Закрыть itemscope itemtype="" > " Яко один от древних " Жизнеописание митрополита Виталия (Устинова) на фоне эпохи 17.09.2007 372 Время на чтение 20 минут 12/25 сентября 2007 года исполнится год с того дня, когда в Канаде отошел ко Господу митрополит Виталий (Устинов), несший первоиераршее служение Русской Зарубежной Церкви с 1986 по 2001 годы. Владыка Виталий прожил на земле почти век, до столетнего юбилея оставалось всего четыре года. Год кончины оказался знаменательным годом для митрополита Виталия: 65 лет священнослужения, 55 лет архипастырства и 20 лет с начала первосвятительского служения. На момент кончины владыка был одним из старейших иерархов не только Русского, но и Вселенского Православия. Все перипетии бурного ХХ столетия отразились на жизни митрополита Виталия - он дитя времени, стойко и мужественно несший крест служителя Христова. Безбожная революция 1917 года, вынужденная потеря родины, трудности эмигрантской жизни, борьба с атеизмом, защита от насильственной репатриации русских беженцев из числа Ди-Пи, миссионерское служение на западе, слово правды, обращенное к русскому народу - все это, а также многое другое, о чем речь ниже, стало вехами жизни владыки Виталия. Наше краткое жизнеописание митрополита хочется начать словами нынешнего первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра, обращенными к владыке Виталию в 2001 году от лица джорданвилльской братии: " В 1938 году Вы вступили в наше Печатное братство, находившееся тогда на Карпатской Руси в Словакии, в селе Ладомирово. Через несколько лет священноначалие призвало Вас нести служение Церкви вдали от нашего братства. Но где бы Вы ни находились - в Германии, Англии, Бразилии, Канаде - Вы везде старались исполнить заветы основателя нашего братства, архиепископа Виталия (Максименко). Всюду Вы учреждали печатни и несли людям слово правды на русском, английском и французском языках. Вы всегда с любовью вспоминали наше Печатное братство, и мы смиренно продолжали и продолжаем считать Вас Высокопреосвященнейшим собратом нашего братства " ( " Православная жизнь " , N 8, 2001 г., Джорданвилль).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

После почти 5-летнего пребывания западноправосл. общин вне к.-л. юрисдикции при содействии правящего архиерея Западноевропейской епархии Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) архиеп. Иоанна (Максимовича) 11 нояб. 1959 г. Архиерейский Синод РПЦЗ решил принять западноправосл. общины с сохранением в них зап. обряда и поручил общее руководство ими архиеп. Иоанну. 8 мая 1960 г. архиеп. Иоанн впервые отслужил в ц. сщмч. Иринея литургию по Г. о. В июне 1960 г. делегация западноправосл. приходов была принята Первоиерархом РПЦЗ митр. Анастасием (Грибановским) , присутствовавшим при совершении «литургии согласно св. Герману Парижскому» в домовом синодальном храме в Нью-Йорке. По предложению архиеп. Иоанна в нояб. 1960 г. для западноправосл. приходов было установлено новое наименование - Французская Православная Кафолическая Церковь (ФПКЦ). В 1961 г. комиссия при Архиерейском Синоде РПЦЗ одобрила представленные прот. Е. Ковалевским богослужебные тексты Г. о. и допустила использование в общинах ФПКЦ григорианского календаря с сохранением старого стиля в Пасхалии. С назначением архиеп. Иоанна (Максимовича) в 1963 г. на Сан-Францисскую кафедру общины ФПКЦ остались в его личной юрисдикции. 9 окт. 1964 г. Архиерейский Синод РПЦЗ разрешил архиеп. Иоанну выбрать и рукоположить епископа-викария для помощи в управлении ФПКЦ. 13 окт. прот. Е. Ковалевский был представлен в качестве кандидата новому Первоиерарху РПЦЗ митр. Филарету (Вознесенскому) и 8 нояб. пострижен в монашество с именем Иоанн-Нектарий, в честь прав. Иоанна Кронштадтского и свт. Нектария Эгинского. 11 нояб. архиеп. Иоанном и еп. Феофилом (Ионеску) архим. Иоанн-Нектарий был рукоположен во епископа Сен-Дениского. После кончины архиеп. Иоанна (Максимовича) († 2 июля 1966) Архиерейский Синод РПЦЗ в сент. 1966 г. поручил руководство делами ФПКЦ архиеп. Виталию (Устинову) . 9 окт. архиеп. Виталий присутствовал на Генеральной ассамблее ФПКЦ, где он заявил о необходимости прекращения совершения зап. чина литургии и настаивал на полном принятии визант. обряда. В знак протеста 19 окт. еп. Иоанн-Нектарий (Ковалевский) заявил о выходе ФПКЦ из РПЦЗ. Часть общин ФПКЦ отказалась покинуть РПЦЗ, но Г. о. сохранялся в них при условии совершения визант. обряда как основного (впосл. эти приходы вышли из РПЦЗ, присоединившись к одной из греч. старостильных Церквей ).

http://pravenc.ru/text/161584.html

Еще в 1941 г. он был хиротонисан во епископа Брестского и назначен викарием к митр. Пантелеимону, с которым и оставался до конца его дней 4 . Два других митрополита – Анастасий (Грибановский) и Серафим (Ляде) – в лагере не жили, но регулярно приезжали для проведения богослужений в Большом Шляйсгайме. Что касается белого духовенства, служившего в лагере, то из 22 священников на его территории проживали 12 [Корнилов, 90]. В Большом Шляйсгайме действовало два храма – основной, во имя Архангела Михаила, и при гимназии, носивший имя прп. Иова Почаевского . Настоятелем Архангельского храма с осени 1945 г. являлся архиеп. Пантелеимон (Рудык) (УПЦ) 5 , в июне 1948 г. в связи с его отъездом в Аргентину храм возглавил еп. Димитрий (Маган) (УПЦ) [Корнилов, 25]. Причтом гимназической церкви руководил прот. Василий Бощановский 6 , а с августа 1949 г. – еп. Григорий (Боришкевич) 7 . После разгрома немецких войск Гамбург со всей северной частью Германии вошел в британскую зону оккупации. Устроение духовной жизни здесь складывалось во многом благодаря усилиям двух монахов. Эмигрант «первой волны» архим. Нафанаил (Львов) прибыл в Гамбург вместе с иером. Виталием (Устиновым) из Берлина, где они служили последние месяцы войны в кафедральном соборе; оба являлись служителями монастыря прп. Иова Почаев-ского в Ладомировой (Словакия) 8 . В мае 1945 г. Архиерейским синодом РПЦЗ архим. Нафанаил был назначен управляющим Северогерманским викариатством, которое насчитывало 19 приходов. Основным местом служения о. Нафанаила был расположенный в Гамбурге храм во имя прп. Прокопия Устюжского, настоятелем которого являлся о. Стефан Ляшевский 9 . При этом храме усилиями обоих монахов в 1946 г. было создано братство прп. Иова Почаевского [Зайде]. С именами о. Нафанаила и о. Виталия связано устроение церковной жизни в лагере Фишбек, где находилось около двух тысяч человек – беженцы с территорий Белоруссии, Украины и России [Нафанаил, 524]. В лагере был сооружен храм во имя Успения Божьей Матери, настоятелем которого стал игумен, а затем архимандрит, Виталий (Устинов). Принадлежность настоятеля лагерного храма к монашеству во многом повлияла на организацию богослужебной жизни лагеря, был установлен суточный круг богослужения [Нафанаил. Воспоминания, 3]. Для проведения церковных служб нужны были помощники, о. Виталий (Устинов) организовал в лагере курсы псаломщиков. Архимандрит Нафанаил не жил в лагере, но часто приезжал к о. Виталию, и они вместе служили. В сентябре 1946 г., после хиротонии архим. Нафанаила в епископа Брюссельского и Западноевропейского, северогерманскими приходами стал управлять еп. Афанасий (Мартос) 10 , также посещавший лагерь Фишбек для совершения богослужений. Из воспоминаний владыки известно, что в 1946 г. в лагерях возглавляемого им викариатства в его подчинении находилось 25 священников и 5 дьяконов [Корнилов. На службе, 30].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он многих выслушивал и наедине, и в большом собрании. До того как приехать в Россию и до того как встретиться с президентом В.В. Путиным, он собрал пастырское совещание, на котором присутствовало более половины клириков Русской Зарубежной Церкви. Там были заняты очень разные позиции, звучали очень разные выступления. Было два совершенно противоположных проекта резолюций. Когда обсуждались проекты этих резолюций, владыка был очень-очень тих, а потом была принята та резолюция, которая была принята. Это потрясающе! У владыки Лавра была потрясающая внутренняя послушность воли Божией. Я уже говорил, что он был послушником Божиим. А быть послушным – это значит еще и слышать других. Это то, чего сегодня так не хватает и в семейной жизни, и в работе, везде. Принять волю другого человека ради Христа – это трудно. Наше противление и полагает препятствия в нашем делании. Мы не верим, что если уступим другому, то может получиться лучше, чем сами думаем, что Бог поможет и чудо сотворит между нами во взаимном приятии. – Как относился митрополит Лавр к прежнему первоиерарху РПЦЗ митрополиту Виталию (Устинову), особенно после того как от его имени прозвучали заявления о возвращении его на престол первоиерарха? – Мы владыку Виталия хорошо знали, и мы понимали, что с ним происходило, поэтому отрицательно к нему было относиться просто невозможно. Он был чрезвычайно энергичный, деятельный, прямолинейный человек. Но к этому времени у него совершенно ослабела способность к действию, а по характеру он оставался таким же, как и прежде. Православная Церковь почитает своих старцев. Но владыка Виталий в тот момент уже не понимал ситуацию правильно, его вводили в заблуждение. Когда ему сказали, что он давал противоречивые указания, и он убедился в этом, он сказал: " Братья, я управлять не могу! " – и попросился на покой. А потом другие стали пользоваться его забывчивостью, стали давать ему неправильные лекарства. Как к этому мог относиться владыка Лавр? Он мог только соболезновать и понимать. Для него это был крест.

http://religare.ru/2_53480.html

И многие знакомые мне священники РПЦЗ тогда думали об этом. Однако все сорвалось из-за позиции митрополита Виталия (Устинова) - бывшего первоиерарха РПЦЗ, который всегда был уверен, что с Москвой иметь дело нельзя. В свое время он служил священником в лондонском приходе. Там был один храм, который англичане предоставляли и Московской Православной Церкви, и Зарубежной. И когда наступал черед служить Виталию, он заново освящал престол, чего московские священники, в частности Антоний (Блум), никогда не делали " . Также он отмечает, что " каких-то дальних перспектив у зарубежников нет. РПЦЗ нанесла огромный вред тем, что наплодила в России огромное количество всевозможных расколов. Поэтому в России необходимо наводить порядок. Я считаю, что это нужно делать даже в законодательном порядке. Мне кажется, что России необходимо использовать опыт современной Латвии, по законам которой официальную регистрацию от каждой конфессии может иметь только одна централизованная религиозная организация. Остальные могут существовать, но только в качестве неформального религиозного объединения, не имеющего юридического статуса " . Говоря о механизме возможного воссоединения, Глеб Рар ссылается на Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: " Он сказал мне: " Передайте вашим архиереям, что мы предлагаем восстановить евхаристическое общение, после чего РПЦЗ может стать зарубежным экзархатом Русской Православной Церкви, сохранив за собой нынешнее самоуправление " . Конечно же, я сразу сообщил об этом митрополиту Виталию, но никакой реакции на это от него я не получил " . В том, что такое воссоединение необходимо, Глеб Рар уверен: " Каждый раскол порождает новые расколы. РПЦЗ из неканоничной, но политически оправданной и признаваемой белой эмиграцией Церкви превращается в секту " . В заключение беседы он говорит: " Пусть каждый в своем приходе молится и делает свое дело вне зависимости от того, кому он подчиняется - Святейшему Патриарху Алексию или митрополиту Лавру. Я за то, чтобы и в зарубежных храмах поскорее начали возносить имя Святейшего Патриарха.

http://pravoslavie.ru/press/obzor23.htm

В главе «Масонство и коммунизм» говорится, что русская революция была делом рук масонов и евреев, которые и сейчас поддерживают «большевистскую власть», отмечается, что Россией «непосредственно управляют евреи» и она «стала еврейской колонией». Автор пишет о планомерной борьбе с антисемитизмом в СССР, подчеркивая, что «масонство поддерживало и поддерживает коммунизм за то, что в России создан бастион еврейской власти» и «освоив Россию, евреи считают необходимым распространить свою власть на Европу и затем на весь мир» . Звучат в брошюре и прогерманские ноты. В частности, говорится, что отпор, который евреи нашли со стороны Германии и Италии против творимого ими «насилия над христианским миром, заставил их прибегнуть к новой Мировой войне». Пример, как необходимо бороться с масонством, якобы показала Германия, где против его идеологии Адольфом Гитлером был «создан мощный народный отпор» (в этом месте единственный раз упоминается Гитлер) . Завершается брошюра выводом о том, что «против международной иудейско-масонской идеологии необходимо использовать свою национальную идеологию и культуру» и «христианская Церковь одна может так воспитать народ, что он с негодованием отвергнет масонские искушения» . Эта брошюра в 1990-2000-е гг. несколько раз выходила в Югославии (Сербии) и сейчас по-прежнему является одним из самых популярных изданий у сербских сторонников «заговора мировой закулисы». Еще более одиозной является написанная по-русски в Белграде предположительно в конце 1943 г. небольшая брошюра «На закате жидовской силы» (16 страниц). Ее текста найти не удалось, и о содержании этой брошюры известно лишь из письма настоятеля вашингтонского храма РПЦЗ протоиерея Виктора Потапова Первоиерарху митрополиту Виталию (Устинову) и всем архипастырям Русской Православной Церкви Заграницей от 18 ноября 1988 г., которое хранится в личном деле епископа Григория (Граббе) . В этом очень эмоциональном гневном послании отец Виктор пишет: «Чтение “На закате жидовской силы” помогло мне яснее понять психологию еп.

http://bogoslov.ru/article/6024224

И пошли клеветы на отца Германа. Мы уже рассказывали об обращении им едва ли ни тысячи протестантов в Православие. Но мир клеветал, что это отец Герман якобы ушел к протестантам, раз он посещает их. Или что отец Герман присоединился к ложной юрисдикции, или что вообще их уход с отцом Серафимом некогда в лес - двух молодых людей - и жизнь там в одиночестве вызывает нехорошие подозрения. А когда умножилось почитание верными отца Серафима и умножились чудеса по его молитвам, тогда стали говорить, что, будь он жив, не было бы лишения его сана, что они с отцом Германом чуть ли не антагонисты: один - святой жизни, другой отпал. - Что же, мир судил в меру своих понятий. Видя это, представляется, что отцу Серафиму «повезло» умереть раньше начала новых гонений на Братство, зато отец Герман их принял за двоих и, можно сказать, вдвойне. Пройдут годы, и протоиерей Роман Лукьянов из Бостона, уже после официального прославления Зарубежной Церковью святителя Иоанна, подойдет к своему первоиерарху митрополиту Виталию (Устинову) и скажет, что ведь отца Германа лишили сана незаконно, что надо бы его реабилитировать, извиниться перед ним. Изобразив удивление, бывший гонитель святителя Иоанна сказал: «А что, разве он еще жив? Кому это теперь нужно?» С горечью пересказывая тот разговор автору этих строк, отец Роман сказал: «Не такой был человек владыка Виталий, вот был бы жив его предшественник митрополит Филарет (Вознесенский), такого ответа просто не могло бы быть». Споры о сане отца Германа разрешил для нас в 1991 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он пригласил сослужить ему Батюшку в сущем сане на праздник Успения в Успенском соборе Московского Кремля. И сослужил ему отец Герман, и был награжден им крестом с украшениями. Напомним, что это было до воссоединения двух ветвей Русской Церкви. Пусть и сейчас живы клеветники - ничего удивительного: и на Христа клеветали. Но нам должно признать игуменский сан отца Германа. Всем гонимым сказал Господь: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5, 12).

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/02/...

Но, несмотря на это, мы его поминали в наших храмах, как болящего. И теперь, когда его душа нуждается в молитвах, мы призываем наших пастырей и паству молиться о упокоении его души " (Синодальный сайт РПЦЗ, 26 сентября 2006 г.). Заключение Русское церковное зарубежье в ХХ веке принесло Вселенскому Православию удивительное явление - соцветие праведных архиереев. Не для красного словца можно сказать, что большинство из них стяжало святость у Господа и истово служило православному народу различными дарами. Назовем лишь некоторые имена этих праведников - святители Иоанн (Максимович) и Серафим (Соболев), почившие первоиерархи митрополиты Антоний, Анастасий, Филарет, архиепископы Феофан (Быстров), Леонтий и Антоний (Бартошевичи), Виталий (Максименко), Никон (Рклицкий), Аверкий (Таушев), Андрей (Рымаренко), Леонтий Чилийский, Антоний Лос-Анжелосский, Антоний Сан-Францисский, епископ Митрофан Бостонский. То поистине были духовные вожди, исповедники, старцы, печальники и молитвенники своего народа. Среди них достойное место занимает и митрополит Виталий (Устинов). Митрополит Виталий являлся личностью яркой, сильной, эмоциональной. Если его увлекала какая-то идея, он отдавался ей целиком. Иногда указывают на противоречивость высказываний митрополита, но как бы там ни было, общее направление его деятельности и мысли ясно: это любовь ко Христу, Православию, Церкви, Святой Руси, русскому народу. Напрасно некоторые навязывают митрополиту Виталию ярлыки ненавистника Русской Церкви на родине. Да, его сердце непрестанно болело и скорбело о чистоте Православия и не только на родине, но и во всем мире, но он никогда не терял надежды. И если суммировать все высказывания митрополита, то его позиция будет выглядеть вполне умеренной. Вот характерная цитата: " Ни одному государству, ни одному народу, племени или обществу Господь не обещал непоколебимость, несокрушимость и непреодолимость до конца века сего. Только Церкви Своей Он определил эти свойства... потому, что Глава ее - Сам Всемогущий Господь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

— У меня осталось очень яркое воспоминание первых лет моей жизни в США — помню, когда я приехал к митрополиту Виталию (Устинову), первоиерарху РПЦЗ, я застал его сидящим на кухне и чистящим картошку для супа, который он сам себе варил. Потом он кормил меня этим же супом и детально расспрашивал про все обстоятельства жизни в СССР. В тот период, начало 90-х, интерес к нам, приехавшим из Союза, был огромен, а отношение — даже где-то иллюзорным. Но реальность быстро развеяла иллюзии, и сформировался устойчивый фон недоверия. Что касается меня, то мое вхождение в РПЦЗ произошло в монастыре. А монастырь все микширует. Там все под увеличительным стеклом — видно, как человек работает, как относится к храму. Когда человек со всей отдачей включается в эту жизнь, то уже через полгода, если и было какое-то предубеждение, оно преодолевается тобой самим.  — Если я правильно понимаю, знаковой фигурой в вашей судьбе стал владыка Иларион (Капрал), нынешний первоиерарх РПЦЗ. Именно знакомство с ним помогло принять окончательное решение в пользу жизни и служения в США. — Да, именно так. Владыка Иларион — невероятной доброты человек. Одно из самых лучших воспоминаний моей жизни — это наше двухмесячное путешествие в Россию в 1990 году. Это был его первый приезд в Россию, и я его сопровождал. Мы посетили много храмов, монастырей и других святых мест.  Он путешествовал инкогнито, скрывал панагию — это ведь еще был Советский Союз. Один из самых замечательных эпизодов той поездки — встреча с теперешним Митрополитом Киевским Онуфрием, который в 90-м году был еще архимандритом и возглавлял Почаевскую лавру.  В том путешествии владыка Иларион возил с собой грека по имени Нектарий, который был поваром в Синоде РПЦЗ, а до этого несколько лет жил в монастыре на Афоне. Он был очень добродушным и жизнелюбивым, сыпал направо и налево интересными историями и говорил понемножку на всех языках (бывший моряк). Нектарий был прекрасным прикрытием для владыки, потому что, когда мы приезжали в какой-то монастырь и про нас докладывали настоятелю, то мы сразу выставляли Нектария вперед и говорили: «Вот, афонский монах, а мы вроде как при нем, сопровождающие». Все сразу переключали внимание на колоритного Нектария и напрочь забывали про нас с владыкой.

http://pravmir.ru/stoyu-v-duraczkom-kost...

Паисия, приложил к своему прошению сочиненную песню на счет Паисия, которая при деле в консистории. Лишенный всего, сей Ириней жил на покаянии в Рыльск. монастыре. 232 В 1821 году архимандрит Рыльского Николаевского монастыря с брат. представлял сего протоиерея В. Коренского к пострижению в монашество; но резолюцией преосв. епископа Евгения в сем ходатайстве было отказано: «подобает, писал Владыка, быти под искусом до учрежденного срока». 233 Рыльский архим. Израиль 8 августа 1833 года скончался в селе Глушков Рыльск. уезда, куда был командирован для заложения новой церкви. Рапорт о сем иером. Феодосия в Рыльск. духовн. правл. от 9 августа, а преосвящ. еписк. Илиодору 10 августа. Примечание: Из указа Курской духовной консистории от 22 марта 1834 года за 1757, последовавшего на имя Рыльского архимандрита Сергия вследствие данного Курской консистории от преосвящ. еп. Илиодора предложения, – видно, что сей преосвященный, ходатайствовал пред Св. Синодом, о назначении игумену Виталию, за долговременную и беспорочную службу пенсии; Св. Синод указом от 10 июля 1833 года предписал преосвящ. епископу Илиодору – «сделать пастырское рассмотрение и распоряжение в рассуждении доставления игумену Виталию возможного пособия в пристойному и безбедному пропитанию и содержанию». Преосвящ. еп. Илиодор 20 июня написал на сем указ следующую резолюцию: «указ сей объявить о. игумену Виталию с присовокуплением, что на него Виталия имеет быть обращено особенное внимание относительно обеспечения его в содержании». И вот поэтому то, при поручении ему в смотрение Рыльск. монастыря, положено было выдавать ему игумену жалованья 200 руб. в год из неокладных сумм монастыря. С поступлением же в сей монастырь настоятеля архимандрита Сергия, преосвящ. еписк. Илиодор, для доставления верных способов пропитания игумену Виталию, полагал учинить следующее: 1) пребывание иметь, ему игумену Виталию, дозволить в архиерейском доме и пользоваться кельями, трапезою, отоплением, освещением и прислугою; 2) на одежду и другие потребности производить ему по 250 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010