Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Бусыгин Владимир Семенович; 14.07.1877, Иркутск - 31.07.1935, Каменск-Шахтинский, ныне Ростовской обл.), еп. бывш. Каменский, деятель григорианского раскола . Из купеческой семьи. В 1898 г., по окончании Благовещенской гимназии, поступил в КазДА. В академии специализировался на изучении буддизма, монг. и тибет. языков. Был сокурсником Виссариона (Зорнина ; впосл. один из руководителей григорианского раскола). Во время учебы не показал больших успехов. В 1902 г. окончил КазДА кандидатом богословия за соч. «Буддийское учение о загробной жизни и критика его с точки зрения христианства». Был рукоположен во иерея. Служил смотрителем Варшавского ДУ. Возведен в сан протоиерея. Настоятель московского храма во имя святых Бориса и Глеба у Арбатских ворот. В 1924 г., овдовев, принял монашество с именем Иннокентий. 5 (по др. данным, 8) сент. того же года хиротонисан в Москве во епископа Каменского, стал викарием Донской епархии. Участвовал в Архиерейском совещании РПЦ 12 апреля 1925 г. , подписал акт о вступлении в должность Патриаршего Местоблюстителя Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) . 22 дек. 1925 г., после ареста митр. Петра, И. принял участие в организованном Свердловским архиеп. Григорием (Яцковским) в Донской иконы Божией Матери московском мужском монастыре собрании архиереев, к-рые пытались при поддержке ОГПУ присвоить себе высшую церковную власть. Вошел в возглавляемый архиеп. Григорием Временный высший церковный совет (ВВЦС). 29 янв. 1926 г. вместе с др. членами ВВЦС запрещен в священнослужении Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). Проживал в ст-це Каменской (с 1927 г. Каменск, с 1929 Каменск-Шахтинский). В нач. 30-х гг., после кончины также перешедшего в григорианский раскол Донского митр. Митрофана (Симашкевича) , И. временно управлял григорианскими приходами Донской и Новочеркасской епархии. Скончался вне общения с канонической Церковью. Похоронен в г. Каменске-Шахтинском. Арх.: НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 9897. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 241; Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 17, 22, 23, 25, 37, 56, 57, 61, 73; Акты свт. Тихона. С. 415, 416, 424, 426, 427, 434, 435, 437, 497, 816, 908; Губонин. История иерархии. С. 160, 413, 671, 672. Е. В. Афонина Рубрики: Ключевые слова: ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе

http://pravenc.ru/text/389651.html

Деятели лубенского раскола быстро дискредитировали себя в глазах верующих Екатеринослава (с июня 1926 Днепропетровск). Поддерживавшая И. часть клира требовала от него разрыва с Булдовским и получения канонических оснований для своей архиерейской власти. Осенью 1926 г. И. заявил о подчинении названному им Заместителем Патриаршего Местоблюстителя Ярославскому митр. священноисп. Агафангелу (Преображенскому) , который якобы предоставил И. особые полномочия на управление епархией. В дальнейшем И. открыто присоединился к григорианскому расколу. 11-13 мая 1927 г. он, как «архиепископ Днепропетровский», принимал участие в совещании епископов - сторонников ВВЦС в Москве, где подписал послание с обвинениями по адресу митр. Сергия. В кон. 1927 или в нач. 1928 г. был возведен в сан «митрополита» и переведен на григорианскую Ульяновскую кафедру, освободившуюся после перехода «митрополита» Виссариона (Зорнина) на должность председателя ВВЦС. После назначения И. не давал о себе знать в течение 4 месяцев. Однако когда представители григорианских приходов обратились в Ульяновский окружной адм. отдел с просьбой разрешить проведение общего собрания для избрания нового архиерея, то получили отказ с формулировкой: «По сведениям, имеющимся в окружном АО, архиепископ Иоанникий в недалеком времени прибывает в Ульяновск». В Ульяновске И. не проявлял интереса к делам своей епархии, часто надолго уезжал за ее пределы. В 1933 г. ушел на покой, к тому времени у григориан в Ульяновске оставался единственный храм - в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Через нек-рое время вновь вернулся к управлению епархией совместно с переехавшим в Ульяновск Куйбышевским григорианским еп. Феодосием (Григоровичем-Борисовым). В нояб. 1937 г. И. был арестован и помещен в тюрьму г. Куйбышева. Его обвиняли в принадлежности к «фашистско-повстанческой церковно-монархической контрреволюционной организации». Проходил по следственному делу вместе с большой группой священнослужителей разных религ. направлений. Казнен по приговору Особой тройки при УНКВД по Куйбышевской обл. от 21 дек. 1937 г.

http://pravenc.ru/text/577990.html

К сожалению, о. Николай был слабенький, хворенький, к тому же уродец: он был горбунчик, ростом аршина полтора. Это не мешало ему пользоваться всеобщим уважением, но для управления епархией, да еще в такое, как тогда, время, он был, конечно, неподходящ» (Саратовская епархия в 1917-1930 гг.: Мемориальная записка А. А. Соловьева. 2010. С. 104). Для совершения хиротонии в Саратов были приглашены епископы Пятигорский Иов (Рогожин) и викарий Тульской епархии Ефремовский Варлаам (Пикалов ; впосл. архиепископ, бывш. настоятель саратовской Киновии). Из-за возможного вмешательства властей хиротонии совершались втайне в скиту Спасо-Преображенского мон-ря. На ночной хиротонии 18 марта 1923 г. Петр (Соколов) был хиротонисан епископами Иовом и Варлаамом во епископа Сердобского, а Н.- во епископа Аткарского, викариев Саратовской епархии (викарные кафедры получили названия по уездным городам Саратовской губ.). Кроме епископов на хиротонии присутствовали только монахи скита и 2-3 чел. из состава церковного совета (Там же. С. 105). По др. версии, тайная хиротония Н. и еп. Петра состоялась еще в сент. 1922 г., а 18 марта 1923 г. она была признана и узаконена находившимся под арестом патриархом Московским и всея России свт. Тихоном ( Руфимский. 2008. С. 183). Впервые о своем архиерействе еп. Петр открыто объявил только в мае 1923 г., вступив во временное управление Саратовской епархией, после чего в каноническую Церковь вернулись 17 из 19 ранее захваченных обновленцами приходов. После ареста еп. Петра 10 авг. того же года Н., видимо, вступил во временное управление Саратовской епархией. В кон. сент. 1923 г. состоялась хиротония Виссариона (Зорнина) во епископа Вольского, викария Саратовской епархии. По нек-рым сведениям, еп. Виссарион был назначен временно управляющим Саратовской епархией, однако он пребывал в г. Вольске, и, очевидно, Н. продолжал архипастырское окормление епархиального центра до прибытия в Саратов Балашовского еп. Андрея (Комарова ; впосл. архиепископ), хиротонисанного в Москве 14 янв.

http://pravenc.ru/text/2566004.html

На заседании Святейшего Синода, 24 ноября 1909 года, член Учебного комитета Савваитский, ревизовавший Самарскую Духовную семинарию, предложил перевести архимандрита Неофита на такую же должность, но в другую семинарию. Тут же архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) предложил назначить ректора Волынской Духовной семинарии Виссариона (Зорнина) ректором Самарской семинарии, а архимандрита Неофита – Волынской, что и было принято. Архимандрит Неофит был истинным подвижником и аскетом, ведшим строго трезвеннический образ жизни; он был воодушевлен «искренним желанием поднять нравственный и учебный уровень сильно упавшей духовной школы, и в этом отношении не вызывает другого чувства кроме симпатии и уважения», – писал о нем ревизовавший Волынскую семинарию статский советник Рункевич. Однако он отмечал, что по свойствам своего характера архимандрит придавал значение некоторым мелочам и настаивал на непременном их исполнении, и это несколько портило отношения между ним и сослуживцами. Но поскольку его нравственные достоинства были бесспорны, как и накопленный им педагогический опыт, Рункевич предлагал оставить его на этой должности. В связи с чрезвычайным нервным напряжением и переутомлением архимандрит Неофит, однако, обратился с просьбой к архиепископу Антонию, сказав, что «считает себя в настоящее время физически неспособным управлять многолюдной (600 человек) семинарией и просит дать ему другое послушание по силам». 8 августа 1911 года архимандрит Неофит был назначен на чреду священнослужения и проповеди слова Божия в Санкт-Петербург на должность постоянно присутствующего члена Учебного комитета при Святейшем Синоде. 28 ноября 1912 года архимандрит Неофит одновременно с оставлением послушания в Учебном комитете был назначен членом Санкт-Петербургского Духовного цензурного комитета, а 1 мая 1915 года старшим членом того же цензурного комитета. Отречение от престола Императора Николая II и пришедшая затем в государственное управление разруха коснулась и церковного управления, тесно связанного тогда с государственным. Ставший обер-прокурором Святейшего Синода Львов стал диктовать условия архиереям, как будто был поставлен главою Русской Церкви, и многие из трудившихся в Учебном комитете при Синоде стали подавать прошения об отставке; подал такое прошение в середине апреля 1917 года и архимандрит Неофит. 28 апреля 1917 года определением Святейшего Синода он был освобожден «от несения обязанностей члена Учебного комитета».

http://fond.ru/kalendar/1613/neofit/

По окончании академии новоиспеченный кандидат богословия иеромонах Неофит был призван на работу в систему духовных школ. Впрочем, развитию карьеры постоянно мешали свойства личности. Сурового, неприветливого, непьющего иеромонаха не слишком жаловали семинаристы, уже «избалованные» либеральными и «прогрессивными» профессорами. Так, в течение четырех лет, в 1905-1909 годах, уже будучи возведен в сан архимандрита, отец Неофит возглавлял Самарскую семинарию. «Он стал ректором сразу после архимандрита Вениамина (Казанского), человека мягкого и доступного, и потому близкого ученикам, — пишет автор жития священномученика Неофита, игумен Дамаскин, – Архимандрит Неофит поставил себя довольно строго, и после отца Вениамина за его строгость его не полюбили ученики». На заседании Святейшего Синода в 1909 году член Учебного комитета Савваитский, ревизовавший Самарскую Духовную семинарию, предложил перевести архимандрита Неофита на такую же должность, но в другую семинарию. Тут же архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) предложил сделать «рокировку» – назначить ректора Волынской Духовной семинарии Виссариона (Зорнина) ректором Самарской семинарии, а архимандрита Неофита – Волынской, что и было принято. Однако и в Волынской семинарии у отца Неофита дела не заладились. Ревизовавший Волынскую семинарию статский советник Рункевич отмечал, что «по свойствам своего характера» архимандрит «придавал значение некоторым мелочам и настаивал на непременном их исполнении», что, конечно же, портило его отношения с учениками и преподавателями. Поскольку нравственные достоинства отца Неофита, по мнению Рункевича, были бесспорны, как и накопленный им педагогический опыт, ревизор предлагал оставить его должности ректора. Однако отец Неофит сам попросил об отставке. Он обратился с прошением к архиепископу Антонию, в котором сообщил, что «считает себя в настоящее время физически неспособным управлять многолюдной (600 человек) семинарией и просит дать ему другое послушание по силам». Отцу Неофиту и в самом деле больше подходила работа с книгами и бумагами, нежели роль воспитателя молодежи, что было признано священноначалием. В 1911-12 годах иеромонах Неофит работал в Учебном комитете при Священном Синоде, затем с 1912 года и вплоть до революции – в Санкт-Петербургском духовном цензурном комитете. «Чуждый элемент»

http://pravmir.ru/prepodobnomuchenik-neo...

Сщмч. Герман (Коккель). Новосибирская тюрьма. Фотография. 1933 г. Сщмч. Герман (Коккель). Новосибирская тюрьма. Фотография. 1933 г. 17 дек. Г. прибыл в пос. Ибреси. Он последовательно посещал все приходы, увещевая священников вернуться в Патриаршую Церковь. В течение неск. месяцев большая часть православных Чувашии отошла от обновленцев. Обновленческий «архиепископ Чебоксарский» Тимофей (Зайков) написал донос на Г. в ГПУ, в к-ром призвал принять решительные меры против его «контрреволюционной деятельности». С весны 1925 г. Г. находился под следствием по обвинению в «распространении провокационных слухов и присвоении административных прав религиозных общин». Ему было запрещено покидать Ибреси и принимать к.-л. участие в делах приходов. 27 авг. с разрешения ГПУ Чувашской АССР Г. переехал в переданный Чувашии из Ульяновской губ. г. Алатырь, но 28 авг. был арестован представителем ГПУ Ульяновской губ. и отправлен в Ульяновск. В нояб. 1925 г. переведен в тюрьму г. Чебоксары, освобожден 30 нояб. под подписку о невыезде. Проживал в Алатыре. После перехода еп. Виссариона (Зорнина) в григорианский раскол Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) поручил Г. управление Ульяновской епархией. Г. подвергался преследованию и физическим нападениям со стороны григориан. 4 июня 1926 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам высылки за пределы Чувашской АССР. В дальнейшем получал назначения на служение в местах ссылки: епископ Бугульминский, викарий Самарской епархии (1926-1927), епископ Бугурусланский, викарий Оренбургской епархии (1927-1928). В 1928 г. выслан в Сибирь, назначен епископом Кузнецким, викарием Томской епархии, временно управлял Томской епархией. В нояб. 1930 г. переехал в Омск, управлял Омской епархией. С июля 1931 г. епископ Никольск-Уссурийский, временно управлял Владивостокской и Хабаровской епархиями. С сент. 1931 г. епископ Барнаульский, одновременно управлял Бийской епархией. 1 апр. 1932 г. арестован в Бийске по обвинению в «антисоветских высказываниях» во время проповедей, освобожден 27 июля.

http://pravenc.ru/text/164719.html

Усиление с кон. 20-х гг. в СССР антирелиг. борьбы затронуло и Г. р. В нач. 30-х гг. скончались носившие в расколе звание «митрополитов» Димитрий (Беликов), Борис (Рукин) и Григорий (Яцковский); принесли покаяние и вернулись в лоно РПЦ епископы Тихон (Русинов) и Митрофан (Русинов). Лишившись наиболее влиятельных архиереев и поддержки гос. властей, Г. р. быстро пришел в упадок, чему способствовали и внутренние раздоры. Имеются свидетельства, что весной 1932 г., незадолго до смерти, Григорий (Яцковский) подготовил и послал на пленум ВВЦС доклад о необходимости лишить сана «митрополита» Виссариона (Зорнина); доклад, однако, не был оглашен. В 1933 г. Виссарион (Зорнин) был отстранен от председательства в ВВЦС и управления епархией. По другим сведениям, Виссарион (Зорнин) сохранил за собой пост главы ВВЦС, а «архиепископ» Петр (Холмогорцев) только временно замещал его в 1934 г. Мн. григорьевские епархии в это время, вероятно, превратились в самоуправлявшиеся. Последнее совещание сторонников ВВЦС состоялось в Москве в апр. 1937 г. В 1937-1938 гг. во время массовых гонений против всех религ. течений большинство григорьевских храмов было закрыто, а духовенство репрессировано. После этого Г. р. как иерархическая орг-ция прекратил существование, сохранилось лишь незначительное количество григорьевских приходов. К нач. 40-х гг. в Г. р. оставалось только 4 архиерея - неканонического поставления. В 1943 г. принесли покаяние и были приняты в общение с РПЦ в прежнем монашеском звании Фотий (Топиро ; впосл. архиепископ Львовский) и в сане архимандритов - Гермоген (Кузьмин) и Иосиф (Вырыпаев). В 1946 г. принес покаяние последний григорьевский иерарх - «епископ Ачинский» Феодосий (Григорович-Борисов), принятый в общение с РПЦ в монашеском звании. Арх.: РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 113. Д. 353; ГА адм. органов Свердловской обл. Ф. 1. Оп. 2. Д. 36640; ГА новейшей истории Пермской обл. Ф. 2. Оп. 4. Д. 9; ГА Свердловской обл. Ф. Р-575. Оп. 1. Д. 12, 374, 377; Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 123; Объед. ГА Челябинской обл. Ф. Р-519. Оп. 1. Д. 16; Ф. Р-274. Оп. 3. Д. 4254; ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 6. Д. 430.

http://pravenc.ru/text/166503.html

– Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил. В зале раздался смех, в котором потонул звук колокольчика, которым тряс негодующий председатель суда. Благодаря смелому выступлению отца Валентина приговор был отменен и врачи через некоторое время освобождены. Усиленная научная работа в клинике на трупах, покрытых вшами, привела к тому, что отец Валентин сам заболел возвратным тифом в весьма тяжелой форме, но болезнь, по милости Божией, ограничилась всего двумя приступами, хотя впоследствии давала о себе знать еще долго. Весной 1923 года, когда по всей России бушевал обновленческий раскол, архиепископ Иннокентий созвал съезд духовенства Ташкентской епархии, который должен был избрать двух кандидатов в епископы. Съезд избрал архимандрита Виссариона (Зорнина) и священника Валентина Войно-Ясенецкого. После того как известия о действиях обновленцев против Патриарха Тихона достигли Ташкента, архиепископ Иннокентий выступил с проповедью, в которой сказал, что в Церкви поднят бунт против Патриарха, но необходимо сохранять верность Православной Церкви и Патриарху, ни в коем случае не входя в сношения с обновленческим епископом, приезд которого в Ташкент ожидается со дня на день. Вскоре неожиданно для всех два видных городских протоиерея, на которых надеялись как на столпов православия, примкнули к обновленцам, к ним присоединились другие, и вдруг оказалось, что православного духовенства остается совсем не так много. Архиепископ Иннокентий поспешил приступить к совершению хиротонии архимандрита Виссариона, пригласив для этого находившегося в Ташкенте епископа. Из наречения не делалось тайны, и на следующий день нареченный во епископа архимандрит Виссарион был арестован и выслан из Ташкента. Архиепископ Иннокентий был чрезвычайно напуган таким поворотом событий и ночью тайно покинул Ташкент, и, таким образом, епархия оказалась лишенной церковного руководства и почти плененной обновленцами.

http://fond.ru/kalendar/453/luka/

Обе «хиротонии» совершены на патриаршем Троицком подворье, где тогда засели обновленцы, и были возглавлены Антонином (Грановским). Никакой «роковой роли» в истории Русской Церкви Николай (Соловей) не сыграл, т. к. был слишком мизерной величиной сам по себе, да и не мог сыграть по той простой причине, что пребывал не в лоне Церкви, а среди раскольников, где ему и было самое надлежащее место вместе с его покровителем А. И. Введенским . (В обновленчествующих мозгах Левитина-Краснова и Шаврова понятие о границах Русской Церкви и обновленчества отсутствует. Отсюда происходит часто встречающаяся путаница в их повествованиях.) Прим. 7. Может возникнуть совершенно естественный вопрос: почему в то время, когда любая, самая малейшая инициатива (какова бы она ни была), проявленная со стороны православного архиерея, жесточайшим образом подавлялась, авантюристу и проходимцу А. И. Введенскому дозволялась «свыше» и совершенно безнаказанно его преступная, провокационная деятельность на глазах у всех? За свои «художества» во время царствования Временного Правительства, по всем традициям тогдашнего времени ему давно следовало бы сгнить на Соловках, а вместо этого видим его в качестве правой руки Тучкова в деле разгрома Церкви! Ответ напрашивается сам собою: очевидно за неизвестные миру «заслуги» перед слишком всем известным «ведомством». Прим. 8. Так в древности на Руси именовались подметные письма, разного рода тогдашние «листовки» и прочие «филькины грамоты». Прим. 9. «Еп[ископа] Виссариона (Зорнина) характеризуют, как человека “с широкими замашками по благоустроению своего личного положения». Видимо, он был известен с этой стороны и митр[ополиту] Петру Крутицкому; это ясно видно из резолюции, данной митр[ополитом] Петром в ответ на письмо архиеп[ископа] Григория [Яцковского]. Хотя митр[ополит] Петр и был введен в заблуждение данной ему информацией, вследствие чего и согласился на создание коллегии, – кандидатуры членов коллегии он тщательно обдумывал. Из всего состава ВВЦС туда избран только архиеп[ископ] Григорий [Яцковский], да и тот был указан третьим, после архиепископов Николая [Добронравова] Владимирского и Димитрия [Беликова] Томского.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Также было избрано епархиальное управление автокефалии. Как ни удивительно, но Симбирская автокефалия получила регистрацию даже у гражданских властей . Однако вскоре, когда власти поняли, что автокефалисты были не раскольниками, отнюдь, – они были ревностными приверженцами Патриарха Тихона, регистрации автокефалию лишили. После разгона Симбирской автокефалии приходы вновь стали переходить в ведение обновленческого архиерея. Тогда же, в мае 1924 года, в Алатырь был рукоположен обновленческий викарный епископ выпускник Симбирской духовной семинарии Феодор (Преображенский) . В свою очередь, Патриарх Тихон посылает викарного епископа, с титулом Сызранский, с правом управления всей епархией. Им стал епископ Серафим (Силичев). Вслед за этим ВЦУ назначает епископа Сенгилеевского Иоанна (Никольского) архиепископом Ульяновским (9 мая 1924 года Симбирск был переименован в Ульяновск, а вместе с ним и епархия стала носить имя «вождя мировой революции».). В это время епископ Феодор (Преображенский) покинул епархию по семейным обстоятельствам. А у архиепископа Иоанна появляется второй викарий – епископ Сызранский Назарий (Андреев), который стал в начале XX столетия первым викарным епископом в Симбирской епархии при архиепископе Вениамине (Муратовском). Так вновь на некоторое время епархия стала обновленческой: у обновленцев был правящий архиерей с двумя викариями. С прибытием на кафедру каноничного, назначенного Патриархом архиерея – епископа Виссариона (Зорнина) – архиепископ Александр (Трапицын) остался жить в Ульяновске на покое. Ему еще пришлось побороться с раскольниками за каноничность Церкви теперь уже в Ульяновской епархии, взяв на себя обязанности в ее управлении вновь. Впоследствии архиепископ Александр был назначен на Крымскую кафедру в 1928 году. В том же году его перевели на Самарскую кафедру, которой он управлял до 1933 года. Потом он был вынужден отойти от управления епархией, поскольку был приговорен к трем годам ссылки на Урал по обвинению в контрреволюционной деятельности. В 1936 году он вернулся в Ульяновск, однако служить здесь было негде: почти все храмы были закрыты. Тогда владыка переехал в Самару, где получил разрешение правящего архиерея служить в Петропавловском храме. Тогда же он получил назначение быть викарием Самарской епархии с титулом Пугачевский. Владыка Александр интересовался философией, он был замечательным духовным писателем. Его перу принадлежат следующие работы: «Апология Саровского торжества 19 июля»; «Под пером светского писателя-рационалиста» (СПб., 1903); «Догмат и этика» (СПб., 1903); «Назидательное значение благодатной личности преподобного Серафима Саровского для нашего времени» (СПб., 1905); «Странные сетования графа Л. Толстого в заграничной печати по поводу русско-японской войны» (СПб.,1905) .

http://pravoslavie.ru/31261.html