До нач. XX в. достоверность «Страстей» В. не подвергалась сомнению, исследователи традиционно относили этот памятник к V в. (в качестве возможного автора «Страстей» предположительно назывался Иоанн Кассиан Римлянин) и считали его основой кратких актов и сказаний средневек. Мартирологов. Г. Кантен и вслед за ним Э. Дюпра отнесли возникновение сказания о В. к более позднему времени. По мнению Дюпра, именно сведения Мартирологов Флора и Адона стали основой «Страстей» В. и кратких актов, к-рые этот автор датирует временем после 1047 г. и считает, что они были созданы в аббатстве Сен-Виктор близ Марселя. Поводом к написанию кратких актов стали события 1047 г., когда в Марселе было обнаружено захоронение имп. Максимиана Геркулия, известного преследованиями христиан. Монахи аббатства Сен-Виктор отождествили патрона своего мон-ря с местным мучеником и связали его казнь с гонениями имп. Максимиана. С др. стороны, краткие акты были составлены ранее 1079 г., т. к. в них фигурирует один судья, производящий процесс над мучеником, что отражает внутреннее устройство Марселя до 1079 г., когда город был разделен на епископский и графский и соответственно действовал параллельно суд епископа и суд графа. В пространных «Страстях» дело ведут 2 судьи, что отражает ситуацию в Марселе после 1079 г. Дюпра датирует «Страсти» XIII в. и считает, что они созданы при кафедральном соборе г. Марселя. Дюпра не ограничивается критикой житий В., но отрицает существование его как реальной личности, считая, что речь идет о трансформации в Галлии культа мч. Виктора Никомидийского, пострадавшего вместе с Викторином, Клавдианом и Вассой (пам. зап. 6 марта). Существование В. отрицает вслед за Дюпра Ж. де Мантейе, к-рый указывает на отсутствие к.-л. эпиграфического материала, говорящего о почитании мученика в Массилии в древности. Высказывались предположения, что в Галлию был перенесен культ др. мч. Виктора (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая) или Виктора Фракийского (одного из дружины 37 мучеников, пам. 20 авг.). Его мощи, по мнению ученого, были принесены в Массилию епископом Сатурнином Арелатским после арианского Собора в К-поле (360).

http://pravenc.ru/text/158520.html

В древнерус. рукописях краткое житие мучеников содержится в Прологах под 31 янв. (РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в., а служба - под 5 апр. (Минея служебная. ГИМ. Син. 165, XII в., канон, составленный прп. Иосифом Песнописцем). Этих мучеников не следует смешивать с группами одноименных святых: Виктором, Викторином, Клавдианом и Вассой, мучениками Никомидийскими (пам. зап. 6 марта), и Папием, Диодором и Клавдианом, пострадавшими при Деции в Атталии в Памфилии (М. Азия) (BHG, N 2071, пам. 3 февр., пам. визант. 4, 8 и 29 февр., пам. зап. 26 февр.). Ист.: BHO, N 1245; ActaSS. Febr. T. 3. P. 489; Mart. T. 2. P. 4-8, 696-700; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 196-197; Τ. 4. Σ. 189; ЖСв. Янв. Ч. 2. С. 455; Март. С. 205; Poncelet A. Passio Sanctorum Martyrum Victorini, Victoris et aliorum, quod est V kalendas martii//AnBoll. 1909. Vol. 28. P. 468-470. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 30, 69, 99-100; Т. 3. С. 47; Duchesne L. In Aegypto: Une fabrique de fausses légendes égyptiennes//Mélanges d " archéologie et d " histoire. 1918/1919. Vol. 37. P. 179-199; Delehaye H. Les Martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 51-53; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 369; Sauget J. -F. Vittorino, Vittore, Niceforo, Claudio, Diodoro, Serapione e Papia//BiblSS. Vol. 12. Col. 1308-1309. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.) ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.)

http://pravenc.ru/text/158586.html

555 По всей видимости, его следует идентифицировать с Киром (ум. в 446 г.), египетским поэтом и философом. В 435 г. Кир стал префектом Константинополя при патронате императрицы Евдокии, жены Феодосия II. В 441 г. он стал префектом Востока. Но когда Евдокия была вынуждена удалиться в Иерусалим, Кир был смещен. Чтобы избежать казни, он стал клириком и был назначен епископом города Котиэума во Фригии Эпиктет (совр. Кутайа). Вследствие интриг Кир был смещен со своей кафедры и вернулся в Константинополь. 557 Клавдиан Мамерт (ум. между 470 и 474 гг.). Он был сначала монахом, потом священником и деятельным помощником своего брата Мамерта. Получив хорошее классическое образование, Клавдиан стал известен как поэт, философ, богослов. Занимался он также благотворительностью и был руководителем клира своего брата в деле изучения Писания, церковного пения и богослужения. Его труд «О природе души», написанный в 470 г., направлен против Фауста, епископа Реца, отрицавшего бестелесность ангелов и человеческой души и признававшего только бестелесность Бога. Клавдиан доказывал бестелесность души тем, что она не является величиной лишь постольку, поскольку обладает добродетелью и умом. 558 Мамерт (ум. ок. 475 г.), епископ Вьенна со времени ок. 473 г. Он известен как первый организатор процессий «дней молебствования», которые были приняты для всей Галлии на соборе 511 г. в Орлеане. «Дни молебствования» – специальные дни покаянной молитвы; формально именовались литаниями, поскольку литании (молитвы) пелись во время процессии. 559 Проспер (ум. ок. 465 г.). Жил в Массалии, возможно, как монах, когда ок. 426 г. начался спор вокруг полупелагианства. В 428 г. он написал Августину, чтобы информировать того об оппозиции его учению о благодати и предопределении, которая возникла в монастырях Южной Галлии. В 431 г., после смерти Августина, Проспер отправился в Рим, чтобы подать иск об осуждении оппонентов Августина. В течение нескольких последующих лет он с энтузиазмом защищал доктрину Августина. В конце жизни он служил секретарем у папы Льва Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из этой классификации следует, что душа лишена свойств тела, а потому бестелесна. В этой же работе Клавдиан дает любопытную классификацию видов движения. Высшим родом движения он считает движение вне пространства и времени, под которым подразумевается энергия творящего мир бога (христианский аналог неоплатонической идеи ноэтической Далее идет непространственное движение во времени движение души и, наконец, движение в пространстве и времени (шоШз движение тел (Бе ап. I 18). Легко видеть прямую зависимость этой классификации от неоплатонических элементов сочинения Августина о душе. Вслед за Августином Клавдиан принимает неоплатоническое отождествление души с жизнью и отсюда также выводит ее бестелесность и бессмертие I 21—22), говорит о душе как образе бога и умопостигаемой сущности I 23—26) и многое другое совершенно в духе августиновского неоплатонизма. Одним словом, там, где Клавдиан подражателен, он просто воспроизводит взгляды Августина и через него — платоников; там же, где он кажется оригинальным, он занимается дефинициями и классификациями. Но это как раз тот способ философствования, который избрала потом схоластика. В этом смысле Клавдиан — предтеча схоластики. По форме и содержанию его трактат, как верно заметил Э. Жильсон, можно считать средним звеном между сочинением Августина «О количестве души» и «Бе Кассиодора . Помимо трудов Августина источниками средневекового платонизма служили сочинения Апулея, в число которых были тогда включены и «Герметические трактаты», соединявшие популярный доплотиновский платонизм с народными суевериями. Для ассимиляции неоплатонизма важное значение имели латиноязычные комментарии Халцидия и Макробия.. Мы уже знаем о Халцидии как переводчике «Тимея», жившем в первой половине IV в. Его фрагментарный перевод этого космогонического и самого мистического диалога Платона (17а — 53с) в продолжение многих столетий служил почти единственным источником сведений о собственно платоновской философии и «теологии». Однако этот перевод читался обычно вместе с халцидиевским комментарием, а поэтому и воспринимался чаще всего глазами Халцидия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

Поэтому я все же оставлю хронику того дня без купюр. И повествование двух вполне здравомыслящих людей — народного артиста Советского Союза, режиссера Игоря Васильевича Таланкина и его супруги, профессора Лилии Михайловны Таланкиной, — передам точно в таком виде, в каком мы с Дмитрием его услышали. Итак, когда мы завершили первую панихиду по Сергею Федоровичу, родители Димы с растерянностью поведали нам, что за несколько минут до того, как им позвонила Алена Бондарчук, произошла непонятная и в высшей степени странная история. Они сидели в комнате, еще не зная о кончине своего друга. Вдруг за окнами послышалось, все нарастая, карканье ворон. Звуки усиливались и стали почти оглушительными. Казалось, неисчислимая стая воронья пролетает над домом. Удивленные супруги вышли на балкон, и им предстала картина, подобную которой они раньше никогда не видели. Небо в буквальном смысле заслонила черная туча птиц. Их пронзительные крики были нестерпимы. Балкон выходил прямо на лесопарк и на больницу, где, как знали Таланкины, лежал при смерти их друг. Бесчисленное полчище неслось именно оттуда. Это зрелище навело Игоря Васильевича на мысль, которую он вдруг с абсолютным убеждением высказал жене: — Сергей умер только что… Это бесы отошли от его души! Сказал — и сам удивился тому, что произнес. Стая пронеслась над ними и скрылась среди туч над Москвой. Через несколько минут позвонила Алена… Все произошедшее в тот день — и саму смерть Сергея Федоровича, и необычное явление, случившееся в минуту этой смерти, — Игорь Васильевич и Лилия Михайловна Таланкины восприняли как послание к ним их умершего друга. Разубедить их не могли ни друзья, ни мы с Димой, ни даже их собственный интеллигентский скепсис. Хотя, насколько я помню, никогда больше супруги Таланкины не рассказывали о событиях, в которых угадывалась бы какая–то мистика. Мне довелось крестить их, и постепенно они стали христианами, людьми глубокой и искренней веры. Архимандрит Клавдиан В городе Старая Руса служил старый священник архимандрит Клавдиан (Моденов). Было ему далеко за восемьдесят, но памятью он обладал феноменальной. Он не просто лично знал почти всех архиереев и многих священников Русской Православной Церкви, особенно старшего возраста, но мог точно сказать, когда у того или другого была хиротония, как звали у такого–то священника матушку, сколько тот или иной монах отсидел, по какой статье и в каких лагерях. Короче говоря, отец Клавдиан был, как говорится, ходячей церковной энциклопедией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67

А то, что мы называем «грехом», отвлекает нас от этой цели. Потому что «грех» (по-гречески amartia) буквально означает «пропустить знак». Это значит, что мы отвлеклись на какую-то другую цель, на какое-то другое направление. Но Божественная благодать помогает нам сохранять направление. Помогает нам не пропустить знаки. И то, о чем мы просим, произнося эти слова («без греха сохранитися нам»), – это благодати Божьей, которая поможет удержать нас в правильном направлении. И то, что делает нас «достойными», мои многочисленные слушатели, Божественной благодати, это то, что мы понимаем необходимость в ней, и то, что в результате мы об этом просим. То есть мы ищем направление, заданное из правильного источника, – то есть от Бога. Потому что Он хочет быть с нами вместе, зная, что Он является для нас источником всего хорошего. Если мы открываемся перед Ним в молитве. Если мы чувствуем свою неполноценность без Божьей милости, как грешники, как люди, которые «пропускают знаки». И когда мы просим о направлении, мы становимся «достойными». Именно поэтому Христос сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». На сегодня все, дамы и господа! Но подождите, не отключайтесь и посмотрите на фотографии с кружками! И пожалуйста, присылайте нам свои фотографии с кружками, если вы это еще не сделали. Перевод Алены Гаспарян Читайте также: Кофе с сестрой Вассой: Вечерняя молитва друг за друга Кофе с сестрой Вассой: Введение в вечерню Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 22 октября, 2014 28 октября, 2014 6 ноября, 2014 25 июня, 2010 25 июня, 2009 21 марта, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 15 апреля, 2023

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

Сортировать по Исключить новости Кофе с сестрой Вассой: Как святой Ириней с элитарным христианством боролся 2 сентября, 2014. Инокиня Васса (Ларина) О том, существует ли в Церкви «элита», для которой открыто больше, чем для «простых» людей В 35-м выпуске своей сенсационной передачи сестра Васса говорит об учении гностиков, которые утверждали избранность отдельных категорий христиан. А так же о том, что им ответил святой Ириней. Здравствуйте! Я – сестра Васса. И я только что вернулась в Вену, Австрию, из путешествия. Вначале я была в США, а потом – по секретному заданию – во Франции. Сегодня я пью кофе очень высокого качества, который мне прислал мой зритель из Пуэрто-Рико по имени Хорхе. Кофе называется «Яоконо» (не Йоко Оно), и это самый лучший кофе в мире. Я это знаю, потому что именно так написано на этикетке. Спасибо Хорхе из Пуэрто-Рико за то, что он прислал нам этот чудесный кофе! И, как вы можете видеть, я пью кофе из этой чашки, которая уже стала весьма известной. На одной стороне чашки написано: «Я не пью один». А на другой стороне написано: «Я пью кофе с сестрой Вассой». По окончании каждого видеосюжета мы публикуем ваши селфи: фотографии вас с этой чашкой. Поэтому те, у кого уже есть такая чашка, пожалуйста, присылайте нам ваши фотографии. Мы с удовольствием разместим их в конце наших видеопрограмм. А если у вас все еще нет чашки, пожалуйста, поддержите наше шоу и закажите чашку на этом веб-сайте: www.healthyweb.net . Если у вас все еще нет такой чашки, то вам просто необходимо ее приобрести еще и потому, что она стала последним писком моды. Люди со всех уголков мира заказывают себе такие чашки. Ее даже называют «кубком мира». …Хм, мне только что сказали, что только я так ее называю… В любом случае у меня есть для вас очень хорошие новости. И если вы смотрели наше шоу, то, вероятно, ждали этих новостей так же, как и я. И вот! Анка, наш модельер из Польши, и Эмилиос, который раньше был нашим дизайнером одежды, наконец-то, женятся! Да! Я все еще не знаю подробностей, потому что я только узнала об этом, когда вернулась вчера вечером из Парижа. Как видите, мой помощник все еще не распаковал мои чемоданы. Я даже не знаю, где они собираются жениться. Эмилиос, как вы знаете, принадлежит к Греческой православной церкви, а Анка принадлежит к Римской католической церкви.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

Начало трансляции христианского платонизма Августина в средние века было положено еще в V в . Клавдианом Ма мер том , творчество которого являет нам также первый пример типично средневековой, усеченной интерпретации христианского классика. Свой трактат «О статусе души» (Бе 8Ши он посвятил опровержению психологических взглядов другого эпигона патристики, Фауста из Рейя , учившего вразрез с августинизмом о телесности души и бестелесности одного только бога. Используя аналогии того же Августина, Фауст доказывал, что, раз душа одушевляет определенное, конкретное тело, значит, она присутствует в этом теле как в каком-то месте в каком-то пространстве, а следовательно, она пространственна и телесна. Даже воображая себе Иерусалим или Александрию (пример Августина), душа не оставляет пространства своего тела и не переносится туда реально. Только телесное доступно постижению, поэтому только один бог, будучи бестелесным, оказывается совершенно непостижимым. Опровергая Фауста, Клавдиан Мамерт в основном воспроизводит доводы в пользу бестелесности души, содержащиеся в сочинении Августина «О количестве души». В то же время он в духе будущей схоластики систематизирует и формализует эти доводы, добавляя к ним для логической полноты родственные аргументы из сочинений платоников. Начитанность Клавдиана в языческой литературе еще довольно велика. Он упоминает несколько диалогов самого Платона (Бе ап. II 7), знает «Категории» Аристотеля. Однако его эрудиция всецело подчинена целям дискуссии и классификации, а не задачам углубленного исследования. По сравнению с августиновским «О количестве души» трактат Клавдиана кажется более сухим и более строгим, но менее содержательным и менее творческим. Диалектическое многообразие Августиновой мысли уступает здесь место однозначным определениям и формальным доказательствам. Заимствуя у Августина идею тождества бытия и блага, Клавдиан дает классификацию благ: (1) высшее благо, лишенное качеств и движе–ния в пространстве и времени, судящее, но несудимое, — это бог; (2) благо, обладающее качеством, движущееся во времени, но не в пространстве, судящее и судимое, — это душа; (3) благо, характеризующееся качеством и количеством, движущееся во времени и пространстве, не судящее и не судимое, — это тело (Бе ап.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

И самая первая тема, о которой нам предлагается задуматься в связи с наступлением поста – это личность и поступок вот этого Закхея. Тут вообще очень много чего можно сказать, но я сегодня поделюсь с вами, дорогие, только одной такой простой мыслью, одним аспектом, который меня всегда впечатляет. Тем, что Закхей сразу, безо всякого ложного страха и без ложного смирения, сразу принимает Господа в свой дом. Он не притворился застенчивым и не занялся уборкой, ведь у него дома, можно подумать, наверное, в его роскошном доме не всё благочестиво выглядело, ни люди, ни обстановка. Такой весь неблагочестивый и неправильный, он, тем не менее, откликается на призыв Спасителя сразу и принимает Его от души. Честно и откровенно открывает ему не только двери своего дома, но и себя, Закхея, таким, какой он есть. Такой неловкий, он забрался на смоковницу и не подошел, понимаете ли, с каким-нибудь умным вопросом или предварительным подвигом, нет, но что было у Закхея? У Закхея оказалась такая отзывчивость, такая готовность ответить на то неожиданное внимание, на ту милость, оказанную ему Богочеловеком. Поэтому и нам не надо смущаться, если мы тоже все такие неправильные и, может быть, думаем, что встреча со Христом, настоящее общение с Ним, недоступно нам. Нет, Он всех нас призывает, какими бы мы ни были, где бы мы ни находились, куда бы мы ни забрались, неуклюже и неправильно, как Закхей на смоковницу. «Сойди скорее», – говорит Спаситель каждому из нас. И не будем церемониться, а откроем двери нашего сердца Ему, хотя бы в короткой, но искренней, честной и ежедневной молитве, хоть собственными словами. Не наши усилия, не наша правильность полагают начало общения с Ним, а Его призыв и Его готовность прийти в наш дом может быть совсем неожиданной, когда мы не притворяемся, а открываемся Ему такими, какие мы на самом деле есть. Вот и всё, мои дорогие, спасибо, что вы сегодня зашли к нам и пили кофе с сестрой Вассой! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

Заметьте также, что тема света – это еще одна важная тема вечерни. В древние времена вечер был временем, когда люди зажигали лампы, а ранние христиане благодарили Бога за дар огня, который является предметом первой необходимости, предоставляющим свет и тепло после захода солнца. Далее, следующее, что мы слышим в вечерне – это короткий стих, который называется Прокимен. И каждый день на неделе этот стих разный.  Следующим будет «Сподоби, Господи», и это молитва, в которой мы просим Господа уберечь нас от грехов этим вечером… Удачи с этим пунктом, если вы собираетесь проводить вечер в Интернете. Но мне пора закругляться. На следующей неделе я расскажу вам о заключительной части вечерни, а также сконцентрируюсь на гимне, о котором мы уже говорили. Потому что сегодня я не хочу выходить за рамки предоставленного нам времени. Хорошо? Смотрите нас на следующей неделе, и мы продолжим обсуждение вечерни. Пожалуйста, этим вечером сфокусируйте свои мысли, думайте о хорошем, вдохновляйтесь верой в своих мыслях. Увидимся на следующей неделе! Перерыв на кофе с Сестрой Вассой Всем привет! Меня зовут сестра Васса, и это просто небольшой перерыв на кофе. Краткие размышления в середине дня. Причина, почему я это делаю, заключается в том, что в последнее время у меня возникла проблема с моими авторами. Они сидят тут и играют в видеоигры, вместо того чтобы писать для вас новые эпизоды. Не переживайте, я уверена, что это просто такой период. На данный момент я просто поделюсь с вами собственными мыслями. Вот что пришло мне в голову без особых к тому причин. Бог дает мне свободу быть неправой. Зачем Он это делает? Разве мы и окружающие нас люди не страдаем от своих грехов? Разве из наших грехов выходит что-то хорошее? На самом деле, ДА. Прежде всего, если мы обращаем  на них внимание, замечаем наши грехи. А кроме того, если мы правильно подходим к нашим ошибкам. Как покаявшийся на кресте вор, который распознал собственные грехи и, что еще важнее, изменил направление своих мыслей и заметил Божественную доброту Богочеловека, распятого на соседнем кресте: «Этот человек не сделал ничего плохого» (Евангелие от Луки 23:41). И он сказал Иисусу: «Вспомни обо мне, Господи, когда Ты прибудешь в Царствие Твое» (Евангелие от Луки 23:42).

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010