Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИПОСТАСЬ [греч. πστασις, от глагола φστημι в непереходном значении], термин поздней античной философии и христ. богословия. Значения слова «ипостась» в античной литературе Термин «ипостась» имеет большое число значений, к-рые могут быть сведены к 4 основным: 1) нечто сгустившееся внизу, осадок, отстой; 2) нечто стоящее внизу и оказывающее сопротивление, упор, опора, основание; 3) некое скрытое основание, обнаруживающее себя в явлениях; 4) возникновение, рождение, существование в самом широком смысле. Исторически самым ранним из перечисленных является 1-е значение. Оно засвидетельствовано для медицинских и естественнонаучных трактатов IV в. до Р. Х., в частности для Гиппократова Корпуса (Corpus Hippocraticum) и сочинений Аристотеля и Теофраста . В этих текстах И., как правило, обозначает осадок, образующийся в результате выделения из жидкости более плотных веществ (см.: Hippocrates. Aphorismi. 4. 79/Ed. É. Littré//Oeuvres complètes d " Hippocrate. P., 1844. Vol. 4; Arist. Meteor. 357b3). Напр., отложившийся в вине винный камень именуется И. вина, сгустившийся творог - И. молока и т. д. Часто термин «ипостась» использовался для обозначения выделений животных, поскольку эти выделения тоже представляют собой осадок, оставшийся в организме после переваривания пищи ( Arist. Meteor. 355b8). Столь же древним, хотя и менее распространенным, является значение И. как упора и опоры; так, Аристотель употреблял это слово при описании передних конечностей четвероногих, служащих им для поддержания тяжести тела (νεχ ποστσεως το βρους - Arist. De part. animal. 659a). В схожем смысле И. может означать опору под ногами: «Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать (οκ στιν πστασις)» (Пс 68. 3, по LXX); фундамент и основание здания ( Diodor. Sic. Bibliotheca. I 66. 6); опору власти и могущества (Иез 26. 11, по LXX); вообще любое сопротивление, как, напр., сопротивление воды воздуху ( Arist.

http://pravenc.ru/text/673779.html

Одному из бродяг было на вид лет семьдесят, а может, и больше, он был лысый и с седыми баками. На нем была старая, рваная шляпа, синяя грязная шерстяная рубаха, рваные холщовые штаны, заправленные в высокие сапоги, и подтяжки домашней вязки, — нет, подтяжка у него была всего-навсего одна. На руке старик нес еще долгополую старую хламиду из синей холстины, с медными пуговицами, а кроме того, оба они волокли тяжелые, битком набитые ковровые саквояжи. Другому бродяге было лет тридцать, и одет он был тоже неважно. После завтрака мы все легли отдохнуть, и из разговора первым делом выяснилось, что оба эти молодчика друг друга совсем не знают. — Из-за чего у вас вышли неприятности? — спросил лысый у того, что помоложе. — Да вот, продавал я одно снадобье, для того чтобы счищать винный камень с зубов, — счищать-то оно, положим, счищает, но только и эмаль вместе с ним сходит, — и задержался на один вечер дольше, чем следует; и только-только собрался улизнуть, как повстречал вас на окраине города и вы мне сказали, что за вами погоня, и попросили вам помочь. А я ответил, что у меня тоже неприятности, и предложил удирать вместе. Вот и вся моя история… А у вас что было? — Я тут около недели проповедовал трезвость, и все женщины мною нахвалиться не могли — и старухи и молоденькие, — потому что пьяницам я таки задал жару, могу вам сказать; я набирал каждый вечер долларов пять, а то и шесть — по десять центов с носа, дети и негры бесплатно, — и дело у меня шло все лучше да лучше, как вдруг вчера вечером кто-то пустил слух, что я и сам потихоньку прикладываюсь к бутылочке. Один негр разбудил меня нынче утром и сказал, что здешний народ собирается потихоньку и скоро они сюда явятся с собаками и лошадьми, дадут мне полчаса, чтобы я отошел подальше, а там пустятся за мной в погоню; и если поймают, то вымажут в дегте, обваляют в пуху и перьях и прокатят на шесте. Я не стал дожидаться завтрака — что-то аппетит пропал. — Старина, — сказал молодой человек, — мы с вами, пожалуй, могли бы объединиться и орудовать вместе… Как по-вашему?

http://azbyka.ru/fiction/prikljuchenija-...

4) Дали вкладу, боярина Иоанна Никитича Романова, калужской вотчины села Спаскова крестьяне Феодор, да Фома Михайловы, дети Санины, в соборную церковь Пресвятой Богородицы Успения иконы деисус с праздники обще. Да они же, Савва с братом Сергием, дали на церковное строение 5 рублей. Да в 1661 году, по приказу Сергиевой жены Дарьи Феодоровой, дано вкладу образы деисус складни большие во окладе серебряном позлащены резные с каменем, при игумене Ионе. 5) Дал вкладу Феодор Львович Вельяминов два коня, да сайдак, да толунбас, да епанчу настрафильную лазореву. Да жена его Акулина Михайловна дала 2 рубля денег на Чудотворцеву Тихонову гробницу, да скатерть браную. 6) Дал вкладу Григорий Петрович Барышников, во иноцех Герасим, крестьянина своего вотчинного Ульяна Афанасьева с женою и детьми и со всеми животы, да он же дал пятеры пчелы (т. е. колод), да мерина рыжа. Да сын его Василий Григорьевич Барышников дал вкладу на церковное строение 10 рублей, да образ Пречистой Богородицы умиление в окладе, венец и цата резные позолочены, да крест на черном древе в серебре, да свеща поставная с красками пред Тихоном Чудотворцем, да котел винной с трубою, да епанча полрчатая белая, да 3 четверти ржи. 7) Дал вкладу Поклеп Юрьевич Наздрынин, во иноцех Феодосий, котел винный, да оловянник, две сковородки белые, да сковородку черную, да два блюда белые. 8) Калужанин Иоанн Карпов, сын Иконник, во иноцех Иосиф, вместо вкладу написал пророки, два образа местных Тихона чудотворца, да Пятницы Парасковии. 9) Дал вкладу Кирьяк Иванович Мамкиев икону, а в той иконе вставлена кость инороговая. Да он же Кирьяк приложил ко образу местному Успению Богородицы крест, камень аспис в серебре позлащен, вырезано Распятие Христово, а на нем три жемчуга, да два камня червчата, да паникадило медное цена 2 рубля; да на престоле индитью сатынь пестрая, да пояс шелковый с кистью, да колокол малый в полпуда, да блюдо на святую воду, медное, турецкого дела, при игумене Иродионе и при строителе Герасиме. Иван, да Онуфрий Кирьяковичи Мамкиевы поставили в дом Пречистой Богородицы и чудотворца Тихона царские двери, да икону Страшного Судища Христова на великой дске 180 (1672) году за 20 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Именно одно из таких заступничеств и стало причиной того, что он оказался в сумасшедшем доме — в московской Преображенской больнице (по сути тюрьме) с диагнозом «помрачение ума от излишнего чтения». Несколько лет терпел издевательства персонала, прикованный в подвале цепью к стене, испытывая на себе все виды «лечения» сумасшедших (пиявки к вискам, холод на голову, читай ледяную воду, кровопускание, рвотный винный камень, различного рода слабительные(белена, сладкая ртуть), прожоги на руках (cauteres) и т.д.(1). Больные были отданы во власть свирепых санитаров, кормили пациентов преимущественно хлебом и водой. Однажды предсказал смотрителю больницы Боголюбову, еще до диагноза врача, что его дочь больна корью, и что девочка скоро поправится. После этого случая слава о Корейше стала расползаться по Москве, к нему потянулся народ. Юродивый никому не отказывал, но его ответы не все и не всегда могли понять. В 1832 году в стране произошла Пинелевская реформа, и дома сумасшедших передали из полицейского ведомства в систему здравоохранения. Условия содержания больных значительно улучшились. Корейше выделили просторную комнату, однако он очертил мелом небольшое пространство в углу, у печки за которое не выходил. Спал на полу на перине. Весь день был занят толчением в ступе стекла и камней, между делом принимая ежедневно до 60 посетителей. В литературе приводится множество случаев, когда он исцелял других людей, обличал пороки, иносказательно предсказывал судьбу. Например, предвидел блистательную карьеру будущего академика- филолога Федора Буслаева, когда тот был еще студентом.  В брошюре Владимира Мельника «Спасена буди вся земля» , который ссылается на исследователя жизни юродивого А.Ф.Киреева (XIX – XX вв.) можно также найти примеры духовной жизни Корейши. В частности, когда Иван Яковлевич становился наставником и молитвенником за тех посетителей, кто стремился к духовному совершенству. Не случайно юродивому покровительствовал митрополит Филарет (Дроздов). По данным А.К. Светозарского у Корейши был свой духовник, и юродивый причащался Святых Христовых Таинств.

http://e-vestnik.ru/history/yurodiviy_iv...

Когда первичный огонь входит в воду и нагревает ее, в результате образуется влажное испарение, которое потом частично превращается в воздух, а частично оседает (φστασθαι) внизу в виде земли (SVF. I 28; II 179). Т. о., земля образуется во влажном испарении в качестве его И., аналогично тому, как на дне сосуда с вином откладывается винный камень. Если описать этот процесс в общем виде, то можно сказать, что в ходе него проявляется и получает самостоятельное существование некий, ранее невидимый, компонент жидкости. Понимаемый так глагол φσταμαι, первоначально имевший чисто физическое значение, постепенно приобрел смысл проявления и реализации вообще. У Хрисиппа он обозначал проявление в чувственно воспринимаемых вещах их скрытого бытийного основания. Как и все стоики, Хрисипп понимал под бытием бесформенную и неопределенную материю, к-рая сама по себе не только лишена к.-л. качеств (ποιος λη), но и мыслится независимой от них как совершенно особый вид сущего, отождествляемый в рамках стоической категориальной системы с 1-й категорией, или субстратом (ποκεμενον). Когда материя оформляется в чувственно воспринимаемые вещи, она приобретает качества, т. е. превращается из их потенциальной носительницы в их реальное подлежащее. В этой своей роли она характеризуется уже не просто как материя или субстрат, но как «лежащая в основе» (φισταμνη) и составляющая сущность (οσα) конкретных вещей. По определению Хрисиппа, «сущность есть первая материя, лежащая в основе всего оформленного качествами» (Ibid. II 317); «сущность должна лежать в основе возникающих вещей, поскольку она по природе способна принимать любые превращения и творить из себя вещи» (Ibid. II 599). Т. о., глагол φσταμαι вместе с производными от него словами описывает у стоиков процесс превращения материи из недоступного чувствам бескачественного субстрата в подлежащее качеств, т. е. в сущность чувственно воспринимаемых вещей. «Гипостазируясь» из бытия как такового в бытие конкретного сущего, материя как бы переходит из скрытого состояния в проявленное.

http://pravenc.ru/text/673779.html

...Восстанавливается библейский Израиль. Кому? Ему! Мессии! Иисусу из Назарета, Христу Истинному! Тем временем мы подъезжаем к Горняя. Сначала нас встречает маленький город на холме – Эйн Карем (в переводе – Винный источник). С 1961 года он в черте Иерусалима. Из окна автобуса мы видим храм святого Иоанна Крестителя. Он построен на месте дома праведных Захарии и Елисаветы. Там родился Предтеча и Креститель Христа Иоанн ( Лк.1:57 ). Мы выходим из автобуса и пешком направляемся в Горняя. Это сюда спешила Дева Мария после Благовещения архангела Гавриила. Встав же Мария во дни сии, с поспешностию пошла в нагорную страну [в Горняя, – слав.], в город Иудин и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна ты между женами, и благословен плод чрева Твоего ( Лк. 1:39–42 ). Здесь была дивная встреча двух матерей. Когда взыграл младенец в утробе Елисаветиной при встрече с Пречистой Девой, имущей уже во чреве Христа, то «взыграла» и природа. Из земли стал бить источник воды. На месте источника воздвигнута церковь Посещения, или церковь Магнификата, ныне принадлежащая францисканцам. На сорок одном языке написано величание, произнесенное Пречистой Девой: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем...» (см. Лк.1:46–47 ) А вода из чистого источника течет и поныне. «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» ( Ин. 7: 37 ), – говорит Христос. С какою радостию мы испили из него! Подъем в Нагорную страну. Вот и наша Горненская обитель. Вновь уголок России. Мы снова, как дома, всё так же. Слава Богу за всё! В храме этой обители мы видели Камень Иоанна Крестителя, на котором он стоял, когда произносил свою первую проповедь ; с которого он призывал к покаянию, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.3:1 ). Эту близость Царства Божия ощущает здесь сердце паломника. День четвертый на Святой Земле ...Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет ( Мф. 4: 15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Кому? Ему! Мессии! Иисусу из Назарета, Христу Истинному! Тем временем мы подъезжаем к Горняя. Сначала нас встречает маленький город на холме — Эйн Карем (в переводе — Винный источник). С 1961 года он в черте Иерусалима. Из окна автобуса мы видим храм святого Иоанна Крестителя. Он построен на месте дома праведных Захарии и Елисаветы. Там родился Предтеча и Креститель Христа Иоанн. Мы выходим из автобуса и пешком направляемся в Горняя. Это сюда спешила Дева Мария после Благовещения архангела Гавриила. Встав же Мария во дни сии, с поспешностию пошла в нагорную страну [в Горняя. — слав.], в город Иудин. И вошла в дом Захарии и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна ты между женами, и благословен плод чрева Твоего  (Лк. 1: 39-42). Здесь была дивная встреча двух матерей. Когда взыграл младенец в утробе Елисаветиной при встрече с Пречистой Девой, имущей уже во чреве Христа, то «взыграла» и природа. Из земли стал бить источник воды. На месте источника воздвигнута церковь Посещения, или церковь Магнификата, ныне принадлежащая францисканцам. На сорок одном языке написано величание, произнесенное Пречистой Девой: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем...» 27 А вода из чистого источника течет и поныне. Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин. 7: 37), говорит Христос. С какою радостию мы испили из него! Подъем в Нагорную страну. Вот и наша Горненская обитель. Вновь уголок России. Мы снова, как дома, все так же. Слава Богу за все! В храме этой обители мы видели Камень Иоанна Крестителя, на котором он стоял, когда произносил свою первую проповедь; с которого он призывал к покаянию, ибо приблизилось Царство Небесное. Эту близость Царства Божия ощущает здесь сердце паломника. ...Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Мф. 4: 15-16). Четвертый день посвящен поездке в Галилею. Мы отправились туда, где до тридцати лет жил Иисус и где большей частью прошли три с половиной года Его земной проповеди. В Иудею и Иерусалим Господь ходил только на Пасху и на праздники, а основное время Он пребывал в Галилее. Именно здесь встанет перед нашим взором большинство евангельских событий. В Иудее очень чувствуется Ветхий Завет, а в Галилее — Евангелие. В Иудее, в Иерусалиме мало кто принимал Христа. Там была велика злоба против Него. А Галилея внимала Ему. Достаточно сказать, что из двенадцати учеников Господа только один был из Иудеи, и тот — предатель. Все остальные были из Галилеи. Так светильник Господень отходил от иудеев в сторону стран языческих...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

город Su.eu (Sowik), или город Kan.eu (Kamik), – здесь, по всей видимости, имеются в виду города Сучжоу, сейчас Цзю-цуань (кит. Tsëusuan), и Ганьчжоу (сейчас – Чжанье), к юго-востоку от Сучжоу (в северо-западной части провинции Ганьсу). Выбор из этих городов определяется этимологически: название «Дросаха» объясняется из зендского draχša, draša, читральского drôš и джунгарского drâh для санскритского drk, «виноградная лоза» (см. также Драстока), и из зендского χа, санскритского kha, «яма; источник; колодец», т. е. как «винный источник»; в эпоху династии Хань (II в. до н. э.– III в.н. э., Китай) город Сучжоу по находящемуся там, как пишут, «пресному (или сладкому) и благоухающему источнику» носил прозвание Thsieu.tsyüan, «Винный источник» (т. е. Tsëusuan, см. выше), и это название было передано как Drôša-χa (арийскими агентами Маеса Титиана), и таким образом, как Ганьчжоу=Чжанье идентифицируется город Тогара (см.). дросолит – 11. XXXVII, 170 (drosolithos=греч. δροσλιθος; греч. δρσος – роса, жидкость + λθος, камень) – называемый также геммой Юпитера (геммы – драгоценные и поделочные камни). Исидор (Начала, XVI, 12, 2) объясняет его название: «...если поднести его к огню, то он (камень) словно выделяет влагу». Предполагают, что ему могут соответствовать фиолетовые стеатиты. друиды – 24. I, 15, 71. 27. I, 1 (Вступление); I, 6 (Вступление) (δρυδαι) – жрецы кельтов Галлии, Британии, Ирландии. Вместе с родовой знатью они осуществляли высшую власть, ведали всеми религиозными делами, были судьями, врачами и т. д. Со времени римского завоевания (I в. до н. э.) постепенно утратили свою власть. Слово «друиды» объясняют или как «очень мудрые» или как «принадлежащие дубу». Греческие авторы часто обозначают их как философов. Учение друидов (вера в переселение душ и т. д.) хранилось в строгой тайне от непосвященных и передавалось только устно. См. также семнотеи. Дувий (или Дубий) – 47а. II, 25, 1–3 (τ Δοβιος) – город и область в Персармении (=Армении), торговый центр, куда съезжались и индийские торговцы; отождествляется с Тевином или Довином у армянских писателей; это нын.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11 мая 1759 г. в подрядную адмиралтейскую контору явился, в следствие публикации, медного цеха мастер крестьянин Вендебург, и объявил, что он желает имеющееся в магазинах медное большое паникадило вызолотить из казенных полновесных червонцев, с употреблением на то, применительно к прежним таковым работам, уповаемо от 800 до 900 червонцев, а сколько точно пойдет, того познать ныне не можно, а может показать тогда, когда вызолотит от того паникадила, на пробу, одну штуку; по вызолочении и освидетельствовании, против оной штуки, все паникадило будет, и за золочение возьмет по 50 коп. с червонца, а золотить будет в своем доме на Васильевском острове, и для того золочения, паникадило привезено бы было в дом его, а, по вызолочении, было бы взято казенным коштом; а для вероятности определен бы был офицер, который принял бы червонцы и смотрел, когда будут растворять золото и золотить; и вызолотит он паникадило от заключения обязательства в три месяца, и буде паникадило не вызолотить, или вызолотить, да, по свидетельству, позолота появится не против вызолоченной первой пробы, то он должен вызолотить вторично своим коштом, согласно с первой пробой, а за неисправность подвергается указному штрафу. В последствии Вендебург понизил цену за золочение до 43 к. с червонца, и пригласил к себе товарищем, саксонской нации, золотарного дела мастера, Готлиба Нисселя. Наблюдение за золочением Адмиралтейской Коллегии поручено было лейтенанту Хомутову, которому 27 августа выдано 500 р. из собранных с мосту денег, на покупку, как материалов, нужных при золочении, каковы суть винный камень, соль, селитра, сапожный купорос, крепкая водка, ртуть, желтый воск, и красный мел, так и инструментов для дела, и на уплату мастеровым людям 100 червонцев на золочение. В начале ноября, Хомутову отпущено было 400 червонцев. Эти 500 червонцев и употреблены были на золочение паникадила в пять листов. 35 Таким образом на золочение паникадила употреблено 2597 р. 50 к., почти втрое дороже той цены, (960 руб. 24 к.) какая уплачена за оное и с провозом (см. примеч. на 197 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

„Сектанты, желая превратить в штундистскую веру и остальные семейства нашей деревни, употребляют все силы и средства, даже угрожая опасностью до такой степени нашим детям, что нет никакой возможности выходить из домов, обзывая как старых, так и малых неприличными словами, укоряя нас идолопоклонниками” и т. д.) 24 . А вот по данному вопросу прекрасная иллюстрация, сообщённая нам недавно одним Одесским дантистом И. Лузерсом: – Пришла ко мне, – рассказывает Лузерс, – одна довольно прилично одетая женщина, Анастасия Набокова. Пришла лечить зубы. Я провозился с нею дней 8–10. Накануне пломбировки последнего зуба я и говорю ей: „Завтра всё закончу. Потрудитесь, пожалуйста, принести причитающийся мне гонорар”. Она пообещалась и ушла. На следующий день приходит. Я запломбировал ей последний зуб, снял со всех остальных винный камень и жду следуемой платы. Она немного смутилась и говорит: „простите, я забыла деньги. Не беспокойтесь, пожалуйста. Принесу обязательно. Если не в субботу, то в понедельник непременно. Вы не думайте, что я какая-нибудь. Я, ведь, не православная. – А кто же вы? – спрашиваю я. – Я баптистка. (Как это напоминает слова фарисея: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, или как сей вот мытарь). И что ж вы думаете? Не принесла. Не было её ни в субботу, ни в понедельник. Вот уже две недели жду её и, кажись, напрасно. Сегодня пишу мировому. Мы не думаем осуждать А. Набокову за то, что она не принесла денег. Может быть, забыла, может быть, заболела, может быть, денег не было или некого было послать. Мало ли что может случиться с человеком! Но мы обращаем внимание на её высокомерие, на пренебрежение к православным. Так сильно оно напоминает фарисейский тон, фарисейскую манеру, фарисейскую гордость. Неужели и после этого вы будете утверждать, что между вами и фарисеями никакого сходства, ни в малом, ни в большом, ни в существенном, ни в маловажном? Если будете, то, конечно, вопреки всякой правде и действительности. – Да что вы всё валите на нас? – заговорили со всех концов сектанты. Вы посмотрите лучше на себя. Не чище то нас. С нами как обращались и обращаетесь. Съесть готовы. Чуть не задушили. Волком всё смотрите”. Мы продолжали свою речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010