 50-х гг., при еп. Владимире (Кобце) , в Житомире был построен архиерейский дом при Успенской ц. на Подоле, отремонтирован кафедральный Спасо-Преображенский собор. Назначенный 23 июля 1956 г. архиепископом Житомирским и Овручским Венедикт (Поляков) неоднократно выступал с проповедями, в к-рых отрицательно отзывался об усиливавшейся антирелиг.

http://pravenc.ru/text/182321.html

Вероятно, здесь находит отражение вековое стремление Запада к покорению новых территорий, связанное с географическими особенностями (высокая плотность населения в Европе, недостаток ресурсов). Западная культура, образ жизни, система ценностей выступают здесь как средства агитации, призванные завуалировать прозелитизм. Упомянутые выше особенности западной и русской цивилизаций позволяют предположить, что мировоззренческая пропасть лежит не столько в плоскости догм и канонов той или иной конфессии, и, конечно же, не в плоскости демократических ценностей, а в том, на каких условиях достижимо согласие двух цивилизаций в вопросах противостояния общим вызовам. II. Смоленщина: испытание веры История Смоленска, одного из древнейших русских городов (первое датированное упоминание Смоленска в Устюжском (Архангелогородском) летописном своде относится к 863 г.: он был уже «град велик и мног людьми»), примечательна тем, что не раз смоляне стояли перед выбором: Россия или Запад, православие или католицизм. Смоленск вошел в состав древнерусского государства - Киевской Руси в результате похода дружины Новгородского князя Олега на Киев в 882 г. Археологические раскопки Гнездовских курганов свидетельствуют о высоком развитии в Смоленске ремесла и о существовании письменности на Руси до введения христианства (оно начало распространяться на Смоленщине после крещения Киева). В политической жизни города большую роль играло вече. Владими Мономах воздвиг в Смоленске собор в честь Успения Божией Матери, в 1103 г. освятил его, поставил в соборе чудотворную икону Божией Матери Одигитрии. В XII - XIII вв. на Смоленской земле утвердились князья одной из главных ветвей потомка Мономаха - сыновья и внуки сына Мономаха Мстислава Владимировича. Выдающимся политиком был внук Владимира Мономаха Ростислав Мстиславич (причислен к лику святых), усилиями которого в Смоленске была учреждена самостоятельная епископия (1137 г.), построено множество храмов. Расцвет духовной жизни Смоленщины связан с именами праведников, святых русской земли: преподобного Авраамия Смоленского (XII-XIII века), мученика Меркурия, воина Смоленского (уп.1239 г.), преподобного Андрея Смоленского (XIV век).

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/13/...

1069 Климент, папа римский (I-II в.). Умер в ссылке в Херсонесе, его мощи были найдены на островке в Херсонесской бухте свв. Константином-Кириллом и Мефодием и перенесены в Рим в 867 г. Глава св. Климента была перенесена св. кн. Владимиром в Киев и хранилась в Десятинной церкви. Титмар Мерзебургский в 1018 г. даже называет ее не церковью Богородицы, а церковью св. Климента. 1071 Василий II Болгаробойца (958–1025) и его брат Константин VIII (960–1028), императоры с 963 г. См.: Гл. 4. 2. 1081 Об этом пишется в летописях и в житиях свв. Бориса и Глеба, так как именно Борис был отправлен во главе войска. 1098 Тот же срок жизни указан в «Сказании, и страсти, и похвале святым мученикам Борису и Глебу» (Анонимном). Крещение у Иакова датировано 987 г. О хронологии памятника см.: Гл. 1. 3. 1099 Поход к Порогам состоялся в 988 г., а взятие Корсуня в 989 г. (см.: Гл. 4. 2, Табл. 1; Гл. 5. 1). 1102 Закладка Десятинной церкви – в 990 г. (989 или 991 г. в разных редакциях «Повести временных лет»), Переяславля – в 991 г. (992 г. в «Повести временных лет»), освящение Десятинной церкви – в 995 г. (996 г. в «Повести временных лет»). 1109 987 г., 6495 (987) г. как год крещения указан также в «Чтении о житии и погублении святых мучеников Бориса и Глеба» преп. Нестора. О дате см.: Гл. 1.3; 4.2. 1116 Свв. Борис и Глеб были убиты сразу после смерти св. Владимира в 1015 г. своим двоюродным братом Святополком Ярополчичем. При Ярославе Владимировиче (до 1054 г.) были прославлены как святые многочисленными чудесами. Сочинение, которое можно было бы с уверенностью приписать Иакову, не известно. Это может быть первоначальная (без интерполяций) редакция «Сказания, и страсти, и похвалы святым мученикам Борису и Глебу» (Анонимного). Подробнее см.: Гл. 1. 3. 1128 Перун – громовик, верховный бог пантеона, созданного Владими- ром-язычником, бог грома; Хорс – солнечное божество. 1136 Константин, св. равноап. (ок. 274–337)–римский император (306–337). При нем прекратилось преследование христиан (Миланский эдикт 313 г.). В 325 г. в его присутствии и при его участии состоялся Никейский (I Вселенский) собор, принявший православный Символ веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1950 года, в течение пятнадцати лет Митрополию возглавлял митрополит Леонтий (Туркевич, 1874–1965). Через несколько лет после окончания Киевской Духовной Академии, по приглашению архиепископа Тихона, в 1906 году отец Леонид Туркевич начал своё служение в Америке, став ректором первой православной Духовной Семинарии, находившейся тогда в г. Миннеаполисе и затем переведённой в г. Тенафлай, Нью-Джерси. Когда будущий священномученик протоиерей Александр Хотовицкий в 1914 году уехал в Россию, протоиерей Леонид Туркевич занял его место настоятеля Свято-Николаевского Кафедрального Собора в Нью-Йорке, члена епархиальной консистории, редактора Русско-Американского Вестника и стал близким советником правящего архиерея. Он был одним из трёх делегатов от Американской русской епархии на Всероссийском Поместном Соборе 1917–1918 гг. На Соборе ему выпала честь участвовать в поставлении своего бывшего епархиального архиерея, которого он глубоко почитал, Высокопреосвященнейшего Тихона, на Патриарший Престол 100 . В двадцатые годы отец Леонид был правой рукой митрополита Платона в борьбе с обновленчеством, пытавшимся захватить русскую епархию в Америке. Хотя им и удалось получить собор в Нью-Йорке, но около сотни храмов, бывших в той же опасности, не удалось отстоять. Отец Леонид овдовел в 1926 году, а в 1934 он был хиротонисан во епископа Чикагского и Минеаполисского с именем Леонтий в монашестве. По кончине митрополита Феофила в 1950 году, в конце того же года на Восьмом Всеамериканском Соборе архиепископ Леонтий единогласно был избран на кафедру Митрополита всея Америки и Канады. В годы его правления Митрополией произошло многое, что очень повлияло на дальнейшее развитие церковной жизни в Америке. Духовное образование и приток новых сил Попечение о духовном образовании и подготовке будущих пастырей митрополит Леонтий понимал как одну из важнейших своих обязанностей. Помимо руководства Свято-Владимирской Духовной Академией он читал в ней курс Пастырского Богословия и вникал во все подробности академической жизни. К этому времени в её корпорацию вошли выдающиеся богословы и мыслители из западно-европейского русского зарубежья – протоиерей Георгий Флоровский , профессора Г. П. Федотов , Н. А. Арсеньев, А. А. Боголепов и молодые учёные, окончившие Свято-Сергиевский Богословский Институт в Париже, о. Александр Шмеман , о. Иоанн Мейендорф и профессор С. С. Верховской . В следующие тридцать лет они были «мозговым трестом» митрополии. С 1950 по 1993 годы отцы Г. Флоровский , А. Шмеман и И. Мейендорф последовательно были деканами Свято-Владими-ровской Духовной Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. К истории Коломенской епархии. Сообщил М. Руднев а) Издаваемые от разных архиереев, бывших в Коломенской епархии, определения б) Инструкция благочинному Коломенского и Егорьевского уездов Зарецкой де-сятины в) Ведомости, учиненные в Коломенской духовной Консистории, по силе полу-ченного в оной сего июня «3» дня 1788 года от его преосвященного Феофилакта еписко-па Коломенского и Тульского приказания 3. К вопросу о месяцеслове канонизованных русских святых. Архим. Никодим 4. К вопросу о церковно-народном почитании святых русских Москвы и Владими-ра. Его же 5. Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, как ревнительница христианско-го просвещения инородцев-чуваш. Свящ. А. Иванов 6. О поручной записи по подъячем Новгородского митрополита раскольнике Про-кофьеве. Сообщил Действит Член С.А. Белокуров Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1904 год. Книга первая I. Материалы исторические 1. О так называемой Ростовской летописи. Действит. Члена А.А. Шахматова II. Материалы историко-литературные 1. Описание рукописных собраний, находящихся в Киеве. Действит. Члена Н.И, Петрова. Вып. 3-й: рукописи Киево-Софийского собора 2. Писание о зачинании знак и знамен или прапоров (с 17 рисунками в тексте). По рукописи XVII в. Сообщил А.Т. Успенский III. Смесь 1. Бытовые черты XVIII века 1) Раздача ветхих дощаников в жалованье служилым людям 2) Челобитье калмычки об освобождении из холопства 3) Челобитье татар о разрешении продавать детей по случаю голода 4) Отзывы служилых людей о картах 5) К истории Ирбитской ярмарки 6) Указ о бобровом пухе для шляп 7) К истории Нерчинского бунта 1700 г 8) Челобитье о часовщике 9) Вызов самоедских шаманов в Москву 10) Редкий отзыв о воеводе 11) Воеводский голос против выборного начала 12) Доставка в Москву живых соболей и магнита 13) К истории чайной торговли 14) Дело об «Истории Скифийской» 15) Два указа о «слове и деле» 1702 г 16) Посылка в Киев за книгами, Учителями, «студентами», «спеваками» и проч

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но Господь не судил погибнуть Никольской церк­ви. Каменные стены Никольского храма выдержали все. После войны советские власти не решились за­крыть последний на десятки километров вокруг уце­левший храм. По просьбам жителей сюда снова стали приезжать священники. Из одной из закрытых церк­вей Стругокрасненского района был привезен иконо­стас. Старожилы с теплотой вспоминают об иерее Михаиле Подъякове, который чудом вышел живым из застенков ГУЛАГа и приехал сюда, чтобы на возрож­дение Владимирца положить оставшиеся немногие силы, последние дни своей жизни. Однако окружающие деревни продолжали пус­теть. Политика советской власти заставляла сель­ских жителей искать лучшей доли в больших горо­дах. К восьмидесятым годам XX века приходская жизнь вокруг храма едва теплилась. Теперь погибал уже не храм, погибали окружающие селения. Моло­дежи практически не оставалось. В деревнях дожива­ли свой век старики. Предтечей заката советской власти стало торжест­во Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году. Вернув­шись с праздничных московских торжеств, псковский митрополит Владимир (Котляров) благословляет пе-черского иеромонаха Нифонта выехать во Владими­рец и начать обустраивать здесь пустынножительную монашескую обитель. К этому времени владимирец-кий храм снова имел довольно плачевный вид. Кресты на куполе и колокольне покосились, крыша текла, де­ревянные настилы полов прогнили, окна были разби­ты. Из-за повреждений кровли стала разрушаться стена притвора. Внутри церкви было свалено множе­ство хлама, инвентаря, дров. Здесь уже несколько ме­сяцев не было священнослужителя. Когда сюда при­ехал отец Нифонт, к церкви было даже трудно подойти из-за глухих зарослей бурьяна, окружавших ее со всех сторон. Доживавший свой век, последний владими-рецкий старик Никандр хранил старинные церковные ключи. Трудно дались первые годы строителю монасты­ря, теперь архимандриту Нифонту. Много пришлось претерпеть и пережить. Но с первых же дней оказал существенную поддержку Псково-Печерский мона­стырь. Он давал строительный материал, необходи­мые бытовые и богослужебные принадлежности. Из Печер же приезжали и верующие строители, при­ступившие к восстановлению храма и причтового до­ма. Была воссоздана церковная кровля, застеклены окна, восстановлена западная стена, сделаны полы. Храм стал приобретать внешнее и внутреннее благо­лепие, но самое главное - в храме возродилось ду­ховное делание: богослужение, молитва. Со време­нем была восстановлена традиция совершения крестных ходов на святые источники: к ближнему - на монастырский праздник Введения Богородицы во храм и к дальнему - на Рождество Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=05602

И потому, что зов этот вечен во все века, что душа человека та же и во веки, что раньше, наследие преподобного Иосифа Песнописца достигает наших дней, не теряет силы своей в наше время, и в наши же дни является источником чистого и радостного исповедания Бога, которое приходит к людям нашей эпохи через глубокое и серьезное самовоззрение, иными словами, путем деятельного и чистого покаяния. В благодати таинств святой Церкви человек обретает Бога. И порукой тому – образ, жизнь и труды преподобного Иосифа Песнописца. Публикация А. Беглова 1 Нестеовский Е. Литугика, или наука о Богослужении Православной Церкви. Ч. 1. М., 1914. – С. 39, пим. Текст, примечания. А. Л. Беглов, 1998 4 Алексий, святейший патиах Московский и всея уси. Слова, ечи, послания, обащения, доклады, статьи. Т. 1. М., 1948. 6 Потоиеей Владими ыбаков. Святой Иосиф Песнописец и его песно¬тво¬ческая деятельность//Богословские туды (далее – БТ). Сб. 26. М., 1985. – С. 280–306; Сб. 27. М., 1986. – С. 81–106. 7 Основные источники сведений о жизни преподобного Иосифа: Постланное житие, написанное в XI или XII вв. диаконом константинопольской церкви Святой Софии Иоанном, и Малое, написанное учеником Преподобного Феофилактом вскоре после смети наставника (между 897 и 900 гг.). Матушка Игнатия следует житии, помещенному в Четьях-Минеях святителя Димитрия Ростовского , который придерживался данных Постланного жития. Последнее исторически менее достоверно, чем житие Феофилакта, на основе которого протоиерей Владимир Рыбаков реконструировал реальную событийную канву жизни Преподобного. Согласно той реконструкции, основные вехи жизненного пути святого выглядят следующим обазом: 1) дата рождения преподобного Иосифа локализуется ок. 799–800 гг.; 2) семья Преподобного, покинув Сицили пи нашествии арабов, переселилась не в Фессали (севернее Балкан), а в Пелопоннес, и только оттуда Иосиф ушел в монастыь в Фессалии, где около 826–827 гг. встретился с преподобным Григоием Декаполитом; 3) святой Иосиф выступил в защиту святых икон и был отправлен послом в им не при императоре Льве Армянине, а при императоре Феофиле в 832 г.; 4) в Херсонес он был сослан при императоре Михаиле III из-за конфликта с его доместиком схол (позднее – соправителем) Вардой; 5) факт назначения Преподобного Иосифа духовником столичного духовенства при патриархе Фотии упоминается только в Постланном житии и никакими другими источниками не подтверждается. Описание обоих житий и анализ их содержания см. Протоирей Владимир Рыбаков. Святой Иосиф Песнописец…//БТ. Сб. 26. – С. 283–303. – А. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Марина 2 апреля 2020, 12:58 Спасибо,отец Андрей за интересную статью,очень познавательно.Прослушала обе мелодии, песню на музыку Шостаковича и песнопение Бортнянского.Удивительное совпадение двух произведений,поразительно. НН 2 апреля 2020, 12:58 Читательница, На мой взгляд, не в ссылках в данном случае дело. Хоть о.Андрей в одном случае замечает кражу интеллектуальной собственности и осуждает это, а в другом - замечает, но не осуждает(белым можно, они " свои " ?), но статья не только об этом. Главная мысль, думаю, - последний абзац, что лично меня радует. Желаю и автору следовать своим же советам, соблюдать принцип историзма, избегать оценок исторических событий с позиций сегодняшнего времени, иначе действительно надежды на неповторение безумий у нас не останется. Так и будем делиться на " " красных " и " белых " (или нас будут делить?). Разве на какое-то время коронавирус притормозит... Простите! Преподобная мати Марие, моли Бога о нас! Екатерина 2 апреля 2020, 12:17 Спасибо, было интересно послушать песни. Но меня расстроило, что в тяжелый момент для страны мы опять ворошим старое белье. Надо уже простить и примириться с прошлым. Сделать выводы. Владими 2 апреля 2020, 11:30 Только что прослушал :) Владимир 2 апреля 2020, 11:28 На ютубе все легко ищется - все песни, что указаны в статье, в различных исполнениях. Татьяна 2 апреля 2020, 11:24 А может лучше бы было не доводить ситуацию в стране, когда " верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому " ? По заповедям Господним должны жить не только " низы " . Тогда и революционных потрясений никаких не будет. Господь наш - это справедливость. Важно было помнить об этом власть предержащих и тогда, и сейчас. Для меня композитор Д. Шостакович - это прежде всего " Ленинградская симфония " - шедевр не только русской музыки, но и мировой. Или это тоже похищено у белых? Не говоря уже о " Вставай, страна огромная! " , спустя столько лет мурашки бегают, когда слышу её. Оказывается все-таки и красные могут писать мировые шедевры.

http://pravoslavie.ru/129851.html

Патриарх Кирилл возглавил торжества в честь 80-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова) октября 2009 «Во времена, когда все вопросы, связанные с Церковью, решались светскими властями и многие церковные деятели воспринимали это, как неизбежное зло, владыка Никодим позволил себе развернуться против течения и начать защищать Церковь от грубого вмешательства власти», — отметил Патриарх Кирилл. Патриарх Кирилл возглавил состоявшиеся 12 октября торжества в честь 80-летия со дня рождения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Предстоятель РПЦ отслужил панихиду по выдающемуся церковному иерарху на его могиле в Александро-Невской лавре. Вместе с ним на Никольском кладбище молились архипастыри и пастыри, многие из которых знали владыку лично и стали его учениками. Пел семинарский хор. Празднования продолжились конференцией " Богословское наследие митрополита Никодима " в Синем зале епархиального управления . Научно-богословский форум собрал 600 человек. Его вел ректор СПбДА епископ Гатчинский Амвросий . Собрание открыл митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владими р. Он назвал митрополита Никодима ведущим иерархом РПЦ 60-70-х годов прошлого столетия, во многом определявшим в то время " лицо нашей Церкви, ее внутренний строй, межцерковную политику, взаимоотношения с государством " . Владыка подчеркнул, что в общении с митрополитом Никодимом " духовно созрели, сформировались в качестве церковных деятелей " два будущих Святейших Патриарха - приснопамятный Алексий II и ныне здравствующий Кирилл. Был представлен фильм о владыке Никодиме, в который включены запечатлевшие его кинокадры. Присутствовавшие смогли услышать голос митрополита и увидеть его за богослужением. " Во времена, когда все вопросы, связанные с Церковью, решались светскими властями и многие церковные деятели воспринимали это, как неизбежное зло, владыка Никодим позволил себе развернуться против течения и начать защищать Церковь от грубого вмешательства власти. Не всегда владыка побеждал, но всегда счет был в его пользу " , - отметил Патриарх Кирилл.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=197...

Премьер-министр Владимир Путин поздравил Патриарха Кирилла с Рождеством Христовым 7 января 2012 г. Премьер-министр России Владимир Путин на рождественском богослужении в Спасо-Преображенском соборе Петербурга. Фото: РИА Новости, Алексей Никольский Премьер-министр России Владимир Путин поздравил Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Рождеством Христовым, выразив уверенность, что под его предстоятельством Русская Православная Церковь и дальше будет развивать конструктивное сотрудничество с государственными и общественными институтами, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу правительства. Этот светлый праздник вдохновляет людей на благие устремления и добрые дела. Служит единению миллионов россиян на основе общих духовных ценностей и исторических традиций, неотъемлемой частью которых являются забота о ближнем, миролюбие, веротерпимость, сострадание, - говорится в поздравлении премьера. Путин также выразил уверенность, что под предстоятельством Патриарха Русская православная церковь и дальше будет развивать конструктивное сотрудничество с государственными и общественными институтами в таких важных сферах как культура и образование, воспитание молодежи и поддержка семьи, а также укрепление межнационального согласия и противодействие экстремизму, благотворительность, восстановление и сохранение богатейшего исторического и культурного наследия народов России. В этом году Владими Путин посетил рождественское богослужение в Спасо-Преображенском соборе Петербурга. Премьер-министр прибыл к собору ровно в полночь и зашел в уже заполненный прихожанами храм. Покидая службу, глава правительства пообщался с журналистами, передает РИА Новости . " Для меня это особенный собор, меня здесь крестили, месяца через полтора после рождения... Мама рассказывала, что они с соседкой принесли меня крестить, отец был членом КПСС, таким последовательным и строгим человеком. Они это сделали втайне от него, во всяком случае, считалось, что втайне " , - сказал премьер. Путин добавил, что, по рассказам матери, священник предложил дать ему имя Михаил, поскольку в тот день почитали архангела Михаила и так же звали самого священника. " Но мама сказала, что уже зарегистрировала имя Владимир " , - сказал премьер. Священник согласился и показал в храме икону князя Владимира, покровительствующую этому имени.

http://pravoslavie.ru/50835.html