Знаковым в 2017 году стало празднование 25-летия Харьковского Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви, на котором, в 1992 году, Предстоятелем УПЦ был избран приснопамятный Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). 27 и 28 мая 2017 года в Харькове и Киеве состоялись праздничные богослужения. Также, 27 мая, на территории Свято-Покровского мужского монастыря г. Харькова, в историческом здании, где в 1992 году состоялся Харьковский Архиерейский Собор, было проведено заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. Священный Синод подчеркнул историческое значение Харьковского Архиерейского Собора, а также своевременность и важность принятых на нем решений. Отметил мужество и стойкость архиереев, принявших участие в Харьковском Архиерейском соборе и соборным разумом сохранивших принципы соборности и каноничности Украинской Православной Церкви. Кроме того, Синод обратился с Посланием к епископату, духовенству, монашествующим и мирянам, в котором была подчеркнута важная роль Украинской Православной Церкви в сохранении и укреплении единства Украинского общества общества, состоящего из людей разных национальностей, культур и политических взглядов. В июне-июле 2017 года, в рамках празднования юбилея 25-летия Харьковского Архиерейского Собора, во всех епархиях Украинской Православной Церкви прошли многотысячные Крестные ходы. Крестные ходы в епархиях УПЦ сопровождали новоявленные святыни со всей Украины, которые являются живыми свидетелями благодатности нашей Церкви. 27 июля, накануне дня памяти святого равноапостольного князя Владимира, участники епархиальных Крестных ходов, а также святыни, сопровождавшие их, прибыли в Киев для участия в традиционном молебне на Владимирской горке и Крестном ходе в Киево-Печерскую Лавру. Особенностью Крестного хода в Киеве стало участие в нем многочисленных паломников из стран ближнего и дальнего зарубежья. По приблизительным подсчетам участие в Крестном ходе в Киеве приняло около 100 тысяч человек.

http://patriarchia.ru/db/text/5074040.ht...

2-й художник предпринял попытку восстановить согласованность рассказа и сопровождающих его миниатюр. Так, внизу л. 88 поверх первоначальной миниатюры «Книгописная мастерская при Софийском соборе в Киеве», к-рая иллюстрировала текст о мудром правлении кн. Ярослава, появилась наклейка с миниатюрой «Поход на Ямь. Мор коней в войске Владимира». В ней 2-й мастер повторил в основном композицию своего предшественника, представленную на л. 88 об. внутри текста о походе на К-поль (также была скрыта соответствующей тексту наклейкой), отказавшись от изображения в левой части фигуры князя. Этот рисунок 1-го мастера был в точности повторен им же на л. 95 об., слабо согласуясь с текстом о нестроениях на Руси (усобицы, нашествия, знамения), впосл. его закрыли наклейкой с изображением знамения о «Младенце, выловленном неводом». На л. 89 1-й мастер представил эпизоды К-польского похода: вверху - «Взятие кн. Владимира на корабль воеводы Ивана Творимича» (В. Я. помогают взойти на ладью; платье князя красного цвета подобрано выше колен, чтобы не замочить в воде); справа - фигуры оставленных на берегу воинов; внизу - «Победа Владимира над греками. Отплытие на Русь». 2-й мастер переместил эти сюжеты на один вверх (Л. 88 об., Л. 89 верх), создав наклейки, аналогичные по иконографии первоначальным рисункам. На оставленном внизу на л. 89 «свободном месте» он поместил изображение, завершающее историю К-польского похода В. Я.,- «Ослепление греками русских пленных. Возвращение воеводы Вышаты в Киев». Прп. кнг. Анна и блгв. кн. Владимир Яро-славич Новгородские. Фрагмент иконы «Собор святых великих князей, княгинь и княжон». XIX в. (Собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Прп. кнг. Анна и блгв. кн. Владимир Яро-славич Новгородские. Фрагмент иконы «Собор святых великих князей, княгинь и княжон». XIX в. (Собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Сведений о написании образа В. Я. в связи с установлением его почитания в 1439 г. свт. Евфимием II не имеется. Опись новгородского Софийского собора 1749 г.

http://pravenc.ru/text/Владимир ...

В конце жизни, после смерти жены, святому князю пришлось пережить тяжелые испытания из-за своих старших сыновей, Святополка и Ярослава. Святополк оказался под влиянием своего тестя, Польского короля, убедившего его перейти под омофор Римской Церкви. Святополк восстал против Владимира и был заключен под стражу. Тогда между Русью и Польшей вспыхнула короткая война (1013). На следующий год Ярослав поднял мятеж, пользуясь враждебностью Новгорода по отношению к Киеву, восходившей еще к соперничеству времен князя Олега. Но еще до объявления войны св. Владимир тяжело заболел. Он послал своего сына Бориса в поход на печенегов, закоренелых свирепых язычников, нападавших на его земли, и отпустил на свободу Святополка. Вскоре после этого равноапостольный князь отошел ко Господу. Это случилось 15 июля 1015 г. Святополк попытался скрыть от народа смерть отца 226 . Но на следующий день собор, в который перенесли тело князя, был окружен многотысячной толпой народа разного чина и звания, проливавшего обильные слезы и возносившего к Богу скорбные вопли. Народ потерял своего отца и нового апостола, который, словно новый Константин, возвел его в христианское достоинство и принес ему свет веры. Мощи св. Владимира были спрятаны во время татаро-монгольского нашествия и обретены в развалинах церкви только в 1631 г. Глава св. Владимира хранится в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, его челюсть – в Успенском соборе Московского Кремля и другие частицы мощей – во многих других русских церквях. 221 По мнению некоторых историков, взятие Корсуни не было угрозой византийцам, но, напротив, Владимир помог Василию, т. к. город восстал и перешел на сторону Варды Фоки. 222 В 989 г. в Корсуни или, по другим источникам, в 988 г. в Киеве. В русской начальной Летописи сказано, что Владимир ослеп незадолго до крещения, но, выйдя из воды, вновь прозрел. 224 Во время великого пожара 1070 г. в Киеве было разрушено семьсот церквей, что свидетельствует о широком распространении христианства. В это время Киев считался одним из важнейших центров Европы в том, что касалось искусства и литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

р.). К оформлению интерьера приступили в 1885 г. В работе принимали участие мн. художники, однако ведущая роль в художественном решении интерьера храма принадлежала Прахову и В. М. Васнецову (см. ст. Васнецовы ). Основное значение в оформлении храмового пространства приобрели живописные сюжеты и орнаменты, в цветовой пестроте и разнообразии к-рых растворяются конструктивные членения храма. Образцом для росписей Васнецову послужили визант. и рус. сюжетные и иконографические мотивы. Его живопись стала выражением национального стиля, противопоставленного итальянизирующей академической церковной живописи. В характерные для творчества мастера былинные образы были привнесены впечатления от визант. памятников. Однако реалистическая основа и декоративность васнецовского стиля не могли раскрыть всю глубину и догматический смысл религ. образов и понятий; это заставило художника усложнить содержание росписей, вносить в образы внешний психологизм, напряженность и страстность, чуждые древнерус. искусству. Собор святителей и преподобных Русской Церкви. Роспись Владимирского собора 1885-1896 гг. Художник В.М. Васнецов Собор святителей и преподобных Русской Церкви. Роспись Владимирского собора 1885-1896 гг. Художник В.М. Васнецов Программа храмового убранства строилась на идее увековечивания памяти равноап. кн. Владимира, крестителя Руси. В системе росписей история России предстает как часть общечеловеческой истории, границы к-рой обозначены Днями творения (юж. неф), Страшным Судом (зап. стена) и помещенными между ними сценами из земной жизни и Крестного страдания Иисуса Христа (боковые нефы, хоры и своды центрального нефа). Древняя история России нашла отражение в композициях «Крещение кн. Владимира» (слева от зап. двери, над боковым входом на лестницу) и «Крещение Руси» (справа от зап. двери, над боковым входом в крещальню), в изображениях рус. святых, духовных деятелей на пилонах центрального нефа (в выборе этих персонажей отражен преимущественно киевский период истории). Т. о., собор - своеобразная благодарственная молитва Творцу, слава Которого утверждается через славу св.

http://pravenc.ru/text/159092.html

Д. Толстого (министерством внутренних дел на украшение храма было выделено 200 тыс. р.). К оформлению интерьера приступили в 1885 г. В работе принимали участие многие художники, однако ведущая роль в художественном решении интерьера храма принадлежала Прахову и В. М. Васнецову (см. ст. Васнецовы). Основное значение в оформлении храмового пространства приобрели живописные сюжеты и орнаменты, в цветовой пестроте и разнообразии которых растворяются конструктивные членения храма. Образцом для росписей Васнецову послужили византийские и русские сюжетные и иконографические мотивы. Его живопись стала выражением национального стиля, противопоставленного итальянизирующей академической церковной живописи. В характерные для творчества мастера былинные образы были привнесены впечатления от визант. памятников. Однако реалистическая основа и декоративность васнецовского стиля не могли раскрыть всю глубину и догматический смысл религ. образов и понятий; это заставило художника усложнить содержание росписей, вносить в образы внешний психологизм, напряженность и страстность, чуждые древнерус. искусству. Программа храмового убранства строилась на идее увековечивания памяти равноапостольного кн. Владимира, крестителя Руси. В системе росписей история России предстает как часть общечеловеческой истории, границы которой обозначены Днями творения (юж. неф), Страшным Судом (зап. стена) и помещенными между ними сценами из земной жизни и Крестного страдания Иисуса Христа (боковые нефы, хоры и своды центрального нефа). Древняя история России нашла отражение в композициях «Крещение кн. Владимира» (слева от зап. двери, над боковым входом на лестницу) и «Крещение Руси» (справа от западной двери, над боковым входом в крещальню), в изображениях русских святых, духовных деятелей на пилонах центрального нефа (в выборе этих персонажей отражен преимущественно киевский период истории). Т. о., собор — своеобразная благодарственная молитва Творцу, слава Которого утверждается через славу св. Руси. В подражание древним киевским храмам в конхе апсиды на золотом фоне помещены образ «Богоматери с Младенцем», ниже — композиция «Евхаристия».

http://sedmitza.ru/text/410999.html

В течение десяти лет не возобновлялись работы по сооружению собора и возобновлены были только по настоятельному желанию Императора Александра Николаевича. В 1875 г. государь посетил Киев. Во время проезда по Бибиковскому бульвару Государь обратил внимание на заброшенную постройку и выразил желание, чтобы сооружение собора было окончено. Вскоре из Петербурга приехал в Киев академик архитектуры Бернгардт, командированный Министерством Внутренних Дел для осмотра собора. Было произведено исследование прочности стен строящегося храма. Бернгардт составил обширный технический расчет по укреплению стен собора с громадным альбомом чертежей, хранящийся ныне у В. Н. Николаева. В этом расчете доказывается полная несостоятельность сооружения, но, тем не менее, Бернгардт пришел к заключению, что дело обстоит не так безнадежно, чтобы обрекать на гибель выстроенную часть собора. Петербургский архитектор признал нужным сделать боковые пристройки, устроить массивные контрфорсы, некоторые части разобрать и сложить заново, а внутри собора, под хорами, положить железные связи. Бернгардт составил также смету расходов по укреплению и достройке здания, исчислив их в 250 тыс. руб. Эта сумма немедленно была отпущена Министерством Внутренних Дел, и в июле 1876 г. вновь приступили к работам. Производителем работ, требовавших полной самостоятельности в руководстве ими, назначен был ученик Бернгардта, епархиальный архитектор В. Н. Николаев. Работы по укреплению и достройке здания собора благополучно закончились в 1888 г., когда собор был украшен с наружной стороны соответствующими его стилю лепными работами и оштукатурен, а на куполах лицевого фасада были повешены колокола. На четырех досках, прибитых на северной и южной стене собора при входе в него, в немногих словах написана история его сооружения и приведен список лиц, принимавших участие в его постройке. Доски на северной стене – бронзовые, рамами для них служит продолжение беломраморной, украшенной резьбой облицовки входа, ведущего к лестнице на хоры. Эмалированными рельефными буквами на левой из этих досок написано: «Сооружен сей святый храм во имя святого равноапостольного князя Владимира, просветителя России, с Высочайшего соизволения Государя Императора Николая Павловича, испрошенного в 1852 году митрополитом киевским и галицким Филаретом. Заложен, 15 июля 1862 года при Государе Императоре Александре Николаевиче преосвященным Арсением, митрополитом киевским и галицким». На правой доске северной стены начертано: «Освящен в благополучное царствование благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, Самодержца всея России, при Супруге Его Государыне Императрице Александре Феодоровне и Наследнике Его великом Князе Государе Цесаревиче Георгии Александровиче, преосвященном Иоанникии, митрополите Киевском и галицком, при Киевском Подольском и Волынском Генерал-Губернаторе графе Алексии Павловиче Игнатьеве, в 1896 году августа 20-го дня».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, святой Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников (память 12 июля). Великолепный храм, призванный стать местом служения митрополита Киевского и всея Руси, первопрестольным храмом Русской Церкви, строился пять лет, был богато украшен настенной фресковой живописью, крестами, иконами и священными сосудами, привезенными из Корсуня. День освящения храма Пресвятой Богородицы, 12 мая (в некоторых рукописях — 11 мая), святой Владимир повелел внести в месяцесловы для ежегодного празднования. Событие было соотнесено с существовавшим уже праздником 11 мая, связывавшим новый храм двойной преемственностью. Под этим числом отмечается в святцах церковное «обновление Царьграда» — посвящение святым императором Константином новой столицы Римской империи, Константинополя, Пресвятой Богородице (в 330 году). В тот же день при святой равноапостольной Ольге освящен в Киеве храм Софии — Премудрости Божией (в 960 году). Святой равноапостольный Владимир, освятив кафедральный собор Пресвятой Богородицы, посвящал тем самым, вслед за равноапостольным Константином, стольный град Земли Русской, Киев, Владычице Небесной. Тогда же святым Владимиром была пожалована Церкви десятина, почему и храм, ставший центром общерусского сбора церковной десятины, нарекли Десятинным. Древнейший текст уставной грамоты, или церковного Устава, святого князя Владимира гласил: «Се даю церкви сей Святыя Богородицы десятину из всего своего княжения, и тако же и по всей земле Русской от всего княжья суда десятую векшу, из торгу — десятую неделю, а из домов на всяко лето — десятое всякого стада и всякого жита, чудной Матери Божией и чудному Спасу». Устав перечислял также «церковных людей», освобождавшихся от судебной власти князя и его тиунов, подлежавших суду митрополита.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-svy...

Согласно «Повести временных лет», в 987 году князь Владимир на совете бояр принял решение о крещении Руси «по закону греческому». Через год после того как киевский князь отбил у византийцев Корсунь (Херсонес — Херсонесское городище на территории современного Севастополя), на мирных переговорах с императорами Василием II и Константином VIII Владимир предложил вернуть город, если они отдадут ему в жены свою сестру Анну, а те, в свою очередь, поставили ему условие — креститься. Владимир вместе с дружиной крестился, после чего обвенчался с Анной, вернулся в Киев и велел уничтожить языческие идолы и крестить народ, что и произошло в 988 году. Точных данных о начале церковного почитания князя Владимира нет, по одной из гипотез, канонизация крестителя Руси состоялась во второй половине XIII века. В 1635 митрополит Киевский Петр Могила обрел мощи Владимира из руин Десятинной церкви. В воспоминание будущим родам святитель извлек из найденного в развалинах древнейшего русского храма саркофага главу князя и кисть правой руки. Впоследствии глава была положена в главный храм Киевской Печерской лавры во имя Успения Пресвятой Богородицы, кисть — в Киевский Софийский собор. Часть святых мощей оказалась в Москве, в Успенском соборе. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Ваше имя: Ваш e-mail: Отзыв: Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):   Материалы в данном сюжете 03.08.2018 11:49 На приходах Русской Православной Церкви в разных странах мира отметили 1030-летие Крещения Руси 30.07.2018 10:23 Фестиваль православного пения «Просветитель» открылся на острове Валаам в Карелии 30.07.2018 10:00 Патриархи Александрийский Феодор и Московский Кирилл совершили молебен у памятника равноапостольному князю Владимиру в Москве 28.07.2018 23:05 Предстоятели Александрийской и Русской Церквей совершили литургию на Соборной площади Кремля 28.07.2018 19:57 " Kremlin.ru " Выступление президента Путина на торжествах по случаю 1030-летия крещения Руси

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Не странно ли и то, что после стольких ожиданий я приобрел окончательно желаемое место в день дванадесяти Апостол (30 Июня), как бы в утешительное свидетельство, что оба Апостола – и Андрей и Иаков, мне присные, приняли меня под свое покровительство: (именем Первозванного запечатлен я во святом крещении, Иакову же празднуется в день моего рождения). Право, нельзя принимать сего за простой случай. Накануне просил я совершить торжественную всенощную, а в этот день была литургия с молебном дванадесяти Апостолам в церкви Первозванного, которая совершенно напротив обновляемого мною дома. В нижнем ее ярусе устроена недавно теплая церковь праведных Захарии и Елисаветы, что будет большим удобством для зимы. Десятинную же церковь , стоящую на приобретенном мною холме, предположено было обратить в теплый собор для служения Митрополита, пока не будет сооружена великолепная церковь Равноапостольного на новых местах близ университета. Десятинная празднует Рождеству Богородицы, как и св. София Киевская, и в ней есть два придела равноапостольного князя, где его гробница, и Святителя Николая, коего священную базилику стараюсь я теперь во восстановить из развалин в Мирах Ливийских, бывшей его кафедре. И вот он также принимает меня под свою сень и поможет мне основаться здесь на старом городе, где с такою любовью призывается его имя. В то самое время, как совершалась купчая в гражданской палате, посетили меня два архиерея: викарий Киевский Антоний и Болгарский Стефан, по титлу Лаодикийский, который приезжал со мною прощаться, возвращаясь на свою родину в Сербию. Преосвященный Антоний предложил мне ехать взглянуть на приобретенное мною место, которое ему никогда не случалось видеть; того же пожелал и Стефан, чтобы, как он говорил, проститься со мною на моей собственной земле. Я привел их на то место, где будет у меня усадьба, и просил благословить: оба епископа молитвенно осенили место. Не замечательно ли такое благословение в самую минуту приобретения, и часто ли повторяется такой случай? Когда я возвел их на древний вал времен Владимировых, обновленный Минихом, объемлющий всю вершину горы, и который будет теперь служить виноградником, оба остановились от изумления при виде чудной панорамы, внезапно им открывшейся.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Руси. В подражание древним киевским храмам в конхе апсиды на золотом фоне помещены образ «Богоматери с Младенцем», ниже - композиция «Евхаристия». На боковых алтарных стенах изображены группы библейских пророков и рус. святителей, на пилонах перед апсидой - 2-частные композиции «Благовещение» и «Сретение». Обширная галерея рус. святых (князья равноап. Владимир Киевский, благоверные Александр Невский, Андрей Боголюбский, Михаил Черниговский, княгини равноап. Ольга, преподобные Евфросиния Полоцкая, Нестор-летописец и Алипий-иконописец) представляет разные формы подвижничества и духовного служения. На своде центрального нефа развернута 3-частная композиция «Единородный Сыне - Слово Божие», основой к-рой стало составленное Ф. И. Буслаевым описание иконы XVI в. На стенах боковых нефов и на хорах расположены сюжеты из жизни Христа, исполненные в манере академических религ. картин художниками П. А. Сведомским («Вход в Иерусалим», «Воскрешение Лазаря», «Распятие Христа», «Преображение Христа»), В. А. Котарбинским («Иисус Христос перед Пилатом», «Тайная Вечеря», «Моление о чаше», «Вознесение Христово»). М. В. Нестеровым на хорах написаны «Рождество Христово», «Воскресение Христово», «Богоявление», а также иконы в приделах. Ряд орнаментов выполнены М. А. Врубелем , А. Мамонтовым, незначительная часть росписей - А. А. Сведомским. Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Фрагмент росписи Владимирского собора. 1885 - 1896 гг. Худож. В.М.Васнецов Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Фрагмент росписи Владимирского собора. 1885 - 1896 гг. Худож. В.М.Васнецов В программе и художественном стиле росписей В. с. нет строгой приверженности правосл. символике и догматической традиции. Наряду с прямыми заимствованиями из древних визант. памятников (изображение в виме главного алтаря евангелистов в виде агнцев и Креста на фоне звездного неба по образцу мозаики в ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, сер. VI в. ), в роспись были введены такие элементы как изображение душ праведников, к-рые ангелы несут к райским вратам (в композиции «Преддверие рая» в кольце барабана центрального купола).

http://pravenc.ru/text/159092.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010