Пьянство Не пристращайся и к упоению вином. Водопития не предваряй многопитием. Не пьянство должно тайноводствовать тебя к посту. Не через пьянство входят в пост, как не через любостяжательность – в справедливость, не через невоздержание – в целомудрие, и кратко сказать, не через порок – в добродетель. Другая дверь к посту. Пьянство вводит в невоздержность, а к посту ведет трезвость. Борец предварительно упражняет тело; постник предварительно воздерживается. Этим пяти дням [поста] да не предшествует у тебя пьянство, чтобы тебе наперед вознаградить себя за них или перехитрить Законодателя. Ибо без толку трудишься; сокрушаешь тело, а голода не предотвращаешь. Эта кладовая ненадежна; ты наливаешь в дырявую бочку. Вино вытекает, идя своим путем, а грех остается. Слуга бежит от господина, который бьет; а ты не оставляешь вина, которое ежедневно бьет тебя в голову. Лучшая мера в употреблении вина – телесная потребность. А если выйдешь из пределов, то будешь завтра ходить с больной головой, страдая зевотой и головокружением, издавая из себя запах перегнившего вина; тебе будет казаться, что все ходит кругом, что все колеблется. Упоение производит сон, который есть брат смерти, и пробуждение, похожее на сновидение. Знаешь ли, Кого готовишься принять к себе? Того, Который обещал нам: Я и Отец придем и обитель у него сотворим ( Ин. 14:23 ). Для чего же прибегаешь сперва к пьянству и заключаешь вход Владыке? Для чего наперед допускаешь врага занять твои твердыни? Пьянство не дает места Господу; пьянство отгоняет Духа Святого. Дым гонит прочь пчел, а неумеренное винопитие отгоняет духовные дарования (1). Постясь молилась Богу Анна: Господи (Всемогущий Боже) Саваоф! если Ты призришь на рабу Твою, и дашь мне детя мужеского пола, то я отдам его Господу в дар: вина и сикера не будет он пить во все дни жизни его ( 1Цар. 1:11 ). Он воздоил великого Сампсона; и пока не разлучен был с ним, враги падали тысячами, городские врата исторгались 127 , и львы не выдерживали крепости рук его. Но когда овладели им пьянство и блуд, уловлен он был неприятелями и, лишенный очей, выставлен на посмешище детям иноплеменников (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Как бросить пить? Этот вопрос неизбежно встает перед каждым человеком, который попадает в алкогольную зависимость, и кто-то раньше, кто-то позже начинает задумываться о том, что так дальше жить нельзя, что нужно что-то делать. Почти каждый алкоголик представляет страшные последствия алкоголизма или, по крайней мере, догадывается о них: кто-то уже ощутил их на себе, другие видели, что стало с их друзьями и знакомыми. Но, к сожалению, не все знают, как начать бороться с этой страстью. Священнику часто задают вопрос люди, страждущие недугом пьянства: «Батюшка, как бросить пить?» И мне хочется не просто указать на рекомендации общего плана, вроде: молись, постись и поезжай в Серпухов, к иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», но и рассказать немного о механизме воздействия страсти винопития на душу человека, о духовной борьбе с ней, а также дать несколько практических советов, проверенных опытом многих людей. Алкоголизм – не просто болезнь, не просто вредная привычка. Это сильнейшая духовно-телесная зависимость, одна из восьми человеческих страстей. Коренится это заболевание вовсе не в теле человека – неприятные последствия алкогольной «ломки» проходят довольно быстро, – а в его душе. Алкоголик становится зависимым от тех ощущений, которые алкоголь производит в его душе, ему уже очень тяжело обходиться без них. Скажем больше: если человек не научится бороться со страстью в земной жизни, алкогольная зависимость будет мучить его вечно, а удовлетворить свою страсть в той, иной жизни он уже никак не сможет. Значит, побороть ее нужно здесь и сейчас. Первые шаги Страсть винопития – это хроническая, укоренившаяся болезнь. Но даже запущенную болезнь можно вылечить. И лечится она не таблетками и уколами, а личной внутренней работой, подвигом самог о больного. И главное, что для этого нужно, следующее: 1. Осознание того, что вы больны страстью пьянства, зависимы от нее. Нужно осознать, что вы не можете себя контролировать, что уже не вы властвуете над страстью, а она над вами. Почти все пьющие люди до поры до времени находятся в опасной эйфории, убеждая себя: «Я в любой момент могу остановиться и перестать пить, у меня все под контролем. Страшные истории про спившихся, потерявших человеческий облик людей – не про меня, уж я-то никогда не попаду в такое рабство». На самом деле алкоголь никого так просто не отпускает; получив зависимость, человек избавляется от нее с очень большим трудом. Известный питерский художник, основатель движения «митьков» Дмитрий Шагин, сам страдавший алкоголизмом и излечившийся, говорит: «Первый шаг – признать свое бессилие, признать, что ты потерял контроль над своей жизнью и ею правит алкоголь».

http://pravoslavie.ru/50375.html

От автора : Сегодня актера Виктора Сухорукова можно назвать успешным и блистательным. Народный артист России постоянно занят в театре и кино, играет главные роли (большую известность ему принесли роли в фильме «Остров», «Брат», «Бедный, бедный Павел» – за роль императора Павла он получил премию «Ника» – и др.), он снимается у известных режиссеров и с каждым годом становится все популярнее. Его даже приглашали в Голливуд сниматься в сериале про Джеймса Бонда! Его вдумчивый талант и особая индивидуальность столь сильны, что, кажется, раздвигают рамки самой актерской профессии. Но так было не всегда. В его жизни было время, когда он погибал, оказавшись на самой нижней ступени человеческого прозябания. В буквальном смысле. Сегодня он исповедально честно рассказывает об этом трудном периоде, ничего не скрывая. Потому что он окреп. И речь тут идет, конечно, прежде всего о душевных и духовных силах, благодаря которым и может человек стать сильнее. Теперь он спокойно может делиться тем, что сам понял. А вдруг его опыт и мысли помогут кому-то еще? Сегодня Виктор Сухоруков делает официальное, грозное, торжественное и очень честное заявление: «Бог есть!» И это заявление Сухорукова – выстрадано. И может быть, поэтому в этом интервью так много монолога. Спасенный Сухоруков – Вы не скрываете, что у вас был страшный период, когда вы увлеклись спиртным. И увлеклись настолько, что потеряли всё. Скажите в двух словах: почему вообще люди пьют? Почему наши мужчины пьют? Почему стон стоит всей Руси великой пред иконой «Неупиваемая Чаша»? Обычно именно пред этой иконой вымаливают женщины своих мужей от греха пьянства и винопития. – Напиток диавола, поверьте мне! Хорошо, что у нас еще есть «Неупиваемые Чаши»! У других народов этого нет, а пьют во всем мире. И пьют, и нюхают, и жрут, и жуют, и глотают, и, простите, изрыгивают… Как угодно можно назвать. Во всем мире этот недуг существует. Он везде разный, он везде имеет какие-то свои черты. Но у нас есть «Неупиваемая Чаша». Помогает ли нам всем? Не знаю. Потому что помолиться – этого мало. Выпить лекарство недостаточно. Есть главное вещество, которое требуется человеку для спасения, его не каждый выдерживает в себе или удерживает в себе, зарождает в себе и сохраняет.

http://pravoslavie.ru/128042.html

Сила Горячее к Богу имей сердце, все дольнее презирая, как неверное и ложное. Там имей пригвожденным сердце твое, где будешь с Ним вовеки, там прилепляйся, откуда имеешь начало и бытие свое (3). Три постельничих персидского царя Дария вступили в рассуждение о том, что в поднебесной самое сильное, превозмогающее по крепости все остальное? Один написал: сильнее всего вино; другой написал: сильнее всего царь; третий написал: нет ничего сильнее женщины, выше же всего истина. Каждый из них доказывал свое мнение пространными рассуждениями: один о крепости вина, другой – о власти царской, а третий – о силе женщин и истины (см. 2Езд. 3:4 и сл.). Однако все эти три мудреца не совсем отгадали то, что всего сильнее – кроме истины, – ибо не то сильно, что сильно само по себе, но сильно то, что может помогать другим. Сильно вино, но в чем его сила? В том, что оно может вредить человеку, а не помогать ему. Это известно всем. Какая может быть польза человеку от крепости вина, когда он упьется им? Обессилеет, одряхлеет, и сильный изнемогает, и крепкий падает, и праведный погрешает. В чем помогла крепость вина праведному Ною, когда он упился им? Не сделался ли он предметом поругания и соблазном для сына своего Хама? Какую пользу принесла крепость вина богоугодному Лоту? Не пал ли он страшным падением? Многолюдный град Содом, полный всякого прескверного беззакония, не мог совратить ко греху этого человека, а вино и в безлюдном месте сделало это быстро. Не погубил ли Олоферн, воевода полков ассирийских, пьянством всю силу свою вместе со своей головой? Также и Валтасар, царь халдейский, не через винопитие ли лишился царства и своей жизни? Поистине, сильно вино, но во вред человеку, а не на помощь. Силен и царь, как говорится в Писании: «Царь превозмогает и господствует над ними и повелевает ими, и во всем, что бы ни сказал им, они повинуются» ( 2Ездр. 4:3 ). Воистину, силен царь, но не до конца, ибо имеет власть только над телами человеческими, но не над душами. Он может погубить, кого захочет, но не может спасти ничьей души, и о спасении своей души не знает.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Советы новоначальному монаху о духовной жизни (В 96-ти главах. По славянскому переводу, часть II. Слово 26) 1. Похвалил я веру и прилежание твое, потому что пожелал ты от грешника услышать что-либо полезное для обета своего, и даже не раз, и не два утруждал (просил) об этом, что признак души доблестной. Но меня заставляет медлить безобразие дел моих, – смрад их нестерпим; однако ж и преклоняет меня к послушанию такое твое желание слышать слово о страхе Божием. Ибо только проходящие духовную жизнь услаждаются речами, предметом которых является добродетель. Склонные же к жизни, преданной страстям, не терпят слушать о духовном, но смеются над этим, и кто им говорит, гонят того от себя прочь. Беседуя же о страстях и удовольствиях, не знают сытости и согласны лучше лишиться пищи и сна, нежели положить конец такому пустословию. 2. Но ты занимайся духовным, чтобы сохранялось в тебе памятование о Боге. Гнушайся речами бесполезными, потому что зловонию и благовонию быть в согласии – дело невозможное. 3. Будь справедлив в снисходительности: находишься ли в пути, или на корабле, или в келье; живешь ли вместе с юным или со старцем. Трудись с ведением и рассуждением, чтобы ничего не пропало из сделанного тобой. 4. Снеди употребляй простые и необходимые, чтобы ум твой не огрубел в объядении, пьянстве и печалях житейских ( Лк.21:34 ). Одержимые подобными страстями и блуд ставят не в блуд, и прелюбодеяние не в прелюбодеяние – и не отрицаются от всего того, что делают язычники, не ведущие Бога. Напротив, все это совершают небоязненно, ничем не отличаясь от свиней в грязи; не памятуют ни о законе, ни о пророках, ни о Самом Господе, вочеловечившемся на разорение беззаконного греха. Опираясь на один образ благочестия, хвалятся этим, потому что покоряемые владычеству ума по нерадению и небогобоязненности помрачаются, делая противное. Потому не будь пристрастен к мясу и винопитию, чтобы не сделать тебе ум свой неспособным к принятию духовных дарований. 5. Если беседуешь с братом о помыслах, и язык у тебя, рассуждающего здраво, поползнется (к искушению), потому что душа поддалась сладострастным помыслам, то, смотри, желая прикрыть себя в самоосуждении и не подпасть обличению ближнего, не прибегай к речам сумасбродным и шуточным. Брата этим не удостоверишь, а себя предашь злобному демону. Лучше прибегни к молитве и безмолвию, и снова снидет на тебя благодать Святого Духа, и избежишь умопомрачения.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Святые отцы о грехе винопития 05.11.2009 4169 Время на чтение 14 минут Проблема злоупотребления спиртным не является исключительно русской проблемой. Пьянство как явление греховного порядка существует во всем мире и с давних пор. Еще задолго до Рождества Христова ветхозаветный праотец Лот, " убежденный дочерьми, упился вином, и удобно вовлек его диавол в любодеяние " Но в России проблема пьянства всегда стояла особенно остро, а в последнее время приобрела и вовсе размах, угрожающий национальной безопасности. Можно перечислять множество причин подобной симпатии русского человека к " зеленому змию " , но одно можно сказать с уверенностью: " зеленый змий " сыграл в судьбах наших соотечественников ту же роль, что и " древний змий " в судьбе первых людей Адама и Евы в том смысле, что принес и продолжает приносить в семьи многих из нас неизбывные беды. Губительные последствия увлечения вином были всегда для человека плачевны и не могли не найти отклика в учении святых отцов Церкви, всегда проявляющих пастырскую заботу о нравственном здоровье человека. Это явление было отцами тщательно проанализировано и получило точную оценку в их многочисленных творениях. Квинтэссенцию всех святоотеческих высказываний о пьянстве можно выразить лаконичной и точной формулировкой святителя Василия Великого, сказавшего, что " пьянство - вражда на Бога " О причинах пьянства Преподобный авва Дорофей говорил о том, что корневыми страстями, из которых происходят все остальные страсти, являются следующие три: славолюбие, сребролюбие и сластолюбие. Однако возможно и эти три свести к единому началу, а именно к сластолюбию. Желающий прославления или обогащения желает этого не почему иному, как по стремлению жить наиболее комфортно и обеспеченно, то есть, в конечном счете, наиболее приятно для его самоощущения. Само по себе желание жить счастливо непредосудительно, поскольку человек создан Богом для вечной блаженной жизни, и это желание и стремление к блаженству заложено в нем изначально. Но человек был создан таким образом, что блаженство вечной жизни обусловлено сокровенной связью с Богом и имеет Бога своим источником. В отрыве от Бога и связи с Ним истинного счастья быть не может, но может быть некая подмена, " суррогатное довольство " , которое опирается на исконную потребность в счастье и которое находит человек, не в Боге ищущий пути к радости. Одним из таких суррогатов и стало увлечение вином, которое в силу своих природных свойств доставляет человеку временное веселие.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

" Пьянство - вражда на Бога " Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Поиск Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас Главная >   Главное >   " Пьянство - вражда на Бога " itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > " Пьянство - вражда на Бога " Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий подчеркнул важность духовной поддержки в преодолении порока винопития Декалог XXI   14.05.2009 470 Время на чтение 3 минуты " Слово Божие прямо указывает нам спасительный путь воздержания от алкоголя: " Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством " , - говорит ученикам Спаситель (Лк. 21, 34); " Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство " , - читаем в Послании апостола Павла (Еф. 5, 18). В творениях святых отцов мы также многократно находим строгое осуждение порока пьянства, который, развиваясь незаметно, влечет за собой множество других погибельных грехов. Очень часто пьянство становится причиной распада семьи, принося страдания как самой жертве этого греховного недуга, так и его близким, особенно детям " , - говорится в опубликованном на сайте Всероссийского Иоанно-Предтеченского православного братства " Трезвение " Обращении Высокопреосвященнейшего Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского, к организаторам и участникам проекта " Общее дело " (г. Ковров) . " " Пьянство - вражда на Бога... Пьянство - это добровольно накликаемый бес... Пьянство отгоняет Святого Духа " - писал св. Василий Великий. " Пьянство... - это многообразный и многоглавый зверь. Здесь вырастает у него блуд, там - гнев; здесь - тупость ума и сердца, а там - постыдная любовь... Никто так не исполняет злой воли диавола, как пьяница " , - наставлял св. Иоанн Златоуст " , - цитирует высказывания святых отцов относительно порока пьянства архиепископ Евлогий. " К трезвой жизни призывали народ многие пастыри и учители Русской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/05/14/p_...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святейший Патриарх Алексий посетил Серпухов (комментарий в аспекте культуры) Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», явленная в Серпуховском Владычнем женском монастыре в 1878 году, помещалась, как и гробница преподобного Варлаама, в соборном храме, в особо устроенном иконостасе. Со времени явления она имела большую известность, перед нею молились не только жители города Серпухова, но и приезжие из других мест, иногда очень дальних. Для многих непонятно наименование иконы «Неупиваемая Чаша». В самом деле, что же означает сие наименование? Неупиваемая, или Неиспиваемая, Чаша — это неистощимая Чаша радости, утешения, исцеления, жизни, вообще неистощимый источник всяких духовных дарований, «Чаша, черплющая радость», как сказано в акафисте Пресвятой Богородице. Очевидно, что в таком смысле именование Матери Божией Неупиваемою Чашей вполне благолепно. И можно увидеть глубокий внутренний смысл в том, что икона «Неупиваемая Чаша» соделалась источником спасительных надежд и исцелений для многих одержимых страстью винопития. Матерь Божия молится за всех грешников, всем хочет спасения. Она, Милосердная, видит и страдания предающихся пьянству, видит, что многие из них искренне хотят избавиться от этого жестокого тирана, исцелиться от губительной болезни, но не находят в себе сил бороться и победить врага. И Матерь Божия Своею святою иконою «Неупиваемая Чаша» говорит всем этим страдальцам, как бы вслух, чтобы обращались они за помощью к Ней, Царице Небесной. Она есть неистощимый источник радости духовной, Она изольет в их сердца из Своей Неоскудеваемой Чаши духовных дарований небесную усладу, после чего им станет ненавистна и противна та губительная чаша вина, которая прежде так неодолимо влекла их к себе.

http://sedmitza.ru/text/402762.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПАРФЕНОВ ИВАН ГРИГОРЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иоанн Григорьевич Парфёнов (ок. 1864 - не ранее 1918), священник , клирик Тобольской епархии Родился около 1864 года в Рязанской губернии. Обучался в Рязанской духовной семинарии , но полного курса не окончил - вышел из четвёртого класса. В 1885 году рукоположен во диакона на штатную вакансию к Воскресенскому храму села Старый Киструс Спасского уезда Рязанской епархии . В Старом Киструсе у него родились сыновья, будущие священники, Евгений и Константин . С 1889 года служил в Введенской церкви села Гавриловского того же уезда. В 1892 году утвержден помощником законоучителя в Гавриловском начальном училище. В 1899 году принят на службу в Тобольскую епархию и рукоположен во священника к Покровской церкви села Каменского Тюменского уезда. В 1900 году перемещён на место младшего священника при Вознесенской церкви села Мостовского Ялуторовского уезда. С 1901 года служил при Богоявленском храме слободы Исетской того же уезда. Председатель Исетского церковно-приходского попечительства. В октябре 1902 года переведён к Покровской церкви села Камышевского Ялуторовского уезда. При нем было завершено длившееся 16 лет строительство в селе нового каменного храма. Состоял заведующим Камышевской церковно-приходской школы. В отчете епархиального наблюдателя за 1905 - 1906 учебный год отмечен как " очень заботливо относившийся к нуждам школы, с успехом преподававший в ней Закон Божий и, как руководитель обучения церковному пению, значительно повысивший успехи учеников в этом предмете " . В 1908 году переведён к Сретенской церкви села Першинского Курганского уезда. Много трудов положил на борьбу с пьянством в приходе: говорил поучения с амвона, увещевал отдельных личностей, склоннных к непомерному винопитию, открыл в селе народную читальню, а 29 ноября 1909 года учредил при ней Общество Трезвости во имя святителя Иоанна Златоуста . За несколько лет число членов Общества возросло до тысячи человек.

http://drevo-info.ru/articles/13671485.h...

Поучение в неделю 26-ю по Пятидесятнице Не упивайтеся вином (Ефес, 5:18). Святой Апостол Павел предостерегает нас от пьянства. А мало ли у нас людей, преданных пьянству? У нас нередко пьянствуют люди пожилые, не отстают от них и молодые. Что сказать вам, братие, на это? Вот вы на мирских сходах ваших рассуждаете о разных делах. Но думаете ли когда о том, чтобы искоренять пьянство? Рассуждаете ли о гибельных его последствиях? По крайней мере, теперь, в Божием храме, размыслим об этом. Пьянство убивает тело человека подобно яду, оно портит нашу кровь и соки, разрушает наши силы и здоровье, а отсюда рождаются болезни и преждевременная смерть. Сказывает св. пророк Исаия: вино сожжет пьяниц (Исаии 5:11). И точно, они чувствуют в себе мучительный жар, тяжкую боль головы, руки и ноги и все тело их трясутся; они страдают, как будто змея их ужалила и уже близки к смерти. У одного пьяницы заметно расположение к параличу, у другого открылась водяная, третий страдает в чахотке, четвертый подвергся белой горячке. Не явные ли это признаки того, что страсть к винопитию преждевременно умерщвляет пьяниц? И сколько таким образом зла причинило человечеству пьянство? Сколько людей не дожило от него своего века? Сколько умерло пьяных скоропостижною смертью? Вместе с телом пьянство убивает и душу человека: оно помрачает его совесть и разум, из умного делает его глупым, из доброго христианина делает великим беззаконником. От того нет у пьяницы ни благочестия, ни страха Божия, и душа его умерла для добрых дел и для Бога; она лежит в беззакониях, как во гробе, и диавол, потопляя ее в бездну грехов, как в смрадное болото, делает с нею, что хочет. Таким образом, человек, украшенный образом и подобием Божиим, чрез пьянство прилагается скотам несмысленным и уподобляется им. Св. Иоанн Златоуст говорит: «пьянство есть самоизвольное беснование, посмеятельная беда, болезнь, смеха достойная, демон добровольный“ (Слово о воскресении). Много бед и горя причиняет пьяница своей семье и своему хозяйству. Сказывает премудрый Соломон: всяк бо пьяница обнищает и облечется в раздранная (Притч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010