Служба Петру Цетинскому и другие богослужебные тексты, напечатанные в Москве для южных славян Источник Параграф I II III IV V VI Service to Peter Tsetinsky and other liturgical texts printed in Moscow for the South Slavs The article is devoted to Moscow editions of church services and other liturgical texts intended for the southern Slavs. It is common knowledge that during the 18th and 19th centuries, Russia was an active supplier of liturgical books to the Orthodox Slavs. The study shows that in a number of cases, special editions of texts, differing from those published for use within Russia, were prepared for this purpose. The article pays particular attention to the service to St. Peter Tsetinsky, the first edition of which was printed in Moscow in violation of all existing rules for the publication of liturgical literature. This is the only case when the Synodal Printing House published a service to a saint whose name is not featured on the church calendar. Subsequently, the service to Peter Tsetinsky entered Srbljk, but to this day it is missing from the liturgical books of the Russian Church. I. Как известно, в XVIII–XIX в. Россия достаточно активно снабжала православных славян богослужебными книгами, что способствовало сохранению возникшей еще в Средние века близости книжных языков Slavia orthodoxa. Ввоз богослужебных книг был связан с их острым недостатком у православных славян, живущих на территории Османской империи и Австрии. Россия стремилась к тому, чтобы славяне получали церковную литературу, напечатанную синодальными типографиями, а не типографиями Вены или Венеции, где также имелись церковные кириллические шрифты. В данной статье речь в первую очередь пойдет о российско-сербских книжных контактах, однако будут также упомянуты книги, адресованные болгарам. Массовый ввоз богослужебных книг на сербские земли начался еще при Петре I. В описании дел Синода имеется определение от 27 апреля 1721 г. предписывающее в ответ на просьбу митрополита Моисея (Петровича) полностью снабдить богослужебными книгами 12 церквей Белграда 1 . В 30-х годы XVIII века Сербский митрополит Викентий (Йованович) распорядился, чтобы в церквях его митрополии читали и пели только по русским книгам. Это распоряжение было связано с опасением, что книги, напечатанные в других местах, могут содержать униатские идеи. Напечатанные в России книги поступали на Балканы во все возрастающем количестве. На первом этапе это была безвозмездная передача книг, а позже была налажена продажа произведенных в России книг, а также икон и церковной утвари 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Опубликованы решения очередной сессии Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви В частности, Собор произвел масштабные перестановки в епископате Сербской Церкви БЕЛГРАД. 26 мая 2017 г. Пресс-служба Сербской Патриархии опубликовала Коммюнике по итогам очередной сессии Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, состоявшейся в Печской Патриархии и Белграде в период с 14 по 24 мая 2017 г. под председательством Сербского Патриарха Иринея. В работе Собора приняли участие все епархиальные архиереи Сербской Православной Церкви, кроме епископа Осечко-Польского и Бараньского Лукиана, который отсутствовал по состоянию здоровья и скончался 24 мая, в последний день работы Собора. В коммюнике отмечается, что в начале работы сессии Архиерейского Собор Патриарх Ириней в качестве его председателя в своем вступительном слове к иерархам очертил те жизненно важные вопросы церковной жизни, которые необходимо соборно обсудить, и которые касаются, прежде всего, миссии Церкви в современном обществе, и проблемы духовного возрождения нации. Наиболее важным решением Собора в коммюнике названо учреждение новых праздников в календаре Сербской Православной Церкви и Православной Церкви в целом. Собор постановил совершить канонизацию следующих святых Сербской Церкви: 1. Патриарха Печского Паисия Яневца, память которого будет отмечаться 2/15 октября; 2. Архимандрита Стефана Йовановича, который внесен в Месяцеслов под именем преподобного Стефана Троношского, его память будет отмечаться 4/17 сентября; 3. Митрополит Скопского Викентия (Крджича) и игумена Владимира (Протича) как мучеников, погиших от рук болгарских оккупантов в Сурдулице; память будет праздноваться 16/25 мая; 4. Зверски убиенных мучеников Пивских, память которых будет ежегодно отмечаться 25 мая/7 июня, и страдальцев Величских и Горнеполимских, которые прославлены также как мученики, и чей праздник решено отмечать 15/28 июля;

http://sedmitza.ru/text/7228579.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Опубликованы решения очередной сессии Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви 28.05.2017 Пресс-служба Сербской Патриархии опубликовала Коммюнике по итогам очередной сессии Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви , состоявшейся в Печской Патриархии и Белграде в период с 14 по 24 мая 2017 г. под председательством Сербского Патриарха Иринея. В работе Собора приняли участие все епархиальные архиереи Сербской Православной Церкви, кроме епископа Осечко-Польского и Бараньского Лукиана, который отсутствовал по состоянию здоровья и скончался 24 мая, в последний день работы Собора. В коммюнике отмечается, что в начале работы сессии Архиерейского Собор Патриарх Ириней в качестве его председателя в своем вступительном слове к иерархам очертил те жизненно важные вопросы церковной жизни, которые необходимо соборно обсудить, и которые касаются, прежде всего, миссии Церкви в современном обществе, и проблемы духовного возрождения нации. Наиболее важным решением Собора в коммюнике названо учреждение новых праздников в календаре Сербской Православной Церкви и Православной Церкви в целом. Собор постановил совершить канонизацию следующих святых Сербской Церкви: Патриарха Печского Паисия Яневца , память которого будет отмечаться 2/15 октября; Архимандрита Стефана Йовановича , который внесен в Месяцеслов под именем преподобного Стефана Троношского, его память будет отмечаться 4/17 сентября; Митрополит Скопского Викентия (Крджича) и игумена Владимира (Протича) как мучеников, погиших от рук болгарских оккупантов в Сурдулице; память будет праздноваться 16/25 мая; Зверски убиенных мучеников Пивских , память которых будет ежегодно отмечаться 25 мая/7 июня, и страдальцев Величских и Горнеполимских , которые прославлены также как мученики, и чей праздник решено отмечать 15/28 июля; Монаха Иакова (в миру: доктор Радое Арсович) , который внесен в Месяцеслов как преподобный Иаков Новый Туманский, память которого будет отмечаться 8/21 августа.

http://drevo-info.ru/news/22356.html

[  назад  ] Епархии Сербской православной церкви Жичская епархия (до 26 июня 1884 года епархия именовалась Ужицской) Никифор (Максимович) (1831—1853) Иоаникий (Нешкович), епископ Ужицко-Крушевацкий (1854—1873) Викентий (Красоевич) (1873—1882) Корнилий (Станкович) (1883—1885) Никанор (Ружичич) (4 мая 1886 — 28 мая 1889) Савва (Барач) (3 июля 1889 — 17 мая 1913) Николай (Велимирович) (1919—1920) Ефрем (Бойович) (17 ноября 1920 — 3 июня 1933) Николай (Велимирович) (1934 — 18 марта 1956), с 1941 отсутствовал Викентий (Проданов), временно управляющий (1941—1947) Валериан (Стефанович), временно управляющий (1947—1949) Иосиф (Цвийович), временно управляющий (1950—1951) Герман (Джорич) (9 июня 1956 — 13 сентября 1958) Василий (Костич) (20 мая 1961 — 25 апреля 1978) Стефан (Боца) (май 1978 - 4 февраля 2003) Хризостом (Стоич) (8 июня 2003 - 18 декабря 2012) Иоанн, епископ Шумадийский, временный администратор (1 июня 2013 - 24 мая 2014) Иустин (Стефановия) (24 мая 2014 - Тимишоарская епархия Георгий (Летич) (1903-1931) Лукиян (Пантелич) (1999 - Банатская епархия Георгий (Летич) (1931-1935) Ириней (Чирич) (1935-1936) администратор Викентий (Вуич) (1936-1939) Дамаскин (Граднички) (1939-1947) патр. Гавриил (1947-1950) админ.) патр. Викентий (1950-1951) админ.) Висарион (Костич) (1951-1979) Сава (Вукович) (1980-1985) администратор Амфилохий (Радович) (16 июня 1985 - 1991) Хризостом (Стоич) (1992 - 2003) Никанор (Богунович) (2003 - Рашско-Призренская епархия Павел (Стойчевич) (22 сентября 1957 - 1 декабря 1990) Артемий (Радославлевич) (26 июня 1991 - 13 февраля 2010) Феодосий (Шибалич) (18 ноября 2010 - Враньская епархия Пахомий (Гачич) (10 сентября 1992 - Пакрацкая епархия (-1959), Славонская епархия (1959 - Петроний Любибратич (1699—1703) Софроний Подгоричанин (1705—1710) Василий Раич (1710) Гавриил Попович (1715—1716) Афанасий Радошевич (1717—1720) Никифор Стефанович (1721—1743) Софроний Йованович (1743—1757) Викентий Йованович Видак, администратор (1757—1759) Арсений Радивоевич (1759—1769)

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-se...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛГРАДСКО-КАРЛОВАЦКАЯ МИТРОПОЛИЯ (1726-1739), возникла в сложный для истории Сербии момент, когда по условиям Пожаревацкого мира (1718) в результате австро-тур. войны Османская империя уступила Австрии территорию Баната (Вршацкая и Темишварская епархии) и Сев. Сербии (Белградская и Валевская епархии). Карловацкий митр. Викентий (Попович ; 1713-1725) отстаивал перед австр. властями целесообразность вхождения этих епархий в его юрисдикцию в целях сохранения церковного единства сербов под австр. короной. Однако Вена, заручившись поддержкой Белградского митр. Моисея (Петровича) , к-рый с 1722 г. был коадъютором митр. Викентия, создала на присоединенных к ней территориях особую Белградскую митрополию, подчинив ей также румын. епископа в Рымнике. Раскол удалось преодолеть только после кончины Карловацкого митрополита, чьим преемником стал Моисей (Петрович; 1726-1730), объединивший под своей властью обе митрополии под названием Б.-К. м. и ставший «верховным архиепископом и митрополитом» всего правосл. населения Австрии. Однако после его кончины высший церковный клир вновь раскололся на 2 лагеря, каждый из к-рых оправдывал свои действия стремлением к единству. На общенародном Соборе 1731 г. в Сремски-Карловци имп. комиссар гр. Локателли, ссылаясь на волю австр. императора, настаивал на разделении митрополии, что вновь привело бы к ситуации раскола. Но, учитывая сопротивление сербов и неблагоприятное внешнеполитическое положение Габсбургской империи, австр. правительство было вынуждено в качестве исключения разрешить избрание единого митрополита, к-рым стал Викентий (Йованович ; 1731-1737). Во время существования единой Б.-К. м. был учрежден архиепископский суд, в церквах появились метрические книги, повсеместно проводилась просветительская работа. По просьбе митр. Моисея российский имп. Петр I подписал в 1724 г. указ о командировании к сербам учителя слав. и лат. языков старшего справщика и переводчика при типографии Святейшего Синода М. Т. Суворова, чья деятельность заслужила одобрение и благодарность со стороны серб. архиереев. При митр. Викентии из России прибыли Э. Козачинский, П. Казуновский, Т. Климовский, Г. Шумлян, Т. Левандовский, И. Минацкий, но их деятельность не получила такой, как раньше, поддержки со стороны церковных властей, вынужденных во многом прислушиваться к указаниям, исходившим из Вены.

http://pravenc.ru/text/77888.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иоанн (Раич), архим. Литография. Нач. XIX в. (ГИМ) [серб. Jobah] (Раич) (11.11.1726, Сремски-Карловци, Сербия - 11.12.1801, мон-рь Ковиль, там же), архим., богослов, историк и поэт. В 6 лет пошел в «славянскую школу» в г. Сремски-Карловци, в к-рой преподавал прибывший из России по приглашению Карловацкого митр. Викентия (Йовановича) Эммануил Козачинский. Затем обучался в гимназиях в Комароме и Шопроне (Венгрия). Летом 1753 г. из Шопрона направился пешком в Киев, где, согласно аттестату, с 26 сент. 1753 по 21 мая 1756 г. изучал богословие и был «меж первейшими учениками признан». После окончания учебы ок. полугода провел в Москве и затем вернулся на родину. В 1757 г. вновь приехал в Киев, откуда отправился в паломничество по св. местам: посетил К-поль и Св. Гору (путешествие описал в кн. «Мореплавание Ивана Раича»). По возвращении домой в 1759 г. получил место преподавателя сначала в богословско-учительской школе в Сремски-Карловци, затем в 1764 г. в богословском уч-ще в г. Нови-Сад. 12 мая 1772 г. принял монашество и с июня того же года до смерти оставался архимандритом мон-ря Ковиль . По свидетельству современников, И. спал по 5-6 часов в день, 2-3 часа молился и ежедневно 15-16 часов читал и писал. Полученное в России образование позволило ему стать известным серб. богословом. Он писал полемические богословские трактаты, церковные поучения, составлял обрядовые книги, занимался историей христианства. Им были написаны «Малый катехизис» (Вена, 1776), «Великий синодальный катехизис» (Сремски-Карловци, 1904), «Камень веры», «Теологическое тело», «Слово о грешном человеке» (Венеция, 1764) и др. произведения. Его называли серб. Златоустом, а он видел свою задачу в том, чтобы прежде всего защищать сербов от унии, навязываемой Габсбургской монархией. Большинство его церковных сочинений основаны на трудах известных русских богословов или являлись их переводами: напр., он перевел «Священную историю» митр. Московского Платона (Левшина) (Свещенна ucmopije ради малолетне дечице краткима вопросама и ответама сочинена у Москви 1782 лета. Будим, 1809). По свидетельству митр. Карловацкого Стефана (Стратимировича) , И. не прельщала церковная карьера и он 15 раз отказывался от поставления в сан епископа.

http://pravenc.ru/text/469538.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [серб. Jobah] (Йованович; 1732, г. Сремски-Карловци, Сербия - 12.04.1805, Сомбор, там же), еп. Горно-Карловацкий (1783-1786) и Бачский (1786-1805) Карловацкой митрополии . Благодаря покровительству еп. Темишварского Викентия (Йовановича-Видака ; впосл. митрополит) получил духовное образование и вскоре стал настоятелем мон-ря Хопово . 2 нояб. 1783 г. был назначен епископом Горно-Карловацким (см. ст. Горно-Карловацкая епархия ). В янв. 1784 г. принял епархию от владыки Петра (Поповича), в марте торжественно вступил на кафедру. Однако И. не нашел поддержки у клира и мирян и в 1786 г. был перемещен в г. Нови-Сад. В 1787 и 1788 гг. И. дважды обращался к имп. Свящ. Римской империи Иосифу II с предложением поднять антитур. восстание в прилегающих к границам империи Габсбургов тур. областях Сербии, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Македонии и Греции. 27 марта 1788 г. переправился в Сербию для проведения антитур. агитации среди единоверцев, что способствовало осознанию национального единства сербов на территориях как Османской империи, так и империи Габсбургов. Весной и осенью 1789 г. вновь совершил поездки по Сербии с агитационными целями, посетив свыше 200 сел. Его деятельность способствовала массовому участию серб. добровольцев в войне 1787-1791 гг., к-рую Россия и монархия Габсбургов вели против Османской империи. Разочаровавшись в политике взошедшего на австрийский престол Леопольда II, И. первым среди сербов того времени обратился к России: 26 июля 1790 г. он отправил из Вены послание имп. Екатерине II с просьбой о покровительстве серб. народу. И. выступал за освобождение балканских народов от османского гнета с помощью вооруженной борьбы и за создание на Балканах правосл. гос-ва при поддержке России. В результате австр. власти обвинили его в действиях антигос. характера. Во время Первого серб. восстания против турок (1804-1813) первым оказал повстанцам помощь оружием и деньгами, отправив им 2 купленные на собственные средства пушки и 12 тыс. форинтов.

http://pravenc.ru/text/469486.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ Моисей (Путник), митр. Карловацкий. Портрет. Худож. Дж. Даниель Донат. 1782 г. Моисей (Путник), митр. Карловацкий. Портрет. Худож. Дж. Даниель Донат. 1782 г. (Путник Василий; 25.03. 1728, Петроварадински-Шанац (ныне Нови-Сад) - 28.06.1790, Вена), митр. Карловацкий Сербской Православной Церкви. Род. в семье Алекса и Мили, принадлежавшей к древнему сербскому роду, получившему в 1621 г. венг. дворянство. Учился в г. Сремски-Карловци при патриархе Арсении IV († 1748) и митрополитах Исаии (Антоновиче) и Павле (Ненадовиче) . Считался одним из самых образованных сербов своего времени. Принял монашество в мон-ре Раковац 1 нояб. 1749 г. 11 апр. 1753 г. митр. Павел (Ненадович) назначил его протосинкеллом, в следующем году поставил архимандритом кафедральной ц. свт. Николая Чудотворца в Сремски-Карловци. Был митрополичьим экзархом в Арадской епархии в составе комиссии, боровшейся с распространением унии. Важное значение придавал образованию священства и народа, финансировал богословскую школу. Добился от магистрата Сремски-Карловци выделения участка возле Соборной церкви со зданием семинарии, строительного материала, денежной дотации в тысячу форинтов и выдачи кредита в Народном банке для строительства здания школы. Он хотел, чтобы в новой школе обучались ученики независимо от их вероисповедания, но при этом часть здания была отведена только для правосл. учеников, однако власти назначили в школу немецкоязычных учителей, а серб. учитель П. Полянац был вынужден уйти. В 1757 г. был избран епископом Бачским (см. ст. Бачская епархия ) после смерти еп. Виссариона (Павловича) . В 1774 г. попросил перевести его на Темишварскую епархию , т. к. ее глава Викентий (Йованович Видак) стал Карловацким митрополитом. После смерти митр. Викентия (1780) был администратором Карловацкой митрополии, а 21 июня 1781 г. избран ее главой. В ежегодных посланиях к верующим в честь Рождества Христова и Пасхи М.

http://pravenc.ru/text/2564000.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Павел (Ненадович), митр. Карловацкий. Портрет. До 1768 г. [Серб. Павле] (Ненадович Петр; 1699, Будим (ныне Будапешт) - 15.08.1768, г. Сремски-Карловци), митр. Карловацкий (1749-1768). Род. в местечке Табан близ г. Будим в семье Ненада (по его имени взял фамилию) и Елисаветы. В Табане учился в серб. и нем. школах, окончил неск. классов лат. школы, затем работал в магистратуре Будима. Благодаря хорошему образованию привлек внимание митр. Карловацкого Моисея (Петровича), к-рый постриг его в монашество с именем Павел, рукоположил во диакона, затем во иерея и назначил экзархом. При митр. Карловацком Викентии (Йовановиче) , в 1732 г., П. стал главным экзархом, а через 2 года был поставлен «уполномоченным, наместником и экономом в Карловцах и Белграде». После смерти митр. Викентия (1737) Карловацкую митрополию возглавил патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) , при к-ром в 1742 г. П. стал управлять Горно-Карловацкой епархией : имп. Мария Терезия подтвердила его избрание только в 1744 г. В епархии П. боролся против распространения униатства, особое внимание уделял просвещению духовных лиц и верующих. Вместе с еп. Костайницким Алексием (Андреевичем) в 1746 г. в Плашки открыл Центральное уч-ще Горно-Карловацкой и Костайницкой епархий, а в Залужнице - Учительско-богословскую школу. После смерти патриарха Арсения Карловацким митрополитом стал еп. Арадский Исаия (Антонович) . П. был переведен на освободившуюся Арадскую кафедру, но не успел на нее взойти из-за последовавшей кончины митр. Исаии. На соборе 16 июля 1749 г. П. избран митрополитом Карловацким. Главное внимание П. уделял финансовому обеспечению митрополии и развитию духовного образования, в 1749 г. он основал фонд, в к-рый сначала вложил 50 дукатов, а впосл. ежегодно переводил по 10 дукатов. Средства из этого фонда шли на содержание созданной П. Покровско-Богородичной школы (1749-1769), в которой обучались и дети, и священнослужители. Благодаря его усилиям открылось еще неск. школ, а для повышения уровня образования верующих в храмах стали проводиться обязательные уроки после богослужений. В этих школах часто преподавали рус. учителя по рус. учебникам, что вызвало даже смену сербско-слав. языка в богослужении на русско-славянский.

http://pravenc.ru/text/2578495.html

(Модоран) [румын. Climent Modoran] (ок. 1685, с. Пьетрари-де-Жос, Валахия - 31.01.1753, там же), еп. Рымникский в 1735-1749 гг. В раннем возрасте осиротел, воспитывался в мон-ре Бистрица. Был пострижен в мон-ре Хурези. Поставлен настоятелем мон-ря Половраджи, находившегося под управлением монастыря Хурези. Позднее возглавлял монастырь Бистрица (письменное упоминание о его настоятельстве относится к 1734). 28 июня 1735 г. выборное собрание архиереев и бояр предложило 3 кандидатуры, в т. ч. К., для занятия вакантной Рымникской и Новосеверинской епископии (см. Рымникская архиепископия ), 1 окт. 1735 г. венский двор остановил свой выбор на К. Поскольку Рымникская епископия в период австр. владычества (1718-1739) находилась в юрисдикции серб. Белградско-Карловацкой митрополии, К. был хиротонисан во епископа Рымникского 12 апр. 1737 г. митр. Карловацким Викентием (Йовановичем). В начале управления епархией К. также духовно окормлял верующих Брашова и обл. Цара-Бырсей в Трансильвании (до 1739). В 1737 г. началась австро-тур. война, и осенью того же года австр. войска оставили Олтению. Большую ее часть захватили турки с союзниками татарами. К. был вынужден покинуть резиденцию и искать прибежища в горах Лотру. После подписания 21 сент. 1739 г. в Белграде мирного договора между Австрией и Османской империей и возвращения Олтении в состав Валахии К. вновь занял Рымникскую кафедру, вошедшую в состав Унгро-Влахийской митрополии. Первое, что сделал К., было восстановление кафедрального собора во имя свт. Николая Чудотворца (1739-1749), епископской резиденции и адм. помещений, разрушенных во время австро-тур. войны 1737-1739 гг. Он также построил больницу с ц. Успения Пресв. Богородицы (1745) на территории кладбища епископии. На свои денежные средства при содействии братьев и др. родственников построил на территории совр. жудеца Вылча скит Пэтрунса в с. Бэрбэтешти с церквами вмц. Параскевы (это имя носила мать К.) и свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских (1740), скит в с. Пьетрари-де-Жос с ц. Благовещения Пресв. Богородицы (1742-1743) и скит Колник с ц. Рождества Божией Матери в с. Моштени (1752), возвел церкви в селах Бодешти и Горану (ныне в черте г. Рымнику-Вылча) и др.

http://pravenc.ru/text/1841363.html

  001     002    003    004    005