Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ И МОЗДОКСКАЯ ЕПАРХИЯ Собор во имя арх. Михаила во Владикавказе. Фотография. Нач. XX в. Собор во имя арх. Михаила во Владикавказе. Фотография. Нач. XX в. существовала в 1885-1922 гг. Образована с названием Владикавказская в составе Грузинского Экзархата преобразованием Владикавказского викариатства , 10 сент. 1894 г. выведена из подчинения Экзарха Грузии, называлась Владикавказской и Моздокской. Территория епархии сначала включала в себя Терскую обл. (центр - Владикавказ), частью к-рой являлась Сев. Осетия, в 1894 г. в В. е. были присоединены Дагестанская обл. и осетинское сел. Новогеоргиевское Кубанской обл. В нач. XX в. территория В. е. включала в себя совр. Сев. Осетию, Кабардино-Балкарию, Дагестан, Чечню, Ингушетию и регион Кавказских Минеральных Вод. Кафедральный город - Владикавказ. Кафедральные соборы - владикавказские Спасо-Преображенский (1863-1893) и Михаило-Архангельский (с 1894), Успенский в Моздоке (с 1904). В 1910-1914 гг. в составе В. е. существовало Пятигорское викариатство . Начальный период существования епархии Организационное оформление Владикавказской епархии связано с деятельностью Иосифа (Чепиговского) , с 1857 г. трудившегося в деле христ. просвещения народов Сев. Кавказа и прозванного «апостолом Осетии». Еп. Иосиф первым возглавил новосозданную епархию. Ко времени своего образования епархия насчитывала 122 храма и 2 мон-ря ( кизлярский в честь Воздвижения Креста Господня муж. и Георгиевский жен.). Приходы делились на русские и осетинские. Рус. приходы разделялись на приходы казачьих станиц, приходы сел, населенных переселенцами из России и Украины, и городские приходы. Горные осет. приходы были малочисленны и бедны, прихожане сохраняли в быту мн. языческие поверья, были подвержены мусульм. пропаганде. Особенностью Владикавказской епархии являлось то, что число православных, живших на ее территории (в нач. 90-х гг. XIX в.- ок. 300 тыс. чел.), было меньше, нежели число мусульман (ок. 400 тыс. чел.), а также сектантов и старообрядцев (последние жили, в частности, в Кизлярском отделе, ст-це Червлённой, Ессентуках).

http://pravenc.ru/text/158940.html

Общее описание [ править править код ] Территория Карачаево-Черкесской Республики относится к Пятигорской епархии. 2 сентября 1910 было создано Пятигорское викариатство Владикавказской епархии. Затем существовало как викариатство Ставропольской епархии. В 1926 или 1927 году учреждена как самостоятельная кафедра, будучи выделена из состава Ставропольской. Епархия пресеклась в конце 1930-х годов. Вновь учреждена постановлением Священного Синода от 22 марта 2011 года с включением в её состав приходов Минераловодского, Предгорного и Кировского районов Ставропольского края, а также республик Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Управляющим епархией назначен епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт (Курьянов). Населенные пункты [ править править код ] Главные святыни [ править править код ] Архызский лик Спасителя [ править править код ] В 1999 году на берегу реки Большой Зеленчук, в горах, на скале точно напротив Среднего Зеленчукского храма, была открыта большая роспись — Лик Спасителя. Икона написана прямо на поверхности скалы двумя красками, белилами и суриком, и обращена на восток. Рядом с иконой были обнаружены два разграбленных древних захоронения, а сразу под Ликом — гробница, сложенная из массивных камней. «Спас Нерукотворный» привлек к себе внимание специалистов. Но ученые не пришли к единому мнению о происхождении и датировке Лика. Одни соглашаются с отнесением иконы ко времени расцвета Аланского государства, другие подвергают сомнению древность и склоняются к тому, что лик написан в наши дни. Тем не менее, сам факт появления иконы большинством воспринимается как чудо. Архызский лик привлекает паломников, верующие люди часто посещают это место, у подножия хребта Мицешта построен храм в честь Христа Спасителя, в котором проводятся регулярные службы. Подробнее... Храмы [ править править код ] Основные храмы Карачаево-Черкессии Церковь Георгия Победоносца (Шоанинский храм) [ править править код ] В полутора часах езды от Нижне-Архызского городища, на расстоянии около 18 км друг от друга находятся еще два храма того же периода. На левом берегу Кубани возвышается Шоанинский храм. Предположительное время постройки — 2-я половина Х — начало XI века. Скала, послужившая основанием для храма, была неровной и не могла вместить все сооружение. Прежде чем строить храм, зодчему пришлось с западной стороны пристроить к скале искусственную платформу и уже на ней ставить здание.

http://azbyka.ru/palomnik/Карачаево-Черк...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОНСКАЯ И НОВОЧЕРКАССКАЯ ЕПАРХИЯ Освящение Вознесенского войскового собора в Новочеркасске. Фотография. 1905 г. (ГПИБ) Освящение Вознесенского войскового собора в Новочеркасске. Фотография. 1905 г. (ГПИБ) РПЦ, учреждена 5 апр. 1829 г. как Новочеркасская и Георгиевская, с 17 июля 1842 г. Донская и Новочеркасская, упразднена в 1935 г. Кафедральный город - Новочеркасск. Кафедральный собор - в честь Вознесения Господня. Имела вик-ства: Аксайское (1871-1928), Каменское (ок. 1920-1933), Нижнечирское (1921-1923), Усть-Медведицкое (1917-1927). При открытии епархии ее территория включала землю Войска Донского (с 1870 обл. Войска Донского), Кавказскую обл. и земли Черноморского казачьего войска (Черноморию). Указом от 17 июля 1842 г. из Новочеркасской епархии на землях Черноморского казачьего войска и Сев. Кавказа была выделена Кавказская и Черноморская епархия (см. Ставропольская и Владикавказская епархия ). 19 мая 1887 г. решением Гос. совета к обл. Войска Донского были присоединены входившие в Екатеринославскую губ. города Ростов-на-Дону и Нахичевань, посад Азов, бывш. Ейское укрепление, Ростовский у. и Таганрогское градоначальство, включавшее Таганрог и волости Мыс-Добронадеждинскую, Никольскую, Троицкую, Покровскую и Преображенскую. Присоединенные местности образовали Ростовский и Таганрогский округа, в церковном отношении оставшиеся в юрисдикции Екатеринославского архиерея. Войсковое правительство и Донское епархиальное управление неоднократно поднимали вопрос о передаче этих территорий Донской епархии, но положительного решения не последовало. 1 апр. 1911 г. было учреждено Таганрогское викариатство (см. Приазовское и Таганрогское вик-ство ) Екатеринославской епархии. Предлагалось создать на территории Ростовского и Таганрогского округов самостоятельную кафедру с центром в Ростове-на-Дону. В ответ на этот проект Екатеринославского владыки донское духовенство направило в Синод прошение «открыть викарийство при Донском архипастыре» (Донские ЕВ. 1916. 35). Синод не удовлетворил оба ходатайства. В 1917 г. на данной территории была создана Ростовская епархия (см. Ростовская и Новочеркасская епархия ). Христианство на территории Д. и Н. е. до образования епархии

http://pravenc.ru/text/178954.html

Церковь арх. Михаила в Ейске. 1865 г., разрушена в 1937 г., восстановлена в 1997 г. Фотография. Нач. XX в. Екатеринодарской и Кубанской епархии, первоначально Ставропольской и Екатеринодарской епархии, названо по г. Ейску (совр. Краснодарский край). В связи с трудностями управления значительной по территории и населению Ставропольской епархией (см. Ставропольская и Владикавказская епархия ) 25 дек. 1907 г. Святейший Синод издал указ об «учреждении в Ставропольской епархии на местные средства кафедры викарного епископа с присвоением ему наименования Ейский и о бытии ректору Астраханской духовной семинарии архимандриту Иоанну епископом Ейским» (цит. по: Православная Церковь на Кубани. 2001. С. 118). Местом пребывания Ейского епископа был определен Екатеринодар (с 1920 Краснодар) с возложением на архиерея управления Екатерино-Лебяжской Николаевской общежительной муж. пуст. Границы викариатства совпадали с границами Екатеринодарского духовно-училищного округа. Е. в. включало города Екатеринодар, Майкоп, Темрюк и Ейск, 166 станиц, 19 селений и 44 хутора, состоявших в 20 благочиниях, с 3 соборными, 360 приходскими церквами, при к-рых служили 377 священников, 152 диакона и 366 псаломщиков, с 2 муж. мон-рями ( Закубанская Михаило-Афонская и Екатерино-Лебяжская пустыни) и 3 жен. обителями (Преображенский и Покровский мон-ри, Черноморская Марие-Магдалинская пуст. (см. Марии Магдалины, равноапостольной, женский монастырь в ст-це Роговской)). В Екатеринодаре располагались духовное муж. уч-ще и епархиальное жен. уч-ще, отд-ние Ставропольского училищного совета и Александро-Невское благотворительно-просветительное братство. В 1900-1914 гг. в городе был возведен монументальный 7-престольный собор во имя вмц. Екатерины. Екатеринодарская городская управа отвела десятину земли для архиерейского подворья и гарантировала выплату ежегодного пособия в размере 3 тыс. р. в течение 10 лет. Кроме того, на содержание Ейского епископа выделялось по 1 тыс. р. из доходов Михаило-Афонской и Екатерино-Лебяжской пустыней и 500 р. из доходов Марие-Магдалинской пуст. 3 февр. 1908 г. состоялась хиротония Иоанна (Левицкого) во епископа Ейского.

http://pravenc.ru/text/189595.html

Пятигорская епархия Дата создания: 22 марта 2011 г. Описание: 22 сентября 1910 г. император Николай II утвердил доклад Святейшего Правительствующего Синода об учреждении во Владикавказской епархии Пятигорского викариатства. 27 июня 1927 года была учреждена самостоятельная Пятигорская епархия. В 1943 году приходы Пятигорской епархии вошли в состав Ставропольской епархии . 22 марта 2011 года решением Священного Синода ( журнал 13 ) из состава Ставропольской и Владикавказской епархии были выделены в качестве самостоятельных Владикавказская и Махачкалинская и Пятигорская и Черкесская епархии. Благочиния Пятигорской епархии, расположенные на территории Ставропольского края, решением Священного Синода от 7 июня 2012 г. ( журнал 51 ) включены в состав  Ставропольской митрополии . Объединяет приходы в административных границах следующих субъектов Ставропольского края: город-курорт Ессентуки, город-курорт Железноводск, город-курорт Кисловодск, город-курорт Пятигорск, Кировский городской округ, Минераловодский городской округ, Предгорный муниципальный район. Также включает приходы на территории Республики Кабардино-Балкария и Республики Карачаево-Черкесия. Историческая справка Епархия сегодня (по состоянию на октябрь 2022 года) Благочиннические округа Ессентукский — http://essentuki.blagochin.ru/ Кисловодский — http://jivonosniy-istochnik.ru/ Лермонтовский — http://blagolerm.ru/ Минераловодский — http://pokrov-min-vody.ru/ Нальчикский — http://kborthodoxy.ru/ Новопавловский — http://novopavlovsk.blagochin.ru/ Пятигорский — http://pyatigorsk.blagochin.ru/ Северный Карачаево-Черкесский — http://pravoslaviekchr.ru/ Южный Карачаево-Черкесский — http://blagoug.ru/home/ Кафедральные соборы Спасский Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Соборная 1А; сайт http://spasskiy-sobor.ru ; тел. (8793) 33-33-40; e- mail sobor5gor@gmail.com ; Телеграм-канал http://t.me/soborvpyatigorske Никольский Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, пл. Кирова, 22 А; тел. (8782) 28-15-00; группа ВКонтакте http://vk.com/club91627334 ; Телеграм-канал http://t.me/nikolassobor

http://patriarchia.ru/db/text/1435269.ht...

[  назад  ] Ставропольская митрополия Образована 7 июня 2012 года, включает в себя Георгиевскую и Ставропольскую епархии, а также благочиния Пятигорской епархии, расположенные на территории Ставропольского края. Ставропольская епархия С. и Екатеринодарская (1885-1918), Кавказская и С. (1918–1922), С. и Кубанская (1922–1934), С. и Донская (1935), С. и Пятигорская (1943–1945), С. и Бакинская (1945–1994), С. и Владикавказская (1994 - 22 марта 2011); С. и Невинномысская (22 марта 2011 - Герман (Осецкий) ( 1885 -  16 февраля 1886) Владимир (Петров) ( 8 марта 1886 - 25 ноября 1889 ) Евгений (Шерешилов) ( 26 декабря 1889 - 17 июля 1893 ) Агафадор (Преображенский) ( 17 июля 1893 -  1920) Евсевий (Рождественский) (1922-1923) Димитрий (Доброседов) (13 апреля - июнь 1923) Иннокентий (Летяев) (15 октября 1923 - 20 августа 1926) Иринарх (Синеоков-Андреевский) (октябрь-декабрь 1926) Иннокентий (Ястребов) (1926-1927) Арсений (Смоленец) (1 - 25 ноября 1927) Серафим (Мещеряков) (28 января 1928 - 11 августа 1932) Лев (Черепанов) (11 августа 1933 - 1934) Антоний (Романовский) (1935 и 14 сентября 1943 - 7 ноября 1962) Михаил (Чуб) (16 ноября 1962 - 27 февраля 1968) Иона (Зырянов) (27 февраля 1968 - 1 июня 1975) Антоний (Завгородний) (25 июня 1975 - 4 декабря 1989) Гедеон (Докукин) (26 января 1990 - 21 марта 2003) Феофан (Ашурков) (7 мая 2003 - 22 марта 2011 ) Кирилл (Покровский) ( 22 марта 2011 - Викариатство Ейский епископ Иоанн (Левицкий) (  3 февраля 1908 - 13 сентября 1916 ) Филипп (Гумилевский) (29 ноября 1920 - 1923) Николай (Амасийский) (17 ноября 1931 - 22 ноября 1933) Викариатство Александровский епископ Михаил (Космодемьянский) (  3 июля 1911 -  1924) Рафаил (Гумилевский) (23 сентября 1924 - 1925) Стефан (Адриашенко) (28 апреля 1924 - 13 декабря 1933) Викариатство Армавирский епископ Симеон (Никольский) (1917 - 27 июня 1922) Викариатство Архгирский епископ Гервасий (Малинин) (28 августа - 7 октября 1923) Викариатство Бакинский епископ Валентин (Мищук) (26 февраля 1994 - 18 июля 1995) Пятигорская епархия (2011 -

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-ru...

Ставропольская и Владикавказская епархия 21 мая 2010 г. 18:09 Учреждена в 1842 г. (по другим сведениям, в 1843 г.) как Кавказская и Черноморская ; с 1867 г. — Кавказская и Екатеринодарская ; с 1886 г. — Ставропольская и Екатеринодарская ; с 1916 г. — Кавказская и Ставропольская ; с 1922 г. — Ставропольская и Кубанская ; с 1935 г. — Ставропольская и Донская ; с сентября 1943 г. — Ставропольская и Пятигорская ; с мая 1945 г. — Ставропольская и Бакинская ; с февраля 1994 г. — Ставропольская и Владикавказская . С 1602 г. Северный Кавказ являлся частью Астраханской епархии . В июле 1842 г. из ее состава была выделена епархия, получившая название Кавказской и Черноморской. Новоучрежденная епархия включала в себя приходы Кавказской области (126 церквей и 180 причтов) и Черномории (66 церквей и 96 причтов). Первый епископ Кавказский Иеремия (Соловьев, 1843-1849 гг.) открыл в 1846 г. семинарию, развернул строительство храмов. Эта работа продолжалась при преемниках, среди которых особо выделяются свт. Игнатий (Брянчанинов; 1857-1862) и свт. Феофилакт (Губин; 1862-1872; местночтимый святой). В 1885 г. из Ставропольской епархии были выделены приходы Терской области, образовавшие Владикавказскую и Моздокскую епархию в составе Грузинского экзархата (самостоятельная Владикавказская кафедра — с октября 1894 г., упразднена после 1920 г., впоследствии вновь в составе Ставропольской епархии). Последний дореволюционный архиерей на Ставропольской кафедре митрополит Агафодор (Преображенский; 1893-1919) особое внимание уделял миссии среди народов Северного Кавказа. Указом от 18 июня 1919 г. Временного высшего церковного управления на Юго-востоке России, проходившего с участием владыки Агафодора, из состава епархии была выделена самостоятельная Кубанская и Екатеринодарская епархия , ранее существовавшая на правах Кубанского викариатства. В 1920-1930 гг. Ставропольская епархия разделила судьбу всей Русской Православной Церкви: за это время сменилось около десяти епископов. В среднем каждый из архиереев занимал кафедру в течение года, после чего подвергался репрессиям. Б о льшая часть храмов была разрушена. В кафедральном г. Ставрополе из более чем 20 православных храмов действующей осталась только Успенская церковь.

http://patriarchia.ru/db/text/1184684.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИКАВКАЗСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Грузинского Экзархата, существовало в 1875-1885 гг., включало в себя правосл. приходы в Осетии. В 1602-1829 гг. Сев. Кавказ являлся частью Астраханской епархии. Большую роль в распространении христианства среди народов Сев. Кавказа сыграло образование в 1745 г. Осетинской духовной комиссии, к-рая осуществляла свою деятельность гл. обр. в Кизляре и Моздоке. В 1793-1799 гг. существовало Моздокское викариатство Астраханской епархии, приравненное по статусу к епархии 3-го класса. Моздокскому епископу были поручены «все те обязанности, которые возложены были на Духовную Осетинскую комиссию»; в его ведении находились храмы и мон-рь в Кизляре и Моздоке с уездами, а также «все вновь устрояемые в тамошних пределах и в самой Осетии церкви». В 1810 г. закончился процесс вхождения Грузии в состав России, в 1811 г. был учрежден Грузинский Экзархат РПЦ. 15 сент. 1815 г. начала свою деятельность Осетинская духовная комиссия в Тифлисе, осуществлявшая христ. миссию на территории Юж. и Сев. Осетии, позднее также на территории Абхазии и Дагестана. С 1817 г. миссия подчинялась непосредственно экзарху Грузии. В 1836 г. во Владикавказе открылось уч-ще для осет. детей, задачами к-рого были «образование церковно- священнослужителей для осетинских приходов... приготовление некоторых воспитанников... к званию миссионеров, или проповедников, для горских же народов». В 40-х гг. XIX в. в связи с обострением военной ситуации на Кавказе и отпадением под действием призывов Шамиля мн. горцев в ислам остро встал вопрос о возведении миссии на более высокий уровень и реорганизации ее работы. В 1856 г. экзарх Грузии объединил приходы Сев. Осетии под управлением старшего благочинного, бывшего также миссионером. В 1857 г. была введена должность «управляющего осетинскими приходами и причтами и духовно-учебными заведениями во Владикавказском военно-осетинском округе», на к-рую назначили с возведением в сан архимандрита преподавателя Тифлисской ДС Иосифа (Чепиговского) . Одновременно экзарх Грузии митр. Исидор (Никольский) разработал план создания Общества восстановления православного христианства на Кавказе - организационного центра христ. просвещения, к-рый мог бы эффективно противостоять мусульм. пропаганде; учреждение Об-ва состоялось в 1860 г.

http://pravenc.ru/text/158946.html

[  назад  ] Владикавказская епархия В. и Моздокские (1893-1922), В. и Махачкалинская епархия (22 марта 2011 - 26 декабря 2012), В. и Аланская (26 декабря 2012 - С III в. уже упоминаются аланы-христиане (согласно легенде, среди них проповедовал апостол Андрей Первозванный). Также крещение Осетии в 280 году приписывается и св.Нине. Однако аланские правители то отходили от христианства, то снова его принимали. VI Вселенский собор подчинил мцхетскому патриаршеству многие закавказские земли, а также Овсети и Черкессию. Первый изместный науке митрополит Алании - Феодор - упоминается в надписи 965 года. В XI в. ал-Бекри называл царя алан христианином, а большинство его народа - язычниками. Между 1084 и 1105 гг. центр Аланской митрополии переместился в Сотириуполь в Лазике. Владикавказская кафедра была учреждена 3 апреля 1875 года как Карталинское и Кахетинское викариатство. С 23 апреля 1885 года, с присоединением к ней от Ставропольской епархии Терской области стала самостоятельной кафедрой в составе Грузинского Экзархата . В ее состав входили Терская и Дагестанская области и один осетинский поселок Кубанской области. 10 сентября 1894 года епархия была выделена из подчинения Грузинскому Экзархату. На 1900 год насчитывала 132 прихода, (168 церквей). В начале 1920-ых годов в епархии было сильно обновленчество , в 1922 году обновленцем становится Владикавказский епископ и большая часть духовенства, епархия перестает существовать как самостоятельная единица. Её территория вошла в состав Ставропольской епархии . Вновь образована 22 марта 2011 при выделении из республик Северной ОсетииАлании, Ингушетии, Чечни из состава Ставропольской епархии и республики Дагестана из Бакинской епархии . Насчитывает 47 приходов, разделенных на восемь благочиний (округов) (из них 23 прихода - в Северной Осетии, 19 приходов в Дагестане, три в Ингушетии, два в Чечне). В Северной Осетии в некоторых храмах Символ веры и Евангелие за богослужением читаются параллельно на славянском и осетинском, в 2011 году принято решение о переводе богослужения на осетинский язык. На территории Северной Осетии действуют два монастыря: Свято-Успенский мужской в Куртатинском ущелье (с подворьем в г. Беслан) и Богоявленский женский в Алагирском ущелье.

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-ru...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР-ВОЛЫНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Волынской и Житомирской (см. Луцкая и Волынская ) епархии, учреждено в 1891 г. Владимир-Волынские епископы пребывали в Житомире, с 1900 г.- во Владимире-Волынском, являлись настоятелями владимир-волынского в честь Рождества Христова мон-ря (преобразован в 1840 в православный из униатского, закрыт ок. 1918). Первым Владимир-Волынским викарным епископом стал Паисий (Виноградов; 7 июля 1891-1902), хиротонисанный в соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге из настоятелей владимир-волынского Христорождественского мон-ря, в 1902 г. еп. Паисий был переведен на Кременецкое вик-ство той же епархии. Затем В.-В. в. возглавляли еп. Арсений (Тимофеев; 14 июля 1902-1906), в 1906 г. переведенный на Сарапульское вик-ство Вятской епархии, еп. Михей (Алексеев ; 25 авг. 1906-1908), в 1908 г. назначенный на Архангельскую и Холмогорскую кафедру. 21 дек. 1908 г. во епископа Владимир-Волынского был хиротонисан сщмч. Фаддей (Успенский) . Еп. Фаддей замещал Волынского архиеп. Антония (Храповицкого) в делах управления епархией во время отъездов последнего, напр. в 1909, 1910 гг. Еп. Фаддей совершал поездки по епархии, принимал активное участие в работе педагогических жен. курсов во Владимире-Волынском, по его инициативе в Житомире проходили богословские собеседования. В 1916-1917 гг. еп. Фаддей временно управлял Владикавказской епархией , в 1917 г. вернулся во Владимир-Волынский. Вскоре из-за близости фронта он уехал в Житомир, откуда управлял Волынской епархией после отъезда за границу в 1919 г. Волынского архиеп. Евлогия (Георгиевского) . В нояб. 1921 г. еп. Фаддей был арестован, после чего не смог вернуться на Украину и в кон. 1921 г. был назначен на Астраханскую кафедру. После 1921 г. по Рижскому договору большая территория Волынской епархии вошла в состав Польши и подчинилась неканонически провозглашенной в 1924 г. автокефальной правосл. Церкви в Польше. Волынская епархия, имевшая в своем составе В.-В.

http://pravenc.ru/text/159116.html

  001     002    003    004