Собор Киевских святых 15 февраля 2011 г. 17:32 Празднование Собора Киевских святых установлено решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 10 февраля 2011 года (журнал 1). Синод благословил совершать празднование 15/28 июля, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира. Собор Киевских святых (основной список) св. равноап. княгиня Ольга (†969) св. равноап. князь Владимир (†1015) св. мч. варяг Феодор (†983) св. мч. варяг Иоанн (†983) св. сщмч. Макарий, митрополит Киевский (†1497) св. сщмч. Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский (†1918) св. сщмч. Константин (Дьяков), митрополит Киевский (†1937) св. сщмч. Иоасаф (Жевахов), епископ Могилевский (†1937) св. сщмч. Афанасий (Филиппович), игумен Брестский (†1648) св. сщмч. Лукиан, инок Печерский (†1240) свт. Михаил, митрополит Киевский (†992) свт. Иларион, митрополит Киевский (†вторая пол. XI) свт. Константин, митрополит Киевский (†1159) свт. Петр (Могила), митрополит Киевский (†1647) свт. Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский (†1857) свт. Петр, митрополит Киевский и Московский (†1326) свт. Феогност, митрополит Киевский и Московский (†1353) свт. Алексий, митрополит Киевский и Московский (†1378) свт. Киприан, митрополит Киевский и Московский (†1406) свт. Фотий, митрополит Киевский и Московский (†1431) свт. Иона, митрополит Киевский и Московский (†1464) свт. Герман, епископ Новгородский (†1096) свт. Никита, епископ Новгородский (†1108-1109) свт. Нифонт, епископ Новгородский (†1156) свт. Феофил, архиепископ Новгородский (†после 1483) свт. Стефан, епископ Владимир-Волынский (†1094) свт. Симон, епископ Владимирский и Суздальский (†1226) свт. Серапион, епископ Владимирский (†1275) свт. Феоктист, епископ Черниговский (†1123) свт. Феодосий (Углицкий), архиепископ Черниговский (†1696) свт. Исаия, епископ Ростовский (†после 1089) свт. Димитрий (Туптало), митрополит Ростовский (†1709) свт. Арсений (Мацеевич), митрополит Ростовский (†1772) свт. Ефрем, епископ Суздальский (†вторая половина XI) свт.

http://patriarchia.ru/db/text/1409335.ht...

25. Среда. Свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского. Сщмч. Владимира, митр. Киевского. Иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали». Свт. Моисея, архиеп. Новгородского. Сщмч. Петра, архиеп. Воронежского . Прп. Анатолия Оптинского, Старшего . Совершается полиелейная или бденная служба свт. Григория Богослова (А) . Приводим также схему соединения службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», со службой свт. Григория Богослова (Б) . Примечание. Типикон не предусматривает совершения двух бденных или полиелейных служб, и в нем нет уставной главы, которая излагала бы подобное соединение. В старинных же русских монастырских Обиходниках и в соборных Чиновниках (местные Уставы) встречается указание на соединение служб Богородицы и полиелейного святого. Так, в Чиновнике Новгородского Софийского собора изложены указания по соединению служб Покрова Пресвятой Богородицы и прп. Саввы Вишерского, который относился в Новгороде к полиелейным святым . Схема соединения службы свт. Григория Богослова со службой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», приводится с учетом этих указаний. Данным уставом можно руководствоваться и при соединении службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», со службой сщмч. Владимира, митр. Киевского. Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Григория Богослова в соединении со славословной службой сщмч. Владимира, митр. Киевского (В) , и порядок совершения полиелейной службы сщмч. Владимира, митр. Киевского (Г) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 1-й и глас 2-й – 8 (первая и четвертая стихира – дважды) . «Слава» – святителя, глас 8-й: «Бодрый язык твой...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный...». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 4-й. «Слава» – святителя, глас тот же: «Божественными деяньми...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Призри на моления...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-07/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ Сщмч. Макарий (Кармазин), еп. Днепропетровский. Икона. 2007 г. (Успенский собор, г. Днепропетровск) Сщмч. Макарий (Кармазин), еп. Днепропетровский. Икона. 2007 г. (Успенский собор, г. Днепропетровск) (Кармазин Григорий Яковлевич; 1.10.1875, мест. Меджибож Летичевского у. Подольской губ.- 3.12.1937, полигон «Жаналык» близ с. Николаевка (ныне Жетыген Алматинской обл.)), сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Днепропетровский. Род. в семье землемера. По окончании Подольской ДС по 1-му разряду рукоположен 23 авг. 1898 г. во иерея и назначен священником к храму с. Витковцы Каменец-Подольского у. Подольской губ. 21 апр. 1900 г. переведен в храм с. Бандышовка Ямпольского у. той же губернии. В 1902 г. стал полковым священником, служил в разных воинских частях. Во время первой мировой войны за участие в боевых действиях был награжден: 26 марта 1915 г.- орденами св. Анны 3-й и 2-й степени с мечами (в один день), 2 июня того же года - орденом св. Владимира 4-й степени с мечами, 24 марта 1916 г.- золотым крестом на георгиевской ленте. Был дважды ранен (2 марта и 21 июля 1915 г.); после лечения в госпиталях возвращался на фронт. 13 июня 1916 г. возведен в сан протоиерея. С 1918 г. служил священником в разных приходах Киевской епархии. В 1922 г., после принятия монашества с именем Макарий, хиротонисан экзархом Украины митр. Михаилом (Ермаковым) во епископа Уманского. Пребывал в г. Умани в качестве викария Киевской епархии. После ареста 5 февр. 1923 г. экзарха митр. Михаила и в ночь на 4 апр. того же года - Белоцерковского еп. Димитрия (Вербицкого) и др. находившихся в Киеве викарных епископов за противодействие обновленчеству к М., как к последнему оставшемуся викарию, согласно распоряжению митр. Михаила, сделанному им перед арестом, перешло временное управление Киевской епархией. Прибыв из Умани в Киев, М. в сложной ситуации сумел восстановить втайне от властей церковное управление.

http://pravenc.ru/text/2561328.html

Е.Н. Никулина Тема 5. Святители Следующий лик, о котором мы будем говорить, – это святители, святые архиереи. Их служение состоит в праведном пастырстве, которое является важнейшей составляющей апостольского служения и связано с понятием апостольского преемства. Подвиг святителей очень близок к подвигу преподобных. Многие святители принимали пастырские обязанности после нескольких лет суровых аскетических подвигов (свтт. Иоанн Златоуст , Василий Великий , Григорий Богослов , Иаков Низибийский , папа Григорий Великий ). В этих подвигах они, отойдя от дел, часто и заканчивали свой жизненный путь (свт. Григорий Богослов , свт. Тихон Задонский , свт. Феофан Затворник ). Со временем епископат вообще стал формироваться исключительно из монашествующих. Как и преподобные, святители в своих сочинениях сохраняли для последующих поколений аскетический опыт Православия, помогая верующим правильно строить свою духовную жизнь (достаточно вспомнить хотя бы труды двух русских святителей – Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника ). Со святительским подвигом связан подвиг мученический и исповеднический. Свои пастырские труды святые епископы нередко увенчивали мученической кончиной (сщмч. Киприан Карфагенский ; сщмч. Филипп, митр. Московский; сщмч. Владимир, митр. Киевский). Другие мужественно переносили скорби и гонения за Христа, за чистоту веры и нравственности (свт. Афанасий Великий , свт. Иоанн Златоуст , свт. Феофан Начертанный, св. Патриарх Тихон). И внутри лика святителей можно увидеть самые разнообразные служения: святителей, посвятивших свою жизнь активному устроению церковных дел; святителей – богословов и церковных писателей; святителей – миссионеров; святителей – молитвенников и аскетов, более всего стремившихся к уединению, безмолвию и созерцанию; святителей – общественных деятелей, много потрудившихся не только для Церкви, но и для государства... Иногда один святитель совмещал в себе различные типы служения, мог быть, к примеру, и автором богословских трудов, и церковным политиком, и священномучеником.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 70-летие мученической кончины сщмч. Никодима (Кроткова) (комментарий в русле истории) Праведная кончина священномученика Владимира, митрополита Киевского 25 января 1918 года. Клеймо иконы Новомученников и исповедников Российских А. К. Галкин, игумен Дамаскин (Орловский) Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) Статья из VIII тома «Православной энциклопедии» Митрополит Владимир (Богоявленский Василий Никифорович, 1.01.1848, с. М. Моршевка (М. Моршка) Моршанского уезда Тамбовской губ.— 25.01/7.02.1918, Киев), священномученик (пам. 25 января ст.ст. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), митр. Киевский и Галицкий. Из семьи священника. Учился в Тамбовской Духовной Семинарии, в 1870–1874 гг. в Киевской Духовной Академии, которую окончил со степенью канд. богословия за сочинение «О праве церковного отлучения». В академии специализацировался на церковно-практическом отделении. После завершения академического курса назначен преподавателем гомилетики, литургики и каноники в Тамбовскую Духовную Семинарию, с 26 мая 1874 г. преподаватель Священного Писания. Одновременно преподавал в семинарии немецкий язык, в епархиальном женском училище и в женской гимназии географию. В 1882 г. Богоявленский женился и 31 января Тамбовским и Шацким епископом Палладием (Ганкевичем) был рукоположен во иерея в Покровском соборе г. Козлова (современный Мичуринск). В том же году избран депутатом от духовенства Козлова на епархиальный съезд. В 1883 г. назначен благочинным церквей города и настоятелем Троицкой церкви. Проявил себя как выдающийся проповедник. Ранняя смерть супруги, а затем и единственного ребенка резко изменили ход жизни священника Василия. 8 февраля 1886 г. в тамбовском в честь Казанской иконы Божией Матери монастыре он был пострижен в монашество, на следующий день возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Козловского Троицкого монастыря. 6 окт. 1886 г. Митрополит Владимир был переведен на ту же должность в новгородский Антония Римлянина монастырь; был членом в Новгородской консистории. Активно участвовал в деятельности новгородского епархиального братства Святой Софии (создано в 1886).

http://sedmitza.ru/text/415811.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > День памяти святителя Михаила, первого митрополита Киевского Сегодня также мы вспоминаем Великого Князя Ярослава Всеволодовича, министра финансов России Д.А.Гурьева, Императрицу Марию Федоровну и павших при освобождении Риги в 1944 году 13.10.2023 216 Время на чтение 5 минут Фото: pravlife.org Сегодня Святая Церковь чтит память священномученика Григория еп., просветителя Великой Армении (ок. 335).Прп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца (1442). Свт. Михаила, первого митр. Киевского (992). Мцц. Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти святых дев (начало IV). Сщмч. Прокопия пресвитера (1918). Сщмчч. Петра, Вячеслава, Петра, Симеона, Василия, Александра пресвитеров, Серафима диакона, прмц. Александры, мчч. Алексия и Матфея, мц. Аполлинарии (1937). Сегодня также день памяти Святителя Михаила, первого митрополита Киевского. По Иоакимовской летописи, он был родом сириец, по другим летописным сообщениям – серб. В 989 году он прибыл из Корсуни вместе с другими священнослужителями к святому равноапостольному князю Владимиру, незадолго до этого принявшему Крещение. На долю первого митрополита Русской Церкви выпало нелегкое, но благодатное служение. Он ревностно обходил новопросвещенную Русскую землю, проповедуя Святое Евангелие, крестя и поучая новообращенных людей, основывая первые храмы и духовные училища. Митрополиту Михаилу приписывают построение Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря, а прибывшим с ним из Царяграда монахам – основание монастыря Киево-Межигорского. В Ростове владыка основал первую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и поставил там епископом Феодора Грека. Святитель Михаил был мудрым и тихим, хотя и строгим иерархом. Русская Церковь сохранила память о заслугах первосвятителя: в синодиках Новгородского и Киевского Софийских соборов он по праву именуется первоначальником. Преставился святитель Михаил в 992 году и был погребен в Десятинной церкви Пресвятой Богородицы в Киеве. Около 1103 года при святом игумене Феоктисте, мощи его были перенесены в Антониеву пещеру, а 1 октября 1730 г. в Великую Печерскую церковь. В связи с этим память его установлена на 30 сентября, а также 15 июня – в день преставления. Ранее память его отмечалась также 2 сентября, вместе с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/13/de...

А.М. Смулов Глава III. Всероссийский православный поместный собор 1917–1918 гг. 3.1. Избранные статистические данные о составе членов Поместного Собора Подготовка с созыву Собора началась в 1900-х гг. По Определению Св Синода от 14 января 1906 г. Высочайшим указом от 16 января того же года было учреждено Предсоборное присутствие, которое создало 7 рабочих отделов, проработало только до 15 декабря и было закрыто. Возрождение подобного органа произошло только в 1912 г., когда 28 февраля, Высочайшим указом, было создано Предсоборное совещание при Св Синоде, которое должно было вести подготовительные работы, необходимые для проведения Собора. Однако, только через пять лет – 29 апреля 1917 г., уже после Февральской революции, Св. Синод обратился ко всем архипастырям, пастырям и верным чадам Церкви с посланием о назревшем времени созыва Собора. И лишь 5 июля 1917 г. было принято синодальное решение об его открытии в Москве 15 августа (ст. ст.) в Праздник Успения Пресвятой Богородицы. Всероссийский Поместный Собор (ВПС) состоялся в период с 15 августа 1917 г. по 7(20) апреля 1918 г. и вынужденно прекратил свою работу в связи с обострением политической обстановки в стране, связанной с активизацией гонений на Русскую Православную Церковь и на веру православную. Открылся Собор в Москве в Успенском соборе Московского Кремля, дальнейшие заседания проходили в Храме Христа Спасителя и в Архиерейском доме (Московский епархиальный дом) в Лиховом пер., дом 6 131 . На первой сессии Собора Почетным председателем был избран митр. Киевский и Галицкий Сщмч. Владимир (Богоявленский) , Председателем – митр. Московский и Коломенский Тихон (Беллавин). На заседаниях Собора регулярно председательствовал митр. Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий , †1936, сщмч). В дальнейшем (на второй и третьей сессиях) председательствовал по сану Св Патриарх свт Тихон (Беллавин). (См. Приложение 10). Рассмотрим коротко сведения статистики о членах Собора. Данные статистики Собора приводятся в целом ряде источников, которые дают значительные расхождения по численности его членов. По видимому это связано с тем, что использовались списки разного времени учета (на дату начала работы Собора или на иные даты), в каких то списках производился учет выбывших и вновь зачисляемых членов Собора, в каких то списках такой учет не велся и использовался способ «нарастающего» итога. В одних списках учет велся с внесением всех избранных заместителей членов Собора, в других их не добавляли или добавляли только тех, кто реально приступил к замещению выбывшего, по тем или иным причинам, участника.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Гражданская война, начавшаяся в мае 1918 г. с восстания Чехословацкого корпуса, осложнилась вмешательством иностранных гос-в. Антанта поддерживала белые армии, которые изъявляли готовность в случае свержения советской власти продолжать войну против Германии и ее союзников. Некоторые из белых генералов в борьбе с советской властью сделали ставку на немецкие оккупационные войска. Русскую землю разделили с севера на юг и с запада на восток линии фронтов. По всей стране вспыхивали восстания и мятежи, помимо основных противостоящих друг другу сил — Красной и Белой армий — возникли национальные сепаратистские движения, всюду во множестве появлялись анархические бандитские формирования; русские города и села по нескольку раз переходили из одних рук в другие. Православные люди жили на территориях, контролировавшихся и красными и белыми, к православной Церкви принадлежали лица, сражавшиеся друг против друга в братоубийственной войне. Патриарх Тихон, считаясь с этим обстоятельством, старался избегать политической вовлеченности в происходящие события. В огне гражданской войны погибали не только военные люди, но и мирные жители. Жертвами междоусобицы стали и многие священнослужители. Помимо митр. Киевского сщмч. Владимира зверски умерщвлены были архипастыри Пермский Андроник (Никольский), Воронежский Тихон (Кречков), Тобольский Ермоген (Долганов), Черниговский Василий (Богоявленский), Астраханский Митрофан (Краснопольский), Орловский Макарий (Гневушев), Енотаевский Леонтий (Вимпфен), Ревельский Платон (Кульбуш). Среди священников первой жертвой Октябрьского переворота пал злодейски убитый 31.10.1917 сщмч. прот. Иоанн Кочуров. В годы смуты погибли также прот. Петр Скипетров, настоятель Казанского собора в Петрограде прот. Философ Орнатский, настоятель московского храма Василия Блаженного прот. Иоанн Восторгов, прот. Николай Конюхов, свящ. Петр Дьяконов из Пермской епархии, иером. Нектарий из Воронежа, петроградский прот. Алексий Ставровский. Зверски замучены были тысячи священнослужителей, монахов и монахинь. 13.10.1918 Патриарх Тихон обратился с посланием к Совету народных комиссаров, в котором выразил скорбь о бедствиях, переживаемых русским народом от братоубийственной смуты, и закончил его призывом к власти обратиться к устроению порядка и законности, дать народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани (Акты свт. Тихона. С.151).

http://sedmitza.ru/text/414017.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > День памяти святого князя Ярослава Мудрого Сегодня мы также вспоминаем полярного исследователя Г.Я.Седова, конструктора М.К.Тихонравова и генерала В.Ф.Маргелова 04.03.2024 305 Время на чтение 8 минут Фото: tkriga.ru Сегодня Святая Церковь чтит память прп. Льва, еп. Катанского (ок. 780). 34 преподобномучеников Валаамских: Тита, Тихона, Геласия, Сергия, Варлаама, Саввы, Конона, Сильвестра, Киприана, Пимена, Иоанна, Самона, Ионы, Давида, Корнилия, Нифонта, Афанасия, Серапиона, Варлаама, Афанасия, Антония, Луки, Леонтия, Фомы, Дионисия, Филиппа, Игнатия, Василия, Пахомия, Василия, Феофила, Иоанна, Феодора, Иоанна (1578). Сщмч. Садока (Шах-Дуста), еп. Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342-344). Прп. Агафона, Папы Римского (682). Блгв. кн. Ярослава Мудрого (1054). Прп. Агафона Печерского (XIII-XIV). Прмч. Корнилия, игумена Псково-Печерского (1570) . Сщмч. Николая пресвитера. Сегодня Церковь молитвенно вспоминает выдающегося русского государственного деятеля св. блгв. Великого князя Ярослава Владимировича, прозванного Мудрым. 20 февраля 1054 г. – день его блаженной кончины. 9 марта 2004 г. Священный Синод Украинс кой Православной Церкви благословил внести его в святцы УПЦ МП, а определением Архиерейского собора РПЦ от 3 февраля 2016 года было установлено общецерковное почитание благоверного князя Ярослава Мудрого. Ярослав, во святом крещении Георгий, родился в 978 г. и был сыном св. равноапостольного великого князя Владимира и Рогнеды. Он был посажен отцом в Новгород, где его застало известие о смерти отца и об убийстве Святополком Окаянным братьев Бориса и Глеба. Ярослав пошел войной на Святополка и после нескольких лет борьбы победил и сел на великокняжеский престол. Ярослав провел ряд успешных военных кампаний: он нанес сокрушительное поражение печенегам, которые с тех пор прекратили свои набеги на Русь, подчинил ятвягов, литву, ямь, вернул захваченные поляками Червенские города, его дружина ходила походом на Царьград (поход завершился неудачно). Однако его правление памятно не столько воинскими победами, сколько благоустроением земли Русской, за что он и был прозван Мудрым. Он основал в Суздальской земле город Ярославль, в Псковской – город Юрьев. На месте своей победы над печенегами в 1037 г. Ярослав заложил величественный Софийский собор по образу Софии Цареградской, а в 1045 г. по его повелению его сын Владимир воздвиг Софийский собор в Новгороде. Он соорудил знаменитые Золотые ворота в Киеве, построил монастырь Св. Георгия и другие храмы. Ярослав оставил о себе память составлением свода законов Киевской Руси – «Русской правды», которая, дополненная его сыновьями и внуком Владимиром Мономахом, стала правовой основой жизни русского народа. Много сил уделял св. князь Ярослав христианскому просвещению народа.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/04/de...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Рака с мощами сщмч. Кукши в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (Купша; † 1-я четв. XII в.), сщмч., Киево-Печерский (пам. 27 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), иером. Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ), миссионер («апостол вятичей»). Сведения о нем содержатся в Киево-Печерском патерике в части рассказов о печерских подвижниках, написанных ок. 1224-1226 гг. св. еп. Владимиро-Суздальским Симоном (1214-1226). М. Д. Присёлков предполагал существование Жития К., которое послужило источником для Симона. Однако достоверных следов его существования не выявлено. Краткость и лаконичность рассказа Симона, а также его указание на всеобщую известность имени святого («егоже все сведают») скорее говорят об отсутствии такого источника. В основе повествования о К. лежат устное предание и, возможно, монастырский синодик («Поминание»), который содержал имена преставившихся пострижеников с краткой их характеристикой. Имя Кукша скорее всего славянское. В наиболее ранней редакции Киево-Печерского патерика - Арсеньевской, в т. ч. и в древнейшем Берсеневском списке (1406), святой назван Купшей. О христианском имени К. и его ученика источники не сообщают. А. Ю. Карпов предположил, что имя Купша - сокращение церковного имени Киприан (один из русских вариантов произношения - Куприян). По мнению архим. Леонида (Кавелина) , святой происходил из знатного вятичского рода. Но в то же время он мог быть и потомком тех вятичей, которые по распоряжению св. равноап. кн. Киевского Владимира (Василия) Святославича (978-1015) заселили юж. города-крепости для защиты границ Руси от вторжений кочевников (Карпов). О месте пострижения К. сведений нет.

http://pravenc.ru/text/2462223.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010