Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [серб. Jobah] (Йованович; 1732, г. Сремски-Карловци, Сербия - 12.04.1805, Сомбор, там же), еп. Горно-Карловацкий (1783-1786) и Бачский (1786-1805) Карловацкой митрополии . Благодаря покровительству еп. Темишварского Викентия (Йовановича-Видака ; впосл. митрополит) получил духовное образование и вскоре стал настоятелем мон-ря Хопово . 2 нояб. 1783 г. был назначен епископом Горно-Карловацким (см. ст. Горно-Карловацкая епархия ). В янв. 1784 г. принял епархию от владыки Петра (Поповича), в марте торжественно вступил на кафедру. Однако И. не нашел поддержки у клира и мирян и в 1786 г. был перемещен в г. Нови-Сад. В 1787 и 1788 гг. И. дважды обращался к имп. Свящ. Римской империи Иосифу II с предложением поднять антитур. восстание в прилегающих к границам империи Габсбургов тур. областях Сербии, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Македонии и Греции. 27 марта 1788 г. переправился в Сербию для проведения антитур. агитации среди единоверцев, что способствовало осознанию национального единства сербов на территориях как Османской империи, так и империи Габсбургов. Весной и осенью 1789 г. вновь совершил поездки по Сербии с агитационными целями, посетив свыше 200 сел. Его деятельность способствовала массовому участию серб. добровольцев в войне 1787-1791 гг., к-рую Россия и монархия Габсбургов вели против Османской империи. Разочаровавшись в политике взошедшего на австрийский престол Леопольда II, И. первым среди сербов того времени обратился к России: 26 июля 1790 г. он отправил из Вены послание имп. Екатерине II с просьбой о покровительстве серб. народу. И. выступал за освобождение балканских народов от османского гнета с помощью вооруженной борьбы и за создание на Балканах правосл. гос-ва при поддержке России. В результате австр. власти обвинили его в действиях антигос. характера. Во время Первого серб. восстания против турок (1804-1813) первым оказал повстанцам помощь оружием и деньгами, отправив им 2 купленные на собственные средства пушки и 12 тыс. форинтов.

http://pravenc.ru/text/469486.html

комиссара. Несмотря на ограниченные возможности, митр. Павел открыл школу для священников в Плашки и богословскую т. н. Покровско-Богородичную школу в Сремски-Карловци; хотя последняя закрылась после его смерти, она стала первым в К. м. уч-щем, дававшим систематическое богословское образование. Главной задачей митрополитов Иоанна (Джорджевича ; 1769-1773) и Викентия (Йовановича-Видака ; 1774-1780) было противостояние властям, которые стремились усилить контроль над жизнью не только православной, но и католической Церкви. В ответ на принятую на Церковно-Народном Соборе 1769 г. «Общенародную жалобу» имп. Мария Терезия издала в 1770 г. регламент с 75 статьями, согласно которым Карловацкий митрополит стал только церковным главой, а решение светских вопросов сербов передавалось в ведение гос. органов. Регламент ограничил доходы клира, сократил число церковных праздников, но разрешил открыть уч-ще для подготовки священников и типографию с целью ослабить среди сербов рус. влияние. В ответ на недовольство сербов в 1777 г. был издан 2-й регламент, но фактически он не отличался от первого. В тот же год была закрыта Иллирийская депутация и изданы «Монашеские правила», согласно к-рым мон-ри должны были сами себя содержать, а избранные настоятели - получать одобрение императрицы. Привилегии сербов существенно ограничила Декларатория (Rescriptum Declaratorium Illyricae Nationis), принятая в 1779 г. и действовавшая до 1868 г. Согласно этому акту, во всех гражданских делах сербы подчинялись светским или военным властям в зависимости от места проживания, митрополит Карловацкий, как духовный глава сербов, избирался на общенародных Соборах, состоящих из 75 депутатов (по 25 чел. от граничарского, городского и духовного сословий), заседания Собора и Синода должны были проходить в присутствии имп. комиссара, а принятые ими решения вступали в силу только после утверждения императором. За митрополией оставалось лишь право на управление своими школами. Хотя Печская патриархия уже была упразднена, отдельная глава Декларатории запрещала Карловацкому митрополиту поддерживать связи с Печем.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

Но, с другой стороны, когда мы отдаем ребенка в секцию самбо или какойто другой борьбы, это может иметь один очень положительный эффект: ребенок поверит в свои силы, преодолеет неуверенность, научится общаться с товарищами по секции, а также научится терпеть боль, не делать трагедию из синяка под глазом. Мой двоюродный брат, занимаясь в детстве боксом, не достиг какихто выдающихся результатов, но зато потом его родители говорили, что он теперь не боится быть обиженным и умеет терпеть боль. К кому больше всего пристают школьные хулиганы? К ребятам слабым духом, неуверенным в себе, плаксам, так называемым «пищикам». Их ткнули — они и запищали. Если мальчик или девочка реагируют на обиды и насмешки спокойно, не плачут и не обзываются в ответ, обидчики, как правило, очень скоро теряют к ним интерес и находят более благоприятные мишени. Вот этому надо учить детей. — И наконец, что делать, когда православный ребенок оказывается в нецерковной среде, где он подчас чувствует себя белой вороной? — Задача родителей — формировать среду общения своему ребенку. Бывает, что в школе подбирается такая компания, что очень даже неплохо, если ребенок не будет с ней общаться. Если не получается найти друзей в школе, то их можно найти вне школьной среды. Как? Есть кружки, секции, приходские школы, клубы детские, где ребенок будет иметь возможность общаться с детьми, близкими ему по интересам. Ничто так не сплачивает детей, как общее дело! Современные дети, как правило, не конфликтуют по религиозным вопросам, сегодня они достаточно позитивно настроены по отношению к вере, по крайней мере, никого не удивишь тем, что ты верующий. Однако, как я уже говорил, изза различий в нравственных ценностях и взглядах на мир между ними может не сложиться контакт. Например, в среде, в которой учился я, были совершенно иные ценности, чем те, в которых старались воспитывать меня мои родители. Ребята матерились, курили на переменках (школа была самая обычная, районная, переполненная), а мои родители очень строго следили за своей речью, естественно, и для меня это было неприемлемо. Мои сверстники увлекались американскими боевиками, которые уже тогда начали появляться в Союзе на кассетах, а у нас дома не было даже телевизора, не то что «видака». Наши интересы не очень совпадали, у меня не было друзей в школе. Но позже, лет в 14–16, появились ребята, с которыми мне стало понастоящему интересно. Я записался в авиамодельный кружок, где нашел единомышленников. Мы вместе мастерили самолеты, слушали хорошую рок-музыку, ездили на соревнования. У меня появились хорошие знакомые и среди ребят моего прихода. Это было уже перестроечное время, в оттепель по отношению к Церкви. На приходах стала появляться молодежь. Мы собирались на квартирах, ставили спектакли к церковным праздникам, здесь же на квартирах проходили занятия детской воскресной школы. Так что скучно не было.

http://pravoslavie.ru/58908.html

Всего известны имена как минимум 19 священников, активно сотрудничавших в годы войны с коммунистами в Черногории. Самыми известными из них были протоиерей Явстатий Караматиевич и священник Новак Мастилович. Отец Явстатий сначала был председателем органов народной власти в своем городе Нове Вароши, потом участником 1-го и 2-го заседания Антифашистского вече народного освобождения Югославии и, в конце концов, стал полковником югославской народной армии. Отец Новак до войны служил настоятелем прихода Нананичи-Фойница в Герцеговине, летом 1941 г. был схвачен усташами, но казни избежал из-за появления итальянских солдат и вскоре бежал к партизанам в Черногорию. В дальнейшем он был участником 2-го заседания Антифашистского вече народного освобождения Югославии, а после войны – председателем президиума Боснии и Герцеговины. [xix] Митрополит Иоанникий считал, что зло коммунизма страшнее и опаснее, чем зло фашизма, и в его Пасхальном послании 1942 г. явно прослеживались мысли о необходимости уничтожения сначала коммунистического, а потом вместе с западными союзниками и фашистского зла. Поэтому Владыка неоднократно писал антикоммунистические окружные послания. 6 апреля 1942 г. он указал архиерейским наместникам и настоятелям монастырей своей епархии сообщить, как вели себя священники и монахи «во время коммунистической тирании», особенно о священниках, которые боролись на стороне коммунистов или вели соответствующую пропаганду и «тем помогали их злодеяниям». При этом митрополит отмечал: «К сожалению и стыду всех нас – священнослужителей – и к соблазну верующих, были и такие священники и иеромонахи». [xx] 16 апреля Владыка издал указ о запрещении в священнослужении активных помощников коммунистов: архиерейского наместника в Колашине протоиерея Йагоша Симоновича, священников Симо Поповича, Блажо Марковича, Видака Дракича, Благота Джуровича, Новака Кольеншича, Джорджи Калезича, Радула Шчепановича и Радована Радуловича, так как они «служили коммунизму, а не Церкви». Среди этих лиц были три члена церковного суда в Цетинье, все они оказались уволены со службы без права пенсии.

http://bogoslov.ru/article/1158253

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ [Серб. Mojcuje] (Миокович; 23.08.1770, Йозефово (ныне в черте г. Нови-Кнежевац, Сербия) - 14.12.1823, Плашки близ г. Карловац (ныне в Хорватии)), еп. Горно-Карловацкий. Монашество принял в монастыре Раковац 1 июля 1785 г., 14 июля был рукоположен во диакона и направлен служащим в консисторию Горно-Карловацкой епархии в Плашки. В 1798 г. рукоположен во иерея и поставлен архимандритом монастыря Раковац. В 1801 г. был администратором епархии после отъезда в Вену еп. Стефана (Авакумовича) и до прибытия еп. Петра (Йовановича Видака) . Архимандритом Бездина во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря поставлен 1 июня 1803 г. В янв. 1807 г. избран епископом Горно-Карловацким. Хиротония состоялась 16 июня в г. Сремски-Карловци, восшествие на кафедру - 1 сент. в Плашки. Положение епархии, главой которой стал М., было весьма тяжелым. Австр. власти стремились ограничить влияние священства на народ и с этой целью ввели дополнительные сборы с приграничного населения. Было запрещено проведение больших празднеств, а священникам запрещено на них присутствовать. После поражения Габсбургской монархии, согласно Шёнбруннскому мирному соглашению 1809 г., земли, на которых располагалась епархия, отошли к Франции. Горно-Карловацкая епархия фактически вышла из-под юрисдикции Карловацкой митрополии , но М. остался ее главой. Епископ и священство епархии были вынуждены принести клятву верности франц. имп. Наполеону I. Франц. власти определили М. годовое жалованье в 3 тыс. дукатов и потребовали описать приходы и предложить меры, которые необходимо принять, чтобы улучшить положение священства и школ. М. предложил разделить приходы на 2 класса (более и менее тысячи верующих), в больших приходах поставить по 2 капеллана, в маленьких - по одному. Благодаря осуществлению этого плана (священнический сан в пограничной области защищал от мобилизации) численность священства возросла, нек-рые приходы были разделены. Впосл., после возвращения австр. власти и закрытия мн. новых приходов, часть священников осталась без приходов. В 1810 г. была открыта Богословская школа в Плашки, в к-рой помимо стандартных предметов изучали франц. язык. Этот язык выучил и сам М. Хотя считалось, что при франц. власти православное и католическое духовенство находилось в равном положении, часть серб. фондов и церковных ризниц была конфискована для нужд франц. армии.

http://pravenc.ru/text/2563996.html

" Слово пацана " , которое обманет 24.12.2023 20:14:18 Сергей Комаров   Посмотрел сериал " Слово пацана " . Что ж, неплохая работа. Новый Балабанов, можно сказать. Показан важный срез нашей истории. Все это было. Может, где-то чуть драматизировали, ради законов жанра. Но в целом - верно. Отголоски этих " понятий " и разборок я и сам застал в юности. Все эти деления на " районы " , действия в каждом молодежных группировок с сопутствующим букетом преступлений, околоблатная этика, специфический сленг и тд. Вроде бы все это уже в прошлом. Районы уже никто не «держит», молодежные банды по улицам не бродят и друг на друга не нападают. Шапки с людей не срывают, из-за «видака» разборок не устраивают. Кстати, о " видаке " - в фильме прекрасно показана его роль в разложении русской молодежи той эпохи. " Видак " как символ второсортного голливудского мусора, который обрушился на нас в те годы ливнем насилия и порнографии.... Да, то время ушло. Но модель отношений и подобный образ решения вопросов в какой-то мере остается - даже на государственном и международном уровне. Пацаны выросли, заняли важные должности - а закваска осталась. Зачастую все работает в режиме тех же понятий. Есть внешний слой политики, а есть внутренний - те же «расклады», «предъявы», свой «беспредел» и тд. То, что эти два мира - уличный и политикум - могут работать по одним и тем же правилам, показано в последней серии фильма: Марат сдает милиции банду, в ответ партийное начальство находит его обидчика и отдает ему на расправу. Баш на баш, как говорится. «Блатные - не люди» - написал некогда Шаламов, который в теме разбирался. И подробно обосновал свою мысль. Рассказал, на что способен человек там, в этом мире. Нет там никакой справедливости, там волчьи законы. Правят бал страсти человеческие, гордыня и произвол. Сериал также показывает диавольский обман всех этих «справедливых законов» улицы, являет подлинную цену " слова пацана " . К чему приводит следование этим законам, нарисовано ясно. Нормальная жизнь разрушается.

http://radonezh.ru/2023/12/24/slovo-paca...