Башнин Н. В. «Часа ради смертнаго»: последние дни жизни архиепископа Вологодского и Белозерского Маркелла в документах Вологодского дома Св. Софии     Биография архиепископа Вологодского и Белозерского Маркелла (на кафедре с 16 января 1645 г. до смерти 22 марта 1663 г. была освещена в научной литературе И. А. Устинова и О. А. Зверева в энциклопедической статье суммировали сведения об этом Казалось бы, данную тему можно считать в целом изученной. Однако в Государственном архиве Вологодской области в ф. 1260 (Коллекция столбцов) и ф. 883 (Н. И. и И. Н. Суворовы) выявлены документы, содержащие последние распоряжения архиепископа, сведения о его вещах, имуществе московского архиерейского подворья, а также о хлопотах архиерейских людей после преставления иерарха. Частично они были введены в научный оборот Н. И. Суворовым Источники такого вида о Вологодских владыках Симоне и Гаврииле (Кичигине) опубликованы, И. Н. Шамина подготовила к публикации опись келейного имущества архиепископа Коломенского и Каширского Никиты (Тотемкого) Незадолго до своей смерти, архиепископ Маркелл 15 марта 1663 г. «Божия ради посещения для своей немощи и старости часа ради смертнаго» призвал к себе архимандрита Спасо-Прилуцкого монастыря Иону, келаря старца Селивестра, приказного Василия Григорьевича Данилова-Домнина, казначея Софийского дома старца Исайю, дьяков Данила Столбицкого, Артемия Озерова, Лукьяна Аленина и приказал им переписать свои вещи. После смерти владыки «рухлядь» передали в казну Вологодского архиерейского дома. По «изусному» приказу иерарха, его келейные деньги – серебряных 100 рублей и медных 260 рублей 22 алтына 2 денги – былирозданы «на выносе в соборную церковь тела его священиком и нищим в милостыню» Вскоре после составления описи иерарху стало хуже. На небольшом листе бумаги, который вклеен между другими в столбце с черновиками домовых документов, находим описание последних дней жизни архиепископа Маркелла: «Государь архиепископ Маркел заскорбел февраля с 15 числа, а первую неделю Великого поста постился и тое же недели в суботу Федорову в соборной и апостолской церкви Софеи Премудрости слова Божия святую Божественную литургию служил и Божественных страшных Христовых Тайн причастился и в Неделю Православия на выходе был. А марта в 16 день маслом соборовался. А посхимился марта в 19 день. А преставись в 22 день в третью неделю Великаго поста в третьем часу дни. И того же числа с отпискою к великому государю к Москве послан сын боярский Козма Борзунов о его архиепископле

http://sedmitza.ru/lib/text/10324896/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Боголюбская Моление О Народе (c предстоящими) " Описания иконы Икона Боголюбская Моление О Народе - описание Источник: PRAVICON.COM В 16—17 веках особо почитались изображения Боголюбской иконы с коленопреклоненным народом (святыми), называемые «Моление о народе». Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Икона «Богоматерь Боголюбская с предстоящими свв. Симеоном Дивногорцем и Никитой столпником». Дерево, левкас, сусальное золото, темпера. 25Х21. Ярославский регион, 1800 г. Файл 17067.jpg:   Размер: 837x1000, 0.84 MPix, 873 Kb. Дата: 2012-05-10, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (263) , (4) . Описание: Икона Божией Матери «Боголюбская» («Моление пресветей Богородицы о мире»). Начало XVIII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 89х69,3 см. Икона реставрирована. Имеются тонированные вставки грунта, преимущественно на полях, и потертости красочного слоя и золота. Иконографический тип, к которому принадлежит икона Богоматери «Боголюбская», — один из древнейших в христианском мире. Его появление относится к VI—VII вв. Он восходит к византийской иконе «Богоматерь Агиосоритисса» (греч[...] Файл 23036.jpg:   Размер: 634x800, 0.51 MPix, 130 Kb. Дата: 2014-01-09, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 4 (162) , (6) . Описание: Икона Божией Матери " Моление о народе " (Боголюбская). Москва или Ростов. 1530—1540-е гг. Дерево, левкас, темпера. Древняя икона вклеена в новую доску 25,3х20,8 см. (врезок 22,3х18,8 см.). Происходит из собрания Рахмановых. Дар Л.К. Агафоновой в храмы Рогожского кладбища 12 апреля 1917г. Слева — Богоматерь, стоящая на красном облачке со свитком, на котором написан текст обращенной к Христу молитвы о снисхождении к людям. Перед нею молящиеся святые (в два ряда). Верхний ряд составляют св. Никол[...] Файл 24390.jpg:   Размер: 836x1024, 0.86 MPix, 201 Kb.

http://pravicon.com/icon-36

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Икона «Богоматерь Боголюбская с предстоящими свв. Симеоном Дивногорцем и Никитой столпником». Дерево, левкас, сусальное золото, темпера. 25Х21. Ярославский регион, 1800 г. Файл 17067.jpg:   Размер: 837x1000, 0.84 MPix, 873 Kb. Дата: 2012-05-10, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (263) , (4) . Описание: Икона Божией Матери «Боголюбская» («Моление пресветей Богородицы о мире»). Начало XVIII века. Русский Север. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 89х69,3 см. Икона реставрирована. Имеются тонированные вставки грунта, преимущественно на полях, и потертости красочного слоя и золота. Иконографический тип, к которому принадлежит икона Богоматери «Боголюбская», — один из древнейших в христианском мире. Его появление относится к VI—VII вв. Он восходит к византийской иконе «Богоматерь Агиосоритисса» (греч[...] Файл 23036.jpg:   Размер: 634x800, 0.51 MPix, 130 Kb. Дата: 2014-01-09, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 4 (162) , (6) . Описание: Икона Божией Матери " Моление о народе " (Боголюбская). Москва или Ростов. 1530—1540-е гг. Дерево, левкас, темпера. Древняя икона вклеена в новую доску 25,3х20,8 см. (врезок 22,3х18,8 см.). Происходит из собрания Рахмановых. Дар Л.К. Агафоновой в храмы Рогожского кладбища 12 апреля 1917г. Слева — Богоматерь, стоящая на красном облачке со свитком, на котором написан текст обращенной к Христу молитвы о снисхождении к людям. Перед нею молящиеся святые (в два ряда). Верхний ряд составляют св. Никол[...] Файл 24390.jpg:   Размер: 836x1024, 0.86 MPix, 201 Kb. Дата: 2014-10-21, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 4 (146) , (3) . Описание: Икона Божией Матери " Моление о народе " (Боголюбская) Псков (?). Вторая четверть XVI в. Дерево, левкас, темпера. 123,5х98,5 см. Дар И.Л. Силина в Покровский храм 1890 г. Образ Богоматери вызывает в памяти закрепленные за ней христианской традицией уподобления, такие, как «нерушимая стена» или «лествица, достигшая небес». А высокая гора и Христос над нею напоминает о еще одном ее уподоблении — горе, от которой «отсечеся Камень Нерукосечный» (Дан. 2, 45). Оригинальная особенность иконографии [...]

http://pravicon.com/icon-36-photo

Матвей и Иван организаторам Покровской благотворительной ярмарки в Коньково поставили " пятерку " 15 октября 2012 г. 12:05 Как помочь построить храм В праздник Покрова Божией Матери в Казанском храме, строящемся по " Программе -200 " , его настоятель, священник Александр Зорин, и инициативные прихожане после службы решили провести благотворительную ярмарку, средства от которой пойдут на возводимый  храм, а также на помощь заключенным. Кроме торговли, на ярмарке были организованы мастер-классы по изготовлению игрушек, состоялась увлекательная лекция об истории храма и этого места, где когда-то была усадьба Воронино-Богородское. А завершился праздник благотворительным концертом. Желающие могли сфотографироваться на фоне строящегося храма и получить фотографию, вклеенную в красивую открытку с детским рисунком. Тем, кто проголодался, предлагалась выпечка, изготовленная руками прихожан. Как удалось все это организовать, откуда появились покупатели и столько детей, ведь первую свою Литургию небольшой приход будущего храма отслужил только два месяца назад? " За несколько дней до ярмарки мы разместили объявления на информационных стендах окрестных домов, - говорит отец Александр. - О ярмарке написали местные СМИ, прихожане рассказали о ней в социальных сетях. И вот результат - на Божественную литургию сегодня пришло около 50 человек " . Правда, они с трудом разместились в часовенке в честь преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, которая представляет из себя два строительных вагончика. Эти вагончики и церковную утварь купили тоже на средства прихожан. В ней и проходят службы, пока возводится храм. Наталья – одна из организаторов ярмарки. Она живет в центре, но помогает будущему Казанскому храму в Коньково, потому что у нее здесь после переезда осталось много друзей. " Первое – это понять, что привлечет людей, что они готовы купить, что полезно практически и не дорого, - делится опытом Наталья. - Мы с детьми смастерили тряпочные куклы, которые пользуются большим успехом. А я провела для ребят мастер-класс по их изготовлению " . Кроме того, молодое поколение с увлечением занималось лепкой из соленого теста и изготовлением бумажных цветов и открыток.

http://e-vestnik.ru/news/kak_pomoch_stro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ АГИОРИТ [Лесбосский, Митилинский; греч. Κλμης Αγιορετης Λσβιος, Μυτιληναος], иером., греч. мелург (нач. XVII в.). Расцвет непрерывавшейся на протяжении мн. веков церковнопевч. традиции о-ва Лесбос пришелся на XVII в., когда в монастыре Лимонос весьма плодотворно действовал скрипторий, одним из наиболее известных представителей к-рого был К. А. В источниках он упоминается обычно как «Климент, иеромонах Лесбосский» или «Климент, иеромонах Митилинский», иногда как «Климент, иеромонах и дидаскал», а также как «Климент, иеромонах Святогорский и Митилинский». Биографических сведений о нем не сохранилось. Исходя из факта, что в рукописи Lesb. Leim. 221, принадлежавшей К. А. (судя по его собственноручной записи - Fol. 7), содержатся его песнопения прп. Афанасию Афонскому , (на вклеенных позднее листах - Fol. 1-4v) можно предположить, что он подвизался в Великой Лавре на Афоне. К. известен как писец и составитель 3 рукописей, созданных ок. 1600 г.: Lesb. Leim. 288 (Анастасиматарий; единственная ркп., собственноручно подписанная К.: «Это написано смиренным Климентом» - Fol. 88v; см.: Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Τ. 1. Σ. 45-47; idem. 1980. Σ. 123, φωτογρ. 19), Lesb. Leim. 212 (сборник богородичных матим; см.: Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Τ. 1. Σ. 47-48) и Athen. Bibl. Nat. 2796 (Икиматарий Иоанна Клады; см.: Touliatos-Miles. 2010. P. 508-509). Кодексы, созданные К. А., весьма своеобразны: они небольшого размера, написаны красивым, достаточно крупным и уверенным почерком, весьма характерным для той эпохи. По-видимому, под влиянием К. А. сформировалась особая школа письма; все рукописи, по почерку напоминающие рукописи К. А., вероятно, происходят из одного скриптория; в мон-ре Лимонос обнаружено еще неск. певч. рукописей, предположительно принадлежащих перу К. А. (Lesb. Leim. 287, 326 ια, 274, 284, все - ок. 1600 г.; Ibid. 350, 286, обе - после 1600 г.; Ibid. 285, 1-я треть XVIII в.; описание: Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Τ. 1. Σ. 46-47, 47-60).

http://pravenc.ru/text/1841409.html

Вас зарежут для того, чтоб до вас достучаться Журналист Бабицкий нашелся сам, освобождать его из лап бандитов не потребовалось Несчастный страдалец Бабицкий нашелся, причем весьма экстравагантным способом, он был задержан в махачкалинском кафе " Санио " при проверке документов. Где предъявил фальшивый азербайджанский паспорт на имя Али Иса-оглы Мусаева, в который была вклеена его фотография. Необычайная странность всей этой слезоточивой истории, о бесправном российском гражданине, которого, человеконенавистники-федералы обменяли на пленных российских солдат, с появлением этой детали приобрела новый колорит. Зачем Бабицкий держал у себя фальшивый паспорт, не могут объяснить даже его адвокаты. Александр Зозуля сообщил, что паспорт ему вручили насильно, но признал, что трудно объяснить, почему Бабицкий не выбросил его. В связи с этим можно предположить, что журналист не избавился от компрометирующей его улики потому, что паспорт ему еще был нужен. Любой законопослушный гражданин, освободившись из " бандитского плена " , не имея документов и не чувствуя себя виновным, должен был бы обратиться в ближайшее отделение милиции. Но накануне задержания Бабицкий пытался пересечь российско-азербайджанскую границу, что ему не удалось. Возможно, он собирался продолжить свои попытки, и не для того, чтобы вылететь из Баку в Москву. Это он мог сделать и в Махачкале. А для того, чтоб и дальше продолжать скрываться, с тем, чтоб " Свобода " могла все с большим и большим пафосом поливать грязью Россию. Не больше ясности и относительно лиц, будто бы удерживавших Бабицкого в Чечне. Сам журналист утверждает, что это могли быть чеченцы, действующие на стороне федеральных сил, или какие-то бандиты, не имеющие отношения к сепаратистам. Но если люди, которым его передали, были подставными, то пленные солдаты были настоящими, а значит, лидеры боевиков не могли не участвовать в этой сложной комбинации. Под именем Али Мусаева Бабицкий остановился в Махачкалинской гостинице " Дагестан " . Откуда в 8.30 утра, в день, когда его задержали, он позвонил во Владикавказ Олегу Кусову, северокавказскому корреспонденту " Свободы " , и попросил приехать в Махачкалу. Кусов и корреспондент агентства Франс Пресс Николай Топурия из Владикавказа на машине Кусова приехали в Махачкалу. Но встреча, между ними и Бабицким не состоялась, милиция помешала. Здесь стоит напомнить, что его непосредственные начальники - Савелий Шустер и Марио Корти едва ли не каждый день утверждали, что Бабицкий " может быть, уже мертв " и что " он не нужен Москве живым " . Теперь, как поведал один из журналистов " Коммерсанта " , живой и здоровый он сидит в своей московской квартире, над початой бутылкой водки. И покрикивает, на нерасторопных милиционеров, которые забыли прихватить, в Махачкале его жену. Не доставили одним рейсом с ним.

http://pravoslavie.ru/5095.html

Про этих сестер-монахинь, с детства окормлявшихся в Глинской пустыни времен расцвета там старчества, можно сказать словами того, кто в итоге и стал им «и отцом, и матерью»: «Меня старцы друг другу из полы в полу передавали». Все мы родом из юности, и только те, кто умудряется сквозь всю жизнь пронести чистоту души, так запросто и могут рассказывать о своей жизни. Продолжаем публикацию воспоминаний новопреставленной ко Господу монахини Андроники (Пискуревой; † 28.07.2021). Того, кто Богу доверился, Господь найдет через кого и как вразумить Матрона Ивановна (Пискурева), в монашестве Андроника Когда наш духовный отец схиархимандрит Андроник (Лукаш) умер, нас схиархимандрит Виталий (Сидоренко) опекал. Пока глинские старцы живы были, кого нам еще. Помню, наш отец как-то к Кукше Одесскому поехал, а тот: – А что ты, Иван, приехал сюда? У вас же вон какие старцы в Глинской пустыни. Там у нас, в Глинской, еще такой иеросхимонах Гавриил (Тюшин; †1956), тоже старец такой молитвенный. Лежит он, умирает, а папа наш сидит над ним и плачет. – Что я буду делать? Умрет, как я буду дальше жить? Так схимник так салфеточку тогда с лица снимает и говорит: – Иван Кириллович, веру надо иметь. А благословение возьмешь вон у той девочки, что за дверью стоит. Папа: – А? Что? – пошел дверь открывать, а там, рассказывал потом, – Галька стоит, молоко принесла. Сейчас это монахиня Питирима. Письмецо от схиархимандрита Виталия А уж когда отец Виталий в 1992-м году отошел ко Господу, мы с сестрой заметались: кто у нас духовником будет? То нам, помню, владыку Никона (Васина), он потом был митрополитом Липецким, сейчас на покое, предложат, а мы его еще Колей знали, когда он в Тбилиси ездил, то еще кого... Будущие архиепископ Алексий (Фролов) и схиархимандрит Макарий (Болотов) в Бурдино Я каждый день читаю Псалтирь и не вижу этого конверта. А тут вдруг вытаскиваю его, а в конверте листочек, и на нем написано: Иннокентий Потом уже, видимо, как раз в связи с кончиной отца Виталия, смотрю как-то, а по телевизору отец Макарий (Болотов) что-то говорит, он тоже в Тбилиси ездил, а после него архимандрит Иннокентий (Просвирнин). А с тех пор, как у нас папа умер, я уже постоянно читала Псалтирь, мне она как раз от отца Виталия досталась. И у меня на 14-ой кафизме листочек был вклеен, под листочком – конверт. Я каждый день читаю Псалтирь и не вижу этого конверта. А тут вдруг, уже по смерти отца Виталия, вытаскиваю его, а в конверте листочек, и на нем написано: Иннокентий.

http://pravoslavie.ru/141036.html

Россия в Первой мировой войне в кинохронике, фотографиях, документах. ФОТОэкскурсия по уникальной выставке С фотографий глядят глаза тех, кто жил 100 лет назад. Кажется, давно. Но столько жизни в их лицах, что понимаешь – недавно. Совсем недавно 2 сентября, 2014 С фотографий глядят глаза тех, кто жил 100 лет назад. Кажется, давно. Но столько жизни в их лицах, что понимаешь – недавно. Совсем недавно Выставка «Россия в Первой мировой войне в кинохронике, фотографиях, документах», приуроченная к 100-летию начала Первой мировой войны. Заходишь в стеклянную дверь Нового манежа, и вдруг – взрыв. На большом белом экране, натянутом сразу напротив входа, взлетает в воздух мирный пейзаж – дерево и трава превращаются в комья земли, разлетаются по белому полотнищу, подкрашенные красным документальные кадры кинохроники открывают выставку «Взгляни в глаза войны». В двух залах представлено около 500 подлинных документов той эпохи: это и переписка последнего Российского императора Николая II и кайзера Германии Вильгельма, это личные дневники, письма, отчеты и графики роста производства оружия, а в соседней витрине – роста холеры и тифа. Старые фотоальбомы, принадлежавшие членам царской семьи, в которые вклеены маленькие снимки: вот в гамаке качается сестра милосердия, вот стол с самоваром, а рядом – раненые, перевязки, коллективные портреты в госпиталях. С фотографий глядят живые глаза тех, кто жил 100 лет назад. Кажется, давно. Но столько жизни в их лицах, что понимаешь – недавно. Совсем недавно. Первая мировая война мало интересует современных людей. Ее заслонили те грандиозные и страшные события, которые происходили потом: революция, голод, репрессии, Великая Отечественная война, перестройка… И в сознании многих Первая мировая слилась с революцией и последующей гражданской войной, затерлась и потерялась. Выставка в Новом манеже показывает, какое огромное значение для всей будущей истории имели события, происходившие в 1914 году. Кадры кинохроники умело смонтированы в небольшие интересные фильмы, рассказывающие об императорских фамилиях Европы, о предвоенных годах в России, об убийстве гимназистом Гаврилой Принципом эрцгерцога Франца-Фердинанда и его жены в Сараево.

http://pravmir.ru/vzglyani-v-glaza-voyny...

С нижегородской выставки изъяты работы, оскорбляющие чувства верующих Нижний Новгород, 27 октября 2004 г. В Нижнем Новгороде 15 октября открылась в Музее истории и культуры Московского района выставка «Коллаж-Сити». Произведения одного их разделов выставки, в общем, схожи по манере и технике исполнения с другими работами выставки. Они тоже коллажные, игровые, калейдоскопичные. Но все дело в том, что в качестве объекта игрового, вольного осмысления здесь оказались сакральные, святые для любого небездушного человека предметы – Священное Писание и православная икона, сообщает пресс-служба Нижегородской епархии . Дерзким кощунством и богохульством назвал бы верующий человек использование святыни, хотя бы даже в целях искусства. Максим Алешин и Андрей Егоров - авторы этих работ - считают иначе. По их мнению, таким шокирующим способом авторский замысел до зрителя можно донести быстрее. Для искусства (если вообще это слово здесь уместно), получается, все средства хороши. Серия работ А. Егорова на тему кумиров точно иллюстрирует этот творческий, но безнравственный принцип. Практически все коллажи из этой серии сделаны на старинных иконах. Большую часть из них художник нашел в начале 90-х годов в канаве рядом с часовней. Тогда у А. Егорова впервые возникла идея использовать икону для своих коллажей. О том, какое при этом совершалось святотатство, мыслей у художника не было. Работы Егорова под названием «Троица», «Апокалипсис», «Кающаяся Мария Магдалина» или, возможно, Божия Матерь Троеручица», «Современная Богородица», «Лысый ангел», «Тайная вечеря» и некоторые другие объединены общим, достаточно сложным философским замыслом и в то же время беспринципной художнической стилистикой. Например, первая работа из этой серии – икона святой Троицы с вклеенной по центру фотографией Мерлин Монро. Легендарная актриса 60-х, по замыслу художника, заменяет здесь Божию Матерь. Далеко за рамки здравого смысла и нравственного чувства выходят компьютерные коллажи Максима Алешина, расположенные по соседству с экспозицией А. Егорова. Работы этого автора сражают наповал вопиющей пошлостью и кощунством.

http://pravoslavie.ru/11620.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 2 (65) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2019-08-08) Происхождение изображения: Загружено 2019-08-08, анонимно. Описание: Barocci, Federico: Madonna in the Clouds. Madonna in the Clouds, etching by Federico Barocci, undated; in the collection of the National Gallery of Art, Washington, D.C. См. Комментарий Н.И.Комашко (к иконе: 37. Богоматерь Евтропьевская. Середина XVIII века. Москва. 69.5 х 63.0 см. Дерево, левкас, смешанная техника. Происхождение: вывезена из Нижнего Новгорода. Собрание В.М.Момота). Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV – начала XX века. Каталог выставки. М.: Изд-во «ТЕТРУ», 2014. С.206: " Иконографический тип идентифицируется как «Богоматерь Евтропьевская» на основании гравюры Григория Тепчегорского около 1714 года, вклеенной в рукописный сборник Семена Моховикова «Солнце Пресветлое» 1715-1716 годов [сноска 32: Научная библиотека МГУ, Л.38 об.]. Образцом для Тепчегорского послужила гравюра итальянского художника Федерико Бароччи [сноска 33:The Illustrated Bartsch. V. 34. New York, 1982. P10.] неоднократно репродуцировавшаяся также нидерландскими граверами, в частности, братьями Вириксами [сноска 34: Mauquog-Hendrickx M. Les estamps des Wierix. Premier partie. Bruxelles, 1978. 760.]. Икона, как и гравюра Тепчегорского, отличается от западного протографа зеркальным переводом, отчего Младенец на ней благословляет левой рукой. Известно еще две иконы подобной иконографии, отличающиеся незначительными деталями [сноска 35: Обе датируются 1729 – 1730-ми годами, происходят из Переяслявля-Залесского и из-под г. Борисоглеба (Ярославская обл.). Хранятся в собрании ГТГ (Др 2344 и Др 1078)]. Особенность публикуемого памятника – стилизованное изображение кораллового ожерелья на шее Младенца в виде красного бантика [сноска 36: Коралл в западноевропейской традиции считался оберегом от сглаза, его веточку часто изображали на шейке Младенца Христа].

http://pravicon.com/image-34110

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010