Борис Никольский Никольский Борис Владимирович (1870–1919) – публицист, филолог, поэт, политический и общественный деятель. Его поэтический дебют был одним из самых неудачных, но даже жесткие критики «Сборника стихотворений» (СПб., 1899) отмечали его критический и исследовательский талант. «Охота Вам писать стихи, когда можете писать серьезную и толковую прозу», – обращался к нему Виктор Буренин. Дмитрий Шестаков отмечал, что он «настолько же поэт в лучших своих прозаических статьях (хотя бы в том же этюде о Фете), насколько прозаик в стихах». Борис Никольский продолжал писать стихи, но с публикациями уже не торопился. И многие из них были вовсе не дилетантскими, в особенности молитвенная лирика и переводы. Зная в совершенстве многие живые и все мертвые языки, он переводил только с подлинников, стремясь воспроизвести на русском языке античную метрику. Таковыми были его переводы с латыни Катулла, над которыми он работал всю жизнь. В 1896 году он издал в «Русском Обозрении» 12) свою первую статью о Фете «Поэт философов». В том же 1896 году вышел составленный им сборник «Философские течения в русской поэзии». В 1899 году в «Историческом Вестнике» 7) опубликовал статью «Академический Пушкин», одним из первых обратившись к текстологическим проблемам издания его произведений. Не менее известен он был современникам и как крупнейший библиофил, обладатель колоссальной библиотеки. Так что далеко не случайно именно Борису Никольскому суждено было стать наставником целого поколения петербургских университетских поэтов. Будучи по образованию юристом, магистром и приват-доцентом, он с 1899 года читал лекции по римскому праву на юридическом факультете Петербургского университета и одновременно – курс лекций о Пушкине, Фете, современной поэзии на историко-филологическом факультете. Но студенческую литературную молодежь привлекала не только его эрудиция, лекторские и даже артистические данные. Борис Садовской вспоминал о нем как об «изумительном собеседнике, обладавшем способностью в совершенстве подражать голосу и манерам кого угодно...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Светлый вечер с Владимиром Легойдой (22.07.2016) Июл 22, 2016 Аудио Владимир Легойда (22.07.2016). Часть 1 Владимир Легойда (22.07.2016). Часть 2 Темы беседы: 1. Терроризм — плата за демократию; 2. Отношение к врагам и порокам; 3. Возможно ли признание автокефалии Украинской Православной Церкви; 4. Ловля покемонов; 6. Крестный ход на Украине. К. Мацан — «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня пятница, и это значит, что у нас в гостях Владимир Романович Легойда — глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома», профессор МГИМО. Добрый вечер, Владимир Романович! В. Легойда — Добрый вечер! К. Мацан — А в студии перед другими микрофонами Алла Митрофанова и я, Константин Мацан. А. Митрофанова — Добрый светлый вечер! Наше досье: Владимир Легойда родился в Кустанае в 1973 году. Окончил МГИМО, стажировался в Соединенных Штатах. Кандидат политических наук, профессор МГИМО. Некоторое время возглавлял кафедру международной журналистики. Оставил эту должность после назначения на пост председателя Синодального информационного отдела Московского патриархата. С 1996 года Владимир Легойда — главный редактор журнала «Фома». Он также входит в состав различных государственных и церковных органов, таких, как Президентский совет по правам человека, Общественный совет при Минюсте, Патриарший совет по культуре, Высший церковный совет. С декабря 2015 года Владимир Легойда является председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. А. Митрофанова — Сегодня разговор-то, я думаю, серьезный очень будет, потому что события, которые произошли за то время, с тех пор, как у нас с Вами здесь была, в этой студии, последняя встреча, печальные. Это и события в Ницце — чудовищный совершенно этот теракт. И в Турции люди погибли в результате попытки переворота, и вообще… И Павел Шеремет, наш коллега, погиб. То есть это череда каких-то трагических событий. У нас программа называется «Светлый вечер», но мы не можем их обходить стороной, потому что это то, из чего соткана наша жизнь. И, наверное, о Ницце нужно сказать несколько слов, потому что это место такое особое для христиан, это место, которое особое для православных людей, живущих в России, потому что с Ниццей у нас всегда были очень тесные связи. И погибшие там люди — вообще, обо всех мы, конечно же, скорбим, но вот поражает и пронзает, конечно, когда читаешь, что среди погибших есть люди, которые… один из чтецов Никольского собора в Ницце и прихожане православные из Антверпена. Это вот люди, с которыми мы, условно говоря, знакомы через одно рукопожатие. И вот тогда ты понимаешь, что вообще эта непредсказуемая смерть — она касается тебя вот буквально… Я не знаю, она проходит совсем рядом, совсем близко. И как относиться к таким вещам, как на них правильно реагировать? Каким здесь вообще должно быть христианское отношение? Вы что думаете, Владимир Романович?

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

Крещение Руси явилось, без преувеличения, эпохальным событием, которое перевернуло жизнь племен, обитавших на Восточно-Европейской равнине и создало новый народ — русский. Естественно, оно не могло совершиться без известной дипломатической подготовки. Повесть Временных лет оставила нам замечательный рассказ о посылании послов св. князем Владимиром в разные страны с целью испытать красоту и истинность различных вер — мусульманской, иудейской, латинской, православной. Своей цели они достигли в Константинопольском храме св. Софии: «И придохом же въ Гркы, и ведоша ны, идеже служать Богу своему, и не свмы, на небеси ли есмы были, или на земл: нсть бо на земли такого вида или красоты такоя, недоумемь бо сказати. Токмо то вмы, яко онъд Богъ съ человкы пребываеть, и есть служба ихъ паче всих странъ. Мы убо не можемь забыти красоты тоя — всякъ бо человкъ, аще преже вкусить сладка, послди же не можеть горести прияти — тако и мы не имамъ сде жити» . Среди источников, повествующих о крещении, в частности, в «Повести временных лет», «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона, «Памяти и похвале князю Владимиру» известное место занимают богослужебные тексты, посвященные св. равноапостольному великому князю Владимиру . Древнейший список служебной минеи, содержащей стихиры и канон св. кн. Владимиру, датируется концом XIII – началом XIV в . В историографии существуют несколько точек зрения относительно времени создания древнейшей службы крестителю Руси. Если Н.К. Никольский считает службу памятником начала XII в. , то Е.Е. Голубинский само начало почитания св. Владимира относит к 1240 году и связывает с Новгородом и Невской битвой (дата 15 июля) . Ю.К. Бегунов предполагает еще более позднюю датировку — строительство церкви св. кн. Владимира в Новгороде в 1311 году . Однако, по мнению Н.С. Серегиной служба могла быть создана в Киеве во второй половине одиннадцатого века , следовательно, может отражать сознание сравнительно недавно крещеных русских людей и их восприятие крещения. В этой службе для нас представляет, в частности, интерес восприятие дипломатической деятельности князя Владимира, способствовавшей крещению Руси.

http://pravoslavie.ru/arhiv/63029.htm

ЖМП 9 сентябрь 2020 /  15 декабря 2020 г. 12:47 Протоиерей Владимир АКИНШИН: «Главная проблема молодых священников – семейные неурядицы» Д уховник Оренбургской епархии протоиерей Владимир Акиншин, который в этом октябре отметил свое 70-летие, исполняет послушание епархиального духовника уже 30 лет. В интервью «Журналу Московской Патриархии» он объясняет, почему молодые священники приходят на исповедь чаще пожилых, вспоминает об одной из последних наложенных им епитимий и советует, как можно предотвратить конфликты между супругами.  PDF-bepcuя. — Ваше Высокопреподобие, послушание епархиального духовника вы несете довольно давно. Можно ли сравнить его по важности и трудности с другими послушаниями, которые вам довелось исполнять?  — Действительно, важных и непростых послушаний у меня было несколько. Среди прочих можно вспомнить и руководство епархиальным Отделом по взаимодействию с силовыми структурами, и членство в Общественном совете МВД по городу Оренбургу. Довелось и преподавать в Оренбургской духовной семинарии . Но, без сомнения, служение в качестве епархиального духовника в этом ряду — самое сложное, ведь фактически я несу ответственность за нравственный облик наших пастырей. На это послушание меня благословил митрополит Валентин (Мищук), управлявший нашей епархией с 1999 по 2015 год и ныне пребывающий на покое. Ежегодно Великим постом все духовенство здесь, в Никольском кафедральном соборе, проходит исповедь. Поэтому великопостный период лично для меня — самый напряженный: богослужения в соборе сочетаются с совершением таинства Исповеди и обстоятельными беседами с собратьями-священниками. Затем я докладываю об этом митрополиту Оренбургскому и Саракташскому Вениамину  специальным рапортом. Кстати, наш правящий архиерей всегда тщательно изучает его и непременно интересуется, наложил ли я епитимью на священника в тех случаях, когда это действительно необходимо. — Можете вспомнить последнюю наложенную вами епитимью?  — Конечно. Одного священнослужителя благословил ежедневно в течение полугода читать покаянный канон. Это было необходимо для его вразумления, чтобы помочь ему стать поистине пастырем добрым.

http://e-vestnik.ru/church/duhovnik_oren...

прот. Владимир Воробьев Скачать epub pdf Доклад на Чтениях памяти С.И. Фуделя во Владимире 7 марта 2007 года Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка и дорогие руководители сегодняшней встречи! Я очень благодарен за нее и за то, что Владыка пригласил меня сюда. Хочется начать свое слово с того, что Сергей Иосифович никогда и ни в каких условиях не мог предположить, что когда-нибудь такое будет. Он жил в каком-то смысле скудной жизнью, он был очень бедным всегда, всегда очень страдал, он всю жизнь боролся за существование. И никогда не считал себя великим писателем и учителем, напротив, он всегда считал себя крайне немощным, несостоявшимся, в каком-то смысле неудачником. Он не мог себе представить, что в день его кончины в Успенском соборе города Владимира будет произведена панихида в его память, столько людей придет, вспомнят о нем. Мне Господь дал узнать его по очень простой причине. Когда умер его отец (в 1918 году он был настоятелем Никольского храма на Арбате), на его место назначили моего деда, протоиерея Владимира Воробьева, и около храма был дом, он и сейчас стоит. Храм потом взорвали, на его месте находится диетический магазин, а дом напротив жилой стоит и до сих пор, на втором этаже этого дома были две священнические квартиры. Мой дед знал Сергея Иосифовича с 17 лет и был дружен со всеми детьми отца Иосифа и Сергея Иосифовича. Эта дружба сохранялась до самой смерти. Сергей Иосифович во все дни и годы часто бывал в Москве, для него каждая поездка в Москву была событием, и когда он приезжал, он очень старался поработать для того, чтобы написать. Он также старался посетить своих близких друзей. Он приходил в храм, молился, встречал своих великих знакомых, потом ходил по арбатским переулкам, навещал своих друзей, а потом приходил и к нам в дом. Когда скончался наш отец, это был очень тяжелый период, тяжелая утрата, Сергей Иосифович пригласил всю нашу семью к себе в Покров, мы жили в Покрове недели две. Но потом тоже были нечастые встречи, он опять приезжал в Москву, иногда бывало так, что я приезжал в Покров к нему. Он писал нам замечательные письма, мы в семье всегда хранили их как святыню, но так случилось, что при переезде из одной квартиры в другую они пропали, и вот я ищу их уже много лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/v...

Реферат этот был прочитан в заседании 22 марта 1902 года в Императорском Обществе любителей древней письменности. Кроме отрывков, принадлежащих к источникам греческим, в состав древнейших наших летописных сводов входят известия двоякаго рода: краткия погодныя записи (о военных и других событиях) в отдельныя сказания (в извлечениях). Известия перваго рода были, вероятно, первоначально приписками к переводной хро­нике Георгия Амартола, или летописца патр. Никифора, или еллинскаго летописца, и подобными готовыми записями могли пользоваться сводчики значительно позже самих со­бытий для целей спецально русскаго летописания. Другаго рода известия состоят из более связных и обширных разсказов, которые в летописных сводах распределяются иногда под разными годами и восходят к отдельным произведениям. существовавшим в русской письменности ранее «Повести временных лет». Появление таках сказаний нравоучительнаго характера легко поддается обяснению. Жития и назидательные разсказы, назначавшиеся для церковнаго употребления, должны были предшествовать летописям, как памятникам более сложным. Несколько наблюдений над источниками летописных известий последняго вида, относящихся к жизни св. Владимира, и имеет в виду настоящая заметка. Центральное место в летописном разсказе о св. Владимире занимает сказание о крещении князя, начинающееся под 6494 годом известием об испытании вер и о беседе св. Владимира с философом. При изучении этого сказания в том виде, в каком оно сохранилось под 986–1015 гг. в Новгородской пер­вой летописи и в «Повести временных лет », нельзя не придти к выводу, что оно содержать разсказ, составленный при помощи нескольких источников уже в то время, когда сложились разноречивыя известия об этом событии. О месте крещения св. Владишра сам летописец под 988 годом замечает: «Се же не сведуще право, глаголют, яко крестился есть в Киеве; инии же реша в Василеве; друзии же инако скажют» (Лавр. 3 , 109). Ясно, что летописец из противоречивых разсказов об одном и том-же событии выбирал сведения наиболее достоверныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

1857 год 28 Январь, 1, вторник. Отче наш , иже еси на небесех! Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, якоже на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение. Но избави нас от лукавого. 2, середа. Savoir aimer son Dieu et faire de lui son tout est la plus noble de toutes les sciences, et la marque du plus grand esprit et du plus grand coeur 29 . 4, пятница. День неблагополучный! У цензора выперстил я напечатанную книгу свою (первое путешествие на Синай); но секретарь цензурного комитета солгал: обещался выдать мне позволение пустить ее в продажу, и не выдал. Поехал я в типографию на Васильевском острове, но извозчик вместо Николаевского моста подвез меня к какому-то Никольскому мосту. Приехал я домой: слуги мои ушли, куда захотели. 5, суббота. Замечаю, что в субботу, в этот счастливый день мой, дано позволение духовной цензуры выпустить в свет последний том моих сочинений, какие только захватил я с собой, возвращаясь из Иерусалима. 13, воскресенье. Министр народного просвещения Авраам Сергеевич Норов пригласил меня служить сегодня литургию по-гречески в его домовой церкви. Тут было много греков и посланник Греческого королевства Суццо, а из наших Татьяна Борисовна Потемкина, Владимир Павлович Титов, сам Норов и другие. По окончании литургии Потемкина в гостиной горнице подсела ко мне и сказала: «Вас хотят послать в Афины». Я сердито ответил ей: «Не поеду туда, потому что там мне нечего делать!». «Но это еще не решено», – промолвила она, встала и ушла. После нее подсел ко мне Титов и шепотом сказал мне: «Я слышал стороной, что вас хотят послать в Афины». – «Никакие человеческие силы не перебросят меня туда», – проговорил ему я, встревоженный, пораженный этим неожиданным известием, как громом. «Но почему вам не хочется служить в Афинах?» – спросил собеседник. Я ответил ему: «Там мне нечего делать; я не вижу цели перед собою; а в Иерусалиме у меня было любимое дело – воскрешение арабского православного народа и возвращение палестинских и сирийских униатов в ограду нашей Церкви святой и истинной».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

А.А. Половцов Панкратьев, Никита Петрович Панкратьев , Никита Петрович, генерал-адъютант, генерал-лейтенант. Дворянин Киевской губернии, старший сын бывшего Киевского губернатора П. П. Панкратьева (см.), родился в сентябре месяце 1788 года в Москве; воспитание и образование получил дома. В 1807 году, восемнадцати лет отроду, Никита Петрович поступил волонтером в действующую в Турции армию и в том же году 7-го и 11-го июня участвовал при сожжении и взятии турецких судов при м. Платане и при атаке г. Трапезонта. Вслед за тем он был назначен адъютантом в милицию 6-й области, а в начале следующего года (4-го февраля) был произведен в прапорщики с определением в 29-й егерский полк. В рядах этого славного полка Панкратьев участвовал в 1809 году при осаде Браилова и в неудачном штурме (20-го апреля) этой крепости. В 1810 году, уже в чине поручика, он был назначен адъютантом к генералу от инфантерии М. Л. Голенищеву-Кутузову, впоследствии фельдмаршалу. В следующем году Никита Петрович участвовал в сражениях под Рущуком, при поражении верховного визиря (20-го и 22-го июня), а с 28-го августа по 3-е октября в разных делах против турок на левом берегу p. Дуная и за храбрость, оказанную им во всех этих делах, был переведен тем же чином лейб-гвардии в Егерский полк и удостоился получить орден св. Владимира 4-й степени с бантом. В 1812 году, состоя адъютантом при главнокомандующем князе Кутузове-Смоленском, Панкратьев участвовал во многих арьергардных делах при отступлении нашей армии и 26-го августа в достопамятном Бородинском бою и за отличие, оказанное им в этом сражении, был награжден орденом св. Анны 2-й степени. Затем он вошел в состав партизанского отряда полковника князя Кудашева и участвовал во многих делах с неприятелем. Так, 27-го сентября он находился при поражении французских фуражиров у селения Никольского, а 2-го октября, командуя донским казачьим полком Жирова, при разбитии восьми эскадронов французских кирасир у села Шарапова. 4-го октября, командуя двумя сотнями казаков, Никита Петрович разбил при селении Клевине саксонских кирасир и роту польской пехоты, причем захватил в плен более 50 человек, а 13-го октября при Воровске в сражении с войсками маршала Нея взял в плен более 500 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Архиепископ Андроник (в миру Владимир Никольский ) родился 1 августа 1870 года в семье диакона Ярославской епархии. Первоначальное образование получил в Ярославской Духовной семинарии, где принял иноческий постриг. Случай в те времена нечастый, свидетельствующий о большой решимости и твердости характера юноши. По окончании семинарии поступил в Московскую Духовную академию; на втором курсе в день своего рождения, 1 августа, был пострижен в монашество с именем Андроник. По окончании в 1895 году академии рукоположен в сан иеромонаха и назначен помощником инспектора в Кутаисскую Духовную семинарию. Через год иеромонах Андроник был назначен преподавателем, а затем инспектором Александровской миссионерской семинарии. Семинария находилась в местечке Ардон на Северном Кавказе в Осетии. Усердием ее основателей и устроителей она скоро приобрела твердую положительную репутацию среди крестьян-осетин. В 1896 году желающих учиться в ней было во много раз больше, чем она могла принять [Везде, где русские основывали православные семинарии, – в Осетии, на Алтае или в Японии, они становились подлинными очагами просвещения местного края. Нигде, ни в чем русский народ в лице лучших своих представителей не находил большего удовлетворения и пользы, чем помогать другим]. Безусловное доверие крестьян к миссионерам, жажда христианского просвещения, повседневное общение с этими простыми людьми на их родине среди цветущих лугов и пастбищ – все это доставляло молодому преподавателю огромную радость. Великое счастье понести труд апостольский среди жаждущего христианского просвещения народа. Здесь обозначилось ясно, что надо бескорыстно давать, и простое сердце само отзовется на призыв слова Божия. Общение с крестьянами действовало на молодого пастыря вдохновляюще. Среди детей он сам становился ребенком. И виделось: прожить в этом месте всю жизнь, трудясь на ниве народного просвещения. Он уже готовился ко второму учебному году, когда в сентябре 1897 года получил телеграмму с назначением его миссионером в Японию. Попрощавшись с преподавателями и учениками, о. Андроник выехал в Санкт-Петербург. После улаживания всех формальностей, связанных с назначением, он поехал навестить родных, а затем побывал в Москве и Казани, попрощался с друзьями и знакомыми. (Знакомых о. Андроник имел множество, обладая веселым и общительным характером).

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Антоний (Храповицкий) В 1895 году назначен ректором Казанской духовной академии . Этот перевод произошел по причине разногласий с митрополитом Московским Сергием (Ляпидевским) , настаивавшим, что не следует постригать в монахи до 30 лет. Викарий Казанской епархии 7 сентября 1897 года был хиротонисан во епископа Чебоксарского , викария Казанской епархии. Хиротонию совершали в Казани: архиепископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев) , как представитель Святейшего Синода, епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский) , епископ Самарский Гурий (Буртасовский) , епископ Сарапульский Никодим (Боков) и епископ Балахнинский Аркадий (Карпинский) . 1 марта 1899 года назначен епископом Чистопольским , первым викарием Казанской епархии, с оставлением в должности ректора. Преосвященный Антоний пользовался глубокой любовью молодежи и окружающих его, а скромность его и простота все увеличивали толпу его приверженцев. Его чарующее обаяние " пленяло в послушание ему сердце каждого человека с первого знакомства, с первой встречи " . Не знавшие его близко, изумлялись непреодолимой силе нравственного влияния его на сердца и волю студенчества, говорили, что он обладает силой " внушения " . На людей действовал он не строгостью и законностью, а добрым, кротким словом. Преосв. Антоний давно приобрел себе широкую известность, как весьма усердный и ревностный распространитель духовного просвещения и богословской науки в народных массах. В Петербургской Академии он был душой кружка студентов - проповедников, разносивших плоды академической науки по церквам во внебогослужебных чтениях, общественным и частным залам, заводам, тюрьмам, ночлежным домам; такие же кружки он основал в академиях Московской и Казанской. Противник всяких административных и учебных строгостей и ограничений, Преосв. Антоний всегда стремился к достижению выполнения учащимися правил, уставов и программ свободной волей. Провидению угодно было провести его по всем почти академиям, и всюду он оставил после себя заметный след. Как начальник, педагог, ученый и воспитатель, епископ Антоний был кумиром учащейся молодежи. Благоговея пред высотой монашеского служения, епископ Антоний своим настроением пленял академическую молодежь и являлся одним из идейных родоначальников монашества и пестуном многочисленной новой школы ученого монашества. Родоначальником ученого монашества считают Антония (Вадковского) . Епископ Антоний первый стал оправдывать образ жизни учено-административного монашества, порвавшего связь с монастырским затвором. Около епископа Антония группировалась монашеская интеллигенция, под его влиянием многие приняли монашество.

http://drevo-info.ru/articles/11778.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010