Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ ШАМПО [лат. Guillelmus (Guglielmus) de Campellis (Campellensis, Catalaunensis); франц. Guillaume de Champeaux] (1068/70, мест. Шампо, близ Мелёна, Франция - 1121/2, Шалон-сюр-Марн, Франция), еп. Шалонский, схоластический богослов, основатель сен-викторской богословской школы. Жизнь В. из Ш. учился сначала в Париже у Манегольда Лаутенбахского, затем у Ансельма Ланского и Росцелина из Компьеня. В 1103 г. был избран архидиаконом в Париже и возглавил кафедральную школу, где преподавал логику (диалектику), риторику и богословие. Его школа, в к-рую стекались студенты из мн. европ. гос-в, приобрела широкую известность. Однако из-за критики Петра Абеляра , слушателя школы, В. из Ш. вынужден был пересматривать свое учение о природе универсалий , в результате чего в 1108 г. покинул школу. Он удалился в маленький мон-рь Сен-Виктор в пригороде Парижа, где вступил в ряды регулярных каноников . Его спор с Абеляром продолжался неск. лет. Научная деятельность В. из Ш. в мон-ре Сен-Виктор способствовала становлению здесь знаменитой школы мистического богословия, воспитавшей таких богословов, как Гуго Сен-Викторский и Ришар Сен-Викторский . В 1113 г. В. из Ш. был рукоположен во епископа г. Шалон-сюр-Марн. Принимал деятельное участие в церковной политике: участвовал в Реймсских Соборах 1114-1119 гг., Римсском Соборе 1117 г. и др.; в 1115 г. благословил Бернарда Клервоского в качестве настоятеля мон-ря в Клерво ; оказывал поддержку папе Каллисту II в проведении церковных реформ, особенно в борьбе за целибат духовенства; в 1119 г. вместе с Клюнийским аббатом был направлен папой Каллистом II к герм. имп. Генриху V для выработки условий соглашения между империей и Св. престолом, в частности в вопросе об инвеституре . За активную церковную деятельность, благочестие и ученость В. из Ш. пользовался большим уважением современников: на одном из Соборов он был провозглашен «столпом ученых» (columna doctorum), Бернард Клервоский называл его «святым и ученым епископом» (episcopus sanctus et doctus). Традиц. почетное именование В. из Ш.- «досточтимый [доктор]» ([doctor] venerabilis). Похоронен В. из Ш. в Клерво. Сочинения

http://pravenc.ru/text/158664.html

(отрывок) Богословие по существу есть философия религии. Богословие возникает из потребности выяснить и обосновать положения религии. Оно необходимо должно решать вопрос об отношении наших познавательных сил и средств к истине и должно дать ответ на пилатовский вопрос, что есть истина? Истина, которой занимается богословие, есть та самая, которой занимается философия – истина высшая и всеобъемлющая. Богословие должно говорить о начале всего, о существенных элементах бытия, о том, что есть, что должно и чего не должно быть, о цели всего сущего. Поэтому с философской точки зрения всякое богословское учение есть частная метафизическая система. Богословие есть метафизика и притом первичный тип метафизики. Египтянин, индус, грек в древности, все равно как какой-либо негр бавили в настоящее время получали религию от отцов, как данное, и находили в религии догматическое решение философских проблем. Но они к этим решениям прилагали анализ и критику. В результате из работ являлись и религиозные и антирелигиозные системы, но корнем всех таких систем была религия и плодом – метафизика. Начало современных философских учений – все равно материалистических и позитивных, идеалистических и спиритуалистических – нужно искать в монастырях. Скотт Эригена, Анзельм, Расцеллин, Вильгельм Шампо, Абеляр, Гюго Сен-Виктор, Фома Аквинат, Дунс Скотт, Бонавентура, Раймунд Лиллий, Роджер Бэкон посеяли то, что возрастили Декарт, Спиноза, Лейбниц и все последующие философы. Но общий путь, по которому шло развитие философских учений в истории был тот, что, возникши из анализа и разработки религиозных воззрений, они затем эмансипировались от религии и часто становились к ней во враждебное отношение. Философия индусов возникла из экзегезиса вед, но затем в системе санкиа она обратилась против авторитета вед и против богов браманизма. Фиванская теология в Египте, пытаясь построить и вывести все сущее из единого абсолютного при определении этого абсолютного склонялась к представлению его, как совокупности бесконечных возможностей, вне реального мира не имеющей действительности. В Греции связь философии с религией является в значительной мере замаскированной уже на первых порах существования философии, может быть в учении Платона религия и философия находятся в наитеснейшем контакте, но уже в системе Аристотеля философия порывает с религией окончательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Философия и свобода (Отрывок) Богословие, по существу, есть философия религии. Богословие возникает из потребности выяснить и обосновать положения религии. Оно необходимо должно решать вопрос об отношении наших познавательных сил и средств к истине и должно дать ответ на пилатовский вопрос, что есть истина? Истина, которой занимается богословие, есть та самая, которою занимается философия – истина высшая и всеобъемлющая. Богословие должно говорить о начале всего, о существенных элементах бытия, о том, что есть, что должно и чего не должно быть, о цели всего сущего. Поэтому с философской точки зрения всякое богословское учение есть частная метафизическая система. Богословие есть метафизика и притом первичный тип метафизики. Египтянин, индус, грек в древности, всё равно как какой-либо негр бавили в настоящее время получали религию от отцов, как данное, и находили в религии догматическое решение философских проблем. Но они к этим решениям прилагали анализ и критику. В результате из работ являлись и религиозные и антирелигиозные системы, но корнем всех таких систем была религия и плодом – метафизика. Начало современных философских учений – всё равно материалистических и позитивных, идеалистических и спиритуалистических – нужно искать в монастырях. Скотт Эригена, Анзельм, Расцеллин, Вильгельм Шампо, Абеляр, Гюго Сен-Виктор, Фома Аквинат, Дунс Скотт, Бовавентура, Раймунд Лиллий, Роджер Бэкон посеяли то, что возрастили Декарт, Спиноза, Лейбниц и все последующие философы. Но общий путь, по которому шло развитие философских учений в истории, был тот, что, возникши из анализа и разработки религиозных воззрений, они затем эмансипировались от религии и часто становились к ней во враждебное отношение. Философия индусов возникла из экзегезиса вед, но затем в системе санкиа она обратилась против авторитета вед и против богов брахманизма. Фиванская теология в Египте, пытаясь построить и вывести всё сущее из единого абсолютного, при определении этого абсолютного склонялась к представлению его, как совокупности бесконечных возможностей, вне реального мира не имеющей действительности. В Греции связь философии с религией является в значительной мере замаскированной уже на первых порах существования философии, может быть в учении Платона религия и философия находятся в наитеснейшем контакте, но уже в системе Аристотеля философия порывает с религией окончательно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМАЛЬРИК БЕНСКИЙ [лат. Almaricus, Amalricus, Amauricus] (Шартрский) († 1205 или 1207), франц. богослов, родом из мест. Бена близ Шартра. Магистр искусств в Парижском ун-те, пользуясь поддержкой дофина, буд. франц. кор. Людовика VIII (1223-1226), А. Б. стал обсуждать со студентами и богословские проблемы. Его последователи основали секту амальрикиан, учение к-рых трудно отделить от идей самого А. Б., поскольку в источниках того времени, враждебно настроенных по отношению к этой секте, все их заблуждения приписываются А. Б. Согласно материалам судебного процесса, проведенного в 1210 г. по инициативе Римского престола, и анонимному полемическому трактату XIII в. «Против амальрикиан», приверженцы секты верили, что добро и зло в человеке от Бога, что сам человек - часть тела Христова, что Бог присутствует повсюду, как в разумных, так и в неразумных существах, в вещах и чувственного, и духовного мира; Христос реально присутствует в алтаре до и после пресуществления . Обвинители определяли взгляды амальрикиан как пантеизм , к-рый, по их мнению, был связан с неправильно понятым амальрикианами учением Иоанна Скота Эриугены и влиянием пантеизма Давида Динантского . Как считали обвинители, взгляды амальрикиан привели их к неверию в спасение и разнузданности в поведении. Осуждение секты было подтверждено на Латеранском IV Соборе (1215). Ист.: Contra amaurianos/Ed. C. Baeumker//Beitr. z. Geschichte d. Philosophie u. Theologie des Mittelalters. Münster, 1926. Bd. 24. Лит.: Capelle G. C. Amaury de Béne: Étude de son panthéisme formel. P., 1932; Bonofiglio M. Il panteismo formale di Amalrico di Bene: Testi di laurea. Genova, s. a.; Dal Pra M. Amalrico di Bene. Mil., 1951. О. С. Воскобойников Рубрики: Ключевые слова: ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ ШАМПО (1068/70 - 1121/2), еп. Шалонский, схоластический богослов, основатель сен-викторской богословской школы КЛАРЕМБАЛЬД АРРАССКИЙ (XII в.), франц. католич. богослов и философ периода ранней схоластики, ученик и последователь Теодорика Шартрского

http://pravenc.ru/text/114232.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Римско-католической Церкви по периодам AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Собора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата АЛЬБИГОЙЦЫ еретич. движение в Лангедоке XII-XIII вв., термин часто используется как синоним катаров и вальденсов БУРЖСКАЯ ПРАГМАТИЧЕСКАЯ САНКЦИЯ акт франц. кор. Карла VII, принятый 7 июля 1438 г. на ассамблее франц. духовенства и знати в г. Бурж ВАЛЬДЕНСЫ приверженцы еретического течения в католич. Церкви, возникшего в Зап. Европе в контексте идей и движений за религ. обновление в XII-XIII вв. ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ название, к-рое получили события в Париже в ночь с 23 на 24 авг. (т. е. перед днем памяти ап. Варфоломея) 1572 г., «избиение» гугенотов ВИКТОР II (ок. 1020 - 28.07.1057; мирское имя Гебхард, гр. Долленштайн-Хиршбергский), папа Римский (с 13 апр. 1055) ВИКТОР III (ок. 1027 - 16.09.1087; мирское имя Дауферий, в монашестве Дезидерий), папа Римский (с 24 мая 1086) ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ ШАМПО (1068/70 - 1121/2), еп. Шалонский, схоластический богослов, основатель сен-викторской богословской школы ВОРМССКИЙ КОНКОРДАТ договор, заключенный 23 сент. 1122 г. в г. Вормс (Германия) между герм. имп. Генрихом V и герм. князьями, с одной стороны, и легатами папы Римского Каллиста II - с другой DEVOTIO MODERNA мистико-религ. и религиозно-просветительское движение, зародившееся в кон. XIV в. в Нидерландах и получившее распространение в Сев. Европе ДЕНАРИЙ СВЯТОГО ПЕТРА [грош св. Петра], ежегодная подать, к-рую в XIII-XVI вв. выплачивали Папскому престолу нек-рые страны Зап. Европы «EVANGELIUM VITAE» [лат.- Евангелие жизни], 11-я энциклика папы Римского Иоанна Павла II от 25 марта 1995 г. о ценности и нерушимости человеческой жизни ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347 - 1380), католич. визионерка и мистик, учитель Римско-католической Церкви, св. католич. Церкви (пам. 30 апр.; в Сиене - 29 апр.) ИОАННА ПАПЕССА вымышленный персонаж, женщина, якобы занимавшая Папский престол в сер. IX в. (по другим версиям, в X или в XI в.) КАНОНИССЫ женщины, удалившиеся от мирской жизни и жившие в общине, но не приносившие традиционных монашеских обетов

http://pravenc.ru/rubrics/122122.html

2) Этическое учение. А. различал понятия порока (vitium), греха (peccatum) и злодеяния (actio mala). Порок - это естественная человеческая склонность, влекущая человека ко греху. Его собственно еще нельзя назвать грехом, но лишь предпосылкой греха. Грех же состоит в согласии (consentio, intentio) на эту склонность вне зависимости от того, последует ли за этим реальное действие. Осуществление этого желания (собственно злодеяние) ничего не добавляет ни к вине, ни к Божественному осуждению. Поэтому А. считал, что нравственный характер поступка всецело зависит от субъективного намерения действующего. В конце концов всякий грех состоит в презрении Бога, в согласии на недолжное, на то, что ради Бога не следует совершать. Соч.: Oeuvres inédits/Ed. par V. Cousin. P., 1836-1859; Petri Abaelardi Opera omnia. P., 1855; PL. 178. Col. 113-1849; Petri Abaelardi... Hymnarius Paraclitensis/Ed. G. M. Dreves. P., 1891. 1970; Philosophische Schriften/Hrsg. v. B. Geyer. Münster, 1919-1933; Oeuvres choisies d " Abélard. Р., 1945; История моих бедствий. М., 1959; Теологические трактаты. М., 1995. Лит.: Remusat Ch. de. Abélard, sa vie, sa philosophie et sa théologie. P., 1855; Гаусрат А. Средневековые реформаторы. СПб., 1900. Т. 1; Ottaviano C. Pietro Abelardo: La vita, le opere, il pensiero. R., 1930; Sikes J. G. P. Abelard. Camb., 1932; Gilson E. Heloise et Abélard. P., 1938; Compayre G. Abelard and the Origine and the Early History of Universities. N. Y., 1969; Fumagalli Beonio-Brocchieri M. T. La logica di Abelardo. Mil., 1969; idem. Introduzione a Abelardo. R., 1974; Jolivet J. Art du langage et théologie chez Abélard. P., 1969; Weinrich L. Peter Abaelard as Musician//Musical Quaterly. 1969. Vol. 55. P. 295-312, 464-486. А. Р. Фокин Рубрики: Ключевые слова: ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ ШАМПО (1068/70 - 1121/2), еп. Шалонский, схоластический богослов, основатель сен-викторской богословской школы АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ ГРИГОРИЙ РИМИНИЙСКИЙ (ок. 1300 - 1358), итал. средневек. богослов, философ и естествоиспытатель, член ордена братьев-отшельников блж. Августина

http://pravenc.ru/text/62452.html

J. E. The Legacy of the Early Middle Ages//Individuation in Scholasticism. 1994. P. 26). Этой теории, имевшей ярко выраженный метафизический характер, придерживались такие теологи раннего средневековья, как Иоанн Скот Эриугена ( 877), Одо , еп. Камбре (XI-XII вв.), Ансельм Кентерберийский ( 1109), Аделард Батский ( после 1146), Вильгельм из Шампо ( 1121/22), Тьерри Шартрский (XII в.), Иоанн Солсберийский ( 1180) и др. Все эти авторы интерпретировали индивидуальность преимущественно через идею различия и считали принципом И. либо акциденции (одну особую или определенный набор), либо совокупность всех свойств и характеристик вещи, включая неакцидентальные, т. е. субстанциальные (Ibidem). Вопрос об И. у этого круга авторов часто сливался с вопросом о различимости индивидов и об их отличии друг от друга, тем самым теряя процессуальное измерение. Серьезным изменениям «стандартная теория» была подвергнута в сочинениях Гильберта Порретанского ( 1154), к-рый, однако, не во всем отошел от ее метафизических принципов. Отказавшись от представлений о том, что И. зависит от набора акциденций, Гильберт разработал оригинальное учение, согласно которому каждая вещь обладает уникальным набором свойств, образующих ее единичное «полное качество», или «полную форму». Именно единичность совокупности свойств вещи и задает ее индивидуальность. Начало новому этапу споров об И. на лат. Западе, приведших к переосмыслению почти всех положений «стандартной теории» и отказу от многих из них, было положено появившимися переводами «Физики» и «Метафизики» Аристотеля, а также сочинений его араб. последователей - Ибн Рушда (Аверроэса) и Ибн Сины (Авиценны). В сочинениях последнего встречается оригинальное решение проблемы И., привлекшее внимание мн. лат. мыслителей XIII в. У Ибн Сины вопрос об И. тесно связан с вопросом о самоидентичности индивида. Набор акцидентальных характеристик может задавать определенного индивида (именно этого и никакого другого) в определенный момент времени, однако с помощью такого понимания индивидуальности невозможно объяснить самотождественность индивидуального субъекта при смене акциденций.

http://pravenc.ru/text/389565.html

Для обозначения универсальной сущности В. из Ш. использует без к.-л. явных различий термины «natura» (природа), «essentia» (сущность) и «substantia» (подлежащее -Dial. inter Christ. et Jud.//PL. 163. Col. 1062), хотя последний термин обозначает у него также индивидуальную сущность, собственно субстанцию, определенное нечто (aliquid - Ibid. Col. 1061). Один раз у В. из Ш. встречается выражение «substantialis essentia» (субстанциальная сущность - Ibid. Col. 1062), значение к-рого следует признать тождественным терминам «substantia» или «essentia» (Ibid. Col. 1062). Творение, ангелология, происхождение зла Согласно В. из Ш., Бог сотворил мир из бесформенной материи (ex informi materia - Ibid. Col. 1060), к-рая, если следовать августиновской традиции, в свою очередь была сотворена из ничего, но В. из Ш. об этом специально не говорит. В начале, прежде всех прочих творений (De orig. anim.//PL. 163. Col. 1043), или одновременно с сотворением света, т. е. в 1-й день, Бог создал ангельскую природу (angelorum natura), предназначенную для познания и прославления Его Божественного могущества (Dial. inter Christ. et Jud.//PL. 163. Col. 1060). По своей сущности ангелы были сотворены совершеннейшими (Ibid. Col. 1062), по Божию подобию, наделенные разумным мышлением (rationalis intellectus) и свободой выбора (liberum arbitrium), т. е. способностью различения добра и зла (отвергать зло и избирать благо - Ibid. Col. 1061, 1062). При единстве природы и общем согласии ангелы отличаются друг от друга глубиной познания, славой и властью, так что одни на основании своего начальствующего положения (dominatione) превосходят и повелевают др. (Ibid. Col. 1067). По замыслу Божию ангелы через сознательное служение Богу должны были возвыситься до совершенной степени любви, к-рой в момент сотворения они еще не имели (Ibid. Col. 1062). Ангелы обладали познанием Бога (de Deo notitiam) и должны были стать блаженными благодаря созерцанию (contemplando) Его (De orig. anim.//PL. 163. Col. 1043). Денница, первый из ангелов, по достоинству и виду превосходящий всех остальных, не удержался на небесной высоте и пал сразу же после его сотворения.

http://pravenc.ru/text/158664.html

Причину падения диавола В. из Ш. традиционно видит в гордыне: еще не достигнув совершенной любви, диавол предпочел любви и почитанию Бога любовь к себе; презирая ближних и равных, он возвеличился над ними и отказался от должного повиновения Творцу, возжелав стать подобным Богу (Deo similis - Dial. inter Christ. et Jud.//PL. 163. Col. 1060, 1061, 1062). Уклонившись от блага, диавол впал в грех; не распорядившись, как должно, данными от Бога природными способностями (в нравственном отношении нейтральными), он утратил высшее благо - любовь к Богу и впал в высшее зло - ненависть к Богу (Ibid. Col. 1062). Так в мире возникло зло, к-рое, по определению В. из Ш., есть ничто по сущности (substantialiter nihil), поскольку не является творением Божиим (все, что сотворил Бог, есть благо), но изобретением диавола. Зло есть отсутствие блага, подобно тому как тьма - отсутствие света (Ibid. Col. 1061). После падения диавола и последовавшей за ним части ангелов остальные ангелы настолько укрепились в добре и любви к Богу, что стали более неспособными к падению, поскольку были вознаграждены Божественной благодатью (divina remunerante gratia - Ibid. Col. 1061, 1067). Антропология I. Творение человека и его райское состояние. В духе блж. Августина В. из Ш. считает, что Бог сотворил человека для восполнения недостатка, образовавшегося в ангельском мире после падения части ангелов (Ibid. Col. 1063). Как и ангелы, человек был сотворен по образу и подобию Божию (между этими понятиями В. из Ш. не проводит никакого различия): разумным и мыслящим (rationalem et intellectualem), бессмертным (immortalem), т. е. обладающим вечно живой душой (Ibid. Col. 1057, 1059), наделенным свободой выбора, т. е. умением отличать добро от зла (Ibid. Col. 1064). В отличие от ангелов и неразумных животных человек был сотворен существом двусоставным, из разумного духа и тела, соединенных в нем столь тесно, что и тело наделялось чувствами благодаря духу, и душа могла чувствовать, гневаться и желать благодаря телу.

http://pravenc.ru/text/158664.html

Т. о., Д. из С.-П. подчеркивает активность души человека в процессе познания. Объект (как чувственного восприятия, так и мышления) является не действующей причиной познания, но всего лишь его необходимым условием. Следов., для познания не требуются чувственно воспринимаемые и умопостигаемые познавательные формы (species sensibiles et intelligibiles) объекта, выполняющие функцию промежуточного звена между объектом и познающей душой. В этом отношении теория Д. из С.-П. радикально расходится с любым типом аристотелизма (в т. ч. и с аристотелизмом Фомы Аквинского), утверждая, что даже если Аристотель и постулирует наличие таковых «познавательных форм», то нам нет никакого дела до того, что он говорит, поскольку наша задача - исследовать истину, а не его мнения (Naturalis philosophiae non est scire quid Aristoteles vel alii philosophi senserunt sed quid habet veritas rerum). Точно так же для познания не требуется и действующий разум (intellectus agens), поскольку ему не от чего (чувственно воспринимаемых форм не существует) абстрагироваться и нечего (общего также не существует) абстрагировать. Кроме того, поскольку мышление не есть пассивное восприятие умопостигаемой познавательной формы, «оформляющей» и «совершенствующей» разум, то акт мышления не добавляет к природе разума никакого совершенства. На этом основании Д. из С.-П. объявляет ненужным разделение на 1-й акт («первое совершенство» человека, т. е. разумная душа как форма тела) и 2-й акт («второе совершенство» человека, т. е. его специфическое действие - мышление), к-рые играли столь важную роль в психологии Фомы Аквинского. Соч.: In Sententias theologicas Petri Lombardi: Comment. libri IV. Lugduni, 1587; Tractatus de origine iurisdictione et de legibus. P., 1506; Quaestio de natura cognitionis et Disputatio cum anonymo quodam necnon Determinatio Hervaei Natalis O. P./Ed. J. Koch. Monasterii, 19332; Tractatus de habitibus, quaestio quarta/Ed. J. Koch. Monasterii, 1930; Quolibeta avenionensia tria. Zürich, 1965. Лит.: Koch J. Durandus de S. Porciano, O. P.: Forsch. z. Streit um Thomas von Aquin zu Beginn des 14. Jh. Münster i. W., 1927; Iribarren I. The Trinitarian Controversy between Durandus of St. Pourçain and the Dominican Order in the Early 14th Cent.: The Limits of Theol. Dissent. N. Y., 2001; idem. Durandus of St. Pourçain: A Dominican Theology in the Shadow of Aquinas. Oxf.; N. Y., 2005; Lowe E. The Contested Theol. Authority of Thomas Aquinas: The Controversies between Hervaeus Natalis and Durandus of St. Pourçain. N. Y., 2003. А. В. Апполонов Рубрики: Ключевые слова: ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ ШАМПО (1068/70 - 1121/2), еп. Шалонский, схоластический богослов, основатель сен-викторской богословской школы

http://pravenc.ru/text/180598.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010